На берегах Волги в городе Романове-Борисоглебске (нынешнем Тутаеве) стоит прекрасный храм Воскресения Христова. В нем хранится великое сокровище – наследие Святой Руси – икона Спаса Вседержителя. Это самое большое изображение Лика Спасителя в России – размеры иконы около трех метров в высоту и ширину. Икона была написана в XIV–XV веках и с тех пор не поновлялась, поэтому образ поначалу плохо виден под потемневшим слоем олифы. Но по мере того, как вглядываешься в него, Лик Спасителя начинает проступать из глубины веков в мерцающем свете лампад и свечей.
Ныне он свободен от окладов и риз, от рам и стекол, так часто создающих преграду между образом и молящимися пред ним. Драгоценный венец вокруг Лика лишь усиливает впечатление. Это образ поразительной силы – здесь чувствуешь себя стоящим пред Живым Богом. Икона находится слева напротив фрески западной стены храма с изображением Страшного Суда Божия. Все внутреннее убранство церкви – старинный иконостас, древние иконы и скульптуры, дивные фрески – помогает воспринять глубину образа. Этот храм будто специально был построен для того, чтобы стать вместилищем и хранителем великой святыни нашей земли. Cогласно местному преданию, образ был написан в конце XIV века и находился в потолке (куполе) деревянного храма мужского монастыря. На месте этого храма в 1652 г. началась постройка шатровой каменной церкви (уже приходской) во имя Смоленской иконы Божией Матери. Но в 1670 г. своды храма треснули, и спустя 8 лет ярославские мастера возвели на том же месте новый храм – Воскресенский, куда и поместили икону.
При посещении храма в 1749 г. митрополит Ростовский Арсений Мациевич, увидев эту икону Спасителя, распорядился взять ее в свой архиерейский дом, где она и находилась более 40 лет. В 1793 г. при архиепископе Ростовском Арсении Верещагине (1783-1799) по просьбам жителей Борисоглебска святыню разрешили перенести в родной город. На руках от самого Ростова несли люди свою икону. Не доходя до города трех верст, они остановились близ ручья Ковати и решили обмыть образ от дорожной пыли и потом уже нести его в город. И на том месте, где стоял образ, и до сего дня бьет ключ чистой воды, почитаемой святой и целебной. Перенесение иконы из Ростова в Борисоглебск совершилось 18 сентября 1793 г.
В память этого события на образ был сделан драгоценный венец. Борисоглебский образ Спасителя очень любили и почитали в дореволюционной России. Четыре раза в году десятки тысяч паломников со всех концов России собирались в Романове-Борисоглебске, чтобы молитвенно участвовать в торжествах, посвященных иконе. Два раза в году образ Спасителя носили с Крестным ходом вокруг города по обеим сторонам Волги, для чего имелись огромные (до сих пор сохранившиеся) носилки. Это происходило в десятое воскресенье по Пасхе – местный праздник иконы – в воскресенье перед праздником святого пророка Илии 20 июля (2 августа).
Кроме того, дважды в году образ переносили из летнего Воскресенского собора в зимний – во имя Смоленской иконы Божией Матери – и обратно. Совершался этот перенос в последнее воскресенье перед праздником Покрова Божией Матери и в воскресенье перед праздником святителя Николая. Особое празднование образу совершается 1 (14) августа в день празднества Всемилостивому Спасу.
Замечательно написал о Борисоглебском образе Спасителя Ю. Шамурин в 1912 году в первом выпуске «Культурных сокровищ России», посвященном городам Ярославской земли: «Почти саженный, темный и строгий лик, окаймленный золотом резной рамы, одиноко вырисовывается в перспективе храма. В папертях светло и просторно, снопы лучей льются в окно, оживляют бархатные тона фресок… Каково бы ни было происхождение образа, он необыкновенно уместен в соборе XVII века: он дает выразительный контраст с радостной красотой окружающего, углубляет и обосновывает ее.
В храме, воплощающем миропонимание и художественные стремления XVII века, он является отзвуком прежних веков – тревожных и грозных. Если в Борисоглебских стенописях мы узнаем о кроткой и безмятежной душе художников XVII века, то страдающие и строгие глаза Спаса напоминают о другом искусстве, более древнем, но и более вдохновенном, воплотившем трепетное смирение народа-страдальца. Спас грозный и страдающий, проникновенно глядящий широко открытыми печальными глазами, – весь лик, незабвенно прекрасный своей одухотворенностью, свидетельствует о иконописном мастерстве XV и XVI веков… Не только небесная строгость, но и любовь, не только Божественное величие, но и земное страдание, жалость к грешному и беспомощному человечеству исходит от лика Борисоглебского Спаса… Неясны и условия, создавшие в захолустной глуши Поволжья дивный храм; перенесенный в Москву, он был бы лучшим ее украшением.
Ни Москва, ни богатый Ярославль, несмотря на ревностное храмоздательство, не сумели создать таких колоссальных памятников; в каждой детали Воскресенского собора проглядывает щедрость, широкий размах, творческий восторг, – словно не хотели знать удержу люди, решившиеся прославить родной город невиданным в округе храмом… Стоя перед Воскресенским собором, совершенно непосредственно ощущаешь тишину, спокойствие русского церковного зодчества… Торжественная красота его охватывает с первых же шагов. Едва минуешь двери крыльца, идущая кверху лестница с нависшими расписными сводами сразу сбивает внимание с позиции равнодушного наблюдения и вызывает какой-то благоговейный интерес… Когда двери, ведущие из паперти в церковь, открыты, за ними расстилается перспектива обширного храма, залитого стенописью, с мерцающим вдали золотом иконостаса, с просторными легкими сводами. Из западной галереи виден стоящий недалеко от входа огромный образ Нерукотворенного Спаса…».
Юрий Шамурин назвал икону образом Нерукотворенного Спаса, и это не ошибка. Хотя иконографически икона написана как образ Спаса Вседержителя, внутренне он неразрывно связан с образом Нерукотворенного Спаса и раскрывается духовному взору именно как Нерукотворенный Лик Спасителя. Лик Спаса Вседержителя, что в Романове-Борисоглебске, написан был в то самое время, когда среди правителей русских княжеств царили небратолюбие, междоусобицы и предательство, поэтому в нем отразилась боль Русской земли, великая печаль о разделении рода человеческого, об ужасах войн и страданий народных.
XIV век – время жестоких татарских нашествий и кровавых междоусобиц, но это и время величайшего подъема духовности на Руси, расцвета монашеского делания, когда на Севере Русского государства явилась миру великая Русская Фиваида во главе с преподобным Сергием Радонежским – игуменом Русской земли, ее взбранным воеводой, молитвенником и защитником. Эта глубина и сила святости нашего XIV века, явившего сонм великих святых подвижников, также воплотилась в образе.
Знаменательно, что этот образ явился на Ярославской земле. Ярославль был основан ростовским князем Ярославом Владимировичем (978–1054) – сыном святого равноапостольного князя Владимира. По преданию, сам князь боевым топором зарубил священного медведя язычников и приказал срубить над Волгой деревянную крепость, названную по его имени Ярославлем. Своей законодательной деятельностью, заботой о распространении христианства, просвещении народа, внутреннем благоустройстве и безопасности Руси он так возвысился в глазах древнерусских людей, что получил прозвание Мудрого. В его княжение Русь стала равноправной державой среди европейских стран. Ярослав был женат на дочери шведского короля Олофа Шётконунга Святого – Ингигерде (в крещении Ирина), которая после кончины мужа приняла монашеский постриг и прославилась в лике русских святых как преподобная Анна Новгородская.
Киев времен Ярослава Мудрого иностранцы считали соперником Константинополя. В своем завещании, разделив Русскую землю между сыновьями, Ярослав предостерегал их от междоусобиц и призывал жить в любви и братстве. Ярославская земля прославилась своими святыми князьями. Среди святых земли Ростово-Ярославской имена Ярославских чудотворцев – святых благоверных князей Василия, Константина, Феодора и чад его Давида и Константина, а также угличских чудотворцев – благоверного князя Романа и царевича Димитрия. Ярославские князья никогда не претендовали на ведущую роль в Русской земле; они сразу и бесповоротно стали на сторону Москвы в ее борьбе за объединение русских земель. Со времен Ивана Калиты они были постоянными союзниками Москвы.
Древний Романов-Борисоглебск расположен в пятидесяти километрах выше Ярославля на обоих берегах Волги, вдоль прибрежных скатов, достигающих сорокаметровой высоты. Это одно из самых поэтичных и запоминающихся мест нашей земли, где раскрываются глубина России, ее дух, история и судьба. Сохранившиеся до наших дней многочисленные храмы являются одной из самых ярких страниц русского зодчества XVII века. Волга делит город на две части, до конца XVIII считавшиеся разными городами. Древнейший из них – левобережный Романов – основан в середине XIII века по указу святого благоверного князя Романа Угличского (+ 1285 г., память 3/16 февраля).
«Князь Роман Владимирович собрал бояр и духовенство, долго с ними рассуждал и советовался. Потом, призвавши мастеров и рабочих, отправился с ними к слободе Борисоглебской и напротив ее, на высоком берегу Волги, заложил соборную церковь во имя Воздвижения Креста, распределил, где быть крепости, потом собрал множество рабочих людей тамошнего края, распорядясь работами, возвратился в Углич. Через три года донесли князю, что город кончен. Князь поехал туда и удивился, видя город цветущ и преизрядне. Князь Роман, довольный своим созданием, отслужил благодарственный молебен, распорядился управлением новой крепости, и потом возвратился в престольный град Углич». Так пишет Ф. Киссель в книге «История города Углича».
Святой князь Роман прославился своим благочестием. Он построил 15 каменных храмов, устраивал богадельни и странноприимные дома, часто беседовал с опытными в духовной жизни иноками, любил читать духовные книги. Вдовый и бездетный, он посвятил свою жизнь молитве, посту и доброделанию. Прекрасны храмы Романова – среди семи сохранившихся храмов города три действующих: Покровский, Леонтьевский Крестовоздвиженский и Спасо-Архангельский. Особенно замечателен среди них Покровский храм (1674 г.), бывший ранее монастырским, сохранивший древние иконы и скульптуру. Наиболее замечательна редчайшая чудотворная икона Божией Матери «Прибавление ума».
Среди святынь храма – киот с крестом, где хранятся частицы мощей 96 святых. На правом берегу Волги раскинулась Борисоглебская слобода. В «Сказании о Борисоглебской слободе», найденном в одной из церквей города, говорится о том, что город основали беженцы из Ярославля, спасавшиеся от врагов: «И приидоша иные скитальцы и такоже ставиша клети. Тече паки в другое лет приидоша мнихи и постави храм во имя святых Бориса и Глеба и прозвашеся весь Борисоглебска, а по них же премножися есть слобода Борисоглебская».
Сегодня на правом берегу сохранились полуразрушенная Благовещенская церковь, построенная в 1660 г. московскими мастерами, и Воскресенский собор, хранящий образ Спаса. Еще в XIX веке историки удивлялись «непостижимому капризу истории, забросившему в тихий приволжский городок этот памятник, значительно превосходящий ярославские храмы не только размерами, но и роскошью», как упоминает Ю. Шамурин. Но дело не в «капризе истории», а в духовном значении города в деле утверждения пути святых благоверных князей на Русской земле. Воскресенский собор был создан ярославцами, но не в Ярославле, а в Борисоглебске.
Царственный Лик Спасителя должен был находиться в царственном храме. Для понимания духовного значения Ярославля и Романова-Борисоглебска существенно их географическое положение. Оба города находятся на берегах Волги – священной реки не только русского, но и многих других народов. Есть серьезные основания считать, что Волга является священной рекой для всей индоевропейской общности народов, обитавших до их рассеяния в районе между Днепром и Волгой. Об этом свидетельствует и древнейшее имя Волги – «Ра», сохранившееся во многих языках.
Русский народ называет Волгу Матерью, и великая река – одна из величайших рек на земле и самая длинная и полноводная в Европе – является символом пути Руси, ее духовности и исторической судьбы. Являясь древнейшей границей Европы и Азии, Волга указывала русскому народу его путь – утверждение единства, соединение духовности Востока и Запада, служение всему миру без различения народов, земель, стран.
***
Много городов основали русские люди на берегах Волги. Уже в XIII веке были известны Кострома, Юрьевец, Нижний Новгород и другие города. Но первым городом, основанным русским князем на великой реке, стал Ярославль – в этом его особое значение. Ярославская земля играет особую роль в деле утверждения единства русского народа в сильном государстве, объединенном царской властью. Романов, воздвигнутый в Ярославской земле на левобережье Волги, основан святым благоверным князем Романом, благочестивым и добродетельным правителем. Город же, возникший на правом берегу Волги, был посвящен святым князьям-мученикам Борису (в крещении также Роману) и Глебу. В этом соединении раскрывается значение княжеской, а впоследствии и царской власти, духовное знамение правителя народа.
Управление народом – это не властвование, а жертвенное служение. Святые русские князья, давшие имя городу, и весь сонм святых благоверных русских князей показали, каким должен быть истинный правитель народа: он должен обрести веру в истинного Бога, жить праведно, исполняя заповеди Божии, заботиться не только о материальном благополучии народа, но и об утверждении в нем веры и благочестия. Он должен устроить жизнь своего народа и только после этого может, если на то будет благословение Божие, всецело посвятить свою жизнь служению Богу, сменив княжеские одежды на иноческие. Истинный правитель должен быть готов, как святые князья Борис и Глеб, отдать свою жизнь по слову Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).
О понимании на Руси духовного значения подвига святого царя свидетельствует глубокое почитание святого Иоасафа, царевича индийского. Индия даровала человечеству замечательные образы праведных царей, и через образ Иоасафа, святого царевича индийского, духовный опыт Индии пришел на Русь. Святой царевич Иоасаф первым из христианских царей оставил правление и ушел в пустыню к своему учителю преподобному Варлааму для завершения жизни в монашеском подвиге. Он соединил в своем духовном подвиге путь святых благоверных царей (князей) с путем преподобных.
Стремление соединить эти пути святости было особенно велико на Руси. Вот имена русских князей и княгинь, прославленных в лике преподобных: князья Феодор Смоленский, Александр Невский, Даниил Московский, княгини Анна Новгородская, Анна Кашинская, Евфросиния Московская – и многие другие имена, составляющие славу Русской Церкви и Русской державы. В самом слове «правитель» раскрывается, каким должно быть управление народом: корень его – «прав», как и в слове «правда». Это означает, что правитель есть не только у-правитель (т. е. устроитель), но и хранитель правды Божией. Он должен так управлять народом, чтобы лик правды Божией вообразился в нем самом и во всем народе. Вот почему именно лик Спаса Вседержителя (Нерукотворенного Спаса) стал главной святыней города благоверных князей.
Подобно тому, как существуют девять чинов Ангельских Сил в Небесной Ангельской иерархии, девять чинов святости составляют иерархию святости сынов человеческих: праотцы, пророки, апостолы, мученики, святители, блаженные, преподобные, праведники, благоверные цари. Господь Иисус Христос, воплотившись, явил Собой на земле всесовершеннейший образ Человека. Искупив род человеческий, Христос восстанавливает Собой все великие дары и достоинства первого человека Адама. Он восстанавливает и утверждает три достоинства, утраченные человеком после грехопадения: пророческое, священническое и царское. О пророческом достоинстве человека сказано в книге пророка Иезекииля: «И он сказал мне: „Посему изреки на них пророчество. Пророчествуй, сын человеческий“» (Иезек. 11, 4).
Святой апостол Петр в день Пятидесятницы – день основания Святой Церкви Христовой – повторяет слова пророка Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всяку плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Деян. 2, 17).
Пророчество – достояние немногих избранников Божиих, это достоинство не распространяется на весь род человеческий. Миссия пророков – особая в деле спасения людей. Как говорят святые отцы, до скончания века не оскудеют на земле пророки Всевышнего. О священническом достоинстве Отец Небесный говорил пророку Моисею: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, и вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исход, 19, 5–6). Святой апостол Петр в своем послании говорит: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2, 9). Священническое достоинство – также удел избранников Божиих, и не каждый человек станет священником в Царстве Славы. Царское достоинство было даровано Отцом Небесным первозданному человеку. Адам был введен в сотворенный Богом мир как царь, призванный владычествовать миром и творчески трудиться в нем (Быт. 1, 26–28).
После грехопадения человек утратил свое царское достоинство, и мир перестал воспринимать его как царя. Святой апостол Иоанн Богослов по вдохновению Божию говорит в «Апокалипсисе» о царском достоинстве человека, которое восстанавливается Владыкой царей земных – Христом Спасителем, Его Великой Жертвой. «И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбивше му нас и омывшему нас от грехов Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Свое му, слава и держава во веки веков! Аминь» (Апок. 1, 5–6). «Ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Апок. 4, 9–10). Если пророческое и священническое достоинство – удел избранников Божиих, то царское достоинство – дар Божий каждому человеку.
Святые благоверные цари и князья по благодати Божией восстанавливают царское достоинство человека. И потому не случайно этот чин святости находится в основании иерархии святого человечества. Они имеют особые возможности помогать людям в восстановлении их царского достоинства, а в этих трудах должен участвовать каждый человек, это одна из главных духовных задач человечества. Восстановление царского достоинства человека – делание, которое должно и будет совершаться, не прерываясь ни на мгновение, вплоть до самого момента Второго Пришествия Христова и начала новой жизни. В наши дни, когда в духовной жизни видны главным образом утраты, так радостно восстановление славной духовной традиции. Снова царственный чудотворный образ Спасителя из Воскресенского собора Романова-Борисоглебска шествует по обеим сторонам Волги, освящая и ограждая град и жителей его.
<!==nextpage—>
Нам довелось пройти с Крестным ходом по тому же пути, каким многие годы назад носили любимый свой образ наши благочестивые предки. Но этот Крестный ход был особенным, ибо исполнилось 200 лет со дня возвращения образа в город. Удивительное и незабываемое зрелище представлял собой в этот день город, казалось, что на время Крестного хода воскресла прежняя, крепкая верой и молитвой, могучая Русь.
Мы видели тысячи людей, реально ощущали ту радость, которая горела в сердцах многих. Крестный ход вокруг города с чудотворным образом совершается в память Небесных покровителей града – святых благоверных князей Бориса и Глеба. Четыре часа непрерывных молитв, пения, священники окропляют святой водой людей, встречающих икону, деревья, дома, храмы. У каждого из храмов делается остановка, совершается особый молебен. Пел не только сводный хор из всех действующих храмов города – знакомые слова молитв и песнопений подхватывали сотни голосов. Казалось, что пело само небо, солнце, деревья, цветы и травы, птицы – вся природа, все славили Творца, поистине всякое дыхание хвалило Господа в этот удивительный день. Очень трудно передать словами, какое это было торжество, истинный праздник, когда во временном проступает вечность. И все же попытаемся рассказать об основных моментах торжества.
После Литургии и молебна в Воскресенском соборе образ принимают на руки те, кто в этот раз удостоился нести святыню в Крестном ходе. Традиционно это делают только мужчины. Во дни переноса образа из зимнего храма в летний и обратно с Лика Спасителя снимают венец, который несут только женщины – так повелось с давних времен. Икону выносят на руках из храма по широкой лестнице и ставят на огромные носилки. Вокруг них становятся согласно многолетней традиции те 40 мужчин, которым на четыре часа Крестного хода доверяется главная святыня города.
И вот звучит пропетый сотнями голосов тропарь образу Спасителя, и икона начинает свое шествие по городу. На всем пути с обеих сторон дороги стоят жители города с букетами цветов, садовых и полевых, с охапками трав – их бросают перед иконой.
Пройдя по Борисоглебской стороне, Крестный ход направляется к пристани, где икону ожидает большой паром. Носилки с иконой ставят в носовой части парома, и сразу начинается молебен, продолжающийся во все время переправы через Волгу. При выходе из храма начал накрапывать дождик, но, когда подошли к Волге, появилось солнце, и уже до конца дня на землю не упало ни капли влаги. На левом берегу икону встречает множество народа. Открывается борт парома – и вот икона в Романове.
На подъеме от переправы икону встречает Крестный ход из Романовского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы со своими древними святынями. Священники и верующие приветствуют друг друга. Крестный ход перестраивается – появляются новые ряды, хоругви, иконы, кресты. Мы уже отвыкли от подобных зрелищ, но на эту встречу Крестных ходов невозможно смотреть без слез радости и умиления. На вершине подъема, у самого моста через овраг, к шествию присоединяется еще один Крестный ход – из Леонтьевской церкви Романова. И снова радость встречи с дорогими и близкими людьми, снова торжественный молебен, снова Крестный ход перестраивается и усиливается. Присоединяются к шествию и многие жители Романовской стороны.
Теперь путь лежит к Крестовоздвиженскому собору, находящемуся на месте, где святой князь Роман основал свой город. Сохранились валы древней цитадели и замечательный храм XVII века, построенный в традициях XVI века, с прекрасно сохранившимися фресками знаменитых ярославских мастеров – Василия Ильина и Гурия Никитина. Здесь, на месте основания города, служится молебен Спасителю, Божией Матери, всем небесным покровителям града. Но вот Крестный ход приближается к дому, где живет старец архимандрит Павел (Груздев) (1910–1993). Отец Павел встречает икону в полном облачении, в сопровождении гостивших у него монахов и инокинь. Громко и четко произносится начальный возглас – и снова служится молебен.
Следующая остановка у храма Покрова Божией Матери – здесь служится молебен Божией Матери с чтением Евангелия. Наконец приближается последний храм Романовской стороны – Спасо-Архангельский. После молебна здесь ожидает всех «велие утешение братии» – праздничная трапеза. Приходы Романова-Борисоглебска устроили трапезу для всех, кто участвовал в Крестном ходе. После трапезы – снова путь через весь Романов вдоль Волги, к пристани. Как и несколько часов назад, паром принимает святыню и всех, кто возвращается в Борисоглебск. Икона возвращается в Воскресенский собор, поднимается на свое место, отслужен последний молебен, пропето величание. Так заканчивается это торжество.
Хочется сказать: «Приди и посмотри!» Побывав здесь, во всей полноте сознаешь, какое счастье быть православным, сколько возможностей у нас приобщиться к той красоте, благодатной силе и радости духовной, которые несет вера православная: «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение».
Воскресенский храм Романова-Борисоглебска, священство и прихожане его бережно хранят традиции поколений верующих града. Богослужение в храме совершается ежедневно, что нечасто бывает в провинциальных приходских храмах. После каждого богослужения все молящиеся преклоняют колена пред образом Спасителя и поют 13-й кондак акафиста Иисусу Сладчайшему. По воскресеньям перед образом поется весь акафист Иисусу Сладчайшему, соединяемый с молебном. На это пение специально приезжают верующие из Рыбинска, Ярославля и других окрестных городов и мест Ярославской земли. Приходят и жители Романова-Борисоглебска, еще не обретшие веру в Бога. Люди чувствуют особенность этого молитвенного пения пред Ликом Спасителя. Сердца умиляются, и никто не уходит, пока служба не закончится: священник окропляет каждого святой водой и благословляет на все доброе и полезное для души человека.
Для всех, кто пожелает совершить паломничество в этот поистине святой град, хранящий драгоценное духовное наследие Древней Руси, сообщаем, как можно приехать в Романов-Борисоглебск. Проезд поездом или автобусом до Ярославля-главного. Рядом с вокзалом автостанция, откуда за один час автобус довезет до г. Тутаева (так называется пока древний Романов-Борисоглебск). Есть от Ярославля и другой путь – по Волге: от речного вокзала за полчаса «ракета» или «метеор» домчит прямо до Тутаева, с пристани которого виден храм Воскресения Христова.
Молитва, читаемая перед образом Спаса в Воскресенском соборе Романова-Борисоглебска
Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.
Кондак 13 из акафиста Иисусу Сладчайшему,
который поется пред образом Спаса в Воскресенском соборе города Романова-Борисоглебска
О, пресладкий и всещедрый Иисусе! Приими ныне малое моление сие наше, якоже приял еси вдовицы две лепте, и сохрани достояние Твое от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменник, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя раны, и грядущия изми муки всех, вопиющих Ти: Аллилуиа.
Тропарь Всемилостивому Спасу, глас 8
С Вышних призирая, убогия приемля, посети нас, озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость.
Кондак, глас 4
Всякия скверны, Всемилостивый Спасе, аз бых делатель и во отчаяния ров впадеся, но стеню от сердца и вопию к Тебе, Слове: ускори, Щедрый, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.
Тропарь Нерукотворенному образу Спасителя, глас 2
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Кондак, глас 2
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, неописанное Слово Отчее, и образ неписанный, и богописанный победителен, ведуще неложнаго Твоего воплощения, почитаем, того лобызающе.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем образ Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.
Добавьте комментарий