Книги Статьи

КО ДНЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ БЛОКАДЫ (глава из книги: «Исполнен долг, завещанный от Бога…»)

blokada35
27 января 2015 года исполняется 71 год со дня полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. В память об этом событии представляем читателям воспоминания о блокадных днях замечательного русского историка – профессора, доктора исторических наук Марии Ефимовны Сергеенко. Это глава из подготовленной к изданию книги: «Исполнен долг, завещанный от Бога…» Мария Ефимовна Сергеенко (инокиня Мария; 1891–1987).
Приведем краткие сведения о жизни и судьбе автора этих воспоминаний.

Мария Ефимовна Сергеенко родилась 9 декабря 1891 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии. Она была единственным ребенком в семье черниговского чиновника. Большую часть года Сергеенко жили в Чернигове, изредка уезжая в поместье, принадлежащее матери, происходившей из дворянского рода Криницких. Детство Марии Ефимовны было счастливым и беззаботным: своя комната, любимые книги, великолепный сад. Мать дала дочери религиозное воспитание.

ЗДАНИЕ БЕСТУЖЕВСКИХ КУРСОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
ЗДАНИЕ БЕСТУЖЕВСКИХ КУРСОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Мария Ефимовна закончила Черниговскую Министерскую гимназию, о которой сохранила благодарные воспоминания за полученные глубокие знания и навыки умственной работы, и в особенности – за умение излагать свои мысли. В 1910 году Мария Ефимовна приехала в Санкт-Петербург и поступила на Бестужевские курсы – первый в России женский университет – в исторический семинар замечательного ученого-античника М. И. Ростовцева, где преподавателями были С. И. Протасова, Ф. Ф. Зелинский, С. В. Меликова.

 КУРСИСТКА, КАРТИНА Н. А. ЯРОШЕНКО (1880). НА КАРТИНЕ ИЗОБРАЖЕНА А. К. ДИТЕРИХС, В ПОРУ НАПИСАНИЯ КАРТИНЫ – СЛУШАТЕЛЬНИЦА БЕСТУЖЕВСКИХ КУРСОВ
КУРСИСТКА, КАРТИНА Н. А. ЯРОШЕНКО (1880). НА КАРТИНЕ ИЗОБРАЖЕНА А. К. ДИТЕРИХС, В ПОРУ НАПИСАНИЯ КАРТИНЫ – СЛУШАТЕЛЬНИЦА БЕСТУЖЕВСКИХ КУРСОВ

Разносторонность занятий закладывала фундамент той потрясающей эрудиции, которая отличала Марию Ефимовну. Рассказывая о Бестужевских курсах, она с благоговением вспоминала о И. М. Гревсе, Г. Ф. Церетели, А. В. Карташеве, Л. П. Карсавине, О. А. Добиаш-Рождественской, о А. И. Вольдемаре (после занятия у которого молодые люди даже на трамвайной остановке продолжали говорить по-латыни).

Еще до окончания Бестужевских курсов в 1915 году Мария Ефимовна начала преподавать латинский язык в гимназиях Л. С. Таганцевой и кн. Оболенской. Государственные экзамены сдала в 1916 году по отделению классической филологии. По рекомендации Ф. Ф. Зелинского она была оставлена на Курсах еще на год с предоставлением особой стипендии.

В 1917 году, после недолгого преподавания в школе родной Андреевки, Мария Ефимовна по приглашению С. В. Меликовой уезжает в Саратовский университет преподавать латинский и греческий языки на историко-филологическом факультете. В1920 году она выдержала магистерский экзамен и получила звание доцента кафедры древней литературы.

Н. И. ВАВИЛОВ В СВОЕМ КАБИНЕТЕ В ВИР. 1930 г.
Н. И. ВАВИЛОВ В СВОЕМ КАБИНЕТЕ В ВИР. 1930 г.

Важную роль в ее судьбе имели уроки латинского языка, которые она давала Николаю Ивановичу Вавилову. Общение с этим гением науки определило одно из главных направлений ее исследовательской работы – занятие римским сельским хозяйством.

В 1929 году, после разгрома научных кадров в Саратовском университете, Мария Ефимовна возвратилась в Ленинград, где сначала устроилась работать в Государственную Публичную библиотеку, потом преподавала латинский язык в 1-м Ленинградском медицинском институте (ЛМИ) и одновременно стала сотрудником Института истории науки и техники АН СССР. Участвовала в создании латинско-русского ботанического словаря, предпринятого ВИР по инициативе Н. И. Вавилова.

БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН. ИСПОВЕДЬ. М. 2006 г. ОБЛОЖКА
БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН. ИСПОВЕДЬ. М. 2006 г. ОБЛОЖКА

В блокадные годы Мария Ефимовна продолжала научную работу, в числе других ленинградских историков в блокадную зиму она принимала участие в «научных чтениях», регулярно проводившихся в подвале архива Академии наук. Тогда же она перевела «Исповедь» Блаженного Августина. Мария Ефимовна вспоминала, что время работы над переводом – одно из счастливейших в ее жизни, хотя трудилась она, умирая от голода и холода, без надежды на публикацию, повинуясь лишь внутреннему чувству. За этот перевод Мария Ефимовна получила высшую похвалу – один из близких людей, мнению которого она доверяла, сказал, что перевод сделан так, как если бы Блаженный Августин написал свою «Исповедь» по-русски.

Мария Ефимовна говорила, что одной из самых ярких добродетелей русского народа (что отмечали неоднократно и иностранцы) является милосердие, сострадание. В своих воспоминаниях Мария Ефимовна пишет о блокаде страшные вещи, но в беседах с близкими она говорила, что выстоять помогло совсем другое – и сама рассказала два блокадных эпизода.

ПЕРВЫЕ НЕМЕЦКИЕ ПЛЕННЫЕ НА УЛИЦЕ ЧАЙКОВСКОГО В ЛЕНИНГРАДЕ. СЕНТЯБРЬ 1941 г.
ПЕРВЫЕ НЕМЕЦКИЕ ПЛЕННЫЕ НА УЛИЦЕ ЧАЙКОВСКОГО В ЛЕНИНГРАДЕ. СЕНТЯБРЬ 1941 г.

Первый эпизод: «Разведчик привел в штаб «языка» – немца, захваченного у передовой. Сидят оба в ожидании, когда пленного вызовут на допрос. Солдату дали краюху хлеба и он бережно ест ее. Немец не смеет попросить – он знает о голоде в осажденном городе и не надеется на милосердие врага. Но русский солдат, разламывая свой кусок на две части, подает одну немцу и говорит при этом: «Жри, сволочь!»
Второй случай: «Апрель 1942 года. Стою в очереди – обещали, что, может быть, будут выдавать горчицу – нашли на складе старый запас. Люди стоят в оцепенении, молчат,– силы есть только на то, чтобы не упасть. И вот на улице появляется группа пленных немцев, которых ведут куда-то под конвоем. И тогда одна из женщин, стоящих в очереди, говорит: «Бедные, как им здесь, в чужой земле!» Мария Ефимовна добавила после рассказа, что блокадной весной 1942 года нужно было иметь великую христианскую любовь, милосердие, сострадание, чтобы произнести такие слова и не выказать ни капли ненависти к врагам.

В 1943 году Мария Ефимовна защитила докторскую диссертацию о римском сельском хозяйстве. В это время она заведовала кафедрой латинского языка в 1-м ЛМИ. В 1948 году М. Е. Сергеенко присвоено ученое звание профессора. После возвращения университета из эвакуации Мария Ефимовна стала преподавать в ЛГУ на кафедре классической филологии, оставаясь заведующей кафедрой мединститута и работая также в академическом институте истории. Уйдя на пенсию в 1974 году, Мария Ефимовна стала заниматься, главным образом, переводами текстов христианских авторов.

Скончалась Мария Ефимовна Сергеенко 28 октября 1987 года на 96-м году жизни. До последнего дня сохраняла она ясный ум и даже понемногу работала. Заветным ее желанием было после смерти быть погребенной на монастырском кладбище Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии. Желание это казалось невыполнимым, но Господь исполнил его…

ПЮХТИЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
ПЮХТИЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
МОГИЛА М. Е. СЕРГЕЕНКО (ИНОКИНИ МАРИИ) НА СЕСТРИНСКОМ КЛАДБИЩЕ ПЮХТИЦКОГО МОНАСТЫРЯ
МОГИЛА М. Е. СЕРГЕЕНКО (ИНОКИНИ МАРИИ) НА СЕСТРИНСКОМ КЛАДБИЩЕ ПЮХТИЦКОГО МОНАСТЫРЯ

Гроб с телом почившей привезли в монастырь и поставили в Успенском соборе, где сразу началось чтение Псалтири, продолжавшееся всю ночь. Утром после Литургии совершили отпевание, а затем погребение тела на сестринском кладбище монастыря. Лишь после отпевания большинство из близких Марии Ефимовны узнали о тайне ее жизни – она приняла тайный постриг с тем же именем – Мария, и потому с полным правом могла быть погребенной на кладбище среди сестер монастыря.

 ИКОНА БОГОРОДИЦЫ СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ В ВВЕДЕНСКОМ ХРАМЕ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ. АВГУСТ 2009 г.
ИКОНА БОГОРОДИЦЫ СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ В ВВЕДЕНСКОМ ХРАМЕ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ. АВГУСТ 2009 г.

Мария Ефимовна скончалась в день празднования иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов» – и это дивный знак законченности ее пути. Икона «Спорительница Хлебов» написана в конце XIX века по благословению Оптинского старца преподобного Амвросия. На этой иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Руки Ее распростерты в благословении. Внизу – сжатое поле, а на нем среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи. Старец Амвросий сам указал день ее празднования – 15/28) октября и назвал образ «Спорительница Хлебов», указывая этим, что Пресвятая Богородица – «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного».

Мария Ефимовна Сергеенко сама стала этой живой связью Православия с античной цивилизацией. Благодаря ее молитве и научному творчеству какая-то часть драгоценного духовного наследия греко-римского мира стала неотъемлемой частью нашего духовного опыта. Кроме того, это явный знак благословения свыше научных трудов Марии Ефимовны, большая часть которых была связана с земледелием – то есть с той деятельностью, покровительницей которой является образ «Спорительницы Хлебов».

40-й день кончины Марии Ефимовны Сергеенко пришелся на день памяти благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя града, в котором она жила и трудилась.

***

Мария Ефимовна помнила наизусть множество стихов и часто спрашивала, прочтя какой-нибудь отрывок: «Кто это написал?» Помню, как она прочитала отрывок из стихотворения Ольги Бертгольц, который можно было бы поставить эпиграфом ее воспоминаний:

Нет, не из книжек наших скудных,
Подобья нищенской сумы,
Узнаете о том, как трудно,
Как невозможно жили мы…
Но если жгучего страданья
Дойдет до вас холодный дым —
Ну что ж, почтите нас молчаньем,
Как мы, встречая вас, молчим…

БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД

Да ведают потомки
православных…

А. С. Пушкин

Февраль-апрель

Филологический факультет Ленинградского государственного университета. Маленькая комнатка, раньше принадлежавшая Кабинету Искусств, а с начала войны превращенная в Санитарный Пост – «Сан. Звено». Она выходит в совершенно темный коридор, и ее можно найти по узенькой полоске света, пробивающейся в щель двери. В коридоре стоит удушливый, сладковатый трупный запах. Откуда он идет, определить не могу. Толкаю дверь и вхожу в Сан. Звено.

БОЛЬНАЯ ДИСТРОФИЕЙ ЖЕНЩИНА, ЛЕЖАЩАЯ НА КРОВАТИ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ. 1942 г.
БОЛЬНАЯ ДИСТРОФИЕЙ ЖЕНЩИНА, ЛЕЖАЩАЯ НА КРОВАТИ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ. 1942 г.

Грязь оглушающая: даже в осажденном Ленинграде 1942 года такая грязь несколько удивляет. Пыль, густо устилающая пол; сор всякого вида и качества. Три кровати: на одной под одеялом, натянутом до подбородка, женщина, умершая от голода; на кровати рядом, уткнувшись в подушку, в состоянии полубреда другая в дизентерии; в головах у нее, отвернувшись в сторону, сидит изможденная молодая девушка, когда-то (месяца три назад) бывшая, несомненно, очень красивой: сейчас это живой труп, с мертвенным равнодушием отщипывающий маленькими кусочками хлеб от своей жалкой порции. В глубине около окна, положив ноги на стул и наклонившись над жестянкой, что-то выгребает из нее, ни на кого не глядя и ничего не видя, страшное скелетообразное существо, завернутое в какие-то невообразимые лохмотья, отекшее и опухшее. Все четверо члены факультета, университетские преподаватели.

Мальчишка лет 12-ти быстро идет серединой улицы (по тротуарам сейчас не ходят: они завалены снегом): нос, рот и щеки вымазаны чем-то красным. На ходу он все время наклоняется и тыкается носом к себе в пригоршни: несет сырое мясо и рвет его зубами.

Университет эвакуируется: «Мы едем, вероятно, в Саратов». Те, кто не хочет или не может ехать, увольняются: так, по крайней мере, им объявлено. В канцелярии толчея: студенты, служащие, преподаватели толпятся около декана, записываясь на отъезд. Люди не приходят, а приползают, опухшие, белые, едва переставляющие ноги. Как перенесут они месячное путешествие в теплушке, путь пешком до вокзала с вещами, пять пересадок! Декан заботливо советует запастись продовольствием. Даже если бы его можно было купить, то покупать не на что: ни за январь, ни за февраль зарплата не выдана.

БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД. 1942 г. БИБЛИОТЕКА ИМ. М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД. 1942 г. БИБЛИОТЕКА ИМ. М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Библиотека истфака – а она богатая и превосходная – брошена на произвол судьбы. Около буржуйки, подогревая ее карточками (возможно, порой и книгами) сидит Екатерина Макаровна, сторожиха, женщина почтенная, несколько приверженная к выпивке и презирающая книги. Ей как раз и поручена их приемка: библиотекарши эвакуируются, больны или бегают за едой. Студенты приходят, роются в своих карточках, что-то кладут в свои портфели. При желании можно уйти с мешками ценнейших книг.

Яркое солнце, сверкающий снег, голубое небо. Весна еще не наступила, но уже близка: зима еще не окончилась, но уже не страшна. Улица полупуста; вчера здесь было не пройти: по бревнышку растаскивали деревянный дом, стараясь каждый в меру своих сил и возможностей: старушки везли на саночках охапки щепок и обломки досочек; молодые женщины посильнее волокли доски и балки; мужчины неуверенно, и большей частью безрезультатно, тюкали топорами куда попало и, тюкнув раза два, сонно застывали на месте. Сейчас через место, где стоял дом, можно идти как по площади. Меня догоняет немолодая женщина.

– Здесь можно скосить? Мне надо на Зверинскую. Тороплюсь.
– Скосить можно. А чего торопиться-то? Кто сейчас торопится?
– Вот я тороплюсь. Мужа покормила и вымыла: опух, лежит; воды натаскала, помойные ведра вынесла; суп сварила; хлеб выстояла, сейчас на службу в «очаг» («Очаг обороны») бегу, оттуда к матери надо пройти, ей печь вытопить, воды принести, потом старушку-тетку навестить, ей поработать. Не бросишь ведь стареньких-то: жалко. И все, знаете, думаю: выбрать бы минутку, сесть, написать свои воспоминания. Я ведь писательница: пишу для детей, несколько книжек у меня напечатаны. Время замечательное — как его упустить! Только слабеешь что-то… а уж есть-то как все время хочется! Хоть бы первую категорию дали!

1 комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

  • Здравствуйте. Простите. Помогите, пожалуйста. Для научных изысканий очень нужны книги: «Трофимов А.А. Три встречи» и «Исполнен долг, завещанный от Бога…» Мария Ефимовна Сергеенко (инокиня Мария; 1891–1987).»
    В продаже их нет. В настоящих книгах содержатся исторические источники по творчеству Марии Ефимовны Сергеенко. Есть ли люди имеющие возможность помочь в приобретении данных книг. С уважением, Артур

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 НОЯБРЯ — СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ И ЧУДОТВОРЦЕВ КОСМЫ И ДАМИАНА АССИЙСКИХ
ИКОНА СВВ. КОСМЫ И ДАМИАНА АССИЙСКИХ
АКАФИСТ СОБОРУ СВЯТЫХ ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

8 НОЯБРЯ — ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ МИРОТОЧИВОГО СОЛУНСКОГО
ИКОНА СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
ФЕССАЛОНИКИ – ГРАД СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ МИРОТОЧИВОГО. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 НОЯБРЯ — ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (В ПАМЯТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ МОСКВЫ И РОССИИ ОТ ПОЛЯКОВ В 1612 Г.)
kazikona12
ЗАСТУПНИЦА УСЕРДНАЯ. ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИЗ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
ЧУДОТВОРНАЯ ЖАДОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖАДОВСКОЙ ОБИТЕЛИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 НОЯБРЯ — СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XVIIIв.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА СТАРЦА СХИАРХИДИАКОНА ИЛАРИОНА (ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА ДЗЮБАНИНА)ИЕРОДИАКОН ИГНАТИЙ (В СХИМЕ - ИЛАРИОН)
СТАРЕЦ СХИАРХИДИАКОН ИЛАРИОН (ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ ДЗЮБАНИН; 1924–2007). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСАНДРА ЛЬВОВИЧА БОГОЯВЛЕНСКОГО (1879–1937 гг.)
ОЗЕРО ГРЯДЕЦКОЕ У СЕЛА ГРЯДЦЫ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ БОГОЯВЛЕНСКИЙ (1879–1937 гг. ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

28 ОКТЯБРЯ — ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
br75
БИТВЫ РОССИИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

«Природа является путем к Богу; она ведет к Нему, потому что вышла из Его творческих рук. Каждое дерево у дороги, каждый цветок в поле, каждый человек, встреченный нами на путях жизни, несет на себе отпечаток Создателя своего: удивительная красота и совершенство всего сущего и чудесно организованный порядок, всё соединяющий воедино, подтверждает на каждом шагу бытие Божие».

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК