17/30 января – день памяти прп. Антония Черноезерского (XVI в.)
Богородицкая Черноезерская Антониева мужская пустынь расположена была на берегу небольшого озера, называемого Черным в двух верстах от реки Шексны и в 40 верстах (к северо-востоку) от той местности, где ныне находится уездный город Череповец. Основателем ее был преподобный Антоний, прозванный по месту жительства Черноезерским.
Труднодоступное Черное озеро, затерявшееся в густом лесе, было идеальным местом для спасительного уединения. Вначале монах Антоний молился Богу в одиночестве. В конце XVI века он построил здесь деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Со временем о благочестивом отшельнике узнали другие монахи, и вскоре здесь был основан монастырь, получивший название Антониева-Черноезерская пустынь.
Будучи священником, он вместе был и настоятелем обители до своей смерти, последовавшей в 1598 году. Оставшиеся ученики его погребли тело игумена возле утроенного им храма. Память его местно чтилась в день его тезоименитства 17 января. Над гробом преподобного устроена была деревянная часовня; в 1839 году на месте древней часовни построили церковь. Дважды монастырь претерпел полное разорение: в 1581 году – от литовцев и в 1682 году – от шведов.
В переписной книге 1676 года о пустыни приведены такие сведения: «В волости Малая Веретея пустыня… В ней церковь Рождества Пресвятой Богородицы да часовня да две кельи. В келье старец Тихон, а другая келья пуста…» В переписной книге 1710 года имеются следующие данные: «В той же Маловеретейской волости на Черных озерках Антоньевская пустыня, в той пустыни церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная ветхая и службы никогда не бывает, в той же пустыни келья пустая, прежде жили монахи, питались мирским подаянием…»
Почитание прп. Антония подтверждено включением его имени в Собор Новгородских святых, установленный около 1875 года, тогда же была составлена служба Собору, в которой прп. Антонию посвящен 4-й тропарь 7-й песни канона утрени. В 1841 году имя преподобного было включено также в Собор Вологодских святых, установленный по благословению епископа Вологодского и Устюжского Иннокентия (Борисова). В Воскресенском соборе Череповца сохранился образ прп. Антония 40-х годов XIX века, на нем святой изображен на фоне леса и Чёрных озер в рост, со свитком в левой руке, правая рука благословляющая. В собрании Череповецкого музея находится образок прп. Антония начала XX века.
В 1764 году Антониеву обитель упразднили. На месте монастыря осталась бедная приходская церковь, при которой были священник, дьячок и пономарь, с 1821 года церковь приписали к Чуровскому приходу Череповецкого уезда. В 1875 году освящена была новая деревянная однопрестольная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Восстановление Черноезерской пустыни
С 1912 года обитель возобновили, но уже как женскую Антониеву Черноезерскую Богородицкую пустынь, или Черноезерский Богородицкий женский монастырь. Возобновление монастыря было связано с большим числом старообрядцев-спасовцев (Спасовцы (нетовцы), одно из согласий беспоповского направления старообрядчества, возникшее в конце XVII века в среднем Поволжье. По представлению спасовцев, в мире воцарился антихрист, благодать взята на небо, церкви больше нет, таинства истреблены. Сам человек, считают спасовцы, не может способствовать своему спасению, спастись можно только через молитву Спаса (Сына Божия), только Он знает, кто и как спасется. От своих последователей Спасово согласие требует строгих ограничений в еде и питье, запрещается носить пёструю и цветную одежду) в этом крае. Обитель была восстановлена стараниями православной подвижницы, духовной дочери св. праведного Иоанна Кронштадтского игумении Леушинского монастыря Таисии. Игумения Таисия (в миру Мария Васильевна Солопова; 1840–1915), из дворян родилась в Санкт-Петербурге в 1842 году, постриг приняла в 1870 году в Тихвинском Введенском монастыре. Ее имя связано с открытием Леушинского и Парфеновского монастырей в Череповецком уезде, восстановлением Ферапонтова монастыря в Кирилловском уезде.
В 1911–1914 годах игумения Таисия перевела в Черноезерскую пустынь на основные должности монахинь и послушниц из своего монастыря. При возобновлении Антониево-Черноезерской пустыни монахиню Маргариту направили в помощь монахине Антонине, которая была назначена настоятельницей. Настоятельницей возобновленной обители стала монахиня Антонина. Главной помощницей ее стала монахиня Маргарита (Мария Андреевна Носова). Мать Маргарита была казначеей и заведовала всеми постройками новой обители.
Впоследствии она стала игуменией монастыря. Родилась она в 1870 году в крестьянской семье. Обучалась в Москве на строительных курсах, получила право быть чертежником и помощником архитектора. В 1884 году поступила в Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь, трудилась в иконописной мастерской. В 1907 году определена в число послушниц монастыря, заведовала библиотекой. 23 ноября 1908 года приняла монашеский постриг с именем Магарита в честь святой великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской.
К моменту открытия на территории пустыни находились:
1. Монастырский деревянный Антониев храм на каменном фундаменте, построен в 1911 году.
2. Деревянная звонница.
3. Приходская деревянная Богородицерождественская церковь на каменном фундаменте, 1874 года постройки.
4. Церковно-приходская школа.
Трудами игумении и сестер Черноезерская пустынь превратилась в процветающую обитель с 46-ю насельницами, большинство из которых были молоды и трудоспособны. Старше 60 лет – всего две инокини: одна, 75-ти летняя, освобождена от послушания, вторая, помоложе, следила за чистотой в церкви.
В 1912 году монахиню Маргариту перевели в Благовещенский Воронцовский монастырь Псковской епархии в качестве настоятельницы с возведением в сан игумении (1913 г.) В связи с тем, что часть насельниц Воронцовского монастыря оказалась под влиянием ереси «иоаннитов», решением Святейшего Синода игумению Маргариту поселили в Ригодищенский монастырь Новгорода. После кончины игумении Антониево-Черноезерской пустыни Антонины, по избранию сестер игумению Маргариту утвердили в 1920 году в должности настоятельницы.
В 1920 году в монастыре уже не было гостиницы, рукодельной мастерской, сада и пасеки, конюшни. Каменная церковь, строительство которой начато в 1912 году, так и не была достроена. Хозяйство обители приходило в упадок, но число послушниц в монастыре не уменьшалось. В 1921 году в монастыре проживали 53 человека: игумения Маргарита, 7 монахинь, одна рясофорная послушница и 44 послушницы-белицы. Но участь обители была уже решена – до закрытия ее новой властью оставалось совсем немного времени. Последнее известие о матушке Маргарите – награждение ее в 1921 году наперсным крестом. Дальнейшая судьба игумении Маргариты нам, к сожалению, неизвестна.
Добавьте комментарий