Праздники Ритмы церковного года

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Глава из книги Александра Трофимова: «Ритмы церковного года»)

sretenie10Тропарь, глас 1:

Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебя бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме, веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак, глас 1:

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и pyцe Симеоне благословивый, якоже подобаше предварив, и ныне спасл еси нас Христе Боже, но умири во бранех жительство, и укрепи люди, ихже возлюбил еси, едине Человеколюбче.

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,
по глаголу Твоему с миром:
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков,
и славу людей Твоих Израиля»

(Лк. 2, 29–32).

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. МИНИАТЮРА. МАЛАТИЙСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. 1267-1268 гг. АРМЕНИЯ
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. МИНИАТЮРА. МАЛАТИЙСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. 1267-1268 гг. АРМЕНИЯ

Наступил 40-й день по Рождестве Христовом. Пресвятая Богородица, исполняя предписание Моисеева закона, принесла Богомладенца в Иерусалимский храм. По обычаю ветхозаветной Церкви женщина, родившая младенца, до 40-го дня считалась нечистой. Согласно закону было необходимо: во-первых, по рождении младенца и окончании дней очищения принести жертву очищения; во-вторых, поставить пред Богом первородного младенца и дать выкуп за него установленной ценой.

Об этом законе очищения в книге Левит говорится: «Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» (Лев. 12, 2–4).

«По окончании дней очищения своего за сына или дочь, она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех» (Лев. 12, 6). «Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста» (Лев. 12, 8)
По закону Моисееву первенцы мужского пола еврейского народа посвящались Богу: «Освяти Мне каждого первенца мужеского пола новорожденного, разверзающего всякие ложесна» (Исх. 13, 2).

Этот обычай, это правило началось еще в древности, когда Моисей вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий фараон не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой, спасающей десницей Бога. И одной из самых страшных кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой сохранили жизнь и получили свободу израильские дети.

Но когда они дошли до пустыни, то и до них дошел Божий глас: Ценой этого ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей любимых своих младенцев были выведены израильтяне из египетской земли, из страны плена и рабства; но как бы в воспоминание об этом, как бы в выкуп за этих детей и за этих матерей, перворожденный младенец мужеского пола в каждой семье должен быть принесен в храм, и Бог над ним получает власть жизни и смерти.

После исхода из Египта все первенцы еврейские, в память чудесного избавления от истребления, должны были посвящаться в особое служение Богу, то есть для служения при святилище: «Отдавай Мне первенца из сынов твоих» (Исх. 22, 29).

Впоследствии, когда для служения было избрано только колено Левиино, за первородных был назначен выкуп в пять сиклей серебра.

Это было представление, или посвящение, младенца Богу. Божественный Законодатель, как рожденный прежде всякой твари (Кол. 1, 15), как первородный в избранных Божиих (Рим. 8, 29) и как первенец Девы Марии (Мф. 1, 25), исполнил закон Моисеев о первенцах. Тот, Которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен. «Ветхий денми, давший древле на Синаи закон Моисею, днесь Младенец видится и, закон исполняя, в храм приносится».

Поэтому, во исполнение закона, «когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его (Христа) в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,… чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2, 22, 24).

Никакого очищения не нужно было Родившей Бога-Слово. Но чтобы не нарушить закон, а исполнить его, пришла очиститься Всепречистая Матерь Господа вместе с другими женами, пришедшими исполнить установленный обряд. Из-за бедности, сопровождавший Богоматерь Иосиф Обручник принес в Иерусалимский храм в жертву очищения Богоматери двух голубиных птенцов и за Младенца Христа – установленную плату в пять сиклей серебра.

Святой Андрей Критский говорит, что два птенца символизировали будущее возглавление Спасителем Новозаветной Церкви из иудеев и язычников. Пять сиклей предзнаменовали пятъ язв Христа, принятых Им на Кресте, которыми мир был искуплен и спасен.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. СЕРБИЯ. МОНАСТЫРЬ ДЕЧАНЫ. XIV в.
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. СЕРБИЯ. МОНАСТЫРЬ ДЕЧАНЫ. XIV в.

И вот, принося Своего Младенца в храм, Божия Матерь приносила Его в жертву Богу. Первый раз, свободно, по закону Своего народа, Она отдавала Богу Рожденное от Нее. Это жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни, Она Его отдала раз и навсегда, и Бог и Отец эту жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она стала кровавой Жертвой Голгофы.

По преданию, дошедшему до нас через святых отцов Церкви Христовой Андрея Критского, Григория Нисского и Кирилла Александрийского, в храме присутствовал священник Захария, отец Иоанна Предтечи. Помолившись, Пресвятая Дева Мария передала Богомладенца святому Захарии, но не на том месте, где положено было находиться женам, проходящим очищение, а девственницам. Заметившие это фарисеи и книжники с гневом обратились к Захарии, на что он возразил им: «Дева эта и по рождении Младенца осталась чистою».

Держа на руках Своих Богомладенца, Матерь Божия принесла в Ветхозаветную Церковь Законодавца Новозаветной Церкви. Никто из иудеев не мог провидеть без озарения Святым Духом, Кто был принесен в храм Божий в этот день. Но эта истина была свыше открыта двум Иерусалимским праведникам: Симеону Богоприимцу и Анне пророчице.

 ПТОЛЕМЕЙ II ФИЛАДЕЛЬФ И АРСИНОЯ (КАМЕЯ ГОНЗАГА). 3 в. до Р. Х.
ПТОЛЕМЕЙ II ФИЛАДЕЛЬФ И АРСИНОЯ (КАМЕЯ ГОНЗАГА). 3 в. до Р. Х.

Симеон был в числе семидесяти переводчиков Ветхого Завета с еврейского языка на греческий, выполненного по заказу египетского царя Птоломея II Филадельфа (282–246 гг. до Р. Х.), известного любителя просвещения, заботившегося о пополнении своей уникальной библиотеки. Переводя книгу пророка Исаии, Симеон дошел до слов: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына…» (Ис. 7, 14). «Дева» на еврейском языке – Гаалима – девственница, непорочная. Читая эти слова, он усомнился, думая, что невозможно, чтобы дева, не имеющая мужа, родила сына. Симеон хотел исправить в книге слово «дева» на слово «жена», но в этот момент явился ему Ангел и сказал Симеону что тот «не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 26).
(По другой версии предания, праведный Симеон свое недоумение высказал своим спутникам уже при возвращении на родину. Переходя вброд какую-то реку, он снял со своей руки перстень, бросил в реку и сказал при этом: «Если найдут его, то могу поверить изречению пророка по букве». Остановившись затем на ночлег в одном местечке близ этой реки, он купил себе на ужин рыбу. Когда, после приготовления, он сел есть ее со своими спутниками, то, к общему изумлению, нашел внутри ее свой перстень, брошенный в реку.)

СВ. ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ. ИКОНА. XVI в. СИНАЙ
СВ. ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ. ИКОНА. XVI в. СИНАЙ

Много лет прошло с тех пор, и праведный Симеон ожидал с верой исполнения сказанного ему. Он знал, что приближается приход чаемого народом Мессии, ибо скиптр уже перешел от Иуды к Ироду и исполнилось пророчество патриарха Иакова (Быт. 49, 10). Кроме того, окончились 70 седмин Данииловых, о которых говорил ему Архангел Гавриил, после чего по пророчеству должно быть пришествие Мессии (Дан. 9, 24–27).

И вот, по внушению Духа Святаго пришли в храм праведная Анна и старец Симеон, которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 26).

Симеон Богоприимец и Анна встретили Святое семейство во внутреннем дворе Иерусалимского храма. И далее пишет святой евангелист Лука: «И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, но слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 27–32).

СВ. ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ. ИКОНА. XVII в.
СВ. ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ. ИКОНА. XVII в.

Симеон простер свои старческие руки и взял в объятия Отчее Слово, «Которого трепещут небесные силы» (стихира праздника). Матерь Божия отдала Богомладенца в руки праведного Симеона, как бы отдавая Его Самому Господу Богу. И праведный старец по внушению Духа Святаго прозрел в Маденце Бога Слово во плоти, пришедшего спасти мир: «Сей есть от Бога – Бог Слово, воплотившийся нас ради… Сей есть законом глаголавый… Сей есть в пророцех реченный»,– так, по словам праздничной службы, восклицает праведный Симеон, взяв на руки Богомладенца. Старец исповедал Богомладенца Христа Владыкой жизни и смерти и пророчески возгласил о грядущем страдании Его на кресте, о смерти, воскресении и просвещении Им спасенньх народов. Симеон, держа в объятиях Господа, вдохновенно произнес бессмертные слова своей пророческой песни «ныне отпущаеши…». Эта молитва ежедневно поется в храме на вечернем богослужении, чтобы вечер каждого дня напоминал верующему о вечере жизни его и неминуемой кончине, которую с великой радостью, встретившись с Господом, принял святой праведный Симеон Богоприимец.

Святой Симеон символизирует уходящий Ветхий Завет, в лице праведников и пророков со всеми их сомнениями и исканиями, но твердо верящих в предсказание о получении обетованного спасения. Ибо, как говорит апостол Павел, «все они умерли в вере, не получив обетовании, а только издали видели оные и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле, ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества» (Евр. 11, 13–14).

В лице Девы Марии богоозаренным очам праведников Симеона и Анны предстала Пресвятая Богородица – «чистое жилище» Богу, «Небесная Дверь», «херувимский престол», «живая скиния Господня», как говорят церковные песнопения.

СВ. ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ. 1830-е гг. ХУД. А. ЕГОРОВ. ГРМ. СПб
СВ. ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ. 1830-е гг. ХУД. А. ЕГОРОВ. ГРМ. СПб

Принесение Богомладенца Христа в храм Пречистой Девой эти праведники поняли не как исполнение закона очищения, а как утверждение человечества в принятии Спасителем плоти от Девы Марии. И Сам Господь, очищающий всех людей от грехов, не нуждался в жертве очищения. Поэтому Сретение Богомладенца Христа было величайшим символическим актом, знаменовавшим встречу человечества с воплощенным Богом. В этой точке сходятся все чаяния и надежды мира небесного и земного – все силы сходятся для того, чтобы смогло состояться преображение человеческой плоти. Все участвующие в таинстве являют своим примером только чистоту – как душевную, так и телесную. Симеон был праведен и чист, Анна пророчица также была в преклонных летах, живя в чистоте; и Иосиф был чист от всего плотского; Сама Пречистая Матерь исполнила обряд очищения, чтобы утвердить закон. Поэтому Сретение прообразует преображение плоти человеческой по образу преобразившегося на Фаворе Тела Христа.

ДЕСНИЦА ПРАВЕДНОГО СИМЕОНА БОГОПРИИМЦА – СВЯТЫНЯ АХЕНА
ДЕСНИЦА ПРАВЕДНОГО СИМЕОНА БОГОПРИИМЦА – СВЯТЫНЯ АХЕНА

После вдохновенной молитвы «ныне отпущаеши», обрашаясь к Пречистой Деве Богородице, Симеон сказал Ей пророческие слова: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,– и Тебе Самой оружие пройдет душу,– да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34–35). Далее святой евангелист Лука повествует: «Тут была также Анна пророчица…, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 37–38).
Так ясно и величественно открылось Божество в сорокадневном Младенце! «Чаявшими утехи Израилевой» Он был узнан и прославлен, как Христос, Спаситель мира и Господь.

Пророчество Симеона Богоприимца было обращено не только к участвующим в событии Сретения, но и ко всему человечеству.

Вo-первых, это пророчество утверждало Богомладенца Иисуса как долгожданного Мессию, Спасителя всего человечества, а не только одного еврейского народа: «Свет к просвещению язычников». Здесь мы видим разрушение искаженной идеи о приходе Мессии для спасения только еврейского народа.
Второе – Симеон провидел весь скорбные путь Христа, неприятие Его учения большинством еврейского народа, которое и в дальнейшем не сможет быть принято многими и станет причиною многих споров («пререканий»), враждебных несогласий.

Третье – его слова, обращенные к Деве Марии, раскрывают Ее путь, утверждая Ее неразрывную связь с путем Христа, Его страданиями; Ее особое участие в жизни человечества.

Она становится носительницей Великой Материнской Любви. Особенность любви матери в том, что она не боится страданий: в страданиях она дает жизнь младенцу и сохраняет его, готовая принять на себя боль и муки, защищая свое чадо.

И говорит праведный Симеон: «И Тебе Самой оружие пройдет душу,– да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Ведь Матерь Божия стояла у Креста Сына Своего, переживала вместе с Ним крестные муки за все падшее человечество. «Оружие» печали пронзило сердце Богоматери, когда Она увидела Сына Своего пригвожденным ко кресту, когда с несказанной болью сопереживала Она мукам Того, Кто был Ей всех дороже…

В момент величайших страданий Христос утверждает Ее матерью Своего любимого ученика – святого апостола Иоанна Богослова, а через него – и Матерью всех учеников Своих и всего человечества.
Ее молитвы, Ее великая Материнская Любовь помогают людям придти к покаянию – «открыть помышления сердец своих» и начать путь в Отчий дом, указанный Христом Спасителем.

Пророчество праведной Анны еще раз утверждает принесенного в храм Богомладенца Христа долгожданным Мессией, и оно звучит уже для многих людей, а не так сокровенно, как пророчество Симеона, обращенное к Пречистой Деве Марии.

Эти пророчества, их сокровенный смысл и являются подготовкой к дальнейшм событиям, празднуемым Святой Церковью.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ДЕТАЛЬ ВАСИЛЬЕВСКИХ ВРАТ. 1336 г. ТЕХНИКА ЗОЛОТОЙ НАВОДКИ НА МЕДИ
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ДЕТАЛЬ ВАСИЛЬЕВСКИХ ВРАТ. 1336 г. ТЕХНИКА ЗОЛОТОЙ НАВОДКИ НА МЕДИ

Прекрасны и поэтически возвышенны припевы на 9-й песни канона Сретению, они постоянно звучат во всяком верующем сердце: «Богородице Дево, упование и благая Помошница христиан, покрый, соблюди и спаси уповающих на Тя от всякия нужды и печали». Поскольку и Церковь земная и Церковь Небесная составляют единую Церковь, живущую единой же жизнью, то и в наши дни мы обращаемся к живущим на Небесах святому Симеону Богоприимцу и святой Анне пророчице, призывая их принять участие в великом празднике Сретения Господня. «Богоносе Симеоне,– обращаемся мы к святому Симеону Богоприимцу,– прииди, подыми Христа, Его же роди Дева Чистая Мария». А святую Анну пророчицу мы призываем: «О дщи Фануилева, прииди, стани с нами, и благодари Христа Спаса, Сына Божия».

Небесной чистотой, благодатным смирением и Божественным величием сияет образ Богоматери в Сретении Господнем.

***

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. МИНИАТЮРА ИЗ ЧАШОЦА. МАСТЕР ТОРОС РОСЛИН. 1286 г. КИЛИКИЯ. АРМЕНИЯ
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. МИНИАТЮРА ИЗ ЧАШОЦА. МАСТЕР ТОРОС РОСЛИН. 1286 г. КИЛИКИЯ. АРМЕНИЯ

Уже со времен глубокой древности христиане отмечают на сороковой день после Рождества Христова праздник принесения во храм, или Сретения Господа нашего Иисуса Христа (на Западе он более известен под названием Очищения Пресвятой Девы). В III веке св. Мефодий, епископ Патарский, в особом слове прославляет это событие. В IV веке Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, Амфилохий Иконийкий, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский посвящают особые проповеди этому священному дню. От V века дошло до нас проникновенное слово Феодота, епископа Анкирского.

К IV веку относится «Слово на Сретение Господне», которое в течение длительного времени приписывалось свт. Иоанну Златоусту и которое, независимо от того, кто является его автором, представляет собой прекрасный памятник духовного красноречия: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,– восклицает проповедник,– по глаголу Твоему с миром, потому что явился имеющий принести миру мир; пришел Миротворец, соединяющий небо с землею, и явился делающий землю небом через посредство Евангельского учения».

Этерия (Этерия – автор сочинения «Паломничество ко святым местам, в котором описывается богослужение Иерусалимской Церкви конца IV века) наблюдала, с какими торжественными шествиями праздновался он в Иерусалиме в конце IV века: «Сороковой день от Епифании празднуется здесь с большой честью. В этот день бывает процессия в Анастасис (Храм Гроба Господня), и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Мария и Иосиф принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст».

В Константинополе этот праздник был введен в VI веке при Юстиниане I (527–565). и Юстине (518–527). Отсюда он в VII веке переходит в Рим. Введенный в Иерусалиме около 450 года обычай носить зажженные свечи во время литургии Сретения сохраняется на Западе до сих пор,– отсюда и западное название праздника – «Светлая обедня».

Георгий Амартол (IX в.) во «Всемирной хронике» замечает, что празднование Сретения началось при предшественнике Юстиниана Великого, императоре Юстине I «В его правление было учреждено, чтобы мы торжественно праздновали Сретение». В главе о правлении Юстиниана хронист вновь говорит о Сретении: «Праздник же Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в 14 день того же месяца, он не причислялся к Владычным праздникам».

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

19 ЯНВАРЯ — КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
krechenie25
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

(А. Ахматова)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

12 ЯНВАРЯ – ПАМЯТЬ ЦАРЯ И ПРОРОКА ДАВИДА
В день памяти пророка и величайшего царя израильского Давида предлагаем вниманию читателей главу из книги А. Трофимова «МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ. СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА», посвященную Вирсавии – супруге царя Давида, матери царя и пророка Соломона.

«МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ. СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА». Глава 16. ВИРСАВИЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО РУССКОГО ПОЭТА БОРИСА ЧИЧИБАБИНА (1923 – 1994)

«И ВСЕ-ТАКИ Я БЫЛ ПОЭТОМ…» (БОРИС ЧИЧИБАБИН). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 ЯНВАРЯ — РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
rozhdestvo13
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 ЯНВАРЯ — 17 ЯНВАРЯ — РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ
В радостные, святые рождественские дни предлагаем вниманию читателей воспоминание афонского старца иеросхимонаха Гавриила (Серпанюка Георгия Стефановича; 1930-2006) о чудесном явлении Божией Матери с родившемся Богомладенцем.
gavriilafon2
СВЯТОЕ ВОСПОМИНАНИЕ (Рассказ афонского старца). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК