Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебя бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме, веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Кондак, глас 1:
Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и pyцe Симеоне благословивый, якоже подобаше предварив, и ныне спасл еси нас Христе Боже, но умири во бранех жительство, и укрепи люди, ихже возлюбил еси, едине Человеколюбче.
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,
по глаголу Твоему с миром:
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков,
и славу людей Твоих Израиля»
(Лк. 2, 29–32).
Наступил 40-й день по Рождестве Христовом. Пресвятая Богородица, исполняя предписание Моисеева закона, принесла Богомладенца в Иерусалимский храм. По обычаю ветхозаветной Церкви женщина, родившая младенца, до 40-го дня считалась нечистой. Согласно закону было необходимо: во-первых, по рождении младенца и окончании дней очищения принести жертву очищения; во-вторых, поставить пред Богом первородного младенца и дать выкуп за него установленной ценой.
Об этом законе очищения в книге Левит говорится: «Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» (Лев. 12, 2–4).
«По окончании дней очищения своего за сына или дочь, она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех» (Лев. 12, 6). «Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста» (Лев. 12, 8)
По закону Моисееву первенцы мужского пола еврейского народа посвящались Богу: «Освяти Мне каждого первенца мужеского пола новорожденного, разверзающего всякие ложесна» (Исх. 13, 2).
Этот обычай, это правило началось еще в древности, когда Моисей вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий фараон не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой, спасающей десницей Бога. И одной из самых страшных кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой сохранили жизнь и получили свободу израильские дети.
Но когда они дошли до пустыни, то и до них дошел Божий глас: Ценой этого ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей любимых своих младенцев были выведены израильтяне из египетской земли, из страны плена и рабства; но как бы в воспоминание об этом, как бы в выкуп за этих детей и за этих матерей, перворожденный младенец мужеского пола в каждой семье должен быть принесен в храм, и Бог над ним получает власть жизни и смерти.
После исхода из Египта все первенцы еврейские, в память чудесного избавления от истребления, должны были посвящаться в особое служение Богу, то есть для служения при святилище: «Отдавай Мне первенца из сынов твоих» (Исх. 22, 29).
Впоследствии, когда для служения было избрано только колено Левиино, за первородных был назначен выкуп в пять сиклей серебра.
Это было представление, или посвящение, младенца Богу. Божественный Законодатель, как рожденный прежде всякой твари (Кол. 1, 15), как первородный в избранных Божиих (Рим. 8, 29) и как первенец Девы Марии (Мф. 1, 25), исполнил закон Моисеев о первенцах. Тот, Которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен. «Ветхий денми, давший древле на Синаи закон Моисею, днесь Младенец видится и, закон исполняя, в храм приносится».
Поэтому, во исполнение закона, «когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его (Христа) в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,… чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2, 22, 24).
Никакого очищения не нужно было Родившей Бога-Слово. Но чтобы не нарушить закон, а исполнить его, пришла очиститься Всепречистая Матерь Господа вместе с другими женами, пришедшими исполнить установленный обряд. Из-за бедности, сопровождавший Богоматерь Иосиф Обручник принес в Иерусалимский храм в жертву очищения Богоматери двух голубиных птенцов и за Младенца Христа – установленную плату в пять сиклей серебра.
Святой Андрей Критский говорит, что два птенца символизировали будущее возглавление Спасителем Новозаветной Церкви из иудеев и язычников. Пять сиклей предзнаменовали пятъ язв Христа, принятых Им на Кресте, которыми мир был искуплен и спасен.
И вот, принося Своего Младенца в храм, Божия Матерь приносила Его в жертву Богу. Первый раз, свободно, по закону Своего народа, Она отдавала Богу Рожденное от Нее. Это жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни, Она Его отдала раз и навсегда, и Бог и Отец эту жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она стала кровавой Жертвой Голгофы.
По преданию, дошедшему до нас через святых отцов Церкви Христовой Андрея Критского, Григория Нисского и Кирилла Александрийского, в храме присутствовал священник Захария, отец Иоанна Предтечи. Помолившись, Пресвятая Дева Мария передала Богомладенца святому Захарии, но не на том месте, где положено было находиться женам, проходящим очищение, а девственницам. Заметившие это фарисеи и книжники с гневом обратились к Захарии, на что он возразил им: «Дева эта и по рождении Младенца осталась чистою».
Держа на руках Своих Богомладенца, Матерь Божия принесла в Ветхозаветную Церковь Законодавца Новозаветной Церкви. Никто из иудеев не мог провидеть без озарения Святым Духом, Кто был принесен в храм Божий в этот день. Но эта истина была свыше открыта двум Иерусалимским праведникам: Симеону Богоприимцу и Анне пророчице.
Симеон был в числе семидесяти переводчиков Ветхого Завета с еврейского языка на греческий, выполненного по заказу египетского царя Птоломея II Филадельфа (282–246 гг. до Р. Х.), известного любителя просвещения, заботившегося о пополнении своей уникальной библиотеки. Переводя книгу пророка Исаии, Симеон дошел до слов: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына…» (Ис. 7, 14). «Дева» на еврейском языке – Гаалима – девственница, непорочная. Читая эти слова, он усомнился, думая, что невозможно, чтобы дева, не имеющая мужа, родила сына. Симеон хотел исправить в книге слово «дева» на слово «жена», но в этот момент явился ему Ангел и сказал Симеону что тот «не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 26).
(По другой версии предания, праведный Симеон свое недоумение высказал своим спутникам уже при возвращении на родину. Переходя вброд какую-то реку, он снял со своей руки перстень, бросил в реку и сказал при этом: «Если найдут его, то могу поверить изречению пророка по букве». Остановившись затем на ночлег в одном местечке близ этой реки, он купил себе на ужин рыбу. Когда, после приготовления, он сел есть ее со своими спутниками, то, к общему изумлению, нашел внутри ее свой перстень, брошенный в реку.)
Много лет прошло с тех пор, и праведный Симеон ожидал с верой исполнения сказанного ему. Он знал, что приближается приход чаемого народом Мессии, ибо скиптр уже перешел от Иуды к Ироду и исполнилось пророчество патриарха Иакова (Быт. 49, 10). Кроме того, окончились 70 седмин Данииловых, о которых говорил ему Архангел Гавриил, после чего по пророчеству должно быть пришествие Мессии (Дан. 9, 24–27).
И вот, по внушению Духа Святаго пришли в храм праведная Анна и старец Симеон, которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 26).
Симеон Богоприимец и Анна встретили Святое семейство во внутреннем дворе Иерусалимского храма. И далее пишет святой евангелист Лука: «И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, но слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 27–32).
Симеон простер свои старческие руки и взял в объятия Отчее Слово, «Которого трепещут небесные силы» (стихира праздника). Матерь Божия отдала Богомладенца в руки праведного Симеона, как бы отдавая Его Самому Господу Богу. И праведный старец по внушению Духа Святаго прозрел в Маденце Бога Слово во плоти, пришедшего спасти мир: «Сей есть от Бога – Бог Слово, воплотившийся нас ради… Сей есть законом глаголавый… Сей есть в пророцех реченный»,– так, по словам праздничной службы, восклицает праведный Симеон, взяв на руки Богомладенца. Старец исповедал Богомладенца Христа Владыкой жизни и смерти и пророчески возгласил о грядущем страдании Его на кресте, о смерти, воскресении и просвещении Им спасенньх народов. Симеон, держа в объятиях Господа, вдохновенно произнес бессмертные слова своей пророческой песни «ныне отпущаеши…». Эта молитва ежедневно поется в храме на вечернем богослужении, чтобы вечер каждого дня напоминал верующему о вечере жизни его и неминуемой кончине, которую с великой радостью, встретившись с Господом, принял святой праведный Симеон Богоприимец.
Святой Симеон символизирует уходящий Ветхий Завет, в лице праведников и пророков со всеми их сомнениями и исканиями, но твердо верящих в предсказание о получении обетованного спасения. Ибо, как говорит апостол Павел, «все они умерли в вере, не получив обетовании, а только издали видели оные и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле, ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества» (Евр. 11, 13–14).
В лице Девы Марии богоозаренным очам праведников Симеона и Анны предстала Пресвятая Богородица – «чистое жилище» Богу, «Небесная Дверь», «херувимский престол», «живая скиния Господня», как говорят церковные песнопения.
Принесение Богомладенца Христа в храм Пречистой Девой эти праведники поняли не как исполнение закона очищения, а как утверждение человечества в принятии Спасителем плоти от Девы Марии. И Сам Господь, очищающий всех людей от грехов, не нуждался в жертве очищения. Поэтому Сретение Богомладенца Христа было величайшим символическим актом, знаменовавшим встречу человечества с воплощенным Богом. В этой точке сходятся все чаяния и надежды мира небесного и земного – все силы сходятся для того, чтобы смогло состояться преображение человеческой плоти. Все участвующие в таинстве являют своим примером только чистоту – как душевную, так и телесную. Симеон был праведен и чист, Анна пророчица также была в преклонных летах, живя в чистоте; и Иосиф был чист от всего плотского; Сама Пречистая Матерь исполнила обряд очищения, чтобы утвердить закон. Поэтому Сретение прообразует преображение плоти человеческой по образу преобразившегося на Фаворе Тела Христа.
После вдохновенной молитвы «ныне отпущаеши», обрашаясь к Пречистой Деве Богородице, Симеон сказал Ей пророческие слова: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,– и Тебе Самой оружие пройдет душу,– да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34–35). Далее святой евангелист Лука повествует: «Тут была также Анна пророчица…, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 37–38).
Так ясно и величественно открылось Божество в сорокадневном Младенце! «Чаявшими утехи Израилевой» Он был узнан и прославлен, как Христос, Спаситель мира и Господь.
Пророчество Симеона Богоприимца было обращено не только к участвующим в событии Сретения, но и ко всему человечеству.
Вo-первых, это пророчество утверждало Богомладенца Иисуса как долгожданного Мессию, Спасителя всего человечества, а не только одного еврейского народа: «Свет к просвещению язычников». Здесь мы видим разрушение искаженной идеи о приходе Мессии для спасения только еврейского народа.
Второе – Симеон провидел весь скорбные путь Христа, неприятие Его учения большинством еврейского народа, которое и в дальнейшем не сможет быть принято многими и станет причиною многих споров («пререканий»), враждебных несогласий.
Третье – его слова, обращенные к Деве Марии, раскрывают Ее путь, утверждая Ее неразрывную связь с путем Христа, Его страданиями; Ее особое участие в жизни человечества.
Она становится носительницей Великой Материнской Любви. Особенность любви матери в том, что она не боится страданий: в страданиях она дает жизнь младенцу и сохраняет его, готовая принять на себя боль и муки, защищая свое чадо.
И говорит праведный Симеон: «И Тебе Самой оружие пройдет душу,– да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Ведь Матерь Божия стояла у Креста Сына Своего, переживала вместе с Ним крестные муки за все падшее человечество. «Оружие» печали пронзило сердце Богоматери, когда Она увидела Сына Своего пригвожденным ко кресту, когда с несказанной болью сопереживала Она мукам Того, Кто был Ей всех дороже…
В момент величайших страданий Христос утверждает Ее матерью Своего любимого ученика – святого апостола Иоанна Богослова, а через него – и Матерью всех учеников Своих и всего человечества.
Ее молитвы, Ее великая Материнская Любовь помогают людям придти к покаянию – «открыть помышления сердец своих» и начать путь в Отчий дом, указанный Христом Спасителем.
Пророчество праведной Анны еще раз утверждает принесенного в храм Богомладенца Христа долгожданным Мессией, и оно звучит уже для многих людей, а не так сокровенно, как пророчество Симеона, обращенное к Пречистой Деве Марии.
Эти пророчества, их сокровенный смысл и являются подготовкой к дальнейшм событиям, празднуемым Святой Церковью.
Прекрасны и поэтически возвышенны припевы на 9-й песни канона Сретению, они постоянно звучат во всяком верующем сердце: «Богородице Дево, упование и благая Помошница христиан, покрый, соблюди и спаси уповающих на Тя от всякия нужды и печали». Поскольку и Церковь земная и Церковь Небесная составляют единую Церковь, живущую единой же жизнью, то и в наши дни мы обращаемся к живущим на Небесах святому Симеону Богоприимцу и святой Анне пророчице, призывая их принять участие в великом празднике Сретения Господня. «Богоносе Симеоне,– обращаемся мы к святому Симеону Богоприимцу,– прииди, подыми Христа, Его же роди Дева Чистая Мария». А святую Анну пророчицу мы призываем: «О дщи Фануилева, прииди, стани с нами, и благодари Христа Спаса, Сына Божия».
Небесной чистотой, благодатным смирением и Божественным величием сияет образ Богоматери в Сретении Господнем.
***
Уже со времен глубокой древности христиане отмечают на сороковой день после Рождества Христова праздник принесения во храм, или Сретения Господа нашего Иисуса Христа (на Западе он более известен под названием Очищения Пресвятой Девы). В III веке св. Мефодий, епископ Патарский, в особом слове прославляет это событие. В IV веке Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, Амфилохий Иконийкий, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский посвящают особые проповеди этому священному дню. От V века дошло до нас проникновенное слово Феодота, епископа Анкирского.
К IV веку относится «Слово на Сретение Господне», которое в течение длительного времени приписывалось свт. Иоанну Златоусту и которое, независимо от того, кто является его автором, представляет собой прекрасный памятник духовного красноречия: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,– восклицает проповедник,– по глаголу Твоему с миром, потому что явился имеющий принести миру мир; пришел Миротворец, соединяющий небо с землею, и явился делающий землю небом через посредство Евангельского учения».
Этерия (Этерия – автор сочинения «Паломничество ко святым местам, в котором описывается богослужение Иерусалимской Церкви конца IV века) наблюдала, с какими торжественными шествиями праздновался он в Иерусалиме в конце IV века: «Сороковой день от Епифании празднуется здесь с большой честью. В этот день бывает процессия в Анастасис (Храм Гроба Господня), и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Мария и Иосиф принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст».
В Константинополе этот праздник был введен в VI веке при Юстиниане I (527–565). и Юстине (518–527). Отсюда он в VII веке переходит в Рим. Введенный в Иерусалиме около 450 года обычай носить зажженные свечи во время литургии Сретения сохраняется на Западе до сих пор,– отсюда и западное название праздника – «Светлая обедня».
Георгий Амартол (IX в.) во «Всемирной хронике» замечает, что празднование Сретения началось при предшественнике Юстиниана Великого, императоре Юстине I «В его правление было учреждено, чтобы мы торжественно праздновали Сретение». В главе о правлении Юстиниана хронист вновь говорит о Сретении: «Праздник же Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в 14 день того же месяца, он не причислялся к Владычным праздникам».
Добавьте комментарий