Святитель Симон – составитель Киево-Печерского Патерика в своем послании к Поликарпу, архимандриту Печерскому, писал: «Кто не знает меня, грешного епископа Симона, и соборной церкви, красы Владимирской и Суздальской, которую я создал сам. Сколько у них городов и сел, и собирают десятину со всей земли, и всем этим владеет наша худость! Скажу тебе, что всю эту славу и честь я признаю грязью и хотел бы лучше щепкою торчать за воротами или сором валяться в Печерском монастыре и быть попираемым людьми, или быть одним из тех убогих, что просят милостыню пред вратами честной Лавры…»
Явлением Неба на земле, свидетельством любви Божией стала для Руси Киево-Печерская Лавра. Сколько славных дел и примеров удивительной жизни дали монахи Печерские – среди них сонм святителей, вождей церковных (Стефан Владимирский, Ефрем Переяславский, Исаия Ростовский); благовестники, миссионеры-мученики Кукша и Пимен; подвижники, исполненные глубокого милосердия – святые Феодосий, Дамиан-целебник, Прохор-лебедник; первый русский летописец Нестор; первый иконописец – Алипий.
Видимая красота Лавры Печерской отображает духовную красоту ее тружеников и подвижников. В лаврских пещерах покоится четверть всех святых, прославленных в Русской Православной Церкви за тысячу лет. И среди этого живого многообразия славнейших подвижников Древней Руси вот уже более восьми столетий сияет особым светом образ преподобного Илии Муромца, великого богатыря Святой Руси.
О том, что был когда-то на Руси богатырь Илия Муромец, знают многие. Но не всем известно, что в глубокой старости воин-богатырь стал монахом Киево-Печерской обители; он начал свой молитвенный подвиг, будучи уже увенчанным славою любимого народного героя и победителя врагов отчизны. Монашеский путь преподобного Илии скрыт от нас, но нетленность его мощей убедительно подтверждает святость богатыря. В пещерах можно подойти к его гробнице. На стене в полумраке виден портрет-икона. Лик мужественный, исполненный силы и крепости, напоминающий образ Илии Муромца с картины В. М. Васнецова.
Эта гробница заметно больше других, однако рост Илии не кажется огромным. Хорошо видны руки Преподобного. Длинные пальцы могучей десницы сложены в крестном знамении – последнем земном движении богатыря, уходящего в жизнь вечную. Персты правой руки Илии Муромца сложены так, как крестятся православные: три перста вместе и два прижаты к ладони. Левая рука Преподобного хранит след раны, нанесенной копьем. Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о воинском служении, а правая – о духовном подвиге православного монаха.
Память преподобного Илии Муромца Русская Церковь совершает 19 декабря (1 января по новому стилю), в день гражданского Новолетия, так что наша страна и ее жители начинают каждый новый год своей жизни под знаком народного героя – преподобного воина и богатыря Илии Муромца, прославленного в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских.
Жил Илия Муромец более восьми столетий назад, во времена расцвета Киевской Руси. По кончине Илии (предположительно в 1188 году) мощи его были обретены нетленными, а в 1643 году воин-инок был причислен к лику святых. В тот год Киевский митрополит Петр (Могила) канонизировал 118 преподобных Печерских, поручив составить им особую службу. В 1762 году по указу Святейшего Синода Киевские святые были внесены в общерусский месяцеслов.
Великий былинный богатырь Илия Муромец на многие века стал любимым героем русского народа. В образе Илии отражено то, что Русь воплотила в лучших своих сыновьях.
Слово «богатырь» появилось в русских летописях в XIII веке. По свидетельству филологов, оно пришло в славянский язык от тюркского «багатур» («смелый военачальник»), но в названии богатырей Святой Руси это слово утвердилось потому, что его связали с иным корнем – со словом Бог или прилагательным «богат», имеющим тот же корень. Это означает человека, одаренного богатством, Божественным изобилием сил. В старославянском языке слову «богатырь» соответствовало ранее «храбр» или «хоробр», то есть «удалец».
Русским воинам пришлось постоянно сражаться с ордами кочевников на восточных рубежах нашей земли и с европейскими рыцарями – на западных. Это историческое единоборство было долгим и страшным. Победа требовала напряжения всех сил народа. Русские богатыри одухотворялись верой православной, сражались за свободу своей родины.
Богатыри превосходят врага не оружием, не физической силой и воинским искусством, а силой нравственной. Они побеждают врага потому, что борются за правду. Они убеждены в правоте своего дела, верят в победу даже тогда, когда, нет видимой надежды на успех. Ибо «не в силе Бог, а в правде».
Богатыри русские – не слуги и не телохранители князя, они свободно выбирают путь подвига и самопожертвования, защищая родную землю. Главные их черты – верность долгу, самоотверженная любовь и преданность Родине, бескорыстная готовность всегда встать на защиту обижаемых и обездоленных, умение постоять за свое достоинство и честь. Богатыри стали символом доблести, жизнестойкости и воинской мощи Руси.
Церковь и православный русский народ никогда не сомневались, что преподобный Илия Муромец Печерский и былинный богатырь Илия – одно лицо. Былины об Илии Муромце сложились еще во времена Киевской Руси. Ведь само название «былина» говорит нам: это песня о том, что было, то есть имело место в жизни. Народ наш называл былины «старинами», то есть песнями о старине.
Ученые выяснили, что существуют многочисленные упоминания о богатыре в старинных письменных и устных памятниках. Первые известия о нем относятся к началу XIII века. Один из героев древнегерманского эпоса (поэма Ломбардского цикла «Ортнит», начала XIII века) носит имя Илия Русский (Ilian von Riuzen) – это могучий герой, помогающий Ортниту в военном походе добыть ему невесту. Имя Илии встречается в сагах XII–XIII веков.
Постоянные упоминания имени Илии с указанием на русскую национальность и на близость к «королю Руси» Владимиру, частое перечисление русских городов – Киева, Смоленска, Полоцка,– не оставляют сомнений, что Илиас из саг и Илия Муромец из русских былин – одно лицо. Сказания об Илие Муромце уже в те времена были столь распространены на Руси, что стали известны соседним народам, войдя в их национальные сказания и летописи.
Древнейшее упоминание в письменном документе об Илие Муромце как русском богатыре относится к 1574 году. Оршанский староста Филон Кмита Чернобыльский пишет к Троцкому кастеляну Остафию Воловичу, жалуясь на свое бедственное положение. Говоря об отсутствии помощи, Кмита вспоминает богатыря Илию Муромца, намекая на сходство своего положения: то есть Илия, как и другие богатыри, находились в пренебрежении, пока не настало время, когда без них нельзя было обойтись.
Прямое указание на установившееся уже почитание преподобного Илии Муромца мы находим в путевых заметках немецкого путешественника Эриха Лассоты от 1594 года, в которых среди описаний киевских достопримечательностей он сообщает: «В соборе Святой Софии находится гробница Илии Моровлина (Iliac Morowlin) – знаменитого героя или богатыря». Таким образом, уже в XVI веке преподобный Илия почитался Церковью.
Московский священник Иоанн Лукьянов в своем «Путешествии в Святую Землю» (XVII век) пишет: «Проидохом в Антониеву пещеру и ту «… видехом храбраго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей, рука у него левая пробита копием, язва вся знать, а правая рука изображала крестное знамение».
Видимо, поначалу богатырь Илия, как личность особо почитаемая, был погребен в храме Святой Софии. Позднее мощи его перенесли в Антониевы Ближние пещеры.
В 1636 году в типографии Киево-Печерской Лавры была напечатана книга «Теретургима» лаврского монаха Афанасия. Автор, описывая жития святых угодников Печерских, говорит, что Илия Муромец жил за 450 лет до издания книги, то есть около 1188 года. Таким образом установили примерное время жизни святого богатыря. От XVII века сохранилась икона преподобного Илии Муромца.
Родословная Илии, рассказанная в былинах, безусловно имеет реальные основания. Народная память сохранила имя отца Илии – крестьянина Ивана Тимофеевича. Родиной богатыря называют село Карачарово под Муромом (отсюда и название «Муромец»). Жители города Мурома с давних пор считали преподобного своим земляком, гордились им и увековечили его память. Так, еще в XVII веке в Муроме были Ильинская улица, Богатырева гора, Скокова гора. Все эти названия связаны с памятью об Илии Муромце: Скокова гора – это улица, по которой Илия выехал (поскакал) на воинское служение своей отчизне. Существовали и до сих пор хранятся в памяти жителей предания, связанные с пребыванием Илии в Муроме и родном селе Карачарове. Там указывают, например, целебный источник, который образовался от скока коня Илии. (Замечательно, что расстояние в один скок вошло даже в научную литературу о древнерусских мерах.)
Еще в XVII веке близ села Карачарова был воздвигнут Ильинский храм со святым колодцем Илии Муромца. Место это до сих пор так и называют – Скочок. К сожалению, храм был разрушен в 1930-е годы.
Особое избранничество Илии на подвиг подтверждается свидетельством о том, что от рождения он был немощен и до тридцати лет не мог ходить. Годы болезни воспитали в нем великое терпение, смирение, кротость и удивительный по силе характер. Сила дарована ему чудом, через посланцев Божиих. 30 лет сидения Илии «на печи» – это символ жизни «в затворе», сокрытом от мира, время подготовки к служению. Во многих народах тридцатилетие было возрастом, начиная с которого человек мог занимать общественные и воинские должности, и это имеет характер общечеловеческого закона. Не случайно именно в 30 лет начал Свое открытое служение миру Сын Божий – Господь Иисус Христос.
Как повествуют былины, однажды, когда родители Илии трудились в поле, явились в дом калики перехожие: чудесные странники – посланники Божии. (Слово «калика» происходит от греческого названия обуви средневековых путешественников. «Калики перехожие» – странники по святым местам – шли от храма к храму, от монастыря к монастырю, поклоняясь святыням – нетленным мощам и чудотворным иконам.) В некоторых вариантах былин калик отождествляются с апостолами. Калики – не убогие, не нищие, не слепцы. Напротив, часто они не только не уступают богатырям, но и превосходят их силою. Это тоже богатыри – богатыри духа, паломники к святым местам и вестники Божии. Паломничество считалось на Руси духовным подвигом, который приравнивался к ратному.
Тот, кто всегда находится в пути, пребывает в постоянном духовном подвиге (движении),– а потому и именуется подвижником: такие странники встретились с неподвижным пока Илией. По их слову встал Илия на ноги после тридцатилетнего сидения. И говорят Илии калики: «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана». Илия доверяет словам посланников Божиих и потому во всей многотрудной жизни своей, наполненной сражениями и невзгодами, никогда не проявляет страха смерти.
Очень важно, что первым подвигом былинного Илии Муромца после получения богатырской силы стала работа землепашца. Он корчует лес, вытаскивает корни и камни, расчищает землю под пашню. Илия очищает землю от всего, что мешает получить урожай, восстанавливая красоту возделанной земли. Получив могучую воинскую силу, Илия направляет ее прежде всего на мирный труд. Подвиг богатыря напоминает об ответственности людей за землю и об их связи с родной землей, которая их кормит и в то же время обновляет их силы.
После завершения крестьянской работы Илия направился на поиски коня. Военное искусство той поры имело свои особенности: настоящим воином считался всадник. Бой между дружинами представлял собой, как правило, сумму поединков отдельных воинов. Богатырь всегда был конным воином. Старинные пословицы напоминают о том, какое значение имел в жизни воина конь: «Конь не выдаст, и смерть не возьмет»; «Добрый конь из воды вытащит, из огня вынесет».
Добавьте комментарий