
В этот день все христиане просят друг у друга прощение, чтобы начать свое покаяние перед Господом в полном мире друг с другом.
На вечерне читается молитва св. Ефрема Сирина, повторяемая затем во всю святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений.
МОЛИТВА СВ. ЕФРЕМА СИРИНА
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
***
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое+, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 14–21).
***

В неделю сыропустную Святая Церковь приводит нам на память изгнание прародителей из рая за непослушание, чтобы этим несчастием нагляднее представить всю важность предстоящего подвига, а в утрате райского блаженства указать предмет, достойный покаяния и слез. Пример прародителей показывает нам всю тяжесть греха и его пагубные последствия и научает убегать невоздержания как начала источников гpexa и обращаться к покаянию, как единственному средству избавления от гнева и суда Божия.
В этот день Святая Церковь воспевает:
«Изгнан бысть Адам от райския сладости, снедию горькою в невоздержании заповеди не сохрани Владычни, осудися делати землю, от неяже взят бысть сам, потом же многим ясти хлеб свой; темже мы возлюбим воздержание, да не вне рая возрываим, якоже он в него внидем», «постящемся принесем слезы, умиление и милостыню», «утолим душевныя страсти, отженим плотския сласти»;
«препоясавшеся добрым поста подвигом» и «восприимше всеоружие креста, врагу сопротивимся, яко стену нерушимую имуще веру, и яко щит молитву, и шлем милостыню, вместо меча пост, иже отсекает от сердца всю злобу»;
«постное время светло начнем к подвигам духовным себе положивше»;
«се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света: яко преплывше поста великую пучину, в тридневное воскресение достигнем, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, спасающаго души наша».
Этим своим умилительно-трогательным гласом Святая Церковь призывает нас, как чад своих, забыть с нынешнего дня всё, что доселе занимало наши мысли и чувства и отвлекало их от «единого на потребу», отринуть от себя всё, что служило соблазном и поводом ко греху, что возбуждало в нас нечистые помыслы и чувствования, что порождало в нас греховные желания и стремления; возгреть в себе твердую решимость проходить святые дни поста усердно, благоговейно и радостно.
В евангельском и апостольском чтениях Святая Церковь предлагает последние свои наставления о подвиге поста. Пост должен начаться прощением людям их согрешений и отвержением дел тьмы, состоять в нелицемерном исполнении правил пощения и неосужденном отношении к ближним.
Свт. Иоанн Златоуст учит: «Прощать другим мы должны не на словах только, но от чистого сердца, дабы своим памятозлобием не обратить меча против себя. Оскорбивший нас не причинит нам зла столько, сколько мы сами причиним себе, питая в себе гнев и подвергаясь осуждению от Бога. Если мы возлюбим обидевшего нас, то зло обратится на главу его самого, и он жестоко постраждет; а если будем негодовать, то сами постраждем и притом от самих себя».
Добавьте комментарий