26 февраля 2015 г. исполнилось 60 лет со дня кончины подвижника и исповедника Русской Православной церкви, старца-архиерея, епископа Тихона (Тихомирова). Мы впервые представляем вниманию любителей акафистного пения и чтения Акафист прп. Антонию Черноезерскому, составленному владыкой Тихоном.
Надеемся, что в ближайшее время на сайте будет представлено и подробное жизнеописание епископа Тихона. Ярославская митрополия уже делала попытку представить материалы для прославления владыки Тихона в лике исповедников Русской Церкви. Хотя в архивах имеются документы об аресте и заключении Владыки под стражу в Череповце, но не удалось разыскать следственное дело, без чего канонизация не смогла состояться по существующим ныне правилам. Но все почитатели Владыки не теряют надежды, что этот поистине великий светильник Русской Православной Церкви будет прославлен в сонме святых нашей земли.
Просим всех, кто имеет документы, фотографии, воспоминания и иные материалы о владыке Тихоне, направлять их на наш сайт для подготовки подробного жизнеописания подвижника и для новой попытки прославления владыки Тихона в лике святых.
***
Акафист прп. Антонию Черноезерскому составлен в 1920 году исповедником Русской Православной Церкви епископом Тихоном (Тихомировым). Будущий епископ родился 26 августа 1882 г. в семье известного публициста, историка и общественного деятеля Льва Александровича Тихомирова, автора знаменитой книги «Монархическая государственность» (1905 г.). Родители назвали сына Александром. В детстве он перенес тяжелейшее заболевание, врачи считали, что мальчик не выживет. Но совершилось чудо: Александр начал постепенно выздоравливать. Л. А. Тихомиров пишет в воспоминаниях: «Саша жил именно “под Богом”. Я ощущал таинственную силу… Религиозное чувство замечательно охватывало и привлекало мальчика, который, больной, хилый, был в то же время замечательно хорош душой, с какой-то особенной тонкостью духовного восприятия. Я учился верить в духовное начало, наблюдая этого милого ребенка, и сам от него больше получал, кажется, нежели давал ему».
В 1902 г. Александр поступил в Московскую Духовную Академию, где был пострижен в монашество с именем Тихон. В Академии он принял сан иеромонаха, там же начал подвижническую жизнь, молился по ночам. В 1906 г. отец Тихон окончил Академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем в Новгородской семинарии. С 1908 по 1913 гг. он был преподавателем, а затем инспектором Вифанской духовной семинарии, находившейся неподалеку от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1913 г. отца Тихона назначили ректором Новгородской семинарии с возведением в сан архимандрита.
Отец Тихон сотрудничал в журнале «Голос Церкви», занимался также переводами. Как знатоку греческого языка, ему поручили перевод на славянский язык кондаков прп. Романа Сладкопевца. По отзывам знавших его, он был истинным подвижником, молчальником, делателем Иисусовой молитвы. Уже в годы московской жизни нес он особый молитвенный подвиг: спал совсем мало и только сидя, многие часы молился коленопреклоненно.
В 1920 г. отец Тихон был хиротонисан во епископа Череповецкого Новгородской епархии и находился там до 1924 г. Повсюду наступало обновленчество, поддерживаемое властями. В Череповце владыка Тихон твердо стал на защиту православия, призывая всех верующих хранить верность Патриарху Тихону. Богослужения владыки проходили при переполненных храмах, он проповедовал, призывал стоять за православие и сам собственным примером являл образец истинно праведной, подвижнической жизни. Множество верующих приходили к владыке за советом и молитвенной помощью, многие узнали о его благостных дарах, тогда разнеслась весть по северной земле, что есть в Череповце прозорливый владыка-старец. После службы часами ожидали люди возможности побеседовать с ним.
Здесь же, в Череповце, на Вологодской земле, в 1920 г. владыка написал акафист преподобному Антонию Черноезерскому (память 17/30 января) – свой первый акафист. Видимо, не случайно выбрал владыка этого малоизвестного новгородского подвижника XVI в., основавшего монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Черном озере неподалеку от Череповца. Вспомним, что незадолго до написания акафиста на Всероссийском Поместном Соборе была утверждена служба «Всем святым, в земле Российской просиявшим», в которой прославлялись многие подвижники русской Северной Фиваиды.
Да и сам владыка неразрывно связан был с Русским Севером: много лет жил под покровом обители преподобного Сергия, затем последовали годы служения в Великом Новгороде и, наконец, архиерейское служение в пределах Русской Фиваиды – в Вологодской земле. Текст акафиста свидетельствует о том, что владыка бывал на Черном озере, служил в храме упраздненного в XVIII в. монастыря. В акафисте преподобному Антонию прославляется монашеский подвиг, подвиг великих отцов Северной Фиваиды. И через Преподобного владыка молитвенно обращается ко всем преподобным отцам и подвижникам о помощи всем сохранившим верность Богу в лютое время гонений на Церковь и верующих. «Стена необоримая и прибежище спасительное буди… прибегающим и просящим твоего заступления в годину бед и напастей. Буди стена крепкая и покров надежный, ограждая нас от всяких злоключений и козней… Радуйся, воине Царя Небесного, пошли нам победу противу плоти, мира и диавола» (икос 11).
Добавьте комментарий