Акафисты

АКАФИСТ ПРЕПОДОБНОМУ АНТОНИЮ ЧЕРНОЕЗЕРСКОМУ ЧУДОТВОРЦУ

antch02
Автор акафиста – епископ Череповецкий Тихон (Тихомиров; 26 августа 1882 – 26 февраля 1955)
глас 8-й

Кондак 1

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, преподобне отче наш Антоние, любовию прославляем тя, яко теплаго заступника и молитвенника нашего, ты же яко великий предстатель о нас пред Богом, приими смиренное сие пение наше, от всяких нас без свободи, зовущих тебе радостно: Радуйся, отче наш Антоние, Черноезерский чудотворче.

Икос 1

Ангел земный и небесный человек явился еси, егда по гласу Христову вся красная мира сего оставил еси и, взем крест свой, в пустыню Черноезерскую вселился еси: Ныне же, предстоя Престолу Божию, молися о чадех твоих, зовущих тебе сице:
Радуйся, Евангелия Христова верный исполнителю;
радуйся, двема господинома Богу и миру работати не восхотевый, но точию единому Богу.
Радуйся, Христа Единого всем сердцем пламенне возлюбивый и Того единаго взыскавый;
радуйся, вся красная мира сего любве ради Христовы презревый.
Радуйся, во объятия Отча и во Отеческий дом возвративыйся;
радуйся, Христа ради яко вторый Павел от всего отказавыйся и вся в уметы вменивый.
Радуйся, забывый задняя и простираяйся вперед к почести вышняго звания во Христе Иисусе;
радуйся, возжелавый облечься во Христа не со своею праведностию от закона, но якоже от Бога чрез веру во Христа.
Радуйся, познания ради Христова участие в страданиях Его имевый;
радуйся, язвы Господа твоего на теле своем носивый.
Радуйся, всего себе распявый, противу мира, плоти и диавола крепкоо вооруживыйся.
Радуйся, отче наш Антоние, Черноезерский чудотворче.

Кондак 2

Видев, яко в мире сем господствуют похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, и помятуя, яже возлюбленный ученик Христов Иоанн поучает: не любите мира и вся яже в мире, кто бо любит мир, в том несть любви Отчей, ты, преподобне отче наш Антоние, отвергся еси всех сует мира сего и земных попечений и в пустыню вселился еси, да нескверным помыслом и чистым сердцем единому Богу поработаеши поя Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум чист и свободен от страстей сотворил еси, пречудне отче наш Антоние, егда плоть твою духу покорил еси и якоже елень желает на источники водныя, сице и душа твоя возжажда к Богу Крепкому Живому 1 и вселися в пустыню непроходимую на Черное езеро и тамо был еси яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое и лист его не отпадет.2 Сего ради воспеваем тебе сице:
Радуйся, пустынножителей светлое украшение;
радуйся, бесплотныя пустыни дивное прозябение.
Радуйся, равйския жизни насадителю;
радуйся, пустыннаго безмолвия любителю (возлюбивый?)
Радуйся, чистоту души и тела непорочно соблюдый;
радуйся, покров небо, одр же землю стяжавый.
Радуйся, подобно Господу твоему не имевый крова где главу подклонити;
радуйся, яко птицы небесныя не имевый во что одетися и чем питатися.
Радуйся, яко Илия Фесвитянин обретый Бога в пустыни и с Ним незримо беседовавый;
радуйся, первому пустынножителю Иоанну Крестителю подражавый.
Радуйся, всю сладость пустыннаго жития вкусивый;
радуйся подвиги своими пустыню Черноезерскую благодатию освятивый.
Радуйся, отче наш Антоние, Черноезерский чудотворче.
_____________
1 Пс. 41, 2–3
2 Пс. 1, 3

Кондак 3

Силою Божественнаго промышления приведен был еси, богомудре Антоние, из мира сего в пустыню Черноезерскую и тамо принесл еси всего себе в жертву чистую и непорочную Богу и был еси монах и облеклся еси во всеоружия Божия, во еже возмощи стати противу козней диавольских, препоясав чресла своя истиною и облекшеся в броню правды, обувше нозе своя во уготование благовествования мира и восприимше щит веры и шлем спасения и меч духовный,1 да выну поеши Богу: Аллилуиа.
___________
1 Евр. 6, 11–17

Икос 3

Имеяй в сердце своем огнь любве Божественныя, преподобне отче, весь к Богу прилепился еси. Сего ради кто разлучит тя от любве Божия, скорбь, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч, якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день. Все сие преодолел еси силою Возлюбившаго тя, яко ни смерть, ни жизнь, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни ина кая тварь возможет отлучити тя от любве Божия.1 Сего ради с любовию зовем ти таковая:
Радуйся, любве Божия столпе непоколебимый;
радуйся, возлюбивый Бога всем сердцем, всею душею, всею крепостию и всем разумением своим.2
Радуйся, яко любве ради Божия не обязавыйся браком и заботами житейскими;
радуйся, яко душу свою уневестил еси Христу, Безсмертному Жениху нашему.
Радуйся, девственниче духом и телом;
радуйся, блаженный рабе, егоже Господин твой всегда обрящет бдяща.
Радуйся, на сретение Христу Безсмертному Жениху всегда изыти готовый;
радуйся, имеяй светильник в душе своей выну горяяй и никогдаже угасаяй.
Радуйся, яко чистотою сердца своего пламенную любовь к Богу стяжал еси;
радуйся, яко любовию к Богу ум твой чист сотворил еси.
Радуйся, яко возлюбил еси Бога не словом или языком, но делы и подвиги своими;
радуйся, яко от земли к небесней любви возвысился еси.
Радуйся, отче наш Антоние, Черноезерский чудотворче.
___________
1 Рим. 8, 35–39
2 Лк. 10, 27

Кондак 4

Бурю искушений вражиих прошел еси, угодниче Божий, дондеже постом и молитвами многими низложил еси вся козни врага спасения нашего и, шествуя от силы в силу по лествице восхождения духовного, стяжал еси совершенную тишину помыслов и преизрядную чистоту сердечную. Сего ради сем искушен быв, можеши и нам искушаемым в бедах и напастях помощи, поющим о тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше, богомудре Антоние, ближнии и дальнии о преславном житии твоем, яко можеши всем сущим в напастях и искушениях молитвами твоими подавати великую помощь и спасение, тепле и со умилением взывающи тебе таковая:
Радуйся, теплый молитвенниче о душах наших;
радуйся, благодатный утешителю всех в бедах сущих.
Радуйся, обуреваемых тихое пристанище;
радуйся, падшим скорое воздвижение.
Радуйся, яко тобою отгонится всякое рыдание;
радуйся, яко тобою подается всякое утешение.
Радуйся, болезней наших врачевание;
радуйся, печалей наших утешение.
Радуйся, яко тобою от греховных страстей свобождаемся;
радуйся, яко тобою душевныя тишины сподобляемся.
Радуйся, пучино милостей Богом излиянная;
радуйся, горо благодати Богом приосененная.
Радуйся, отче наш Антоние, Черноезерский чудотворче.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси всем в девстве и иночестве проводящим житие свое, преподобне отче наш Антоние. Якоже бо та чудная звезда показа волхвом вертеп рождшагося Христа, такожде и ты являеши Христа в души всем подвизающимся и подаеши свет всем (во?) мраке и грехах живущим, наставляя непрестанно воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше, яко в мире сем вся причастна тлению и суете, потщался еси, преподобне отче, подражати древним отцем в пустынех просиявшим, наипаче тезоименитому тебе великому Антонию, сей бо свыше наставлен бе иноческому пустынному житию, егда явися ему Ангел Господень и показуя, како проводити иноку житие свое, ста на молитву, потом же нача работати и трудитися рукама своима. Сему божественному наставлению внемлюще, преподобне отче наш Антоние, предался еси неустанным молитвам и трудам, научая и братию твою молитися и трудитися. Сего ради вопием тебе сице:
Радуйся, монашескаго жития наставниче израднейший;
радуйся, подвижническаго восхождения учителю известнейший.
Радуйся, лествице всем идущим на небо;
радуйся, мосте всем преходящим море жизни сея.
Радййся, яко можеши понести немощи безсильных;1
радуйся, яко можеши исправляти согрешающих духом кротости.2
Радуйся, друг друга тяготы носити научивый;3
радуйся, тако исполнивый закон любве Христовой.4
Радуйся, яко сорадовался еси с радующимися;
радуйся, яко сопечаловался еси с плачущими.5
Радуйся, попечения о плоти не превративый в похоти;6
радуйся, отвергнувый дела тьмы и облекийся во оружия света.7
Радуйся, отче наш Антоние, Черноезерский чудотворче.
___________
1 Рим. 15,1
2 Гал. 6, 1
3 Гал. 6, 2
4 Гал. 6, 2
5 Рим. 12, 15
6 Рим. 12, 14
7 Рим. 12, 12

Кондак 6

Проповедует пустыня Черноезерская подвиги и чудеса твоя, преподобне отче наш Антоние, яко на ней исполнися Исаино проречение: радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет, яко крин.1 Твоими бо труды процвете пустыня сия и возвеселися слава Ливанова и честь Кармилова дадеся ей. И бысть безводная во езера и на жаждущей земли источник водный будет. И открыся в пустыни путь чист для жаждущих иноческия жизни, путь свят наречеся. И не прейдет тамо нечистый, ниже будет там путь нечист. Разсеянний пойдут по нему и не заблудят. И радость вечная будет над главою их, хвала и веселие, отбеже болезнь, печаль и воздыхание, 2 да вси вопиим тамо: Аллилуиа.
___________
1 (неразб.) ? Ис. 35.
2 Ис. 35, 7–10.

Икос 6

Возсия всей окрестней земли просвещение благовестия твоего, великий угодниче Божий Антоние. Ты собрал еси братию твою, вселил сих во обитель сию. Всех утешил еси, ободрил, наставил, глаголя: укрепитеся руце ослабленная и колена разслабленная. Утешитеся, малодушнии умом, укрепитеся, не бойтеся. Се Бог наш приидет и спасет нас.1 Егда же Промыслом Божиим обитель твоя в нашествие иноплеменников прииде в запустение, ты по прошествии времен возставил еси на месте подвигов твоих обитель дев, да с радостию и любовию тепле во умилении сердца вопиют чада покровителю своему сицевая похвалы:
Радуйся, не точию иноков, но и инокинь наставниче изрядный;
радуйся, невестоводителю дев чистых.
Радуйся, яко собираеши от мира птенцы своя; 2
радуйся, яко печешися о пропитании сирот своих.
Радуйся, хранителю их девства и чистоты;
радуйся, свидетелю их обетований Царю Христу.
Радуйся, отверзаяй сестрам обители твоея врата Небеснаго Чертога;
радуйся, подаваяй им елей доброделания, да светильники их не угаснут.
Радуйся, страже обителей райских, подаваях достойным победныя венцы;
радуйся, друже Жениха Небеснаго, облекаяй невесты Его в одеяния брачныя.
Радуйся, оставльшим домы своя, братию и сестры подаваяй во время сие во обители во сто крат более домов, братий и сестер;
радуйся, обители твоея бодрый и неусыпный хранителю.
Радуйся, отче наш Антоние, Черноезерский чудотворче.
_____________
1 Ис. 35, 4.
2 Мф. 23, 37.

Кондак 7

Хотящу ти, досточудне отче Антоние, от нынешняго века преставитися прелЕстнаго, и в райския обители преселитися от земныя обители тобою созданныя, яко вторый Павел глаголал еси: желание имам разрешитися и со Христом быти.1 Вемы бо, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы храмину нерукотворенну, вечну на небесех. О сем воздыхающе облещися желающе, 2 пел еси Богу: Аллилуиа.

_____________
1 2 2 Кор. 5, 1–2.

Икос 7

Дивнаго совершенства достигл еси, отче наш Антоние, егда время твоего отшествия наста. Подвигом добрым подвизался еси, течение скончал еси, веру соблюл еси.1 Чрез все житие твое верою ходил еси, а не ведением, дерзая отъити от тела и внити ко Господу. Темже мирное твое от земных отшествие славяще, воззовем к тебе таковая:
Радуйся, течение жизни твоея благочестно скончавый;
радуйся, веру соблюдый всецелу.
Радуйся, земную храмину тела оставивый;
радуйся, храмину нерукотворенну, вечну на небесех стяжавый.
Радуйся, яко клас зрелый пшеничный, тело твое земле предал еси;
радуйся, яко путник в странствии сущий море жизни преплыл еси.
Радуйся, угодниче Христов, душу твою кротко от тела разрешивый;
радуйся, избранниче Божий, дух твой в руце Господа радостно предавый.
Радуйся, преподобне, яко смерть твоя честна пред Господем бысть;
радуйся, яко память твоя с похвалами почитается во обители твоей.
Радуйся, яко успение твое со всеми святыми прославляется;
радуйся, яко по успении твоем от земли на небо возшел еси.
Радуйся, отче наш Антоние, Черноезерский чудотворче.
_____________
1 2 Тим. 4, 6–7.

Кондак 8

Странно и неизреченно бысть пречудное прославление твое, преподобне отче наш Антоние, егда по трудех и подвизех земнаго странствия твоего прешел еси от временнаго жития сего к вечному и водворился еси в райския обители. Тамо поклонился еси Престолу Вседержителеву и сподобился еси узрети славу Его, не яко в зерцале, в гадании, но лицем к лицу.1 Тамо смерти уже не будет ктому, ни плача, ни вопля, ни воздыхания. Тамо ты причастился есибезсмертнаго плода Древа Животнаго посреде рая насажденнаго и со всеми святыми воспел еси Богу: Аллилуиа.
______________
1 1 Кор. 8, 12.

Икос 8

Весь исполнился еси пламенныя любве Божия, егда вступил еси в лики святых апостол и пророк, мучеников, святителей и преподобных и к блаженству безплотных сил приобщился еси, отче наш Антоние. Ктому уже не можем нарещи тебе раба Христова, зане ты яко друг Божий предстоиши ныне Престолу Небеснаго Царя и приемлеши сицевая благохваления наша:
Радуйся, звезда новая на тверди небесней возсиявшая;
радуйся, луче Божественнаго Света, во тьме века сего нас озаряющая.
Радуйся, заре небесная, явление Христово предваряющая;
радуйся, сияние райскаго блаженства, надежду нам подавающее.
Радуйся, избранниче Чертога Христова, брачную одежду стяжавый;
радуйся, наперсниче Божественныя вечери, райския пищи приобщивыйся.
Радуйся, в сонм святых в раи сладости водворивыйся;
радуйся, с лики безплотных в райския обители вселивыйся.
Радуйся, новый слуго Царицы Небесныя преизрядный;
радуйся, новый друже всех святых прелюбезный.
Радуйся, молитвенниче, кадило фимиама целебнаго пред Богом приявый;
радуйся, целебниче, сосуд врачевания райскаго от Христа получивый.
Радуйся, отче наш Антоние, Черноезерский чудотворче.

Кондак 9

Всякия избави нас скорби и болезни, великий наш заступниче, преподобне отче Антоние, ты бо восшед на небо, духом любве своея не отступил еси от нас и выну врачуеши вся скорбныя и плачущия, спасаеши впадших в искушения различныя и в отчаянии сущия, открываеши в душе каждаго прибегающаго к тебе, яко близ Бог всем призывающим Всесвятое и великое Имя Его, Иже имать сохранити нас и не дати впасти во искушения паче сил наших, и научаеши всех взывати Богу, Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанная недоумеют, како достойно восхвалити великое твое предстательство о нас пред Богом, преподобне отче наш Антоние. Ты бо купно с Пречистою Богородицею и с лики святых со дерзновением выну молишися о всех с верою тебе притекающих и просящих твоего заступления, наипаче о всех в честной твоей обители благочествно подвизающихся. Сего ради вопием тебе сице: Радуйся, яко крепкое дерзновение имаши пред Господом;
радуйся, яко обитель твоя великаго предстателя пред Богом тя стяжа.
Радуйся, стране нашей стено крепкая и утверждение;
радуйся, обители твоея покрове державный и ограждение.
Радуйся, яко вси притекающии к тебе утешаются и радуются;
радуйся, яко вси молящиися тебе от печалей свобождаются и веселятся.
Радуйся, помощниче благодатный всем труждающимся;
радуйся, заступниче благонадежный всем люте страждущим.
Радуйся, страже неусыпный, стрегий нас от всех враг видимых и невидимых;
радуйся, хранителю наш, соблюдаяй нас от всех козней вражиих.
Радуйся, пастырю наш, стадо твое добре упасый;
радуйся, путеводителю наш, всех ко Христу приводяй.
Радуйся, отче наш Антоние, Черноезерский чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя благочестно живущия в мире люди и видев, яко многия девы о едином на потребу, како угодити Господу, не обретают места во еже собратися вкупе вдали от соблазнов житейских уневестити себе Небесному Жениху Христу, ты, преподобне отче наш Антоние, возстановил еси в пустыне сей обитель твою и призвал еси лицы дев, да обретут в ней тихое и небурное пристанище к провождению чистаго и непорочнаго жития, идеже укрепленнии тобою в подвизех поста, молитвы и труда будут выну хранити святую раку твою и воспевати Богу ангельско пение (ангельскую песнь): Аллилуиа.

Икос 10

Стена необоримая и прибежище спасительное буди всем во обители твоей, отче наш Антоние, к раке мощей твоих молитвенно прибегающим и просящим твоего заступления в годину бед и напастей. Буди стена крепкая и покров надежный, ограждая нас от всяких злоключений и козней вражиих, вопиющих тебе сице:
Радуйся, яко сохранил еси честную раку на месте погребения святых мощей твоих;
радуйся, яко мощи твоя от лицезрения сокрыл еси.
Радуйся, яко мощи твоя исцеляют от всякия скорби и болезни;
радуйся, яко в печали сущим мощи твоя приносят утешение.
Радуйся, яко обитель твою запустению до конца не предал еси;
радуйся, яко во время благопотребно паки ю возставил еси.
Радуйся, малый храм Рождества Пречистыя Богородицы на месте погребения твоего сохранивый;
радуйся, в священной церкви твоей духом твоим выну с нами невидимо пребываяй.
Радуйся, открывый в пустыне твоей свет незримый всем ищущим света;
радуйся, привлекаяй в пустынь твою всех чающих спасения.
Радуйся, яко продолжаеши устрояти и украшати обитель святую твою;
радуйся, яко собираеши в ней стадо иноков прославляти неусыпно Страшное и Святое Имя Господне.
Радуйся, отче наш Антоние, Черноезерский чудотворче.

Кондак 11

Пение похвальное у раки мощей твоих совершающе, отче наш Антоние, представляем тя, яко жива суща на молитве с нами стояща, ленивыя возбуждая, бодрыя и трезвящияся духовно утешая свыше. Ты — наш Ангеле-Хранителю, всегда сый с нами присно назираяй души наша со всеми страстьми и похотьми, да проникаяся духом любве твоея, представиши ны Владыке Христу не имущих скверны или порока, но да будем чисти и непорочни, и да чистыми устами вопием с тобою Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарное светило был еси стране нашей и обители твоей, преподобне отче наш Антоние, и всем нам среди облежащия нас тьмы века сего блаждующим, да ходим во свете, яко чада света, не приобщаяся к делом неплодным тьмы. И тако свято водимии тобою, с радостию оставим вся суетныя утехи мира сего и якоже Божественный Павел, вменим вся сия во уметы, да Христа приобрящем, нашу Сладчайшую Радость паче всех радостей имеях и обрящемся в Нем и уподобимся купцу, ищущему добраго бисера Христова, иже обрет его и радостно продаде вся елика имяще и (изми?) его.1 Сего ради вся с любовию зовем тебе:
Радуйся, незримою стопою чрез лесныя дебри и езера к нам шествуяй;
радуйся, недреманым оком твоим присно назираяй души наша.
Радуйся, отверстым сердцем вмещаяй всех в любовь свою, да не тесно нам будет в тебе;2
радуйся, чистыма рукама твоима привлекаяй к себе нас всех по духу чад твоих.
Радуйся, блаженною душею своею с нами присно пребываяй;
радуйся, духом своим никогдаже отлучаяйся от врученнаго тебе стада твоего.
Радуйся, кадило благовонное, молитвы наши к Богу возносящее;
радуйся, зерцало кристаловидное, лучи любве Божия нам отображающее.
Радуйся, светильниче на свещнице небеснем, нас ко Христу путеводящий;
радуйся, венче воздержания и чистоты, знамение победы над плотию и миром нам являющее.
Радуйся, чаше райскаго блаженства, нас увеселяющая;
радуйся, хлебе небеснаго нетления, нас от духовного глада избавляяй.
Радуйся, отче наш Антоние, Черноезерский чудотворче.
_______________
1 Мф. 13, 45–46.
2 2 Кор. 6, 11–12.

Кондак 12

Благодать Божию с небеси ниспосли нам окрест твоея святыя раки предстоящим и во обители твоей живущим, отче наш Антоние, да осеняемии твоим предстательством, получим незримо благословение твое и будем крепко блюсти, яко завещание от тебе самое преподанное, да вси пустыннаго жития сего уставы хранити будем с радостию и любовию, а не воздыхающе, в трудех и подвизех не прельщаяся никоими же утехами и соблазны мира сего, к гибели души ведущими, наипаче же непрестанно имети будем в сердцах и устнех своих сладчайшее Имя Господа Иисуса, Емуже купно с тобою присно в утешении и в скорби взывати будем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще святую память твою и прославляюще труды и подвиги равноангельнаго жития твоего, отче наш Антоние, молим ся ти, храни обитель, тобою устроенную, яко зеницу ока, да вси живущия в ней причнутся к лику мудрых дев и получат неувядаемыя венцы чистоты, да ни единая же от них преткнется в искушении и не впадет в соблазн, и да не оставит честную ограду твою. Утверди и украсИ храмы на месте подвигов твоих сооруженныя, да хвалится Имя Божие в них до скончания века и возносятся молитвы наши о спасении всего мира в годины скорби и отступления. Мы же чада твоя простирая молебныя руки к святей раце твоей, тепле от души взываем ти:
Радуйся, отче наш любвеобильный, собери яко кокош от мира чада твоя;
радуйся, пастырь наш предобрый, упаси овча стада твоего, да не единая из них погибнет.
Радуйся, старче духоносный и благодатный, научи нас послушанию и отсечению воли своея;
радуйся, молитвенниче пламенный и неусыпающий, научи нас молитися и плакатися о гресей своих.
Радуйся, невестоводителю Христов, сохрани нас в девстве, целомудрии и чистоте;
радуйся, проповедниче любви Божия, соблюди нас в любве Его.
Радуйся, Ангеле Хранителю обители твоея, огради ю от соблазнов мира сего;
радуйся, воине Царя Небеснаго, пошли нам победу противу плоти, мира и дивола.
Радуйся, безмездный врачу, исцели наша болезни душевныя и телесныя;
радуйся, учителю Евангельской Правды, согрей словом Божиим храдныя души наша.
Радуйся, рабе Божий благий и верный, посли нам силу и здравие трудитися на пользу обители твоея;
радуйся, таинниче Божественныя благодати, даждь нам зрети и ощущати сладость и красоту служения церковнаго.
Радуйся, отче наш Антоние, черноезерский чудотворче.

Кондак 13

В великий и пречудный иноков и инокинь наставниче, преподобне и богоносне отче наш Антоние! Приими от нас, слабых духом и обремененных грехи многими убогое сие обаче от всея души возносимое тебе пение наше и сохрани Церковь Православную и святую обитель твою от враг видимых и невидимых, избави нас от всякия болезни душевныя и телесныя и от всякия непосильныя скорби, лютаго уныния и от наветов и козней злых человек, да вси благодарственно со умилением вопием с тобою дивному во святых Богу: Аллилуиа.

Сей кондак читается трижды и паки икос 1-й «Ангел земный…» и кондак 1-й «Избранный чудотворче…».

24 августа 1920 г.

БОГОРОДИЦКАЯ ЧЕРНОЕЗЕРСКАЯ АНТОНИЕВА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ РАДОНЕЖСКИХ, РОДИТЕЛЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПРЕПОДОБНЫМИ КИРИЛЛОМ И МАРИЕЙ
ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ РАДОНЕЖСКАЯ († 1337 г.) (Глава из книги Александра Трофимова «Святые жены Руси»). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ДЕНЬ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ МАРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ШАФРОВОЙ-МАРУТАЕВОЙ
МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА - ЕДИНСТВЕННОЕ ФОТО, КОТОРОЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ЯНВАРЬ 2023 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

31/18 января – Память святителей Афанасия (295-373) и Кирилла (370/380-444), архиепископов Александрийских.
***
31/18 января – Память святителя Никиты, архиепископа Новгородского (1030-1108).
***
31/18 января – Память преподобных Кирилла и Марии Радонежских († 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.
***
31/21 января 1605 г. – Состоялась Битва при Добры́ничах – сражение между армией Лжедмитрия I и царскими войсками под предводительством князя Ф. И. Мстиславского близ деревни Добрыничи. Битва завершилась полным разгромом Лжедмитрия I, потерявшего в сражении значительную часть своего войска.
***
31/19 января 1714 г. – Петр I запретил жениться не получившим образования дворянским детям (недорослям).
Из текста Указа: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей, кроме однодворцев и приказного чина, цифири и геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». А священникам строго запрещалось венчать дворянских отпрысков без «соизволения» школьного преподавателя.
***
31/19 января 1801 г. – Грузия добровольно вошла в состав Российской Империи.
***
31/19 января 1852 г. – День рождения Льва Александровича Тихомирова (1852-1923), российский общественный деятель.
Лев Александрович Тихомиров писал в своих воспоминаниях: «Наш род принадлежит к коренным жителям Тульского края, насколько хватает семейных воспоминаний, был всегда духовного звания». Из семьи военного врача. Родился19 января 1852 г. на Кавказе, в военном поселении Геленджик. Окончил керченскую Александровскую гимназию (1870) с золотой медалью и поступил на юридический факультет Московского университета. Перевелся на медицинский факультет (1871).
Принимал активное участие в революционном движении. В 1872-1873 гг. – активный член общества «чайковцев», вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 г. арестован, был под судом по «процессу 193-х». В 1878 г. – член центра «Земли и воли» и редакции ее печатного органа. В 1879 г. – член Исполнительного комитета, распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», организовавшей убийство императора Александра II. От имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. (сразу после убийства Александра II) На Липецком съезде 20 июля 1879 г. (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. В начале марта 1881 г. вместе с оставшимися на свободе членами Исполнительного комитета несколько раз на конспиративной квартире обсуждал воззвание «Ко всему народу русскому» и письмо Александру III, которое сам и написал.
11 ноября 1873 г. Л. А. Тихомирова арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Замечательна история его освобождения из тюрьмы, рассказанная современниками. Однажды император Александр II лично обходил заключенных в Петропавловской крепости; естественно, каждый из осужденных пытался сказать государю о своей невиновности в надежде получить его защиту, но Тихомиров единственный честно признал себя заслуживающим наказания. Тогда император сказал, что не находит возможности содержать в одинаковом заключении столько «невиновных» людей совместно с «преступником» и повелел освободить Тихомирова из заключения. Произошло это в начале 1878 г., после его четырехлетнего заключения в крепости.
В 1880 г. Лев Александрович женился на Екатерине Дмитриевне Сергеевой и в 1882 г. вместе с женой эмигрировал за границу, проживая в Швейцарии, а затем во Франции. Вскоре после переезда в Швейцарию, 26 августа 1882 г., в семье Тихомировых родился сын, названный Александром (будущий православный подвижник и старец епископ Череповецкий Тихон).
К тому времени у него уже возникли сомнения в целесообразности революционной деятельности, но тем не менее в Женеве он стал во главе «Вестника Народной воли». И только в 1888 г. он открыто выступил иротив прежних своих идей, напечатав книгу «Почему я перестал быть революционером» (М ., 1888), которая сделала возможным его возвращение в Россию. В 1888 г. он написал прошение на Высочайшее Имя о помиловании и разрешении жить в России, что и было даровано ему Высочайшим повелением 10 декабря 1888 г.
Л. А. Тихомиров был глубоко православным человеком, в его трудах звучит искренняя и твердая вера в особую роль Церкви в истории народов. Он написал множество книг и статей, посвященных русской национальной идее, и стал самым крупным в России идеологом монархической власти. Итогом его трудов явилась книга «Монархическая государственность» (1905, переиздание СПб., 1992). В своих исследованиях он пытался раскрыть, с точки зрения православного историка, «понимание тех законов, которыми живет человеческое общество и государство».
При правлении П. А. Столыпина Л. А. Тихомиров был Высочайше пожалован чином статского советника и являлся членом кабинета министров. В 1907-1908 гг. он был членом Предсоборного Совещания.
В 1903-1906 гг. работал над книгой «Монархическая государственность». В 1907 г. был приглашен из Москвы лично Петром Столыпиным в Санкт-Петербург, где занял должность члена совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением ввиду обсуждаемого трудового законодательства. В 1909 г. Тихомиров вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 г.
За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 г.). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализировал историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой книге (впервые опубликованной лишь в 1997 г. в издательстве журнала «Москва») показано развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времён, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне Тихомиров доказывает истинность и глубину православного понимания истории. Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919-1920 гг.
Лев Александрович Тихомиров скончался в 1923 г. в Сергиевом Посаде посвятив остаток дней богословским трудам. Место его захоронения неизвестно.
***
31/19 января 1864 г. – В Москве открывается для посетителей первый в России «общедоступный зоологический сад» – московский зоопарк.
***
31/19 января 1865 г. – День рождения Тихона (в миру Василий Иванович Беллавин; 1865-1925), Патриарха Московского и всея Руси (1917-1925).

***
31 января / 12 февраля 1865 г. – День рождения Алексея Александровича Бахрушина (1865-1929). Родился в Москве, Российская империя. – Русский купец, потомственный почетный гражданин Москвы, меценат, благотворитель, собиратель театральной старины, создатель литературно-театрального музея.
Представитель московской династии Бахрушиных. Бахрушины были в старой Москве известными благотворителями. Будущий знаток театральной старины уже с шестилетнего возраста стал завсегдатаем Большого театра, потом – поклонником труппы Малого театра, а впоследствии сам пробовал играть на сцене Перловского театрального кружка. Учился в частной гимназии Ф.Креймана (III-IV классы). В 1888 г. включился в семейное дело – «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья» и до 1890 г. активно занимался торгово-промышленной деятельностью. Увлекшись собирательством, Бахрушин посвящал ему всё больше времени и постепенно отошёл от дел. Однако после смерти старшего брата, он был вынужден возглавлять до 1917 г. семейное дело. За свои промышленные достижения удостоился нескольких золотых медалей и ордена Св. Анны 3-й степени.
Также он был гласным Московской городской думы (1900-1916), в которой возглавлял комиссию по народным развлечениям. Комиссия приняла решение открыть в Москве 12 народных домов, заведовать которыми в 1915 г. был уполномочен А. А. Бахрушин.
Коллекционировать начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина. «Вскоре театральное собирательство, – вспоминал его сын, – превратилось у него в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина». 30 мая 1894 г. владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея. Он целенаправленно вёл поиски, чтобы представить в своей коллекции всю историю отечественного театра, от зарождения до современности. В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.
Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра. Из-за границы он привёз личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.
Идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». На «огонёк» к Бахрушину собирались известные актёры и режиссёры: здесь бывали А. И. Южин, А. Л. Ленский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. По сложившейся традиции сюда приходили не с пустыми руками. Так, прославленная актриса Малого театра Гликерия Николаевна Федотова передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки, полученные за годы сценической жизни.
Свой музей Алексей Александрович Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела – литературный, драматический и музыкальный. В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского. Немалый интерес представляли и сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники. Здесь были письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной культуры: А. С. Грибоедова, И. И. Лажечникова, М. М. Хераскова, Н. В. Гоголя, А. Н. Верстовского, А. Ф. Писемского, П. А. Каратыгина, Н. Г. Помяловского. Коллекция рукописей включала свыше тысячи наименований.
В драматическом разделе были собраны декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения актёров и драматургов, предметы театрального быта. Среди произведений декораторов хранились работы двух крупнейших театральных художников конца XIX — начала XX в. – К. А. Коровина и А. Я. Головина. Были здесь и народные картинки с изображениями «бесовских потех».
Особую ценность представляли личные вещи многих прославленных актёров. В драматическом разделе находилась, кроме того, изумительная по богатству портретная галерея: здесь рисунки, гравюры, литографии, живописные и скульптурные произведения, большая коллекция фотографий, причём не только отдельные портреты актёров, но и большое количество запечатлённых фотографами сцен из спектаклей.
Театральный быт представлен предметами, сопутствующими завзятым театралам, в том числе — уникальной коллекцией зрительских трубочек и театральных биноклей. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времён и народов: славянские гусли, румынская кобза, европейская мандолина, китайская флейта и даже африканские трубы. Верным помощником в собирательской деятельности Алексея Александровича Бахрушина была его жена Вера Васильевна. Она приводила в порядок газетные вырезки, афиши, программы, помогала отбирать вещи на выставки, устраивать экспозиции.
В 1909 г. бахрушинской коллекцией заинтересовалась Академия наук. 25 ноября 1913 г. состоялся торжественный акт передачи собрания Академии наук. Было создано Правление музея во главе с жертвователем, признававшимся пожизненным почётным попечителем музея. В 1915 г. жертвователь был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени. Музей, созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным, существует и поныне (ул. Бахрушина, д. 31/12). Он, как и прежде, располагается в старом здании. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, уцелевшая до наших дней. Алексей Александрович Бахрушин оставался во главе музея и после 1917 г., до самой смерти. Бахрушин умер в подмосковной усадьбе Малые Горки близ станции Апрелевка Киевского направления Московской железной дороги 7 июня 1929 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
***
31/19 января 1875 г. – День рождения Лидии Алексеевны Чарской (Вороновой; 1875-1937), писательницы. Родилась она в Санкт-Петербурге. Ей суждено было более 20 лет владеть умами и чувствами самого широкого круга читателей России.
Первая же повесть «Записки институтки», написанная в 1902 г., принесли ей громкую славу. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями, восторженно встречая новые книги. Повести «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», рассказы «Волька», «Первый день», «Два сочельник», сказки «Золотая свирель», «Волшебная сказка» и другие – вот неполный перечень того, что взахлеб читало подрастающее поколение начала XX века.
Она писала о доброте, любви к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости. Ее герои – люди разных сословий. Это и дворяне, обучающие своих детей в привилегированных учебных заведениях; и служащие, живущие на вознаграждение за свой труд; и нищие, которые мечтают о куске хлеба. Но всех их объединяет человеколюбие, желание отозваться на чужую боль, бескорыстие – те человеческие качества, дефицит которых особенно сильно ощущается в наше время.
В 1917 г., с приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения. С 1925 по 1929 гг. ей с большим трудом удалось опубликовать 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом Н. Иванова. Ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены. Больше не было любимого дела, куда-то исчезли благодарные читатели. Жизнь остановилась на полном ходу, особенно после известия о гибели сына Юрия, который сражался в Красной Армии. Началась буквально нищенская жизнь. И тогда именно К. И. Чуковский выхлопотал ей пенсию.
Она ушла тихо и незаметно. Но оставила после себя до сих пор никем не разгаданную тайну. Официальным местом ее погребения считается Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге.
О Чарской вспомнили в 90-е гг. XX столетия. Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Сейчас издано уже и полное собрание ее сочинений. Безусловно, книги Чарской найдут своего читателя, ее полюбят маленькие и юные российские граждане XXI века, как когда-то ее любили дети начала прошлого столетия. Книги ее повествуют о добросердечии и отзывчивости, о человечности, благодарности и любви, как высшей добродетели.
***
31/19 января 1879 г. –В Харькове, Российская империя, родился Борис Викторович Савинков 1879-1925) российский революционер, террорист, один из лидеров партии эсеров, руководитель Боевой организации партии эсеров, глава Союза защиты Родины и Свободы. Участник Белого движения, писатель (прозаик, поэт, публицист, мемуарист; литературный псевдоним – В. Ропшин).
Известен также под псевдонимами «Б. Н.», Вениамин, Галлей Джемс, Крамер, Ксешинский, Павел Иванович, Роде Леон, Субботин Д. Е., Ток Рене, Томашевич Адольф, Чернецкий Константин.
Принимал участие в подготовке ряда террористических актов на территории России: убийство министра внутренних дел В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, покушения на министра внутренних дел И. Н. Дурново и на московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова.
Савинков стал заместителем руководителя Боевой организации Евно Азефа, а после его разоблачения — руководителем. Вместе с Азефом выступил инициатором убийства священника Георгия Гапона, заподозренного в сотрудничестве с Департаментом полиции. В 1906 г. Савинков в Севастополе подготавливал убийство командующего Черноморским флотом адмирала Чухнина. Был арестован полицией, заключен в Севастопольскую тюрьму и приговорён к смертной казни, но бежал в Румынию.
В эмиграции в 1909 г. написал книгу «Воспоминания террориста», в том же году опубликовал повесть «Конь бледный», в 1914 г. – роман «То, чего не было». После начала Первой мировой войны Савинков перебрался в Париж, где, благодаря своим связям, получает удостоверение военного корреспондента. Его корреспонденция публиковалась в газетах «Биржевые ведомости», «День», «Речь».
После Февральской революции Савинков вернулся в Россию 9 апреля 1917 г. и возобновил политическую деятельность: он был назначен комиссаром Временного правительства в 7-й армии, а 28 июня – комиссаром Юго-Западного фронта. Савинков активно выступал за продолжение войны до победного конца. Стал товарищем (помощником) военного министра (военным министром был сам премьер Керенский). При наступлении Корнилова на Петроград был назначен военным губернатором Петрограда и исполняющим обязанности командующего войсками Петроградского военного округа. Но 30 августа подал в отставку, не согласный с изменениями в политике Временного правительства. После того 9 октября 1917 г. был исключен из партии эсеров по так называемому «корниловскому делу».
Октябрьский переворот 1917 г. встретил враждебно. В феврале-марте 1918 г. создал в Москве на базе организации гвардейских офицеров подпольный контрреволюционный «Союз защиты Родины и Свободы», включавший около 800 человек. Целями этой организации было свержение советской власти, установление военной диктатуры и продолжение войны с Германией. В конце мая заговор в Москве был раскрыт, многие его участники арестованы.
Уехал с военной миссией во Францию, где вёл переговоры о помощи Белому движению. Во время Советско-польской войны 1920 г. Савинков, обосновавшись в Варшаве. В октябре 1921 г. был выслан из Польши. Порвав с белым движением, Савинков искал связей с националистическими течениями. Он встречался с итальянским лидером Бенито Муссолини в 1922-1923 гг. Однако в конце концов Савинков оказался в полной политической изоляции, в том числе и от эсеров. В это время он занялся работой над повестью «Конь вороной», осмысляющей итоги Гражданской войны.
В начале августа 1924 г. Савинков нелегально приехал в СССР, куда был завлечен в результате разработанной ОГПУ операции «Синдикат-2». 16 августа в Минске был арестован вместе со своей любовницей Любовью Ефимовной Дикгоф и ее мужем А. А. Дикгофом. На суде Савинков признал свою вину и поражение в борьбе против советской власти. Военная коллегия Верховного суда СССР 29 августа 1924 г. приговорила его к высшей мере наказания – расстрелу. Верховный суд ходатайствовал перед Президиумом ЦИК СССР о смягчении приговора. Ходатайство было удовлетворено, расстрел заменен лишением свободы на 10 лет.
По официальной версии, 7 мая 1925 года в здании ВЧК на Лубянке Савинков покончил жизнь самоубийством. Воспользовавшись отсутствием оконной решётки в комнате, где он находился по возвращении с прогулки, Борис Савинков выбросился из окна пятого этажа во двор. Место захоронения Б. Савинкова неизвестно.
***
31 января 1881 г. – Экспедиционный корпус под командованием генерала М. Д. Скобелева вступил в Ашхабад. Завершено покорение Туркестана.
***
31/19 января 1887 г. – Умер Семён Яковлевич Надсон (1862-1887), русский поэт.
Появившийся в печати в 1885 г. сборник его стихотворений, тираж которого составил 600 экземпляров, принес Надсону огромный успех. При жизни поэта книга выдержала 5 изданий, а до 1917 г. ее успели переиздать 29 раз, последнее из которых имело огромный по тем временам тираж – 10 000 экз. После смерти Надсона его творчество получило еще большую известность. Многие поэты посвящают его памяти стихотворения (Я. П. Полонский, Л. И. Пальмин, К. М. Фофанов, Г. Ф. Дешкин). А с посмертной публикацией произведений Надсона слава его достигает своего апогея. Молодёжь заучивала его стихотворения наизусть. Произведения Надсона постоянно включались в альбомы и рукописные журналы учащихся, долгие годы их часто декламировали со сцены, почётное место отводилось им в различных хрестоматиях и сборниках. Свыше 100 стихотворений Надсона положено на музыку. И хотя шедевров вокальной лирики на слова Надсона не создано, примечательно, что к его произведениям обращались такие выдающиеся композиторы, как Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, Э. Ф. Направник.

ВЕРЬ В ВЕЛИКУЮ СИЛУ ЛЮБВИ!..

Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!

ВПЕРЁД!

Вперед, забудь свои страданья,
Не отступай перед грозой,-
Борись за дальнее сиянье
Зари, блеснувшей в тьме ночной!
Трудись, покуда сильны руки,
Надежды ясной не теряй,
Во имя света и науки
Свой частный светоч подымай!
Пускай клеймят тебя презреньем,
Пускай бессмысленный укор
В тебя бросает с озлобленьем
Толпы поспешный приговор;
Иди с любящею душою
Своею торною тропой,
Встречая грудью молодою
Все бури жизни трудовой.
Буди уснувших в мгле глубокой,
Уставшим – руку подавай
И слово истины высокой
В толпу, как светлый луч, бросай.

***

Блещут струйки золотые,
Озаренные луной;
Льются песни удалыя
Над поверхностью речной,
Чистый тенор запевает
«Как на Волге на реке»,
И припевы повторяет
Отголосок вдалеке.
А кругом царит молчанье,
И блестящей полосой
Золотой зари сиянье
Догорает за рекой.

***
31 января 1893 г. – В селе Прислониха в семье потомственных иконописцев родился Аркадий Александрович Пластов (1893-1972). Народный художник СССР (1962). Академик АХ СССР. Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).

Родился в семье потомственных иконописцев. В 1903 г. поступил в Симбирское духовное училище. С 1908 г. учился в Симбирской духовной семинарии, а затем переехал в Москву. Занимался рисованием у Дмитрия Архангельского. Некоторое время занимался в мастерской Ильи Машкова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Фёдор Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 гг., поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Его учителями были живописцы Алексей Корин, Аполлинарий Васнецов, Абрам Архипов, Алексей Степанов, Леонид Пастернак и скульптор Сергей Волнухин.
В его картинах отражены испытания советского народа в годы войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945),
В 1947 г. А. Пластов стал академиком АХ СССР. Член СХ СССР (1937), член правления СХ РСФСР и СХ СССР (1957), секретарь правления СХ СССР (1968).
***
31 января 1901 г. –Премьера пьесы А. П. Чехова «Три сестры» в Художественном театре.
***
31 января 1904 г. – В Москве умер Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), русский предприниматель, фабрикант, основавший во второй половине XIX века «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), а также владевший кондитерскими и чайными магазинами в Москве, Поставщик Двора Его Императорского Величества, председатель совета Учетного Банка, действительный статский советник.
Алексей Иванович и его супруга Агриппина Александровна похоронены на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве. В 1926 г. монастырь был закрыт, а кладбище уничтожено.
Во время Крымской войны Абрикосов делал ежегодные 100-рублевые пожертвования госпиталям и ополчению. Позднее стал членом комитета по оказанию помощи семьям убитых и раненных в войне с Турцией, в 1880 г. вошел в состав Совета Дома московского купеческого общества для бесплатных квартир. Служил старостой Успенского храма на Покровке.
Его супруга в конце 1889 г. открыла бесплатный родильный приют и женскую больницу с «постоянными кроватями А. А. Абрикосовой» (на пять коек). Агриппина Александровна завещала городу 100 000 рублей на устройство родильного приюта; здание по проекту И. А. Иванова-Шица на Миусской площади на 51 койку было освящено в мае 1906 г. (с добавлением городских средств, постройка обошлась в 206 000 рублей). По решению Московской городской управы новый родильный приют стал официально носить имя Агриппины Александровны Абрикосовой (1832-1901), после революции — переименован в роддом имени Н. К. Крупской, в 1994 г. ему вернули имя основательницы.
В 1896 г. на средства Алексея Абрикосова и мецената С. А. Корзинкина было завершено строительство кирпичного здания церковно-приходской школы при Ильинском храме в деревне Изварино. Сам же храм Илии Пророка был отстроен заново на деньги тех же Абрикосовых и Корзинкиных в 1904 г. взамен обветшавшей Ильинской церкви.
***
31 января 1910 года родилась В. С. Гризодубова (г. Харьков), летчица, Герой Советского Союза (1938 г), Герой Социалистического Труда (1986 г.), полковник. Дочь одного из первых русских авиаконструкторов и летчиков С. В. Гризодубова. В 1929 г. окончила Пензенский аэроклуб, занималась планерным спортом. В Красной Армии с 1936 г. Командир экипажа самолета «Родина», совершившего в сентябре 1938 г. беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. В Великую Отечественную войну командовала 101-м полком авиации дальнего действия. После войны работала начальником летно-испытательной станции, затем директором НИИ. Умерла 28.04.1993 г.
***
31 января 1924 г. – Второй съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР – первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик, который закрепил, окончательно юридически оформил образование и разделение прав СССР и союзных республик.
***
31 января 1928 г. – В январской «Роман-газете» появляются первые главы романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».
***
31 января 1932 г. – Запущена первая доменная печь Магнитогорского металлургического комбината – одного из крупнейших металлургических комбинатов России. В годы Великой Отечественной войны комбинат, первоначально ориентированный на выпуск «гражданских» сортов металла, освоил выпуск броневой стали, а также прокатку броневого листа. В конце 1942 г. вступила в строй домна № 5, крупнейшая в СССР.
***
31 января 1942 г. – Мученическая смерть Марины Александровны Шафровой-Марутаевой (1908-1942).
***
31 января 1943 г. – В Сталинграде принят ультиматум советского командования о немедленном прекращении огня и о полной капитуляции южной группы немецких войск. В 13 часов советскими воинами вместе со своим штабом пленен командующий немецкой 6-й полевой армии генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс.
30 января Паулюс отправил радиограмму в Берлин: «Адольфу Гитлеру! 6-я армия поздравляет своего фюрера со славной годовщиной! Флаг со свастикой по-прежнему реет над Сталинградом. Паулюс». А 31 января капитулировал.
***
31 января 1952 г. – День рождения художницы Надежды Рушевой. Она слишком рано ушла из жизни в возрасте 17 лет, но успела подарить миру тысячи своих произведений.
Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал ее рисованию, также до школы ее не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. В мае 1964 г. состоялась первая выставка ее рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации ее рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет ее жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
Среди ее работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около пятидесяти авторов. Работа над «Мастером и Маргаритой» стала для нее последней. В то же время, для «Мастера и Маргариты» Надя стала первой художницей. На титульной иллюстрации, изображающей встречу Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах, Елена Сергеевна Булгакова, вдова Михаила Афанасьевича, оставила свой автограф: «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо – Надю Рушеву».
Ее рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело, и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», – говорила Надя
Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Точное их число невозможно подсчитать – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Прошло более 160 выставок ее работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Скончалась Надежда 6 марта 1969 г. в больнице в возрасте 17 лет из-за разрыва сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.
***
31 января 1955 г. – В Ленинграде умер Михаил Леонидович Лозинский (1886-1955), русский советский поэт-акмеист, переводчик, один из создателей советской школы поэтического перевода.
Окончил 1-ю петербургскую классическую гимназию с золотой медалью. Слушал лекции в Берлинском университете. Затем учился в Петербургском университете. В 1909 г. получил диплом юриста, а затем пять лет занимался на историко-филологическом факультете.
Был близок к поэтам «серебряного века», в частности к акмеистам, дружил с О. Э. Мандельштамом, А. А. Ахматовой и был ближайшим другом Н. С. Гумилёва. В 1912 г. Лозинский организовал издательство «Гиперборей», где печатались акмеисты, и входил в созданный Гумилёвым «Цех поэтов».
В 1913-1917 гг. – редактор журнала «Аполлон». В 1914 г. начал работать в Публичной библиотеке библиотекарем и консультантом (работа в библиотеке продолжалась до 1937 г.).
После октябрьского переворота 1917 г. М. Горький привлек Лозинского к работе в издательстве «Всемирная литература», где тот занимался переводом и редактурой.
В 1921 г. задерживался по делу Н. С. Гумилёва, находился две недели под арестом в 1927 г. со служащими Публичной библиотеки. 20 марта 1932 г. арестован и Постановлением Коллегии ОГПУ от 17 июня 1932 г. осужден по ст. 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) на 3 года лишения свободы условно. Реабилитирован в 1989 г.
В 1924 г. Лозинский писал в Париж своей сестре, Елизавете Леонидовне Миллер, о сложности жизни в советской России, о «систематическом удушении мысли», но еще и о том, что «дезертировать нельзя»:
«В отдельности влияние каждого культурного человека на окружающую жизнь может казаться очень скромным <…>. Но как только один из таких немногих покидает Россию, видишь, какой огромный и невосполнимый он этим приносит ей ущерб <…>. Если все разойдутся, в России наступит тьма, и культуру ей придется вновь принимать из рук иноземцев. <…> Надо оставаться на своём посту. Это наша историческая миссия…»
Лозинский много работал над переводами западной классики, тяготея в поэзии к крупной форме, драматургии, переводил также и прозу. В его переводе в СССР вышли произведения таких классиков, как Уильям Шекспир, Ричард Шеридан, Пьер Корнель, Жан Батист Мольер, Лопе де Вега, Мигель Сервантес, Карло Гоцци, Проспер Мериме, Ромен Роллан. Главной его работой стал перевод «Божественной комедии» Данте Алигьери. Переводил Лозинский и восточных поэтов, таких как Фирдоуси, Саят-Нова, грузинского поэта-романтика Николоза Бараташвили.
«В трудном и благородном искусстве перевода Лозинский был для XX века тем же, чем был Жуковский для века XIX», – сказала на его похоронах Анна Ахматова.
Лозинский скончался 31 января 1955 г. в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
***
31 января 1956 г. – В Москве родилась Вера Витальевна Глаголева (1956-2017). Советская и российская актриса театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Народная артистка Российской Федерации (2011).
Вера Глаголева умерла 16 августа 2017 г. Похоронена на Троекуровском кладбище.
***
31 января 1966 г. – В СССР осуществили запуск космической ракеты с автоматической межпланетной станцией «Луна-9», которая совершит мягкую посадку на Луну в районе Океана Бурь и передаст научную информацию на Землю, в том числе первую серию панорамных снимков с ее поверхности.
***
31 января 2003 г. – День памяти Леонида Эрдмана (1940-2003).
***
31 января 2020 г. – Великобритания официально вышла из ЕС

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

30 ЯНВАРЯ — ПРП. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО
antvel8
«РЕВНИТЕЛЯ ИЛИЮ НРАВЫ ПОДРАЖАЯ…». ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ СТАРИЦЫ СХИМОНАХИНИ МАРГАРИТЫ (ЕВФРОСИНИИ ФОМИНИЧНЫ ЛАХТИОНОВОЙ; 1899-1997)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА; 1899–1997) (Последняя старица Дивеевской обители). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК