22 марта — 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся
В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнялись в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями во многих сражениях. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший же до конца спасется» (Мк. 13.13).
На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот paз: язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели, а камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «»Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11.25). Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимите венцы нетленные».

На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, но воины остались непреклонны. Была ранняя весна, но стоял сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду до утра. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я христианин!»,– присоединившись к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать одного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела мучеников были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собирали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.
Пямять святых сорока мучеников Севастийских Православная Церковь празднует 9/22 марта.
***
В Церкви нет ничего случайного и неважного. Когда мы внимательно следим за тем, что происходит за богослужением, исполняем то, к чему призывает нас Церковь, то нам открываются дивные дела Божии в обыденной жизни, так что вся она просвечивается светом Божиим, радостью жизни в Боге и с Богом. Вот и сегодня, если углубиться в то, что предлагает нам Церковь, можно обнаружить много поучительного и очень важного для нашей души.

22 марта Церковь прославляет сорок святых мучеников Севастийских. Это сорок римских воинов – тайных христиан, которые предпочли умереть страшной, мучительной смертью, но не отреклись от веры во Христа. Их поставили обнаженными на лед горного озера. На берегу озера мучители истопили баню, чтобы увеличить соблазн к отречению от веры: тот, кто согласился бы на предательство, мог сразу же согреться, вкусить пищу. Все было приготовлено…
Мы можем увидеть это на иконе, изображающей их подвиг. Постараемся внимательно всмотреться в нее, и тогда увидим не только памятную картину, относящуюся к IV веку, но и нечто, относящееся ко всем нам: образ, удивительно напоминающий наше время.

Церковные проповедники издавна сравнивали Севастийское озеро с грешным миром, а стоящих в нем мучеников – с верными чадами Церкви Христовой. В наши дни этот образ особенно понятен, когда мы видим, что делается вокруг – как разрушаются нравственные устои, разрушается великая Российская держава, разрушается семья. Пытается враг рода человеческого разрушить и Церковь. Образ страданий, которым были подвергнуты сорок мучеников Севастийских, ясно говорит также и о кошмаре, стремящемся завладеть сегодняшним миром.
Та сила, которая помогла святым мученикам выстоять тогда, поможет и нам при любых нападениях и скорбях; сила эта – любовь. В этих словах – корень всего. Когда мы смотрим на образ сорока мучеников, стоящих в озере, мы видим, как они любовью помогают друг другу. Кто-то ослабел и уже не может стоять, падает, но братья поддерживают его – кто рукой, кто подставляет плечо: кто-то из них покрепче – держит ослабевших прямо на руках. Это образ того, что должны делать все мы, христиане, в отношении друг ко другу. Нас ведь не так уж много, мы можем и должны становиться близкими людьми, узнавать друг друга, помогать тем, кто нуждается.


Для того и существует приход – для совместной молитвы, совместного богослужения и духовного общения. Очень важны здесь духовные беседы, совместный просмотр фильмов, рассказывающих о святых местах, и совместные паломничества, общие дела милосердия и благотворительности, организация воскресной школы. Мы должны воспитывать детей в христианском духе, учить их добру, любви, водить в храм, причащать. Им, как младшим братьям и сестрам нашим, мы должны подавать руку помощи в первую очередь. Если мы не сумеем воспитать смену – новое поколение христиан, то Церковь в нашем земном Отечестве может погибнуть. Всё восстановим, позолотим купола храмов, а ходить в них станет некому. Мы должны подавать руку помощи и больным, бедным, оставшимся без крова и средств к существованию. Не должны мы отвергать и тех, кто страдает тяжкими пороками, особенно пьянством, а должны молиться за них, удерживать их от страшной беды. Невозможно перечислить всех, кто нуждается в помощи.

Святые и праведники говорят: «Твое только то, что ты отдал». «Твое» есть только то, что перейдет по смерти тела в вечносгь, где нет никаких материальных благ: ни машин, ни домов, ни дач, ни тряпок. То, что мы собираем в своих домах, в банках и т.п. – все это сгниет. А если мы из любви к Богу и ближним поделимся с нуждающимися нашим достоянием, мы соберем себе сокровище для жизни вечной. И не обязательно это материальная помощь. Поделиться можно добром, лаской, теплым словом, улыбкой, дружеским приветом. Люди замерзают ныне от того лютого холода, который мы видим в их отношениях друг ко другу. Оледенели сердца, души людские – и их надобно оттаивать. Об этом нам и напоминают сорок мучеников, стоящих в ледяном озере.

Многие, наверное, читали книгу о блаженной московской старице схимонахине Ольге. Помните, как она не раз повторяла: «Холодно в храме, замерзаем!» Это оттого, что холодна молитва, замерзли сердца. Их надобно растопить любовью, заботой, вниманием друг ко другу. А мы постоянно недовольны друг другом, обижаемся, ссоримся, выясняем отношения. А между тем по нашим отношениям к единоверцам «внешние» (не церковные) люди судят о Церкви, о христианстве. Атмосфера в храме, в приходе должна быть такой, чтобы людям хотелось приходить сюда, чтобы они видели радостные лица, чтобы слышали слова бодрости и поддержки, благодарности, чтобы согрелись сердца. Но чаще всего мы унылы, безрадостны, раздражены. Кто же придет к нам таким? Пусть же пред нашим духовным взором постоянно будет сиять образ сорока мучеников, победивших смерть любовью братской. Давайте прощать друг друга, давайте стараться увидеть в наших близких образ Божий, не сердиться, не раздражаться, а терпением и любовью делать общее дело. Это дело – укрепление прихода, укрепление семьи, помощь нашим близким.

Хочется отметить еще один очень важный момент. Память сорока мучеников Севастийских всегда совершается во время Великого поста, и это, конечно, не случайно. Сорок дней поста (до Страстной недели) и сорок святых мучеников. Что же означает такая связь? Число сорок встречается в важнейших событиях священной истории. Сорок дней постился Моисей перед тем, как получил от Бога скрижали Завета. Сорок дней постился Господь наш Иисус Христос перед выходом Своим на проповедь и служение людям. Сорок лет скитался по пустыне богоизбранный народ перед тем, как войти в землю обетованную. Сорок лет дано было еврейскому народу на покаяние и осознание своего преступления – распятия Христа Спасителя: и тогда после нераскаянности исполнилось пророчество Сына Божия – Иерусалим был разрушен, а народ еврейский рассеялся по лицу земли. На сороковой день после смерти душа человека получает определение своей судьбы.

Думается, достаточно примеров, чтобы понять особую роль этого числа в духовной жизни. Что же оно означает? В одном из богослужебных текстов есть слова: «четвероконечен сый крест». Четыре – это число креста. Но это и число нашего материального мира, о чем хорошо знают люди науки. Три пространственных измерения (длина, ширина, высота) и время – вот четыре основных понятия того материального мира, в котором мы с вами живем. Здесь же можно вспомнить о четырех главных стихиях: земле, воде, воздухе и огне.

Сорок – это четыре, умноженное на десять (являющее собой число полноты, законченности, так как после десяти начинается новый ряд чисел). Следовательно, сорок – число полноты в нашем материальном мире. Для сорока мучеников это число означает полноту подвига крестоношения. Сорок Севастийских мучеников символизируют всю полноту Церкви Христовой, несущей свой крестный подвиг в мире. И все мы – православные христиане, если только не отказываемся от своего креста, принадлежим к этой полноте Церкви, несущей свет и спасение людям.

Из жития святых мучеников нам известно, как сатана хотел разрушить это число. Один из воинов, стоявших в озере, поддался соблазну и побежал к натопленной бане, не успев, правда, вкусить плоды предательства: сраженный ангелом смерти, упал он на берегу озера. В этот момент один из сорока золотых венцов, сиявших в воздухе над мучениками, стал удаляться вверх. Тогда воин из числа стражей на берегу сорвал с себя одежды и присоединился к стоящим в озере, прославляя Бога и исповедуя веру христианскую. Господь и Его святые посрамили диавола – сорок святых мучеников Севастийских навсегда остались в Церкви Христовой.
Каждый христианин призван идти вслед за нашим Учителем и Господом. И если Христос постился сорок дней, то и мы постимся сорок дней. Время Великого поста не случайно приходится на весну. Это настоящая весна для души нашей. Это возможность для ее пробуждения от спячки и расцвета новой жизни. Надо молиться и о том, чтобы даровал нам Господь весну покаяния, радость духовную и любовь.


Имена мучеников:
Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий.
Добавьте комментарий