Для меня знакомство с Владыкой Проклом стало одним из важнейших событий в духовной и творческой жизни. Когда мы познакомились, я занимался сбором материалов для жизнеописания старца Серафима Вырицкого. Владыка многое рассказал о любимой им Вырице, мне удалось записать его рассказы о старце Серафиме, которые хранились в его поистине необъятной памяти.
Он надиктовал свои воспоминания о матушке Наталии, которые вошли в книгу о старце Серафиме, написал предисловие к первому изданию книги и благословил ее к печати. Мы постоянно встречались во время его посещений Москвы, бывал он и у меня дома. Особое отношение к Владыке было связано еще и с тем, что он был епископом Тихвинским, а старый Тихвин – это родина моей мамы. Мы постоянно ездили в Тихвин к празднику Тихвинской иконы Божией Матери, и молились на богослужении с Тихвинскими епископами – сначала Владыкой Мелитоном (Соловьевым), а потом и с Владыкой Проклом.
Владыка стал для меня духовным наставником и мудрым советником в жизни. А по жизни он был для меня и старшим братом. Сначала я показывал ему свои новые книги, и он благословлял их к печати. Но однажды Владыка сказал:
– Можешь больше не показывать тексты, я тебе доверяю и даю благословение на издание новых книг, только не «подставляй» меня, смотри внимательнее, проверяй и отдавай в печать только тогда, когда будешь уверен, что всё в порядке.
Большинство моих книг были изданы по благословению Владыки Прокла.
Приглашал он меня к себе в Ульяновск. Встречал, как самого дорогого гостя, посылал машину к поезду. Каждая наша встреча превращалась в духовный пир, поскольку Владыка был изумительным рассказчиком. Особенно памятна поездка в Ульяновск в 1997 году,– Владыка пригласил меня, чтобы принять участие в торжествах по случаю обретения чудотворной Жадовской Казанской иконы Божией Матери.
17 мая 1997 года священник Никольского храма села Оськино отец Николай Шитов, в доме которого много лет хранилась чудотворная икона, передал ее Владыке Проклу. После молебна с акафистом Казанской иконе Божией Матери икону поместили в автомобиле рядом с Владыкой, машина тронулась, а вслед за ней отправился к Ульяновску и наш автомобиль. Ехали мы быстро, стрелка спидометра колебалась между 120 и 130 км. в час. И вдруг у поворота навстречу нам выскочил автомобиль, и чтобы избежать столкновения, шофер резко нажал на тормоза и направил машину прямо вниз с дорожной насыпи. По всем законам мы должны были перевернуться, так как спуск был очень крутой. Но машина ударилась так, что бампер отскочил метров на пять в сторону, и плавно скатилась вниз. Мотор заглох, мы вышли из машины, подобрали бампер, потом успокоились и попытались завести двигатель. На удивление он завелся сразу, и мы хотели выехать на дорогу. Но подъем был настолько крутым, что сделать это не удалось. Тогда мы поехали параллельно дороге километра два-три, пока не нашли место, где удалось выехать наверх. Когда мы рассказали Владыке Проклу о происшествии, он сказал, что это первое чудо, совершившееся от обретенной иконы.
А сколько было чудесных знаков во время наших встреч, во время встреч моих родных с Владыкой! Но это тема для отдельного рассказа…
В память о дорогом и любимом Владыке Прокле представляю вниманию читателей его жизнеописание.
МИТРОПОЛИТ СИМБИРСКИЙ И НОВОСПАССКИЙ ПРОКЛ (НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ХАЗОВ; 1943–2014)
«Цель моей жизни – слова Святого Евангелия: «Будьте милосерди, яко же и Отец ваш Небесный милосерд есть» (Лк. 6, 36). Всю свою сознательную жизнь стремлюсь осуществить этот Божий призыв в своем служении. Благодарю Господа, сподобившего меня быть христианином, служить Святой Матери-Церкви, посвятить свою жизнь исполнению воли Божией, и на этом пути встретить поистине великих молитвенников и подвижников, молитвами которых и живу…»
Митрополит Прокл
НАЧАЛО ЖИЗНИ. УЧЕБА
Будущий Митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл (в миру Николай Васильевич Хазов) родился 10 октября 1943 года в блокадном Ленинграде в семье служащих Василия Филипповича и Анны Михайловны. В семье еще была старшая дочь. Ленинград уже два года находился в кольце блокады. Люди напрягали последние силы в надежде выжить среди голода, холода и непрекращающихся бомбежек. Но и в этих тяжелейших условиях в Ленинграде продолжали надеяться, верить и любить. Говоря о своем детстве, Владыка вспоминал: «Как рассказывали мне родители, наш дом часто посещал юродивый старец Иван Петрович Петров, который предсказал мое рождение. Мама беспокоилась, что будет трудно выносить ребенка, так как время было очень тяжелое (война, Ленинград находился в блокаде). Но старец ободрил ее и даже сказал, что родится мальчик. И мама не посмела его ослушаться. Я всегда в своих молитвах поминаю этого старца».
Воспитанием будущего архипастыря в детстве занимались глубоко верующие дедушка и бабушка, которые проживали в Вырице, в 60 километрах от Ленинграда. Именно туда Николая отвозили на лето. Вырица, ее святыни и искренне верующие во Христа люди, способствовали укреплению веры в душе мальчика. Из воспоминаний Владыки: «Пост у нас в семье был как само собой разумеющееся. Мои дедушка и бабушка очень строго к этому относились. Научили этому нас, и мы с детства постились и понимали, что вот сегодня это можно, а завтра уже нельзя. У нас вообще не стоял вопрос поститься или не поститься. Наступало время, и все постились. Для взрослых Великий пост и для детей Великий пост. Разногласий не было.
Моя приснопамятная бабушка Мария Георгиевна многие десятилетия была духовной дочерью старца Серафима Вырицкого. Всем добрым, что я слышал, видел в детстве, своим религиозным воспитанием я обязан этому подвижнику, который научил мою бабушку праведно жить на земле, вселив в ее душу крепкую веру в Бога и любовь к святой Матери Церкви. Ее послушание старцу было безграничным. В 1934 году батюшка сказал:
– Мария, срочно переезжай в Вырицу, будет война, а здесь вы спасетесь.
По благословению батюшки мои старики оставили Ленинград, к 1938 году построили в Вырице дом и жили в нем. До последней минуты бабушка оставалась верна своему духовному отцу, молитвенное предстательство которого исцелило ее от смертельного недуга еще в молодые годы. Бабушка научила меня любить слово Божие, богослужения, духовную поэзию. Она, как и другие добрые ангелы, встречавшиеся на моем жизненном пути, помогла мне утвердиться в вере и в любви к Святой Церкви. И поэтому не случайно сформировалось мое желание всецело посвятить себя служению Богу. Она мирно почила на 96 году жизни, сохраняя до конца ясный ум и крепость тела.
В Вырицу, к бабушке с дедушкой, я приезжал почти каждые выходные. К сожалению, я не помню, водила ли меня бабушка в раннем детстве к преподобному Серафиму Вырицкому, который жил в то время километрах в шести от нашего дома, неподалеку от Казанской церкви. Помню лишь, что мы часто ходили к нему на могилку на кладбище при этой церкви и, таким образом, Казанский храм стал мне родным.
Мой дедушка был портным и, несмотря на возраст, продолжал еще работать. Он умер в 1963 году в возрасте 88 лет в апреле, в день Святой Пасхи. В 12 часов ночи дедушка сам пропел все пасхальные ирмосы и в полдень мирно преставился.
Недалеко от нашего дома находился Петропавловский храм, который я очень любил и люблю до сегодняшнего дня. Вся его приходская жизнь проходила на наших глазах. Мимо наших окон шли похоронные процессии, мимо нас верующие несли крестить своих детей. Все это отложилось в моей памяти. Где-то с пяти лет я и стал ходить в церковь. Служил там замечательный батюшка протоиерей Борис Заклинский. Он часто приходил к нам в дом. Батюшка был старенький, худенький, с маленькой бородкой, тип «чеховского интеллигента». Часто мы сидели с ним на крыльце нашего дома, и батюшка со мной беседовал о Боге, Православной вере, о Церкви. Я в детстве не любил общаться со сверстниками, всегда предпочитал взрослое общество, и подобные беседы не о пустых вещах, а о вере, Церкви приходились мне по душе».
Когда Николаю исполнилось двенадцать лет, он уже самостоятельно приходил в храм. Настоятель храма – протоиерей Николай Фомичев (будущий архиепископ Пермский и Соликамский Никон) – обратил на него внимание и позволил стоять на клиросе, входить в алтарь, помогать за богослужением. Отец Николай очень серьезно относился к воцерковлению будущего архипастыря, воспитывал, приучая его к духовной жизни. Даже кадило в алтарь Николай старался подавать с клироса через дверь, на вытянутой руке, такое у него было сильное благоговение перед Святыней. Батюшка шутливо называл его «Зимогор», имея в виду, что зиму Коля проводил в городе, а лето – в деревне, то есть в Вырице.
С архиепископом Никоном (Фомичевым) Владыка Прокл был связан на протяжении практически всей его жизни. Архиепископ Никон, находясь уже на покое, в 1987 году был одним из участников рукоположения архимандрита Прокла (Хазова) во епископа Тихвинского.
Благочестивый юноша любил посещать многие храмы северной столицы, своего родного города – Николо-Богоявленский Морской собор, являвшийся кафедральным для града святого Петра, Преображенский храм. Ему очень нравился акафист святителю Николаю Чудотворцу – этот акафист служился в Никольском соборе особенно торжественно. Истовое служение священников собора оставило глубокое впечатление в душе будущего Владыки. Но больше всего любил он Троицкий собор Лавры, открытый для верующих в 1957 году. «Я часто ходил в этот храм,– вспоминал Владыка,– любил ходить на ранние Литургии. Вскоре мне позволили входить в алтарь. В алтаре у меня было особое место, в уголочке, там я и молился. Любил я молиться перед образом Божией Матери «Скоропослушница» Невская и иконой своего Небесного покровителя – святителя Николая. А в храме я всегда стоял у архиерейской решетки».
В школе, несмотря на атеистическое воспитание, Николаю удалось сохранить веру. Хотя там знали о религиозности мальчика, но особо его за это не «прорабатывали». Окончив школу, Николай поступил в Ленинградский техникум легкой промышленности – родители хотели, чтобы он получил какую-нибудь гражданскую специальность. После окончания техникума Николай отработал один год, и его в 1964 году призвали в ряды Советской Армии, где он прослужил до 1967 года.
В конце 1950-х годов Николай познакомился с Василием Федосеевичем Швецом, который стал впоследствии его духовником. К тому же времени относится и встреча с блаженной старицей Наталией Вырицкой (1890–1976), которая предсказала будущий жизненный путь Николая.
Из воспоминаний Владыки: «У нас с отцом Василием был общий наставник, старец. Обыкновенный старичок, ревнитель благочестия, Дмитрий Георгиевич Балашов. Был членом партии, занимал разные руководящие должности, одно время был даже секретарем М. И. Калинина. Он уверовал в Бога после того, как батюшка Серафим Вырицкий исцелил его жену Марию Алексеевну, которая все время просила: «Давай сходим к батюшке». Он отвечал: «Что ты ко мне пристала, я Иоанна Кронштадского слышал, протоиерея Орнатского (протоиерей Филосо́ф Николаевич Орнатский (1860–1918), священномученик, память 31 мая / 13 июня), а тут ты мне какого-то монаха подсовываешь». А она снова и снова: «Пойдем…» А когда они пришли, то Серафим Вырицкий говорит: «Что ты ко мне простому монаху пришел, ты Иоанна Кронштадского слушал, Орнатского слушал, что меня простого монаха слушать». И Дмитрий Георгиевич после пострадал за веру. Из партии его выгнали. Он воспитал в вере всех своих детей. Очень хорошо знал Священное Писание. Он всегда стоял в храме святых Петра и Павла в Вырице, такой беленький. Подходят все: Дмитрий Георгиевич, помолитесь за меня. Дмитрий Георгиевич любил, помолясь, открывать Евангелие на судьбу человека.
Когда я в 1964 году уходил в армию, Василий Федосеевич уже стал священником, и я брал у него благословение. Отец Василий мне говорил: «О значении священника мне открыл Дмитрий Георгиевич,– о том, как надо почитать священника. Когда ты приходишь в храм, первым делом нужно сделать поклон за священника, чтобы от него не отходила благодать».
Перед уходом в армию я всех своих старцев посетил. У Дмитрия Георгиевича был 6 или 7 июля. А 24 июля он умер в возрасте 84 лет. Похоронили его на кладбище у Вырицкого храма святых апостолов Петра и Павла…
У меня в армии всегда было с собой Евангелие, я его прятал в газеты и каждый день прочитывал отрывок из него. Несмотря на то, что служил в Заполярье, в Воркуте, армию я вспоминаю с удовольствием. Я очень почитал преподобного Сергия Радонежского и считаю, что во многом по его молитвенному предстательству прошел воинскую службу благополучно. Я дал обет Преподобному, что сразу же после демобилизации полечу не домой, а обязательно совершу паломничество к его святым мощам. Так и сделал, после «дембеля» сразу же поехал в Лавру. Вообще, вспоминая об этом времени, вместе с пророком Божиим Исаией могу сказать: «Довлеет надо мной рука Господня»».
После увольнения в запас Николай устроился на работу по специальности. В то время он часто посещал Псково-Печерский монастырь, бывал в разных храмах Ленинградской и Новгородской области. Постепенно у Николая крепнет желание всю свою жизнь посвятить служению Богу и Церкви.
Продолжим воспоминания Владыки: «От юности самой моей заветной мечтой было служить Богу. Первый раз я поступал в Семинарию в 1968 году. В советское время списки поступающих относили к местному уполномоченному по делам религий, и он мог помешать поступлению. Так произошло и в моем случае. 19 августа нужно было быть в Семинарии, 20-го – сдавать первый экзамен, а 16-го мне пришла повестка на военные сборы, и я до декабря находился далеко от дома. Это было время советского вторжения в Чехословакию, поэтому мы уже думали, что нас отправят туда, но вместо этого попали… в Казахстан на уборку пшеницы, а потом на Украину, где убирали свеклу…
Попытку поступления в Семинарию пришлось повторить в 1970 году. В Семинарии тогда был очень большой конкурс – до семи человек на место. К тому времени я уже работал по гражданской специальности мастером на швейной фабрике. Приходит вызов на экзамены, я сразу, 15 августа, пишу заявление об увольнении (по существующим правилам, можно было увольняться только после полумесяца работы). Начальство меня не отпустило: «У нас,– говорят,– план, а ты его срываешь». Сошлись на том, что я продолжал работать и одновременно сдавал вступительные экзамены.
Сразу же начались «проработки» по всем линиям. Самое интересное заключалось в том, что беседовали со мной бывшие однокурсники по техникуму. Я спрашиваю:
– Вам-то зачем это надо, неужели не все равно, где я буду – в Церкви или останусь здесь?»
– Нам все равно, но для галочки мы должны с тобой поговорить.
В заводской газете про меня написали ироническую статью, где были такие строки: «И станет наш Николай Васильевич благочинным, отцом Николаем». Но и тут они ошиблись, так как я потом принял монашество и при постриге мне дали новое имя, и я так и не стал отцом Николаем. Перед архиерейской хиротонией эту газету я показывал митрополиту Алексию (Ридигеру, впоследствии – Святейший Патриарх Алексий II), он мне сказал в шутку: «Вот, батюшка, это Вам благословение на архиерейство!»
Я очень переживал, что опять не смогу поступить, и в эти дни мне приснился сон. Стою я на лестничной площадке напротив актового зала Семинарии. Появляется какой-то седовласый старец, и все ринулись к нему под благословение. Я был от природы очень застенчивым человеком, поэтому решил не толкаться и положиться на волю Божию. Вдруг вижу, что около старца никого нет, я к нему подхожу, беру благословение. Он сказал мне:
– Я благословлю тебя иконой Божией Матери «Исполнение желаний» (такой, вообще-то, нет на свете).
После этих слов старца передо мной прошла вся жизнь: я увидел, что уже поступил в Семинарию, стал монахом, священником, архиереем, то есть, действительно, Господь указал мне на то, что мои мечты сбудутся. И вся моя жизнь сложилась согласно этому видению.
Потом я долго пытался выяснить, кто же был тот седовласый старец, смотрел на все иконы, которые мог найти в житиях святых, но его образа не находил. Но вот однажды, когда я уже был настоятелем храма, одна из прихожанок пригласила меня домой, желая подарить мне, молодому священнику, свои старинные иконы. Я зашел в квартиру и, в удивлении, остановился перед иконами… На одной из них был изображен тот самый старец. Как оказалось, это был святитель Ипатий Гангрский…
Сдавали мы несколько экзаменов: по русскому языку, знание молитв, пение. Я, помнится, пел: «Взбранной Воеводе», «Достойно есть». На моем вступительном испытании присутствовал иеромонах Кирилл (Гундяев). Он в том же 1970 году закончил Академию со степенью кандидата богословия, был оставлен профессорским стипендиатом при Академии и задал мне следующий вопрос: «Какие Вы знаете Богослужебные книги?» Это была моя первая встреча с будущим Святейшим Патриархом Кириллом.
И вот наступил день 30 августа 1970 года. Я среди прочих абитуриентов стоял в коридоре Семинарии и ждал, когда вывесят списки поступивших или объявят имена тех, кто поступил. Тут выходит инспектор – протоиерей Владимир Сорокин – и начинает перечислять фамилии зачисленных на первый курс. Слушаю, и вдруг до меня доходит, что моей фамилии нет. Оказалось, что меня приняли сразу на второй курс. Отец Владимир подошел ко мне и спросил:
– Ты будешь хорошим батюшкой?
Я ответил:
– Как Бог даст.
Он улыбнулся и произнес:
– Иди, ты поступил.
Так Николай Хазов в 1970 году поступил сразу во второй класс Ленинградской Духовной Семинарии. Вместе с Николаем в 1970 году по результатам экзаменов во второй класс Семинарии были зачислены 10 человек, из них пятеро стали архиереями.
Духовником Николая в годы учебы был уже упомянутый нами известный петербургский священник – протоиерей Василий Швец.
Из воспоминаний Владыки: «В 70-е годы духовником Семинарии был протоиерей Константин Быстреевский. Ему было около 80 лет. Жил отец Константин при Семинарии, так как матушка у него умерла. Все свое время отец Константин уделял службе и духовному руководству семинаристов и прихожан, был очень хорошим духовником, всегда мог дать совет в той или иной ситуации.
Мне очень повезло: я застал таких преподавателей как отца Михаила Сперанского, Николая Дмитриевича Успенского, Михаила Филаретовича Русакова, бывшего тогда ректором Владыку Мелитона (Соловьева), а также Льва Николаевича Парийского и отца Ливерия Воронова…
После поступления в Семинарию мы всем классом вскоре стали помогать при богослужении. Было нас 30 человек самого разного возраста, и вот нас, троих семинаристов (приблизительно одинакового роста) выбрал митрополит Никодим себе в иподиаконы. Я носил за Богослужением крест, Саша Смирнов – примикирий (примикирий – выносная свеча, которая носится перед архиереем при его служении), Юра Варга – посох. Когда в Ленинград в 1972 году приезжал Святейший Патриарх Пимен, мы все втроем иподиаконствовали и ему очень понравилось то, как мы выполняли свои обязанности».
Добавьте комментарий