Памятные даты

ТАНЕЧКА (ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА ТАТОСОВА; 10.06.1952 – 20.03.1982)

Глава из книги А. Трофимова «Сад угодников Божиих» Православные подвижники Самарканда XX столетия.

tanechka02
20 марта – день памяти Татианы Васильевны Татосовой – праведницы и невесты Христовой. Это краткое повествование о ее судьбе едва ли можно назвать жизнеописанием, ибо жизненных фактов едва наберется на несколько листов текста. Но при скудости внешних событий это была необычайная по духовной насыщенности жизнь.

Главное было сокровенно, не слишком заметно для окружающих, но как много значила она для тех, кто знал ее – большинство из них поняли это лишь после ее кончины. Часто в духовной литературе жизнь праведников сравнивается с горением – у Танечки это горение было сильным и ровным в течение всей ее недолгой жизни. Немногие достигали за столь краткую жизнь таких духовных высот. Господь избрал ее молитвенницей за мир; ее молитва и сейчас действенна и каждый, кто обратится к ней с верой, получит благодатную помощь – имеется достаточное число свидетельств подобной помощи. Сознание того, что в наши дни, в нашем поколении были на земле такие люди, помогает нести тягости жизни, дарует радость, умножает любовь и вселяет в сердце благодарность Богу за великое Его милосердие к нам.

***

АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА ТАТОСОВА С МУЖЕМ И ДОЧЕРЬМИ ТАТЬЯНОЙ (СЛЕВА) И ОЛЬГОЙ. САМАРКАНД
АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА ТАТОСОВА С МУЖЕМ И ДОЧЕРЬМИ ТАТЬЯНОЙ (СЛЕВА) И ОЛЬГОЙ. САМАРКАНД

Родилась Танечка 10 июня 1952 года в тень празднования преподобного Ферапонта Лужецкого и Можайского. Однажды в жизни ей удалось побывать в Ферапонтовом монастыре, основанном преподобным на Вологодской земле. Это посещение осталось в ее памяти на всю жизнь, а само Ферапонтово стало любимейшим местом на земле. Танечка сердцем почувствовала духовную силу и близость себе этого места, ощутила благодать, изливающуюся здесь с особой щедростью, и покровительство преподобного Ферапонта.

ТАТЬЯНА (СЛЕВА) И ОЛЬГА ТАТОСОВЫ. САМАРКАНД
ТАТЬЯНА (СЛЕВА) И ОЛЬГА ТАТОСОВЫ. САМАРКАНД

Мама ее – Александра Николаевна была с детства человеком глубоко верующим, но не воцерковленным. Эту веру и начальное религиозное воспитание она получила от своей матери – человека твердой веры и высокой духовности. Она жила праведницей и своим личным примером, молитвами и заботой смогла вложить в сердца своих детей веру в Бога. Детей в семье было семеро, а растить и воспитывать их пришлось ей одной. И вот, как бы ни уставала она, каждый день, уложив детей спать, исполняла молитвенное правило. В доме не было места, где можно было бы уединиться, и она ночью, расстелив во дворе коврик, вставала на молитву. Это был пример для подражания и школа для всех детей – ей удалось воспитать детей в вере, с твердыми понятиями о нравственности. Так мать Танечки восприняла в сердце веру, сохранила ее и передала своим дочерям.

ТАНЕЧКА (СЛЕВА) И ОЛЬГА ТАТОСОВЫ. САМАРКАНД
ТАНЕЧКА (СЛЕВА) И ОЛЬГА ТАТОСОВЫ. САМАРКАНД

Александра Николаевна окончила институт и стала учителем в младших классах, проработав в одной школе Самарканда более тридцати лет. Замуж вышла поздно. Перед замужеством долго молила Господа, чтобы послал ей жениха, и вот однажды во сне увидела Спасителя, Который сказал ей: «Я твой жених». Но тогда она не поняла значения этого сна. После замужества (мужа звали Василий) у Александры Николаевны шесть лет не было детей, и снова она молилась Спасителю и Божией Матери, чтобы послали деток, обещая, что постарается воспитать их для Бога. И вот родилась Танечка. Сама Александра Николаевна считала, что Танечка – вымоленное у Господа дитя. Впоследствии родилась еще одна дочь, которую назвали Ольгой.

ТАНЕЧКА ТАТОСОВА. САМАРКАНД
ТАНЕЧКА ТАТОСОВА. САМАРКАНД

С детства Танечка выделялась среди детей – спокойная, самоуглубленная. Жила в чистоте, никогда в жизни не было мысли о каких-то мальчиках, за всю жизнь она ни разу не ходила на свидание. С самого детства у нее было одно желание – послужить Богу.

Жизнь ее с самого детства проходила под духовным руководством благодатного старца – архимандрита Серафима (Суторихина). Отец Серафим сразу узрел благодать, почивавщую на Танечке. Он сам крестил ее, трехлетнюю, сказав своим близким: «Это избранный ребенок, Богом отмеченное чадо». С этого момента до самой своей кончины отец Серафим вел Танечку по пути восхождения к Богу, А было, это очень непросто – столько искушений, трудностей в жизни. Танечка была очень красива, и конечно, ей приходилось преодолевать множество соблазнов.

К тому же веру свою приходилось скрыватъ. Мама работала в школе, а времена были такие, что можно было не удержаться на работе, если бы узнали, что она верующая.

ТАНЕЧКА ТАТОСОВА ВЕРХОМ НА ОСЛИКЕ. САМАРКАНД. АВГУСТ 1963 г.
ТАНЕЧКА ТАТОСОВА ВЕРХОМ НА ОСЛИКЕ. САМАРКАНД. АВГУСТ 1963 г.

Жили они неподалеку от храма, но ходить на службы открыто было невозможно, поэтому отец Серафим принимал их либо ночью, либо рано утром. Приходили все вместе (Александра Николаевна с обеими дочерями) к батюшке, который заранее открывал входную дверь во двор храма, В келье его подолгу беседовали, отец Серафим исповедовал их и причащал. Батюшка говорил своим близким: «Сегодня «Никодимы» придут, не закрываете дверь»,– он называл «никодимами» своих духовных чад – тайных христиан.

Отец Танечки часто ездил в командировки, так что ее и сестренку в основном воспитывала мама. Александра Николаевна никогда не наказывала девочек, и впоследствии говорила, что и поводов-то не было наказывать – дети всегда слушались, в семье царила истинная любовь, внимание и забота друг о друге. Жили в полуподвальном помещении – две комнатки и кухня, у девочек была своя комната. Окна их жилья лишь чуть-чуть выступали над мостовой.

ТАТЬЯНА ТАТОСОВА (СЛЕВА) – ШКОЛЬНИЦА. САМАРКАНД.
ТАТЬЯНА ТАТОСОВА (СЛЕВА) – ШКОЛЬНИЦА. САМАРКАНД.

Благодаря матери, Танечка и Ольга прошли прекрасную школу щедрости и доброделания. Дом их находился неподалеку от Покровского храма Самарканда, поэтому часто приходили нищие, голодные. Мама многих принимала, кормила, буквально отдавая последнее. Когда отца не было дома, пускала ночевать приехавших издалека помолиться, и тех, у кого не было жилья. Девочки научились радоваться приходящим в дом. Отец же сердился, когда видел чужих в доме, и укорял жену, что она все отдает людям, так что ничего в доме нет. Жили очень скудно, но всегда старались помочь людям – и копеечкой, и вещами, и накормить. Девочки приучались по примеру мамы делать добро, отдавать не только излишки, но часто и необходимое себе.

СЕМЬЯ ТАТОСОВЫХ. ТАНЕЧКА – В НИЖНЕМ РЯДУ СЛЕВА. САМАРКАНД
СЕМЬЯ ТАТОСОВЫХ. ТАНЕЧКА – В НИЖНЕМ РЯДУ СЛЕВА. САМАРКАНД

Часто мимо окон их дома проходила известная Самаркандская старица – блаженная Любовь Петровна, Очень хотелось Александре Николаевне пригласить ее в дом, но как-то не получалось. О ней разное говорили, но всем было ясно, что это человек особенный. Ходила она в рубище, босиком, в самую жару, когда все живое пряталось в тень, выбирала место на самом солнцепеке, стояла и молилась. Постоянного жилья у нее не было, поэтому ночевала она, где придется, иногда оставалась ночевать у верующих в домах. Вообще трудно было сказать, когда она спала – ночами все больше молилась.

ТАТЬЯНА ТАТОСОВА (СПРАВА) С ПОДРУГОЙ. САМАРКАНД.
ТАТЬЯНА ТАТОСОВА (СПРАВА) С ПОДРУГОЙ. САМАРКАНД.

Любовь Петровна ходила постоянно с большой медной сковородой с деревянной ручкой; сковорода была начищена до блеска и сияла на солнце. Когда подавали милостыню, старица подставляла сковородку. Денег не брала никогда; если на сковородку все же клали деньги, высыпала их где-нибудь в сторонке на землю. Брала милостыню с рассуждением, далеко не у всех. Многие боялись ее – она прозревала внутреннее состояние людей, видела грехи людские, поэтому те, у кого с совестью было не в порядке, старались обходить ее стороной. Но мимо нее трудно было пройти, если люда шли в храм, потому что в те дни, когда была служба, она всегда стояла рядом с храмом. И вот, когда приходили В храм люди с нечистой совестью или лукавые, она их гнала с помощью все той же сковородки, или поднимала сковороду к лицу, чтобы смогли увидеть свое отражение.

Еду, которую клали на сковородку, блаженная делила: часть вкушала сама, часть отдавала нищим, я кое-что просто раскладывала у дороги. Сама милостыню никогда не просила, на паперти не стояла, а лишь брала то, что подавала знающие ее. Сидящей или лежащей ее никогда не видели – она постоянно бегала или ходила по улицам, все ближе к храмам и святыням Самарканда.

ОЛЬГА ТАТОСОВА – СЕСТРА ТАТЬЯНЫ. САМАРКАНД
ОЛЬГА ТАТОСОВА – СЕСТРА ТАТЬЯНЫ. САМАРКАНД

У нее был замечательный дар прозорливости. Однажды она набрала камешков и стала бросать ими в священника – как только выйдет он из храма, так и начинала бросать в него камешками. Через некоторое время на этого священника началось гонения – его оклеветали и изгнали из храма.

Пригласила ее в дом одна женщина, чтобы покормить. Любовь Петровна ест то, что предложено, а сама под стол показывает и жестом просит поставить что-то на стол. Оказалось, что хозяйка не выставила на стол особо приготовленное вкусное блюдо, потому старица и требовала, чтобы его поставили на стол.

ТАТЬЯНА ТАТОСОВА – СТУДЕНТКА. САМАРКАНД
ТАТЬЯНА ТАТОСОВА – СТУДЕНТКА. САМАРКАНД

И вот однажды, когда отец был в командировке, Любовь Петровна пришла в дом к Александре Николаевне и попросилась на ночлег,– конечно, та приняла ее с радостью. Дочери уже спали, хозяйка постелила старице в отдельной комнате, напоила чаем. Проснувшись рано утром, Александра Николаевна не обнаружила гостьи и спросила у дочерей, не видели ли, когда ушла Любовь Петровна. Тогда Танечка сказала: «Еще не рассвело, как она разбудила меня потихоньку со словами: «Танечка, провода меня и закрой дверь». Я ее проводила. А откуда она узнала, как меня зовут?» (Александра Николаевна не называла ей имен своих дочерей).

На следующий день Любовь Петровна снова пришла ночью, пришла и на третий день, но приехал отец, и оставаться ей было нельзя. После этого блаженная стала заходить в дом, причем всегда знала, какие продукты есть в доме. Придет и скажет: «Вскипяти чаю, забели молоком, кусок хлеба подай», – и точно перечислит то, что есть в доме из еды. Угощать особенно было нечем, так как жили бедно.

 ТАЬЯНА ТАТОСОВА (ВЕРХНИЙ РЯД В ЦЕНТРЕ) СО СТУДЕНТАМИ ТРЕТЬЕГО КУРСА УНИВЕРСИТЕТА. САМАРКАНД
ТАЬЯНА ТАТОСОВА (ВЕРХНИЙ РЯД В ЦЕНТРЕ) СО СТУДЕНТАМИ ТРЕТЬЕГО КУРСА УНИВЕРСИТЕТА. САМАРКАНД

Как-то договорились с соседями, что они будут давать яйца в обмен за корм для кур. Александра Николаевна подумала: и что это Любовь Петровна не приходит – ведь есть чем угостить – яички в доме появились. И когда подумала, услышала стук в окошко – оно было на уровне тротуара, так что не было видно, кто стучит. Открывает дверь – стоит Любовь Петровна и говорит: «Свари мне два яичка»,– и пока в доме были яйца, старица приходила и просила сварить яичко. Когда яиц не стало, снова стала спрашивать чай с молоком. Решила Александра Николаевна подарить старице платок и платье. Платок она взяла, и от платья отказалась, сказав: «Этого мне не нужно».

Многие считали ее грязной, нечистоплотной, но это неправда. Те, у кого старица ночевала, утверждали, что это наговоры – всегда она убирала за собою, все оставляла чистым, опрятным. С близкими по духу она совершенно менялась – никаких признаков юродства не оставалось, была она доброй, ласковой, рассудительной.

ТАНЕЧКА ТАТОСОВА – СПРАВА. САМАРКАНД
ТАНЕЧКА ТАТОСОВА – СПРАВА. САМАРКАНД

Мы остановились подробно на рассказе о блаженной старице не только потому, что и она по праву должна быть упомянута в числе самаркандских подвижников благочестия, но и в связи с тем, что с ней связано одно замечательное событие в жизни Танечки. Некоторое время Танечка молчала, но однажды, очень смущенная, спросила у мамы: «Почему Любовь Петровна при встрече кланяется мне в ноги? Так неудобно – при людях. Почему и за что?». И так до конца своих земных дней Любовь Петровна каждый раз при встрече с Танечкой совершала перед ней земной поклон. Видимо, она духом прозревала ее грядущие страдания, видела ее духовную красоту.

ТАНЕЧКА ТАТОСОВА
ТАНЕЧКА ТАТОСОВА

Танечка и внешне была красавицей. По окончании школы она поступила в Самаркандский университет на филологический факультет по специальности английский язык. Училась блестяще, считалась одной из лучших студенток университета. Во время учебы вела научную работу на кафедре английской литературы. Написала несколько статей, главной темой ее стало изучение юмора в английском и американском фольклоре и литературе. Впоследствии она написала кандидатскую диссертацию по этой теме, работала упорно и настойчиво. Однажды, уже во время болезни, мама спросила ее: «Зачем ты занимаешься этой диссертацией? Может быть не нужно? – столько времени тратишь и мучаешь себя». – «Наверное, ты права,– ответила Танечка, – не буду больше заниматься диссертацией. Но прошу тебя не выбрасывать материалы». С этого дня она прекратила работу над диссертацией.

Во время учебы, еще на третьем курсе университета, Танечка пошла работать гидом в «Интурист», и с тех пор работала там постоянно, водила группы по самаркандским достопримечательностям. Каждый год осенью студентов направляли на сбор хлопка. В общежитии на хлопке Танечка всегда выбирала себе постель у самой двери. Однажды мама спросила, почему она это делает? Танечка ответила: «Ведь подруги мои почти все неверующие, без крестов, без ограждения – вот я и должна быть при входе, чтобы охранять их. Когда все заснут, я перекрещу все окна, двери и молюсь за них, чтобы все было хорошо». Это было совсем не лишним – местные парни не раз пытались ночью забраться к девушкам.

АРХИМАНДРИТ СЕРАФИМ (СУТОРИХИН). САМАРКАНД
АРХИМАНДРИТ СЕРАФИМ (СУТОРИХИН). САМАРКАНД

За время учебы Танечка особенно сблизилась с отцом Серафимом – он руководил ее духовной жизнью, давал читать книги, беседовал с ней, исповедовал – это было величайшей радостью для Танечки. Конечно, приходила она главным образом тайком, в условленное время. Все мечтала о том, когда сможет открыто повесить в доме иконы. У отца Серафима была прекрасная духовная библиотека, и Танечка за многие годы перечитала большинство книг из нее.

14 июля 1973 года умер отец Танечки, похоронили его на кладбище рядом с храмом великомученика Георгия. Впоследствии рядом с отцом упокоятся и Танечка, и ее мама.

 ТАТЬЯНА ТАТОСОВА (КРАЙНЯЯ СПРАВА) СО СТУДЕНТАМИ САМАРКАНДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ТАТЬЯНА ТАТОСОВА (КРАЙНЯЯ СПРАВА) СО СТУДЕНТАМИ САМАРКАНДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

По окончании университета Танечка распределилась в Самаркандское отделение Интуриста. Тогда же ее направили на полгода в Москву на курсы. Это было самое счастливее и безмятежное время ее жизни. Столько радости и ликования в ее письмах того времени, ведь она могла свободно ходить в храмы, ездить по святым местам. Не пропускала ни одной экскурсии, которые часто устраивали для будущих гидов. Возможностей для поездок было достаточно – и Танечка пользовалась ими, объездила Подмосковье, побывала в святых местах и монастырях Центральной России, забиралась и на Север, была в Вологде, Кириллове и Ферапонтове.

Очень любила Танечка цветы, всякую растительность, изо всех мест, где побывала, присылала домой в письмах высушенные цветочки, травы, листочки, просила хранить их, потому что это святыня из благословенных мест. Из всех цветов больше всех любила розы.

ОТЕЦ СЕРАФИМ С КЛИРИКАМИ. САМАРКАНД. НОЯБРЬ, 1959 г.
ОТЕЦ СЕРАФИМ С КЛИРИКАМИ. САМАРКАНД. НОЯБРЬ, 1959 г.

Ничто не предвещало испытаний, жизнь казалась прекрасной, путь – ясным, любовь к Богу и к людям все более охватывала сердце Танечки. Отец Серафим был жив, так что и духовная жизнь была обеспечена, всегда и все можно было делать с благословения старца. Танечка поистине расцвела в тот год – красота ее достигла полноты. Это видно по фотографии, сделанной по окончании учебы в Москве. Но в то же время во взгляде ее уже видится затаенная печаль и невысказанный вопрос о своей судьбе. Сердце ее чувствовало приближение испытаний. Подруги ее говорили, что была в то время Танечка очень собранной, молчаливой, говорила очень мало и только по делу.

САМАРКАНД. МАВЗОЛЕЙ ГУР-ЭМИР. XV в.
САМАРКАНД. МАВЗОЛЕЙ ГУР-ЭМИР. XV в.

По возвращении из Москвы Танечка продолжала водить туристов-иностранцев по достопримечательностям Самарканда, писала диссертацию, связей с университетскими друзьями не теряла. В доме постоянно бывали гости – главным образом, бывшие мамины ученики. Дело в том, что Александра Николаевна была учителем Божией милостью – ее любовь к детям была безгранична, и они платили ей тем же. Она давала детям замечательный фундамент знания литературы, искусства, пыталась привить и духовные начала. Она молилась за каждого из них. Особо почитая небесного покровителя Самарканда – пророка Божия Даниила, Александра Николаевна молилась ему о помощи, в воспитании детей, об ограждении их от всякого зла. В каждый цветок, стоящий на подоконнике в классе, она положила камешки из чудотворного источника от гробницы пророка, постоянно приносила в класс воду из источника, тайком окропляла ею помещение.

Родители всеми способами пытались устроить своих детей в ту школу, где преподавала Александра Николаевна. Каждый раз перед началом учебного года проходил негласный «конкурс родителей», желавших, чтобы их дети попали в «морозовский класс» (Морозова – девичья фамилия Александры Николаевны).

 АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА МОРОЗОВА (ТАТОСОВА) СО СВОИМИ УЧЕНИКАМИ. САМАРКАНД. 1980-е гг.
АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА МОРОЗОВА (ТАТОСОВА) СО СВОИМИ УЧЕНИКАМИ. САМАРКАНД. 1980-е гг.

За время учебы дети становились настоящими друзьями со своей учительницей, и эта дружба продолжалась долгие годы. Многие из учеников называли ее мамой – и отовсюду слетались уже оперившиеся птенцы в гнездышко к своей маме, которая вложила в них так много от своей любви к людям и к Богу. Многих из них Александра Николаевна, привела к вере в Бога, к Церкви. И до конца ее жизни приходили к ней любимые ученики, а вместе с ними и их дети, для которых Александра Николаевна также становилась родиной и любимой. Танечка знала всех учеников мамы и вместе с ней принимала их, отвечала на вопросы, когда дело касалось духовных проблем. К праздничным дням Александра Николаевна получала по нескольку сотен поздравлений со всех концов страны от разлетевшихся учеников.

1976 год стал рубежом, который разделил жизнь Танечки, – пришло огненное испытание, которое попустил Господь Своей невесте.

Однажды вечером ей стадо плохо, началась тошнота, боли, слабость, всю ее как будто скручивала, какая-то сила. Три дня продолжались страдания, во время которых она не могла ни есть, ни пить. На третий день со рвотой вышел какой-то страшный пучок, его сразу сожгли. После этого стало легче, но встать с постели Танечка уже не смогла. Так началась мучительная болезнь, которая не оставляла ее до конца короткой жизни.

ОТЕЦ СЕРАФИМ С ПРИХОЖАНАМИ. САМАРКАНД
ОТЕЦ СЕРАФИМ С ПРИХОЖАНАМИ. САМАРКАНД

Когда отцу Серафиму сообщили о ее болезни, он сказа, что Танечка – конченый человек в смысле физического здоровья, и уже не поднимется. Конечно, передавать это нельзя было ни ей, ни, тем более,– родным. Но уже тогда отец Серафим предсказал, что Танечка проживет еще шесть лет и это будут годы тяжелейших страданий. И еще старец произнес таинственные слова, которые раскрылись, и то не до конца, лишь по смерти Танечки, Он сказал так: «До ревности любит дух живущий в нас» (Иак. 4, 5). Танечка – невеста Христова и эта болезнь, посланная злыми людьми, есть попущение Божие. Она страдала не за свои грехи, а за грехи других. В своей жизни я не встречал более чистого человека, чем она».

В этих словах старца заключена вся жизнь и судьба Танечки. Она вышла на путь, уготованный ей Самим Господом – на путь страданий и жертвы за грехи людские. Как агница Божия, чистая и непорочная, отдала она себя добровольно в жертву за братьев и сестер своих и никогда, до последнего мгновения жизни не роптала на свою судьбу.

ОТЕЦ СЕРАФИМ МАТУШКА ЕВДОКИЯ НИНА ОТЕЦ ДИМИТРИЙ. САМАРКАНД
ОТЕЦ СЕРАФИМ МАТУШКА ЕВДОКИЯ НИНА ОТЕЦ ДИМИТРИЙ. САМАРКАНД

Отец Серафим сам был в это время очень болен и не мог навещать Танечку. Родные и близкие сразу начали попытки лечения, собирали лучших врачей, выписывали лекарства, пичкали ими больную. Отец Серафим знал, что всякие лекарства бесполезны, что лечение будет лишь приносить ненужные страдания, но не смог убедить в этом близких Танечки. Батюшка постоянно посылал ей просфоры, святую воду, записочки, поздравления с праздниками, конфеты. И для нее это было величайшей радостью и поддержкой.

Медицинские светила так и не смогли поставить точный диагноз ее болезни, так что большинство курсов лечения были выстрелом вслепую и причиняли ей только лишние мучения. Родные и знакомые водили врачей, заставляли глотать новые и новые лекарства, и хотя сама Танечка давно поняла, что ей никакое лечение не поможет, но из любви к ближним, к их заботам, она переносила все с кротостью.

ТАТЬЯНА ТАТОСОВА (СЛЕВА) С ПОДРУГОЙ
ТАТЬЯНА ТАТОСОВА (СЛЕВА) С ПОДРУГОЙ

Муки ее болезни трудно представить. Без боли она практически не жила – ни днем, ни ночью боль не отступала. К этому добавлялись постоянные инфекции, воспаления, простуды. Александра Николаевна говорила, что было такое впечатление, что Танечка болела всеми болезнями, какие появлялись в Самарканде. Одна близкая духовная подруга спросила у Танечки, что у нее болит. Она ответила: «Болит всё. Такое чувство, что у меня в сосудах не кровь, а кипяток, огненная жидкость, которая все обжигает, а живот и грудь как будто стянуты тугим огненным поясом». Вот с этим она и жила – и не только жила, но и трудилась, молилась, беседовала с людьми, читала книги.

5 комментариев

Нажмите, чтобы оставить комментарий

  • Дорогой Александр Аршакович!
    Ваши статьи — это школа жизни. Они настолько духовны, настолько сильно действуют на личность, что несколько дней ходишь под впечатлением от прочитанного. Благодаря Вашим статьям неизвестные мне ранее современные подвижники приближаются настолько, что физически ощущаешь их душевное тепло, силу духа, мужество и любовь. Как это важно, когда есть такие замечательные примеры из среды современников!
    А ещё Ваши статьи — это окошки в непостижимое, такое высоко духовное и всё же в такое понятное и притягательное. Напоминание Неба. Спаси Вас Господи!

  • Спаси Господи за удивительные примеры подвижничества наших современников!

  • Дорогой и Уважаемый Александр Аршакович! Огромное Вам спасибо за такую статью! Т. Таня это моя тётя! А Ольга моя мама! Я читал статью и слёзы наворачивались на глазах, я был младенцем, когда т. Таня ушла в мир иной

  • Огромное спасибо за статью про моих родных!

  • Статья,сказать,что потрясла-ничего не сказать. Это дочь моей бесконечно дорогой учительницы.Какая милость Божья-узнать рядом с Кем жила и Кто меня учил…Потрясло… Глубокий поклон Вам,Александр Аршакович.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ РАДОНЕЖСКИХ, РОДИТЕЛЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПРЕПОДОБНЫМИ КИРИЛЛОМ И МАРИЕЙ
ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ РАДОНЕЖСКАЯ († 1337 г.) (Глава из книги Александра Трофимова «Святые жены Руси»). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ДЕНЬ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ МАРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ШАФРОВОЙ-МАРУТАЕВОЙ
МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА - ЕДИНСТВЕННОЕ ФОТО, КОТОРОЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ЯНВАРЬ 2023 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

31/18 января – Память святителей Афанасия (295-373) и Кирилла (370/380-444), архиепископов Александрийских.
***
31/18 января – Память святителя Никиты, архиепископа Новгородского (1030-1108).
***
31/18 января – Память преподобных Кирилла и Марии Радонежских († 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.
***
31/21 января 1605 г. – Состоялась Битва при Добры́ничах – сражение между армией Лжедмитрия I и царскими войсками под предводительством князя Ф. И. Мстиславского близ деревни Добрыничи. Битва завершилась полным разгромом Лжедмитрия I, потерявшего в сражении значительную часть своего войска.
***
31/19 января 1714 г. – Петр I запретил жениться не получившим образования дворянским детям (недорослям).
Из текста Указа: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей, кроме однодворцев и приказного чина, цифири и геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». А священникам строго запрещалось венчать дворянских отпрысков без «соизволения» школьного преподавателя.
***
31/19 января 1801 г. – Грузия добровольно вошла в состав Российской Империи.
***
31/19 января 1852 г. – День рождения Льва Александровича Тихомирова (1852-1923), российский общественный деятель.
Лев Александрович Тихомиров писал в своих воспоминаниях: «Наш род принадлежит к коренным жителям Тульского края, насколько хватает семейных воспоминаний, был всегда духовного звания». Из семьи военного врача. Родился19 января 1852 г. на Кавказе, в военном поселении Геленджик. Окончил керченскую Александровскую гимназию (1870) с золотой медалью и поступил на юридический факультет Московского университета. Перевелся на медицинский факультет (1871).
Принимал активное участие в революционном движении. В 1872-1873 гг. – активный член общества «чайковцев», вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 г. арестован, был под судом по «процессу 193-х». В 1878 г. – член центра «Земли и воли» и редакции ее печатного органа. В 1879 г. – член Исполнительного комитета, распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», организовавшей убийство императора Александра II. От имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. (сразу после убийства Александра II) На Липецком съезде 20 июля 1879 г. (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. В начале марта 1881 г. вместе с оставшимися на свободе членами Исполнительного комитета несколько раз на конспиративной квартире обсуждал воззвание «Ко всему народу русскому» и письмо Александру III, которое сам и написал.
11 ноября 1873 г. Л. А. Тихомирова арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Замечательна история его освобождения из тюрьмы, рассказанная современниками. Однажды император Александр II лично обходил заключенных в Петропавловской крепости; естественно, каждый из осужденных пытался сказать государю о своей невиновности в надежде получить его защиту, но Тихомиров единственный честно признал себя заслуживающим наказания. Тогда император сказал, что не находит возможности содержать в одинаковом заключении столько «невиновных» людей совместно с «преступником» и повелел освободить Тихомирова из заключения. Произошло это в начале 1878 г., после его четырехлетнего заключения в крепости.
В 1880 г. Лев Александрович женился на Екатерине Дмитриевне Сергеевой и в 1882 г. вместе с женой эмигрировал за границу, проживая в Швейцарии, а затем во Франции. Вскоре после переезда в Швейцарию, 26 августа 1882 г., в семье Тихомировых родился сын, названный Александром (будущий православный подвижник и старец епископ Череповецкий Тихон).
К тому времени у него уже возникли сомнения в целесообразности революционной деятельности, но тем не менее в Женеве он стал во главе «Вестника Народной воли». И только в 1888 г. он открыто выступил иротив прежних своих идей, напечатав книгу «Почему я перестал быть революционером» (М ., 1888), которая сделала возможным его возвращение в Россию. В 1888 г. он написал прошение на Высочайшее Имя о помиловании и разрешении жить в России, что и было даровано ему Высочайшим повелением 10 декабря 1888 г.
Л. А. Тихомиров был глубоко православным человеком, в его трудах звучит искренняя и твердая вера в особую роль Церкви в истории народов. Он написал множество книг и статей, посвященных русской национальной идее, и стал самым крупным в России идеологом монархической власти. Итогом его трудов явилась книга «Монархическая государственность» (1905, переиздание СПб., 1992). В своих исследованиях он пытался раскрыть, с точки зрения православного историка, «понимание тех законов, которыми живет человеческое общество и государство».
При правлении П. А. Столыпина Л. А. Тихомиров был Высочайше пожалован чином статского советника и являлся членом кабинета министров. В 1907-1908 гг. он был членом Предсоборного Совещания.
В 1903-1906 гг. работал над книгой «Монархическая государственность». В 1907 г. был приглашен из Москвы лично Петром Столыпиным в Санкт-Петербург, где занял должность члена совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением ввиду обсуждаемого трудового законодательства. В 1909 г. Тихомиров вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 г.
За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 г.). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализировал историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой книге (впервые опубликованной лишь в 1997 г. в издательстве журнала «Москва») показано развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времён, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне Тихомиров доказывает истинность и глубину православного понимания истории. Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919-1920 гг.
Лев Александрович Тихомиров скончался в 1923 г. в Сергиевом Посаде посвятив остаток дней богословским трудам. Место его захоронения неизвестно.
***
31/19 января 1864 г. – В Москве открывается для посетителей первый в России «общедоступный зоологический сад» – московский зоопарк.
***
31/19 января 1865 г. – День рождения Тихона (в миру Василий Иванович Беллавин; 1865-1925), Патриарха Московского и всея Руси (1917-1925).

***
31 января / 12 февраля 1865 г. – День рождения Алексея Александровича Бахрушина (1865-1929). Родился в Москве, Российская империя. – Русский купец, потомственный почетный гражданин Москвы, меценат, благотворитель, собиратель театральной старины, создатель литературно-театрального музея.
Представитель московской династии Бахрушиных. Бахрушины были в старой Москве известными благотворителями. Будущий знаток театральной старины уже с шестилетнего возраста стал завсегдатаем Большого театра, потом – поклонником труппы Малого театра, а впоследствии сам пробовал играть на сцене Перловского театрального кружка. Учился в частной гимназии Ф.Креймана (III-IV классы). В 1888 г. включился в семейное дело – «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья» и до 1890 г. активно занимался торгово-промышленной деятельностью. Увлекшись собирательством, Бахрушин посвящал ему всё больше времени и постепенно отошёл от дел. Однако после смерти старшего брата, он был вынужден возглавлять до 1917 г. семейное дело. За свои промышленные достижения удостоился нескольких золотых медалей и ордена Св. Анны 3-й степени.
Также он был гласным Московской городской думы (1900-1916), в которой возглавлял комиссию по народным развлечениям. Комиссия приняла решение открыть в Москве 12 народных домов, заведовать которыми в 1915 г. был уполномочен А. А. Бахрушин.
Коллекционировать начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина. «Вскоре театральное собирательство, – вспоминал его сын, – превратилось у него в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина». 30 мая 1894 г. владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея. Он целенаправленно вёл поиски, чтобы представить в своей коллекции всю историю отечественного театра, от зарождения до современности. В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.
Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра. Из-за границы он привёз личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.
Идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». На «огонёк» к Бахрушину собирались известные актёры и режиссёры: здесь бывали А. И. Южин, А. Л. Ленский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. По сложившейся традиции сюда приходили не с пустыми руками. Так, прославленная актриса Малого театра Гликерия Николаевна Федотова передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки, полученные за годы сценической жизни.
Свой музей Алексей Александрович Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела – литературный, драматический и музыкальный. В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского. Немалый интерес представляли и сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники. Здесь были письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной культуры: А. С. Грибоедова, И. И. Лажечникова, М. М. Хераскова, Н. В. Гоголя, А. Н. Верстовского, А. Ф. Писемского, П. А. Каратыгина, Н. Г. Помяловского. Коллекция рукописей включала свыше тысячи наименований.
В драматическом разделе были собраны декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения актёров и драматургов, предметы театрального быта. Среди произведений декораторов хранились работы двух крупнейших театральных художников конца XIX — начала XX в. – К. А. Коровина и А. Я. Головина. Были здесь и народные картинки с изображениями «бесовских потех».
Особую ценность представляли личные вещи многих прославленных актёров. В драматическом разделе находилась, кроме того, изумительная по богатству портретная галерея: здесь рисунки, гравюры, литографии, живописные и скульптурные произведения, большая коллекция фотографий, причём не только отдельные портреты актёров, но и большое количество запечатлённых фотографами сцен из спектаклей.
Театральный быт представлен предметами, сопутствующими завзятым театралам, в том числе — уникальной коллекцией зрительских трубочек и театральных биноклей. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времён и народов: славянские гусли, румынская кобза, европейская мандолина, китайская флейта и даже африканские трубы. Верным помощником в собирательской деятельности Алексея Александровича Бахрушина была его жена Вера Васильевна. Она приводила в порядок газетные вырезки, афиши, программы, помогала отбирать вещи на выставки, устраивать экспозиции.
В 1909 г. бахрушинской коллекцией заинтересовалась Академия наук. 25 ноября 1913 г. состоялся торжественный акт передачи собрания Академии наук. Было создано Правление музея во главе с жертвователем, признававшимся пожизненным почётным попечителем музея. В 1915 г. жертвователь был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени. Музей, созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным, существует и поныне (ул. Бахрушина, д. 31/12). Он, как и прежде, располагается в старом здании. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, уцелевшая до наших дней. Алексей Александрович Бахрушин оставался во главе музея и после 1917 г., до самой смерти. Бахрушин умер в подмосковной усадьбе Малые Горки близ станции Апрелевка Киевского направления Московской железной дороги 7 июня 1929 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
***
31/19 января 1875 г. – День рождения Лидии Алексеевны Чарской (Вороновой; 1875-1937), писательницы. Родилась она в Санкт-Петербурге. Ей суждено было более 20 лет владеть умами и чувствами самого широкого круга читателей России.
Первая же повесть «Записки институтки», написанная в 1902 г., принесли ей громкую славу. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями, восторженно встречая новые книги. Повести «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», рассказы «Волька», «Первый день», «Два сочельник», сказки «Золотая свирель», «Волшебная сказка» и другие – вот неполный перечень того, что взахлеб читало подрастающее поколение начала XX века.
Она писала о доброте, любви к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости. Ее герои – люди разных сословий. Это и дворяне, обучающие своих детей в привилегированных учебных заведениях; и служащие, живущие на вознаграждение за свой труд; и нищие, которые мечтают о куске хлеба. Но всех их объединяет человеколюбие, желание отозваться на чужую боль, бескорыстие – те человеческие качества, дефицит которых особенно сильно ощущается в наше время.
В 1917 г., с приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения. С 1925 по 1929 гг. ей с большим трудом удалось опубликовать 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом Н. Иванова. Ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены. Больше не было любимого дела, куда-то исчезли благодарные читатели. Жизнь остановилась на полном ходу, особенно после известия о гибели сына Юрия, который сражался в Красной Армии. Началась буквально нищенская жизнь. И тогда именно К. И. Чуковский выхлопотал ей пенсию.
Она ушла тихо и незаметно. Но оставила после себя до сих пор никем не разгаданную тайну. Официальным местом ее погребения считается Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге.
О Чарской вспомнили в 90-е гг. XX столетия. Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Сейчас издано уже и полное собрание ее сочинений. Безусловно, книги Чарской найдут своего читателя, ее полюбят маленькие и юные российские граждане XXI века, как когда-то ее любили дети начала прошлого столетия. Книги ее повествуют о добросердечии и отзывчивости, о человечности, благодарности и любви, как высшей добродетели.
***
31/19 января 1879 г. –В Харькове, Российская империя, родился Борис Викторович Савинков 1879-1925) российский революционер, террорист, один из лидеров партии эсеров, руководитель Боевой организации партии эсеров, глава Союза защиты Родины и Свободы. Участник Белого движения, писатель (прозаик, поэт, публицист, мемуарист; литературный псевдоним – В. Ропшин).
Известен также под псевдонимами «Б. Н.», Вениамин, Галлей Джемс, Крамер, Ксешинский, Павел Иванович, Роде Леон, Субботин Д. Е., Ток Рене, Томашевич Адольф, Чернецкий Константин.
Принимал участие в подготовке ряда террористических актов на территории России: убийство министра внутренних дел В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, покушения на министра внутренних дел И. Н. Дурново и на московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова.
Савинков стал заместителем руководителя Боевой организации Евно Азефа, а после его разоблачения — руководителем. Вместе с Азефом выступил инициатором убийства священника Георгия Гапона, заподозренного в сотрудничестве с Департаментом полиции. В 1906 г. Савинков в Севастополе подготавливал убийство командующего Черноморским флотом адмирала Чухнина. Был арестован полицией, заключен в Севастопольскую тюрьму и приговорён к смертной казни, но бежал в Румынию.
В эмиграции в 1909 г. написал книгу «Воспоминания террориста», в том же году опубликовал повесть «Конь бледный», в 1914 г. – роман «То, чего не было». После начала Первой мировой войны Савинков перебрался в Париж, где, благодаря своим связям, получает удостоверение военного корреспондента. Его корреспонденция публиковалась в газетах «Биржевые ведомости», «День», «Речь».
После Февральской революции Савинков вернулся в Россию 9 апреля 1917 г. и возобновил политическую деятельность: он был назначен комиссаром Временного правительства в 7-й армии, а 28 июня – комиссаром Юго-Западного фронта. Савинков активно выступал за продолжение войны до победного конца. Стал товарищем (помощником) военного министра (военным министром был сам премьер Керенский). При наступлении Корнилова на Петроград был назначен военным губернатором Петрограда и исполняющим обязанности командующего войсками Петроградского военного округа. Но 30 августа подал в отставку, не согласный с изменениями в политике Временного правительства. После того 9 октября 1917 г. был исключен из партии эсеров по так называемому «корниловскому делу».
Октябрьский переворот 1917 г. встретил враждебно. В феврале-марте 1918 г. создал в Москве на базе организации гвардейских офицеров подпольный контрреволюционный «Союз защиты Родины и Свободы», включавший около 800 человек. Целями этой организации было свержение советской власти, установление военной диктатуры и продолжение войны с Германией. В конце мая заговор в Москве был раскрыт, многие его участники арестованы.
Уехал с военной миссией во Францию, где вёл переговоры о помощи Белому движению. Во время Советско-польской войны 1920 г. Савинков, обосновавшись в Варшаве. В октябре 1921 г. был выслан из Польши. Порвав с белым движением, Савинков искал связей с националистическими течениями. Он встречался с итальянским лидером Бенито Муссолини в 1922-1923 гг. Однако в конце концов Савинков оказался в полной политической изоляции, в том числе и от эсеров. В это время он занялся работой над повестью «Конь вороной», осмысляющей итоги Гражданской войны.
В начале августа 1924 г. Савинков нелегально приехал в СССР, куда был завлечен в результате разработанной ОГПУ операции «Синдикат-2». 16 августа в Минске был арестован вместе со своей любовницей Любовью Ефимовной Дикгоф и ее мужем А. А. Дикгофом. На суде Савинков признал свою вину и поражение в борьбе против советской власти. Военная коллегия Верховного суда СССР 29 августа 1924 г. приговорила его к высшей мере наказания – расстрелу. Верховный суд ходатайствовал перед Президиумом ЦИК СССР о смягчении приговора. Ходатайство было удовлетворено, расстрел заменен лишением свободы на 10 лет.
По официальной версии, 7 мая 1925 года в здании ВЧК на Лубянке Савинков покончил жизнь самоубийством. Воспользовавшись отсутствием оконной решётки в комнате, где он находился по возвращении с прогулки, Борис Савинков выбросился из окна пятого этажа во двор. Место захоронения Б. Савинкова неизвестно.
***
31 января 1881 г. – Экспедиционный корпус под командованием генерала М. Д. Скобелева вступил в Ашхабад. Завершено покорение Туркестана.
***
31/19 января 1887 г. – Умер Семён Яковлевич Надсон (1862-1887), русский поэт.
Появившийся в печати в 1885 г. сборник его стихотворений, тираж которого составил 600 экземпляров, принес Надсону огромный успех. При жизни поэта книга выдержала 5 изданий, а до 1917 г. ее успели переиздать 29 раз, последнее из которых имело огромный по тем временам тираж – 10 000 экз. После смерти Надсона его творчество получило еще большую известность. Многие поэты посвящают его памяти стихотворения (Я. П. Полонский, Л. И. Пальмин, К. М. Фофанов, Г. Ф. Дешкин). А с посмертной публикацией произведений Надсона слава его достигает своего апогея. Молодёжь заучивала его стихотворения наизусть. Произведения Надсона постоянно включались в альбомы и рукописные журналы учащихся, долгие годы их часто декламировали со сцены, почётное место отводилось им в различных хрестоматиях и сборниках. Свыше 100 стихотворений Надсона положено на музыку. И хотя шедевров вокальной лирики на слова Надсона не создано, примечательно, что к его произведениям обращались такие выдающиеся композиторы, как Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, Э. Ф. Направник.

ВЕРЬ В ВЕЛИКУЮ СИЛУ ЛЮБВИ!..

Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!

ВПЕРЁД!

Вперед, забудь свои страданья,
Не отступай перед грозой,-
Борись за дальнее сиянье
Зари, блеснувшей в тьме ночной!
Трудись, покуда сильны руки,
Надежды ясной не теряй,
Во имя света и науки
Свой частный светоч подымай!
Пускай клеймят тебя презреньем,
Пускай бессмысленный укор
В тебя бросает с озлобленьем
Толпы поспешный приговор;
Иди с любящею душою
Своею торною тропой,
Встречая грудью молодою
Все бури жизни трудовой.
Буди уснувших в мгле глубокой,
Уставшим – руку подавай
И слово истины высокой
В толпу, как светлый луч, бросай.

***

Блещут струйки золотые,
Озаренные луной;
Льются песни удалыя
Над поверхностью речной,
Чистый тенор запевает
«Как на Волге на реке»,
И припевы повторяет
Отголосок вдалеке.
А кругом царит молчанье,
И блестящей полосой
Золотой зари сиянье
Догорает за рекой.

***
31 января 1893 г. – В селе Прислониха в семье потомственных иконописцев родился Аркадий Александрович Пластов (1893-1972). Народный художник СССР (1962). Академик АХ СССР. Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).

Родился в семье потомственных иконописцев. В 1903 г. поступил в Симбирское духовное училище. С 1908 г. учился в Симбирской духовной семинарии, а затем переехал в Москву. Занимался рисованием у Дмитрия Архангельского. Некоторое время занимался в мастерской Ильи Машкова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Фёдор Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 гг., поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Его учителями были живописцы Алексей Корин, Аполлинарий Васнецов, Абрам Архипов, Алексей Степанов, Леонид Пастернак и скульптор Сергей Волнухин.
В его картинах отражены испытания советского народа в годы войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945),
В 1947 г. А. Пластов стал академиком АХ СССР. Член СХ СССР (1937), член правления СХ РСФСР и СХ СССР (1957), секретарь правления СХ СССР (1968).
***
31 января 1901 г. –Премьера пьесы А. П. Чехова «Три сестры» в Художественном театре.
***
31 января 1904 г. – В Москве умер Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), русский предприниматель, фабрикант, основавший во второй половине XIX века «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), а также владевший кондитерскими и чайными магазинами в Москве, Поставщик Двора Его Императорского Величества, председатель совета Учетного Банка, действительный статский советник.
Алексей Иванович и его супруга Агриппина Александровна похоронены на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве. В 1926 г. монастырь был закрыт, а кладбище уничтожено.
Во время Крымской войны Абрикосов делал ежегодные 100-рублевые пожертвования госпиталям и ополчению. Позднее стал членом комитета по оказанию помощи семьям убитых и раненных в войне с Турцией, в 1880 г. вошел в состав Совета Дома московского купеческого общества для бесплатных квартир. Служил старостой Успенского храма на Покровке.
Его супруга в конце 1889 г. открыла бесплатный родильный приют и женскую больницу с «постоянными кроватями А. А. Абрикосовой» (на пять коек). Агриппина Александровна завещала городу 100 000 рублей на устройство родильного приюта; здание по проекту И. А. Иванова-Шица на Миусской площади на 51 койку было освящено в мае 1906 г. (с добавлением городских средств, постройка обошлась в 206 000 рублей). По решению Московской городской управы новый родильный приют стал официально носить имя Агриппины Александровны Абрикосовой (1832-1901), после революции — переименован в роддом имени Н. К. Крупской, в 1994 г. ему вернули имя основательницы.
В 1896 г. на средства Алексея Абрикосова и мецената С. А. Корзинкина было завершено строительство кирпичного здания церковно-приходской школы при Ильинском храме в деревне Изварино. Сам же храм Илии Пророка был отстроен заново на деньги тех же Абрикосовых и Корзинкиных в 1904 г. взамен обветшавшей Ильинской церкви.
***
31 января 1910 года родилась В. С. Гризодубова (г. Харьков), летчица, Герой Советского Союза (1938 г), Герой Социалистического Труда (1986 г.), полковник. Дочь одного из первых русских авиаконструкторов и летчиков С. В. Гризодубова. В 1929 г. окончила Пензенский аэроклуб, занималась планерным спортом. В Красной Армии с 1936 г. Командир экипажа самолета «Родина», совершившего в сентябре 1938 г. беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. В Великую Отечественную войну командовала 101-м полком авиации дальнего действия. После войны работала начальником летно-испытательной станции, затем директором НИИ. Умерла 28.04.1993 г.
***
31 января 1924 г. – Второй съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР – первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик, который закрепил, окончательно юридически оформил образование и разделение прав СССР и союзных республик.
***
31 января 1928 г. – В январской «Роман-газете» появляются первые главы романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».
***
31 января 1932 г. – Запущена первая доменная печь Магнитогорского металлургического комбината – одного из крупнейших металлургических комбинатов России. В годы Великой Отечественной войны комбинат, первоначально ориентированный на выпуск «гражданских» сортов металла, освоил выпуск броневой стали, а также прокатку броневого листа. В конце 1942 г. вступила в строй домна № 5, крупнейшая в СССР.
***
31 января 1942 г. – Мученическая смерть Марины Александровны Шафровой-Марутаевой (1908-1942).
***
31 января 1943 г. – В Сталинграде принят ультиматум советского командования о немедленном прекращении огня и о полной капитуляции южной группы немецких войск. В 13 часов советскими воинами вместе со своим штабом пленен командующий немецкой 6-й полевой армии генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс.
30 января Паулюс отправил радиограмму в Берлин: «Адольфу Гитлеру! 6-я армия поздравляет своего фюрера со славной годовщиной! Флаг со свастикой по-прежнему реет над Сталинградом. Паулюс». А 31 января капитулировал.
***
31 января 1952 г. – День рождения художницы Надежды Рушевой. Она слишком рано ушла из жизни в возрасте 17 лет, но успела подарить миру тысячи своих произведений.
Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал ее рисованию, также до школы ее не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. В мае 1964 г. состоялась первая выставка ее рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации ее рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет ее жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
Среди ее работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около пятидесяти авторов. Работа над «Мастером и Маргаритой» стала для нее последней. В то же время, для «Мастера и Маргариты» Надя стала первой художницей. На титульной иллюстрации, изображающей встречу Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах, Елена Сергеевна Булгакова, вдова Михаила Афанасьевича, оставила свой автограф: «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо – Надю Рушеву».
Ее рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело, и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», – говорила Надя
Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Точное их число невозможно подсчитать – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Прошло более 160 выставок ее работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Скончалась Надежда 6 марта 1969 г. в больнице в возрасте 17 лет из-за разрыва сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.
***
31 января 1955 г. – В Ленинграде умер Михаил Леонидович Лозинский (1886-1955), русский советский поэт-акмеист, переводчик, один из создателей советской школы поэтического перевода.
Окончил 1-ю петербургскую классическую гимназию с золотой медалью. Слушал лекции в Берлинском университете. Затем учился в Петербургском университете. В 1909 г. получил диплом юриста, а затем пять лет занимался на историко-филологическом факультете.
Был близок к поэтам «серебряного века», в частности к акмеистам, дружил с О. Э. Мандельштамом, А. А. Ахматовой и был ближайшим другом Н. С. Гумилёва. В 1912 г. Лозинский организовал издательство «Гиперборей», где печатались акмеисты, и входил в созданный Гумилёвым «Цех поэтов».
В 1913-1917 гг. – редактор журнала «Аполлон». В 1914 г. начал работать в Публичной библиотеке библиотекарем и консультантом (работа в библиотеке продолжалась до 1937 г.).
После октябрьского переворота 1917 г. М. Горький привлек Лозинского к работе в издательстве «Всемирная литература», где тот занимался переводом и редактурой.
В 1921 г. задерживался по делу Н. С. Гумилёва, находился две недели под арестом в 1927 г. со служащими Публичной библиотеки. 20 марта 1932 г. арестован и Постановлением Коллегии ОГПУ от 17 июня 1932 г. осужден по ст. 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) на 3 года лишения свободы условно. Реабилитирован в 1989 г.
В 1924 г. Лозинский писал в Париж своей сестре, Елизавете Леонидовне Миллер, о сложности жизни в советской России, о «систематическом удушении мысли», но еще и о том, что «дезертировать нельзя»:
«В отдельности влияние каждого культурного человека на окружающую жизнь может казаться очень скромным <…>. Но как только один из таких немногих покидает Россию, видишь, какой огромный и невосполнимый он этим приносит ей ущерб <…>. Если все разойдутся, в России наступит тьма, и культуру ей придется вновь принимать из рук иноземцев. <…> Надо оставаться на своём посту. Это наша историческая миссия…»
Лозинский много работал над переводами западной классики, тяготея в поэзии к крупной форме, драматургии, переводил также и прозу. В его переводе в СССР вышли произведения таких классиков, как Уильям Шекспир, Ричард Шеридан, Пьер Корнель, Жан Батист Мольер, Лопе де Вега, Мигель Сервантес, Карло Гоцци, Проспер Мериме, Ромен Роллан. Главной его работой стал перевод «Божественной комедии» Данте Алигьери. Переводил Лозинский и восточных поэтов, таких как Фирдоуси, Саят-Нова, грузинского поэта-романтика Николоза Бараташвили.
«В трудном и благородном искусстве перевода Лозинский был для XX века тем же, чем был Жуковский для века XIX», – сказала на его похоронах Анна Ахматова.
Лозинский скончался 31 января 1955 г. в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
***
31 января 1956 г. – В Москве родилась Вера Витальевна Глаголева (1956-2017). Советская и российская актриса театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Народная артистка Российской Федерации (2011).
Вера Глаголева умерла 16 августа 2017 г. Похоронена на Троекуровском кладбище.
***
31 января 1966 г. – В СССР осуществили запуск космической ракеты с автоматической межпланетной станцией «Луна-9», которая совершит мягкую посадку на Луну в районе Океана Бурь и передаст научную информацию на Землю, в том числе первую серию панорамных снимков с ее поверхности.
***
31 января 2003 г. – День памяти Леонида Эрдмана (1940-2003).
***
31 января 2020 г. – Великобритания официально вышла из ЕС

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

30 ЯНВАРЯ — ПРП. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО
antvel8
«РЕВНИТЕЛЯ ИЛИЮ НРАВЫ ПОДРАЖАЯ…». ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ СТАРИЦЫ СХИМОНАХИНИ МАРГАРИТЫ (ЕВФРОСИНИИ ФОМИНИЧНЫ ЛАХТИОНОВОЙ; 1899-1997)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА; 1899–1997) (Последняя старица Дивеевской обители). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК