Глава из книги Александра Трофимова: «Ритмы церковного года».
Тропарь, глас 4:
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Гоподь с Тобою.
Кондак, глас 8:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная
***
Предание Церкви повествует о том, что после Своего Введения во храм Пресвятая Дева до 14 лет воспитывалась в одном из зданий, примыкавших к Иерусалимскому храму, ибо 14 лет по закону считался возрастом совершеннолетия, после которого девы не могли оставаться пря храме. В еврейском народе не было обычая оставлять женщин незамужними. Девство осуждалось в народе, девизом которого были слова Библии: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1, 22). Это утверждение связалось народом с обетованием Месии через надежду рождения Его в своем роде.
Однако Мария дала обет всю жизнь Свою хранить девство. Поэтому незадолго до Благовещения Святая Дева обручена была праведному Иосифу, чтобы он был защитником и свидетелем Ее целомудрия и чтобы Ее священное девство не казалось осуждением брака. По древнему обычаю священники Иерусалиского храма избрали для воспитывавшейся там девушки обручника – пожилого вдовца, в доме которого она могла бы поселиться, чтобы, храня обет целомудрия, одновременно вести домашнее его хозяйство. При выборе обручника для Марии жребий пал на Иосифа, жителя города Назарета, человека уже старого, благочестивого, по ремеслу своему – плотника. Иосиф Обручник был отцом взрослых сыновей.
Под этим видимым браком скрывалась тайна обручения Марии с Богом. По обручении Она жила в доме Иосифа в Галилейском городе Назарете. Предание говорит: «И был Иосиф святой мнимый Ее муж, целомудренный хранитель девства Ее, и служитель девическому житию, великой святыни исполненному. В доме Своего обручника Пречистая Дева не изменила прежнего Своего жития, которое вела во Святая Святых. Она ни в чем ином упражнялась, как только в молитве, в чтении Божественных книг и в обычном приличном рукоделии. Для Нее дом Иосифов был как храм молитвенный, из которого Она никуда не выходила и ни с кем не беседовала, разве с дочерьми Иосифа».
Юная Мария живет в доме Иосифа уже четыре месяца. Как искусная рукодельница и чистая, целомудренная дева, она вместе с другими девами получила почетный заказ: приготовить пряжу для того, чтобы соткать новую храмовую завесу. Иосифа в доме нет,– по плотничьему своему делу он отправился на строительные работы, «зданья здать», как сказано в славянском переводе Протоевангелия Иакова. В один из весенних дней, на исходе марта, взяв, как она это делала ежедневно, кувшин для воды, Мария отправилась к колодцу. Она уже зачерпнула воду, когда неожиданно услышала таинственный голос. Кто-то, обращаясь к ней, громко и явственно произнес: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою!» Мария возвратилась в дом, поставила на место принесенную воду и вновь села за свою пряжу. Этот эпизод из апокрифов II века – «Протоевангелия Иакова» и «Книги о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» («Евангелие псевдо-Матфея») назовут потом Предблаговещением, станут изображать иногда на иконах, но чаще на фресках христианских храмов. Вслед за этим произошло событие, которое стало поворотом в истории человечества – Благовещение Пресвятой Богородицы.
***
Этот великорадостный день Святая Церковь празднует 25 марта, он посвящен воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки. По преданию церковному святой Лука общался с Божией Матерью, слышал многое от Нее Самой, написал первые Еe изображения и потому в его Евангелии более чем во всех других говорится о Пресвятой Богородице. В Евангелии от Луки есть притчи и события, которые отсутствуют у других Евангелистов, например, притча о блудном сыне, слова, сказанные благоразумным разбойником на Голгофе. Ведь только Богоматерь и апостол Иоанн стояли у Креста на Голгофе, и только они могли слышать слова покаявшегося разбойника и обетование Христа: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43).
Из всего цикла Богородичных праздников только Благовещение описано в канонических Евангелиях. Это говорит о величайшем значении совершившегося события. Святой апостол Лука подробно изложил услышанное им от Самой Богоматери рассказ о Тайне зачатия Ею Господа Иисуса Христа. Вот как записал святой Лука это событие:
«В шестый месяц послан был Ангел Гавриил оt Бога в город Галилейский, называемый Назарет к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова, имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: Радуйся Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши Его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышненго осенит Тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим… Тогда Мария сказала: се раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк, 1. 26–35; 38).
Апостол Лука кратко пишет об обручении Марии, прежде всего утверждая Ее девство. Святая Церковь почитает Пречистую Деву как Матерь Приснодевственную, то есть как Деву, до рождства, в рождестве и по рождестве. Об этом говорят три звезды, которые всегда изображаются иконописцами на челе и двух плечах Пресвятой Богородицы. Она именуется в песнопениях «Едина Чистая и Благословенная». И в Символе веры мы утверждаем и исповедуем веру свою в Господа Иисуса Христа, «воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы».
Добавьте комментарий