Глава из книги Александра Трофимова: «Ритмы церковного года».
«
Днесь благодать Святаго Духа нас собра,
и вси вземше крест Твой глаголем:
благословен грядый во имя Господне,
осанна в вышних!»
(Тропарь вечерни праздника)
Тропарь, глас 1:
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.
Кондак, глас 6:
На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси грядый Адама воззвати.
***
Последнее перед Пасхой воскресенье Великого поста посвящено воспоминанию события Входа Господня в Иерусалим, которое, как повествует Евангелие, произошло за шесть дней до иудейской Пасхи.
Праздник, посвященный этому событию, называется также «Неделя ваий (ветвей)», то есть Неделей цветоносной, а у русских людей – «Вербным воскресеньем», от обычая освящать в этот день ветви верб, заменившие у нас пальмовые ветви.
Для страданий и крестной смерти шел Господь в Иерусалим. Это событие описано всеми евангелистами. Существует глубокая связь между Вербным воскресеньем и предшествующей ему Лазаревой субботой. Об этой близости говорит нам и тропарь Лазаревой субботы «Общее Воскресение…», который поется и в день праздника Входа Господня.
В тропаре праздника говорится о событии, происшедшем накануне Входа в Иерусалим – воскрешении Лазаря. В этот день Церковь вспоминает последнее чудо, совершенное Христом перед Его Великой Жертвой. Лазарь был родом из Вифании, где он жил с сестрами своими Марфой и Марией. Во дни Своей земной жизни Господь часто заходил в дом Лазаря, которого Он любил и называл другом Своим. (После Воскресения Господа Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был Апостолами епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный Ее руками. Жил Лазарь по воскрешении 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он на Кипре. В IX веке Византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.) Господь допустил смерть Лазаря, «да прославится чрез нее Сын Божий» (Ин. 11, 4). Господь говорит ученикам Своим: «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали» (Ин. 11, 15).
По гласу Церкви, воскрешением Лазаря Иисус Христос хотел показать в Себе Бога и Человека, уверить учеников Своих в будущем Своем воскресении, всех – в общем воскресении мертвых, грешникам же явить образ духовного воскресения. В лице Своем Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и человечество. Как Бог всеведущий, Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Господь предстал гробу Лазаря, «уверяя нам два существа Своя. Якоже человек вопрошал: где погребеся, и яко же Бог воскресил четверодневнаго» (в субботу Ваий на «Господи воззвах»).
Господь приходит в Вифанию: Марфа и Mapия, сестры умершего Лазаря, и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа всемогущим и Сыном Божиим. «Господи,– говорит Марфа, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой; но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог… Так, Господи! Я верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11, 21, 27). То же произносит и Мария, падши к ногам Спасителя. Также и другие иудеи говорят о Нем между собою: «Смотри, как Он любил его! А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?» (Ин. 11, 36–37). Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя Владыкой жизни и смерти.
«Воскреснет брат твой,– говорит Он в утешение Марфы,– Аз есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 24–25). Наконец, как истинный Бог, Иисус Христос после краткой молитвы ко Отцу Небесному, Божественным повелением Своим: «Лазарь! Иди вон» (Ин. 11, 43) Господь воскресил из мертвых Своего друга, превратил труп четырехдневного мертвеца в тело, подобное телу спящего юноши, и вернул в него душу. Христос возвратил пленника смерти в родной дом. «Тебе, Владыко, всех Царю, вся возможна, глас Твой разрушил адово царствие и слово власти Твоея возставило из гроба четверодневнаго, и Лазарь бысть спасительное прообразование пакибытия» (пяток Ваий вечера, стихира на «Господи воззвах»).
Услышав о воскрешении Лазаря, иудейские первосвященники и старейшины говорили о Иисусе Христе: «Что́ нам делать? Этот Человек много чудес твори́т; если оставим Его так, то все уверуют в Него,– и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11, 47–48). Архиерей Каиафа дал Синедриону совет, ставший пророчеством о спасительной крестной смерти Иисуса Христа: «Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11, 49–50). С того дня положили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят. Воскрешение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного.
Святые отцы неизменно объясняют Вход Господа в Иерусалим как торжественное прибытие Царя-Христа в тот город, где Ему предстояло принять добровольные Страсти и Крестную смерть. Свт. Амвросий Медиоланский († 397 г.) видит связь с грядущими событиями в том, что Христос вступил в Иерусалим в десятый день месяца Нисана, когда согласно иудейской традиции евреи выбирали агнца для заклания его в праздник Пасхи (Исх. 12, 3).
«Однако,– пишет блаж. Феофилакт,– и за шесть дней до Пасхи, то есть в девятый день месяца, едят роскошное, и этим днем начинают праздник. Посему и Иисус, придя в Вифанию, разделяет вечерю» в доме Симона прокаженного. Марфа служила за столом, а воскрешенный Лазарь был одним из возлежащих. Во время вечери Мария, сестра Лазаря, взявши драгоценного мира, возлила его на главу и ноги Иисуса и в знак своего глубокого уважения к Учителю, отерла их волосами своими. Видя это, Иуда Искариот стал роптать по поводу такой напрасной траты драгоценного мира. «Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего» (Ин. 12, 7). На следующее утро Господь направился в Иерусалим.
Приближался праздник святой Пасхи. Со всех концов Палестины и многочисленной иудейской диаспоры, которая к тому времени опоясывала земной шар, богомольцы и паломники стекались в Иерусалим: «И многие из всей страны пришли в Иерусалим пред Пасхою, чтобы очиститься» (Ин. 11, 55). Искали всюду и Иисуса. Посетители храма спрашивали друг у друга – не пришел ли Он на праздник?
Слух о воскрешении Лазаря мгновенно облетел Иерусалим, явившись одной из причин торжественной встречи Господа при Его вхождении в Святой Город. Сердца людей сжимались от радостной надежды: быть может, Иисус из Назарета – долгожданный Мессия, Царь Израилев, который, как Римский император во время триумфа, повергнет всех врагов к ногам Своим и даст свободу Израилю.
Вход Господень в Иерусалим – последний этап земной жизни Спасителя. Обратимся к событиям, описанным евангелистами. «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию, к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязавши приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их» (Мф. 21, 1–3).
Приближается время искупления человечества от греха и смерти, и каждое действие Христа является не только для учеников, но и для всех будущих поколений символом проявления Высочайшей Божественной Воли, изменяющей и преображающей мир, вливающей в него новые силы.
Традиционно все без исключения паломники входили в Иерусалим пешими в знак смирения и почитания Святого града и храма. Христос всегда ходил пешком, и только здесь посылает учеников за ослом. Все евангелисты указывают, что Господь повелел привести «молодого» осла. Осел – животное давно ставшее домашним, вьючным, облегчающим труд человека. Здесь он является символом утверждения постоянной помощи человечеству от природного мира. В пещере, у яслей домашних животных родился Христос, и вот Он призывает это животное, утверждая Свою Миссию Спасителя не только для человечества, но и для всего мира, для восстановления единства человечества и природы в гармонии и любви. Дальнейший ход событий еще глубже выявляет это грядущее единство.
Осел – не только кроткое, терпеливое и выносливое животное, но и одно из самых упорных животных. Он обладает особым чутьем и достоинством, что люди ошибочно оценивают как упрямство. Осел не всегда и не всякому хозяину будет послушен; он не позволит перегружать себя, то есть нарушать данные ему законы жизни; он не подчинится грубому и злому человеку, он может жертвенно и терпеливо служить хозяину, но и к себе требует бережного отношения. Таким образом, осел становится в описываемых событиях выразителем всех сил природы, которая жертвенно служит человеку, но и сама нуждается в его помощи.
«Все же сие было, да сбудется реченное чрез пророка, который говорит: скажите дщери Сионовой: се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф. 21, 4–5). Еврейский народ в большинстве своем хорошо знал свои священные книги и их пророчества. Вот как говорит пророк Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9). А вот слова пророка Исаии: «Вот, Господь объявляет до конца земли: скажет дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его – пред Ним» (Ис. 62, 11). Оба пророка провидели это величайшее событие.
Святые отцы говорят, что ослица и молодой осел также есть символы народа израильского (синагоги) и язычников, которых Господь призвал к новой благодатной жизни. И впоследствии Христос посылает на проповедь учеников Своих и апостолов во всё человечество, чтобы создать единую соборную Церковь, в которую войдут христиане как из иудеев, так и из язычников.
Евангелист повествует далее: «Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус; привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге» (Мф. 21, 6–8). Одежды – это символ неразрывной связи человечества с природой. Через эти одежды человек должен осознать свое сыновство Отцу Небесному, осознать свое творческое назначение в мире Божием, осознать весь мир как единую семью Божию. Одежды, постилаемые Христу, являются и символом тела, плоти человеческой, которою дает ему природа. Грехопадением человек осквернил свое тело, и оно стало смертным. Но Господь пришел в мир, чтобы очистить, преобразить и воскресить падших. И первыми одеждами, постланными Господу перед входом в Иерусалим, стали одежды Его ближайших учеников – апостолов, которым предстояло пройти со Христом Его Путь и благовествовать народам Его учение.
Великий Свет осиял народ в момент Входа Господа в Иерусалим; по благодати Божией многие узнавали в Нем Мессию и, по обычаю, принятому на Востоке, постилали пред Ним свои одежды и пальмовые ветви. (В Библии так описывается триумфальное возвращение Симона Маккавея после победы над врагами: «И взошел в нее с славословиями, пальмовыми ветвями, с гуслями, кимвалами и цитрами» (1 Мак. 14, 51))
Но не понимал народ всей глубины совершавшегося: люди думали о возврате земного царства, об освобождении от ига римлян, о земном царе из рода Давидова мечтали они и земного царя встречали, постилая свои одежды и ветви деревьев.
Господь совершает Свой Путь ради спасения блудных сыновей Своих, и перед крестными страданиями Своими проходит по искаженным и загрязненным одеждам падшего человечества, чтобы очистить их и преобразить Своей Великой Жертвой через Голгофу и Воскресение. Святитель Григорий Палама говорит, что постилание одежд символизирует покорение нашей плоти и страстей духу, ибо только так мы сможем поклониться Христовым страстям и Его славному Воскресению.
Не только животный мир в образе осла, но весь растительный мир в образе ветвей отдавал себя на служение людям с надеждою на очищение, преображение и воскресение свое. Ведь каждый грех, каждое преступление человека против законов жизни нарушает гармонию жизни и приносит страдания, боль, смерть природе.
Добавьте комментарий