Жития святых

СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ

АПОСТОЛ ИОАНН БОГОСЛОВ. ИКОНА XIVв. ИЗ МОНАСТЫРЯ ВАТОПЕД. АФОН
АПОСТОЛ ИОАНН БОГОСЛОВ. ИКОНА XIVв. ИЗ МОНАСТЫРЯ ВАТОПЕД. АФОН

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии – дочери Иосифа, обрученного со Пресвятою Девою Марией. Апостол Иоанн был из числа первых учеников, призванных Господом. Когда Господь и Спаситель наш Иисус Христос проходил близ Галилейского озера, Он призвал к апостольскому служению Андрея и Петра; в то же время были призваны и два других брата – сыновья Зеведея: «Увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его в лодке с Заведеем – отцом их, починяющих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовалишли за Ним» (Мф. 4, 21–22).

Господь по принятии Иоанна в апостольство назвал его сыном громовым, потому что в скором будущем богословию святого апостола Иоанна суждено было огласить весь мир и наполнить собою всю землю. Юный ученик Христов Иоанн ходил по стопам своего Учителя, впитывая Божественную премудрость из уст Его. Он был особенно любим Господом за совершенное незлобие и девственное целомудрие. Апостол Иоанн был не только одним из двенадцати, но и принадлежал к числу первых трех ближайших учеников Христовых, которым Господь особенно открывал Свои Божественные спасительные тайны. Святое Евангелие благовествует о том, что когда Иисус шел воскресить дочь Иаира, то из двенадцати учеников взял с Собою только Петра, Иакова и Иоанна. Когда Он благоволил преобразиться на горе Фавор и показать Божественную Свою славу, то и тогда взял с Собою только этих трех учеников. И в страшную ночь предательства, когда Господь молился в Гефсиманском саду, Иоанн был с Ним. Другим ученикам Он сказал: «Посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра Иакова и Иоанна» (Мк. 14, 32–33).

РАСПЯТИЕ. ИКОНА XIV в. ВИЗАНТИЯ
РАСПЯТИЕ. ИКОНА XIV в. ВИЗАНТИЯ

Итак, мы видим, что Иоанн повсюду был со Христом, как ближайший и возлюбленный Его ученик. На Тайной Вечери в Сионской горнице Иоанн возлежал главою на груди Господа. Это особое свидетельство любви. Когда Спаситель сказал: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Ин. 12, 21), именно Иоанн по знаку Симона, припав к груди Иисуса, вопрошал: «Господи! Кто это?» (Ин. 12, 25) – и получил ответ. Иоанн более всех учеников был привязан ко Христу, что и доказал во время страданий Господних. Он один неотступно следовал за Христом,когда все, оставив Учителя и Пастыря своего, бежали. Апостол Иоанн стал свидетелем всех мук, претерпеваемых Спасителем, сострадал Ему всем сердцем, плакал и рыдал вместе с Его Пречистою Матерью. И распятый на Кресте Иисус, соединяет со Креста любимого ученика и Пречистую Матерь Свою: «Увидев Матерь и ученика тут стоявшего которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!..» (Ин. 19, 26–27).

РАСПЯТИЕ. ИКОНА 1500 г. МАСТЕР ДИОНИСИЙ
РАСПЯТИЕ. ИКОНА 1500 г. МАСТЕР ДИОНИСИЙ

Так, через апостола и евангелиста Иоанна на Голгофе совершилось величайшее чудо усыновления Богу всего христианского мира. Любимый ученик Христов взял Пресвятую Его Матерь в дом свой и преданно служил Ей до самого Ее преславного Успения. И когда несли ко гробу пречистое и святое тело усопшей Матери Божией, святой апостол Иоанн шел пред Нею и нес ветвь, которую вручил Пресвятой Деве Архангел Гавриил, возвестивший об отшествии Ее от земли на Небо.
***
О дальнейшем житии и деяниях святого апостола Иоанна Богослова узнаем из повествования его преданного ученика – святого Прохора.

По успении Божией Матери святой Иоанн пошел с проповедью слова Божия в Малую Азию, которая досталась ему по жребию, взяв с собою ближайшего своего ученика Прохора. Шел он со скорбью, сокрушенный духом, так как предвидел на море бедствия, о чем и поведал сопровождавшему его ученику. И действительно, когда в Иоппии они сели на корабль и отправились в путь, в одиннадцатом часу дня разразилась сильнейшая буря, и ночью корабль разбился. Все бывшие на корабле были выброшены в бушующее море и спасались, держась за уцелевшие в волнах обломки судна. Только к вечеру следующего дня буря утихла, и волны выбросили всех, в том числе и Прохора, неподалеку от Селевкии.

Но святого Иоанна Богослова среди спасшихся от стихии не оказалось. Прохор долго и безутешно плакал о любимом учителе, потом один отправился в Азию. По прошествии же сорока дней прибыл он в одно приморское селение и остановился там отдохнуть. Глядя на море, он с тоской думал об Иоанне. И вдруг видит: поднялась огромная волна, с шумом низверглась на берег и оставила на нем живого апостола Иоанна. С великой радостью поспешил к нему Прохор, помог подняться с земли, и оба со слезами возблагодарили Бога за столь чудесное спасение святого апостола.

Испросив в селении хлеба и воды для подкрепления сил, святой Иоанн и Прохор направились в Ефес. Этот древний языческий город, богатый и славный, находился на западном берегу Малой Азии между Смирной и Милетом и был столицей Иоппии. Среди многочисленных пышных сооружений, украшавших Ефес, особой славой был окружен храм языческой богини Дианы, строительство которого продолжалось более ста лет. Он считался одним из чудес света. Когда святой Иоанн и Прохор прибыли в Ефес, первой их встретила женщина по имени Романа, имевшая самую дурную славу. Она содержала в Ефесе народную баню. Хитростью и лукавством Романа заманила к себе в услужение святых Иоанна и Прохора и заставила их работать в бане, определив им пожизненное жестокое и мучительное рабство. Святой Иоанн должен был топить баню, а Прохор – носить воду.

Долгое время святой апостол со своим учеником оставались в таком тяжком и мучительном положении. В этой бане издавна пребывал бес, и каждый год жертвою его становились юноша или отроковица, которых он душил во время мытья в бане. Полагали, что причина этих несчастий заключалась в том, что когда началось строительство бани, по злому внушению диавольскому в основании бани были закопаны живыми юноша с отроковицей. С тех пор убийства совершались ежегодно одним и тем же способом.

ЕФЕС. ВИД НА БАЗИЛИКУ СВ. АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА
ЕФЕС. ВИД НА БАЗИЛИКУ СВ. АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА

Во времена пребывания апостола в Ефесе в баню вошел юноша по имени Домн. Был он сыном Диоскорида – одного из именитых старейшин ефесских. И когда Домн мылся в бане, напал на него бес и удавил его. Народ горько оплакивал страшную кончину юноши, и весть о новом несчастии быстро облетела город. Отец отрока Диоскорид впал в такую тоску и печаль, что от скорби вскоре умер.

В то время, когда апостол Иоанн и его ученик Прохор беседовали о случившемся, Романа, подслушав разговор, схватила святого Иоанна, била его немилосердно, обвиняя в смерти Домна, и, наконец, сказала ему: «Если ты не воскресишь Домна, то и сам не будешь жив!» Святой апостол со слезами молился Богу и воскресил отрока. Устрашилась Романа и сказала Иоанну: «Или ты Бог, или сын Божий!». И тогда святой апостол начал проповедовать силу Христову, обратил Роману и научил ее веровать в Сына Божия. Потом воскресил и отца Домна – Диоскорида. И уверовали во Христа Диоскорид, Домн и Романа и приняли святое крещение от Иоанна. Так появились в языческом Ефесе первые христиане. После этих чудных событий великий страх напал на жителей Ефеса: все дивились прогисшедшему и великой силе Иоанна. – Одни говорили, что Иоанн и Прохор волхвы, другие же утверждали, что волхвы не воскрешают мертвых.

Святой же Иоанн силою своей молитвы изгнал из бани беса. По просьбе Диоскорида святой Иоанн с Прохором поселились в его доме, утверждая в христианской вере новопросвещенных и уча их добродетельной жизни.

И вот настал в Ефесе праздник языческой богини Дианы. Жители города в белых нарядных одеждах собрались на торжество в знаменитый храм Дианы. Напротив храма стояла статуя богини. Святой Иоанн поднялся на высокое место близ идола, и обличил собравшийся народ в слепом поклонении бесу. Язычники пришли в ярость и стали бросать в апостола камни; но ни один камень не попал в святого Иоанна,– все камни летели назад и поражали метавших.

Тогда святой апостол, воздевши свои руки к Небу, горячо помолился; и вдруг воздух вокруг переменился, и на землю пал нестерпимый зной. В огромной толпе, окружавшей Иоанна, началось великое смятение. Двести человек мгновенно умерли от нестерпимого жара. Остальные едва могли прийти в себя от объявшего их страха и со слезами умоляли святого Иоанна умилосердиться над ними. И по молитве святого зной прекратился, умершие воскресли, и все с плачем припали к ногам святого Иоанна. Тогда множество народа уверовало во Христа Спасителя и крестилось…

ЕФЕС. БАЗИЛИКА СВ. АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА
ЕФЕС. БАЗИЛИКА СВ. АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА

В Ефесе апостол Иоанн сотворил еще одно чудо, рассказ о котором сохранился в Священном Предании. На месте, называемом Тихи, святой Иоанн исцелил расслабленного, лежавшего без движнения двенадцать лет: страдалец встал с одра своего и прославил Бога.

Когда слухи об этих и многих других чудесах святого Иоанна распространились повсюду, бес, пребывавший постоянно в храме Дианы, зная, что будет изгнан апостолом из Ефеса, принял на себя вид воина и, сидя в одном из многолюдных мест города, горько плакал. Проходившие мимо спрашивали его, откуда он и о чем так горько рыдает? Лукавый на это отвечал: «Я из Кесарии Палестинской, смотритель тамошних темниц. Мне были даны под стражу два волхва, пришедшие из Иерусалима,– Иоанн и Прохор. За множество злых дел они были осуждены на смерть, но в ночь перед казнью они сокрушили своими чарами цепи и бежали из темницы. – Из-за них впал я в великую беду. Князь хочет погубить меня; едва умолил я князя позволить мне догнать и изловить сих злых волхвов. Прослышал я, что они здесь, но не имею помощника, с кем бы мог взять их». И, говоря это, бес достал письменное свидетельство и указал на большой узел с золотом, обещая отдать его тем, кто поможет погубить волхвов.

Многие слушавшие этот рассказ, особенно воины, сочувствовали и помогли ему восстановить народ против святого Иоанна и ученика его. Множество людей приступило к дому Диоскорида с воплями: «Выдай нам волхвов или сожжем дом твой!» Верный святому Иоанну Диоскорид соглашался лучше увидеть дом свой сожженным, нежели выдать апостола Христова и ученика его. Но святой Иоанн духом провидел, что этот народный мятеж обратится во благо обезумевшим людям, и сам добровольно отдался разъяренной толпе вместе с Прохором. Когда привели их к храму Дианы, апостол обратился с молитвой к всемогущему Богу. Внезапно, на глазах у всех храм превратился в развалины, не причинив, однако, вреда ни одному человеку.

Апостол со властию обратился к бесу, обитавшему в храме: «Тебя спрашиваю, нечистый бес, отвечай мне, сколько лет живешь здесь? И не ты ли восстановил против нас этих людей?» И бес отвечал: «Двести сорок девять лет живу я здесь, и народ против вас восстановлен мною». Тогда святой Иоанн повелел ему именем Иисуса Назарянина оставить навсегда место сие. И бес немедленно скрылся. Ужас овладел собравшимся народом, и многие уверовали во Христа. Много еще чудес сотворил апостол Иоанн именем Христовым, и многих обратил ко Христу.
***

ИЗБИЕНИЕ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА. КЛЕЙМО ИКОНЫ СВ. ИОАНН БОГОСЛОВ В ЖИТИИ. XVI в.
ИЗБИЕНИЕ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА. КЛЕЙМО ИКОНЫ СВ. ИОАНН БОГОСЛОВ В ЖИТИИ. XVI в.

В это время римский император Домициан воздвиг великое гонение на христиан. Был оклеветан перед ним и святой апостол Христов Иоанн. Правитель Малой Азии повелел схватить святого Иоанна и связанным отправить в Рим к императору. В Риме святого Иоанна за исповедание Христовой веры жестоко избили, а затем насильно принудили выпить полную чашу смертоносной отравы. Когда же увидел мучитель, что яд не повредил ему,– ибо по слову Христову, «если что и смертное выпьют, не повредит им» Мк. 16, 18), то приказал бросить апостола Иоанна в котел с кипящим маслом. Но и тут остался он невредимым. Народ же, видя такое чудо, восклицал: «Велик Бог христианский!». Император же, не осмеливаясь более мучить Апостола и считая его бессмертным, присудил его к изгнанию на остров Патмос. Сам Господь, явившись во сне святому Иоанну, открыл ему, что много предстоит ему страданий, после которых он будет жить в изгнании на острове Патмос, где сподобится великих и страшных откровений.

СВ. АПОСТОЛ ИОАННА БОГОСЛОВ В ЛОДКЕ ПЛЫВУЩЕЙ НА ОСТРОВ ПАТМОС. МИНИАТЮРА ИЗ АПОКАЛИПСИСА XIII в
СВ. АПОСТОЛ ИОАННА БОГОСЛОВ В ЛОДКЕ ПЛЫВУЩЕЙ НА ОСТРОВ ПАТМОС. МИНИАТЮРА ИЗ АПОКАЛИПСИСА XIII в

Воины императора, взяв святого Иоанна и Прохора, сковали их цепями, отвели на корабль и пустились в море. Однажды во время плавания люди императора сели за обед, ибо достаточно было у них еды и питья, чтобы весело и беспечно проводить время на корабле. Один юноша, играя, внезапно упал в море и тотчас утонул. Тогда веселье обратилось в слезы, а радость в скорбь, ибо никто не мог помочь несчастному юноше, оказавшемуся в морских глубинах. Но более всех скорбел отец юноши, также бывший на этом корабле, и даже сам хотел от отчаяния броситься в море,– его едва удержали. Многие на корабле знали, об удивительных чудесах, сотворенных Иоанном, и умоляли его спасти несчастного юношу. Иоанн вопросил каждого, кого почитают они Богом. Одни отвечали: Аполлона, другие – Дия, кто называл Ираклия, а кто – Асклепия, большинство же поклонялись богине Диане Ефесской.

Тогда святой Иоанн сказал: «Столько у вас богов, и все вместе они не могут спасти одного утонувшего!». И не внял их мольбам. Но к утру, в третьем часу, сам он пожалел погибшего юношу и с усердием и слезами вознес молитву к Богу. – Вдруг взволновалось до того спокойное море, и большая волна вынесла и положила к ногам Иоанна живого юношу. Свидетелей чуда охватил ужас, и одновременно они испытали огромную радость, увидев живым и невредимым юношу, которого оплакивали, как погибшего безвозвратно… С чувством признательности и глубокого почтения к святому старцу сняли с него оковы.

Корабль благополучно продолжал свое плавание. Но однажды ночью разразилась на море столь сильная буря, что путешественники впали в отчаяние, они плакали и кричали от страха. Снова бросились все к святому Иоанну с просьбами помочь им и умолить Бога христианского, чтобы спас их от неминуемой гибели. Святой апостол повелел им хранить молчание и с горячей молитвой обратился к Богу. Вскоре буря утихла.

Один из бывших на корабле воинов тяжело страдал от болезни и близок был к смерти. Святой апостол своими молитвами исцелил его. Но испытания путешественников продолжались: на корабле кончились запасы пресной воды, и люди изнемогали от жажды. Святой Иоанн приказал Прохору наполнить сосуды морской водой. Когда они были наполнены, апостол обратился к страждущим со словами: «Во имя Господа Иисуса Христа, черпайте и пейте!». И припавшие к этой воде изумились, такой чистою и сладкой она оказалась. После этого чуда все бывшие на корабле крестились и хотели, пристав к берегу, освободить святого Иоанна, но он убедил их доставить его в назначенное место. Достигнув, наконец, острова Патмос, сопровождавшие апостола передали грамоту правителю острова, и тесть этого правителя, по имени Мирон, взял святого Иоанна и Прохора в свой дом.

В этой стране был волхв, известный под именем Кинопс. Много лет жил он в пустынном месте и имел постоянное общение с нечистыми духами. Жители острова – язычники чтили его как бога. Жрецы Аполлона, озлобленные на святого Иоанна за то, что он разрушил капище Аполлона и научил народ истинной вере во Иисуса Христа, пришли однажды к Кинопсу с жалобой на апостола и с просьбою отомстить святому Иоанну за великое посрамление их богов. Но Кинопс, долгие годы не оставлявший своей пустыни, не пожелал идти в город, но пообещал жрецам, что пошлет беса в дом Миронов, и тот убьет Иоанна.

Утром Кинопс послал одного из злейших духов, приказав принести ему душу святого апостола. Бес вошел в дом Мирона и стал на том месте, где находился тогда святой Иоанн. Апостол же, узнав о пришествии беса, сказал ему: «Повелеваю тебе именем Христовым не сходить с этого места до тех пор, пока не скажешь мне, зачем ты пришел сюда?». Бес, связанный словом святого Иоанна, не мог сойти с места и отвечал: «Жрецы Аполлона приходили к Кинопсу с просьбой придти сюда, чтобы умертвить тебя, но он не захотел идти сам, считая для себя унижением утруждать себя ради какого-то ничтожного человека; он послал сюда меня, чтобы взять твою душу и принести к нему». Тогда святой Иоанн спросил беса: «Посылал ли тебя Кинопс прежде брать человеческую душу и приносить к нему?». Бес же отвечал: «Кинопс имеет сатанинскую силу, и он в тесной дружбе с нашими князьями. Как Кинопс исполняет волю нашу, так и мы слушаемся его». И сказал святой Иоанн: «Я, апостол Христов, повелеваю тебе, злой дух, впредь не входить в человеческое жилище и не возвращаться теперь к Кинопсу, но удалиться с этого острова». И бес немедленно оставил Патмос.

Кинопс же, не дождавшись этого беса, послал другого, но и с тем произошло то же, что и с первым. Тогда послал Кинопс двух бесовских князей и повелел одному из них войти к Иоанну, а другому стоять вне дома и принести ему ответ. И когда один из посланных злых духов, войдя к святому Иоанну, подвергся тому же, что и первые два, то бес, стоявший снаружи, видя его неудачу, прибежал к Кинопсу и рассказал ему все.

Кинопс пришел в ярость, собрал целое полчище бесов и вместе с ними сам пришел в город. Жители обрадовались его прибытию и вышли из домов, чтобы поклониться ему. Найдя святого Иоанна, учащим народ, Кинопс разъярился еще более и вскричал: «Слушайте, люди слепые, оставившие путь истинный, если Иоанн проповедует истину, то пусть имеет дело со мной и совершит такие же чудеса, какие я творю. И увидите тогда, кто из нас больше! Иоанн ли этот или я? И если он, то и я поверю тому, что он говорит и делает».

После чего Кинопс взял за руку одного юношу и спросил его, жив ли его отец? Юноша ответил, что отец его умер. Кинопс спросил еще: «Какою смертью он умер?» Тот сказал: «Отец мой плыл на корабле, который разбило бурей, и он утонул в море». – Кинопс обратился к Иоанну со словами: «Покажи теперь свое могущество, чтобы мы все поверили твоим словам. Сделай так, чтобы отец этого юноши явился к нему живым». На это апостол отвечал: «Христос послал меня не мертвых вызывать из моря, но вразумлять обольщенных».

Тогда Кинопс обратился к народу: «Теперь видите, что Иоанн – обманщик! Держите его и не отпускайте, пока я не воскрешу отца юноши!» Святого Иоанна схватили. Кинопс всплеснул руками; море взволновалось, и поглотило Кинопса. Все воскликнули: «Велик Кинопс!».Через некоторое время волхв вышел из моря с отцом юноши. Народ ликовал и дивился. Кинопс обратился к юноше: «Отец ли это твой?» «Да»,– отвечал юноша. И все поклонились Кинопсу, святого же Иоанна хотели тут же убить.

Но Кинопс запретил им, сказав: «Сейчас увидите еще большие чудеса,– тогда мучайте его!» Он подозвал к себе другого человека, и спросил его: «Был ли у тебя сын?». Тот отвечал: «Был, но некто из зависти убил его». Кинопс стал призывать убийцу и убитого, выкрикивая их по именам, и оба они явились. Кинопс спросил отца: «Сын ли это твой и этот ли человек убил его?». И отец отвечал, что это точно так. Тогда Кинопс обратился к Иоанну: «Что, дивишься, Иоанн?». На что святой Иоанн отвечал: «Нимало не дивлюсь». Кинопс же возразил: «Еще больше увидишь и удивишься. До тех пор не умрешь, пока не устрашу тебя чудесами». Святой апостол сказал Кинопсу: «Чудеса твои скоро обратятся в ничто». При этих словах народ набросился на святого Иоанна и стал избивать его до тех пор, пока им не показалось, что апостол умер. «Оставьте его без погребения,– сказал народу Кинопс,– и пусть птицы небесные расклюют тело его». И оставив Иоанна, люди радостно устремились за злым волхвом.

Но вскоре после всего случившегося до Кинопса дошли слухи, что святой Иоанн жив и снова учит народ на месте, называемом Каменовержие. Тогда, взяв с собою беса, приходит он к святому Иоанну и говорит ему: «Хочу еще больше посрамить и пристыдить тебя, для того и оставил тебя в живых. Пойдем на берег моря, и там увидишь славу мою». За Кинопсом следовали и те три беса, о которых народ думал, что это люди, воскрешенные волхвом.

ioanbslov55Приблизившись к берегу и всплеснув руками, Кинопс бросился в море и стал невидим. Народ же, собравшийся на берегу, восклицал: «Велик ты, Кинопс, и нет никого больше тебя!» Тогда святой Иоанн повелел трем бесам, в образе человеческом стоявшим на берегу, не сходить с места. Потом помолился Богу о том, чтобы море совсем поглотило Кинопса. Господь услышал молитву святого. Море взволновалось, но Кинопс не появился: он остался в глубине морской, как египетский фараон во времена Моисея. Бесам же, которых народ считал воскресшими из мертвых, святой Иоанн сказал: «Во имя Господа Иисуса Христа распятого и в третий день воскресшего повелеваю вам оставить этот остров». И в тот же миг бесы исчезли. Три дня и три ночи сидели оставшиеся на пустынном песчаном берегу, ожидая, что Кинопс выйдет из моря. От жары, жажды и голода многие так истомились, что лежали безгласными, а трое детей уже умерли, не выдержав испытания. Святой Иоанн сжалился над несчастными и горячо молился о их вразумлении и спасении. Он воскресил умерших детей, исцелил больных и слабых и научил их вере в Господа Иисуса Христа. И тогда все единодушно обратились к истинному Богу, крестились и разошлись по домам своим, славя Христа.

1 комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

  • В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 ДЕКАБРЯ — СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ДЕКАБРЬ 2022 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

6 декабря / 23 ноября – День памяти св. благоверного князя Александра Невского (1220/21-1263)
***
6 декабря 1240 г. – После долгой осады монголо-татарские войска ворвались в Киев.
В 1239 г. армия хана Батыя предприняла новый поход на Русь. До этого монголы разбили основные силы Владимиро-Суздальской земли, взяли и разграбили четырнадцать городов Северо-Восточной Руси. Батый мечтал об империи, протянувшейся от Тихого океана до Атлантики. Теперь его путь лежал в южные и западные земли. Однако легкой победы добиться не удалось. Все города русичей приходилось брать штурмом. Первым захваченным городом стал пограничный Переславль, затем Чернигов. К декабрю 1240 г. Батый подошел к Киеву. Хан не хотел разрушать красивый город и предложил горожанам сдаться без боя. Однако киевляне решили биться насмерть. Осада Киева длилась долго. На защиту города вышли все его жители от мала до велика. По свидетельству летописца «один бился с тысячей, а двое – с тьмою». Монголам пришлось использовать стенобитные орудия. Через провалы в стенах монголы ворвались в город. Последний оплот защищавшихся – Десятинная церковь – пал (согласно историческим документам) 6 декабря 1240 г.
***
6 декабря / 26 ноября 1590 г. – Царским указом запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому.
Отмечавшийся на Руси 26 ноября по старому стилю Юрьев день (когда чтится память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, в период времени за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина.
26 ноября) / 6 декабря 1590 г. царь Феодор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Однако у крестьян еще оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 г. вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян – 5 лет. Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
***
6 декабря / 25 ноября1741 г. – В результате государственного переворота российской императрицей стала Елизавета Петровна (1709-1762), дочь Петра I и Екатерины I.
Елизавета Петровна росла веселой красавицей и была прекрасно образована. После брака родителей, и принятия в 1721 году Петром I императорского титула, дочери Анна и Елизавета получили титул «цесаревны», который отделял детей императора от других членов дома Романовых. Петр, сын казненного царевича Алексея, назывался великим князем, а племянница Анна Иоанновна царевной.
Завещание Екатерины I предусматривало права Елизаветы и ее потомства на российский престол после Петра II (сына царевича Алексея) и Анны (старшей дочери Петра I). Но после неожиданной кончины Петра II в 1730 г., Елизавета оказалась законной наследницей престола, поскольку ее сестра Анна отреклась за себя и своих потомков от прав на российскую корону. Несмотря на завещание, Верховный тайный совет, признав Елизавету незаконнорожденной, отказал ей в правах на престол и «пригласил на царство» Анну Иоанновну, в правление которой Елизавета находилась в опале и была очень далека от политической жизни. Хотя в свете она показывалась достаточно часто и по-прежнему блистала на балах. После смерти Анны Иоанновны в 1740 г. трон наследовал ее двухмесячный внучатый племянник Иван Антонович, но в результате реальная власть перешла к его матери – Анне Леопольдовне.
Русское дворянство и аристократия были недовольны режимом последних правительниц, а широкие слои русского общества считали, что все беды происходят от захвата власти «иноземцами». Но если Анна Иоанновна была русской, то Анна Леопольдовна со своим супругом принцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским являлись в глазах народа «чужими», несправедливо правящими Россией от имени младенца-императора, их презирали. Тем более, большое количество «немцев», занимавших главные посты в государстве, тоже многих не устраивало. Бирона ненавидели все, Миниха и Остермана не любили. В этих обстоятельствах массовые симпатии русского общества оказались на стороне Елизаветы, «русской сердцем и по обычаям», на дочь Петра Великого возлагали большие надежды. Центром движения в ее пользу стали казармы гвардейского Преображенского полка. Но немало потрудилась для завоевания симпатий гвардейцев и сама цесаревна. Она часто проводила время в казармах «без этикета и церемоний», одаривала гвардейцев деньгами и крестила их детей. Разговоры о возможном дворцовом перевороте начались ещё в начале 1741 г. Слухи о том, что Елизавета что-то затевает, неоднократно доходили до Анны Леопольдовны, но она не верила. Круг близких сторонников Елизаветы ограничивался в основном «кавалерами» ее двора. В подготовке переворота участвовали Разумовские, братья Шуваловы и Воронцов. Руководителями заговора являлись Лесток и сама цесаревна.
В ночь на 25 ноября / 6 декабря 1741 г. Елизавета Петровна, при поддержке своих сторонников и гвардейских офицеров совершила государственный переворот. В казармах Преображенского полка она обратилась к своим приверженцам: «Други мои! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Как вы служили отцу моему, так и мне послужите верностью вашей».
Не встретив сопротивления, с помощью трёх сотен верных гвардейцев Елизавета заняла Зимний дворец и провозгласила себя новой императрицей. Вызванные полки принесли ей присягу. Солдаты разбудили и арестовали Анну Леопольдовну и ее мужа, а младенца-императора Ивана VI забрала сама Елизавета. К семи часам утра переворот завершился, причём без пролития крови. Наутро после переворота была готова форма присяги новой императрице, и был обнародован манифест, в котором говорилось об узурпации власти иностранцами. Елизавета распорядилась арестовать всю Брауншвейгскую фамилию и ее приверженцев, но «в остальном с ними обходились без ненужной жестокости».
Еще через 3 дня был издан второй манифест, в котором провозглашалось, что Елизавета Петровна вступила на престол «по законному праву, по близости крови к самодержавным родителям». Право дочери Петра I на российскую корону подкреплялось ссылкой на завещание Екатерины I. Елизавета Петровна Романова короновалась в апреле 1742 года.
Иван Антонович был объявлен незаконным государем, не имевшим «никакой уже ко всероссийскому престолу принадлежащей претензии, линии и права», и заключён в Шлиссельбург, а остальное Брауншвейгское семейство отправлено в Холмогоры. Фавориты прежней императрицы Миних, Левенвольде и Остерман были приговорены к смертной казни, позднее замененной ссылкой в Сибирь – чтобы показать Европе терпимость новой самодержицы. Своих же приверженцев Елизавета щедро наградила. Рота Преображенского полка была наименована лейб-компанией. Все рядовые были пожалованы в дворяне и наделены имениями, другие участники переворота также получили высокие чины и подарки.
Стоит отметить, что подобные государственные перевороты были и до, и после Елизаветы Петровны, но есть ряд особенностей, присущих этому событию: с одной стороны, патриотические лозунги в гвардии, с другой – особая роль самой Елизаветы, которая не только приняла участие в перевороте, но и лично возглавила его, а затем сумела удержаться на престоле в течение 20 лет, являясь продолжательницей петровских традиций и преобразований. В целом, внутренняя и внешняя политика Елизаветы отличались стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти.
Императрица Елизавета была последней правительницей России, являвшейся Романовой «по крови». Официальным наследником престола она назначила своего племянника (сына сестры Анны) – будущего Петра III и женила его на принцессе – будущей Екатерине II. В его официальный титул были включены слова «Внук Петра Великого».
***
6 декабря 1813 г. – Родился Николай Платонович Огарёв (1813-1877). Поэт, публицист, русский революционер.
***
6 декабря 1971 г. – В Париже умерла Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 1872-1971). Русская балерина, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров, педагог.

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
patralex40
РУСЬ ОТЧАЛИВШАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 ДЕКАБРЯ — ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XV в. СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ПРОКЛА
prokl86
БОГОМУДРЫЙ АРХИПАСТЫРЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН САРВ, ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1867–1937)
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АРСЕНИЙ (ДМИТРИЕВ), ИГУМЕН ТИХВИНСКИЙ (1872–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕМИЛИАН (ЕМИЛИАН ИВАНОВИЧ ПАНАСЕВИЧ), ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1875–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ КАНДЕЛЯБРОВ, ПРЕСВИТЕР СЕННОВСКИЙ (1889–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ ПОКРОВСКИЙ, ПРЕСВИТЕР НИКОЛЬСКИЙ (1895–1937)
СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ИГУМЕНИЯ ИОАННИКИЯ (АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА КОЖЕВНИКОВА; 1859–1937)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

1 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЖУКОВА
МАРШАЛ Г. К. ЖУКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 НОЯБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (ТУРКЕСТАНОВА)
mitrifon7
ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (1861–1934). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 НОЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ВАВИЛОВА

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК