Русские люди полюбили акафистное пение с появлением на Руси первого акафиста, прославляющего Пресвятую Богородицу. Этот акафист пришел на Русь вместе с Постной Триодью, переведенной на славянский язык великими просветителями святыми Кириллом и Мефодием. Акафисты стали одним из любимых духовных чтений как в Церкви, так и в домашней молитве русских людей. С XIV века акафист Пресвятой Богородице был включен в келейное иноческое правило. Это способствовало тому, что чтение акафистов распространилось на все слои русского общества, так как идеалом православных людей стал образ монаха-подвижника, и потому пребывающие в миру стремились устроить свою духовную жизнь по монастырскому уставу, создавая «малую церковь» в своей семье.
Со временем наряду с переводными греческими акафистами появились акафисты, составленные в России. Ни в одной из православных стран не было такой любви к акафистному пению, как в России. Акафисты составляли архиереи, священники, монахи, государственные деятели, военачальники, простые миряне,– короче, люди всех сословий и званий русского общества.
Особенный всплеск акафистного творчества пришелся на послереволюционное время в XX столетии. Тогда были составлены акафист Державной иконе Божией Матери (с участием Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России), акафисты двунадесятым праздникам (автор – епископ Тихон (Тихомиров), † 1956 г.), благодарственный акафист «Слава Богу за все» (автор – митрополит Трифон (Туркестанов), † 1934) и многие другие известные акафисты. Сейчас мы видим новый подъем акафистного творчества, связаный, без сомнения с тем, что Церковь прославила сонм новомучеников и исповедников Российских.
Включенные в сборник акафисты составлены Александром Трофимовым в период с 1985 по 2005 год. Большинство из них уже опубликованы в православных издательствах, читаются и поются православными людьми. В книгу включены подробные и интересно написанные сказания об иконах и жития святых, к которым хочется возвращаться и перечитывать.
Составитель акафистов известен православным читателям по многим книгам, неизменно пользующимся успехом не только у верующих людей, но и у тех, кто ищет дорогу к храму. Составление акафистов стало для Александра естественным продолжением трудов об иконах Божией Матери и подвижниках благочестия Русской Провославной Церкви. В книгу включен и акафист последнему настоятелю храма святых мучеников Флора и Лавра в селе Ям Московской епархии священномученику Ярославу Ямскому, расстреляному в 1937 году. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года отец Ярослав канонизирован в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Радостно сознавать, что Александр, являясь прихожанином ямского храма, почтил память нашего небесного покровителя созданием акафиста, который полюбили и постоянно читают почитатели священномученика.
Акафист – это гимн духовной радости, и пока раздается на нашей земле чтение и пение акафистное, исполняется призыв святого апостола Павла, обращенный ко всем верующим и любящим Господа: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Сол. 5, 16–18).
Настоятель храма во имя святых мучеников Флора и Лавра в селе Ям, духовник священства Московской епархии игумен Валерий (Ларичев)
Добавьте комментарий