Иконы Божией Матери

СКАЗАНИЕ О ВАЛААМСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Валаам издавна именуют Северным Афоном. У этих двух великих твердынь православного монашества много внешнего сходства: Валаам, как и Афон, окружен водой, состоит из множества скитов и отшельнических келий, представляя собою обетованную монашескую страну. (Афон является полуостровом, однако проход на его территорию со стороны суши закрыт, и в афонские монастыри можно попасть только водным путем.) Однако Святая Гора Афон – есть удел Божией Матери на земле, а Валаам, может показаться, не запечатлен каким-то особым избранием Богородицы. Главный престол Валаама освящен в честь Преображения Господня, главные скиты – Воскресенский и Никольский. Сравнение с Афоном ограничивается будто только внешней стороной.

Но избранность этого места Божией Матерью составляет сокровенную реальность Валаама, которая раскрывалась во всей полноте постепенно. Уже в XIV веке преподобный Арсений Коневский принес на Ладогу с Афона икону Божией Матери, получившую название Коневской или Голубицкой, ставшей покровительницей всей Ладоги. В скитах и храмах Валаама было много почитаемых икон Богоматери: Благовещение, Живоносный Источник, Знамение, Казанская, Неопалимая Купина, Тихвинская, Умиление, Смоленская, Державная. Но все эти иконы были прославлены прежде, в других краях. Явно Свой покров над Валаамом Божия Матерь открыла на исходе первого тысячелетия истории монастыря – в конце XIX века.

Летом 1896 года в Валаамский монастырь приехала одна благочестивая женщина, страдавшая сильной болезнью ног. В Успенском храме она обратилась к монахам с вопросом: где находится бывшая прежде в этом храме на колонне с левой стороны икона Божией Матери, на которой Царица Небесная изображена во весь рост с Богомладенцем на руках. Никто не мог ответить, и ей посоветовали обратиться к ризничему отцу Пафнутию, под наблюдением которого находились все иконы монастыря. Но и он не смог найти такую икону. Две недели пребывания на Валааме болящая продолжала искать образ Божией Матери: обошла все храмы монастыря, осмотрела все иконы, но, поиски были тщетны, и больная вернулась в Петербург. Иконы не было и в Валаамской часовне Петербурга, куда ей посоветовал обратиться отец Пафнутий. На следующий год болящая вновь приехала на Валаам, пытаясь найти икону. Ее настойчивость обратила на себя внимание братии.

Болящую звали Наталья Андреевна Андреева. Она происходила из крестьянок Тверской губернии, Корчевского уезда, деревни Зарино, жила в Петербурге на Васильевском острове, в богадельне Брусницына, что была на Косой линии (дом № 16). В 1878 году Наталья Андреевна сильно простудилась, и у нее развился острый суставной ревматизм рук и ног. Болезнь причиняла невыносимые страдания: больная ходила опираясь на палку, по лестнице без помощи не могла идти, и ей приходилось подниматься по ступеням на коленях; руками серьезной работы не могла выполнять, даже рукава не могла сама надеть. Никакое лечение не помогало. Врачи советовали ехать на море, но на это не было средств. Болящая была на грани отчаяния. Но какой-то внутренний голос ей говорил: «Поезжай на Валаам, там выздоровеешь!»
Собрав последние деньги, она купила билет на Валаам, однако в последний момент ее одолело сильное сомнение и малодушие. И вот ночью, накануне поездки, когда Наталья Андреевна готова была отказаться от мысли о Валааме, ей было видение: «Не знаю наверно, спала я или нет, но только ясно вижу: подходит к моей кровати Женщина высокого роста в одеянии из малинового бархата с Ребеночком на руках и вся окруженная каким-то чудным светом. У меня мелькнула мысль, – неужели это Матерь Божия! Но назвать так Ее вслух я не посмела. Я хотела было дотронуться до Нее, но Она отступила и говорит:
– Не плачь, Спаситель по пути и Я по пути тебе!
Я говорю Ей:
– Матушка, какая Вы красивая, да хорошая! Разве Вы на Валааме живете?
– Да, там и живу,– ты Меня увидишь на Валааме,– и скрылась.
Укрепленная чудесным видением Божией Матери, страдалица Наталья с радостной душой на другой же день отправилась в святое паломничество. Это было в 1887 году на праздник обретения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Первый приезд Натальи Андреевны совпал с закладкой нового монастырского собора в честь Преображения Господня, на которой присутствовал Великий Князь Владимир Александрович с супругой Марией Павловной. Наталья Андреевна горячо молилась у раки с мощами преподобных Сергия и Германа об исцелении. Перед отъездом она зашла в Успенскую церковь.

«Как только я вошла с паперти в церковь,– вспоминала Наталья Андреевна,– как-то невольно взглянула в левую сторону и обомлела; ноги у меня подкосились и если бы не лестница на хоры, я бы наверное упала. Причина моего испуга и волнения была изумительна: с левой колонны из золотой рамы на меня взирала Царица Небесная; в Ней я узнала ту самую Женщину, Которая явилась мне во сне накануне отъезда из Кексгольма (ныне Приозерск) на Валаам и ободрила меня в моем малодушии. Я не могла глаз оторвать от образа Царицы Небесной и все более убеждалась, что это она, Матушка милостивая, удостоила меня Своим посещением в сонном видении. – Я узнала Ее пресветлый лик, Ее благодатный взор, и даже одеяние – всё было совершенно то же самое. И Пречистого Младенца Она так же держала на руках, как я видела во сне».

Но в тот самый момент, когда Наталья Андреевна увидела явившийся ей во сне образ Божией Матери, раздался пароходный свисток, предупреждавший об отплытии. Наталья Андреевна не успела даже приложиться к высоко висевшему образу, тем более отслужить молебен. Только наскоро поставила свечу.

Вернувшись в Петербург она почувствовала значительное облегчение в ногах, так что стала ходить без палки. Тогда она дала обещание обязательно вскоре приехать еще на Валаам и воздать благодарение Спасителю и Его Пречистой Матери пред явленной иконой.

Однако ее второй приезд в 1896 году оказался неудачным: иконы в Успенском храме не было. Приехав на Валаам в 1897 году (уже в третий раз) на праздник преподобных Сергия и Германа, Наталья Андреевна со слезами горячо молилась перед мощами Валаамских чудотворцев об обретении иконы Божией Матери. В первую же ночь на Валааме она была утешена благодатным сном, который она на другой день после молебна у раки преподобных рассказала отцу Пафнутию: «Ночь. Я хожу внутри монастыря около упраздненной церкви святителя Николая Чудотворца, молюсь со слезами Царице Небесной: хоть бы увидеть Тебя одним глазком, Матушка! Вдруг слышу голос:
– Я здесь, здесь, скоро разыщешь!
Испугалась я сильно, а сама продолжаю молиться. Слышу голос, но уже другой:
– О чем скорбишь? Что ищешь?
Обернулась, вижу старичка в голубой камилавке с седой бородой – и отвечаю:
– Ищу Царицу Небесную!
– Подожди, найдешь!
– Как вы хотите скоро так найти,– говорю я ему,– отец Пафнутий три недели искал и не мог найти ее.
– Неправда, он хорошо не искал, забыл о ней,– говорит старичок. Отходим с этим старичком к двери. Я говорю:
– Дверь закрыта!
Он дверь отворил и сказал:
– Вот она!
Я стала смотреть внутрь церкви, и в углу между церковной утварью и старыми образами увидела до половины завернутый в рогожку и в холст образ Божией Матери, в котором я сразу узнала давно разыскиваемую мною икону. Я громко крикнула:
– Вот она! – и проснулась.»

В течение трех дней Наталья Андреевна готовилась к причастию. Накануне она видела еще один благодатный сон:
«Стою я в нижнем соборе одна, у раки только два монаха: отец Серафим и отец Николай. Я с нетерпением жду чего-то и не свожу глаз с входных дверей. Вдруг дверь отворяется, и я вижу, что отец Пафнутий и молодой монах в коротком сером кафтане несут икону Божией Матери. Я закричала:
– Вот Она, Матушка! – и упала на пол. Лежу и думаю: «Пройдет надо мной икона, и я выздоровею». А отец Пафнутий говорит:
– У нас ничего не готово еще, а надо отслужить водосвятный молебен об исцелении больной.
Я и проснулась…»

Причастившись в этот день, Наталья Андреевна после ранней литургии увидела, как народ из гостиницы бежал в церковь. Она спросила:
– Что такое случилось? – ей ответили:
– Отыскали икону Божией Матери и принесли в нижний собор.
У болящей откуда силы взялись: она почти бежала в собор на своих больных ногах вместе со всеми. Там на столе уже стояла икона.
– Эта ли икона? – спросил отец Пафнутий.
– Эта самая! – в волнении ответила Наталья Андреевна. Икону отец Пафнутий по указанию рабы Божией действительно нашел в кладовой, располагавшейся в упраздненной церкви святителя Николая Чудотворца. Все случилось так, как и было открыто Наталье Андреевне: образ был обретен в углу, завернутый в холст; переносить образ отцу Пафнутию действительно помогал молодой монах в рабочем коротком сером кафтане.

Наталья Андреевна тут же попросила отца Пафнутия отслужить водосвятный молебен перед чудесно обретенной иконой Божией Матери. Перед иконой зажгли неугасимую лампаду и совершили После первого водосвятного молебна Наталье Андреевне была явлена великая милость: она пережила великий духовный восторг и получила телесное исцеление: «От великой радости, что наконец нашла я образ являвшейся мне Царицы Небесной, у меня дыхание захватывало и слезы градом катились, не переставая. Горячо я возблагодарила Господа за несказанную Его милость! Мне налили святой воды в бутылку. Когда я выпила святой воды, то сразу почувствовала, что силы ко мне возвращаются. Я взяла масла из лампадки и, вернувшись в отведенную мне комнату, помазала руки и ноги; боль и ломота стихли и за столько лет я в первый раз заснула спокойно. Через неделю я могла уже ходить без палки. Возблагодарив от всей души и от всего сердца Милосердную Царицу Небесную за Ее чудо, явленное на мне, недостойной, я вернулась в Петербург. И вот стала я поправляться без всяких лекарств и к Пасхе была уже совсем здорова».
Все случившееся Наталья Андреевна подробно рассказала валаамским монахам, которые записали ее рассказ под названием «Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемый “Местная Валаамская”».

Вскоре удалось выяснить, что обретенный образ написал валаамский инок-живописец отец Алипий в 1878 году (в том самом, когда Наталья Андреевна получила сильную простуду, послужившую в итоге к прославлению иконы Божией Матери). Наталья Андреевна нашла отца Алипия, в тот момент, когда он служил у раки Валаамских чудотворцев, и поклонилась ему в ноги. Об иконописце-иеромонахе Алипии (в миру – Алексей Константинов) известно, что он происходил из Рыбинского уезда Ярославской губернии. В Валаамский монастырь поступил в 1875 году.

Игумену был известен его дар живописца. Поэтому при пострижении в монашество он получил имя в честь преподобного Алипия, иконописца Киево-Печерского, что явилось благословением его главного делания в монастыре. Вместе с другими изографами Валаама – иеромонахом отцом Лукой и игуменом настоятелем отцом Гавриилом – иеромонах Алипий украсил многие храмы монастыря росписями, написал множество икон, создав особый «валаамский стиль», близкий афонскому письму XIX века. Надпись на надгробном камне отца Алипия на старом кладбище гласила: «Иеромонах Алипий, скончался 17 августа 1901 года, 50 лет от рождения. Искусный иконописец и усердный труженик. Святии отцы и братия, не забудьте и меня, егда молитеся».

Иконография явленной иконы оказалась необычной. Она не была похожа ни на одну из известных, прославленных в Церкви икон Богородицы. На этой иконе Богоматерь изображена в рост на облаке в темно-синем гиматии и ярко-красном мафории, поддерживающей Богомладенца скрытой под мафорием рукой снизу, а другой, в поруче – спереди. Стопы Богоматери открыты и без обуви. Богомладенец в белом гиматии, Его правая рука благословляет, в левой – держава, увенчанная крестом. Подобное изображение Богоматери в Византии называли – Никопея («Победотворная»). На Валааме икона получила название «Местная Валаамская».

В годы Первой мировой войны Валаамская икона Божией Матери открылась как заступница русского воинства. Великий князь Николай Николаевич, бывший Верховным Главнокомандующим Русской армии, с первых дней войны обратился с сугубыми молитвами к Валаамскому образу. В декабре 1914 года он пожертвовал тысячу рублей «с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а проценты от него были употребляемы на вечные возжжения лампад перед образом Пресвятыя Богородицы Валаамския».

В ответе игумена Маврикия есть такие слова: «Ваше усердие к Царице Небесной, особенно в настоящее время, имеет высокое и знаменательное значение, оно несомненно привлечет к Вам сугубую милость Божией Матери, как очевидно и то, что Покров Ея распростерт над нашей Родиной и над доблестным воинством нашим, уже полгода бьющимся за святое и правое дело. Если в отдаленные времена Святая Русь спасалась только Покровом Богоматери и вся история нашего отечества есть непрерывный ряд благодеяний Царицы Небесной к русскому народу, то и теперь не оставит нас Владычица: ибо воистину Она – Матерь наша, Святая Русь – Ея дом…»

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

21 ИЮЛЯ — КАЗАНСКОЙ ЖАДОВСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ЧУДОТВОРНАЯ ЖАДОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖАДОВСКОЙ ОБИТЕЛИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Слава подобна морской воде,– чем больше пьешь, тем больше жаждешь.
(А. Чехов)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

18 ИЮЛЯ — ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ПРП. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. ИКОНА. РОСТОВСКИЙ МУЗЕЙ
ТРОИЦКИЙ СИНТЕЗ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 ИЮЛЯ — ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТИХВИНСКИЯ
ТИХВИНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ОКЛАДЕ
ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК