Валаам издавна именуют Северным Афоном. У этих двух великих твердынь православного монашества много внешнего сходства: Валаам, как и Афон, окружен водой, состоит из множества скитов и отшельнических келий, представляя собою обетованную монашескую страну. (Афон является полуостровом, однако проход на его территорию со стороны суши закрыт, и в афонские монастыри можно попасть только водным путем.) Однако Святая Гора Афон – есть удел Божией Матери на земле, а Валаам, может показаться, не запечатлен каким-то особым избранием Богородицы. Главный престол Валаама освящен в честь Преображения Господня, главные скиты – Воскресенский и Никольский. Сравнение с Афоном ограничивается будто только внешней стороной.
Но избранность этого места Божией Матерью составляет сокровенную реальность Валаама, которая раскрывалась во всей полноте постепенно. Уже в XIV веке преподобный Арсений Коневский принес на Ладогу с Афона икону Божией Матери, получившую название Коневской или Голубицкой, ставшей покровительницей всей Ладоги. В скитах и храмах Валаама было много почитаемых икон Богоматери: Благовещение, Живоносный Источник, Знамение, Казанская, Неопалимая Купина, Тихвинская, Умиление, Смоленская, Державная. Но все эти иконы были прославлены прежде, в других краях. Явно Свой покров над Валаамом Божия Матерь открыла на исходе первого тысячелетия истории монастыря – в конце XIX века.
Летом 1896 года в Валаамский монастырь приехала одна благочестивая женщина, страдавшая сильной болезнью ног. В Успенском храме она обратилась к монахам с вопросом: где находится бывшая прежде в этом храме на колонне с левой стороны икона Божией Матери, на которой Царица Небесная изображена во весь рост с Богомладенцем на руках. Никто не мог ответить, и ей посоветовали обратиться к ризничему отцу Пафнутию, под наблюдением которого находились все иконы монастыря. Но и он не смог найти такую икону. Две недели пребывания на Валааме болящая продолжала искать образ Божией Матери: обошла все храмы монастыря, осмотрела все иконы, но, поиски были тщетны, и больная вернулась в Петербург. Иконы не было и в Валаамской часовне Петербурга, куда ей посоветовал обратиться отец Пафнутий. На следующий год болящая вновь приехала на Валаам, пытаясь найти икону. Ее настойчивость обратила на себя внимание братии.
Болящую звали Наталья Андреевна Андреева. Она происходила из крестьянок Тверской губернии, Корчевского уезда, деревни Зарино, жила в Петербурге на Васильевском острове, в богадельне Брусницына, что была на Косой линии (дом № 16). В 1878 году Наталья Андреевна сильно простудилась, и у нее развился острый суставной ревматизм рук и ног. Болезнь причиняла невыносимые страдания: больная ходила опираясь на палку, по лестнице без помощи не могла идти, и ей приходилось подниматься по ступеням на коленях; руками серьезной работы не могла выполнять, даже рукава не могла сама надеть. Никакое лечение не помогало. Врачи советовали ехать на море, но на это не было средств. Болящая была на грани отчаяния. Но какой-то внутренний голос ей говорил: «Поезжай на Валаам, там выздоровеешь!»
Собрав последние деньги, она купила билет на Валаам, однако в последний момент ее одолело сильное сомнение и малодушие. И вот ночью, накануне поездки, когда Наталья Андреевна готова была отказаться от мысли о Валааме, ей было видение: «Не знаю наверно, спала я или нет, но только ясно вижу: подходит к моей кровати Женщина высокого роста в одеянии из малинового бархата с Ребеночком на руках и вся окруженная каким-то чудным светом. У меня мелькнула мысль, – неужели это Матерь Божия! Но назвать так Ее вслух я не посмела. Я хотела было дотронуться до Нее, но Она отступила и говорит:
– Не плачь, Спаситель по пути и Я по пути тебе!
Я говорю Ей:
– Матушка, какая Вы красивая, да хорошая! Разве Вы на Валааме живете?
– Да, там и живу,– ты Меня увидишь на Валааме,– и скрылась.
Укрепленная чудесным видением Божией Матери, страдалица Наталья с радостной душой на другой же день отправилась в святое паломничество. Это было в 1887 году на праздник обретения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских.
Первый приезд Натальи Андреевны совпал с закладкой нового монастырского собора в честь Преображения Господня, на которой присутствовал Великий Князь Владимир Александрович с супругой Марией Павловной. Наталья Андреевна горячо молилась у раки с мощами преподобных Сергия и Германа об исцелении. Перед отъездом она зашла в Успенскую церковь.
«Как только я вошла с паперти в церковь,– вспоминала Наталья Андреевна,– как-то невольно взглянула в левую сторону и обомлела; ноги у меня подкосились и если бы не лестница на хоры, я бы наверное упала. Причина моего испуга и волнения была изумительна: с левой колонны из золотой рамы на меня взирала Царица Небесная; в Ней я узнала ту самую Женщину, Которая явилась мне во сне накануне отъезда из Кексгольма (ныне Приозерск) на Валаам и ободрила меня в моем малодушии. Я не могла глаз оторвать от образа Царицы Небесной и все более убеждалась, что это она, Матушка милостивая, удостоила меня Своим посещением в сонном видении. – Я узнала Ее пресветлый лик, Ее благодатный взор, и даже одеяние – всё было совершенно то же самое. И Пречистого Младенца Она так же держала на руках, как я видела во сне».
Но в тот самый момент, когда Наталья Андреевна увидела явившийся ей во сне образ Божией Матери, раздался пароходный свисток, предупреждавший об отплытии. Наталья Андреевна не успела даже приложиться к высоко висевшему образу, тем более отслужить молебен. Только наскоро поставила свечу.
Вернувшись в Петербург она почувствовала значительное облегчение в ногах, так что стала ходить без палки. Тогда она дала обещание обязательно вскоре приехать еще на Валаам и воздать благодарение Спасителю и Его Пречистой Матери пред явленной иконой.
Однако ее второй приезд в 1896 году оказался неудачным: иконы в Успенском храме не было. Приехав на Валаам в 1897 году (уже в третий раз) на праздник преподобных Сергия и Германа, Наталья Андреевна со слезами горячо молилась перед мощами Валаамских чудотворцев об обретении иконы Божией Матери. В первую же ночь на Валааме она была утешена благодатным сном, который она на другой день после молебна у раки преподобных рассказала отцу Пафнутию: «Ночь. Я хожу внутри монастыря около упраздненной церкви святителя Николая Чудотворца, молюсь со слезами Царице Небесной: хоть бы увидеть Тебя одним глазком, Матушка!
Вдруг слышу голос:
– Я здесь, здесь, скоро разыщешь!
Испугалась я сильно, а сама продолжаю молиться. Слышу голос, но уже другой:
– О чем скорбишь? Что ищешь?
Обернулась, вижу старичка в голубой камилавке с седой бородой – и отвечаю:
– Ищу Царицу Небесную!
– Подожди, найдешь!
– Как вы хотите скоро так найти,– говорю я ему,– отец Пафнутий три недели искал и не мог найти ее.
– Неправда, он хорошо не искал, забыл о ней,– говорит старичок. Отходим с этим старичком к двери. Я говорю:
– Дверь закрыта!
Он дверь отворил и сказал:
– Вот она!
Я стала смотреть внутрь церкви, и в углу между церковной утварью и старыми образами увидела до половины завернутый в рогожку и в холст образ Божией Матери, в котором я сразу узнала давно разыскиваемую мною икону. Я громко крикнула:
– Вот она! – и проснулась.»
В течение трех дней Наталья Андреевна готовилась к причастию. Накануне она видела еще один благодатный сон:
«Стою я в нижнем соборе одна, у раки только два монаха: отец Серафим и отец Николай. Я с нетерпением жду чего-то и не свожу глаз с входных дверей. Вдруг дверь отворяется, и я вижу, что отец Пафнутий и молодой монах в коротком сером кафтане несут икону Божией Матери. Я закричала:
– Вот Она, Матушка! – и упала на пол. Лежу и думаю: «Пройдет надо мной икона, и я выздоровею». А отец Пафнутий говорит:
– У нас ничего не готово еще, а надо отслужить водосвятный молебен об исцелении больной.
Я и проснулась…»
Причастившись в этот день, Наталья Андреевна после ранней литургии увидела, как народ из гостиницы бежал в церковь. Она спросила:
– Что такое случилось? – ей ответили:
– Отыскали икону Божией Матери и принесли в нижний собор.
У болящей откуда силы взялись: она почти бежала в собор на своих больных ногах вместе со всеми. Там на столе уже стояла икона.
– Эта ли икона? – спросил отец Пафнутий.
– Эта самая! – в волнении ответила Наталья Андреевна. Икону отец Пафнутий по указанию рабы Божией действительно нашел в кладовой, располагавшейся в упраздненной церкви святителя Николая Чудотворца. Все случилось так, как и было открыто Наталье Андреевне: образ был обретен в углу, завернутый в холст; переносить образ отцу Пафнутию действительно помогал молодой монах в рабочем коротком сером кафтане.
Наталья Андреевна тут же попросила отца Пафнутия отслужить водосвятный молебен перед чудесно обретенной иконой Божией Матери. Перед иконой зажгли неугасимую лампаду и совершили После первого водосвятного молебна Наталье Андреевне была явлена великая милость: она пережила великий духовный восторг и получила телесное исцеление: «От великой радости, что наконец нашла я образ являвшейся мне Царицы Небесной, у меня дыхание захватывало и слезы градом катились, не переставая. Горячо я возблагодарила Господа за несказанную Его милость! Мне налили святой воды в бутылку. Когда я выпила святой воды, то сразу почувствовала, что силы ко мне возвращаются. Я взяла масла из лампадки и, вернувшись в отведенную мне комнату, помазала руки и ноги; боль и ломота стихли и за столько лет я в первый раз заснула спокойно. Через неделю я могла уже ходить без палки. Возблагодарив от всей души и от всего сердца Милосердную Царицу Небесную за Ее чудо, явленное на мне, недостойной, я вернулась в Петербург. И вот стала я поправляться без всяких лекарств и к Пасхе была уже совсем здорова».
Все случившееся Наталья Андреевна подробно рассказала валаамским монахам, которые записали ее рассказ под названием «Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемый “Местная Валаамская”».
Вскоре удалось выяснить, что обретенный образ написал валаамский инок-живописец отец Алипий в 1878 году (в том самом, когда Наталья Андреевна получила сильную простуду, послужившую в итоге к прославлению иконы Божией Матери). Наталья Андреевна нашла отца Алипия, в тот момент, когда он служил у раки Валаамских чудотворцев, и поклонилась ему в ноги. Об иконописце-иеромонахе Алипии (в миру – Алексей Константинов) известно, что он происходил из Рыбинского уезда Ярославской губернии. В Валаамский монастырь поступил в 1875 году.
Игумену был известен его дар живописца. Поэтому при пострижении в монашество он получил имя в честь преподобного Алипия, иконописца Киево-Печерского, что явилось благословением его главного делания в монастыре. Вместе с другими изографами Валаама – иеромонахом отцом Лукой и игуменом настоятелем отцом Гавриилом – иеромонах Алипий украсил многие храмы монастыря росписями, написал множество икон, создав особый «валаамский стиль», близкий афонскому письму XIX века. Надпись на надгробном камне отца Алипия на старом кладбище гласила: «Иеромонах Алипий, скончался 17 августа 1901 года, 50 лет от рождения. Искусный иконописец и усердный труженик. Святии отцы и братия, не забудьте и меня, егда молитеся».
Иконография явленной иконы оказалась необычной. Она не была похожа ни на одну из известных, прославленных в Церкви икон Богородицы. На этой иконе Богоматерь изображена в рост на облаке в темно-синем гиматии и ярко-красном мафории, поддерживающей Богомладенца скрытой под мафорием рукой снизу, а другой, в поруче – спереди. Стопы Богоматери открыты и без обуви. Богомладенец в белом гиматии, Его правая рука благословляет, в левой – держава, увенчанная крестом. Подобное изображение Богоматери в Византии называли – Никопея («Победотворная»). На Валааме икона получила название «Местная Валаамская».
В годы Первой мировой войны Валаамская икона Божией Матери открылась как заступница русского воинства. Великий князь Николай Николаевич, бывший Верховным Главнокомандующим Русской армии, с первых дней войны обратился с сугубыми молитвами к Валаамскому образу. В декабре 1914 года он пожертвовал тысячу рублей «с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а проценты от него были употребляемы на вечные возжжения лампад перед образом Пресвятыя Богородицы Валаамския».
В ответе игумена Маврикия есть такие слова: «Ваше усердие к Царице Небесной, особенно в настоящее время, имеет высокое и знаменательное значение, оно несомненно привлечет к Вам сугубую милость Божией Матери, как очевидно и то, что Покров Ея распростерт над нашей Родиной и над доблестным воинством нашим, уже полгода бьющимся за святое и правое дело. Если в отдаленные времена Святая Русь спасалась только Покровом Богоматери и вся история нашего отечества есть непрерывный ряд благодеяний Царицы Небесной к русскому народу, то и теперь не оставит нас Владычица: ибо воистину Она – Матерь наша, Святая Русь – Ея дом…»
Еще об одном явлении Божией Матери на Валааме, открывающем, что предстательство Царицы Небесной за Россию продолжается, поведал миру валаамский старец Борис (в схиме Николай). (Отец Борис был в числе монахов Старого Валаама, вернувшихся в 1957 году из Финляндии на Родину. Все прибывшие валаамские старцы поселились в Псково-Печерском монастыре и закончили в нем свою жизнь, так как вернуться на Валаам им не разрешили.) Было это в разгар Первой мировой войны. «Стоял я на хорах,– вспоминал старец,– по милости Божией, вошел я в умиление и молился Божией Матери со слезами. И вот подходит ко мне старец и говорит, указывая пальцем:
– Видишь, у Престола Господня стоит Владычица наша, Божия Матерь, видишь? Она плачет и умоляет Господа нашего, Сына Своего, чтобы Господь простил нам наши согрешения, даровал нам победу над врагами и спас Россию. Как же нам не плакать, когда Сама Владычица за нас плачет перед Сыном Своим!».
Эти слова старец повторил несколько раз. У меня слезы лились ручьем и душа рвалась к небесам. Видение кончилось, я стоял один на хорах. Престол Господень и Божия Матерь были в туманном облаке; мне, грешному и недостойному, трудно было рассмотреть, а голос старца все еще звучал у меня в ушах…»
Великий князь Николай Николаевич пожелал воздвигнуть обетный храм в честь Валаамской иконы Божией Матери и основать там скит. Братия скита должна была поминать христолюбивых воинов убиенных на поле брани, и вместе с тем приносить благодарственное приношение Взбранной Воеводе русского воинства. Храм был построен, но в связи с неспокойным временем освятить его удалось только после февральской революции. Ввиду того, что Валаамская икона тогда еще не была официально прославлена Церковью, храм освятили в честь иконы Смоленской Божией Матери. В иконостасе храма слева от царских врат была помещена Валаамская икона.
Здесь при храме жил духовник Великого князя Николая Николаевича – иеромонах Георгий (в схиме Ефрем; Хробостов, 1871–1947 гг.), он совершал ежедневные богослужения по полному монастырскому уставу за упокой душ убиенных воинов. Иеросхимонах Ефрем, стал впоследствии духовником братии, а закончил он свой жизненный путь в Финляндии.
Молитвами старца Ефрема и других подвижников Валаама Смоленский скит и храм при нем стали памятником всем погибшим в годы великой смуты в нашей отчизне. ( Сейчас скит восстановлен.) Здесь возносились молитвы не только о убиенных за отечество, но и обо всех погибших в братоубийственной гражданской войне, а впоследствии – и о убиенных за веру на многострадальной Русской земле.
После октябрьского переворота Финляндия отделилась от России, и Валаам оказался за пределами отечества. Монахи вынуждены были принять финское гражданство. И все же был в этом событии Промысл Божий: ведь на территории Советской России не осталось ни одного действующего монастыря. В течение более двадцати лет Новый Валаам в Финляндии оставался живым островком Святой Руси.
Валаамский монастырь был одним из немногих святынь Русской земли, доступных для поклонения православным людям, оказавшимся в эмиграции. Особым почитателем Валаамской иконы Божией Матери оставался уже упоминаемый старец Ефрем. Приходивших к нему в Смоленский скит богомольцев и духовных чад он неизменно благословлял иконками Валаамской Божией Матери.
Валаамская икона Божией Матери навсегда останется духовно связанной с русскими воинами-мучениками, отдавшими душу свою за веру и отечество. Но не только в Первую мировую войну простирала Божия Матерь Свой покров над Россией,– именно отсюда, с Валаама, пришло в Россию откровение о новом заступничестве Пресвятой Богородицы за нашу отчизну. Перед началом Великой Отечественной войны старцу Валаамского монастыря иеросхимонаху Михаилу (Питкевич, 1877–1962 гг.) было три видения во время службы в храме (Валаам в то время еще принадлежал Финляндии).
Первое видение: старец увидел Божию Матерь, святого Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя, чтобы Он не оставил России. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, развращенность нравов, упадок веры и благочестия, что невозможно более терпеть эти беззакония. Все святые с Богородицей продолжали молиться со слезами и, наконец, Спаситель сказал: «Я не оставлю России».
Второе видение: Божия Матерь и святой Иоанн Креститель стоят пред Престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Спаситель снова ответил: «Не оставлю России».
Третье видение: Божия Матерь одна стоит пред Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. Она сказала:
– Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего,– и хотела встать на колени перед Ним. Спаситель остановил Ее и сказал:
– Я знаю, как Ты любишь Россию и ради слез Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню.
Во время Финской войны 1939-1940 гг. военные власти приказали инокам монастыря покинуть остров. В феврале 1940 года совершился «исход» валаамской братии во главе с игуменом Харитоном из родной обители в Финляндию. Монахи взяли с собой самые чтимые святыни монастыря, в том числе и Валаамскую икону Божией Матери, а также архив и библиотеку. Летом 1940 года иноки обосновались в местечке Паппиниеми на востоке Финляндии, и 24 июля 1940 года основали Ново-Валаамский монастырь; главной его святыней стал образ Валаамской иконы Божией Матери.
В 1957 году старец Михаил с братией Валаамского монастыря – отцами Лукой, Борисом (в схиме Николай), Исавром, Геннадием, Сергием и другими иноками возвратились на Родину и поселились в Псково-Печерском монастыре. Постепенно число русских монахов на Новом Валааме сокращалось, а братское кладбище все более разрасталось. В 1970-е годы в монастыре остались только два русских инока: схиархимандрит Симфориан и иеромонах Акакий – ему и суждено было отслужить последний молебен перед Валаамской иконой Божией Матери. Со смертью последних русских монахов началась история финского Нового Валаама.
***
Явлением Валаамского образа Божия Матерь засвидетельствовала Свой Покров над Валаамом, и Свое особое присутствие на нём. «Там живу. Меня увидишь на Валааме»,– эти слова являются откровением Божией Матери о Валааме. Валаамский образ стал знамением избрания Валаама Божией Матерью, его духовного достоинства как Северного Афона, которое стало вторым духовным именем Валаама.
Валаамская икона изображает молитвенное созерцание Божией Матери таинства воплощения через Нее Бога-Слова. Богоматерь смотрит, чуть опустив очи, погрузив умный взор в Свое сердце, таинственно созерцая славу восседающего у Нее на руках Сына Божия. Икона являет образ исихастской молитвы, монашеского умного делания. Богородица предстает на иконе как Великая Игумения всех монашествующих, Настоятельница Валаамская.
С другой стороны, Богородица, облаченная, как в порфиру, в красный мафорий, является на иконе как Небесная Владычица. Икона выражает полноту достоинства Божией Матери как Царицы Неба и земли. Богородица зрится на иконе будто огненный столп, в середине которого, как на престоле, восседает Предвечный Младенец-Вседержитель. Икона поражает сочетанием царственного величия и кроткого безмолвия. В нижней части иконы, игуменом Гавриилом была вложена частица Ризы Божией Матери. На Валааме сразу установилось почитание иконы, перед ней часто служились молебны, от нее совершались знамения и исцеления.
Название «Валаамская» стало для этой иконы не просто обозначением места ее прославления, но выражением ее таинственной связи с Валаамским монастырем и его основателями. Об этом свидетельствует одно из знамений от Валаамской иконы, связанное с мощами преподобных Сергия и Германа Валаамских. В монастыре некоторые думали и говорили, что мощи преподобных Сергия и Германа отсутствуют, а рака стоит будто только для их воспоминания.
Однажды этому искусительному сомнению поддался известный Валаамский старец отец Борис (в схиме Николай), о котором мы уже вспоминали: «Я наслушался этого, и мне пришла такая в голову мысль во время всенощной, когда читали кафизмы. Я сидел на хорах на первой скамейке и думал: “Ведь, наверное, нет здесь, в этом храме, мощей преподобных Сергия и Германа; они, наверное, в другом месте, Валаам велик. Раку поставили здесь в церкви, а их самих нет”. Так размышлял я. Вдруг я умилился сердцем и на глазах показались слезы. Я взглянул на Божию Матерь – образ, который висел на колонне напротив креста – Ее называют Валаамской Божией Матерью. Около этой иконы увидал я преподобных Сергия и Германа; они стояли у ног Божией Матери, один по правую, другой по левую сторону. Одеты были они в мантии и схимы. На плечах и на груди было написано: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас”. В руках они держали свитки, лица у них были тощие, глаза голубые, вид Божественный. Они смотрели на братию, а у меня от радости слезы лились и душа рвалась к небесам… Я посмотрел опять на икону Валаамской Божией Матери, но преподобных Сергия и Германа больше не было, они скрылись. После этого я твердо уверовал, что они положены здесь, где находится рака, и что во время службы присутствуют с нами и стоят у ног Божией Матери, молятся и смотрят на нас».
Валаамская икона была открыта через преподобных Сергия и Германа: после молитв у их раки и в дни их памяти. Потом через эту икону Божия Матерь явила свидетельство о мощах самих Валаамских чудотворцев. Видение преподобных Сергия и Германа, предстоящих и молящихся пред Валаамской Божией Матерью, не приоткрывает ли тайну о том, что и при жизни преподобные на острове молились пред подобным образом Божией Матери?
Велико значение иконы Валаамской Богоматери для всей России. Это – одна из трех икон Божией Матери, явленных в царствование Государя Императора Николая Александровича. Две другие иконы – Порт-Артурская и Державная. Валаамский образ был явлен вскоре после венчания на престол царя-страстотерпца (1894 г.), а в последний день его царствования (2/15 марта 1917 г.) явилась Державная икона. Обращает на себя внимание, что на обеих иконах изображен мистический символ царской власти – держава. Поразительно сходны обстоятельства их обретения: перед прославлением они пребывали в забвении и внешнем уничижении. Если учесть, что образ Божией Матери «Никопея» (к которому относится по иконографии Валаамская икона) был в Византии палладиумом (святыня, перед которой благоговеют и поклоняются, как приносящей счастье, могущество, славу, и успех) императорского дома, то становится очевидной духовная связь Валаамской и Державной икон Божией Матери. Промыслом Божиим между явлениями этих икон прошли годы царствования государя-страстотерпца Николая II.
Ныне первообраз Валаамской иконы находится перед левым клиросом в храме во имя Преображения Господня Нового Валаама (освящен в 1977 г.). В монастыре рассказывают о новых чудесах, совершающихся от иконы. Об одном из них поведал настоятель Нового Валаама архимандрит Сергий: в 1996 году через икону исцелился маленький сын греческого священника отца Илии который просил братию помолиться о сыне пред Валаамским образом. После молебна пред чудотворной иконой мальчик исцелился от болезни. В благодарность Божией Матери отец Илия постоянно присылает ладан для иконы.
В 1997 году исполнилось сто лет со времени чудесного обретения Валаамского образа. 25 июня 1997 года игумен Валаамского монастыря – архимандрит Панкратий послал письменный рапорт Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. И уже через три дня Патриарх Алексий II направил свое Послание о прославлении Валаамской иконы Божией Матери. Празднование иконы установлено в первое воскресение после дней памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских и святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла – 30 июня/13 июля. Именно в этот день – 13 июля 1997 года впервые было совершено торжественное празднование Валаамской иконе Божией Матери на святом острове. Бывший Никольский храм, в котором был обретен чудотворный образ, в 2002 году освящен в честь Валаамской иконы Божией Матери.
Добавьте комментарий