ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Дорогие читатели, представляем главу из книги Александра Трофимова «Ритмы церковного года», посвященную главному празднику христиан.
ПАСХА ХРИСТОВА, СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
«Воскресение Твое, Христе Спасе,
Ангели поют на небесах,
и нас на земли сподоби
чистым сердцем Тебе славити»
Стихира, глас 6
Тропарь, глас 5:
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Кондак, глас 8:
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуитеся! и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем, приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его, распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
***
В ряду всех христианских праздников Пасха Христова есть высочайший, радостнейший «праздников праздник и торжество из торжеств». Светлый праздник Воскресения Христова наименован Пасхой по внутренней связи с ветхозаветным праздником Пасхи. Ветхозаветная Пасха праздновалась в воспоминание того события, когда при исходе евреев из Египта Ангел, поражавший первенцев египетских, видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских домов, проходил мимо, оставляя неприкосновенными первенцев еврейских.
Праздник Воскресения Христова, знаменуя переход от смерти к жизни и от земли на небо, получил то же наименование Пасхи.
Через Свое Воскресение Христос даровал человечеству победу над смертью, и жизнью во Христе мы полагаем начало бессмертия нашему смертному естеству, дарованное Его Воскресением: «Никто да убоится смерти – свободи бо нас Спасова смерть»,– восклицает свт. Иоанн Златоуст. Воскресением Христа из мертвых завершился Его подвиг спасения человечества. В Домостроительстве спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества. Воскреснув тридневным, Он воскресил с Собой Адама и весь человеческий род, освободил его от адовых уз и тления. Он освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые восстанут от земли во всеобщий день воскресения. Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием – смертью: «Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа?».
В праздник Пасхи соединяются живые и усопшие; соединяется прошлое, настоящее и будущее. Пасха открывает двери рая, утраченного человеком после грехопадения. Это день, когда душа человека восходит к Новому Иерусалиму, свободному от действия греха и смерти. Великая духовная радость озаряет человека, пробуждая неисчерпаемые силы духовной любви.
Пасхальная светозарная ночь – самый радостный день в жизни христианина. Величию светлого праздника и Божественной славе Воскресшего Господа соответствует высота и особая торжественность, с которой совершается богослужение в дни празднования Пасхи. Обычно отдание великих двунадесятых праздников совершается на восьмой день после дня празднования. Праздник же Воскресения Христова отмечается 40 дней; до дня отдания воспеваются Пасхальные песнопения.
В Пасхальною ночь христианин во всей силе благодати приобщается к великой тайне, которую открывает людям христианское богослужение. И тайна эта такова: когда мы присутствуем на богослужении, мы не только вспоминаем празднуемое событие, но делаемся участниками его. Как это происходит – величайшая тайна духовного мира, но это чувство присутствия и участия в разной степени испытывает верующий христианин, пришедший на Пасхальную службу.
Пасхальное богослужение начинается Литургией Великой Субботы. Перед нашими глазами еще предстоит Гроб с Телом Спасителя, но нас уже начинает осиявать свет Воскресения. Начало Литургии Великой Субботы священники совершают в обычных великопостных облачениях темного цвета. После малого входа с Евангелием перед Плащаницей читаются 15 паремий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Воскресением. Чтение паремий заканчивается песнью трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого перед чтением Апостола поется «Елицы во Христа крестистеся во Христа облекостеся…» и читается Апостол о таинственной силе крещения. Это пение и чтение является воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую Субботу оглашенных.
После чтения Апостола вместо обычного «аллилуиа» поются семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, Суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». В это время совершается переоблачение священников, престолов храма, жертвенников, аналоев, икон в белоснежные одежды.
Несказанной радостью грядущего Воскресения Христова наполняются сердца верующих. Диакон, уже в белом облачении, выносит Евангелие в светлом переплете и впервые раздается весть о Воскресении: читается вся последняя 28 глава Евангелия от Матфея, повествующая о Воскресении Христовом, о радости учеников Его, узнавших об этом великом событии: «В вечер субботний…». (Мф. 28, 1–20).
Со времени чтения Евангелия священнослужители предстоят в храме в белых одеждах, подобно Ангелам, явившимся на Гробе Господа и бывшим первыми свидетелями и вестниками о Воскресении Христовом. К Пасхе многие верующие также одеваются в белые одежды. Это ангельский цвет, цвет «света». И невесту одевают в белое, как в одежду радости общения с Женихом – «Светом». И на иконах Воскресения Христос изображается в белой одежде, ибо Он – Свет миру. ( Но это поздняя традиция. Евангелие ничего не говорит о самом моменте Воскресения. Иконография строго блюдет это молчание в глубоком благоговении перед тайной. Вследствие такого точного соответствия Писанию, существуют лишь два иконописных сюжета Воскресения: «Сошествие во ад» и «Жены-мироносицы у гроба».)
Православные греки и за ними наши древнерусские иконописцы чаще изображают Воскресшего Спасителя в одежде червленой или красной, с проблесками золота и лучезарном сиянии, с крестной хоругвью в деснице, как орудием победы над смертью. Так Мессия, совершивший искупление человечества, представляется у пророка Исайи: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столько величественный в Своей одежде, выступающей в полноте силы Своей? … Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя – как у топтавшего в точиле?» (Ис. 63, 1, 2) – и отвечает Мессия: «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; … кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое» (Ис. 63, 3).
Так представляется Господь по воскресении и вознесении на небо, и в откровении апостола Иоанна Богослова: «Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие» (Апок. 19, 13).
Ветхозаветным прообразом красных одежд Христа послужила жертвенная кровь невинных агнцев на дверях домов, в которых находились первенцы израильтян, избежавших смерти в Египте. В евхаристическом смысле кровавое одеяние Спасителя стало символом Воскресения и бессмертия. Если кровь на дверях являлась лишь знаком спасения для тех, кто прошел через них, то красные одежды Христа, «напоенные» Его Кровью – символ Искупления Христа, Его Великой жертвы, ставшей Дверью спасения всего человечества.
Добавьте комментарий