13/ 26 мая совершается память святой праведной девы Гликерии Новгородской († 1522 г.) Предлагаем вниманию читателей посвященную ей главу из книги Александра Трофимова «Святые жены Руси».
***
Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона – старосты новгородской Людогощей (Легощей) улицы. В скудости сведений о святой виден знак потаенности ее жизни и делания.
Сведения о Гликерии в связи с обретением ее мощей сообщает Новгородская 2-я (Архивская) летопись (2-я половина XVI в.). Мощи праведной девы были обретены 14 июня 1572 года за новгородской церковью святых мучеников Флора и Лавра на Людогощей улице, очевидно на церковном кладбище, в основном нетленными: «обретоша гроб верх земли и обретоша в гробе тело цало (т.е. цело) а не все» – ПСРЛ. Т. 30. С. 192). Святая лежала в гробу со сложенными крестообразно на груди руками, а имя ее и происхождение сохранились на белокаменном надгробии (в 1-й трети XVI в. надгробия уже имели надписи). Как сообщила Новгородскому архиепископу Леониду († 1575 г.) пожилая местная жительница Анастасия, Гликерию хоронили здесь около 50 лет назад: «сказывала жена старая Настасия владыке Леониду, что помнила, как девицу ту провожали лет с пятьдесят…» Значит, умерла святая Гликерия в 1522 году.
Архиепископ Новгородский Леонид торжественно положил мощи святой в храме святых мучеников Флора и Лавра. В честь Гликерии был устроен крестный ход с пением молебнов. В тот же день получил исцеление от болезни при гробе праведницы Агафон – четырехлетний сын подьячего Сувора Богдана, по этому случаю «у владыкы» (т. е. в Новгородском кремле) весь день звонили в колокола. 11 августа 1572 года у гроба святой девы произошло новое чудо – она «простила человека очима» (т. е исцелила от слепоты; ПСРЛ. Т. 30. С. 194), после чего были и другие исцеления. Дни обретения мощей и прославления Гликерии совпали с пребыванием в городе царя Иоанна IV Васильевича (июнь-август 1572 г.), в эти месяцы часто совершались по городу крестные ходы во главе с архиепископом, в Новгород из Москвы были возвращены многие чтимые иконы, на Софийскую звонницу подняты новые колокола.
Исцеления при гробе Гликерии стали основанием для ее канонизации, происшедшей, в том же году одновременно с прославлением св. Иакова Боровичского. Днем памяти святой, местно чтившейся в Новгороде, стал день памяти святой мученицы Гликерии – 13 мая.
Св. мученица Гликерия происходила из семьи римского консула Макария. Вместе с родителями жила во фракийском г. Траянополе. Осиротев, Гликерия обратилась к истинной вере и вела целомудренную жизнь. Когда император Антонин Пий начал гонения на христиан, в Траянополе должен был состояться праздник в честь Зевса, во время которого по городу двигалась процессия с зажженными факелами. Гликерия опередила толпу язычников и заявила, что поскольку она самого знатного происхождения, то первой должна принести жертву Зевсу. Когда римский наместник игемон Савин (Сабин) спросил, где же ее лампада, Гликерия велела погасить лампады присутствующих, сняла покров с головы и все увидели у нее на лбу знамение креста. По молитве Гликерии статуя Зевса упала и разбилась. В мученицу полетели камни, но они не коснулись ее. Гликерию схватили и заключили в темницу. На следующий день Гликерию подвергли мучениям: привязав за волосы к ветвям дерева, ее тело строгали железными орудиями, затем били по лицу. Не добившись отречения от Христа, Гликерию оставили в темнице без воды и пищи. Придя через несколько дней, Савин обнаружил, что перед Гликерией стоят блюда с яствами, которые приносили ей ангелы. Отправившись по делам в г. Гераклею (Фракия), Савин взял Гликерию с собой. Там ее, ведомую под конвоем, приветствовали христиане. По приказу Савина Гликерию бросили в печь, но она осталась невредимой. Затем палачи содрали кожу с головы девушки и положили ее обнаженную на острые камни в темнице. Но когда стражник Лаодикий на другой день вошел к ней, то не узнал ее, настолько цветущий вид имела святая дева. От страха, что настоящей мученице удалось бежать и его ждет суровое наказание, Лаодикий хотел покончить с собой, но Гликерия остановила его, объяснив, что ее исцелила вера во Христа. Тогда Лаодикий исповедал себя христианином и был усечен мечом (его память также отмечается 13 мая). Когда Гликерию отдали на съедение львам, первая львица легла у ног мученицы, вторая загрызла ее, не растерзав тела. Епископ Гераклейский Дометий похоронил мученицу, от ее мироточивых мощей происходили исцеления. Савин в час гибели мученицы умер от водянки.
***
Вспомним о том, что сохранилось в летописях и документах о храме, в котором были положены мощи святой Гликерии. Улица Людогоща (Легоща) (до 1929 года – Легощая улица), на которой находился храм, расположена на Софийской стороне, в центральной части города. Впервые она упоминается в 1230 году. На этой улице останавливались гости, приезжавшие в Новгород из других краев и земель Руси. У въезда в улицу была выстроена деревянная церковь Флора и Лавра «на Людогощи улице».
При входе в церковь стоял Людогощинский крест – замечательный памятник новгородской деревянной скульптуры, сделанный, судя по надписи, помещенной на нем, в 1359 году группой заказчиков, живших на Легощей улице (находится ныне в экспозиции Новгородского музея-заповедника). Скульптура имеет большие размеры и очень сложную ветвистую форму, напоминающую дерево. Лицевая сторона украшена сложным резным плетеным орнаментом. В медальонах помещены отдельные изображения. Фигуры этих изображений имеют архаический характер, с укороченными пропорциями и большими головами. В памятнике также находилось одно из изображений древнего Новгорода, относящееся к началу XVIII века.
Когда деревянная Флоролаврская церковь сгорела, на ее месте выстроили в 1379 году каменную. В 1674–1695 гг. церковь была кардинально перестроена на старом фундаменте. При перепланировке города в конце XVIII века ось улицы сориентировали на «святую Софию», а название оставили прежнее – Легощая. По ней, как и прежде, шла дорога на Нарву. Легощая улица была границей, которая размежевывала два новгородских конца: Неревский и Загородский. Несмотря на позднейшие переделки, храм сохранил основные формы XIV века, здание имело четыре столба, одну апсиду, коробовые своды и одну главу. Фасады сохранили трехчастное деление, однако верхние части их были срезаны новейшей четырехскатной крышей. С южной и западной сторон храма в 1830 году была сделана большая пристройка с колокольней. Вероятно, с этого времени мощи святой Гликерии находились под спудом в юго-западном углу храма. Из древних архитектурных деталей необходимо отметить вертикальные валики на апсиде. Несомненно, что своды здания подверглись сильным переделкам в конце XVII века. И все же можно считать, что первоначальные формы памятника были близки к новгородским постройкам второй половины XIV века. К счастью, сохранились фотографии храма, сделанные до его разрушения.
В первые годы Советской власти улица Легощая была переименована в Советскую улицу. Гитлеровцы в 1942 году церковь разрушили, а кирпичом от храма вымостили дороги. Сохранилась фотография храма, сделанная оккупантами перед ее разрушением. После Великой Отечественной войны, в начале 1950-х годов, улицу застроили административными и жилыми зданиями. За ними разбили сквер, где установлен памятник юному партизану Герою Советского Союза Лёне Голикову. В 1999 году улице было возвращено прежнее имя – Людогоща. На месте, где был разбит парк, раскопки не производились…
***
О начале общецерковного почитания Гликерии свидетельствует факт освящения в середине XIX века придела в честь святой Гликерии в Тихвинской церкви московского Симонова монастыря.
Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря расположен при трапезной у южной стены монастыря. Главный престол храма освящен в честь иконы Божией Матери «Тихвинская». Сей трапезный храм был построен в 1677 г. (зодчие: Парфен Петров, затем Осип Старцев) царем Феодором Алексеевичем на фундаментах древнего здания 1485 г. и первоначально был освящен во имя прп. Сергия Радонежского. В 1840 г. храм был перестроен и переименован в Тихвинский. В 1923 г. в части монастыря был устроен музей, занявший Тихвинскую церковь с трапезной. С 1931 г. в трапезной находился киноклуб. Она реставрировалась с 1955 по 1966 гг. и с 1982 г. по 1990 г. В 1932–1937 гг. на месте большей части монастыря архитекторы братья Веснины построили Дворец культуры ЗИЛ. В 1995г. остатки монастырского ансамбля были переданы Церкви.
Память святой Гликерии особо отмечалась в Московском Новодевичьем монастыре, так как 13 мая праздновался день основания обители. Торжество сопровождалось еще крестным ходом на колодец «Вавилон», находившийся в версте от обители. В монастыре после службы в царском стане устраивалась обильная трапеза, за которой угощали монастырских стариц, наделяя их щедрой милостыней.
Общецерковное почитание Гликерии было также подтверждено включением ее имени в Собор Новгородских святых (в Собор включены более ста святых), празднование которому было подтверждено 10 июля 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митрополита Антония (Мельникова) (Собор известен с 1831 г.). В тексте службы Собору Гликерия упоминается вместе с другими святыми женами Новгорода, ей составлен отдельные тропарь, кондак и молитва. Днем памяти праведной Гликерии было выбрано 13 мая – память ее тезоименной святой Гликерии Гераклейской.
Иконописные изображения святой Гликерии известны в составе композиций Соборов новгородских святых, где она представлена юной девой с округлым лицом, непокрытой головой и спускающимися на плечи волнистыми волосами с прямым пробором.
Наиболее раннее сохранившееся произведение с образом святой Гликерии – икона священника Георгия Алексеева «Новгородские святые» 1728 года (ГТГ). Оглавное изображение Гликерии помещено в верхней части левой группы на прориси с иконы Собора Новгородских святых, предстоящих Софии Премудрости Божией, XVIII в. (Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 399, 618-619); также на иконе «Ангел хранитель с избранными новгородскими святыми» 1-й половина XIX века (НГОМЗ) – поясной образ святой Гликерии в платье с оплечьем; на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 года в оправе мастера К. Рябкова, принадлежавшем свт. Филарету (Дроздову), митрополиту Московскому (СПГИАХМЗ – Шитова Л. А. Русские иконы в драгоценных окладах: Конец XVII – начало XX века. Сергиев Посад, 2005. С. 178, 253),– на голове святой светлый плат.
Святая дева Гликерия изображена на образе Новгородских чудотворцев XIX в. Сверху иконы – изображение Софии – Премудрости Божией с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, затем идут шесть рядов изображений святых Новгородской земли. Среди них в четвертом ряду – изображение преподобной Анны Новгородской, а в шестом ряду – святой праведной Гликерии.
Святая Гликерия включена в состав правой группы предстоящих Спасу Вседержителю на аналойной иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» конца XIX века из церкви св. апостола Филиппа в Великом Новгороде (одета в платье и плащ, руки в молении сомкнуты ладонями), на подобной иконе из местного ряда нижнего иконостаса 60-х гг. XX века того же храма (в верхнем ряду, голова покрыта платом, правая рука на груди).
В иконографии Соборов русских святых изображение Гликерии находится в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60–70-х гг. XIX века работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, на иконе конца 20-х – начала 30-х гг. XX века монахини Иулиании (Соколовой) (ризница СТСЛ) и на ее списках конца XX – начала XXI века (церковь свт. Николая в Клённиках и др.).
***
Святая Гликерия – дева, она из тех мудрых дев Евангельской притчи, которые собрали елей для светильников своих, чтобы достойно встретить своего Жениха Христа. Этот елей святых дел и подвигов помогли собрать предшествующие святой Гликерии жены Руси. Поэтому духовному взору образ святой праведной Гликерии раскрывается как светильник, горящий пред Богом.
Имя святой приоткрывает тайну ее подвига: Гликерия «Сладкая». На языке духовных понятий сладость это состояние приобщенности к Горнему миру: «сладости неизреченной»; потому в богослужебных текстах часто называют Спасителя «Иисусе Сладчайший».
Память ее совершается 13/26 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых.
СВЯТОЙ ПРАВЕДНОЙ ДЕВЕ ГЛИКЕРИИ НОВГОРОДСКОЙ
Тропарь, глас 8:
Вышния красоты желающи, нижнии сласти телесныя далече от себе отринула оси, и нестяжание паче суетнаго мира возлюбивши, ангельское житие провождала есн, Гликерие, дево блаженная, моля Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 3:
Веселися, Великий Новграде, великое сокровище стяжав, мощи твои, святая праведная дево Гликерие, благодать исцелений подающия всем с верою и любовию приходящим к ним. И ныне предстоящи с ликом святых жен русских пред Престолом Святыя Троицы, молися оставление грехов даровати чтущим святую память твою.
Величание
Величаем тя, святая праведная дево Гликерие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего.
МОЛИТВА
О святая праведная Глнкерие, дево Новгородская, яко свеща теплая на свещнице горящая, пожила еси во славу Христа Бога и многими чудесы прославленная! Не забуди нас, но яко молитвенница наша пред Пречистой Материю Господа нашего Иисуса Христа, сохрани юных во святей вере, целомудрии и чистоте, укроти вражду и злобу действом диавола воздвизаемую, подай мужество и крепость во искушениих. Благодать приемши исцелений, подай здравие сущим в болезнех, умоли Господа, да дарует мир граду твоему и отечеству нашему, да не оскудеет в земли нашей вера православная, испроси исправление греховнаго жития нашего и вечное спасение, да с тобою сподобимся прославляти в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Молитва чтомая в Новгородской Флоровской церкви
О блаженная дево Гликерие, угоднице Христова! Услыши нас грешных, молящихся тебе. Приими молитву нашу и принеси ю к милостивому и человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Умоли Его благосердие, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей; и испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам без порока прейти поприще временныя жизни, избави нас от воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий к селению праведных, идеже празднующих глас непрестанный, зрящих лица Божия доброту неизреченную. Услыши моление наше, дево Гликерие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога Триипостаснаго, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Литература и источники:
1. ПСРЛ. Т. 30. С. 192, 194.
2. Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 319, 380.
3. Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 221.
4. Краснянский Г., свящ. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых и угодников Божиих. Новгород, 1876. С. 86.
5. Трофимов А. Святые жены Руси. М., 1994. С. 112–114).
Александр Трофимов. Спасибо Вам за интересную статью. Мне очень понравилось
Республика Кыргызстан г Орловка Закиров Марат.