Памятные даты

СВЯТАЯ ПРАВЕДНАЯ ДЕВА ГЛИКЕРИЯ НОВГОРОДСКАЯ († 1522 г.)

СВ. ПРАВЕДНАЯ ДЕВА ГЛИКЕРИЯ НОВГОРОДСКАЯ. СОВРЕМЕННАЯ ИКОНА
СВ. ПРАВЕДНАЯ ДЕВА ГЛИКЕРИЯ НОВГОРОДСКАЯ. СОВРЕМЕННАЯ ИКОНА

13/ 26 мая совершается память святой праведной девы Гликерии Новгородской († 1522 г.) Предлагаем вниманию читателей посвященную ей главу из книги Александра Трофимова «Святые жены Руси».
***

Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона – старосты новгородской Людогощей (Легощей) улицы. В скудости сведений о святой виден знак потаенности ее жизни и делания.

СВ. ПРАВЕДНАЯ ДЕВА ГЛИКЕРИЯ НОВГОРОДСКАЯ. ПРОРИСЬ ИКОНЫ. ХУД. ВЛАДИМИР СИДЕЛЬНИКОВ
СВ. ПРАВЕДНАЯ ДЕВА ГЛИКЕРИЯ НОВГОРОДСКАЯ. ПРОРИСЬ ИКОНЫ. ХУД. ВЛАДИМИР СИДЕЛЬНИКОВ

Сведения о Гликерии в связи с обретением ее мощей сообщает Новгородская 2-я (Архивская) летопись (2-я половина XVI в.). Мощи праведной девы были обретены 14 июня 1572 года за новгородской церковью святых мучеников Флора и Лавра на Людогощей улице, очевидно на церковном кладбище, в основном нетленными: «обретоша гроб верх земли и обретоша в гробе тело цало (т.е. цело) а не все» – ПСРЛ. Т. 30. С. 192). Святая лежала в гробу со сложенными крестообразно на груди руками, а имя ее и происхождение сохранились на белокаменном надгробии (в 1-й трети XVI в. надгробия уже имели надписи). Как сообщила Новгородскому архиепископу Леониду († 1575 г.) пожилая местная жительница Анастасия, Гликерию хоронили здесь около 50 лет назад: «сказывала жена старая Настасия владыке Леониду, что помнила, как девицу ту провожали лет с пятьдесят…» Значит, умерла святая Гликерия в 1522 году.

ИКОНА, КОТОРОЙ АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ ЛЕОНИД БЛАГОСЛОВИЛ БРАК ЦАРЕВИЧА ИВАНА (СЫНА ЦАРЯ ИОАННА IV ) И ЕВДОКИЮ САБУРОВУ
ИКОНА, КОТОРОЙ АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ ЛЕОНИД БЛАГОСЛОВИЛ БРАК ЦАРЕВИЧА ИВАНА (СЫНА ЦАРЯ ИОАННА IV ) И ЕВДОКИЮ САБУРОВУ

Архиепископ Новгородский Леонид торжественно положил мощи святой в храме святых мучеников Флора и Лавра. В честь Гликерии был устроен крестный ход с пением молебнов. В тот же день получил исцеление от болезни при гробе праведницы Агафон – четырехлетний сын подьячего Сувора Богдана, по этому случаю «у владыкы» (т. е. в Новгородском кремле) весь день звонили в колокола. 11 августа 1572 года у гроба святой девы произошло новое чудо – она «простила человека очима» (т. е исцелила от слепоты; ПСРЛ. Т. 30. С. 194), после чего были и другие исцеления. Дни обретения мощей и прославления Гликерии совпали с пребыванием в городе царя Иоанна IV Васильевича (июнь-август 1572 г.), в эти месяцы часто совершались по городу крестные ходы во главе с архиепископом, в Новгород из Москвы были возвращены многие чтимые иконы, на Софийскую звонницу подняты новые колокола.

Исцеления при гробе Гликерии стали основанием для ее канонизации, происшедшей, в том же году одновременно с прославлением св. Иакова Боровичского. Днем памяти святой, местно чтившейся в Новгороде, стал день памяти святой мученицы Гликерии – 13 мая.

СВ. МУЧЕНИЦА ГЛИКЕРИЯ ГЕРАКЛЕЙСКАЯ. ИКОНА
СВ. МУЧЕНИЦА ГЛИКЕРИЯ ГЕРАКЛЕЙСКАЯ. ИКОНА

Св. мученица Гликерия происходила из семьи римского консула Макария. Вместе с родителями жила во фракийском г. Траянополе. Осиротев, Гликерия обратилась к истинной вере и вела целомудренную жизнь. Когда император Антонин Пий начал гонения на христиан, в Траянополе должен был состояться праздник в честь Зевса, во время которого по городу двигалась процессия с зажженными факелами. Гликерия опередила толпу язычников и заявила, что поскольку она самого знатного происхождения, то первой должна принести жертву Зевсу. Когда римский наместник игемон Савин (Сабин) спросил, где же ее лампада, Гликерия велела погасить лампады присутствующих, сняла покров с головы и все увидели у нее на лбу знамение креста. По молитве Гликерии статуя Зевса упала и разбилась. В мученицу полетели камни, но они не коснулись ее. Гликерию схватили и заключили в темницу. На следующий день Гликерию подвергли мучениям: привязав за волосы к ветвям дерева, ее тело строгали железными орудиями, затем били по лицу. Не добившись отречения от Христа, Гликерию оставили в темнице без воды и пищи. Придя через несколько дней, Савин обнаружил, что перед Гликерией стоят блюда с яствами, которые приносили ей ангелы. Отправившись по делам в г. Гераклею (Фракия), Савин взял Гликерию с собой. Там ее, ведомую под конвоем, приветствовали христиане. По приказу Савина Гликерию бросили в печь, но она осталась невредимой. Затем палачи содрали кожу с головы девушки и положили ее обнаженную на острые камни в темнице. Но когда стражник Лаодикий на другой день вошел к ней, то не узнал ее, настолько цветущий вид имела святая дева. От страха, что настоящей мученице удалось бежать и его ждет суровое наказание, Лаодикий хотел покончить с собой, но Гликерия остановила его, объяснив, что ее исцелила вера во Христа. Тогда Лаодикий исповедал себя христианином и был усечен мечом (его память также отмечается 13 мая). Когда Гликерию отдали на съедение львам, первая львица легла у ног мученицы, вторая загрызла ее, не растерзав тела. Епископ Гераклейский Дометий похоронил мученицу, от ее мироточивых мощей происходили исцеления. Савин в час гибели мученицы умер от водянки.

***

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. УЛИЦА ЛЮДОГОЩА.
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. УЛИЦА ЛЮДОГОЩА.

Вспомним о том, что сохранилось в летописях и документах о храме, в котором были положены мощи святой Гликерии. Улица Людогоща (Легоща) (до 1929 года – Легощая улица), на которой находился храм, расположена на Софийской стороне, в центральной части города. Впервые она упоминается в 1230 году. На этой улице останавливались гости, приезжавшие в Новгород из других краев и земель Руси. У въезда в улицу была выстроена деревянная церковь Флора и Лавра «на Людогощи улице».

ЛЮДОГОЩИНСКИЙ КРЕСТ ИЗ НОВГОРОДСКОГО ХРАМА ВО ИМЯ СВВ. МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА
ЛЮДОГОЩИНСКИЙ КРЕСТ ИЗ НОВГОРОДСКОГО ХРАМА ВО ИМЯ СВВ. МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА

При входе в церковь стоял Людогощинский крест – замечательный памятник новгородской деревянной скульптуры, сделанный, судя по надписи, помещенной на нем, в 1359 году группой заказчиков, живших на Легощей улице (находится ныне в экспозиции Новгородского музея-заповедника). Скульптура имеет большие размеры и очень сложную ветвистую форму, напоминающую дерево. Лицевая сторона украшена сложным резным плетеным орнаментом. В медальонах помещены отдельные изображения. Фигуры этих изображений имеют архаический характер, с укороченными пропорциями и большими головами. В памятнике также находилось одно из изображений древнего Новгорода, относящееся к началу XVIII века.

ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА НА ЛЕГОЩЕЙ УЛИЦЕ (1377 г.) ВНУТРЕННИЙ ВИД. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА НА ЛЕГОЩЕЙ УЛИЦЕ (1377 г.) ВНУТРЕННИЙ ВИД. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Когда деревянная Флоролаврская церковь сгорела, на ее месте выстроили в 1379 году каменную. В 1674–1695 гг. церковь была кардинально перестроена на старом фундаменте. При перепланировке города в конце XVIII века ось улицы сориентировали на «святую Софию», а название оставили прежнее – Легощая. По ней, как и прежде, шла дорога на Нарву. Легощая улица была границей, которая размежевывала два новгородских конца: Неревский и Загородский. Несмотря на позднейшие переделки, храм сохранил основные формы XIV века, здание имело четыре столба, одну апсиду, коробовые своды и одну главу. Фасады сохранили трехчастное деление, однако верхние части их были срезаны новейшей четырехскатной крышей. С южной и западной сторон храма в 1830 году была сделана большая пристройка с колокольней. Вероятно, с этого времени мощи святой Гликерии находились под спудом в юго-западном углу храма. Из древних архитектурных деталей необходимо отметить вертикальные валики на апсиде. Несомненно, что своды здания подверглись сильным переделкам в конце XVII века. И все же можно считать, что первоначальные формы памятника были близки к новгородским постройкам второй половины XIV века. К счастью, сохранились фотографии храма, сделанные до его разрушения.

ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА НА ЛЕГОЩЕЙ УЛИЦЕ (1377 г.) ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. ФОТО, СДЕЛАННОЕ ОККУПАНТАМИ В 1942 г.
ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА НА ЛЕГОЩЕЙ УЛИЦЕ (1377 г.) ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. ФОТО, СДЕЛАННОЕ ОККУПАНТАМИ В 1942 г.

В первые годы Советской власти улица Легощая была переименована в Советскую улицу. Гитлеровцы в 1942 году церковь разрушили, а кирпичом от храма вымостили дороги. Сохранилась фотография храма, сделанная оккупантами перед ее разрушением. После Великой Отечественной войны, в начале 1950-х годов, улицу застроили административными и жилыми зданиями. За ними разбили сквер, где установлен памятник юному партизану Герою Советского Союза Лёне Голикову. В 1999 году улице было возвращено прежнее имя – Людогоща. На месте, где был разбит парк, раскопки не производились…

***

О начале общецерковного почитания Гликерии свидетельствует факт освящения в середине XIX века придела в честь святой Гликерии в Тихвинской церкви московского Симонова монастыря.

 ХРАМ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ БЫВШЕГО СИМОНОВА МОНАСТЫРЯ
ХРАМ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ БЫВШЕГО СИМОНОВА МОНАСТЫРЯ

Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря расположен при трапезной у южной стены монастыря. Главный престол храма освящен в честь иконы Божией Матери «Тихвинская». Сей трапезный храм был построен в 1677 г. (зодчие: Парфен Петров, затем Осип Старцев) царем Феодором Алексеевичем на фундаментах древнего здания 1485 г. и первоначально был освящен во имя прп. Сергия Радонежского. В 1840 г. храм был перестроен и переименован в Тихвинский. В 1923 г. в части монастыря был устроен музей, занявший Тихвинскую церковь с трапезной. С 1931 г. в трапезной находился киноклуб. Она реставрировалась с 1955 по 1966 гг. и с 1982 г. по 1990 г. В 1932–1937 гг. на месте большей части монастыря архитекторы братья Веснины построили Дворец культуры ЗИЛ. В 1995г. остатки монастырского ансамбля были переданы Церкви.

СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ. ВИД СО СТОРОНЫ МОСКВЫ-РЕКИ
СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ СО СТОРОНЫ МОСКВЫ-РЕКИ

Память святой Гликерии особо отмечалась в Московском Новодевичьем монастыре, так как 13 мая праздновался день основания обители. Торжество сопровождалось еще крестным ходом на колодец «Вавилон», находившийся в версте от обители. В монастыре после службы в царском стане устраивалась обильная трапеза, за которой угощали монастырских стариц, наделяя их щедрой милостыней.

СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ. ФОТО 1882 г.
СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ. ФОТО 1882 г.

Общецерковное почитание Гликерии было также подтверждено включением ее имени в Собор Новгородских святых (в Собор включены более ста святых), празднование которому было подтверждено 10 июля 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митрополита Антония (Мельникова) (Собор известен с 1831 г.). В тексте службы Собору Гликерия упоминается вместе с другими святыми женами Новгорода, ей составлен отдельные тропарь, кондак и молитва. Днем памяти праведной Гликерии было выбрано 13 мая – память ее тезоименной святой Гликерии Гераклейской.

Иконописные изображения святой Гликерии известны в составе композиций Соборов новгородских святых, где она представлена юной девой с округлым лицом, непокрытой головой и спускающимися на плечи волнистыми волосами с прямым пробором.

СВ. ПРАВЕДНАЯ ДЕВА ГИЛИКЕРИЯ. ФРАГМЕНТ ИКОНЫ «СОБОР НОВГОРОДСКИХ СВЯТЫХ», XIX в.
СВ. ПРАВЕДНАЯ ДЕВА ГИЛИКЕРИЯ. ФРАГМЕНТ ИКОНЫ «СОБОР НОВГОРОДСКИХ СВЯТЫХ», XIX в.

Наиболее раннее сохранившееся произведение с образом святой Гликерии – икона священника Георгия Алексеева «Новгородские святые» 1728 года (ГТГ). Оглавное изображение Гликерии помещено в верхней части левой группы на прориси с иконы Собора Новгородских святых, предстоящих Софии Премудрости Божией, XVIII в. (Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 399, 618-619); также на иконе «Ангел хранитель с избранными новгородскими святыми» 1-й половина XIX века (НГОМЗ) – поясной образ святой Гликерии в платье с оплечьем; на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 года в оправе мастера К. Рябкова, принадлежавшем свт. Филарету (Дроздову), митрополиту Московскому (СПГИАХМЗ – Шитова Л. А. Русские иконы в драгоценных окладах: Конец XVII – начало XX века. Сергиев Посад, 2005. С. 178, 253),– на голове святой светлый плат.

СВ. ПРАВЕДНАЯ ГИЛИКЕРИЯ (В ЦЕНТРЕ), ФРАГМЕНТ ИКОНЫ «СОБОР НОВГОРОДСКИХ СВЯТЫХ», XIX в.
СВ. ПРАВЕДНАЯ ГИЛИКЕРИЯ (В ЦЕНТРЕ), ФРАГМЕНТ ИКОНЫ «СОБОР НОВГОРОДСКИХ СВЯТЫХ», XIX в.

Святая дева Гликерия изображена на образе Новгородских чудотворцев XIX в. Сверху иконы – изображение Софии – Премудрости Божией с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, затем идут шесть рядов изображений святых Новгородской земли. Среди них в четвертом ряду – изображение преподобной Анны Новгородской, а в шестом ряду – святой праведной Гликерии.

Святая Гликерия включена в состав правой группы предстоящих Спасу Вседержителю на аналойной иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» конца XIX века из церкви св. апостола Филиппа в Великом Новгороде (одета в платье и плащ, руки в молении сомкнуты ладонями), на подобной иконе из местного ряда нижнего иконостаса 60-х гг. XX века того же храма (в верхнем ряду, голова покрыта платом, правая рука на груди).

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. СОВРЕМЕННЫЙ ВИД СКВЕРА НА МЕСТЕ УНИЧТОЖЕННОГО ХРАМА СВВ. МУЧ. ФЛОРА И ЛАВРА.
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. СОВРЕМЕННЫЙ ВИД СКВЕРА НА МЕСТЕ УНИЧТОЖЕННОГО ХРАМА СВВ. МУЧ. ФЛОРА И ЛАВРА.

В иконографии Соборов русских святых изображение Гликерии находится в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60–70-х гг. XIX века работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, на иконе конца 20-х – начала 30-х гг. XX века монахини Иулиании (Соколовой) (ризница СТСЛ) и на ее списках конца XX – начала XXI века (церковь свт. Николая в Клённиках и др.).

***

ХРАМ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СИМОНОВА МОНАСТЫРЯ. ФОТО 1914 г.
ХРАМ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СИМОНОВА МОНАСТЫРЯ. ФОТО 1914 г.

Святая Гликерия – дева, она из тех мудрых дев Евангельской притчи, которые собрали елей для светильников своих, чтобы достойно встретить своего Жениха Христа. Этот елей святых дел и подвигов помогли собрать предшествующие святой Гликерии жены Руси. Поэтому духовному взору образ святой праведной Гликерии раскрывается как светильник, горящий пред Богом.

Имя святой приоткрывает тайну ее подвига: Гликерия «Сладкая». На языке духовных понятий сладость это состояние приобщенности к Горнему миру: «сладости неизреченной»; потому в богослужебных текстах часто называют Спасителя «Иисусе Сладчайший».

Память ее совершается 13/26 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых.

СВЯТОЙ ПРАВЕДНОЙ ДЕВЕ ГЛИКЕРИИ НОВГОРОДСКОЙ

Тропарь, глас 8:

Вышния красоты желающи, нижнии сласти телесныя далече от себе отринула оси, и нестяжание паче суетнаго мира возлюбивши, ангельское житие провождала есн, Гликерие, дево блаженная, моля Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 3:

Веселися, Великий Новграде, великое сокровище стяжав, мощи твои, святая праведная дево Гликерие, благодать исцелений подающия всем с верою и любовию приходящим к ним. И ныне предстоящи с ликом святых жен русских пред Престолом Святыя Троицы, молися оставление грехов даровати чтущим святую память твою.

Величание

Величаем тя, святая праведная дево Гликерие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего.

МОЛИТВА

О святая праведная Глнкерие, дево Новгородская, яко свеща теплая на свещнице горящая, пожила еси во славу Христа Бога и многими чудесы прославленная! Не забуди нас, но яко молитвенница наша пред Пречистой Материю Господа нашего Иисуса Христа, сохрани юных во святей вере, целомудрии и чистоте, укроти вражду и злобу действом диавола воздвизаемую, подай мужество и крепость во искушениих. Благодать приемши исцелений, подай здравие сущим в болезнех, умоли Господа, да дарует мир граду твоему и отечеству нашему, да не оскудеет в земли нашей вера православная, испроси исправление греховнаго жития нашего и вечное спасение, да с тобою сподобимся прославляти в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва чтомая в Новгородской Флоровской церкви

О блаженная дево Гликерие, угоднице Христова! Услыши нас грешных, молящихся тебе. Приими молитву нашу и принеси ю к милостивому и человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Умоли Его благосердие, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей; и испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам без порока прейти поприще временныя жизни, избави нас от воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий к селению праведных, идеже празднующих глас непрестанный, зрящих лица Божия доброту неизреченную. Услыши моление наше, дево Гликерие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога Триипостаснаго, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Литература и источники:

1. ПСРЛ. Т. 30. С. 192, 194.
2. Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 319, 380.
3. Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 221.
4. Краснянский Г., свящ. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых и угодников Божиих. Новгород, 1876. С. 86.
5. Трофимов А. Святые жены Руси. М., 1994. С. 112–114).

1 комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

  • Александр Трофимов. Спасибо Вам за интересную статью. Мне очень понравилось
    Республика Кыргызстан г Орловка Закиров Марат.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 ДЕКАБРЯ — СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ДЕКАБРЬ 2022 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

6 декабря / 23 ноября – День памяти св. благоверного князя Александра Невского (1220/21-1263)
***
6 декабря 1240 г. – После долгой осады монголо-татарские войска ворвались в Киев.
В 1239 г. армия хана Батыя предприняла новый поход на Русь. До этого монголы разбили основные силы Владимиро-Суздальской земли, взяли и разграбили четырнадцать городов Северо-Восточной Руси. Батый мечтал об империи, протянувшейся от Тихого океана до Атлантики. Теперь его путь лежал в южные и западные земли. Однако легкой победы добиться не удалось. Все города русичей приходилось брать штурмом. Первым захваченным городом стал пограничный Переславль, затем Чернигов. К декабрю 1240 г. Батый подошел к Киеву. Хан не хотел разрушать красивый город и предложил горожанам сдаться без боя. Однако киевляне решили биться насмерть. Осада Киева длилась долго. На защиту города вышли все его жители от мала до велика. По свидетельству летописца «один бился с тысячей, а двое – с тьмою». Монголам пришлось использовать стенобитные орудия. Через провалы в стенах монголы ворвались в город. Последний оплот защищавшихся – Десятинная церковь – пал (согласно историческим документам) 6 декабря 1240 г.
***
6 декабря / 26 ноября 1590 г. – Царским указом запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому.
Отмечавшийся на Руси 26 ноября по старому стилю Юрьев день (когда чтится память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, в период времени за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина.
26 ноября) / 6 декабря 1590 г. царь Феодор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Однако у крестьян еще оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 г. вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян – 5 лет. Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
***
6 декабря / 25 ноября1741 г. – В результате государственного переворота российской императрицей стала Елизавета Петровна (1709-1762), дочь Петра I и Екатерины I.
Елизавета Петровна росла веселой красавицей и была прекрасно образована. После брака родителей, и принятия в 1721 году Петром I императорского титула, дочери Анна и Елизавета получили титул «цесаревны», который отделял детей императора от других членов дома Романовых. Петр, сын казненного царевича Алексея, назывался великим князем, а племянница Анна Иоанновна царевной.
Завещание Екатерины I предусматривало права Елизаветы и ее потомства на российский престол после Петра II (сына царевича Алексея) и Анны (старшей дочери Петра I). Но после неожиданной кончины Петра II в 1730 г., Елизавета оказалась законной наследницей престола, поскольку ее сестра Анна отреклась за себя и своих потомков от прав на российскую корону. Несмотря на завещание, Верховный тайный совет, признав Елизавету незаконнорожденной, отказал ей в правах на престол и «пригласил на царство» Анну Иоанновну, в правление которой Елизавета находилась в опале и была очень далека от политической жизни. Хотя в свете она показывалась достаточно часто и по-прежнему блистала на балах. После смерти Анны Иоанновны в 1740 г. трон наследовал ее двухмесячный внучатый племянник Иван Антонович, но в результате реальная власть перешла к его матери – Анне Леопольдовне.
Русское дворянство и аристократия были недовольны режимом последних правительниц, а широкие слои русского общества считали, что все беды происходят от захвата власти «иноземцами». Но если Анна Иоанновна была русской, то Анна Леопольдовна со своим супругом принцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским являлись в глазах народа «чужими», несправедливо правящими Россией от имени младенца-императора, их презирали. Тем более, большое количество «немцев», занимавших главные посты в государстве, тоже многих не устраивало. Бирона ненавидели все, Миниха и Остермана не любили. В этих обстоятельствах массовые симпатии русского общества оказались на стороне Елизаветы, «русской сердцем и по обычаям», на дочь Петра Великого возлагали большие надежды. Центром движения в ее пользу стали казармы гвардейского Преображенского полка. Но немало потрудилась для завоевания симпатий гвардейцев и сама цесаревна. Она часто проводила время в казармах «без этикета и церемоний», одаривала гвардейцев деньгами и крестила их детей. Разговоры о возможном дворцовом перевороте начались ещё в начале 1741 г. Слухи о том, что Елизавета что-то затевает, неоднократно доходили до Анны Леопольдовны, но она не верила. Круг близких сторонников Елизаветы ограничивался в основном «кавалерами» ее двора. В подготовке переворота участвовали Разумовские, братья Шуваловы и Воронцов. Руководителями заговора являлись Лесток и сама цесаревна.
В ночь на 25 ноября / 6 декабря 1741 г. Елизавета Петровна, при поддержке своих сторонников и гвардейских офицеров совершила государственный переворот. В казармах Преображенского полка она обратилась к своим приверженцам: «Други мои! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Как вы служили отцу моему, так и мне послужите верностью вашей».
Не встретив сопротивления, с помощью трёх сотен верных гвардейцев Елизавета заняла Зимний дворец и провозгласила себя новой императрицей. Вызванные полки принесли ей присягу. Солдаты разбудили и арестовали Анну Леопольдовну и ее мужа, а младенца-императора Ивана VI забрала сама Елизавета. К семи часам утра переворот завершился, причём без пролития крови. Наутро после переворота была готова форма присяги новой императрице, и был обнародован манифест, в котором говорилось об узурпации власти иностранцами. Елизавета распорядилась арестовать всю Брауншвейгскую фамилию и ее приверженцев, но «в остальном с ними обходились без ненужной жестокости».
Еще через 3 дня был издан второй манифест, в котором провозглашалось, что Елизавета Петровна вступила на престол «по законному праву, по близости крови к самодержавным родителям». Право дочери Петра I на российскую корону подкреплялось ссылкой на завещание Екатерины I. Елизавета Петровна Романова короновалась в апреле 1742 года.
Иван Антонович был объявлен незаконным государем, не имевшим «никакой уже ко всероссийскому престолу принадлежащей претензии, линии и права», и заключён в Шлиссельбург, а остальное Брауншвейгское семейство отправлено в Холмогоры. Фавориты прежней императрицы Миних, Левенвольде и Остерман были приговорены к смертной казни, позднее замененной ссылкой в Сибирь – чтобы показать Европе терпимость новой самодержицы. Своих же приверженцев Елизавета щедро наградила. Рота Преображенского полка была наименована лейб-компанией. Все рядовые были пожалованы в дворяне и наделены имениями, другие участники переворота также получили высокие чины и подарки.
Стоит отметить, что подобные государственные перевороты были и до, и после Елизаветы Петровны, но есть ряд особенностей, присущих этому событию: с одной стороны, патриотические лозунги в гвардии, с другой – особая роль самой Елизаветы, которая не только приняла участие в перевороте, но и лично возглавила его, а затем сумела удержаться на престоле в течение 20 лет, являясь продолжательницей петровских традиций и преобразований. В целом, внутренняя и внешняя политика Елизаветы отличались стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти.
Императрица Елизавета была последней правительницей России, являвшейся Романовой «по крови». Официальным наследником престола она назначила своего племянника (сына сестры Анны) – будущего Петра III и женила его на принцессе – будущей Екатерине II. В его официальный титул были включены слова «Внук Петра Великого».
***
6 декабря 1813 г. – Родился Николай Платонович Огарёв (1813-1877). Поэт, публицист, русский революционер.
***
6 декабря 1971 г. – В Париже умерла Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 1872-1971). Русская балерина, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров, педагог.

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
patralex40
РУСЬ ОТЧАЛИВШАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 ДЕКАБРЯ — ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XV в. СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ПРОКЛА
prokl86
БОГОМУДРЫЙ АРХИПАСТЫРЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН САРВ, ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1867–1937)
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АРСЕНИЙ (ДМИТРИЕВ), ИГУМЕН ТИХВИНСКИЙ (1872–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕМИЛИАН (ЕМИЛИАН ИВАНОВИЧ ПАНАСЕВИЧ), ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1875–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ КАНДЕЛЯБРОВ, ПРЕСВИТЕР СЕННОВСКИЙ (1889–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ ПОКРОВСКИЙ, ПРЕСВИТЕР НИКОЛЬСКИЙ (1895–1937)
СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ИГУМЕНИЯ ИОАННИКИЯ (АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА КОЖЕВНИКОВА; 1859–1937)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

1 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЖУКОВА
МАРШАЛ Г. К. ЖУКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 НОЯБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (ТУРКЕСТАНОВА)
mitrifon7
ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (1861–1934). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 НОЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ВАВИЛОВА

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК