7 июня (25 мая ст. ст.) исполняется 77 лет со дня кончины преподобномученицы Елены (Елизаветы Петровны Коробковой). Изгнанная из родного монастыря, она в 1920-30-е годы обитала в сторожке при сходненском храме Святой Троицы, пела на клиросе и была арестована здесь же в 1937 году… Затем последовало обвинение, приговор – 10 лет лагерей и печально известный БАМЛАГ…
Предлагаем вниманию читателей очередную главку из книги «Сходня Православная», посвященную одной из небесных покровительниц нашего храма и города Сходни.
Александр А. Трофимов
***
Преподобномученица Елена родилась в 1879 года в деревне Малеево Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Петра Коробкова, впоследствии служившего приказчиком в английском магазине в Санкт-Петербурге, и в крещении была наречена Елизаветой. Отец умер, когда Елизавете было четырнадцать лет, и она жила в деревне с матерью. К этому времени Елизавета окончила сельскую школу и, когда ей исполнилось двадцать четыре года (в 1903 г.), поступила в один из монастырей Московской губернии, где находилась до его закрытия во время наступивших при советской власти гонений на Русскую Православную Церковь; здесь она приняла монашеский постриг с именем Елена.
После закрытия монастыря она поселилась при Троицкой церкви в городе Сходня, Солнечногорского района Московской области, где пела на клиросе и занималась рукоделием, зарабатывая на жизнь шитьем одеял.
В 1937 году стали арестовываться не только священнослужители, но и активные прихожане. Вместе с такой группой прихожан была арестована и монахиня Елена. В справке на арест ей ставилось в вину, что она «распространяет среди верующих церковную литературу, так называемые духовные Троицкие листки… церковно контрреволюционно настроена и до сих пор своей контрреволюционной церковной деятельности не бросает».
Монахиня Елена была арестована 29 октября 1937 года и заключена в камеру при районном отделении НКВД в Солнечногорске. На допросе следователь спросил ее:
– Вы, будучи знакомы с церковниками… и монахинями, друг у друга собирались, обсуждали против советской власти вопросы, вели контрреволюционную деятельность?
– Бывать я бывала у верующих и церковников,– ответила монахиня,– но вопросов против советской власти мы не обсуждали, и контрреволюционной деятельности я не вела.
На этом допросы были закончены, и монахиня Елена была переведена в Таганскую тюрьму в Москве. 15 ноября 1937 году тройка при УНКВД по Московской области приговорила ее к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Обвинение: «будучи знакома с церковниками и монахинями, участвовала в к/р сборищах, вела а/с агитацию и к/р деятельность». (Дело ДП-27624 ГА РФ Ф. 10035).
Из Таганской тюрьмы матушку Елену отправили по этапу на Дальний Восток, конечным пунктом стал город Лесозаводск Приморского края, 19-е отделение БАМЛАГа, 145-я колонна.
(Лесозаводск – город в Приморском крае России. Расположен на реке Уссури в 349 км от Владивостока. История города ведет начало с образования в 1894 году переселенцами из Киевской, Черниговской и Полтавской губерний. В 1924 году на правом берегу реки был основан лесопильный завод, позднее выросший в «Уссурийский деревообрабатывающий комбинат» – крупнейший на Дальнем Востоке.) Здесь она встретилась с голодом, непосильным каторжным трудом и нечеловеческими условиями содержания.
БАМЛАГ ОГПУ
Постановлением правительства от 13.04.1932 было создано Управление строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Но рабочих рук не хватало. Привлекать вольнонаемных рабочих было сложно: надо было давать высокую зарплату, предоставлять жилье, создавать условия для нормальной жизни. В малонаселенном крае это сделать сложно. И выход был найден – строительство БАМа было передано в ведомство ГУЛАГа.
Приказом ОГПУ от 10.11.1932 создается Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь – БАМЛАГ. Так в конце 1932 года на Дальнем Востоке возник самый крупный в стране исправительно-трудовой лагерь – БАМЛАГ. Его главные задачи:
– строительство Байкало-Амурской железной дороги;
– прокладка вторых путей на Транссибе;
– лесозаготовка, деревопереработка и добыча золота.
По всем направлениям будущей железной дороги развернулась сеть лагерных пунктов: десятки поселков заключенных за колючей проволокой. Костяком персонала, как управленческого, так и инженерно-технического, был контингент, прибывший со строительства Беломоро-Балтийского канала во главе с крупнейшим организатором подневольного труда Нафталием Ароновичем Френкелем. Френкель оставался начальником строительства в БАМЛаге весь последующий период. Менялись лишь его заместители.
В 1930-е годы через БАМЛаг прошли десятки тысяч людей. Их подвергали моральным и физическим истязаниям. Одни из них были расстреляны, другие осуждены и направлены в концентрационные лагеря, в переселенческие зоны. Жизнь их семей и близких была превращена в беспросветную полосу унижений и страданий.
Заключенные БАМЛАГа строили железную дорогу в невероятно трудных географических и климатических условиях. Они прокладывали рельсы через неосвоенные территории Дальнего Востока – горы, реки, болота, преодолевая скалы, вечную мерзлоту, высокую влажность грунта, заготавливали лес для нужд строящейся дороги. Основными инструментами были – тачка, лом, лопата, кайло, носилки. Бамлаговцы расчищали просеки, вели земляные работы, отсыпали железнодорожное полотно тачками, рубили лес и изготавливали шпалы, строили мосты. Заключенных в Амурской области стали именовать «бамлаговец» или просто «бамовец», это был синоним слова «зек».
Заключенные работали круглый год и в любую погоду. Когда строительство не укладывалось в сроки, администрация лагеря немедленно увеличивала рабочий день. Работали по шестнадцать, а то и восемнадцать часов в сутки. Не успевали обсыхать. Часто среди ночи поднимали на разгрузку прибывших вагонов, после чего невыспавшиеся зеки шли на стройки. У многих появилась «куриная слепота», то есть с наступлением вечера люди теряли зрение. В лагерных бараках свирепствовала малярия, простуда, ревматизм, желудочные заболевания. Спецодежда отсутствовала, заключенных одевали и обували в старое тряпье. Особенно тяжело было с обувью. Например, заключенные изготовляли ее сами из выброшенных автомобильных покрышек.
Добавьте комментарий