Жития святых Книги

СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ (Глава из книги «Икона Божией Матери Одигитрия Ефесская в судьбах России»)

СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XVIIIв.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XVIIIв.

17/4 августа Церковь отмечает день памяти семи отроков Ефесских. Предлагаем вниманию читателей две главы, посвященные святому граду Ефесу и семи отрокам, из книги Александра Трофимова «Икона Божией Матери Одигитрия Ефесская в судьбах России».

***

ЦЕРКОВЬ ЕФЕССКАЯ В КОНЦЕ I ВЕКА

 ЕФЕС. ПЕЩЕРА СЕМИ ОТРОКОВ
ЕФЕС. ПЕЩЕРА СЕМИ ОТРОКОВ

Ефес в I веке был главным городом провинции Асии. В то же время Ефес стал и центром христианской жизни в Малой Азии. Это ясно даже из словоупотребления апостола Павла. Находясь в Ефесе (1 Кор. 16, 8), он посылает привет от «всех Церквей Асийских» (1 Кор. 19, ср. 2 Кор. 1, 8 и Деян. 19, 10). Церковь Ефесская и называется на первом месте в перечне (Апок. 1, 11), и обращения к семи Церквам (Апок. 2–3) начинаются с обращения к Церкви Ефесской (2, 1–7).

Памятниками Церкви Ефесской в каноне Нового Завета являются пять писаний, носящих имя святого апостола Иоанна: Четвертое Евангелие, три послания и Апокалипсис. Если первыми читателями Евангелия от Иоанна были ефесские христиане, мы должны признать, что их духовный уровень был чрезвычайно высок.

 ЕФЕС. ВНУТРЕННИЙ ВИД ПЕЩЕРЫ СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ФОТО Б. И. ЦАРЕВА
ЕФЕС. ВНУТРЕННИЙ ВИД ПЕЩЕРЫ СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ФОТО Б. И. ЦАРЕВА

Усиленное внимание апостолов и их преемников к Церкви Ефесской, говорит о ее особом значении. Важность Ефесского центра подтверждается способностью ефесских христиан вместить возвышенное догматическое учение. Эта способность должна быть поставлена в связь с преизобильным излиянием Святаго Духа в первые же годы Ефесской Церкви (ср. Деян. 19, 1–20). Она подтверждается учением Послания к Ефесянам, представляющим, вершину мистического богословия апостола Павла. Возвышенная христология апостола Павла является основанием учения о Святом Духе и учения о Церкви. Это положение Ефесской общины в христианском мире таинственно: не будучи положением иерархического центра, оно, тем не менее, было настолько заметно, что не могло не содействовать росту церковного сознания первых христиан.

ЕФЕС. ГРОБНИЦЫ ПОД ЧАСОВНЕЙ В ПЕЩЕРЕ СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ
ЕФЕС. ГРОБНИЦЫ ПОД ЧАСОВНЕЙ В ПЕЩЕРЕ СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ

Но эти же апостольские писания свидетельствуют о распространении еретических заблуждений в Ефесе. Ереси были неизбежным следствием центрального положения Ефеса в жизни общекультурной и в жизни церковной. Есть и особая опасность высоты. Чем больше духовный успех человека, тем большим опасностям тонкого обольщения он подвергается. Этих опасностей не избежали и Ефесские христиане. Как и возвышенная христология, Ефесские ереси говорят о том же исключительном значении Ефесского центра.

В Откровении Иоанна Богослова (2, 1-11) Церковь Ефесская похваляется за свои первые дела,– за труды, терпение и противление ложным учителям. Но вместе с тем содержится грозное вразумление Ангелу (предстоятелю) Церкви Ефесской за ее холодность и за то, что она оставила первую любовь свою, и что ее светильник будет сдвинут со своего места, если она не покается.

Это предсказание, по свидетельству многих путешественников, исполнилось с совершенной точностью: от прежнего величия Ефеса и Церкви Ефесской в настоящее время не осталось ни малейших следов. После разрушения города готами в 262 году слова предупреждения в Апокалипсисе исполнились буквально; во всех окрестностях близ обширных развалин не встретишь ни одного христианина, а на месте бывшего храма св. Иоанна Богослова ныне стоит мечеть. Великий светильник начала христианства угас безвозвратно. Однако память о нем хранится в Русской Православной Церкви прежде всего через чудотворный образ Ефесской Божией Матери.

В V–VI веках Ефес был важнейшим городом Византийской империи после Константинополя. При императоре Константине I Великом город был в значительной степени перестроен. К IV веку большинство ефессян стали христианами, и в 401 году храм Артемиды был окончательно разрушен. Камень, из которого он был построен, пошел на строительство других зданий, в том числе собора Святой Софии.

***

СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ

ЕФЕС. ПЕЩЕРА СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ
ЕФЕС. ПЕЩЕРА СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ

История распространения христианства оставила в Ефесе еще одно замечательное свидетельство. Это пещера-памятник христианским мученикам, который называют «Семь спящих отроков».

Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, все они состояли на военной службе и были христианами. Когда император Декий (Деций Траян) (249–251 гг.) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смерть.

ПОРТРЕТ РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА ДЕЦИЯ. МРАМОР. III в. РИМ
ПОРТРЕТ РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА ДЕЦИЯ. МРАМОР. III в. РИМ

По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, они исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе.

Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся, и их ищут, чтобы представить на суд.

Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Их приговорили принять смерть в своей пещере – император приказал заложить вход в нее камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода. Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с двумя оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

 СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ФРАГМЕНТ ИКОНА XVI в.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ФРАГМЕНТ ИКОНА XVI в.

Но Господь навел на отроков чудесный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450 гг.) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.

Владелец участка (встречается вариант его имени Adolios), на котором находилась гора Охлон, начал строительство, и его рабочие разобрали вход в пещеру (вариант – чтобы использовать пещеру в качестве загона для скота). В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны.

СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. ФРАГМЕНТ. РОССИЯ. 1800 г.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. ФРАГМЕНТ. РОССИЯ. 1800 г.

Готовясь принять мучения, друзья поручили Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест – время гонения на христиан уже давно прошло. Расплачиваясь за хлеб, Иамвлих подал торговцу монету императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Его привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефecский епископ. Священник понял, что Бог открывает через юношу какую-то тайну, и отправился вместе с народом к пещере.

У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена святых отроков и причину их нахождения в пещере. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами. После этого святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения.

 САРКОФАГ НАХОДЯЩИЙСЯ В ПЕЩЕРЕ СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ
САРКОФАГ НАХОДЯЩИЙСЯ В ПЕЩЕРЕ СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ

Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых – чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти.

Православная церковь совершает память семи отрокам дважды: 4 августа и 22 октября (по юлианскому календарю). По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия – 1 сентября.

ИОАННОВСИЙ МОНАСТЫРЬ. ХРАМ ВО УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ С ПРИДЕЛОМ ВО ИМЯ СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. КАЗАНЬ. НЕ СОХРАНИЛАСЬ
ИОАННОВСИЙ МОНАСТЫРЬ. ХРАМ ВО УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ С ПРИДЕЛОМ ВО ИМЯ СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. КАЗАНЬ. НЕ СОХРАНИЛАСЬ

Об отроках упоминает в своем «Хождении» в Святую землю русский игумен Даниил (начало XII века). Посетив Ефес, он записал в своей книге: «И ту есть пещера, идеже лежат телеса семи отрок, иже спали 300 и 60 лет; при Декии цари успоша, а при Феодосии цари явишася». (Сообразуясь с хронологией правления императоров, срок сна подчас сокращают до 193 или 187 лет.)

Изображение семи спящих отроков в России достаточно распространены. В народе они почитались как целители животворящим сном. Их образы были особенно распространены в мелкой пластике, на небольших образках и змеевиках, которые использовались как амулеты от бессоницы. В них встречается особая иконография – семь спящих отроков располагаются вокруг образа Спасителя или свт. Николая. Зачастую Спаситель изображается в небесах, а отроки, лежащие по кругу, внизу. Изображение отроков иногда совмещается и с образом Богоматери.

ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТЫХ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ С ПРИДЕЛОМ ВО ИМЯ СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. КОСТРОМА. НЕ СОХРАНИЛСЯ
ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТЫХ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ С ПРИДЕЛОМ ВО ИМЯ СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. КОСТРОМА. НЕ СОХРАНИЛСЯ

Считается, что повествование «Пещера» 18-й суры Корана есть не что иное, как вариант христианского предания о семи спящих отроках, спасенных Господом от преследований за веру. Благодаря восточному происхождению история спящих отроков популярна и в мусульманском мире – ее использует Мухаммед в Коране.

На территории Древней Руси и современной России было 6 храмов, посвященных святым отрокам Ефесским, два из них не сохранились.

***

Тропарь святым семи отрокам, иже во Ефесе, глас 4:

Велия веры чудесе, в пещере яко в чертозе царском святии седмь отроцы пребыша, и умроша без тли, и по мнозех временных восташа яко от сна, во уверение воскресения всех человеков: тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Ин тропарь, глас 8:

Благочестия проповедники и воскресения умерших изобразители, Церкви столпи седмочисленныя, отроки всеблаженныя песньми восхвалим: тии бо по многих летех нетления, аки от сна воставше, всем возвестиша яве мертвых востание.

Кондак, глас 4:

Мира сущая тленная презревая и нетленныя дары приемше, умерше кроме тления пребыша: темже востают по многих летех, все погребше лютех неверие: яже во хвалении днесь вернии восхваляюще, Христа воспоим.

Ин кондак, глас 4:

Прославивый на земли святыя Твоя, прежде Втораго и страшнаго пришествия Твоего, Христе, преславным востанием отроков показал еси Воскресение неведящим е, нетленна одеяния и телеса явив, и царя уверил еси вопити: воистинну есть мертвых востание.

Величание

Величаем вас, святии седмь отроцы, иже во Ефесе, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

***

МОЛИТВА СВЯТЫМ СЕМИ ОТРОКАМ ВО ЕФЕСЕ

СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XIX в.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XIX в.

О пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя. Низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходити ко Мне. Болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастати. И всех нас, святей иконе вашей предстоящих рабов Божиих (имена), и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ИНАЯ

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живых и мертвых, молитв ради святых седми отроков Ефесских, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни, и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 АВГУСТА — СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XVIIIв.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 АВГУСТА — ПАМЯТЬ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ИИ
fialka1
ФИАЛКА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

В здоровом теле здоровый дух,
На самом деле – одно из двух.
(Гринберг)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 АВГУСТА – ПРОИСХОЖДЕНИЕ (ИЗНЕСЕНИЕ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ – ПРАЗДНЕСТВО ВСЕМИЛОСТИВОМУ СПАСУ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
tutaev03
ПРЕЧИСТОМУ ТВОЕМУ ОБРАЗУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, БЛАГИЙ…ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 АВГУСТА – ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ, МАТЕРИ ИХ МУЧЕНИЦЫ СОЛОМОНИИ И УЧИТЕЛЯ ИХ МУЧЕНИКА ЕЛЕАЗАРА
 СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ МАККАВЕИ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА
СОЛОМОНИЯ, МАТЬ МАККАВЕЕВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 АВГУСТА — ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ. ВИЗАНТИЯ. XIV в.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 АВГУСТА — ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА
СВ. ВМЧ. ПАНТЕЛЕИМОН. ИКОНА. XIII в. СИНАЙ
ЖИТИЕ И СТРАДАНИЯ СВЯТОГО СЛАВНОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 АВГУСТА 1921 Г. – ДЕНЬ КОНЧИНЫ АЛЕКСАНДРА БЛОКА
blok
А Смоленская нынче именинница,
Синий ладан над травою стелется.
И струится пенье панихидное,
Не печальное нынче, а светлое.
И приводят румяные вдовушки
На кладбище мальчиков и девочек
Поглядеть на могилы отцовские,
А кладбище – роща соловьиная,
От сиянья солнечного замерло.
Принесли мы Смоленской заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее, –
Александра, лебедя чистого.
1921 г.
Анна Ахматова

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 АВГУСТА — МЧЧ. БЛГВВ. КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА, ВО СВ. КРЕЩЕНИИ РОМАНА И ДАВИДА
 СВВ. БОРИС И ГЛЕБ. ИКОНА. XIV в. МОСКВА
К ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ ПАМЯТИ СВЯТЫХ КНЯЗЕЙ-СТРАСТОТЕРПЦЕВ БОРИСА И ГЛЕБА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК