Джан – на Востоке этим словом называют тех, кого любят. «Джаночка» – значит дорогой, любимый человек: так мама обращалась ко многим из близких уже со времени знакомства со своим будущим супругом. Столько ласки, заботы, любви вкладывала она в это слово. Джаночкой называла маму племянница Грета – ее приемная дочь.
Великое чувство! У каждых дверей,
В какой стороне ни заедем,
Мы слышим, как дети зовут матерей
Далеких, но рвущихся к детям.
Великое чувство! Его до конца
Мы живо в душе сохраняем,
Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем!
(Н.А. Некрасов)
Вся жизнь моей мамы прошла под благодатным покровом Божией Матери и Ее Тихвинского образа. Моя бабушка, Татьяна Васильевна, благоговейно чтила Пресвятую Богородицу и хотела, чтобы дочь носила Ее имя. Но поскольку не принято давать имя в честь Божией Матери, то она выбрала Ангелом дочери святую мученицу Марию-Голиндунуху († 591 г.), день празднования которой приходится на 25 июля. В этот же день празднуется память иконы Божией Матери «Троеручица» и афонской чудотворной иконы Божией Матери «Самонаписавшаяся». Родилась же Мария Сергеевна 13 июня в день памяти иконы Божией Матери «Нерушимая Стена». И кончина Марии Сергеевны связана с днями памяти Богоматери: 9-й день – это предпразднство Благовещения, а 40-й день – Вторник Светлой седмицы, день памяти Иверской иконы Божией Матери.
Мария Сергеевна особенно любила образ «Троеручицы», не раз бывала в московском храме Успения Богородицы в Гончарах, где находится этот чтимый образ. Помню, как радовалась мама, когда я привез ей в подарок образ «Троеручицы» из афонского монастыря Хиландар, где хранится ее первообраз. Она поставила икону на самое видное место, и каждый день обращалась к ней, читая тропарь и молитву. Но, безусловно, самым драгоценным сокровищем для Марии Сергеевны во все дни ее сознательной жизни была Тихвинская икона Божией Матери.
В день своего Ангела Мария Сергеевна обязательно исповедовалась и причащалась. Если память святой приходилась на субботу или воскресенье, она причащалась в своем приходском храме. В будние дни не всегда в этот день бывала служба, поэтому Мария Сергеевна ездила в храмы, где Литургия совершалась каждый день. В 1970-е годы найти книгу с житиями святых было очень непросто. Мне удалось найти и переписать житие святой мученицы Марии-Голиндухи.
СТРАДАНИЕ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ МАРИИ-ГОЛИНДУХИ
«Надо почитать своим долгом ставить себе в пример добродетели и совершенства, жизнь и поступки тех святых, имена которых мы носим. И делать это в продолжении всей борьбы, которую мы ведем в нашей жизни».
(Преп. Нектарий Эгинский)
– Что это за ужасное место и кто это здесь мучается?
Ангел сказал ей:
– Это место казни грешников и неверных,– мучаются здесь и твои прародители, которые поклонялись идолам и ложным персидским богам.
Они наблюдали явления природы, толковали сны, предсказывали будущее. В языческом мире пользовались огромной властью. Знание их восходит ко временам Древнего Вавилона. Основатель религии древних жителей Ирана Зороастр во многих древних памятниках выставляется как глава и преобразователь класса магов или волхвов.
Скорбела Голиндуха о гибели своих прародителей и тяжко вздыхала. Потом Ангел повел ее в другое место, где был рай Божий и жилище праведных, и показал ей чрез малую дверцу область великого света, и в нем многих мужей и жен, веселящихся в неописуемой радости. Затем Ангел вошел в те дверцы; когда же Голиндуха хотела пойти за Ангелом, он не пустил ее, сказав:
– Ты не можешь войти сюда, не будучи христианкой: сюда никто не входит из не принявших святого крещения Христова.
Тотчас со страхом проснулась Голиндуха, удивляясь видению, и очень желала сделаться христианкой. Озабоченная мыслью, как бы сподобиться Святого Крещения, она стала со слезами молиться, призывая на помощь христианского Бога, и скоро получила просимое. Наставляемая и руководимая Ангелом Господним, она тайно вышла из дома, пришла к одному священнослужителю, находившемуся в потаенном месте. Так Голиндуха была наставлена в вере и крещена; при крещении дано было ей имя Мария.
По принятии крещения она снова возвратилась в дом, но уже не повиновалась естественному супружескому закону, не желая быть оскверненной нечестивым мужем, так как была обручена невестой Христу. По наставлению духовного отца, крестившего ее, Голиндуха пребывала в посте и молитве, посвящая ей целые ночи; день она проводила в молчании, не желая беседовать с неверными, а мужу своему не позволяла и прикоснуться к себе. Удивлялся муж происшедшей в ней неожиданной перемене и ее необычному поведению, недоумевая, что это с ней случилось, и беспокоился о ней. Но особенно жалел он о лишении плотского соединения с ней. Долго он старался сломить ее упорство то лаской и просьбой, то насилием и побоями, но не смог достигнуть цели, так как невеста Христова была укрепляема невидимой силой Божией, и муж был не в состоянии одолеть ее. Узнав, наконец, что супруга его стала христианкой, муж стал плакать о ней, как о погибшей, и всячески увещевал ее со слезами, чтобы она отказалась от Христа и была бы с ним по-прежнему в супружеском общении; но не мог поколебать ее, утвержденную, как столп непоколебимый, в вере и любви Христовой. Он производил он над ней свои волхвования, призывая на помощь бесовскую силу, но ничуть не преуспел, потому что бесы не смели даже издали приблизиться к ней, видя, что она осиявается благодатью Христовой.
Тогда пошел он к царю Хозрою и с большим сожалением поведал ему, что жена его сделалась христианкой и гнушается союза с ним. Царь послал одного из своих приближенных увещевать ее, но вельможа возвратился тоже ни с чем. Множество раз посылал царь к Марии то знатных мужей, то благородных жен и они лаской и лестью пытались обратилась ее к прежней вере и к сожительству с мужем, но труд их был напрасным. Однажды царь послал сказать Марии Голиндухе, что, если она откажется от христианской веры и снова обратится к персидской, то он возьмет ее себе в жены, и она будет царицей,– но святая сказала пришедшим к ней:
– Я спрошу вас об одной вещи, скажите мне: вот царь возьмет меня себе в жены; но не умрет ли он,– останется ли жив во веки? Если будет бессмертен, то я послушаюсь его.
– Невозможно человеку быть бессмертным,– отвечали пришедшие. Царь – человек и без сомнения умрет.
Тогда святая сказала:
– Я не хочу соединиться со смертным и недолговечным царем, так как соединена с Царем бессмертным, во веки живущим, Христом Богом моим, за Которого готова и страдать и умереть.
Посланные, возвратившись, передали слова ее царю: он разгневался, приказал заковать ее с ног до головы в железные оковы, бросить в темницу и оставить там навсегда, как если бы она умерла. И оставалась мученица в темнице 18 лет. Между тем умер Хозрой, царь персидский, после него стал царем сын его Ормисдас; и в Греции переменялись цари: Иустин Младший (император 565-578 гг.), Тиверий II (Тиверий II – император 578-582 гг.), а после них – святой Маврикий (император 982-602 гг.). В это время пришел в Персию от греков посол по имени Аристовул, муж честный, боголюбивый и богоугодный; он услышал о том, что в темнице томится Мария-Голиндуха, пожелал ее видеть и получить от нее благословение. Он попросил у царя персидского, позволения ему беспрепятственно приходить в темницу. Получив разрешение, он пришел к святой, облобызал ее узы, в которые она была закована за Христа, и даже некоторую часть их взял себе, в благословение. Находясь в Персии, муж этот часто приходил к святой и научил ее псалмам Давидовым, так что невеста Христова, сидя в темнице, как в чертоге, воспевала их и благодарила Бога.
По уходе Аристовула Ормисдас по настоянию волхвов предал Марию-Голиндуху им на мучения. Они каждый день выводили ее из темницы, наносили ей множество ран и немилосердно мучили, но утром находили ее невредимой и здоровой.
Однажды от ран совершенно распались сосцы ее, ибо ее сильно били и по животу и по груди: когда же утром ее вывели снова на мучение, то все тело оказалось невредимым. Видя это, персы удивлялись и прославляли силу Христову, а многие из них даже перешли в христианскую веру. Волхвы же ярились, как звери, на агницу Христову и изобретали все новые муки: обожгли голову ее огнем; потом вложили Голиндуху в мех, завязав и запечатав, и бросили в глубокий ров, чтобы она там умерла. Но всесильной десницей Божией, ее жизнь была сохранена. Она осталась живой, хотя многие дни пребывала без пищи и пития, а может быть, кормилась невидимой пищей и невидимым питием. Ибо «Бог, идеже хощет, побеждает естества чин».
Когда действием силы Божией мученица много дней оставалась живой, приказано было осквернить ее бесстыдным людям. Для этого она введена была в особую комнату; но когда нечестивцы входили к ней, то не могли ее найти, ибо Бог соделал ее невидимой для них: не могли их скверные очи увидеть чистую невесту Христову. Когда же они уходили, то снова она становилась видимой. Тогда слуги опять взяли ее на мучения. Мученицу бросили на съедение громадному и страшному змею, которого содержали в глубокой пропасти, куда ему бросали корм. Но Господь послал Ангела Своего, и он заградил пасть змея и тот не посмел прикоснуться к многострадальному телу святой мученицы: обуздалась лютость змея, и стал он кротким пред ней, как ягненок, лежал и отдыхал у ног ее. И пребывала святая в пропасти со змеем четыре месяца: змею все дни бросалась положенная пища, а мученица без пищи и пития оставалась живой, благодаря силе Божией, чудесно сохраняющей ее жизнь.
Потом, спустя много дней, она почувствовала сильный голод, и явился ей Ангел Божий и, сотворив крестное знамение, прикоснулся к ее устам, со словами:
– Отныне ты не будешь чувствовать ни голода, ни жажды, а если что пожелаешь вкусить, как еще не бесплотная, то это будет в твоей воле.
Сказав это, он вывел ее из той пропасти. Увидев святую, нечестивые снова взяли ее, чрезвычайно удивляясь, как она избежала пасти змея и как вышла из пещеры, и многие говорили, что она христианским волхвованием околдовала змея, и что волхвованием же вышла из рва.
– Как сильно христианское волхвование,– восклицали они,– оно превосходит даже персидское!
Царь же, узнав о том, что она жива, приказал мечом отсечь ей голову, но когда она была ведена на казнь, Ангел Господень похитил ее из рук палачей и сохранил живой. Мученица, оставаясь невидимой для мучителей, пребывала между христианами, которые тогда только появлялись в Персии и жили в сокровенных местах. По слову ангельскому святая не испытывала ни голода ни жажды; лишь иногда, желая показать, что она не призрак, но имеет человеческое тело, брала малый кусочек хлеба и, омочив его в воде, съедала. Она делала это не часто: иногда раз в 10 дней, а иногда и реже. Спустя немного времени после того, как мученица была сохранена от смерти, позорно погиб нечестивый персидский царь Ормисдас: он был убит своими приближенными. После него царем сделался сын его Хозрой, внук старшего Хозроя, но и против него восстали вельможи, и он бежал из Персии. (Хозрой II Парвез правил с 590 по 628 год; он похитил из Иерусалиме Животворящее Древо Креста Господня, во время войны с греческим императором Фокой (614 г.). Древо Крестное было возвращено в Иерусалим в 628 г. преемником Хозроя II – Сироэсом, по заключении мира с греческим императором Ираклием.)
Во время своего странствия он размышлял, куда ему направиться: в Аравию ли, где уже были сарацины, или в греческие страны к христианам. Наконец, решил он отпустить вожжи коня своего, и в какую сторону пойдет он, туда и направиться. Когда всадник достиг того места, где дороги расходятся, конь выбрал путь, ведущий в греческие пределы, и направился Хозрой со всеми своими приближенными в Греческую область, где и был с честью принят царем греческим Маврикием. Маврикий дал Хозрою войска; с ними Хозрой пошел в Персию, победил врагов и снова занял престол свой.
Наступили отрадные, свободные дни для христиан, живших в Персии, ибо Хозрой считал Маврикия своим отцом и потому до его смерти не делал зла христианам. С Хозроем пришел в Персию святой Дометиан, епископ Мелитинский, посланный Маврикием. Он, как прежде Аристовул, собственными очами видел святую мученицу Mapию-Голиндуху, но уже не в оковах, а на свободе, проповедующую персам о Христе; он беседовал с ней, слышал о ее страданиях из ее собственных уст, а также от других людей, и, возвратившись в Грецию, поведал о ней многим. По проповеди Марии в Персии приняли святую веру ее родственники, а также немало знаменитых людей и многие из простого народа, ибо многие видели творимые ею чудеса и слышали предсказания о будущем и исполнение их. Ведь святая имела дар прозорливости и ей было открыто тайное и сокровенное; благодаря всему этому в тех странах умножалась слава Христова.
После этого святая отправилась в пределы Греческой области, в Киркисию и Дарию, посетила она и Иерусалим, где поклонилась Животворящему Древу Честного Креста, Гробу Господню и прочим святыням. Пришла она между прочим в один монастырь, где господствовала ересь злочестивого Севира. (Севир – основоположник ереси, утверждавшей, что на Кресте страдало Божество Иисуса Христа. Он исказил «Трисвятое», присоединив к нему и слова: «Распныйся за нас, помилуй нас, Отец и Дух Святый, вместе с Сыном страдавшие на Кресте».) Помолилась святая Богу, чтобы Он открыл ей истину о севирианах: следует ли принимать от них причащение или нет; святая увидела Ангела, держащего два потира (потир – чаша для Святых Даров):– один был исполнен тьмы, а другой – Света. И Ангел открыл ей, что потир с тьмой есть еретическое причащение, а со светом – причащение Святой Соборной Кафолической Церкви. Поэтому святая пренебрегла общением с еретиками и поспешила уйти оттуда.
Руководимая Ангелом Божиим, проходила она и другие страны и города, посетила Иераполь Сирский и в нем епископа Стефана, который впоследствии написал ее житие. Но вот приблизилась блаженная кончина Марии, она занемогла. В это время Мария пребывала в церкви святого мученика Сергия, находящейся между Низивией и городом, называемым Дарой; она помолилась о спасении всего мира, возблагодарила Бога за великую Его милость, явленную на ней, и радостно предала свою святую душу в руки Господа, Которого так возлюбила и ради Которого так много пострадала; она просияла в лике святых мучениц в Царстве Небесном. Так святая мученица Мария, она же и Голиндуха, окончила свою земную жизнь о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава во веки, аминь. (Святая мученица Мария-Голиндуха скончалась в 591 г. По Константинопольскому типикону IX-Х вв. житие ее написал Евстратий, пресвитер великой Константинопольской Церкви,– современник святого патриарха Евтихия.)
Добавьте комментарий