Главная К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ Любовь воплощенная

ЛЮБОВЬ ВОПЛОЩЕННАЯ. КНИГА 1 ГЛАВА 3. ВОСПОМИНАНИЯ О МАРИИ СЕРГЕЕВНЕ

Невозможно одному человеку, даже близкому и любящему, дать достаточно полную характеристику личности. Образ человека должен отразиться во многих зеркалах, чтобы засиять красотой в преломлении взглядов и воспоминаний, как алмаз, ставший после огранки сверкающим бриллиантом. Так и воспоминания разных людей раскрывают новые и новые грани дарования человека, его отношение к людям, к своему внутреннему миру и окружению. Поэтому мы приводим подборку воспоминаний о Марии Сергеевне. Они очень разные, но у них есть общая черта – это не плоды литературного труда, а запись живой речи с голоса, когда больше говорит сердце, а не язык, вернее, когда устами человека говорит сердце…

ДАРЫ ЗЕМНЫЕ И НЕБЕСНЫЕ

msodin110После того, как в 1990 году я стал священником, местом моего служения стал Никольский храм города Солнечногорска. Тогда пришло время открытия и возрождения порушенных храмов, и потому довольно скоро меня направили восстанавливать приход храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поярково Солнечногорского района Московской области. Когда я впервые увидел поярковскую церковь, сердце мое возликовало от той красоты, какая предстала перед глазами. Прекрасный древний храм с изумительной шатровой колокольней как будто явился из Древней Руси, чтобы радовать нас. Однако служение в этом храме началось очень не скоро. Чудесная церковь, которую называли в книгах шедевром древнерусской архитектуры, находилась в аварийном состоянии. В любой момент здание ее могло обратиться в груду кирпичей. В особенно ужасающем состоянии находилась колокольня. Из-за того, что она сильно наклонилась, экскурсоводы, привозившие сюда группы, называли колокольню в Поярково «нашей Пизанской башней». Совершать богослужения в этом древнем храме было опасно для жизни. Реставраторы, к которым мы обратились во время оформления документов на храм, сказали нам, что служить в храме категорически запрещается, так как своды здания и колокольня могут рухнуть.

ПОЯРКОВСКИЙ ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ДО РЕСТАВРАЦИИ. 1997 г.
ПОЯРКОВСКИЙ ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ДО РЕСТАВРАЦИИ. 1997 г.

К моменту возвращения храма Русской Православной Церкви он 50 лет стоял в запустении и постепенно разрушался. Местные жители, полагавшие, что в стенах храма спрятаны какие-то драгоценности, постоянно долбили стены в поисках мифических сокровищ. Кроме того, вокруг церкви стихийно возникло кладбище, и те, кто приходили сюда, использовали здание церкви в качестве туалета. В таких условиях нужно было начинать жизнь нового прихода.

Господь не оставил нас в этой трудной ситуации. Промыслом Божиим еще до нового назначения по совету своего духовника я познакомился с Александром Трофимовым. Мы встречались с ним, беседовали о духовных предметах. Когда я получил новый приход, выяснилось, что Александр живет в городе Сходня, находящемся в пяти километрах от Поярково. Поэтому его дом стал как бы «подворьем» нашего храма. Тогда-то я и познакомился с его мамой – Марией Сергеевной Трофимовой.

У СТАРОГО ДОМА. СХОДНЯ. 1998 г.
У СТАРОГО ДОМА. СХОДНЯ. 1998 г.

Мария Сергеевна участвовала во всех делах, связанных с восстановлением храма, делая это с какой-то особой радостью и даже ликованием. Видно было, как ей хочется помочь, принять участие в этом деле. Тогда она ходила молиться в Троице-Никольский храм города Сходни, но мне очень хотелось, чтобы Мария Сергеевна стала прихожанкой нашего храма. Столько света и любви было в ее глазах, в голосе, манере общения. Очень скоро посещения ее старенького сходненского дома стали для меня праздником.

В этом доме мы хранили все, что приобретали для совершения богослужений: подсвечники, богослужебные сосуды, первые иконы и даже антиминс.

Скоро нам удалось договориться с одним из жителей Поярково, который выделил комнату в своем доме для совершения богослужений. Сын Марии Сергеевны принимал участие во всех делах, связанных с храмом, а мама его молилась о нас, поила чаем после богослужений, обсуждала наши проблемы.

Мария Сергеевна была очень сильной молитвенницей, и я думаю, что ее молитва сыграла не последнюю роль в устроении жизни нашего прихода. Один благотворитель подарил нам сборный дом и за несколько дней мы поставили его рядом с храмом. Начались хлопоты по устроению домовой церкви. Как ликовала Мария Сергеевна, когда мы совершили в этой импровизированной церкви первую Божественную литургию. Но пока все так же мы продолжали хранить в ее доме храмовую утварь и многое другое из необходимого для жизни храма.

Сын Марии Сергеевны постоянно ходил в поярковский храм, пел на клиросе, читал Апостол, и Мария Сергеевна все чаще стала приходить вместе с ним на богослужения. Так постепенно она стала постоянной прихожанкой нашего храма.

***

Мария Сергеевна с удивительным благоговением и трепетом относилась к священникам. Это не было отношение к конкретному человеку, который тебе приятен или симпатичен, а именно благоговение к священному сану. Она глубоко чувствовала благодать, которая дарована священнослужителю. Сейчас слишком часто встречается панибратское отношение к священнику, вольное обращение с ним. Ничего подобного не могла позволить себе Мария Сергеевна, она знала, что такое служитель Церкви, служитель алтаря, и какую великую власть даровал ему Господь.

М. С. ТРОФИМОВА В ХРАМЕ
М. С. ТРОФИМОВА В ХРАМЕ

Еще одним качеством Марии Сергеевны была любовь к храму и богослужениям – это редко сейчас встретишь. Она удивлялась, почему люди так редко ходят в храм, почему не хотят напитаться там благодатью и радостью, которые приносит людям богослужение. Помнится, в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона на службу в храм пришло лишь несколько человек. Подошла к Марии Сергеевне моя супруга – матушка Ирина и сказала:
– Мария Сергеевна, как мало народу на службе!
– Видно, только мы с тобой больные, а остальные все здоровы,– ответила она.
Это, конечно, было сказано с юмором, но люди и в самом деле не понимают, чего лишают себя. Можно получить реальную помощь, прикоснуться к небесной радости и любви, но храм почти пуст,– на это сердце Марии Сергеевны отзывалось печалью. Она так радовалась, когда ей удавалось что-то сделать для храма: почистить подсвечник, последить за свечами, налить людям святой воды.

Радостно было видеть, как она входила в храм, будто окруженная светом. Она всюду несла с собой и в себе этот свет. Часто видишь, как люди входят в храм вяло, без молитвы, как в обычный дом. Мария Сергеевна переступала порог храма с молитвой, она была предельно собрана, в ожидании радости от встречи с местом, осененном благодатью. Когда она входила в храм, всё вокруг нее оживало: люди оживлялись, начинали улыбаться, приветствовать ее: наша Мария Сергеевна пришла!

После нескольких лет общения с Марией Сергеевной я прекрасно понимал, что она – человек Божий и что Господь многое ей открывает – и в смысле происходящих событий, и особенно – во внутренней жизни человека. Поэтому не раз обращался я к ней, когда нужно было ответить на серьезный вопрос или проверить, верное ли я принял решение.

Когда я задавал свой вопрос, первой ее реакцией была настороженность и смиренное сознание своего недостоинства: как может она давать совет священнику. Но потом она справлялась с собой, и ответы ее были всегда точны и своевременны. Иногда она отвечала не сразу, а помолившись, и через какое-то время давала ответ. Господь открывал ей Свою волю. Многое она провидела и знала. Помню, когда близкий мне человек покупал квартиру, нужно было решить, в каком районе поселиться, так как к тому времени уже было несколько вариантов. Пришли мы к Марии Сергеевне, спрашиваем, где лучше купить квартиру. И вдруг она говорит:
– Да, да, Черемушки.
Ни о каких Черемушках мы и не говорили, но она точно назвала тот район, в котором находилась одна из предлагаемых квартир. В ней мой друг впоследствии и поселился.

Исповедь ее всегда бывала краткой. Только конкретные грехи безо всяких пояснений и самооправданий. Неприкрытое самообличение и осознание своей греховности. Она не копалась в себе, но очень хорошо видела главное, с чем нужно бороться, чтобы быть ближе к Богу. Я сам учился у нее, как следует исповедоваться. К причащению Мария Сергеевна готовилась заранее: строго постилась, прочитывала все положенное правило.

Из Евангельских событий мы знаем о двух служениях женщины в мире – пути Марфы и Марии. Господь сказал: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10, 42). Мария Сергеевна не случайно получила имя «Мария». Она любила молиться, молилась трепетно, горячо, с твердой верой в то, что Господь исполнит просимое. Она многое и многих вымолила за свою долгую жизнь. Не раз приходил я к Марии Сергеевне с близкими людьми в трудные моменты их жизни. И каждый раз она немедленно оставляла все домашние дела, чтобы участвовать в совместной молитве, обычно вставая позади всех, опустившись на колени.

Однако и служение Марфы – деятельная помощь и забота о людях – были для нее делом привычным. В Марии Сергеевне я видел гармоничное соединение обоих служений – Марфы и Марии. Всякие дела и заботы – пусть очень важные и нужные не были для нее важнее человека. Если кто-то приходил в дом или обращался к ней за помощью в любом другом месте,– все откладывалось, и полное внимание и забота отдавались человеку. Она старалась утешить, подбодрить человека, помочь, снять усталость, дать отдохнуть от тревог и проблем, и даже развеселить. Людям хотелось подольше задержаться в ее гостеприимном доме, и Мария Сергеевна никогда не говорила, что куда-то спешит или есть другие дела; никогда не говорила, как ей трудно или больно. Такое общение с людьми, отдача себя,– это большой труд, для которого необходимы терпение, большие духовные, да и физические силы. Те, кто понимали это, старались не нагружать ее. Но бывало, что целыми днями находился у нее человек, целиком завладевая ее вниманием и заботой, потому что ему было здесь хорошо, спокойно и не хотелось снова погрузиться в свои проблемы. Мария Сергеевна никогда не напоминала, что «пора и честь знать», а терпеливо ожидала, когда человек сам начнет собираться домой.

Служение Марфы у Марии Сергеевны прекрасно сочеталось с молитвой и духовной помощью людям. Как не вспомнить неизменные сердечные чаепития в ее доме. А бесподобные, вкуснейшие соленые огурцы, которые друзья дома называли «конфетками». Сколько раз она наливала в банки рассол и накладывала эти огурцы для своих любимых великовозрастных «деток». Она свято блюла закон гостеприимства. Для нее накормить, напоить чаем человека было радостью. Помню, как она говорила:
– Люблю смотреть, как люди едят у меня.

Зная, как устают люди от современного ритма жизни, она часто предлагала гостям поспать на диванчике в тишине. Наверное, нигде мне не спалось лучше, чем в ее доме. Обязательно укроет пледом, поправит подушку. Проснешься – и поспал вроде бы недолго, а во всем теле ощущение бодрости, как после хорошего отдыха.

Мария Сергеевна говорила, что в наши дни нужно обязательно хотя бы один раз в неделю выспаться, «вылежаться», тогда восстанавливаются силы, помогающие выдержать следующую напряженную неделю.

Еще помню, как удивили меня ее слова:
– Люблю, когда люди храпят во сне. Значит сон у них крепкий, и я радуюсь, что человек отдыхает от трудов.
Вот пример материнского отношения к людям.

Никогда и ни к кому не было в ней равнодушия (безразличия). Даже в самых мелочах она бывала внимательна к человеку, к его словам, интересам и даже мыслям. Помню, в саду Марии Сергеевны рос куст крыжовника с очень вкусными ягодами. Мария Сергеевна приметила, что мне понравились ягоды с этого куста. С тех пор она не собирала с него ягоды, оставляя их для меня, и всякий раз приглашала:
– Отец Олег, куст ждет вас!

Еще один момент в ее характере хочется отметить. В старости человеку бывает очень трудно расставаться с привычным образом жизни, с любимыми вещами и обстановкой. Господь послал ей нелегкое испытание на склоне лет. Дом, в котором она жила много лет, обветшал и уже почти не держал тепло. Друзья и почитатели ее помогли начать ремонт. Подвели новый фундамент, но это не помогло, а когда отодрали штукатурку, то увидели, что стены дома сгнили, и его нужно было разбирать, чтобы на готовом уже фундаменте построить новый дом.

Но Мария Сергеевна так привыкла к этому дому, построенному вместе с мужем, в том числе и ее собственными руками. Мы ждали ее решения – и она смиренно согласилась на эту жертву. Кротко и терпеливо несла она все неудобства, когда выносили вещи, когда пришлось жить в тесноте у соседей. Новый дом был построен по ее молитвам. Дни и ночи она просила Господа и Божию Матерь о помощи; она прекрасно чувствовала, когда бывало особенно трудно. Помнится, позвонил ей, спрашиваю, как самочувствие, а она сама задает вопрос:
– Что, наверное, воруют строители?
– Точно, воруют, да еще как!
Вопрос был не в бровь, а в глаз: только что мы с Александром обсуждали, как прекратить воровство, а она уже знала об этом.

Мария Сергеевна хорошо чувствовала мое внутреннее состояние, знала, когда посещали скорби и искушения, когда накапливались усталость и напряжение. Я садился на диване в библиотеке или в кухне на стуле, а она тихонько подходила сзади и начинала массировать голову – и почти сразу после прикосновения ее пальцев пелена спадала, отбегала усталость, голова начинала соображать ясно.

Я знал, что она помогает больным людям, особенно находящимся в трудных душевных состояниях. Но однажды испытал силу ее молитвы, получив телесную рану. Находясь в доме Марии Сергеевны, я начал что-то рубить топором и сильно поранил руку. Кровь текла, не переставая, и я никак не мог остановить ее. Тут я увидел взволнованный взгляд Марии Сергеевны: она быстро сорвала подорожник, приложила к ране, подержала его – и кровь вдруг перестала течь. Я очень удивился, думал, что это ненадолго, но никаких последствий не было. Никогда в жизни у меня так быстро не заживали раны.

Мария Сергеевна выписывала множество рецептов и старалась поделиться ими с людьми,– часто это бывало очень кстати. Помнится, она рассказала мне, как снять головную боль, если нет под рукой лекарств, это было как раз то, что мне нужно в тот момент.

Не раз, когда у людей возникали сложные жизненные проблемы (особенно в семейных отношениях), я направлял их к Марии Сергеевне: «Сходи, побеседуй, послушай, что она скажет». В глазах некоторых можно было легко прочитать недоумение: как поможет эта старушка, ведь она – простая мирянка, пусть добрая и светлая, но не монахиня и не подвижница, и уж точно не старица. Однако те, кто приходили к ней с доверием и открытым сердцем, обязательно получали реальную помощь. Есть немало случаев, когда советы и молитвы Марии Сергеевны изменяли жизнь людей, устраивали семейное счастье, помогали в болезнях, скорбях и печалях. Когда же к ее словам и советам не прислушивались, возникало множество проблем и сложностей.

Приведу два примера. Прихожанка храма жила в отдельной квартире и захотела съехаться с сестрой. Мария Сергеевна сказала твердо: «Не нужно, живи одна». Но та не послушалась и поселилась вместе с сестрой, продав свою квартиру. Сестры, уже довольно пожилые, оказались совершенно разными по взглядам, образу жизни и убеждениям. Жизнь этой прихожанки теперь заполнена непрестанными скорбями, искушениями, недоумениями.

Другая прихожанка, собралась переехать к родственникам, обменяв квартиру. Мария Сергеевна очень просила ее не уезжать из Сходни. Она говорила: «проживешь без родственников с Божией помощью, будешь трудиться при храме, не бойся одинокой старости, с Богом никогда не будет одиночества». Но и эта женщина поступила по-своему. Сколько же слез пролила она потом, а исправить уже ничего невозможно. Какие письма писала она Марии Сергеевне, плача и сокрушаясь о своей ошибке!

Еще помнится, я был свидетелем того, как одна женщина жаловалась Марии Сергеевне на своего мужа. Мария Сергеевна стала говорить ей о молитве преп. Ефрема Сирина, которая обнимает все наши проблемы и стороны духовной жизни, и если исполнять слова молитвы, то все исправится, и наладятся отношения в семье. Нужно лишь глубоко вдуматься в слова молитвы. Особенно важно для мира в семье терпение: «дух … терпения и любве даруй ми…»
– Это я буду терпеть,– воскликнула женщина,– да никогда такое не потерплю!
Трудно помочь такому человеку, который не желает слушать мудрого совета, не хочет ничем пожертвовать, что-то, потерпеть.

Вспоминаются слова, которые я услышал от Марии Сергеевны в ее доме после того, как она вернулась из поездки в Москву:
– Саша, представляешь, сегодня не с кем было поговорить в электричке.
То есть, в заполненной электричке не нашлось человека, который мог бы принять духовную беседу, кому можно было бы помочь, утешить.

Многие люди, познавшие веру в зрелом возрасте, отвергают достижения культуры и пытаются отбросить свой прежний умственный и прочий «багаж» – это кажется им теперь ненужным. По этому поводу Мария Сергеевна как-то говорила:
– Почему только икона? Разве в живописи нет духовного? – А в литературе, поэзии, в нецерковной музыке, народной песне открывается столько прекрасного и очень нужного людям. А сколько красоты и любви Божией мы видим в природе!

Мария Сергеевна призывала девушек и женщин одеваться красиво и со вкусом, чтобы люди не думали, что православные христиане отвергают красоту и земную жизнь.

Мария Сергеевна могла находить пользу для души в самых различных областях и явлениях нашей жизни и культуры. Она смотрела телевизор, слушала радио, не обвиняя никого в бездуховности и растлении масс. Она просто смотрела и слушала то, что хотела и считала для себя нужным или полезным. Ей нисколько не вредил ни телевизор, ни видеомагнитофон, благодаря которым она с удовольствием смотрела фильмы о святых местах и монастырях.

В течение нескольких лет мне приходится вести на местном телевидении православную передачу в прямом эфире. Мария Сергеевна очень одобряла это начинание. Мне давали записи этих передач, и я просил Марию Сергеевну по возможности посмотреть, как получается, какие недостатки или сбои видны в программе. Она обязательно просматривала эти записи с карандашом в руках, записывая свои впечатления. Замечания высказывала очень мягко, все больше нахваливала и радовалась, что люди могут получить ответы на волнующие их вопросы.

Читала она и газеты, находила интересные статьи и читала их вслух тем, кто приходил в дом. В ней было постоянное желание поделиться с людьми тем, что она узнала, обсудить, услышать отклик, дать добрый совет.

Она постоянно сама училась и призывала людей не застаиваться, не замыкаться в своем личном или семейном мире. Она могла почерпнуть из самых неожиданных источников нечто важное и очень нужное многим – и самые разные по уровню развития люди слушали ее с интересом. Часто она повторяла:
– Если ты узнал сегодня что-то новое, значит не напрасно прожил день.

Говоря о Марии Сергеевне, невозможно не вспомнить Евангельскую притчу о талантах. Даже в глубокой старости, в «единонадесятом часу» жизни она продолжала наполнять свою душу духовными и иными полезными знаниями, всем, что может понадобиться людям – и делала это до последнего вздоха. Так она и прожила свой век, поэтому ее пример так важен для современных женщин. Даже умирая, она просила сына почитать последние его работы, зная, как важно для него ее мнение.

Мария Сергеевна не «убегала» от мира, а старалась брать от него лучшее, и сама обогащала не только окружающих людей, но и наш мир, стремясь сделать его лучше, добрее, светлее.

Мария Сергеевна любила слушать рассказы сына и других близких людей о поездках по святым местам, подробно расспрашивала о святынях, обо всем, что встречалось им на путях паломничества. Эти рассказы становились в том числе и ее духовным опытом, она пересказывала их другим людям, описывала в письмах. Единственное место, которое хотела, но так и не смогла посетить Мария Сергеевна – это Пюхтицкий монастырь в Эстонии; почему-то ее очень тянуло в эту обитель, в которой особенно ощущается присутствие Божией Матери. Но, положа руку на сердце, можно сказать, что Мария Сергеевна, сидя дома, получала неизмеримо больше, чем многие из тех, кто ездят в дальние края за благодатью. Для нее главным было то, что храм Божий рядом. Сколько раз она повторяла:
– Какое счастье иметь возможность посещать храм – тело Христово.

Узнав о тяжелой болезни моей мамы (у нее был инсульт), Мария Сергеевна немедленно отправилась в Поярково и три дня до самой ее смерти не отходила от больной. Только потом я узнал, что она два часа ждала автобус на морозе минус 25 градусов. Но автобус так и не появился, и ей пришлось вернуться домой. Потом я попросил, чтобы ее привезли на машине. Как она поддержала меня в эти трудные дни! Она видела, как я переживал, успокаивала, молилась, и мне в самом деле было намного спокойнее в ее присутствии.

Рядом с ней всегда становилось легко и спокойно. После смерти мамы она заменила мне ее, и материнское отношение и любовь Марии Сергеевны я чувствовал постоянно.

***

Во время своей предсмертной болезни Мария Сергеевна находилась в Мытищах, и мне не удавалось видеться с ней часто. Единственное, что старался делать – почаще причащать ее.
На примере Марии Сергеевны можно увидеть, как следует вести себя в болезни человеку духовному. Она старалась никого не обременять, не беспокоить, ничего не просила. Боли были очень сильные, она терпела их стойко, не показывая, как ей трудно. Я сказал ей, что можно принимать обезболивающие средства. Она ответила на это:
– От этих таблеток и уколов разум затуманивается, мне очень не хочется этого, я хочу, чтобы голова была чистой и можно было бы молиться.

А как она вела себя в больнице после операции! Лежала в коридоре на ободранном диванчике без матраца за ширмой, которая ничего не скрывала, так как простынями был затянут только верх, а снизу все было видно. У меня слезы выступили, когда я увидел все это. А она все принимала как должное и благодарила Бога. Ничего от врачей не просила и не требовала: раз ее так устроили, значит нужно в очередной раз потерпеть, для чего-то это нужно. И здесь с ней были неизменный молитвослов, акафистник, зачитанная, но аккуратно обернутая в белую бумагу Псалтирь; и еще на подоконнике лежала поэтическая антология, посвященная иве,– книга, составленная ее сыном. Да, ей было трудно здесь, но она продолжала молиться и заботиться о других людях – и это меня особенно поразило.

Я увидел, как должен поступать истинно духовный человек. В этой ситуации, когда и больно, и трудно, и неудобно, и неуютно – она не думала о себе. Первое, о чем она попросила меня, когда я пришел причастить ее, исповедать и причастить по возможности еще нескольких больных женщин, лежащих в палатах. Она говорила, что у них впереди – серьезные операции и как хорошо было бы перед этим приготовиться по-христиански. Просьбу ее я исполнил. Потом исповедал ее прямо у окошка, тут же и причастил.

Те, кто навещали Марию Сергеевну в больнице, говорили, что ее трудно было застать на месте, так как она постоянно ходила по палатам – беседовала, утешала больных, рассказывала им о Боге, о духовной жизни, читала молитвы. Скольких благодарных друзей обрела она за короткое время пребывания в больнице. Она говорила сыну, что Господь послал ее в это место скорби на Страстной неделе и в светлые Пасхальные дни, чтобы утешать и помогать людям, и она благодарна Ему за это; а сколько тайн и судеб открылось ей в беседах с больными и умирающими – знает только Господь.

Александр рассказывал, что после возвращения мамы начались непрестанные звонки тех людей, с которыми Мария Сергеевна познакомилась в больнице. И после смерти Марии Сергеевны звонили люди, которых судьба свела с ней в больнице. Они говорили, что таких удивительных людей не встречали в жизни и какое счастье, что они есть на земле.

***

Марии Сергеевне по благодати и милости Божией было многое открыто в сердцах людей. Но она никогда никого не обличала, не укоряла, а только поддерживала всячески. Такой удивительный дар Божий был у этой на первый взгляд ничем не приметной женщины. С этим даром она от нас и ушла. Конечно, нам всегда трудно расставаться с близкими людьми, от которых шло постоянное тепло и поддержка. Вот, кажется, она была мирским человеком, а я, священник, всегда чувствовал ее помощь. Она молилась за меня, и я это ощущал. По ее простоте, чистоте и вере многое ей открывалось. В простоте сердца она слышала то, что Бог говорит для людей. А для нашего прихода она была просто мамочкой, бесконечно всех любила, окормляла. Мы все чувствовали себя ее детьми. Жила она не здесь, но наш храм любила, стремилась сюда. По истинному смирению никогда не просила для себя каких-то удобств: чтобы ее привезли, отвезли. Скажешь ей: «Мария Сергеевна, мы за Вами пришлем машину»,– тогда поблагодарит сердечно и согласится, но чтобы попросила сама,– такого никогда не было…

29 марта 2002 года Мария Сергеевна отошла ко Господу. «Не стоит село без праведника»,– гласит народная мудрость,– и многие знавшие ее видели в Марии Сергеевне такую праведницу, имели счастливую возможность согреться ее сердечным теплом и любовью, услышать мудрый совет, получить утешение в скорби, болезни. Когда уходят от нас такие люди, в первое время кажется, что остались мы сиротами, что некому теперь дарить нам с такой щедростью любовь, радость, утешение. Но проходят дни, и начинаешь понимать и реально ощущать, что помощь продолжается. Она ушла с земли, но вместе с ней она унесла и свою молитву о нас и возносит ее к Богу. Ведь она так хорошо знала наши беды и нужды и теперь ей еще виднее, как можно и нужно помочь близким и любимым ею деткам…

Все мы были для нее детьми и верим, что ее материнская молитва, обрела еще большее дерзновение и силу.

Протоиерей Олег Кудряков

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ РАДОНЕЖСКИХ, РОДИТЕЛЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПРЕПОДОБНЫМИ КИРИЛЛОМ И МАРИЕЙ
ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ РАДОНЕЖСКАЯ († 1337 г.) (Глава из книги Александра Трофимова «Святые жены Руси»). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ДЕНЬ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ МАРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ШАФРОВОЙ-МАРУТАЕВОЙ
МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА - ЕДИНСТВЕННОЕ ФОТО, КОТОРОЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ЯНВАРЬ 2023 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

31/18 января – Память святителей Афанасия (295-373) и Кирилла (370/380-444), архиепископов Александрийских.
***
31/18 января – Память святителя Никиты, архиепископа Новгородского (1030-1108).
***
31/18 января – Память преподобных Кирилла и Марии Радонежских († 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.
***
31/21 января 1605 г. – Состоялась Битва при Добры́ничах – сражение между армией Лжедмитрия I и царскими войсками под предводительством князя Ф. И. Мстиславского близ деревни Добрыничи. Битва завершилась полным разгромом Лжедмитрия I, потерявшего в сражении значительную часть своего войска.
***
31/19 января 1714 г. – Петр I запретил жениться не получившим образования дворянским детям (недорослям).
Из текста Указа: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей, кроме однодворцев и приказного чина, цифири и геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». А священникам строго запрещалось венчать дворянских отпрысков без «соизволения» школьного преподавателя.
***
31/19 января 1801 г. – Грузия добровольно вошла в состав Российской Империи.
***
31/19 января 1852 г. – День рождения Льва Александровича Тихомирова (1852-1923), российский общественный деятель.
Лев Александрович Тихомиров писал в своих воспоминаниях: «Наш род принадлежит к коренным жителям Тульского края, насколько хватает семейных воспоминаний, был всегда духовного звания». Из семьи военного врача. Родился19 января 1852 г. на Кавказе, в военном поселении Геленджик. Окончил керченскую Александровскую гимназию (1870) с золотой медалью и поступил на юридический факультет Московского университета. Перевелся на медицинский факультет (1871).
Принимал активное участие в революционном движении. В 1872-1873 гг. – активный член общества «чайковцев», вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 г. арестован, был под судом по «процессу 193-х». В 1878 г. – член центра «Земли и воли» и редакции ее печатного органа. В 1879 г. – член Исполнительного комитета, распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», организовавшей убийство императора Александра II. От имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. (сразу после убийства Александра II) На Липецком съезде 20 июля 1879 г. (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. В начале марта 1881 г. вместе с оставшимися на свободе членами Исполнительного комитета несколько раз на конспиративной квартире обсуждал воззвание «Ко всему народу русскому» и письмо Александру III, которое сам и написал.
11 ноября 1873 г. Л. А. Тихомирова арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Замечательна история его освобождения из тюрьмы, рассказанная современниками. Однажды император Александр II лично обходил заключенных в Петропавловской крепости; естественно, каждый из осужденных пытался сказать государю о своей невиновности в надежде получить его защиту, но Тихомиров единственный честно признал себя заслуживающим наказания. Тогда император сказал, что не находит возможности содержать в одинаковом заключении столько «невиновных» людей совместно с «преступником» и повелел освободить Тихомирова из заключения. Произошло это в начале 1878 г., после его четырехлетнего заключения в крепости.
В 1880 г. Лев Александрович женился на Екатерине Дмитриевне Сергеевой и в 1882 г. вместе с женой эмигрировал за границу, проживая в Швейцарии, а затем во Франции. Вскоре после переезда в Швейцарию, 26 августа 1882 г., в семье Тихомировых родился сын, названный Александром (будущий православный подвижник и старец епископ Череповецкий Тихон).
К тому времени у него уже возникли сомнения в целесообразности революционной деятельности, но тем не менее в Женеве он стал во главе «Вестника Народной воли». И только в 1888 г. он открыто выступил иротив прежних своих идей, напечатав книгу «Почему я перестал быть революционером» (М ., 1888), которая сделала возможным его возвращение в Россию. В 1888 г. он написал прошение на Высочайшее Имя о помиловании и разрешении жить в России, что и было даровано ему Высочайшим повелением 10 декабря 1888 г.
Л. А. Тихомиров был глубоко православным человеком, в его трудах звучит искренняя и твердая вера в особую роль Церкви в истории народов. Он написал множество книг и статей, посвященных русской национальной идее, и стал самым крупным в России идеологом монархической власти. Итогом его трудов явилась книга «Монархическая государственность» (1905, переиздание СПб., 1992). В своих исследованиях он пытался раскрыть, с точки зрения православного историка, «понимание тех законов, которыми живет человеческое общество и государство».
При правлении П. А. Столыпина Л. А. Тихомиров был Высочайше пожалован чином статского советника и являлся членом кабинета министров. В 1907-1908 гг. он был членом Предсоборного Совещания.
В 1903-1906 гг. работал над книгой «Монархическая государственность». В 1907 г. был приглашен из Москвы лично Петром Столыпиным в Санкт-Петербург, где занял должность члена совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением ввиду обсуждаемого трудового законодательства. В 1909 г. Тихомиров вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 г.
За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 г.). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализировал историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой книге (впервые опубликованной лишь в 1997 г. в издательстве журнала «Москва») показано развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времён, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне Тихомиров доказывает истинность и глубину православного понимания истории. Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919-1920 гг.
Лев Александрович Тихомиров скончался в 1923 г. в Сергиевом Посаде посвятив остаток дней богословским трудам. Место его захоронения неизвестно.
***
31/19 января 1864 г. – В Москве открывается для посетителей первый в России «общедоступный зоологический сад» – московский зоопарк.
***
31/19 января 1865 г. – День рождения Тихона (в миру Василий Иванович Беллавин; 1865-1925), Патриарха Московского и всея Руси (1917-1925).

***
31 января / 12 февраля 1865 г. – День рождения Алексея Александровича Бахрушина (1865-1929). Родился в Москве, Российская империя. – Русский купец, потомственный почетный гражданин Москвы, меценат, благотворитель, собиратель театральной старины, создатель литературно-театрального музея.
Представитель московской династии Бахрушиных. Бахрушины были в старой Москве известными благотворителями. Будущий знаток театральной старины уже с шестилетнего возраста стал завсегдатаем Большого театра, потом – поклонником труппы Малого театра, а впоследствии сам пробовал играть на сцене Перловского театрального кружка. Учился в частной гимназии Ф.Креймана (III-IV классы). В 1888 г. включился в семейное дело – «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья» и до 1890 г. активно занимался торгово-промышленной деятельностью. Увлекшись собирательством, Бахрушин посвящал ему всё больше времени и постепенно отошёл от дел. Однако после смерти старшего брата, он был вынужден возглавлять до 1917 г. семейное дело. За свои промышленные достижения удостоился нескольких золотых медалей и ордена Св. Анны 3-й степени.
Также он был гласным Московской городской думы (1900-1916), в которой возглавлял комиссию по народным развлечениям. Комиссия приняла решение открыть в Москве 12 народных домов, заведовать которыми в 1915 г. был уполномочен А. А. Бахрушин.
Коллекционировать начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина. «Вскоре театральное собирательство, – вспоминал его сын, – превратилось у него в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина». 30 мая 1894 г. владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея. Он целенаправленно вёл поиски, чтобы представить в своей коллекции всю историю отечественного театра, от зарождения до современности. В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.
Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра. Из-за границы он привёз личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.
Идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». На «огонёк» к Бахрушину собирались известные актёры и режиссёры: здесь бывали А. И. Южин, А. Л. Ленский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. По сложившейся традиции сюда приходили не с пустыми руками. Так, прославленная актриса Малого театра Гликерия Николаевна Федотова передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки, полученные за годы сценической жизни.
Свой музей Алексей Александрович Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела – литературный, драматический и музыкальный. В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского. Немалый интерес представляли и сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники. Здесь были письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной культуры: А. С. Грибоедова, И. И. Лажечникова, М. М. Хераскова, Н. В. Гоголя, А. Н. Верстовского, А. Ф. Писемского, П. А. Каратыгина, Н. Г. Помяловского. Коллекция рукописей включала свыше тысячи наименований.
В драматическом разделе были собраны декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения актёров и драматургов, предметы театрального быта. Среди произведений декораторов хранились работы двух крупнейших театральных художников конца XIX — начала XX в. – К. А. Коровина и А. Я. Головина. Были здесь и народные картинки с изображениями «бесовских потех».
Особую ценность представляли личные вещи многих прославленных актёров. В драматическом разделе находилась, кроме того, изумительная по богатству портретная галерея: здесь рисунки, гравюры, литографии, живописные и скульптурные произведения, большая коллекция фотографий, причём не только отдельные портреты актёров, но и большое количество запечатлённых фотографами сцен из спектаклей.
Театральный быт представлен предметами, сопутствующими завзятым театралам, в том числе — уникальной коллекцией зрительских трубочек и театральных биноклей. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времён и народов: славянские гусли, румынская кобза, европейская мандолина, китайская флейта и даже африканские трубы. Верным помощником в собирательской деятельности Алексея Александровича Бахрушина была его жена Вера Васильевна. Она приводила в порядок газетные вырезки, афиши, программы, помогала отбирать вещи на выставки, устраивать экспозиции.
В 1909 г. бахрушинской коллекцией заинтересовалась Академия наук. 25 ноября 1913 г. состоялся торжественный акт передачи собрания Академии наук. Было создано Правление музея во главе с жертвователем, признававшимся пожизненным почётным попечителем музея. В 1915 г. жертвователь был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени. Музей, созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным, существует и поныне (ул. Бахрушина, д. 31/12). Он, как и прежде, располагается в старом здании. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, уцелевшая до наших дней. Алексей Александрович Бахрушин оставался во главе музея и после 1917 г., до самой смерти. Бахрушин умер в подмосковной усадьбе Малые Горки близ станции Апрелевка Киевского направления Московской железной дороги 7 июня 1929 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
***
31/19 января 1875 г. – День рождения Лидии Алексеевны Чарской (Вороновой; 1875-1937), писательницы. Родилась она в Санкт-Петербурге. Ей суждено было более 20 лет владеть умами и чувствами самого широкого круга читателей России.
Первая же повесть «Записки институтки», написанная в 1902 г., принесли ей громкую славу. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями, восторженно встречая новые книги. Повести «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», рассказы «Волька», «Первый день», «Два сочельник», сказки «Золотая свирель», «Волшебная сказка» и другие – вот неполный перечень того, что взахлеб читало подрастающее поколение начала XX века.
Она писала о доброте, любви к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости. Ее герои – люди разных сословий. Это и дворяне, обучающие своих детей в привилегированных учебных заведениях; и служащие, живущие на вознаграждение за свой труд; и нищие, которые мечтают о куске хлеба. Но всех их объединяет человеколюбие, желание отозваться на чужую боль, бескорыстие – те человеческие качества, дефицит которых особенно сильно ощущается в наше время.
В 1917 г., с приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения. С 1925 по 1929 гг. ей с большим трудом удалось опубликовать 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом Н. Иванова. Ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены. Больше не было любимого дела, куда-то исчезли благодарные читатели. Жизнь остановилась на полном ходу, особенно после известия о гибели сына Юрия, который сражался в Красной Армии. Началась буквально нищенская жизнь. И тогда именно К. И. Чуковский выхлопотал ей пенсию.
Она ушла тихо и незаметно. Но оставила после себя до сих пор никем не разгаданную тайну. Официальным местом ее погребения считается Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге.
О Чарской вспомнили в 90-е гг. XX столетия. Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Сейчас издано уже и полное собрание ее сочинений. Безусловно, книги Чарской найдут своего читателя, ее полюбят маленькие и юные российские граждане XXI века, как когда-то ее любили дети начала прошлого столетия. Книги ее повествуют о добросердечии и отзывчивости, о человечности, благодарности и любви, как высшей добродетели.
***
31/19 января 1879 г. –В Харькове, Российская империя, родился Борис Викторович Савинков 1879-1925) российский революционер, террорист, один из лидеров партии эсеров, руководитель Боевой организации партии эсеров, глава Союза защиты Родины и Свободы. Участник Белого движения, писатель (прозаик, поэт, публицист, мемуарист; литературный псевдоним – В. Ропшин).
Известен также под псевдонимами «Б. Н.», Вениамин, Галлей Джемс, Крамер, Ксешинский, Павел Иванович, Роде Леон, Субботин Д. Е., Ток Рене, Томашевич Адольф, Чернецкий Константин.
Принимал участие в подготовке ряда террористических актов на территории России: убийство министра внутренних дел В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, покушения на министра внутренних дел И. Н. Дурново и на московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова.
Савинков стал заместителем руководителя Боевой организации Евно Азефа, а после его разоблачения — руководителем. Вместе с Азефом выступил инициатором убийства священника Георгия Гапона, заподозренного в сотрудничестве с Департаментом полиции. В 1906 г. Савинков в Севастополе подготавливал убийство командующего Черноморским флотом адмирала Чухнина. Был арестован полицией, заключен в Севастопольскую тюрьму и приговорён к смертной казни, но бежал в Румынию.
В эмиграции в 1909 г. написал книгу «Воспоминания террориста», в том же году опубликовал повесть «Конь бледный», в 1914 г. – роман «То, чего не было». После начала Первой мировой войны Савинков перебрался в Париж, где, благодаря своим связям, получает удостоверение военного корреспондента. Его корреспонденция публиковалась в газетах «Биржевые ведомости», «День», «Речь».
После Февральской революции Савинков вернулся в Россию 9 апреля 1917 г. и возобновил политическую деятельность: он был назначен комиссаром Временного правительства в 7-й армии, а 28 июня – комиссаром Юго-Западного фронта. Савинков активно выступал за продолжение войны до победного конца. Стал товарищем (помощником) военного министра (военным министром был сам премьер Керенский). При наступлении Корнилова на Петроград был назначен военным губернатором Петрограда и исполняющим обязанности командующего войсками Петроградского военного округа. Но 30 августа подал в отставку, не согласный с изменениями в политике Временного правительства. После того 9 октября 1917 г. был исключен из партии эсеров по так называемому «корниловскому делу».
Октябрьский переворот 1917 г. встретил враждебно. В феврале-марте 1918 г. создал в Москве на базе организации гвардейских офицеров подпольный контрреволюционный «Союз защиты Родины и Свободы», включавший около 800 человек. Целями этой организации было свержение советской власти, установление военной диктатуры и продолжение войны с Германией. В конце мая заговор в Москве был раскрыт, многие его участники арестованы.
Уехал с военной миссией во Францию, где вёл переговоры о помощи Белому движению. Во время Советско-польской войны 1920 г. Савинков, обосновавшись в Варшаве. В октябре 1921 г. был выслан из Польши. Порвав с белым движением, Савинков искал связей с националистическими течениями. Он встречался с итальянским лидером Бенито Муссолини в 1922-1923 гг. Однако в конце концов Савинков оказался в полной политической изоляции, в том числе и от эсеров. В это время он занялся работой над повестью «Конь вороной», осмысляющей итоги Гражданской войны.
В начале августа 1924 г. Савинков нелегально приехал в СССР, куда был завлечен в результате разработанной ОГПУ операции «Синдикат-2». 16 августа в Минске был арестован вместе со своей любовницей Любовью Ефимовной Дикгоф и ее мужем А. А. Дикгофом. На суде Савинков признал свою вину и поражение в борьбе против советской власти. Военная коллегия Верховного суда СССР 29 августа 1924 г. приговорила его к высшей мере наказания – расстрелу. Верховный суд ходатайствовал перед Президиумом ЦИК СССР о смягчении приговора. Ходатайство было удовлетворено, расстрел заменен лишением свободы на 10 лет.
По официальной версии, 7 мая 1925 года в здании ВЧК на Лубянке Савинков покончил жизнь самоубийством. Воспользовавшись отсутствием оконной решётки в комнате, где он находился по возвращении с прогулки, Борис Савинков выбросился из окна пятого этажа во двор. Место захоронения Б. Савинкова неизвестно.
***
31 января 1881 г. – Экспедиционный корпус под командованием генерала М. Д. Скобелева вступил в Ашхабад. Завершено покорение Туркестана.
***
31/19 января 1887 г. – Умер Семён Яковлевич Надсон (1862-1887), русский поэт.
Появившийся в печати в 1885 г. сборник его стихотворений, тираж которого составил 600 экземпляров, принес Надсону огромный успех. При жизни поэта книга выдержала 5 изданий, а до 1917 г. ее успели переиздать 29 раз, последнее из которых имело огромный по тем временам тираж – 10 000 экз. После смерти Надсона его творчество получило еще большую известность. Многие поэты посвящают его памяти стихотворения (Я. П. Полонский, Л. И. Пальмин, К. М. Фофанов, Г. Ф. Дешкин). А с посмертной публикацией произведений Надсона слава его достигает своего апогея. Молодёжь заучивала его стихотворения наизусть. Произведения Надсона постоянно включались в альбомы и рукописные журналы учащихся, долгие годы их часто декламировали со сцены, почётное место отводилось им в различных хрестоматиях и сборниках. Свыше 100 стихотворений Надсона положено на музыку. И хотя шедевров вокальной лирики на слова Надсона не создано, примечательно, что к его произведениям обращались такие выдающиеся композиторы, как Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, Э. Ф. Направник.

ВЕРЬ В ВЕЛИКУЮ СИЛУ ЛЮБВИ!..

Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!

ВПЕРЁД!

Вперед, забудь свои страданья,
Не отступай перед грозой,-
Борись за дальнее сиянье
Зари, блеснувшей в тьме ночной!
Трудись, покуда сильны руки,
Надежды ясной не теряй,
Во имя света и науки
Свой частный светоч подымай!
Пускай клеймят тебя презреньем,
Пускай бессмысленный укор
В тебя бросает с озлобленьем
Толпы поспешный приговор;
Иди с любящею душою
Своею торною тропой,
Встречая грудью молодою
Все бури жизни трудовой.
Буди уснувших в мгле глубокой,
Уставшим – руку подавай
И слово истины высокой
В толпу, как светлый луч, бросай.

***

Блещут струйки золотые,
Озаренные луной;
Льются песни удалыя
Над поверхностью речной,
Чистый тенор запевает
«Как на Волге на реке»,
И припевы повторяет
Отголосок вдалеке.
А кругом царит молчанье,
И блестящей полосой
Золотой зари сиянье
Догорает за рекой.

***
31 января 1893 г. – В селе Прислониха в семье потомственных иконописцев родился Аркадий Александрович Пластов (1893-1972). Народный художник СССР (1962). Академик АХ СССР. Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).

Родился в семье потомственных иконописцев. В 1903 г. поступил в Симбирское духовное училище. С 1908 г. учился в Симбирской духовной семинарии, а затем переехал в Москву. Занимался рисованием у Дмитрия Архангельского. Некоторое время занимался в мастерской Ильи Машкова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Фёдор Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 гг., поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Его учителями были живописцы Алексей Корин, Аполлинарий Васнецов, Абрам Архипов, Алексей Степанов, Леонид Пастернак и скульптор Сергей Волнухин.
В его картинах отражены испытания советского народа в годы войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945),
В 1947 г. А. Пластов стал академиком АХ СССР. Член СХ СССР (1937), член правления СХ РСФСР и СХ СССР (1957), секретарь правления СХ СССР (1968).
***
31 января 1901 г. –Премьера пьесы А. П. Чехова «Три сестры» в Художественном театре.
***
31 января 1904 г. – В Москве умер Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), русский предприниматель, фабрикант, основавший во второй половине XIX века «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), а также владевший кондитерскими и чайными магазинами в Москве, Поставщик Двора Его Императорского Величества, председатель совета Учетного Банка, действительный статский советник.
Алексей Иванович и его супруга Агриппина Александровна похоронены на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве. В 1926 г. монастырь был закрыт, а кладбище уничтожено.
Во время Крымской войны Абрикосов делал ежегодные 100-рублевые пожертвования госпиталям и ополчению. Позднее стал членом комитета по оказанию помощи семьям убитых и раненных в войне с Турцией, в 1880 г. вошел в состав Совета Дома московского купеческого общества для бесплатных квартир. Служил старостой Успенского храма на Покровке.
Его супруга в конце 1889 г. открыла бесплатный родильный приют и женскую больницу с «постоянными кроватями А. А. Абрикосовой» (на пять коек). Агриппина Александровна завещала городу 100 000 рублей на устройство родильного приюта; здание по проекту И. А. Иванова-Шица на Миусской площади на 51 койку было освящено в мае 1906 г. (с добавлением городских средств, постройка обошлась в 206 000 рублей). По решению Московской городской управы новый родильный приют стал официально носить имя Агриппины Александровны Абрикосовой (1832-1901), после революции — переименован в роддом имени Н. К. Крупской, в 1994 г. ему вернули имя основательницы.
В 1896 г. на средства Алексея Абрикосова и мецената С. А. Корзинкина было завершено строительство кирпичного здания церковно-приходской школы при Ильинском храме в деревне Изварино. Сам же храм Илии Пророка был отстроен заново на деньги тех же Абрикосовых и Корзинкиных в 1904 г. взамен обветшавшей Ильинской церкви.
***
31 января 1910 года родилась В. С. Гризодубова (г. Харьков), летчица, Герой Советского Союза (1938 г), Герой Социалистического Труда (1986 г.), полковник. Дочь одного из первых русских авиаконструкторов и летчиков С. В. Гризодубова. В 1929 г. окончила Пензенский аэроклуб, занималась планерным спортом. В Красной Армии с 1936 г. Командир экипажа самолета «Родина», совершившего в сентябре 1938 г. беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. В Великую Отечественную войну командовала 101-м полком авиации дальнего действия. После войны работала начальником летно-испытательной станции, затем директором НИИ. Умерла 28.04.1993 г.
***
31 января 1924 г. – Второй съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР – первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик, который закрепил, окончательно юридически оформил образование и разделение прав СССР и союзных республик.
***
31 января 1928 г. – В январской «Роман-газете» появляются первые главы романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».
***
31 января 1932 г. – Запущена первая доменная печь Магнитогорского металлургического комбината – одного из крупнейших металлургических комбинатов России. В годы Великой Отечественной войны комбинат, первоначально ориентированный на выпуск «гражданских» сортов металла, освоил выпуск броневой стали, а также прокатку броневого листа. В конце 1942 г. вступила в строй домна № 5, крупнейшая в СССР.
***
31 января 1942 г. – Мученическая смерть Марины Александровны Шафровой-Марутаевой (1908-1942).
***
31 января 1943 г. – В Сталинграде принят ультиматум советского командования о немедленном прекращении огня и о полной капитуляции южной группы немецких войск. В 13 часов советскими воинами вместе со своим штабом пленен командующий немецкой 6-й полевой армии генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс.
30 января Паулюс отправил радиограмму в Берлин: «Адольфу Гитлеру! 6-я армия поздравляет своего фюрера со славной годовщиной! Флаг со свастикой по-прежнему реет над Сталинградом. Паулюс». А 31 января капитулировал.
***
31 января 1952 г. – День рождения художницы Надежды Рушевой. Она слишком рано ушла из жизни в возрасте 17 лет, но успела подарить миру тысячи своих произведений.
Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал ее рисованию, также до школы ее не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. В мае 1964 г. состоялась первая выставка ее рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации ее рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет ее жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
Среди ее работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около пятидесяти авторов. Работа над «Мастером и Маргаритой» стала для нее последней. В то же время, для «Мастера и Маргариты» Надя стала первой художницей. На титульной иллюстрации, изображающей встречу Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах, Елена Сергеевна Булгакова, вдова Михаила Афанасьевича, оставила свой автограф: «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо – Надю Рушеву».
Ее рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело, и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», – говорила Надя
Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Точное их число невозможно подсчитать – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Прошло более 160 выставок ее работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Скончалась Надежда 6 марта 1969 г. в больнице в возрасте 17 лет из-за разрыва сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.
***
31 января 1955 г. – В Ленинграде умер Михаил Леонидович Лозинский (1886-1955), русский советский поэт-акмеист, переводчик, один из создателей советской школы поэтического перевода.
Окончил 1-ю петербургскую классическую гимназию с золотой медалью. Слушал лекции в Берлинском университете. Затем учился в Петербургском университете. В 1909 г. получил диплом юриста, а затем пять лет занимался на историко-филологическом факультете.
Был близок к поэтам «серебряного века», в частности к акмеистам, дружил с О. Э. Мандельштамом, А. А. Ахматовой и был ближайшим другом Н. С. Гумилёва. В 1912 г. Лозинский организовал издательство «Гиперборей», где печатались акмеисты, и входил в созданный Гумилёвым «Цех поэтов».
В 1913-1917 гг. – редактор журнала «Аполлон». В 1914 г. начал работать в Публичной библиотеке библиотекарем и консультантом (работа в библиотеке продолжалась до 1937 г.).
После октябрьского переворота 1917 г. М. Горький привлек Лозинского к работе в издательстве «Всемирная литература», где тот занимался переводом и редактурой.
В 1921 г. задерживался по делу Н. С. Гумилёва, находился две недели под арестом в 1927 г. со служащими Публичной библиотеки. 20 марта 1932 г. арестован и Постановлением Коллегии ОГПУ от 17 июня 1932 г. осужден по ст. 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) на 3 года лишения свободы условно. Реабилитирован в 1989 г.
В 1924 г. Лозинский писал в Париж своей сестре, Елизавете Леонидовне Миллер, о сложности жизни в советской России, о «систематическом удушении мысли», но еще и о том, что «дезертировать нельзя»:
«В отдельности влияние каждого культурного человека на окружающую жизнь может казаться очень скромным <…>. Но как только один из таких немногих покидает Россию, видишь, какой огромный и невосполнимый он этим приносит ей ущерб <…>. Если все разойдутся, в России наступит тьма, и культуру ей придется вновь принимать из рук иноземцев. <…> Надо оставаться на своём посту. Это наша историческая миссия…»
Лозинский много работал над переводами западной классики, тяготея в поэзии к крупной форме, драматургии, переводил также и прозу. В его переводе в СССР вышли произведения таких классиков, как Уильям Шекспир, Ричард Шеридан, Пьер Корнель, Жан Батист Мольер, Лопе де Вега, Мигель Сервантес, Карло Гоцци, Проспер Мериме, Ромен Роллан. Главной его работой стал перевод «Божественной комедии» Данте Алигьери. Переводил Лозинский и восточных поэтов, таких как Фирдоуси, Саят-Нова, грузинского поэта-романтика Николоза Бараташвили.
«В трудном и благородном искусстве перевода Лозинский был для XX века тем же, чем был Жуковский для века XIX», – сказала на его похоронах Анна Ахматова.
Лозинский скончался 31 января 1955 г. в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
***
31 января 1956 г. – В Москве родилась Вера Витальевна Глаголева (1956-2017). Советская и российская актриса театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Народная артистка Российской Федерации (2011).
Вера Глаголева умерла 16 августа 2017 г. Похоронена на Троекуровском кладбище.
***
31 января 1966 г. – В СССР осуществили запуск космической ракеты с автоматической межпланетной станцией «Луна-9», которая совершит мягкую посадку на Луну в районе Океана Бурь и передаст научную информацию на Землю, в том числе первую серию панорамных снимков с ее поверхности.
***
31 января 2003 г. – День памяти Леонида Эрдмана (1940-2003).
***
31 января 2020 г. – Великобритания официально вышла из ЕС

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

30 ЯНВАРЯ — ПРП. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО
antvel8
«РЕВНИТЕЛЯ ИЛИЮ НРАВЫ ПОДРАЖАЯ…». ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ СТАРИЦЫ СХИМОНАХИНИ МАРГАРИТЫ (ЕВФРОСИНИИ ФОМИНИЧНЫ ЛАХТИОНОВОЙ; 1899-1997)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА; 1899–1997) (Последняя старица Дивеевской обители). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК