«Человек – это тот, кто познал себя»
(Преп. Макарий Великий)
Мария Сергеевна не только много читала, но и делала многочисленные выписки из книг и статей, собирала вырезки из газет и журналов и очевидно делала это не только для себя, но и для пользы других. Все это добро не лежало мертвым грузом, а шло в дело: когда приходили люди, мама доставала свои папки с записями и вырезками, и начинала выуживать из них что-то подходящее для данного момента или интересное для гостя. Я сам нередко с огромным интересом слушал то, что мама читала вслух. Часто получалось так, что очередную приобретенную книгу первой прочитывала Мария Сергеевна и начинала рассказывать ее содержание или читать из нее выдержки. Это бывало так интересно и поучительно! Некоторые из заинтересовавших ее статей и отрывков Мария Сергеевна перепечатывала на машинке и дарила приходившим. Иногда ее просили сделать копию, и она с удовольствием исполняла просьбу. Редкий день она не печатала что-нибудь для людей – молитвы, наставления, советы и практические рекомендации на духовные, медицинские и иные темы. Хотя записи и истории, извлекаемые из новой папки, казались случайными, люди не раз отмечали, что в них содержалось как раз то, что им нужно было в этот момент жизни.
Она была очень интересной собеседницей, прекрасно образованной, знающей о чем и как нужно говорить с человеком. Часто рассказывала истории из современной жизни, случаи из житий святых и жизнеописаний подвижников веры и благочестия. Говорила Мария Сергеевна просто и всегда имела в виду духовное состояние собеседников.
На всю жизнь запомнился мне рассказ, который мама вычитала из местной районной газеты. В нем старый журналист в материале, посвященном дню памяти А. С. Пушкина, поведал историю начала 50-х годов о том, как великий поэт спас редакцию молодежной газеты от тюрьмы, а может быть чего-нибудь похуже. Ко дню рождения Сталина в газете на первой полосе напечатали поздравительное стихотворение, в котором вождю желали «орлиного долголетия». Главный редактор заинтересовался, сколько лет живет орел. Такой справки никто не смог ему дать, даже директор московского зоопарка. И тогда журналиста, автора воспоминаний, осенило: он достал «Капитанскую дочку» и прочитал диалог Е. Пугачева с героем повести, в котором говорилось, что орел питается мясом с кровью и живет 30 лет, а ворон – падалью и живет 300 лет. Можно себе представить, что ожидало бы редакцию, позволившую себе напечатать такое поздравление.
Это лишь один случай, но у Марии Сергеевны было припасено множество интереснейших историй, полезных сведений, так что человеку бывало с ней не только весело и радостно, но и интересно. Надо сказать, что рассказы Марии Сергеевны запоминались надолго…
В предлагаемой главе приводятся записи Марии Сергеевны, сделанные собственноручно или отрывки из многочисленных вырезок. Напечатать все, что собрала она за долгие годы, вряд ли возможно, да и не очень нужно. Из этих материалов можно было бы составить несколько томов. Здесь важно увидеть, сколь широки и многогранны были ее интересы и занятия, и как много она читала.
К сожалению, никакого порядка в этих записях проследить невозможно, настолько всё перепуталось. Поэтому материалы сгруппированы в несколько разделов по темам. Часто Мария Сергеевна не отмечала, кому принадлежит выписанный афоризм или справка, поэтому некоторые из них публикуются без указания авторов.
Выбор записей и отрывков из текстов, конечно, субъективен. Но их так много, что приходиться положиться на свое чувство. Для публикации выбираются по возможности короткие афористические высказывания, которые Мария Сергеевна особенно ценила.
I.
ПРИРОДА, МИР, ТАЙНИК ВСЕЛЕННОЙ…
«Природа является путем к Богу; она ведет к Нему, потому что вышла из Его творческих рук. Каждое дерево у дороги, каждый цветок в поле, каждый человек, встреченный нами на путях жизни, несет на себе отпечаток Создателя своего: удивительная красота и совершенство всего сущего и чудесно организованный порядок, всё соединяющий воедино, подтверждает на каждом шагу бытие Божие».
В Пятикнижии Моисея сказано, что всякая десятина на земле из семени земли и плодов дерева принадлежит Господу.
***
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик отобразится в них.
(Ф. Тютчев)
***
«Omne vivum e vivo» (Все живое происходит от живого) – этот принцип (биогенез) был открыт флорентийским академиком, врачом и натуралистом Франческо Реди (1626–1697 гг.)
ЗАГАДКА
Отгадай-ка загадку, раз нечего делать:
Хотел семена я в поле посеять –
Семена были черные, земля была белая.
Коль ты ученый, а делать нечего,
Поймешь, в чем дело,
Назавтра к вечеру.
(Земля покрыта снегом, и посеять семена нельзя)
РАЗУМНОСТЬ ПРИРОДЫ
Поехал один мудрец в отпуск на ферму. Лежит он как-то в тени под яблоней, слушает, как птички поют, размышляет:
– Сколько в природе непонятного! Как это получается, что яблоки, сливы и вишни растут на больших высоких деревьях, а тыквы растут на убогих тоненьких стебельках? Разумнее было бы наоборот.
В эту минуту с высокой ветки сорвалось яблоко и стукнуло мудреца по носу.
– Я понял! – обрадовался мудрец. – Природа разумна. Если бы тыквы росли на деревьях, и на меня сейчас упала тыква, она пришибла бы меня до смерти.
ДЕРЕВЬЯ
«Леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величественная красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть».
(К. Паустовский)
***
В дружбе с лесом надо жить:
Где ель, там молиться,
У сосны целиться (трудиться),
У березы веселиться,
У дуба крепиться,
У осины каяться,
У ясеня общаться.
В Библии – священное дерево. Под ветвями дуба Мамвре принимал Авраам Божественных вестников. Под дубом погребена Дебора, одна из праматерей богоизбранного народа. Под корнями дуба зарыл Иаков идолов в Шехеме. У дуба Иисус Навин положил камень «свидения». Под дубом явился Ангел Гедеону. На дубе повесился Авессалом, и под этим деревом погребены были Саул и его сыновья. Идолы, проклятые пророками Исаией и Иезекиилем, также были сделаны из дуба. Дуб Мамврийский – символ Древа Жизни, творчества Отца Небесного, насадившего Сад Небесный. Потому в сени этого дуба произошло первое явление человечеству Бога-Троицы.
В христианстве дуб – символ Христа, его древо входило в состав Креста, на котором был распят Спаситель.
Дуб – священное дерево индоевропейских народов. Венок из дубовых листьев означал силу, мощь, достоинство. Дуб почитался царским деревом, праотцом всех деревьев.
Священное дерево многих народов. Одно из составляющих Древа Животворящего Креста Господня.
По преданию св. Мартин, уничтожая языческие капища, оставлял не тронутыми сосновые рощи.
МАСЛИНА
Красота и плодоносность ее неоднократно упоминается в Священном Писании. Ее листья доставляли прохладу и защиту от жарких лучей солнца, она даровала дивный аромат во время цветения и радовала глаз, преклоняясь под тяжестью маслянистых своих ягод. Из всех плодовых деревьев маслина цветет всего обильнее, но из сотен цветов не всегда вызревает и один плод.
Дерево плодоносит не ранее семилетнего возраста. Обильное плодоношение начинается в 10-15-летнем возрасте. И это плодородие сохраняет до глубокой старости. Оно не требует особого ухода. Стоит вскопать землю и полить, как почти засохшее дерево снова начинает плодоносить.
В Палестине – один из основных продуктов, употребляемых с хлебом. Сбор маслин на Востоке – одно из самых знаменательных событий в хозяйственной жизни.
В Священном Писании постоянно упоминается и в Ветхом и в Новом Завете. Она имеет священное значение и особый характер в религии. Образ маслины не раз приводит Христос в притчах и проповедях. Она нераздельно соединена с событиями земной жизни Спасителя.
КЕДР ЛИВАНСКИЙ
Когда Сиф, сын Адама, был послан отцом за елеем благодати в Рай, он увидел у врат этого величественного Сада, которые отворил ему Ангел, но не позволил войти, ливанский кедр с ветвями, воздетыми к небу.
Дерево как бы указывало на то великое бедствие, которое постигло Адама после грехопадения: оно стояло безжизненное, без единого листочка, но давало надежду, ибо на вершине его находился в светлом одеянии младенец – символ надежды для всех будущих поколений.
Сиф получил от Ангела три семечка от того дерева, у которого совершилось грехопадение, и которое было завядшим и высохшим. Сиф отнес семена домой, вложил их в рот умершего Адама и с ними его похоронил. Из этих семян райского Сада выросли три дерева: кедр ливанский, кипарис и сосна. Они выросли на могиле Адама и тщательно хранились Авраамом, Моисеем и Давидом. По перенесении их в Иерусалим под их сенью были написаны многие псалмы и пророчества. Оно помогало вождям богоизбранного народа получать откровения от Бога.
Поскольку деревья росли близко друг от друга, они срослись и когда Соломон начал строить храм, он приказал срубить дерево и употребить его при постройке храма. Но это не удалось. Царские плотники не смогли справиться с деревом. Они подняли его на указанное место, но дерево оказалось слишком длинным; они перепилили его – и оно оказалось слишком коротким. Тогда они раскололи его – и оно не подошло ни в одно из мест храма. Поняв, что дерево предназначено для других целей, быть может, более священных, оно было оставлено внутри Иерусалимского храма.
Однажды, уже во время земной жизни Спасителя, женщина именем Максимелла осмелилась на него сесть, и тотчас на ней загорелось платье. Она вскочила, закричала от боли, взмолилась Богу о помощи – и тотчас была восхищена и перенеслась за город, где превратилась в камень.
Впоследствии это дерево стало мостом через поток Кедрон и, будучи брошено в купель Вифезду, даровало ее воде целебную силу. И, наконец, оно пошло на приготовление Голгофского Креста, на котором был распят Христос. Затем было зарыто на Голгофе и открыто царицей Еленой, разделено на части, разойдясь как величайшая святыня, по всему миру христианскому.
Из кедра был построен храм на горе Сион.
СМОКОВНИЦА
Символ брака, плодовитости, женского начала. Листья и плоды смоковницы символизируют жизнь и любовь. Листья смоковницы – первая одежда Адама и Евы по вкушении запретного плода.
Пальма почиталась в Египте, как древо жизни и как образ времени. В христианстве это символ мученичества и чистоты. Знак посетивших Святой град Иерусалим. Во время Входа Господа в Иерусалим народ приветствовал Его пальмовыми ветвями и постилал их на Его пути. Это было символом жертвенного служения природы.
ЯБЛОНЯ
Во всех народах и странах хранятся предания о яблоне. Его держат в руках Адам и Ева. Его прославляет Соломон. Его особенно часто вспоминают арабы.
Улисс проникает за яблоками в сады Альциона. Один из подвигов Геракла – принести плоды яблони из райского сада Гесперид. Тантал тщетно пытается достать их в Гаде. В Эдде говорится, что Идуна сохраняет яблоки, которые вкушают небожители, чтобы оставаться вечно молодыми. В сказке о Снегурочке говорится, что ее хотят отравить яблоком, но это не удается, потому что яблоко выпадает изо рта.
В житии святого праведного Иоанна Русского рассказано, как его перед смертью причастил священник, спрятавший Святые Дары в яблоке.
***
Ветки вербы выдерживают замораживание до минус 269 градусов. И никаких разрушительных последствий при оттаивании: сохраняются не только клетки, но не распадается белок.
***
Сакура (японская вишня) расцветает в начале апреля и этого дня ожидает вся Япония. И вот бледно-розовые цветы обильно покрывают кроны деревьев. А через трое суток цветы опадают и вся земля оказывается усыпанной прекрасными лепестками. Когда поднимается ветер, вода в каналах и реках иногда покрывается ажурным покрывалом из тысяч лепестков.
ЦВЕТЫ
«Цветы – это остаток рая на Земле».
(Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
***
Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок.
(Г. Х. Андерсен)
***
Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям.
***
Цветы во всех народах считались носителями Божественных сил и особых духовных качеств. Их использовали в религиозных обрядах, ритуалах, в различных церемониях. Цветы украшали и украшают знамена, штандарты, гербы, печати.
Цветы – символы тайны, любви, мира. Аромат – душа цветка.
ПОДСНЕЖНИК
По преданию, когда прародителей Адама и Еву изгоняли из Рая, на земле шел снег. И вот, чтобы утешить скорбящую и озябшую Еву, снежинки превратились в цветок – цветок надежды и утешения и первая радость весны среди зимнего холодного царства – подснежник.
Это пролески, хохлатки, ветреницы, медуницы. Они начинают жизнь еще под снегом и зацветают сразу, как только сходит снег. Самый известный подснежник – белоснежный. Чехи называют его снежинкой, испанцы – белым, немцы – снежным колокольчиком, англичане – снежной сережкой, французы и итальянцы – снегосверлителем.
Пробиваясь к солнцу, бутон подснежника сначала словно наконечник копья, направлен в небо. Но при распускании цветок наклоняется к земле и повисает на ножке как колокольчик. Во время цветения бывают морозы до десяти градусов и снегопады, но все же цветок живет – и это настоящее чудо. Цветок, сгибая стебель, прячется в пушистый снег, словно в одеяло.
Подснежник – символ смелости, юности, начала расцвета.
ПЕРВОЦВЕТ ВЕСЕННИЙ
Когда поляна зазеленеет травами, засверкает яркими лепесточками, считайте – подошло время весеннего первоцвета – примулы. Это его стебельки, похожие на связки золотых ключиков, попадутся теперь и на лесной прогалине, и в самой чаще глухой. Ведь почки на деревьях только-только расклеились, и пока повсюду одинаково светло, вольготно.
Название цветка происходит от латинского слова «примус» то есть «первый», так как они первыми напоминали о лете, расцветая на лесных опушках. Во многих народах этот цветок называют «ключом лета».
В юных зарослях гудят шмели, мелькают бабочки. Медом пахнет первоцвет, сладким нектаром. Но всего ценней в нем целительная сила витаминов. Прямо-таки кладовая аскорбиновой кислоты, так необходимой человеку и животным. Недаром в Англии и Голландии первоцвет весенний разводят на огородах как салатную зелень. Да и отечественной народной медицине он не был чужд. Щепоть порошка из листьев и цветков этой травы, заваренная в половине стакана воды, давно известна как напиток бодрости и здоровья. Даже птицы и копытные животные проведали о чудодейственной силе травки-невелички. Весной ею лакомятся овцы, летом – маралы и гуси. И это несъедобности многих первоцветных. А уж какая она красавица – известно всем! Садоводы давно приручили жительницу полян и лугов. Ранней весной у любителей растений прямо на грядках распускаются цветочки.
Называют примулы-первоцветы еще и баранчиками: за шерстистые, белесые листья, а может, за сходство цветков с бараньими рожками. Баранчики как бы предпочитают число пять. Взгляните на цветок, его ярко-желтый венчик имеет пять острых зубчиков, внутри трубочки – пять коротких тычинок при одном пестике. Нектар лежит в цветке так глубоко, что пчелы его не достают; это могут делать лишь шмели и бабочки.
Первоцвет весенний нуждается в перекрестном опылении и, естественно, приспособлен к радушной встрече нужных насекомых. Вот к примеру, на цветок присел шмель. Пестик тут короткий, и мохнатое насекомое головой коснулось тычинок. Отведав нектару и выпачкавшись пыльцой, шмель снялся с одного растения и перелетел на другое. Теперь столбик пестика цветка оказался длинным, так что голова шмеля пришлась вровень с рыльцем. Пыльца нанесена. Чтобы она не намокала от дождя, цветочки, расположенные зонтом, поникают в одну сторону.
«В мае за ночь оглобля травой обрастает»,– замечает народный численник. И вправду, весна зеленая буйно развернулась: за считанные дни высоко отросли злаки уплотнилось, загустело душистое разнотравье. Золотые ключики первоцвета, которыми будто бы весна отмыкает настоящее тепло, теперь все больше забиваются колокольчиками, заглушаются сплошной сеткой марьянников и вероники. Пора сникать зеленому стебельку, настает время листьев – бархатистых, морщинистых, суженных в крылатый черешок. За лето они раздадутся вширь, удлинятся, чтоб сполна отложить питательные запасы в корневища.
Легендарна эта травка, знаменита, Древние греки верили, что она способна исцелять от всех недугов, которыми страдает человек. Правда, сами античные врачеватели прописывали весенний первоцвет больше от паралича, из-за чего и прозван он параличной травой.
Бытовало вокруг красивого цветка и немало преданий, порой поэтичных. Согласно древнегерманским сагам первоцвет весенний не что иное, как ключи богини весны – Фреи. Ими-то она и отпирает тепло после долгой зимы. Сама Фрея – молода, обворожительна, украшена ожерельем из радуги. Куда ее радуга упадет – там свалятся золотые ключи, а из них и цветы возникнут. Примула, считалась целебным цветком Олимпа, лекарством от всех болезней. В чудодейственную силу примулы верили кельты и галлы.
По средневековым поверьям, примулы – не что иное, как ключи от ворот рая, которые случайно выпали из рук задремавшего на небесах сторожа – апостола Петра. Кинулся Петр ловить их, да поздно: упали ключи на землю, и выросли из них первоцветы – примулы.
Датское народное сказание уверяет, будто в первоцвет превращена сама сказочная Принцесса эльфов. Получилось это так. Отпустили раз духи симпатичную эльфу на землю, а та полюбила юношу, забыв о своей родине. Конец печален: в наказание духи превратили эльфу в примулу, а ее возлюбленного – в анемон, который в одно время с ней цветет, в одно время и угасает.
У англичан первоцвет – любимый цветок. Его возделывают в садах и на огородах, берут с собой в странствия, он непременный дар любимому человеку. В честь первоцвета устраивались празднества и гуляния, поэты о нем слагали вдохновенные строки (вспомним «Бурю» и «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира). Примула стала национальным цветком Англии. Когда началась колонизация Австралии, каждый переселенец брал с собой росток примулы, как воспоминание о родине. По английским преданиям в примулах прячутся гномы, а если весной выйти лунной ночью на луг, то счастливцы услышат, как из цветов, окропленных росой, доносится хор нежных голосов.
Что касается полезных свойств этой травы, то они известны нашему народу с седой древности. Сладковатые цветочные стрелки баранчиков собирали и ели, из листьев и цветов готовили успокаивающие и потогонные чаи, а при случае и мази против экземы. В областных говорах первоцвет весенний известен как первенец, коровьи слезы, кудель-барашки, ряст (оттого что цветет рано). Когда-то и обычай был: накидают баранчиков под ноги и топчут – на долголетие. О слабом говорили: «Ему ряста не топтать, до другой весны не доживет…»
Примула известна у нас давно. При Екатерине II примулу разводили в оранжереях, а в Зимнем дворце была комната, сплошь уставленная фарфором с изображением этих цветов.
На Яве растет примула, расцветающая накануне извержения вулканов и землетрясений. А кавказские горцы утверждают, что королевская примула,– растущая высоко в горах, однажды расцвела в неурочное время. Целое племя, увидев цветущую примулу, спешно покинуло родные края, в которых вскоре разразилось землетрясение. Люди шли все дальше и дальше на запад, пока не пришли в страну, очень похожую на их родину. Осев здесь, кавказские иберы постепенно превратились в иберов пиренейских – предков современных басков, поэтому-то в их языке и в некоторых элементах культуры прослеживаются грузинско-балканские связи.
…Красуются, улыбаясь майскому солнцу, источают медовый аромат прелестные весенние первоцветы – баранчики. С толком относитесь к ним, где мало – не рвите на воле. Пусть они радуют нас каждый год.
Добавьте комментарий