Дорогие читатели сайта и жители Подмосковной Сходни, продолжаем публикацию материалов из книги А. Трофимова «Сходня Православная».
В 1930-е годы в поселке Сходня проживало много прихожан московских истинно-православных храмов,– тех православных христиан, которые не поминали митрополита Сергия (Страгородского) после опубликования знаменитой «Декларации» от 29 июля 1927 года. Они духовно окормлялись у всероссийски известных старцев – монахов Смоленской Зосимовой пустыни: иеросхимонаха Иннокентия (Орешкин Иван Игнатьевич; 1870–1949), иеромонаха Мелхиседека (Лихачев Дмитрий Алексеевич 1867 – 10.06.1931) и старца Ниловой пустыни иеросхимонаха Дионисия (Петушков Денис Осипович; 1863–10.06.1931).
Эта глава посвящена одному из этих старцев, преподобномученику Дионисию, осужденному и приговоренному к расстрелу по делу «Сходненского филиала нелегальной к ⁄ р церковно-монархической организации «Истинных Христиан»». Сегодня мы можем присоединить к Собору святых покровителей Сходни преподобномученика Дионисия. Радостно узнавать новые имена небесных покровителей нашего града. Надеемся познакомить читателей и с другими старцами, подвижниками и исповедниками Русской Православной Церкви, связанными с нашей Сходней.
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ИЕРОСХИМОНАХ ДИОНИСИЙ (ПЕТУШКОВ ДЕНИС ОСИПОВИЧ; 1863–10.06.1931 гг.)
Преподобномученик Дионисий родился 26 сентября 1866 года в деревне Сумино Савцинской волости Кашинского уезда Тверской губернии в семье крестьян Иосифа Иоакимовича и Матроны Ивановны Петушковых. 24 сентября 1905 года Дионисий Иосифович поступил послушником в Нило-Столобенскую пустынь в Осташковском уезде Тверской губернии, где исполнял послушание свечника. 10 января 1910 года он был пострижен в мантию с именем Евфимий. Впоследствии он был рукоположен во иеродиакона, иеромонаха и вскоре принял великую схиму с именем Дионисий и подвизался в обители до ее закрытия в 1927 году.
В начале XX века Нилова пустынь была вторым в мире по посещаемости местом паломничества после Гроба Господня. В праздник обретения мощей преподобного Нила Столобенского в обитель приходили до 30–40 тысяч богомольцев, а всего за год до 100 тысяч человек. Количество постоянно живущих насельников в обители достигало 1000 человек.
Последняя Литургия была отслужена в монастыре в 1928 году.
Буквально на следующий день после закрытия пустыни, сюда приехал благочестивый богатый крестьянин Сергей Федорович Комаров; он был давним благотворителем Нило‐Столобенской обители. В 1910 году он к своей земле прикупил землю вышневолоцкого купца, построил на этой земле хутор и успешно занимался хлебопашеством, применяя передовые технологии и машины; он регулярно жертвовал в монастырь сельскохозяйственные продукты, выращенные на своей земле. В 1920‐х годах прихожане избрали его председателем церковной двадцатки.
Видя бедственное положение братии при советской власти, он давно мечтал пригласить жить на хутор кого‐нибудь из монахов и, когда оказался в закрытом монастыре, то тут же и пригласил переехать к себе отца Дионисия, которого знал в течение многих лет и почитал как благодатного старца. Сергей Федорович выделил ему на своем хуторе Черенчиха пустовавшую избу из двух комнат. В одной комнате старец ночевал, а другая была отведена под моленную, где он поставил сделанный для себя гроб.
Местному населению скоро стало известно, что на хуторе поселился схимонах из Нило-Столобенской обители, и люди потянулись к нему – кто за благословением на то или иное дело, кто испросить совета, как поступить в трудном случае чаще всего семейной жизни, кто приходил спросить, стоит ли вступать в колхоз, а иные просили помолиться об исцелении от какого-нибудь недуга. Отец Дионисий всех принимал и, помолившись, больных помазывал маслом из лампады. Со временем к старцу стало стекаться все больше людей, и все это стало известно властям.
В начале 1930 года в доме, где жил схимник, при участии сельских властей и колхозников был произведен обыск; обыскивавшие забрали для своих нужд некоторые вещи, необходимые в хозяйстве, но не тронули старца; вскоре после обыска отец Дионисий покинул дом и так поначалу избежал ареста. Схимника приютили верующие люди на другом хуторе, и, поскольку таких людей было немало, отец Дионисий мог перемещаться с одного хутора на другой.
В полночь 6 февраля 1931 года на хутор Черенчиха прибыли сотрудники ОГПУ с намерением арестовать старца. Не обнаружив его здесь, они приступили к хозяйке, чтобы она немедленно сообщила, где находится схимник. В это время вернулся муж хозяйки, Сергей Федорович, от которого они также стали требовать, чтобы он выдал местонахождение старца, но он на это ответил: «Не знаю, где он, и какое вам до него дело. Лучше берите вместо него меня, я хочу пострадать за старца». Увидев, что с ним бесполезно вести переговоры, один из сотрудников вновь обратился к его жене, потребовав от нее, чтобы она разыскала схимника, и, в конце концов, заставил ее вместе с ними отправиться на его поиски. 16 февраля 1931 года отца Дионисия арестовали и привезли в Черенчиху, откуда доставили в Тверское отделение ОГПУ. 18 февраля его перевезли в Бутырскую тюрьму в Москве.
Отцу Дионисию предъявили обвинение как члену Сходненского «филиала» Истинно Православной Церкви. Дело в том, что к нему, как к старцу, обращались за советом жители Сходни, разделяющие убеждения «непоминающих» митрополита Сергия (Страгородского) после публикации известной Декларации 1927 года. Из показаний обвиняемых и свидетелей видно, что они старались отвести от старца Дионисия обвинения в контрреволюционной и антисоветской деятельности, они утверждали, что обращались к отцу Дионисию только по личным вопросам, касающимся веры, благочестия, молитвы и т. п. Но это не помогло. Следователь подводил показания и лжесвидетельства под «расстрельную» статью…
18 мая 1931 г. оперуполномоченный 3-го Отделения СПО ПП ОГПУ МО Толстой составил заключение по делу№ 6944* по обвинению членов нелегальной к ⁄ р организации «Истинных Христиан» – ИНЮШИНА, МАСЛОВА, ЛИХАЧЕВА и других по ст. ст. 58-10 и 58-11 УК. Приведем выдержки из текста обвинительного заключения:
«ПП ОГПУ МО стало известно о том, что в Загорском и Клинском районах, а также в пос. Сходня существуют филиалы нелегальной к ⁄ р церковно-монархической организации «Истинных Христиан», которые проводят активную антисоветскую работу под флагом защиты православной веры, «гонимой» Советской властью. Произведенным предварительным следствием было полностью установлена к ⁄ р деятельность членов указанных филиалов и все они арестованы в марте-апреле месяцах с. г. Филиалы поддерживали связь с центром организации «Истинных Христиан» в Ленинграде и с политическим – в Москве, от которых и получали руководящие указания по практической к ⁄ р деятельности…
в) СХОДНЕНСКИЙ ФИЛИАЛ. Организатором филиала является окончивший коммерческий институт МАСЛОВ Н. Н., поддерживавший личную связь с политическим центром в Москве и письменную – с административным – в Ленинграде. Членами филиала являлись следующие лица: поп ПОСПЕЛОВ, б. помещик и дворянин САЗОНОВ, б. фабрикант ДЕНИСОВ, б. торговец и дачевладелец СМИРНОВ, б. купчиха БОЙКОВА, жена б. фабриканта ДЕНИСОВА, б. проститутка и содержанка купца, а в последнее время кликуша – СУВОРОВА, иеромонах ПЕТУШКОВ (он же «старец» Дионисий), б. помещик ПРИМАК, счетовод банка КОЧКОВ, служащий ОГИЗ’а — ЧЕЛОМБИТКО и сын купца СОЛОГУБОВ.
Нелегальные собрания проводились в большинстве под предлогом чаепития и религиозных собеседований. Сходненский и Загорский филиалы избегали устройства многолюдных собраний по местным условиям и собирались небольшими группами по 3–4 чел.
Член Сходненского филиала – обвиняемый ПЕТУШКОВ, создавший себе популярность «юродивого» и «прорицателя», показывает:
«Ко мне, как к старцу, приходило много женщин за получением благословения и совета по… разным вопросам, на что я им всегда давал ответ…Советскую власть признаю лишь постольку, поскольку эта власть послана Богом, и считаю, что она послана нам за наши грехи в наказание. Колхозы я считаю богопротивными, антихристовыми организациями, и, как верующий человек, сам в них не пойду и обязан удерживать других, так как в колхозах верующему нельзя быть, потому что там молиться нельзя, следовательно, должны отрешиться от Бога. Приходившим ко мне я говорил вышеуказанные свои мнения, но не навязывал им, а кто хочет, слушает и как хочет, так и поступает».
(Следственное дело, том I, стр. 452).
Из показаний лжесвидетелей:
«К схимнику Дионисию (он же ПЕТУШКОВ) ходит большое количество женщин за советами, вступать ли в колхозы, на что он отвечает: «Знайте, что настанет время, когда коммунисты схватятся, но будет поздно, и Господь их покарает, а верующих оставит в целости. Сейчас настало тяжелое время. Крестьянам и духовенству совершенно невозможно жить, все идет по священному писанию, и скоро будет война всемирная. Ленин – это антихрист, который глотает живых людей».
(Свид. ВОРОБЬЕВ – Следственное дело, том I, стр. 429).
«Схимник Дионисий говорит приходящим к нему женщинам: «Не идите в колхозы, власть скоро сменится, так как папа Римский грозит войной за гонения веры. Тогда всех колхозников повесят. Лучше живите своим хозяйством. В результате таких советов – колхоз в дер. Дубровка распался, и бывшие члены этого колхоза начали ходить к Дионисию за благословениям».
(Свид. БЕЛЕПОВА – Следственное дело, том I, стр. 433).
«Схимник Дионисий (он же ПЕТУШКОВ) приходившим к нему женщинам говорил: «В Библии есть страница откровения, на которой говорится, что Ленин – это антихрист, который овладеет всей страной и доведет ее до гибели, что теперь и сбывается».
(Свид. КОЗЛОВ и ЕМЕЛЬЯНОВ – Следственное дело, том I, стр. 430 и 431).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Показаниями обвиняемых и свидетелей вполне установлено, что ликвидированные филиалы к ⁄ р организации «Истинных Христиан», находясь под руководством нелегального политического и административного центров организации, стремились к возбуждению массового недовольства Соввластью – для ее свержения и восстановления монархического строя; для достижения этой цели филиалы развивали к ⁄ р деятельность, главным образом, среди крестьянства, как основной массы населения СССР, рассчитывая на а ⁄ с выступления внутри Союза и на поддержку этих выступлений капиталистическими странами.
На основании вышеизложенного, по следственному делу № 6944 привлекаются в качестве обвиняемых следующие лица:
11. ПЕТУШКОВ Денис Осипович (он же иеросхимонах Дионисий)
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Сходненского филиала к ⁄ р организации «Истинных Христиан», занимался активной а ⁄ с деятельностью, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя признал (Следственное дело, том I, стр. 455). (Это ложь, отец Дионисий не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности.)
Принимая во внимание, что контрреволюционная деятельность обвиняемых полностью доказана материалами предварительного следствия, причем из общего количества обвиняемых признали себя виновными – 21 человек,
ПОСТАНОВИЛ:
Следственное дело № 6944 представить на рассмотрение Судебной Тройки при ПП ОГПУ МО после предварительного согласования с Прокурором Московской Области.
Оперуполномоченный: (Толстой)
***
Коллегия ОГПУ СССР 6 июня 1931 года обвинила отца Дионисия в «антисоветской агитации и принадлежности к контрреволюционной церковной организации» по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР по групповому делу «Дело Инюшина И. И. и др. Москва. 1931 г.». Девять основных обвиняемых: иеросхимонах Дионисий (Петушков), иеромонахи Мелхиседек (Лихачев), Нафанаил (Алексеев), Макарий (Моржов), протоиерей Иоанн Инюшин, диакон Николай Аристов и миряне И. А. Марков, П. Л. Юдин, Д. С. Шестерин – были приговорены к расстрелу. 12 человек приговорили к 10 годам ИТЛ, остальных – к 5 годам лагерей или ссылкам. 10 июня 1931 года приговор был приведен в исполнение. Тела отца Дионисия и расстрелянных в тот день были погребены в Москве на Ваганьковском кладбище в общей безвестной могиле.
12 декабря 1958 года отец Дионисий был реабилитирован.
Преподобномученик иеросхимонах Дионисий (Петушков) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000 года, Определением Священного Синода от 27 декабря 2005 года по представлению от Московской епархии для общецерковного почитания.
Дни памяти:
1. День мученической кончины (1931г.) – 28 мая / 10 июня.
2. Собор новомучеников и исповедников Российских – первое воскресение, начиная от 25.01 (07.02).
***
Еще четверо расстрелянных вместе со старцем Дионисием причислены к лику святых новомучеников и исповедников нашей Церкви:
преподобномученик Макарий (Моржов);
священномученик диакон Николай Аристов;
мученик Марков Игнатий Артемьевич;
мученик Юдин Петр Лаврентьевич.
Их общая память также совершается в день мученической кончины – 28 мая / 10 июня.
***
Документы и публикации
1. ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-60406.
2. Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 г.
3. Расстрельные списки: Ваганьковское кладбище: 1926-1936. Выпуск 2. М: Мемориал, 1995. С.162.
4. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том IV. Тверь: «Булат», 2006. С.125–128.
5. Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май». Тверь. 2007. С. 252–255.
6. БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»: http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/newmr/?HYZ9EJxG…d
7. http://www.butyrka.st-nikolas.ru/ (сайт Покровского храма в Бутырской тюрьме).
Добавьте комментарий