25 декабря – день рождения схимонахини Антонии (Кавешниковой (1904–1998 гг.) – православной подвижницы, исповедницы и старицы века ушедшего. В 2002 году в свет вышла составленная мною книга с ее жизнеописанием – «Я испытал тебя в горниле страдания» (Ис. 48,10). Схимонахиня Антония (Анастасия Яковлевев Кавешникова). В 2003–2006 годы последовали четыре переиздания книги, в том числе – три на Украине.
После издания книги со всех концов нашей Отчизны, а также стран ближнего и дальнего Зарубежья все эти годы шли благодарные отклики читателей. Среди них есть люди, которые имели счастье общаться с матушкой Антонией при ее жизни, есть те, кто узнали о ней впервые, но уже получили по молитвам к ней благодатную помощь. Сегодня, в день памяти старицы, мы публикуем несколько таких писем.
***
Аннотации к книге:
Будущая схимонахиня Антония родилась 12 декабря (старого стиля) 1904 года в с. Долгое Данковского уезда Рязанской губернии в благочестивой православной семье, хранившей традиции своих предков-донских казаков. Это был день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, одного из самых почитаемых в России святых Вселенской Церкви. Младенцу дали имя Анастасия в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы (304 г.), день памяти 22 декабря/4 января. Всего сорок километров отделяют Долгое от Куликова поля. Это соседство наложило свой отпечаток на жизнь и судьбу тех, кто обитал в Долгом. Матушка вспоминала, что ее отец Яков Васильевич едва ли не каждый год в Дмитровскую родительскую субботу ходил пешком в паломничество на Куликово поле, чтобы помолиться об упокоении вождей и воинов, на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положивших. Он клал земные поклоны от имени всех православных своей земли в благодарность тем, кто сложил свою голову на этом святом для всякого русского человека месте.
В детстве и юности будущей старице дарованы были встречи с прозорливыми старцами, которые советовали ей избрать монашеский путь. Но она выбрала замужество и понесла свой поистине тягчайший семейный крест до конца. Восемнадцатилетней вышла замуж, родила троих сыновей, затем переехала в Москву. Прошла матушка через психушки, в которых ее пытались «вылечить» от веры в Бога. И все же Господь удостоил ее монашества и схимы, отметил великими Своими дарами: прозорливостью, благодатной молитвой, даром исцеления и утешения, так что, несмотря на семейный выбор в юности, матушка Антония по праву пребывает в сонме подвижниц-монахинь Русской Православной Церкви. Матушка Антония была духовной дочерью великих старцев – преподобного Кукши (Величко; 1875–1964 гг.) и преподобного Амфилохия (Головатюк; 1894–1971 гг.)
В 2002 г. вышла книга Александра Трофимова с жизнеописанием матушки Антонии «Я испытал тебя в горниле страдания». Александр Трофимов автор-составитель книг: «Святые жены Руси», «Преподобный Серафим Вырицкий», «Блаженная старица схимонахиня Ольга», «Схимонахиня Нила», «Три встречи», « Святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета. Житие и акафист», «Икона Божией Матери «Прибавление ума»», «Радуйся, Благая Вратарница. Иверская икона Божией Матери» и других книг, помогающих прикоснуться к духовному наследию Святой Руси.
***
Москва
«Не оставляй мудрой и доброй жены, ибо
Достоинство ее драгоценнее злата» (Сир. 7, 21)
О книге «Я испытал тебя в горниле страдания (Схимонахиня Антония)».
Эта книга вышла в свет, потому что должна была выйти. Совпадений не бывает, все идет так, как этого хочет Господь, что касается любви. «Мир беден любовью. Все ищут любви, но когда она к ним приближается, они не узнает ее, потому, что никогда ее не чувствовали. Бедный мир! Только любовь встречается с вечностью, к которой она и принадлежит…» (Геронтиса Гавриилия. «Подвиг любви»).
Матушка Антония, как избранный Божий сосуд, пронесла эту для всех непонятную, незнакомую, очень далекую от людей мира любовь в себе до конца своего земного бытия. и она была не одинока, шагая по земле Русской, как в то же время геронтиса Гавриилия в Индии, Америке и Африке и наконец в ногу со старцем Паисием Святогорцем на Афоне в Греции, одновременно совершали подвиг любви.
«Если в любви нет жертвы, это не любовь по Богу…» (геронтиса Гавриилия). И многие, возможно, читая житие таких людей, в том числе и схимонахини Антонии, задают вопрос: «А разве не могла она вымолить у Бога, если она была так близка к Нему, чтобы Михаил не пил и не бил ее, и сына Василия бы не казнили фашисты, и сама бы для себя вымолить лучшую судьбу?» Но в том-то и разница любви Божественной и любви-влечения. Первая есть огонь, не щадящий все гнилое, грязное, притворное, неискусное, тусклое, мрачное, зловонное, когда пожирает всю грязь, оставляя одно золото. О втором виде любви, как говорит геронтиса, что это «прекрасное чувство, которое впервые входит в человеческую жизнь. Как цветок, который расцветает и еще не знает, что с ним будет! То есть он путает внутри любовь, которую надлежит отдать Богу, и отдает ее человеку».
В чем же заключается подвиг любви этих совершенно далеких друг от друга, но совершенно близких по Духу Божиих вестников и неутомимых Божественных громогласных труб?
Их подвиг в том, что они отдали себя в жертву так, как это показал на примере Сам Господь Иисус Христос, прожив на земле 33 года, отдал себя на поругание, самое, что ни есть позорное, был пригвожден ко Кресту. И если кому возможно почувствовать и понять поступок Того, кто есть Альфа и Омега, Того, от Которого Начало и без Которого не было Начала, то для этого человека уже не существует этот временный и проходящий мир. он устремляется всей деятельной и разумной частью своей бессмертной души к Тому, Который любит тебя так, как никто другой на всей планете, которая называется Земля. он слышит его голос и идет за Ним, никогда не уставая, ни перед чем не останавливаясь, потому что он нашел свою любовь, а так как у любви много врагов и они тоже не устают, жестоко борясь и подстерегая каждого, то и победа достается только мужественным борцам. Любовь – это Крест. «Крестное знамение охватывает четыре стороны света и в них заключается весь мир» (геронтиса Гавриилия).
Когда я читала книгу о схимонахине Антонии, то чувствовала с ней живую связь. Переворачивая страничку за страничкой, я радовалась, что в ней много листов и каждый лист этой книги входил прямо в сердце, погружая тебя в те события, переживания и в то же время нескончаемой радости, что этого человека я узнала, видела, говорила и что несомненно это был и есть святой человек. Радость еще и в том, что все же Господь не перестает быть с нами, как и обещал, до скончания века, и что хотя вещественная свеча матушки Антонии сгорела, но взамен этой Он поставил вечно несгораемую свечу – это любовь, которая связывает Небо и землю, матушку Антонию и нас духовных чад ее, и всех, кто ее полюбил и еще полюбит со страниц этой книги. Мир, в котором несмотря на «неблагоприятные, холодные как зимой безбожные и материалистические времена цвели прекрасный, редчайшие от века по аромату и благовонию розы», одной из которых была и матушка схимонахиня Антония.
Стучите, ищите, да обрящете…
Духовная дочь старицы.
13.05.2003
***
Почаев
Христос Воскресе!
Дорогие А. В. и И., поздравляю вас с Пасхой Христовой!
Желаю вам духовной радости, доброго здоровья и душевного спасения.
Благодарю за драгоценный подарок. Получила книгу о схимонахине Антонии. Три дня читала «запоем», оставляя келейное правило. Книга замечательная, написана профессионально, читается легко и увлекательно. Вот какие были у отца Кукши духовные чада! А мы и не подозревали о них. Мы были молодые и новоначальные, и нас отец Кукша поил «духовным молоком», а матушке Антонии выпала высокая честь питаться «твердой духовной пищей», на что способны очень немногие.
Вся ее земная жизнь была сплошным терпением, она бескровная мученица, мне до нее, как от земли до неба: я малодушная, маловерная и непослушная, даже стыдно, когда называют «матушкой», только имя поменяла, а по-монашески еще не начинала жить. Матушка Антония для меня стала ярким примером, в молитвах прошу ее помощи, когда трудно.
Огромное вам спасибо за ваши труды и заботы по доставке мне этой драгоценной книги!
Видимо, по молитвам отца Кукши Бог положил вам на сердце послать мне ее, чтобы я знала, какие у него были тайные духовные чада и просить у них ходатайства и предстательства, как получивших дерзновение пред Богом еще при своей жизни на земле.
Да хранит вас Господь от враг видимых и невидимых по молитвам преподобного Кукши и схимонахини Антонии!
Воистину Воскресе Христос!
Грешная В.
2003 г.
***
Москва
«Матушку Антонию мне довелось знать в период 1992–1998 гг. Нас познакомили ее близкие – супруги Павел и Валентина Б.
На просьбу о том, чем мы можем облегчить участь нашему новопреставленному отцу, матушка наказала нам с братом и нашей матери заказать сорокоуст в двенадцати храмах, что и было сделано. По словам матушки Антонии, сделать это было важно для упокоения души новопреставленного. При этом матушка знала, что наш отец был офицером органов госбезопасности, но свои страдания в лагерях НКВД истинно по христиански она не поставила выше прощения и милосердия именем Всевышнего.
В 1993 году в возрасте более тридцати лет я спросил совета матушки, будучи холостым, ожидать ли мне семейного счастья и продолжения нашего рода. С удивительной легкостью матушка Антония сразу ответила, что моя суженная – коллега по работе, что скоро мы поженимся, и Бог даст, будет у нас двое детей. Действительно, в 1995 году состоялась свадьба, а в 1996 и в 1998 годах у нас родились сын и дочь. В 1993 году я на самом деле работал в одной фирме со своей будущей избранницей. Дочь мы нарекли Анастасией и лишь впоследствие узнали, что матушка Антония носила это имя до пострига.
Благословение матушки Антонии всегда было и остается надежной опорой и в житейских, и в служебных делах. Так, 20 февраля 1995 года в связи с моей коммерческой деятельностью в подъезде нашего дома наемный убийца практически «в упор» произвел выстрел из пистолета «ТТ» мне в голову – пуля прошла навылет. Заметки об этом происшествии опубликовали «КоммерсантЪ» и «Московский косомолец» за 21.02.1995 г. Однако, с Божией помощью, очнувшись через непродолжительное время, без посторонней помощи я добрался на лифте до своей квартиры на пятом этаже, где в сознании два часа дожидался «скорой помощи». В институте им. Склифосовского никакого оперативного вмешательства не потребовалось, хотя, по словам опытнейших специалистов-медиков в их обширнейшей практике это был беспрецедентный случай. Через какое-то время, уже находясь в Малоярославце, матушка Антония обмолвилась о своей молитвенной помощи и заступничестве Святителя Николая Чудотворца, послуживших моему чудесному избавлению от неминуемой гибели.
По благословению матушки в 1996 году довелось мне совершить паломничество ко Гробу Господню в Иерусалим и ко храму Рождества Христова в Вифлееме, а в 1997 году к мощам Святителя Николая в Бар-Град. Причем, священнослужитель храма в Бари без специальной моей просьбы о том открыл доступ к надгробию Чудотворца (оно было зарешечено), и набрал масла из лампады. Матушка Антония с благоговением приняла эту святыню.
Тяжело вспоминать об изоляции, искусственно созданной вокруг матушки Антонии в последние годы жизни, но тем более достойно преклонения мужество и христианское смирение схимницы. Доброго слова заслуживает неотступно находившаяся при матушке келейница Неонилла.
Пусть память о схимнице матушке Антонии будет столь же светла, как ее помыслы, дела и вера в Спасителя.
К. В. Федюков
***
Санкт-Петербург
Здравствуйте!
Пишет Вам послушница Нина. Прочитала книгу о матушке Антонии, и стало очень горько и больно за то, что в течение трех лет я прожила бок о бок с ней в Малоярославце и ни разу к ней не подошла, ни разу не обратилась за молитвенной помощью. Но видно, по грехам моим так было.
О матушке Антонии мне лично рассказать нечего, так как я не общалась с нею. Но вот со стороны видела, как ее не любили и гнали. Вновь пришедших предупреждали сразу: со схимонахиней Антонией не общаться, потомучто она в прелести. Мне очень нравилась ее келейница – матушка Неонилла. Нам, сестрам, говорилось всегда, что они не слушаются и поэтому пойдут в ад.
Часто матушке Неонилле нужна была помощь в уходе за матушкой Антонией, и она звала нас пересадить ее или подвинуть. Но когда настоятельница узнала, что я там бываю, то сильно ругала, и под страхом снятия рясы и подрясника не благословила даже близко к ним подходить, дескать, пусть разбираются сами.
Смерть матушки Антонии нас поразила. Когда нам сказали перенести ее в библиотеку, то одна из послушниц присела на пустые лавочки в храме, где лежала матушка, и сразу подскочила, почувствовав в тот момент присутствие смерти. Был еще удивительный случай, когда читали Псалтирь по матушке Антонии. Моя очередь пришлась на половину четвертого утра. В этот момент у меня сон как рукой сняло. Я прочла одну кафизму на едином дыхании, как ни до, не после этого не читала. Такая радость была, что не хотелось уходить. Стала я просить сестру, чтобы за нее причитать следующую кафизму, но она сказала, что сама прочтет.
И еще больше удивились, когда на отпевании собралось много народа и матушку Антонию поминали, рассказывая о ее жизни. Мы смутились с сестрами: так кем же она была?! Прельщенной или старицей?!
Матушка Неонилла уехала, но до сих пор надеюсь, что когда-нибудь Господь даст увидиться. Я ушла из обители летом 1999 года. Тяжело многое вспоминать, но очень скучаю по стенам храма и кладбищу где похоронены матушки.
Еще в вашей книге узнала на фотографии одного батюшку, старца, которого знала матушка Антония. Он – духовник моей новой матушки схимонахини Марии, которая живет в Петербурге. Ей 87 лет; она всех любит, и нас ругает в недостатке любви. Сейчас матушка Мария парализована, но в полном сознании и тоже принимает народ. Духовник-то у меня в Оптиной, но матушка нас словом не оставляет и добротой своей.
Очень рада была за книгу. Спаси Вас Господь и Царица Небесная.
Многогрешная послушница Нина
***
Здравствуйте!
Низкий поклон вам от рабы Божией Капитолины. Прочитала книгу «Схимонахиня Антония», как говорится, на одном дыхании. Очень благодарна составителям за их нелегкий труд. Спаси их, Господи и сохрани!
Я хотя и не видела схимонахиню Антонию, но для меня она, по рассказам моих мамы и дочери, стала, как родная. Покорило ее милосердие, сострадание, безграничная любовь к людям.
А теперь расскажу о встрече со старицей Антонией моей мамы и дочери.
Моя дочь пела на клиросе в церкви, ходила в храм Божий с радостью, с любовью, с вдохновением. Хотела даже уйти в монастырь, но вдруг у нее началась депрессия. Лечилась она в психиатрической больнице. Мама моя, переживая за внучку, поехала в Толгский монастырь помолиться. В монастыре маму остановила схимонахиня и говорит: «Ты никогда не проходи мимо схимонахини! Пойдем со мной!»
Это была схимонахиня Антония. Она привела маму в свою келью, посадила на стул и сказала: «Я буду рассказывать, что было с твоей внучкой, только не перебивай». Все рассказала о её бедах и благословила маму заказывать Литургию за внучку в трех церквах. Еще велела взять из тех храмов просфорки, чтобы внучка съела. Посоветовала маме делать это самой, никому не поручать.
Еще у мамы были отеки. Матушка Антония попросила келейницу дать маме дыньку, сказав что ее нужно прочистить. После усердных молитв матушки Антонии и этой дыньки, без всяких мочегонных, из мамы вышло около ведра воды.
Старица говорила маме: «Как много у тебя мертвых». Мама даже испугалась, а схимонахиня пояснила, что имела в виду мертвых душой: не молятся, не ходят в церковь.
Однажды был такой случай. Дала матушка Антония маме просфору с просьбой помолиться об упокоении ее сына Михаила. Но мама забыла. На другой день мама пришла она к старице, а та протягивает ей кусок торта с той же просьбой. Маме стало стыдно за свою нерадивость, и еще она была удивлена тому, что матушка Антония уже все знала.
Перед поездкой домой, мама благословилась у матушки Антонии и подарила ей пачку чая и шоколадку. Матушка Антония, помолившись, сразу отдала обратно, сказав: «Как приедешь домой, чай отдай вдове». Мама не поняла, какой вдове, но спрашивать не стала. Так старица предсказала за несколько дней трагическую смерть моего свекра…
Впоследствии дочь моя тоже ездила в Толгский монастырь, беседовала с матушкой Антонией и просила схимонахиню Антонию помолиться за отца, он в то время очень сильно пил. Старица прямо при ней начала читать молитвы и после этого отец не брал вина в рот девять месяцев.
Слава Богу, что были и есть Божии люди, которые помогают нести нам свои кресты. Спаси вас Господи!
***
Спаси Вас Господи!
Прочитала я книгу о схимонахине Антонии на одном дыхании. Сказать что книга понравилась – значит ничего не сказать. Я перечитываю ее в течении месяца и не могу насытиться, так она меня потрясла! «Терпеть, сколько можно те6рпеть! Терпеть!» – было сказано красавице Настеньке старцем Яковом, который предсказал ей дальнейшую судьбу. И потом она сама неоднократно повторяла эти слова свои духовным дочерям и всем, кто приходил к ней за помощью и утешением. Для меня и эта книга, и эти слова сейчас являются спасением.
14 февраля 2003 года страшная беда ворвалась в мою семью – погибла наша младшая дочь Анюточка, а 7 февраля ей исполнилось лишь 18 лет. Погибла во время свадебной церемонии, когда выходила замуж ее двоюродняя сестра, моя племянница. Одна из машин опрокинулась (шофер решил полихачить и обгонял свадебную процессию) и наша девочка – одна из пяти человек, находившихся в машине, мгновенно была убита. Прошло уже более полугода после ее гибели, но мы до сих пор не можем оправиться от этого горя.
Я не считала себя верующей, хотя и не отрицала существования Бога. Мне 52 года, я принадлежала к поколению, которое сейчас называют, «потерянным». Формально крестила детей, праздновала Пасху, не задумываясь, что означают слова «Христос Воскресе!», соблюдала другие церковные праздники… Если случалась возможность быть в городе, заходила в церковь, но это случалось очень редко и, опять-таки, чисто формально. Хотя лет с 38-ми я начала задумываться о том, откуда мы пришли, куда уходим, старалась приобрести литературу на христианскую тему. Ведь в то время почти невозможно было достать духовную литературу. В 90-е годы открыли в райцентре церковь за 25 километров от моего места жительства, даже не церковь, а приспособили помещение под храм. В 1991 году впервые прочитала Евангелие, приобрела молитвослов, но многое было непонятно для меня, да и не горела я желанием посещать богослужения.
Как я сейчас в этом раскаиваюсь! Нет с нами нашей девочки, ничего мы с ней не успели. В октябре 2002 года я перенесла тяжелую онкологическую операцию. Читала много духовных книг, разговаривала с доченькой о Боге, о дальнейшей ее жизни. Она соглашалась со мной, что нужно идти в церковь не только когда нам плохо, но бывать там почаще, читала молитвы, некоторые из которых даже знала наизусть. Она уже училась на первом курсе в институте. На каникулах мы собирались ездить с ней в церковь. И все оборвалось в одну секунду. Ничего мы не успели с ней, ничего.
Сейчас я хотя и не часто, по воскресеньям езжу в церковь, читаю святые книги, теперь их можно и купить, и взять в православной библиотеке при храме. А вот с этой книгой о жизни схимонахини Антонии хотелось бы никогда не расставаться, перечитывать ее снова и снова, обращаться к ней и за помощью и за утешением и как за духовным руководством.
Дай вам Бог всем, кто участвовал в создании ее жизнеописания, здоровья, я молюсь за вас. И необычная просьба у меня за которую заранее прошу меня простить. Может быть вы поможете мне приобрести эту книгу. Может быть, у вас есть лишние экземпляры, или может быть в магазине они есть? Пожалуйста, вышлите мне наложенным платежом, я была бы вам очень благодарна за это.
Прошу простить меня, если написала что-то не так.
Да сохранит вас всех Господь!
Воронцова Зинаида Парменовна
***
Москва
О книге «Я испытал тебя в горниле страдания (Схимонахиня Антония».
Считаю для себя редкостной удачей, что мне в руки попала эта книга.
В настоящее время публикуется такое преизобилующее количество духовной литературы, что трудно выбрать что-то необходимое именно тебе (не хватает для этого ни опыта, ни времени).
Мне, как мирскому человеку, всегда хотелось найти что-то конкретное, без чрезмерного мудрствования, да еще чтобы было убедительно, не фанатично и с практическими советами.
Именно такой книгой стала для меня книга о схимонахине Антонии. Во-первых, подкупает то, что составил ее Александр Трофимов, уже известный мне по книге о старце Серафиме Вырицком. Во-вторых, привлекает хорошее издание, прекрасный шрифт, который читается очень легко, без малейших затруднений. А, в-третьих, конечно же, само содержание книги, удивительная, трагическая и высокодуховная жизнь обыкновенной женщины, которая может служить примером и для нас, грешных.
Книгу эту прочитала за два дня, на одном дыхании. Исторические сведения о лагерях, гонении на верующих, закрытии церквей и монастырей очень интересны, актуальны и гармонично вписываются в повествование книги.
Но главное, конечно же, это само жизнеописание матушки Антонии!
Хочу подчеркнуть, что именно по горячим следам необходимо составлять жизнеописание таких людей, пока еще живы свидетели духовной жизни, которая может послужить примером для других.
Безусловно, святые подвижники, подвизающиеся в пустыне – это великий пример святой жизни, но пример не для подражания для нас, недостойных. Это, по словам святогорского старца Паисия, далекий маяк на высокой горе, который освещает путь и зовет, но…
Жизнь матушки Антонии, простой мирской женщины, прошедшей и семейный ад, и ад лагерей, и потерю детей, но не только не сломленной, а ставшей духовным светильником для многих – такая жизнь дает нам надежду…
Я плачу, читая строки этой книги. Я выписываю для себя практические духовные и жизненные советы, которые она давала своим духовным чадам.
Молюсь за всех, кто принял участие в создании этой книги.
Алла Стравинская, искусствовед.
***
Добрый день. Прочитав книгу Схимонахиня Антония, хотим найти родник описаны на 485 стр. До революции на этом месте стоял православный храм, во время службы храм вместе с прихожанами ушел под землю. Теперь на этом месте родник с целебной водой, вода бьёт красного цвета, находится в 100 км от Москвы. Если Вам что то известно, помогите его найти. Спасибо.