«Радуйся, Радосте наша,
покрый нас от всякого зла
честным Твоим омофором».
(Акафист Покрову Богородицы)
Тропарь, глас 4-й:
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, / осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, / и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: / покрый нас честным Твоим Покровом, / и избави нас от всякаго зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, / спасти души наша.
Кондак, глас 3-й:
Дева днесь предстоит в церкви / и с лики святых невидимо за ны молится Богу, / ангели со архиереи покланяются, / апостоли же со пророки ликовствуют: / нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Величание
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим Покров Твой святый:/ Тя бо виде святый Андрей на воздусе,// за ны Христу молящуюся.
***
На Голгофе, в последние минуты земной жизни Спасителя, произошло величайшее событие в судьбе человечества – усыновление всех людей Пресвятой Богородицей. Распятый на кресте Спаситель мира обратился к предстоящим пред Ним Матери Своей: «Се Сын Твой» (Ин. 19, 26) и ученику: «Се Матерь твоя!» (Ин. 19, 27).
До конца земной жизни Матерь Господа нашего в какой-то мере заменила апостолам восшедшего ко Отцу Небесному Христа-Спасителя, но в полной мере покров и заступление Ее над всеми сынами человеческими и над всем миром стал возможен после Ее успения. Именно над всем миром простерла Царица небесная Свой Покров и потому мы поем в день празднования Успения Богородицы:
«Во Успении мира не оставила еси Богородица», «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем мир не оставляющая». И это истинно так!
На четвертый день после своего Успения Божия Матерь явилась апостолам и сказала им: «Я с вами во вся дни!» Во время трапезы Она снова явилась, окруженная ангелами, и сказала: «Радуйтесь!» Апостолы же сказали тогда: «Помогай нам, Пресвятая Богородица!»
Во все времена от апостольских времен знали христиане о предстательстве и заступничестве Богородицы о чадах Ее. Но в середине Х века было явлено миру знамение, открывшее людям великое событие – о схождении Божией Матери «в мир помогать человеком и утешать скорбящия». В то время Византийская империя вела войну с сарацинами. Силы врага были неизмеримо большими и столица – святой град Константинополь – оказалась пред угрозой разорения и даже уничтожения. Тогда люди собрались в храмах и в ночной молитве просили о заступничестве Царицы Небесной и защите града от нашествия иноплеменных. Во всех храмах Константинополя совершалось всенощное бдение. В то время оно начиналась вечером, а кончалась утром, так что, когда священник возглашал «Слава Тебе, Показавшему нам свет»,– наступал рассвет. Собрался народ и во Влахернской церкви, где хранилась Риза Богородицы и часть Ее пояса. За этим ночным богослужением присутствовал блаженный Андрей и ученик его Епифаний. И вот в четвертом часу носу у блаженного Андрея открылись духовные очи и он узрел дивное видение: он увидел, как от западных врат к алтарю идет Сама Пресвятая Богородица, на главе Ее был сияющий мафорий, Ее сопровождали св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. В это время блаженный Андрей обратился к Епифанию и спросил: «Видишь ли ты Владычицу?» Тот ответил: «Вижу, отче, и ужасаюсь».
Матерь Божия подошла к алтарю, остановилась у царских врат, опустилась на колени и долго молилась за христиан. Затем, подойдя к престолу, снова опустилась на колени и молилась. По окончании молитвы Она вышла из алтаря, сняла со Своей головы мафорий и простерла его над молящимися людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Матерь Божия просила Сына Своего: «Приими всякого человека, молящегося Тебе и призывающего имя Мое на помощь, да не отыдет от лица Меого тощ и неисцелен!»
Святые Андрей и Епифаний «долгое время смотрели на распростертое над миром покрывало и на блиставшую подобно молнии славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало, по отшествии же Ее сделалось и оно невидимым». Видели все это только св. Андрей и Епифаний, но весь народ сердцем чувствовал присутствие Царицы Небесной. Весть об этом видении быстро распространилась по городу, воодушевила народ и войско, и Константинополь вскоре был освобожден от осады.
Св. Андрей, удостоившийся этого видения, был славянин, в молодые годы попавший в плен и проданный в рабство местному жителю Феогносту.
В честь этого события и было установлено празднество Покрову Богородицы и потому мы поем в этот день: «Дева днесь предстоит в церкви с лики святых за ны невидимо молится Богу: ангелы со архиереи поклоняются, апостолы же с пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Предвечнаго Бога».
Событие это свидетельствует о том, что Матерь Божия является нашей Предстательницей и Заступницей и открывает нам великую духовную тайну, что в мире есть великое Материнское Сердце, и тайна эта открывается на протяжении всей мировой истории – неисчислимыми проявлениями любви Пречистой к чадам Ее.
До ХII века праздник Покрова Богородицы был местным праздником Влахернской церкви, была написана икона в честь этого события, но ни Греческая, ни Римская церковь не знали этого праздника. Знаменательно, что празднование для Покрова Богородицы было установлено именно на Руси. В прологе ХII века записано: «Се убо, егда с мыслех помышлях, како страшное и милосердное видение и паче надеяние и заступление нелегко, бысть без празднества … восхотех, да не без праздника останется Святый Покров Твой, Преблагая!» В праздничном песнопении Покрову Богородицы Русская Церковь обращается к Пречистой: «За ны грешныя молися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя».
В ХII веке появились на Руси храмы в честь Покрова Богородицы, в том числе, быть может, самый прекрасный на Руси храм – Покрова на Нерли. И впоследствии очень часто посвящали русские люди новые храмы празднику Покрова, ибо всегда чувствовали особый покров и заступничество Царицы Небесной над народом и землей Российской. Да и знаменитый храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве – тоже Покровский.
Праздник Покрова Богородицы был установлен на Руси в середине ХII века при св. благоверном князе Андрее Боголюбском, тогда же была создана служба празднику. Установлением этого праздника была утверждена вера всего русского народа в то, что Сама Божия Матерь приняла Русь Святую под Свой Покров.
Покров Богородицы стал одним из любимейших русских церковных праздников – это истинно русский национальный праздник, не известный ни латинскому Западу, ни православному Востоку. Вообще русские люди особенно любят Богородичные праздники. Какой-то свет озаряет в эти дни души людей и благодать изливается в сердца тех, кто молится Матери Божией. Вот почему православные христиане имеют в домах своих иконы Божией Матери и много раз течение дня повторяют молитвы к ней, стараются особо отметить дни, связанные с Пречистой, ибо в эти дни Она особенно близка ко всем нам.
Во все дни Матерь Божия помогает верующим, обращающимся к Ней с молитвой. Об этом свидетельствуют многочисленные явления Её святым.
«Вот, матушка, какой благодати сподобил Господь нас убогих; мне таким образом двенадцать уже было явлений (Божией Матери)! Вот какой радости достигли! Есть нам почему веру и надежду иметь ко Господу. призывай на помощь Господа, Матерь Божию и святых, и меня убого поминай»,– эти слова преп. Серафим Саровский сказал своей сомолитвеннице – сестре Дивеевской обители, бывшей с ним при явлении Божией Матери.
Сколько знаем примеров явления благодатной силы через Богородичные иконы. Ведь каждая из чтимых икон – свидетельница того или иного чуда. Особенно много примеров тому на Руси. Множество событий в истории православной Церкви и на Руси совершалось под благодатным осенением и благословением Божией Матери. Не раз избавляла Она от нашествия врагов и бедствий православные страны Востока и Россию – наше Отечество. Чудотворные православные иконы рассеяны по всему миру, так что весь мир христианских находится под благодатным Покровом Божией Матери – это видимые знаки Её помощи и защиты. К этим иконам всегда притекает множество верующих и получают помощь. Ни в одной стране, ни в одной земли мила нет столько явленных и чудотворных икон, как в России. Это явное знамение того, что Божия Матерь избрала Россию местом Своего особого присутствия. Она освятила страну, указала избранность ее многочисленными явлениями. Издавна Россию называли Домом Божией Матери.
Эта вера в предстательство и Покров Богородицы выразилась во вдохновенных, огненных словах акафиста Покрову Богородицы: «Радуйся, непобедимая Воеводо вождей и воинов христианских …» (Икос 3).
«Ты же. о Богомати, воздевай руце Твои на умоление и никимиже поддержима, всегда побеждаеши враги христианские и нам щит еси непобедим» (Кондак 5).
«Яко несокрушимым Покровом Твоим праведных возвеселяеши, грешных заступаеши, бедствующих избавляеши и молишися о всех верных» (Кондак 9).
В службе Покрову Богородицы есть удивительные слова: «Сохрани нас от стрел летящих во тьме разделения нашего». Как они ко времени сегодня!
***
Глубокая связь протягивается от явления Покрова Богородицы над родом человеческим к другому событию, знаменовавшему начало принятия молодого государства и народа Русского под покровительство Матери Божией. Произошло то событие значительно раньше в IХ веке, в начале созидания русского государства, и связано с другим праздником Богородицы – Положения Ризы Ее во Влахернском храме. В связи этих событий видится Божественный промысл о судьбе Российского государства и народа и участие Самой Пресвятой Богородицы в созидании Святой Руси. И снова это событие связано с Влахернской церковью.
Для русских людей церковь Влахернская является предметом особого благоговейного отношения, ибо с этим храмом связаны великие события в судьбах России: первое благодатное озарение верой христианской наших предков; чудо Покрова Богородицы и чудесное построение великой церкви в Киево-Печерской Лавре.
Влахернская церковь была построена и освящена 2 июля 458 г. специально для того, чтобы положить туда обретенную ризу Богородицы. Риза Богородицы называется по-еврейски «мафора», что значит «головной покров». Покров этот опускался на плечи и поэтому впоследствии его стали называть «омофор» – «наплечник». Этот омофор Богородицы византийские императоры носили с собой в походах как священное знамя. Впоследствии вместе с ризой Богородицы была положена во Влахернской церкви и часть Ее пояса. Многие годы пояс Богородицы передавался верующими друг другу и в царствование императора Аркадия (395–408) был перенесен в Константинополь.
Не раз при нашествии врагов спасала Матерь Божия город, которому даровала Свою Ризу. Так было при осаде Константинополя аварами в 625 г., персами в 677 г., арабами в 717 г.; но наибольшее знаменательным, для нас, российских людей, ключевым являются события 860 г. В этом году Русь впервые заявили всему миру о себе, она заявила о том, что явился на земле и набрал силу великий народ, новое государство.
18 июня 860 г. русский флот князя Аскольда в составе более 200 судов вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. Войск для защиты столицы практические не было, ибо в это время император начал поход на арабов. В связи с осадой русских император возвратился в столицу и, как гласят Византийские хроники, всю ночь молился, простершись ниц на каменных плитах Влахернской церкви.
Патриарх Фотий обратился с проповедью к жителям Константинополя, призывая омыть слезами свои грехи и просить Божию Матерь об избавлении от нашествия. Ввиду все возраставшей опасность было принято решение спасать церковные святыни Влахернской церкви и прежде всего – ризу Богоматери, т.к. храм находился у самого залива и подвергался большой опасности разграбления язычниками. После всенародного молебна Ризу Богоматери с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и опустили край её в воды Босфора, после чего перенесли в храм Святой Софии. В это время началась буря, которая разметала флот Аскольда, усмирила русских воинов и сделала их князя более сговорчивым. Аскольд заключил почетный мир и 25 июня снял осаду Константинополя. 2 июля чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили во Влахернскую церковь и в воспоминание этих событий св. патриархом Фотием было установлено ежегодного празднование Положения Ризы Богоматери.
По мирному договору Византия начала выплату русским ежегодной дани, русским было разрешено вступать в византийскую армию, вести торговлю в империи, посылать в Византию дипломатические миссии. Но самым важным эпохальным событием был пункт договора о Крещении Руси. Византийских хронист пишет, что «посольство их (русских) прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в св. Крещении, что и было исполнено». Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев была направлена православная миссия. Это было величайшее событие для судьбы Руси. О событиях 860 г. повествуют не только Византийские, но и русские летописные источники. Прп. Нестор Летописец подчеркивает, что после русского похода на Царьград отчизна наша «начала прозывать Русская Земля». Русские летописцы прекрасно понимали, что это было эпохального событие, ибо этот момент на протяжении веков переходит из одной летописи в другую.
Во исполнение договора император и патриарх направили на Русь святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Незадолго перед этим святые Кирилл и Мефодий изобрели славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие. Зиму 860/861 года братья провели в Корсуни, где св. Кирилл выучил русский язык. Весной 861 г. они были у князя Аскольда, в Киеве. В конце 861 г. святые Кирилл и Мефодий возвратились в Константинополь и привезли с собой послание князя Аскольда, в котором он благодарил императора за то, что тот прислал «такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера – святая … Убедившись, что это – истинная вера, повелели мы креститься по своей воле надежде и нам достигнуть святости. Мы же все – друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь».
Аскольд принял св. Крещение с именем Николай, крестились и многие дружинники князя. Так из столицы Православия – Царьграда – трудами св. равноапостольных Кирилла и Мефодия на Русь пришла славянская письменность и славянское богослужение. Св. Фотий учредил на Руси митрополию и назначил первым митрополитом Киевским Михаила, ставшего первым святителем Русской Православной Церкви. В послании 867 г. св. патриарх Фотий писал: «не только болгары, но и русские, грубые, нечестивые, крестились, приняли обряды с любовью и тщанием».
Таким образом, день празднования Положения Ризы Богоматери во Влахернской церкви является днем основания Русской Православной Церкви. И этот же день знаменует выход молодого Русского государства на исполнение своей миссии в судьбах мира. Поэтому в 1862 г. на могиле князя Аскольда была отслужена торжественная панихида в связи с 1000-летием со дня крещения первого русского князя.
Аскольд построил первую на Руси церковь в честь святого пророка Илии и пытался утвердить в стране христианство. Однако сделать этого в то время не удалось. Первый князь-христианин был убит княземем-язычником – «вещим Олегом». Св. Ольга воздвигла над могилой Аскольда Никольский храм. Впоследствии в Киеве был установлен крестный ход от Аскольдовой могилы в церковь Ризоположения в память об описанных событиях.
С памятным походом Аскольда связано появление величайшего творения христианской гимнографии – акафиста Пресвятой Богородице – образца для всех последующих акафистов. Этот акафист был создан в благодарность Божией Матери за избавление от нашествия язычников – русских в 860 г.
В 907 г. «вещий Олег», как и его предшественник Аскольд, подошел с войском к стенам Константинополя и снова подтвердил военную силу и мощь родившегося молодого государства, прибив свой щит «на вратех Царьграда». Этот щит имеет очень важную символику: на нем изображен всадник на коне, как и будущем гербе Московского государства – св. Георгий Победоносец на коне.
Замечателен возврат и утверждение праздника Положения Ризы Богоматери на Русь. Празднование этого дня известно на Руси со времени св. благоверного князя Андрея Боголюбского, который воздвиг во Владимир на Золотых Вратах храм в честь Ризоположения, т.е. в одно время с установлением празднования для Покрова Богородицы.
Святая Риза Божией Матери, сохранившая когда-то столицу Византии от русских язычников, впоследствии спасла от врагов и российскую столицу – Москву. В конце XIV века часть Ризы Богоматери была перенесена на Русь св. Дионисием, архиепископом Суздальским, и на Руси стали праздновать день Положения Ризы Богоматери в Москве.
Летом 1451 г. под стены Москвы подступили войска татарского царевича Мазовши. Столица готовилась к защите, день и ночь в храмах шла непрестанная служба. Святитель Московский Иона, как некогда св. патриарх Фотий, призвал народ к покаянию и молитве. И вот в ночь на 2 июля, как сообщают летописи, в татарском стане началось великое смятение; враги бросили награбленное добро и поспешно отступили, будто гонимые ужасом. Таким образом, круг замкнулся. «Когда-то сами враги, устрашенные и вразумленные чудом от святой Ризы Богоматери, русские люди стали великими почитателями Пресвятой Богородицы и Она удостоила первопрестольную Москву часть Своей святой Ризы и явила Свой покров и заступление от нашествия вражеского в день празднования Положения Её святой Ризы во Влахерне.
В память избавления Москвы от нашествия татарского святитель Иона воздвиг в том же 1451 г. в Кремле церковь Ризоположения, ставшей домовой церковью митрополитов Московских. Этот храм и по сей день украшает Москву.
***
Праздник Покрова Богородицы мы празднуем в памятный день события во Влахернской церкви – 1 октября. Но в этот же день мы празднуем и день памяти знаменательного события в Истории России – чудесного Покрова Божией Матери и чуда, явленного от Касперовской иконы Богоматери.
Касперовская икона имеет надпись: «Прославленная святыня тысячелетнего благосостояния России». Божия Матерь изображена держащей на левой руке Младенца Христа, у Которого в левой руке свиток. По краям иконы изображены с одной стороны св. Иоанн Креститель, с другой – св. мученица Татиана. По преданию икона была принесена из Трансильвании в конце XIV века одним сербом.
Образ хранился у помещицы деревни Ново-Иваньки Ольвиопольского уезда Иулиании Иоанновны Касперовой, получившей его в наследство, как родовую святыню в 1809 г. В 1840 г. икона чудесно обновилась. Во время молитвы перед ней Лик Богоматери и Лик Спасителя на потемневшей от времени вдруг просветлели. Вскоре после этого икона прославилась многочисленными исцелениями и была перенесена в Одессу. празднование иконы совершалось 29 июня – в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
Памятное чудесное событие произошло во время Крымской войны в 1854 г. Война была крайне неудачна для России – десятки тысяч сынов ее гибли и с каждым месяцем войны положение страны становилось все более тяжелым – против России встала тогда практически вся Европа с Турцией. Русский Черноморский флот был потоплен, героические защитники Севастополя обливались кровью и были обречены на полное уничтожение.
В этот момент и состоялось памятное событие в Одессе. Одесса была укреплена очень слабо. Береговая оборона состояла из 6 батарей с 40 орудиями – это было ничтожно в сравнении с огневой мощью союзного англо-французского флота. В городе стояли 16 батальонов с 50 орудиями – они не смогли бы оказать действенного сопротивления в случае высадки союзного десанта.
8 апреля 1854 г. союзный флот в составе 28 судов подошел к городу. Положение Одессы было необычайно тяжелым. Была весенняя распутица и подвоз продовольствия в город был чрезвычайно затруднен. С моря союзный флот блокировал Порт и никакого подвоза быть не могло. Но самое страшное было в другом: Одесса не имеет своей питьевой воды. Вода для питья поступала и по сей день поступает в город из Днестра. Враги знали это и перекрыли воду. Город оказался под угрозой голода и отсутствия воды. Начались болезни, резко повысилась смертность среди населения от голода и безводья. Еще несколько дней – и могли начаться массовые эпидемии.
Шла Страстная неделя. До Пасхи оставалось три дня. И вот в Великую Пятницу архиепископ Иннокентий (Борисов) приказал священству объявить, чтобы все, кто мог двигаться, собрались в этот день в храмах города для совершения над жителями города таинства елеосвящения. Многие уже умирали от жажды и голода без христианского напутствия. Уныние и страх охватили людей. Владыка обратился к народу с просьбой помочь привести в храмы всех ослабевших, больных, неспособных самостоятельно дойти. И вот все, кто мог двигаться, собрались в храмах и священники начали совершать соборование. После этого священство по благословению Владыки пошли в дома – соборовали и причащали тех, кто не мог сам прийти в храм. В этот день и в этом событии особенно понятным становится смысл и величие таинства елеосвящения – соборовании, ибо оно действительно соборно, оно собирает, соединяет каждого человека с живыми и ушедшими, со всеми людьми. Весь город молился в этот день, и сердца людей бились в унисон – это было духовное пламя, огненная соборная молитва о заступлении, о спасении всей земли Российской.
Священство призывало всех людей молится Матери Божией о заступничестве и покрове города от врага, но в тот день никаких призывов и не нужно было – люди шли сами к прославленной святыне города – Касперовской иконе Божией Матери. По благословению Владыки был совершен Крестный ход с иконой в осажденном городе. И Матерь Божия не оставила молящихся Своим заступлением, укрыла град и жителей его Своим омофором.
10 апреля союзный флот начал бомбардировку Одессы. Несмотря на подавляющее преимущество союзников, их попытка высадить десант была отбита, четыре английских фрегата были повреждены, а один сел на мель и был потоплен русской артиллерией. Неприятельский флот ушел от берегов, и город был спасен заступничеством Богородицы, как и обещала Она молящихся пред Ее образом. В честь этого события было установлено считать 1 октября – день празднования Покрова Богородицы – и днем празднования Касперовской иконы в память о заступничестве и Покрове Её над градом и людьми российскими.
Покров пресвятой Богородицы над Россией и народом Российским был явлен во всей полноте через великую святыню нашего народа – Казанскую икону Божией Матери. Значение Казанской иконы Божией Матери в духовной жизни русского народа огромно. Она стала всенародной святыней и знамением небесного Покрова над Русской церковью и нашим Отечеством. Архиепископ Иннокентий (Борисов), о котором уже вспоминали, назвал икону «Русским Покровом – Покровом пресвятой Богородицы над Россией». Об этом Покрове свидетельствует вся история нашей Отчизны и поэтому мы поем в тропаре Казанской иконе: «Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим». Но об этом образе Пресвятой Богородицы речь пойдет в другой статье.
***
Удивительно, но долгое время в Греческой церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы не отмечался. Явное заступничество Пресвятой Богородицы помогло народу Греции освободиться от фашистских завоевателей в ходе Второй Мировой войны. В октябре 1944 года после трех с половиной лет немецкой оккупации, Афины были освобождены от немецко-фашистских захватчиков. После этого Священный Синод Элладской Православной Церкви установил празднование дня Покрова Пресвятой Богородицы 28 октября. По благословению Архиепископа Эллады и Священного Синода была составлена новая Служба Покрову Богородицы по случаю освобождения Греции от оккупационных войск в минувшую войну. День празднования приурочен к государственной дате – 28 октября. Служба составлена келлиотом Герасимом на Святой Горе. Константинопольский Патриархат также последовал этой календарной перемене в греческих епархиях и в диаспоре, и ныне это празднование широко распространилось в грекоязычном Православном мире.
Тропарь праздника Покрова Божией Матери
в Элладской Церкви, глас 1-й:
Покр́ова Твое́го, Де́во, воспева́ем благода́ти, его́же , я́ко светоно́сный о́блак, простира́еши па́че ра́зума и покрыва́еши лю́ди Твоя́ у́мно от вся́каго вра́жия наве́та. Тебе́ бо Покро́в, и Предста́тельницу, и Помо́щницу стяжа́хом, вопию́ще Ти: сла́ва вели́чию Твоему́, Чи́стая, сла́ва Боже́ственному Покро́ву Твоему́, слава Твоему́ о нас промышле́нию, Пренепоро́чная.
***
Добавьте комментарий