Праздники

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

«Радуйся, Радосте наша,
покрый нас от всякого зла
честным Твоим омофором».
(Акафист Покрову Богородицы)

ПОКРОВ БОГОМАТЕРИ. ИКОНА
ПОКРОВ БОГОМАТЕРИ. ИКОНА

Тропарь, глас 4-й:

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, / осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, / и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: / покрый нас честным Твоим Покровом, / и избави нас от всякаго зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, / спасти души наша.

Кондак, глас 3-й:

Дева днесь предстоит в церкви / и с лики святых невидимо за ны молится Богу, / ангели со архиереи покланяются, / апостоли же со пророки ликовствуют: / нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим Покров Твой святый:/ Тя бо виде святый Андрей на воздусе,// за ны Христу молящуюся.

***

БОГОМАТЕРЬ РАСПРОСТЕРШАЯ СВОЙ ПОКРОВ. ФРАГМЕНТ ИКОНЫ ПОКРОВ БОГОМАТЕРИ XIV в. РОСТОВ
БОГОМАТЕРЬ РАСПРОСТЕРШАЯ СВОЙ ПОКРОВ. ФРАГМЕНТ ИКОНЫ ПОКРОВ БОГОМАТЕРИ XIV в. РОСТОВ

На Голгофе, в последние минуты земной жизни Спасителя, произошло величайшее событие в судьбе человечества – усыновление всех людей Пресвятой Богородицей. Распятый на кресте Спаситель мира обратился к предстоящим пред Ним Матери Своей: «Се Сын Твой» (Ин. 19, 26) и ученику: «Се Матерь твоя!» (Ин. 19, 27).

До конца земной жизни Матерь Господа нашего в какой-то мере заменила апостолам восшедшего ко Отцу Небесному Христа-Спасителя, но в полной мере покров и заступление Ее над всеми сынами человеческими и над всем миром стал возможен после Ее успения. Именно над всем миром простерла Царица небесная Свой Покров и потому мы поем в день празднования Успения Богородицы:
«Во Успении мира не оставила еси Богородица», «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем мир не оставляющая». И это истинно так!

На четвертый день после своего Успения Божия Матерь явилась апостолам и сказала им: «Я с вами во вся дни!» Во время трапезы Она снова явилась, окруженная ангелами, и сказала: «Радуйтесь!» Апостолы же сказали тогда: «Помогай нам, Пресвятая Богородица!»

ДРЕВНЯЯ ВЛАХЕРНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
ДРЕВНЯЯ ВЛАХЕРНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Во все времена от апостольских времен знали христиане о предстательстве и заступничестве Богородицы о чадах Ее. Но в середине Х века было явлено миру знамение, открывшее людям великое событие – о схождении Божией Матери «в мир помогать человеком и утешать скорбящия». В то время Византийская империя вела войну с сарацинами. Силы врага были неизмеримо большими и столица – святой град Константинополь – оказалась пред угрозой разорения и даже уничтожения. Тогда люди собрались в храмах и в ночной молитве просили о заступничестве Царицы Небесной и защите града от нашествия иноплеменных. Во всех храмах Константинополя совершалось всенощное бдение. В то время оно начиналась вечером, а кончалась утром, так что, когда священник возглашал «Слава Тебе, Показавшему нам свет»,– наступал рассвет. Собрался народ и во Влахернской церкви, где хранилась Риза Богородицы и часть Ее пояса. За этим ночным богослужением присутствовал блаженный Андрей и ученик его Епифаний. И вот в четвертом часу носу у блаженного Андрея открылись духовные очи и он узрел дивное видение: он увидел, как от западных врат к алтарю идет Сама Пресвятая Богородица, на главе Ее был сияющий мафорий, Ее сопровождали св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. В это время блаженный Андрей обратился к Епифанию и спросил: «Видишь ли ты Владычицу?» Тот ответил: «Вижу, отче, и ужасаюсь».

СОВРЕМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ НА МЕСТЕ ДРЕВНЕЙ
СОВРЕМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ НА МЕСТЕ ДРЕВНЕЙ

Матерь Божия подошла к алтарю, остановилась у царских врат, опустилась на колени и долго молилась за христиан. Затем, подойдя к престолу, снова опустилась на колени и молилась. По окончании молитвы Она вышла из алтаря, сняла со Своей головы мафорий и простерла его над молящимися людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Матерь Божия просила Сына Своего: «Приими всякого человека, молящегося Тебе и призывающего имя Мое на помощь, да не отыдет от лица Меого тощ и неисцелен!»

Святые Андрей и Епифаний «долгое время смотрели на распростертое над миром покрывало и на блиставшую подобно молнии славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало, по отшествии же Ее сделалось и оно невидимым». Видели все это только св. Андрей и Епифаний, но весь народ сердцем чувствовал присутствие Царицы Небесной. Весть об этом видении быстро распространилась по городу, воодушевила народ и войско, и Константинополь вскоре был освобожден от осады.
Св. Андрей, удостоившийся этого видения, был славянин, в молодые годы попавший в плен и проданный в рабство местному жителю Феогносту.

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИКОНА XVI в. СРЕДНЯЯ РУСЬ
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИКОНА XVI в. СРЕДНЯЯ РУСЬ

В честь этого события и было установлено празднество Покрову Богородицы и потому мы поем в этот день: «Дева днесь предстоит в церкви с лики святых за ны невидимо молится Богу: ангелы со архиереи поклоняются, апостолы же с пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Предвечнаго Бога».

Событие это свидетельствует о том, что Матерь Божия является нашей Предстательницей и Заступницей и открывает нам великую духовную тайну, что в мире есть великое Материнское Сердце, и тайна эта открывается на протяжении всей мировой истории – неисчислимыми проявлениями любви Пречистой к чадам Ее.

До ХII века праздник Покрова Богородицы был местным праздником Влахернской церкви, была написана икона в честь этого события, но ни Греческая, ни Римская церковь не знали этого праздника. Знаменательно, что празднование для Покрова Богородицы было установлено именно на Руси. В прологе ХII века записано: «Се убо, егда с мыслех помышлях, како страшное и милосердное видение и паче надеяние и заступление нелегко, бысть без празднества … восхотех, да не без праздника останется Святый Покров Твой, Преблагая!» В праздничном песнопении Покрову Богородицы Русская Церковь обращается к Пречистой: «За ны грешныя молися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя».

ХРАМ ПОКРОВА БОГОМАТЕРИ НА НЕРЛИ
ХРАМ ПОКРОВА БОГОМАТЕРИ НА НЕРЛИ

В ХII веке появились на Руси храмы в честь Покрова Богородицы, в том числе, быть может, самый прекрасный на Руси храм – Покрова на Нерли. И впоследствии очень часто посвящали русские люди новые храмы празднику Покрова, ибо всегда чувствовали особый покров и заступничество Царицы Небесной над народом и землей Российской. Да и знаменитый храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве – тоже Покровский.

Праздник Покрова Богородицы был установлен на Руси в середине ХII века при св. благоверном князе Андрее Боголюбском, тогда же была создана служба празднику. Установлением этого праздника была утверждена вера всего русского народа в то, что Сама Божия Матерь приняла Русь Святую под Свой Покров.

ПОКРОВСКИЙ СОБОР (ХРАМ СВ. ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО) 1655 - 1561)
ПОКРОВСКИЙ СОБОР (ХРАМ СВ. ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО) 1655 — 1561)

Покров Богородицы стал одним из любимейших русских церковных праздников – это истинно русский национальный праздник, не известный ни латинскому Западу, ни православному Востоку. Вообще русские люди особенно любят Богородичные праздники. Какой-то свет озаряет в эти дни души людей и благодать изливается в сердца тех, кто молится Матери Божией. Вот почему православные христиане имеют в домах своих иконы Божией Матери и много раз течение дня повторяют молитвы к ней, стараются особо отметить дни, связанные с Пречистой, ибо в эти дни Она особенно близка ко всем нам.

Во все дни Матерь Божия помогает верующим, обращающимся к Ней с молитвой. Об этом свидетельствуют многочисленные явления Её святым.

«Вот, матушка, какой благодати сподобил Господь нас убогих; мне таким образом двенадцать уже было явлений (Божией Матери)! Вот какой радости достигли! Есть нам почему веру и надежду иметь ко Господу. призывай на помощь Господа, Матерь Божию и святых, и меня убого поминай»,– эти слова преп. Серафим Саровский сказал своей сомолитвеннице – сестре Дивеевской обители, бывшей с ним при явлении Божией Матери.

ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Сколько знаем примеров явления благодатной силы через Богородичные иконы. Ведь каждая из чтимых икон – свидетельница того или иного чуда. Особенно много примеров тому на Руси. Множество событий в истории православной Церкви и на Руси совершалось под благодатным осенением и благословением Божией Матери. Не раз избавляла Она от нашествия врагов и бедствий православные страны Востока и Россию – наше Отечество. Чудотворные православные иконы рассеяны по всему миру, так что весь мир христианских находится под благодатным Покровом Божией Матери – это видимые знаки Её помощи и защиты. К этим иконам всегда притекает множество верующих и получают помощь. Ни в одной стране, ни в одной земли мила нет столько явленных и чудотворных икон, как в России. Это явное знамение того, что Божия Матерь избрала Россию местом Своего особого присутствия. Она освятила страну, указала избранность ее многочисленными явлениями. Издавна Россию называли Домом Божией Матери.

ПОКРОВСКИЙ ХРАМ МАРФО-МАРИИНСКОЙ ОБИТЕЛИ
ПОКРОВСКИЙ ХРАМ МАРФО-МАРИИНСКОЙ ОБИТЕЛИ

Эта вера в предстательство и Покров Богородицы выразилась во вдохновенных, огненных словах акафиста Покрову Богородицы: «Радуйся, непобедимая Воеводо вождей и воинов христианских …» (Икос 3).
«Ты же. о Богомати, воздевай руце Твои на умоление и никимиже поддержима, всегда побеждаеши враги христианские и нам щит еси непобедим» (Кондак 5).
«Яко несокрушимым Покровом Твоим праведных возвеселяеши, грешных заступаеши, бедствующих избавляеши и молишися о всех верных» (Кондак 9).
В службе Покрову Богородицы есть удивительные слова: «Сохрани нас от стрел летящих во тьме разделения нашего». Как они ко времени сегодня!

***

 МОСКВА. ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА ЛЫЩИКОВОЙ ГОРЕ. ИКОНА ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
МОСКВА. ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА ЛЫЩИКОВОЙ ГОРЕ. ИКОНА ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Глубокая связь протягивается от явления Покрова Богородицы над родом человеческим к другому событию, знаменовавшему начало принятия молодого государства и народа Русского под покровительство Матери Божией. Произошло то событие значительно раньше в IХ веке, в начале созидания русского государства, и связано с другим праздником Богородицы – Положения Ризы Ее во Влахернском храме. В связи этих событий видится Божественный промысл о судьбе Российского государства и народа и участие Самой Пресвятой Богородицы в созидании Святой Руси. И снова это событие связано с Влахернской церковью.

Для русских людей церковь Влахернская является предметом особого благоговейного отношения, ибо с этим храмом связаны великие события в судьбах России: первое благодатное озарение верой христианской наших предков; чудо Покрова Богородицы и чудесное построение великой церкви в Киево-Печерской Лавре.

Влахернская церковь была построена и освящена 2 июля 458 г. специально для того, чтобы положить туда обретенную ризу Богородицы. Риза Богородицы называется по-еврейски «мафора», что значит «головной покров». Покров этот опускался на плечи и поэтому впоследствии его стали называть «омофор» – «наплечник». Этот омофор Богородицы византийские императоры носили с собой в походах как священное знамя. Впоследствии вместе с ризой Богородицы была положена во Влахернской церкви и часть Ее пояса. Многие годы пояс Богородицы передавался верующими друг другу и в царствование императора Аркадия (395–408) был перенесен в Константинополь.

СУЗДАЛЬ. ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
СУЗДАЛЬ. ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Не раз при нашествии врагов спасала Матерь Божия город, которому даровала Свою Ризу. Так было при осаде Константинополя аварами в 625 г., персами в 677 г., арабами в 717 г.; но наибольшее знаменательным, для нас, российских людей, ключевым являются события 860 г. В этом году Русь впервые заявили всему миру о себе, она заявила о том, что явился на земле и набрал силу великий народ, новое государство.

18 июня 860 г. русский флот князя Аскольда в составе более 200 судов вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. Войск для защиты столицы практические не было, ибо в это время император начал поход на арабов. В связи с осадой русских император возвратился в столицу и, как гласят Византийские хроники, всю ночь молился, простершись ниц на каменных плитах Влахернской церкви.

 ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. С. КОЗЬЯ ГОРА
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. С. КОЗЬЯ ГОРА

Патриарх Фотий обратился с проповедью к жителям Константинополя, призывая омыть слезами свои грехи и просить Божию Матерь об избавлении от нашествия. Ввиду все возраставшей опасность было принято решение спасать церковные святыни Влахернской церкви и прежде всего – ризу Богоматери, т.к. храм находился у самого залива и подвергался большой опасности разграбления язычниками. После всенародного молебна Ризу Богоматери с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и опустили край её в воды Босфора, после чего перенесли в храм Святой Софии. В это время началась буря, которая разметала флот Аскольда, усмирила русских воинов и сделала их князя более сговорчивым. Аскольд заключил почетный мир и 25 июня снял осаду Константинополя. 2 июля чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили во Влахернскую церковь и в воспоминание этих событий св. патриархом Фотием было установлено ежегодного празднование Положения Ризы Богоматери.

ХРАМ ПОКРОВА БОГОМАТЕРИ НА НЕРЛИ
ХРАМ ПОКРОВА БОГОМАТЕРИ НА НЕРЛИ

По мирному договору Византия начала выплату русским ежегодной дани, русским было разрешено вступать в византийскую армию, вести торговлю в империи, посылать в Византию дипломатические миссии. Но самым важным эпохальным событием был пункт договора о Крещении Руси. Византийских хронист пишет, что «посольство их (русских) прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в св. Крещении, что и было исполнено». Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев была направлена православная миссия. Это было величайшее событие для судьбы Руси. О событиях 860 г. повествуют не только Византийские, но и русские летописные источники. Прп. Нестор Летописец подчеркивает, что после русского похода на Царьград отчизна наша «начала прозывать Русская Земля». Русские летописцы прекрасно понимали, что это было эпохального событие, ибо этот момент на протяжении веков переходит из одной летописи в другую.

Во исполнение договора император и патриарх направили на Русь святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Незадолго перед этим святые Кирилл и Мефодий изобрели славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие. Зиму 860/861 года братья провели в Корсуни, где св. Кирилл выучил русский язык. Весной 861 г. они были у князя Аскольда, в Киеве. В конце 861 г. святые Кирилл и Мефодий возвратились в Константинополь и привезли с собой послание князя Аскольда, в котором он благодарил императора за то, что тот прислал «такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера – святая … Убедившись, что это – истинная вера, повелели мы креститься по своей воле надежде и нам достигнуть святости. Мы же все – друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь».

ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ПОКРОВСКОМ-СТРЕШНЕВО
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ПОКРОВСКОМ-СТРЕШНЕВО

Аскольд принял св. Крещение с именем Николай, крестились и многие дружинники князя. Так из столицы Православия – Царьграда – трудами св. равноапостольных Кирилла и Мефодия на Русь пришла славянская письменность и славянское богослужение. Св. Фотий учредил на Руси митрополию и назначил первым митрополитом Киевским Михаила, ставшего первым святителем Русской Православной Церкви. В послании 867 г. св. патриарх Фотий писал: «не только болгары, но и русские, грубые, нечестивые, крестились, приняли обряды с любовью и тщанием».

Таким образом, день празднования Положения Ризы Богоматери во Влахернской церкви является днем основания Русской Православной Церкви. И этот же день знаменует выход молодого Русского государства на исполнение своей миссии в судьбах мира. Поэтому в 1862 г. на могиле князя Аскольда была отслужена торжественная панихида в связи с 1000-летием со дня крещения первого русского князя.

Аскольд построил первую на Руси церковь в честь святого пророка Илии и пытался утвердить в стране христианство. Однако сделать этого в то время не удалось. Первый князь-христианин был убит княземем-язычником – «вещим Олегом». Св. Ольга воздвигла над могилой Аскольда Никольский храм. Впоследствии в Киеве был установлен крестный ход от Аскольдовой могилы в церковь Ризоположения в память об описанных событиях.

ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В МАРФО-МАРИИНСКОЙ ОБИТЕЛИ
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В МАРФО-МАРИИНСКОЙ ОБИТЕЛИ

С памятным походом Аскольда связано появление величайшего творения христианской гимнографии – акафиста Пресвятой Богородице – образца для всех последующих акафистов. Этот акафист был создан в благодарность Божией Матери за избавление от нашествия язычников – русских в 860 г.

В 907 г. «вещий Олег», как и его предшественник Аскольд, подошел с войском к стенам Константинополя и снова подтвердил военную силу и мощь родившегося молодого государства, прибив свой щит «на вратех Царьграда». Этот щит имеет очень важную символику: на нем изображен всадник на коне, как и будущем гербе Московского государства – св. Георгий Победоносец на коне.

Замечателен возврат и утверждение праздника Положения Ризы Богоматери на Русь. Празднование этого дня известно на Руси со времени св. благоверного князя Андрея Боголюбского, который воздвиг во Владимир на Золотых Вратах храм в честь Ризоположения, т.е. в одно время с установлением празднования для Покрова Богородицы.

ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИКОНОСТАС ГЛАВНОГО АЛТАРЯ. 1850-е гг. ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ. МОСКВА
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИКОНОСТАС ГЛАВНОГО АЛТАРЯ. 1850-е гг. ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ. МОСКВА

Святая Риза Божией Матери, сохранившая когда-то столицу Византии от русских язычников, впоследствии спасла от врагов и российскую столицу – Москву. В конце XIV века часть Ризы Богоматери была перенесена на Русь св. Дионисием, архиепископом Суздальским, и на Руси стали праздновать день Положения Ризы Богоматери в Москве.

Летом 1451 г. под стены Москвы подступили войска татарского царевича Мазовши. Столица готовилась к защите, день и ночь в храмах шла непрестанная служба. Святитель Московский Иона, как некогда св. патриарх Фотий, призвал народ к покаянию и молитве. И вот в ночь на 2 июля, как сообщают летописи, в татарском стане началось великое смятение; враги бросили награбленное добро и поспешно отступили, будто гонимые ужасом. Таким образом, круг замкнулся. «Когда-то сами враги, устрашенные и вразумленные чудом от святой Ризы Богоматери, русские люди стали великими почитателями Пресвятой Богородицы и Она удостоила первопрестольную Москву часть Своей святой Ризы и явила Свой покров и заступление от нашествия вражеского в день празднования Положения Её святой Ризы во Влахерне.

В память избавления Москвы от нашествия татарского святитель Иона воздвиг в том же 1451 г. в Кремле церковь Ризоположения, ставшей домовой церковью митрополитов Московских. Этот храм и по сей день украшает Москву.

***

КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Праздник Покрова Богородицы мы празднуем в памятный день события во Влахернской церкви – 1 октября. Но в этот же день мы празднуем и день памяти знаменательного события в Истории России – чудесного Покрова Божией Матери и чуда, явленного от Касперовской иконы Богоматери.

Касперовская икона имеет надпись: «Прославленная святыня тысячелетнего благосостояния России». Божия Матерь изображена держащей на левой руке Младенца Христа, у Которого в левой руке свиток. По краям иконы изображены с одной стороны св. Иоанн Креститель, с другой – св. мученица Татиана. По преданию икона была принесена из Трансильвании в конце XIV века одним сербом.

Образ хранился у помещицы деревни Ново-Иваньки Ольвиопольского уезда Иулиании Иоанновны Касперовой, получившей его в наследство, как родовую святыню в 1809 г. В 1840 г. икона чудесно обновилась. Во время молитвы перед ней Лик Богоматери и Лик Спасителя на потемневшей от времени вдруг просветлели. Вскоре после этого икона прославилась многочисленными исцелениями и была перенесена в Одессу. празднование иконы совершалось 29 июня – в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.

 ПОКРОВ БОГОМАТЕРИ С КЛЕЙМАМИ. ИКОНА XVI в. ИЗ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В УСТЮЖНЕ
ПОКРОВ БОГОМАТЕРИ С КЛЕЙМАМИ. ИКОНА XVI в. ИЗ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В УСТЮЖНЕ

Памятное чудесное событие произошло во время Крымской войны в 1854 г. Война была крайне неудачна для России – десятки тысяч сынов ее гибли и с каждым месяцем войны положение страны становилось все более тяжелым – против России встала тогда практически вся Европа с Турцией. Русский Черноморский флот был потоплен, героические защитники Севастополя обливались кровью и были обречены на полное уничтожение.

В этот момент и состоялось памятное событие в Одессе. Одесса была укреплена очень слабо. Береговая оборона состояла из 6 батарей с 40 орудиями – это было ничтожно в сравнении с огневой мощью союзного англо-французского флота. В городе стояли 16 батальонов с 50 орудиями – они не смогли бы оказать действенного сопротивления в случае высадки союзного десанта.
8 апреля 1854 г. союзный флот в составе 28 судов подошел к городу. Положение Одессы было необычайно тяжелым. Была весенняя распутица и подвоз продовольствия в город был чрезвычайно затруднен. С моря союзный флот блокировал Порт и никакого подвоза быть не могло. Но самое страшное было в другом: Одесса не имеет своей питьевой воды. Вода для питья поступала и по сей день поступает в город из Днестра. Враги знали это и перекрыли воду. Город оказался под угрозой голода и отсутствия воды. Начались болезни, резко повысилась смертность среди населения от голода и безводья. Еще несколько дней – и могли начаться массовые эпидемии.

ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ МОСКВА (1882)
ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ МОСКВА (1882)

Шла Страстная неделя. До Пасхи оставалось три дня. И вот в Великую Пятницу архиепископ Иннокентий (Борисов) приказал священству объявить, чтобы все, кто мог двигаться, собрались в этот день в храмах города для совершения над жителями города таинства елеосвящения. Многие уже умирали от жажды и голода без христианского напутствия. Уныние и страх охватили людей. Владыка обратился к народу с просьбой помочь привести в храмы всех ослабевших, больных, неспособных самостоятельно дойти. И вот все, кто мог двигаться, собрались в храмах и священники начали совершать соборование. После этого священство по благословению Владыки пошли в дома – соборовали и причащали тех, кто не мог сам прийти в храм. В этот день и в этом событии особенно понятным становится смысл и величие таинства елеосвящения – соборовании, ибо оно действительно соборно, оно собирает, соединяет каждого человека с живыми и ушедшими, со всеми людьми. Весь город молился в этот день, и сердца людей бились в унисон – это было духовное пламя, огненная соборная молитва о заступлении, о спасении всей земли Российской.

 КИЕВСКИЙ СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ФОТО НАЧАЛА XX в.
КИЕВСКИЙ СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ФОТО НАЧАЛА XX в.

Священство призывало всех людей молится Матери Божией о заступничестве и покрове города от врага, но в тот день никаких призывов и не нужно было – люди шли сами к прославленной святыне города – Касперовской иконе Божией Матери. По благословению Владыки был совершен Крестный ход с иконой в осажденном городе. И Матерь Божия не оставила молящихся Своим заступлением, укрыла град и жителей его Своим омофором.

10 апреля союзный флот начал бомбардировку Одессы. Несмотря на подавляющее преимущество союзников, их попытка высадить десант была отбита, четыре английских фрегата были повреждены, а один сел на мель и был потоплен русской артиллерией. Неприятельский флот ушел от берегов, и город был спасен заступничеством Богородицы, как и обещала Она молящихся пред Ее образом. В честь этого события было установлено считать 1 октября – день празднования Покрова Богородицы – и днем празднования Касперовской иконы в память о заступничестве и Покрове Её над градом и людьми российскими.

 ГЛАВНЫЙ ПОКРОВСКИЙ ХРАМ ТЕРВЕНИЧСКОГО МОНАСТЫРЯ
ГЛАВНЫЙ ПОКРОВСКИЙ ХРАМ ТЕРВЕНИЧСКОГО МОНАСТЫРЯ

Покров пресвятой Богородицы над Россией и народом Российским был явлен во всей полноте через великую святыню нашего народа – Казанскую икону Божией Матери. Значение Казанской иконы Божией Матери в духовной жизни русского народа огромно. Она стала всенародной святыней и знамением небесного Покрова над Русской церковью и нашим Отечеством. Архиепископ Иннокентий (Борисов), о котором уже вспоминали, назвал икону «Русским Покровом – Покровом пресвятой Богородицы над Россией». Об этом Покрове свидетельствует вся история нашей Отчизны и поэтому мы поем в тропаре Казанской иконе: «Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим». Но об этом образе Пресвятой Богородицы речь пойдет в другой статье.

***

ФРАГМЕНТ РОСПИСИ СОБОРА РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ФЕРАПОНТОВОМ МОНАСТЫРЕ. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧУДЕСНОГО ЯВЛЕНИЯ БОГОМАТЕРИ ВО ВЛАХЕРНСКОЙ ЦЕРКВИ КОНСТАНТИНОПОЛЯ
ФРАГМЕНТ РОСПИСИ СОБОРА РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ФЕРАПОНТОВОМ МОНАСТЫРЕ. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧУДЕСНОГО ЯВЛЕНИЯ БОГОМАТЕРИ ВО ВЛАХЕРНСКОЙ ЦЕРКВИ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

Удивительно, но долгое время в Греческой церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы не отмечался. Явное заступничество Пресвятой Богородицы помогло народу Греции освободиться от фашистских завоевателей в ходе Второй Мировой войны. В октябре 1944 года после трех с половиной лет немецкой оккупации, Афины были освобождены от немецко-фашистских захватчиков. После этого Священный Синод Элладской Православной Церкви установил празднование дня Покрова Пресвятой Богородицы 28 октября. По благословению Архиепископа Эллады и Священного Синода была составлена новая Служба Покрову Богородицы по случаю освобождения Греции от оккупационных войск в минувшую войну. День празднования приурочен к государственной дате – 28 октября. Служба составлена келлиотом Герасимом на Святой Горе. Константинопольский Патриархат также последовал этой календарной перемене в греческих епархиях и в диаспоре, и ныне это празднование широко распространилось в грекоязычном Православном мире.

Тропарь праздника Покрова Божией Матери
в Элладской Церкви, глас 1-й:

Покр́ова Твое́го, Де́во, воспева́ем благода́ти, его́же , я́ко светоно́сный о́блак, простира́еши па́че ра́зума и покрыва́еши лю́ди Твоя́ у́мно от вся́каго вра́жия наве́та. Тебе́ бо Покро́в, и Предста́тельницу, и Помо́щницу стяжа́хом, вопию́ще Ти: сла́ва вели́чию Твоему́, Чи́стая, сла́ва Боже́ственному Покро́ву Твоему́, слава Твоему́ о нас промышле́нию, Пренепоро́чная.

***

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 ДЕКАБРЯ — СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ДЕКАБРЬ 2022 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

6 декабря / 23 ноября – День памяти св. благоверного князя Александра Невского (1220/21-1263)
***
6 декабря 1240 г. – После долгой осады монголо-татарские войска ворвались в Киев.
В 1239 г. армия хана Батыя предприняла новый поход на Русь. До этого монголы разбили основные силы Владимиро-Суздальской земли, взяли и разграбили четырнадцать городов Северо-Восточной Руси. Батый мечтал об империи, протянувшейся от Тихого океана до Атлантики. Теперь его путь лежал в южные и западные земли. Однако легкой победы добиться не удалось. Все города русичей приходилось брать штурмом. Первым захваченным городом стал пограничный Переславль, затем Чернигов. К декабрю 1240 г. Батый подошел к Киеву. Хан не хотел разрушать красивый город и предложил горожанам сдаться без боя. Однако киевляне решили биться насмерть. Осада Киева длилась долго. На защиту города вышли все его жители от мала до велика. По свидетельству летописца «один бился с тысячей, а двое – с тьмою». Монголам пришлось использовать стенобитные орудия. Через провалы в стенах монголы ворвались в город. Последний оплот защищавшихся – Десятинная церковь – пал (согласно историческим документам) 6 декабря 1240 г.
***
6 декабря / 26 ноября 1590 г. – Царским указом запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому.
Отмечавшийся на Руси 26 ноября по старому стилю Юрьев день (когда чтится память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, в период времени за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина.
26 ноября) / 6 декабря 1590 г. царь Феодор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Однако у крестьян еще оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 г. вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян – 5 лет. Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
***
6 декабря / 25 ноября1741 г. – В результате государственного переворота российской императрицей стала Елизавета Петровна (1709-1762), дочь Петра I и Екатерины I.
Елизавета Петровна росла веселой красавицей и была прекрасно образована. После брака родителей, и принятия в 1721 году Петром I императорского титула, дочери Анна и Елизавета получили титул «цесаревны», который отделял детей императора от других членов дома Романовых. Петр, сын казненного царевича Алексея, назывался великим князем, а племянница Анна Иоанновна царевной.
Завещание Екатерины I предусматривало права Елизаветы и ее потомства на российский престол после Петра II (сына царевича Алексея) и Анны (старшей дочери Петра I). Но после неожиданной кончины Петра II в 1730 г., Елизавета оказалась законной наследницей престола, поскольку ее сестра Анна отреклась за себя и своих потомков от прав на российскую корону. Несмотря на завещание, Верховный тайный совет, признав Елизавету незаконнорожденной, отказал ей в правах на престол и «пригласил на царство» Анну Иоанновну, в правление которой Елизавета находилась в опале и была очень далека от политической жизни. Хотя в свете она показывалась достаточно часто и по-прежнему блистала на балах. После смерти Анны Иоанновны в 1740 г. трон наследовал ее двухмесячный внучатый племянник Иван Антонович, но в результате реальная власть перешла к его матери – Анне Леопольдовне.
Русское дворянство и аристократия были недовольны режимом последних правительниц, а широкие слои русского общества считали, что все беды происходят от захвата власти «иноземцами». Но если Анна Иоанновна была русской, то Анна Леопольдовна со своим супругом принцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским являлись в глазах народа «чужими», несправедливо правящими Россией от имени младенца-императора, их презирали. Тем более, большое количество «немцев», занимавших главные посты в государстве, тоже многих не устраивало. Бирона ненавидели все, Миниха и Остермана не любили. В этих обстоятельствах массовые симпатии русского общества оказались на стороне Елизаветы, «русской сердцем и по обычаям», на дочь Петра Великого возлагали большие надежды. Центром движения в ее пользу стали казармы гвардейского Преображенского полка. Но немало потрудилась для завоевания симпатий гвардейцев и сама цесаревна. Она часто проводила время в казармах «без этикета и церемоний», одаривала гвардейцев деньгами и крестила их детей. Разговоры о возможном дворцовом перевороте начались ещё в начале 1741 г. Слухи о том, что Елизавета что-то затевает, неоднократно доходили до Анны Леопольдовны, но она не верила. Круг близких сторонников Елизаветы ограничивался в основном «кавалерами» ее двора. В подготовке переворота участвовали Разумовские, братья Шуваловы и Воронцов. Руководителями заговора являлись Лесток и сама цесаревна.
В ночь на 25 ноября / 6 декабря 1741 г. Елизавета Петровна, при поддержке своих сторонников и гвардейских офицеров совершила государственный переворот. В казармах Преображенского полка она обратилась к своим приверженцам: «Други мои! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Как вы служили отцу моему, так и мне послужите верностью вашей».
Не встретив сопротивления, с помощью трёх сотен верных гвардейцев Елизавета заняла Зимний дворец и провозгласила себя новой императрицей. Вызванные полки принесли ей присягу. Солдаты разбудили и арестовали Анну Леопольдовну и ее мужа, а младенца-императора Ивана VI забрала сама Елизавета. К семи часам утра переворот завершился, причём без пролития крови. Наутро после переворота была готова форма присяги новой императрице, и был обнародован манифест, в котором говорилось об узурпации власти иностранцами. Елизавета распорядилась арестовать всю Брауншвейгскую фамилию и ее приверженцев, но «в остальном с ними обходились без ненужной жестокости».
Еще через 3 дня был издан второй манифест, в котором провозглашалось, что Елизавета Петровна вступила на престол «по законному праву, по близости крови к самодержавным родителям». Право дочери Петра I на российскую корону подкреплялось ссылкой на завещание Екатерины I. Елизавета Петровна Романова короновалась в апреле 1742 года.
Иван Антонович был объявлен незаконным государем, не имевшим «никакой уже ко всероссийскому престолу принадлежащей претензии, линии и права», и заключён в Шлиссельбург, а остальное Брауншвейгское семейство отправлено в Холмогоры. Фавориты прежней императрицы Миних, Левенвольде и Остерман были приговорены к смертной казни, позднее замененной ссылкой в Сибирь – чтобы показать Европе терпимость новой самодержицы. Своих же приверженцев Елизавета щедро наградила. Рота Преображенского полка была наименована лейб-компанией. Все рядовые были пожалованы в дворяне и наделены имениями, другие участники переворота также получили высокие чины и подарки.
Стоит отметить, что подобные государственные перевороты были и до, и после Елизаветы Петровны, но есть ряд особенностей, присущих этому событию: с одной стороны, патриотические лозунги в гвардии, с другой – особая роль самой Елизаветы, которая не только приняла участие в перевороте, но и лично возглавила его, а затем сумела удержаться на престоле в течение 20 лет, являясь продолжательницей петровских традиций и преобразований. В целом, внутренняя и внешняя политика Елизаветы отличались стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти.
Императрица Елизавета была последней правительницей России, являвшейся Романовой «по крови». Официальным наследником престола она назначила своего племянника (сына сестры Анны) – будущего Петра III и женила его на принцессе – будущей Екатерине II. В его официальный титул были включены слова «Внук Петра Великого».
***
6 декабря 1813 г. – Родился Николай Платонович Огарёв (1813-1877). Поэт, публицист, русский революционер.
***
6 декабря 1971 г. – В Париже умерла Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 1872-1971). Русская балерина, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров, педагог.

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
patralex40
РУСЬ ОТЧАЛИВШАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 ДЕКАБРЯ — ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XV в. СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ПРОКЛА
prokl86
БОГОМУДРЫЙ АРХИПАСТЫРЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН САРВ, ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1867–1937)
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АРСЕНИЙ (ДМИТРИЕВ), ИГУМЕН ТИХВИНСКИЙ (1872–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕМИЛИАН (ЕМИЛИАН ИВАНОВИЧ ПАНАСЕВИЧ), ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1875–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ КАНДЕЛЯБРОВ, ПРЕСВИТЕР СЕННОВСКИЙ (1889–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ ПОКРОВСКИЙ, ПРЕСВИТЕР НИКОЛЬСКИЙ (1895–1937)
СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ИГУМЕНИЯ ИОАННИКИЯ (АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА КОЖЕВНИКОВА; 1859–1937)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

1 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЖУКОВА
МАРШАЛ Г. К. ЖУКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 НОЯБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (ТУРКЕСТАНОВА)
mitrifon7
ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (1861–1934). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 НОЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ВАВИЛОВА

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК