Дорогие прихожане Троицкого храма и жители Подмосковной Сходни, продолжаем публикацию жизнеописаний подвижников нашей Церкви, связанных с пребыванием в Сходне. Эта глава из будущей книги «Сходня Православная» посвящена судьбе жителя Сходни, архиепископа Пермского Глеба (Покровского Виталия Николаевича), ранее епископа Михайловского, викария Рязанской епархии (1881–1937).
Александр А. Трофимов
***
АРХИЕПИСКОП ПЕРМСКИЙ ГЛЕБ (ПОКРОВСКИЙ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ), РАНЕЕ ЕПИСКОП МИХАЙЛОВСКИЙ, ВИКАРИЙ РЯЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ
(1881–1937)
Архиепископ Глеб (в миру Виталий Никитич Покровский) родился 8 апреля 1881 года на станции Сходня Московской губернии в семье железнодорожного служащего, лично почетного гражданина*. По окончании Калужской духовной семинарии в 1904 году был рукоположен во иерея и служил настоятелем храма села Никитино Мещовского уезда Калужской епархии. В 1906 году перемещен на должность калужского уездного миссионера, служил в церкви деревни Дворцы Калужского уезда, исполнял обязанности законоучителя и заведующего церковноприходской школой. С 1909 года одновременно был назначен на 3-ю священническую вакансию к церкви села Тихонова (Тихонова Пустынь) того же уезда. В 1912 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. До 1924 года служил в Нарофоминске под Москвой.
* (Почетные граждане – сословная группа городского населения России в XIX–XX вв. Почетное гражданство разделялось на личное – пожизненное, прекращающееся со смертью, и потомственное, передаваемое по наследству. С причислением к почетному гражданству приобретались следующие привилегии: свобода от подушного оклада; свобода от рекрутской повинности; свобода от телесных наказаний; право участвовать в выборах (при условии владения в городе недвижимой собственностью) и быть избираемым на городские общественные должности; право именоваться во всех актах почетными гражданами.)
23 декабря 1923 года был рукоположен Патриархом Тихоном во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии, и назначен в помощь архиепископу Рязанскому и Зарайскому Борису (Соколову)*. С января 1924 по май 1925 г. Рязанский архиепископ Борис был выслан из Рязани и жил в поселке Перловка под Москвой, но продолжал руководить епархией, посылая распоряжения епископу Глебу и епархиальной канцелярии.
* Архиепископ Рязанский и Зарайский Борис (в миру Соколов Петр Алексеевич; 1865–1928), уроженец Калужской губернии. В 1893 г. окончил Калужскую духовную семинарию и был рукоположен во священника к церкви села Истомина Тарусского уезда Калужской губернии. Овдовев, поступил в 1899 г. в Санкт-Петербургскую духовную академию, окончил учебу в 1903 со степенью кандидата богословия. 17 марта 1907 г. пострижен в монашество архиеп. Финляндским Сергием (Страгородским) с именем в честь блгв. кн. Бориса. В 1909–1914 гг. был смотрителем духовных училищ в разных епархиях, а с 12 августа 1914 – ректором Саратовской духовной семинарии в сане архимандрита. В 1919 г. хиротонисан во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии. Был настоятелем Югской Дорофеевой пустыни. В 1922 г. в Рыбинске проходил по делу «по делу рыбинских и угличских церковников», был арестован по обвинению в «сокрытии ценностей» и осужден на 7 лет тюремного заключения. 19 сентября 1923 г. был освобожден из тюрьмы, после чего был назначен на Рязанскую и Зарайскую кафедру с возведением в сан архиепископа.
В историю Рязанской епархии архиеп. Борис вошел как борец с обновленческим расколом. Обновленчество в Рязани за время служения владыки Бориса было ликвидировано. Почти все «пошатнувшиеся» просили прощения, и оно им было дано. 4 января 1924 г. он был арестован и «выслан в Москву без права выезда», получил разрешение жить у знакомого доктора в Перловке, откуда продолжал управлять епархией, посылая распоряжения и получая ответы по почте. 12 апреля 1925 г. архиеп. Борис принимал участие в погребении свт. Тихона, в числе др. архипастырей РПЦ поставил свою подпись под актом о назначении Патриаршим Местоблюстителем митр. Крутицкого сщмч. Петра (Полянского). В 1925 г. архиеп. Борис вернулся в Рязань, был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Проходили по групповому делу «о нелегальном религиозном к/р сообществе под руководством архиепископа Бориса (Соколова) и епископа Глеба (Покровского), Рязань, 1926 г.» Постановлением особого совещания Коллегии ОГПУ от 26 марта 1926 г. архиерей был приговорен к 3 годам ссылки в Нарымский край. Поскольку в тюрьме у него обострилась астма, 16 июня 1927 г. меру пресечения заменили на ссылку в Ярославскую губернию. Вскоре по состоянию здоровья владыка был перемещен в подмосковный пос. Перловка, откуда продолжал управлять Рязанской епархией посредством циркуляров, указов и распоряжений. Скончался 21 февраля 1928 г. в пос. Перловка Московской губернии после тяжелой болезни, отпевание возглавил митр. Сергий (Страгородский). Погребен на Пятницком кладбище в Москве.
23 декабря 1992 г. был реабилитирован Прокуратурой Рязанской области.
С января 1924 года епископ Глеб стал членом Рязанской епархиальной канцелярии и был причислен к Борисоглебскому собору, который в то время считался кафедральным собором викарного епископа. Характер его проявился сразу: он отказался быть каноническим епископом, которым он был избран 30 марта 1924 года собранием приходского совета, без избрания епархиальным собранием. Он был тверд в решении, что было записано в протоколе собрания приходского совета. Владыка Глеб считал, что существование канцелярии и епископов без их избрания на епархиальном съезде и без согласования с местной властью есть нарушение законов. Однако у архиепископа Бориса было на то свое мнение. Он считал, что в условиях, когда решается вопрос о существовании Православия как такового, нельзя идти на компромиссы с властью, которая пытается внести раскол в Церковь через обновленцев. Архиепископ считал, что государство, отделившее от себя Церковь, не имеет права вмешиваться в ее дела.
Владыку неоднократно вызывали на допросы в Рязанский губернский отдел ГПУ, где ему угрожали привлечением к уголовной ответственности из-за якобы незаконной деятельности и существования епархиальной канцелярии. Губернский отдел ГПУ предлагал созвать под своим контролем съезд духовенства и мирян для выборов нового правящего Рязанского архиерея. Епископ Глеб отказался созвать съезд без разрешения правящего архиерея. Позднее он показал на следствии: «Лично обязанный данною присягой пред посвящением подчиняться во всем старшему собрату, т. е. архиепископу Борису, не нарушая канонических правил, не мог проявить своей инициативы и никогда бы не изменил своей присяге» (Архив УФСБ по Рязанской обл. Д. 313979. Л. 133).
В 1925 году он дважды побывал в городе Раненбурге (ныне Чаплыгин Липецкой области) для улаживания конфликта между ушедшим на покой викарным епископом Иоанном (Киструсским) и сменившим его епископом Мефодием (Абрамкиным).
Условия жизни для Владыки в Рязани были нелегкими. Целый год он жил в очень маленькой комнатке, которую ему выделил совет, холодной и неуютной, по адресу: ул. Трубежная, 26. Устроиться в Рязани приехавшему священнослужителю было сложно. Люди избегали брать к себе таких постояльцев из страха репрессий или по политическим мотивам. Да и с финансовой стороны это было накладно, так как повышались налоги на домовладельцев. Епископ Глеб долго терпел такое существование и только через год сообщил об этом архиепископу.
Но не жалоба на свой быт послужила поводом составления рапорта, а наблюдение за жизнью епархии в течение этого года: «Борисоглебский собор… Церковный совет совершенно бездеятелен и не обращает никакого внимания на мое положение. Живу я в одной комнате и тут же подо мной погреб, чувствую боль в ногах от холода, в течение года никто не подумал спросить, как живу я, обещана мне помощь, но уже 6 мес. ничего не вижу. Один из членов позволил выразиться: «монаху только молиться», другой: «если ему нужна квартира, сам может искать», третий не давал мне облачение в один из приходов, пришлось потребовать его увольнения…» Но это не была жалоба обиженного человека.
С. Д. Яхонтов писал в дневниках, что из церковных советов постепенно стали уходить настоящие помощники Церкви. Отсюда и случалось такое отношение к священнослужителям.
В 1924–1925 годы, во время ссылки архиепископа Бориса, епископ Глеб фактически управлял епархией. Активно боролся с обновленчеством и расколом в Церкви, часто посещал приходы, в том числе находившиеся в отдаленных селах. Когда Владыка Борис отсутствовал, епископ Глеб вел с ним переписку, в которой давал характеристику событиям, происходившим в Рязани.
По единственному сохранившемуся документу, написанному Владыкой Глебом,– рапорту от 2 февраля 1925 года – перед нами оживают страницы истории: «Диакон Василий Скормилин голодает с семьей, часто я помогаю вносить налог ему, церковный совет обещался платить за квартиру, но делает это неисправно. Купцы, прихожане – помощники только на словах…
Воскресенская церковь. Прот. о. Сергий Соколов, весьма уважаемый пастырь в городе, пользуется популярностью как проповедник и прекрасный священнослужитель, добросовестный помощник по делам епарх. канцелярии… Ильинская церковь. Наст. свящ. Павел Свистов не проповедует, регент Леонов обратил храм в концертный зал… Семинарская церковь. Свящ. о. Цветаев данное обещание остаться православным и более не сообщаться с обновленцами честно выполняет, служит в самом теперь беднейшем приходе (ради сохранения самого прекрасного семинарского храма)…
Троицкий храм. Причт благоговейно совершает богослужение, с строгим уставом, проповедуют, прекрасный хор, регент изменил свой гордый нрав, он скорее нервный человек, очень добросовестно относится к своим обязанностям. Всегда, когда я служу в Троицком храме, умиляюсь прекрасным пением, храм содержится в чистоте. Староста церковный и совет всегда почтительно относятся ко мне, чувствуется, что находишься в своей семье. Не будет ли возможным Вашему Преосвященству разрешить мне здесь совершать богослужение, а в соборе в двунадесятые праздники и местные чтимые. Здесь я найду для себя сносную квартиру и некоторый покой. Церковный совет охотно соглашается сделать для меня все необходимое. Здесь хорошо организованы вечерние беседы, и я мог бы всегда принимать участие».
Деятельность Рязанского архиепископа Бориса (Соколова) и его сподвижников против обновленчества вызывала негативную реакцию со стороны властей, и осенью 1925 года было возбуждено дело о «Рязанской Епархиальной Канцелярии». Суть дела заключалась в следующем: в 1923 году решением Губернской советской власти деятельность Рязанской Духовной консистории была прекращена, и у нее были изъяты архиерейская печать и штамп. По прибытии на Рязанскую кафедру архиепископа Бориса (Соколова), он первым делом восстановил деятельность Рязанской епархиальной канцелярии, посредством которой должно было осуществляться руководство епархией. Возрождение жизнедеятельности Епархиальной канцелярии, а также издание и распространение епархиального органа печати «Циркуляры», вменялось в вину всем тем, кто приложил к этому свои труды.
Надо сказать, что возбуждением этого дела власти желали нанести окончательный удар по Православию на Рязанщине, так как арестовано было все руководство епархии, а также самые деятельные и уважаемые представители духовенства: архиепископ Рязанский и Зарайский Борис (Соколов); епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии Глеб (Покровский); протоиерей Александр Климентовский, протоиерей Евгений Климентовский, протоиерей Павел Добромыслов, протоиерей Евгений Мелихов, протоиерей Сергий Соколов, протоиерей Владимир Слободской, священник Иоанн Алмазов, священник Димитрий Эвергетов и секретарь епархиальной канцелярии Илия Гавриилович Лысцов.
14 августа 1925 года Владыка Глеб был лишен регистрации как епископ Михайловский за организацию в Рязани городского крестного хода в день памяти святых Бориса и Глеба. В сентябре 1925 был арестован в Рязани вместе с архиепископом Борисом и членами Рязанской епархиальной канцелярии. При аресте Владыку Глеба обвинили в том, что он «совместно с гражданином Петром Алексеевичем Соколовым» (архиепископом Борисом) издавал печатный журнал «контрреволюционного содержания»*, являлся «автором трех циркуляров» и «распространял написанное Соколовым за своею подписью, содействовал Соколову в деле создания библиотеки из книг контрреволюционного содержания, … вмешивался в дела религиозных обществ». Содержался в Рязанской тюрьме № 1.
Проходил по групповому делу «о нелегальном религиозном к/р сообществе под руководством архиепископа Бориса (Соколова) и епископа Глеба (Покровского), Рязань, 1926 год».
* (Переписка архиепископа Бориса через канцелярию со священниками епархии, обращения архиепископа к пастве со временем стали составлять целые сборники.
Властями появление таких сборников было расценено как нелегальное издание религиозного журнала. Излагая содержание сборника, один из сотрудников ОГПУ написал: «…Мы находим, что программа его заключала в себе сведения общеинформационного характера, руководящие указания по части церковной жизни, отрывки из произведений различных авторов, не имеющих никакого отношения к Церкви, афоризмы, изречения, отрывки из поэтических произведений, советы по садоводству, огородничеству и медицине, хронику и отдел юриспруденции». По поводу библиотеки, созданной архиепископом Борисом, отец Павел заявил: «Что касается создания библиотеки, якобы направленной против социализма и коммунизма, то относительно этого должен сказать, что в этом деле епархиальная канцелярия вообще не принимала участия. Это дело лично архиепископа Бориса. Но и он имел в виду создание библиотеки собственно апологетической, направленной на борьбу с неверием и атеизмом, а не против социализма и коммунизма…»)
Под давлением следователей Владыка был вынужден подписать составленное в губернском отделе ГПУ обращение к пастве и духовенству Рязанской епархии с признанием фактов нарушения советского законодательства (Письмо преосвященного Глеба к православной пастве и духовенству Рязанской епархии // Рабочий клич: Газ. № 238, 18 октября 1925 г.). Владыка Глеб признает существование епархиальной канцелярии без ведома властей «неправильным» и «осуждает себя» за это. Его осторожность можно понять: в 20-е годы Владыка Глеб желал сохранить действовавшие православные храмы без методов противления власти, которые считал нарушением церковных уставов. В ГПУ первоначально надеялись использовать Глеба в своих целях, предполагая, что «его значительно легче будет обработать и не составит большого труда руководить им в будущем» (УФСБ России по Рязанской обл. Д. 313979. Л. 229), однако затем сочли, что освобождение епископа может укрепить рязанское духовенство.
2 марта 1925 года Особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило епископа Глеба к трем годам концлагеря. До 27 сентября 1928 года он находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения, где был каптером* на Петрозере. В 1926 году принимал участие в составлении «Памятной записки соловецких епископов», выразившей волю группы заключенных архиереев. Она имела целью разработать основы для сосуществования церкви и государственной власти и продолжала линию церковной политики Патриарха Тихона.
* («Каптер» – это заключенный, отвечающий за «каптерку», т. е. помещение для хранения обмундирования и снаряжения.
Вместе с епископом Глебом на Соловки отправился осужденный вместе с ним протоиерей Павел Николаевич Добромыслов (1877–1940)(уездный благочинный Рязанской епархии), прославленный ныне в лике священномучеников. Будучи арестован 28 сентября 1925 года по одному делу, о. Павел твердо высказал свое мнение, что все действия Владыки Бориса (Соколова) были законны и что ничего незаконного в деятельности Рязанской епархиальной канцелярии он не признает.)
24 августа 1928 года Особым совещанием при коллегии ОГПУ он был освобожден. Его лишили права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве. Одессе, Ростове-на-Дону, Рязани, Рязанских округах и губернии и отправили в ссылку на три года в г. Кашин Калининской области под надзор местных органов власти.
8 июля 1932 года Владыка Глеб был назначен епископом Соликамским, викарием Пермской епархии, с 16 июня 1933 года – епископом Пермским, 9 июля 1934 года возведен в сан архиепископа. С 2 апреля 1935 года – временно управляющий Свердловской епархией.
Находясь на Пермской кафедре, Владыка Глеб проявил себя талантливым проповедником, организовал хор в кафедральном соборе, помогал репрессированным и бедствовавшим священнослужителям. Обладая ярким даром проповедника, Глеб призывал верующих в самых трудных условиях помнить о душе. Власти вели слежку за Глебом через сеть агентов, ограничили его деятельность в епархии только теми районами, где еще оставались приходы.
2 октября 1935 года архиепископ Глеб был вновь арестован. Находился в заключении в Перми, затем в Свердловске. Обвинялся в организации сбора средств в пользу репрессированных священнослужителей, в непринятии мер к запрещению поминовения в церквах епархии расстрелянных членов царской семьи и в «другой контрреволюционно-монархической агитации».
31 марта 1936 года постановлением Специальной коллегии Свердловского областного суда приговорён по ст. 58-10-11 УК к десяти годам лишения свободы в ИТЛ. Срок он отбывал в г. Мариинске, в Ново-Ивановском отделении Сиблага НКВД*, использовался на сельхозработах.
Добавьте комментарий