Сходня

АРХИЕПИСКОП ПЕРМСКИЙ ГЛЕБ (ПОКРОВСКИЙ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ)

ЕПИСКОП МИХАЙЛОВСКИЙ, АРХИЕПИСКОП СВЕРДЛОВСКИЙ И ИРБИТСКИЙ ГЛЕБ (ПОКРОВСКИЙ)
ЕПИСКОП МИХАЙЛОВСКИЙ, АРХИЕПИСКОП СВЕРДЛОВСКИЙ И ИРБИТСКИЙ ГЛЕБ (ПОКРОВСКИЙ)

Дорогие прихожане Троицкого храма и жители Подмосковной Сходни, продолжаем публикацию жизнеописаний подвижников нашей Церкви, связанных с пребыванием в Сходне. Эта глава из будущей книги «Сходня Православная» посвящена судьбе жителя Сходни, архиепископа Пермского Глеба (Покровского Виталия Николаевича), ранее епископа Михайловского, викария Рязанской епархии (1881–1937).

Александр А. Трофимов

***

АРХИЕПИСКОП ПЕРМСКИЙ ГЛЕБ (ПОКРОВСКИЙ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ), РАНЕЕ ЕПИСКОП МИХАЙЛОВСКИЙ, ВИКАРИЙ РЯЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ
(1881–1937)

Архиепископ Глеб (в миру Виталий Никитич Покровский) родился 8 апреля 1881 года на станции Сходня Московской губернии в семье железнодорожного служащего, лично почетного гражданина*. По окончании Калужской духовной семинарии в 1904 году был рукоположен во иерея и служил настоятелем храма села Никитино Мещовского уезда Калужской епархии. В 1906 году перемещен на должность калужского уездного миссионера, служил в церкви деревни Дворцы Калужского уезда, исполнял обязанности законоучителя и заведующего церковноприходской школой. С 1909 года одновременно был назначен на 3-ю священническую вакансию к церкви села Тихонова (Тихонова Пустынь) того же уезда. В 1912 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. До 1924 года служил в Нарофоминске под Москвой.

* (Почетные граждане – сословная группа городского населения России в XIX–XX вв. Почетное гражданство разделялось на личное – пожизненное, прекращающееся со смертью, и потомственное, передаваемое по наследству. С причислением к почетному гражданству приобретались следующие привилегии: свобода от подушного оклада; свобода от рекрутской повинности; свобода от телесных наказаний; право участвовать в выборах (при условии владения в городе недвижимой собственностью) и быть избираемым на городские общественные должности; право именоваться во всех актах почетными гражданами.)

АРХИЕПИСКОП РЯЗАНСКИЙ БОРИС (ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ СОКОЛОВ) (1865–1928)
АРХИЕПИСКОП РЯЗАНСКИЙ БОРИС (ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ СОКОЛОВ) (1865–1928)

23 декабря 1923 года был рукоположен Патриархом Тихоном во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии, и назначен в помощь архиепископу Рязанскому и Зарайскому Борису (Соколову)*. С января 1924 по май 1925 г. Рязанский архиепископ Борис был выслан из Рязани и жил в поселке Перловка под Москвой, но продолжал руководить епархией, посылая распоряжения епископу Глебу и епархиальной канцелярии.
* Архиепископ Рязанский и Зарайский Борис (в миру Соколов Петр Алексеевич; 1865–1928), уроженец Калужской губернии. В 1893 г. окончил Калужскую духовную семинарию и был рукоположен во священника к церкви села Истомина Тарусского уезда Калужской губернии. Овдовев, поступил в 1899 г. в Санкт-Петербургскую духовную академию, окончил учебу в 1903 со степенью кандидата богословия. 17 марта 1907 г. пострижен в монашество архиеп. Финляндским Сергием (Страгородским) с именем в честь блгв. кн. Бориса. В 1909–1914 гг. был смотрителем духовных училищ в разных епархиях, а с 12 августа 1914 – ректором Саратовской духовной семинарии в сане архимандрита. В 1919 г. хиротонисан во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии. Был настоятелем Югской Дорофеевой пустыни. В 1922 г. в Рыбинске проходил по делу «по делу рыбинских и угличских церковников», был арестован по обвинению в «сокрытии ценностей» и осужден на 7 лет тюремного заключения. 19 сентября 1923 г. был освобожден из тюрьмы, после чего был назначен на Рязанскую и Зарайскую кафедру с возведением в сан архиепископа.

АРХИЕПИСКОП РЯЗАНСКИЙ БОРИС (ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ СОКОЛОВ) (1865–1928). ФОТО 1920-х гг.
АРХИЕПИСКОП РЯЗАНСКИЙ БОРИС (ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ СОКОЛОВ) (1865–1928). ФОТО 1920-х гг.

В историю Рязанской епархии архиеп. Борис вошел как борец с обновленческим расколом. Обновленчество в Рязани за время служения владыки Бориса было ликвидировано. Почти все «пошатнувшиеся» просили прощения, и оно им было дано. 4 января 1924 г. он был арестован и «выслан в Москву без права выезда», получил разрешение жить у знакомого доктора в Перловке, откуда продолжал управлять епархией, посылая распоряжения и получая ответы по почте. 12 апреля 1925 г. архиеп. Борис принимал участие в погребении свт. Тихона, в числе др. архипастырей РПЦ поставил свою подпись под актом о назначении Патриаршим Местоблюстителем митр. Крутицкого сщмч. Петра (Полянского). В 1925 г. архиеп. Борис вернулся в Рязань, был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Проходили по групповому делу «о нелегальном религиозном к/р сообществе под руководством архиепископа Бориса (Соколова) и епископа Глеба (Покровского), Рязань, 1926 г.» Постановлением особого совещания Коллегии ОГПУ от 26 марта 1926 г. архиерей был приговорен к 3 годам ссылки в Нарымский край. Поскольку в тюрьме у него обострилась астма, 16 июня 1927 г. меру пресечения заменили на ссылку в Ярославскую губернию. Вскоре по состоянию здоровья владыка был перемещен в подмосковный пос. Перловка, откуда продолжал управлять Рязанской епархией посредством циркуляров, указов и распоряжений. Скончался 21 февраля 1928 г. в пос. Перловка Московской губернии после тяжелой болезни, отпевание возглавил митр. Сергий (Страгородский). Погребен на Пятницком кладбище в Москве.
23 декабря 1992 г. был реабилитирован Прокуратурой Рязанской области.

РЯЗАНЬ. БОРИСОГЛЕБСКИЙ СОБОР. РИСУНОК
РЯЗАНЬ. БОРИСОГЛЕБСКИЙ СОБОР. РИСУНОК

С января 1924 года епископ Глеб стал членом Рязанской епархиальной канцелярии и был причислен к Борисоглебскому собору, который в то время считался кафедральным собором викарного епископа. Характер его проявился сразу: он отказался быть каноническим епископом, которым он был избран 30 марта 1924 года собранием приходского совета, без избрания епархиальным собранием. Он был тверд в решении, что было записано в протоколе собрания приходского совета. Владыка Глеб считал, что существование канцелярии и епископов без их избрания на епархиальном съезде и без согласования с местной властью есть нарушение законов. Однако у архиепископа Бориса было на то свое мнение. Он считал, что в условиях, когда решается вопрос о существовании Православия как такового, нельзя идти на компромиссы с властью, которая пытается внести раскол в Церковь через обновленцев. Архиепископ считал, что государство, отделившее от себя Церковь, не имеет права вмешиваться в ее дела.

РЯЗАНЬ. СОБОР БОРИСА И ГЛЕБА. ФОТО СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО. 1912 г.
РЯЗАНЬ. СОБОР БОРИСА И ГЛЕБА. ФОТО СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО. 1912 г.

Владыку неоднократно вызывали на допросы в Рязанский губернский отдел ГПУ, где ему угрожали привлечением к уголовной ответственности из-за якобы незаконной деятельности и существования епархиальной канцелярии. Губернский отдел ГПУ предлагал созвать под своим контролем съезд духовенства и мирян для выборов нового правящего Рязанского архиерея. Епископ Глеб отказался созвать съезд без разрешения правящего архиерея. Позднее он показал на следствии: «Лично обязанный данною присягой пред посвящением подчиняться во всем старшему собрату, т. е. архиепископу Борису, не нарушая канонических правил, не мог проявить своей инициативы и никогда бы не изменил своей присяге» (Архив УФСБ по Рязанской обл. Д. 313979. Л. 133).
В 1925 году он дважды побывал в городе Раненбурге (ныне Чаплыгин Липецкой области) для улаживания конфликта между ушедшим на покой викарным епископом Иоанном (Киструсским) и сменившим его епископом Мефодием (Абрамкиным).

РЯЗАНЬ. УЛИЦА ТРУБЕЖНАЯ, В ЦЕНТРЕ – СВЯТЫХ СОБОР БОРИСА И ГЛЕБА
РЯЗАНЬ. УЛИЦА ТРУБЕЖНАЯ, В ЦЕНТРЕ – СВЯТЫХ СОБОР БОРИСА И ГЛЕБА

Условия жизни для Владыки в Рязани были нелегкими. Целый год он жил в очень маленькой комнатке, которую ему выделил совет, холодной и неуютной, по адресу: ул. Трубежная, 26. Устроиться в Рязани приехавшему священнослужителю было сложно. Люди избегали брать к себе таких постояльцев из страха репрессий или по политическим мотивам. Да и с финансовой стороны это было накладно, так как повышались налоги на домовладельцев. Епископ Глеб долго терпел такое существование и только через год сообщил об этом архиепископу.

РЯЗАНЬ. УЛИЦА ТРУБЕЖНАЯ, НА КОТОРОЙ ЖИЛ ЕПИСКОП ГЛЕБ
РЯЗАНЬ. УЛИЦА ТРУБЕЖНАЯ, НА КОТОРОЙ ЖИЛ ЕПИСКОП ГЛЕБ

Но не жалоба на свой быт послужила поводом составления рапорта, а наблюдение за жизнью епархии в течение этого года: «Борисоглебский собор… Церковный совет совершенно бездеятелен и не обращает никакого внимания на мое положение. Живу я в одной комнате и тут же подо мной погреб, чувствую боль в ногах от холода, в течение года никто не подумал спросить, как живу я, обещана мне помощь, но уже 6 мес. ничего не вижу. Один из членов позволил выразиться: «монаху только молиться», другой: «если ему нужна квартира, сам может искать», третий не давал мне облачение в один из приходов, пришлось потребовать его увольнения…» Но это не была жалоба обиженного человека.

ЗАКРЫТАЯ ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА. РЯЗАНЬ. 1945 г.
ЗАКРЫТАЯ ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА. РЯЗАНЬ. 1945 г.

С. Д. Яхонтов писал в дневниках, что из церковных советов постепенно стали уходить настоящие помощники Церкви. Отсюда и случалось такое отношение к священнослужителям.

В 1924–1925 годы, во время ссылки архиепископа Бориса, епископ Глеб фактически управлял епархией. Активно боролся с обновленчеством и расколом в Церкви, часто посещал приходы, в том числе находившиеся в отдаленных селах. Когда Владыка Борис отсутствовал, епископ Глеб вел с ним переписку, в которой давал характеристику событиям, происходившим в Рязани.

По единственному сохранившемуся документу, написанному Владыкой Глебом,– рапорту от 2 февраля 1925 года – перед нами оживают страницы истории: «Диакон Василий Скормилин голодает с семьей, часто я помогаю вносить налог ему, церковный совет обещался платить за квартиру, но делает это неисправно. Купцы, прихожане – помощники только на словах…
Воскресенская церковь. Прот. о. Сергий Соколов, весьма уважаемый пастырь в городе, пользуется популярностью как проповедник и прекрасный священнослужитель, добросовестный помощник по делам епарх. канцелярии… Ильинская церковь. Наст. свящ. Павел Свистов не проповедует, регент Леонов обратил храм в концертный зал… Семинарская церковь. Свящ. о. Цветаев данное обещание остаться православным и более не сообщаться с обновленцами честно выполняет, служит в самом теперь беднейшем приходе (ради сохранения самого прекрасного семинарского храма)…

ДОСКА НА БОРИСОГЛЕБСКОМ СОБОРЕ ГОРОДА РЯЗАНИ. 29 АВГУСТА 2008 г.
ДОСКА НА БОРИСОГЛЕБСКОМ СОБОРЕ ГОРОДА РЯЗАНИ. 29 АВГУСТА 2008 г.

Троицкий храм. Причт благоговейно совершает богослужение, с строгим уставом, проповедуют, прекрасный хор, регент изменил свой гордый нрав, он скорее нервный человек, очень добросовестно относится к своим обязанностям. Всегда, когда я служу в Троицком храме, умиляюсь прекрасным пением, храм содержится в чистоте. Староста церковный и совет всегда почтительно относятся ко мне, чувствуется, что находишься в своей семье. Не будет ли возможным Вашему Преосвященству разрешить мне здесь совершать богослуже­ние, а в соборе в двунадесятые праздники и местные чтимые. Здесь я найду для себя сносную квартиру и некоторый покой. Церковный совет охотно соглашается сделать для меня все необходимое. Здесь хорошо организованы вечерние беседы, и я мог бы всегда принимать участие».

МОГИЛА АРХИЕПИСКОПА БОРИСА (СОКОЛОВА) НА ПЯТНИЦКОМ КЛАДБИЩЕ В МОСКВЕ
МОГИЛА АРХИЕПИСКОПА БОРИСА (СОКОЛОВА) НА ПЯТНИЦКОМ КЛАДБИЩЕ В МОСКВЕ

Деятельность Рязанского архиепископа Бориса (Соколова) и его сподвижников против обновленчества вызывала негативную реакцию со стороны властей, и осенью 1925 года было возбуждено дело о «Рязанской Епархиальной Канцелярии». Суть дела заключалась в следующем: в 1923 году решением Губернской советской власти деятельность Рязанской Духовной консистории была прекращена, и у нее были изъяты архиерейская печать и штамп. По прибытии на Рязанскую кафедру архиепископа Бориса (Соколова), он первым делом восстановил деятельность Рязанской епархиальной канцелярии, посредством которой должно было осуществляться руководство епархией. Возрождение жизнедеятельности Епархиальной канцелярии, а также издание и распространение епархиального органа печати «Циркуляры», вменялось в вину всем тем, кто приложил к этому свои труды.

РЯЗАНЬ. СОБОР БОРИСА И ГЛЕБА. ЯНВАРЬ 2007 г.
РЯЗАНЬ. СОБОР БОРИСА И ГЛЕБА. ЯНВАРЬ 2007 г.

Надо сказать, что возбуждением этого дела власти желали нанести окончательный удар по Православию на Рязанщине, так как арестовано было все руководство епархии, а также самые деятельные и уважаемые представители духовенства: архиепископ Рязанский и Зарайский Борис (Соколов); епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии Глеб (Покровский); протоиерей Александр Климентовский, протоиерей Евгений Климентовский, протоиерей Павел Добромыслов, протоиерей Евгений Мелихов, протоиерей Сергий Соколов, протоиерей Владимир Слободской, священник Иоанн Алмазов, священник Димитрий Эвергетов и секретарь епархиальной канцелярии Илия Гавриилович Лысцов.

РЯЗАНСКАЯ ТЮРЬМА, В КОТОРОЙ СОДЕРЖАЛИ ВЛАДЫКУ ГЛЕБА
РЯЗАНСКАЯ ТЮРЬМА, В КОТОРОЙ СОДЕРЖАЛИ ВЛАДЫКУ ГЛЕБА

14 августа 1925 года Владыка Глеб был лишен регистрации как епископ Михайловский за организацию в Рязани городского крестного хода в день памяти святых Бориса и Глеба. В сентябре 1925 был арестован в Рязани вместе с архиепископом Борисом и членами Рязанской епархиальной канцелярии. При аресте Владыку Глеба обвинили в том, что он «совместно с гражданином Петром Алексеевичем Соколовым» (архиепископом Борисом) издавал печатный журнал «контрреволюционного содержания»*, являлся «автором трех циркуляров» и «распространял написанное Соколовым за своею подписью, содействовал Соколову в деле создания библиотеки из книг контрреволюционного содержания, … вмешивался в дела религиозных обществ». Содержался в Рязанской тюрьме № 1.

ЕПИСКОП ГЛЕБ (ПОКРОВСКИЙ). РЯЗАНСКАЯ ТЮРЬМА. 1925 г.
ЕПИСКОП ГЛЕБ (ПОКРОВСКИЙ). РЯЗАНСКАЯ ТЮРЬМА. 1925 г.

Проходил по групповому делу «о нелегальном религиозном к/р сообществе под руководством архиепископа Бориса (Соколова) и епископа Глеба (Покровского), Рязань, 1926 год».
* (Переписка архиепископа Бориса через канцелярию со священниками епархии, обращения архиепископа к пастве со временем стали составлять целые сборники.

РЯЗАНСКАЯ ТЮРЬМА. СОВРЕМЕННОЕ ФОТО
РЯЗАНСКАЯ ТЮРЬМА. СОВРЕМЕННОЕ ФОТО

Властями появление таких сборников было расценено как нелегальное издание религиозного журнала. Излагая содержание сборника, один из сотрудников ОГПУ написал: «…Мы находим, что программа его заключала в себе сведения общеинформационного характера, руководящие указания по части церковной жизни, отрывки из произведений различных авторов, не имеющих никакого отношения к Церкви, афоризмы, изречения, отрывки из поэтических произведений, советы по садоводству, огородничеству и медицине, хронику и отдел юриспруденции». По поводу библиотеки, созданной архиепископом Борисом, отец Павел заявил: «Что касается создания библиотеки, якобы направленной против социализма и коммунизма, то относительно этого должен сказать, что в этом деле епархиальная канцелярия вообще не принимала участия. Это дело лично архиепископа Бориса. Но и он имел в виду создание библиотеки собственно апологетической, направленной на борьбу с неверием и атеизмом, а не против социализма и коммунизма…»)

ВЫПИСКА ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОГПУ ОТ 25 МАРТА 1926 г. О ВЫСЫЛКЕ ГРУППЫ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ. СРЕДИ НИХ - ЕПИСКОП ГЛЕБ (ПОКРОВСКИЙ)
ВЫПИСКА ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОГПУ ОТ 25 МАРТА 1926 г. О ВЫСЫЛКЕ ГРУППЫ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ. СРЕДИ НИХ — ЕПИСКОП ГЛЕБ (ПОКРОВСКИЙ)

Под давлением следователей Владыка был вынужден подписать составленное в губернском отделе ГПУ обращение к пастве и духовенству Рязанской епархии с признанием фактов нарушения советского законодательства (Письмо преосвященного Глеба к православной пастве и духовенству Рязанской епархии // Рабочий клич: Газ. № 238, 18 октября 1925 г.). Владыка Глеб признает существование епархиальной канцелярии без ведома властей «неправильным» и «осуждает себя» за это. Его осторожность можно понять: в 20-е годы Владыка Глеб желал сохранить действовавшие православные храмы без методов противления власти, которые считал нарушением церковных уставов. В ГПУ первоначально надеялись использовать Глеба в своих целях, предполагая, что «его значительно легче будет обработать и не составит большого труда руководить им в будущем» (УФСБ России по Рязанской обл. Д. 313979. Л. 229), однако затем сочли, что освобождение епископа может укрепить рязанское духовенство.

КЕМСКИЙ ПЕРЕСЫЛОЧНЫЙ ПУНКТ СЛОН.
КЕМСКИЙ ПЕРЕСЫЛОЧНЫЙ ПУНКТ СЛОН.

2 марта 1925 года Особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило епископа Глеба к трем годам концлагеря. До 27 сентября 1928 года он находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения, где был каптером* на Петрозере. В 1926 году принимал участие в составлении «Памятной записки соловецких епископов», выразившей волю группы заключенных архиереев. Она имела целью разработать основы для сосуществования церкви и государственной власти и продолжала линию церковной политики Патриарха Тихона.
* («Каптер» – это заключенный, отвечающий за «каптерку», т. е. помещение для хранения обмундирования и снаряжения.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ ПАВЕЛ ДОБРОМЫСЛОВ. ИКОНА
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ ПАВЕЛ ДОБРОМЫСЛОВ. ИКОНА
ПРОТОИЕРЕЙ ДОБРОМЫСЛОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ (1877-1940)
ПРОТОИЕРЕЙ ДОБРОМЫСЛОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ (1877-1940)

Вместе с епископом Глебом на Соловки отправился осужденный вместе с ним протоиерей Павел Николаевич Добромыслов (1877–1940)(уездный благочинный Рязанской епархии), прославленный ныне в лике священномучеников. Будучи арестован 28 сентября 1925 года по одному делу, о. Павел твердо высказал свое мнение, что все действия Владыки Бориса (Соколова) были законны и что ничего незаконного в деятельности Рязанской епархиальной канцелярии он не признает.)

ДОНЕСЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА СЛОНа ОТ 9 ИЮНЯ 1926 г. О ПРИБЫТИИ ГРУППЫ ЗАКЛЮЧЕННЫХ СРЕДИ КОТОРЫХ НАХОДИТСЯ ЕПИСКОП ГЛЕБ (ПОКРОВСКИЙ)
ДОНЕСЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА СЛОНа ОТ 9 ИЮНЯ 1926 г. О ПРИБЫТИИ ГРУППЫ ЗАКЛЮЧЕННЫХ СРЕДИ КОТОРЫХ НАХОДИТСЯ ЕПИСКОП ГЛЕБ (ПОКРОВСКИЙ)

24 августа 1928 года Особым совещанием при коллегии ОГПУ он был освобожден. Его лишили права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве. Одессе, Ростове-на-Дону, Рязани, Рязанских округах и губернии и отправили в ссылку на три года в г. Кашин Калининской области под надзор местных органов власти.

8 июля 1932 года Владыка Глеб был назначен епископом Соликамским, викарием Пермской епархии, с 16 июня 1933 года – епископом Пермским, 9 июля 1934 года возведен в сан архиепископа. С 2 апреля 1935 года – временно управляющий Свердловской епархией.

ЗАКЛЮЧЕННЫЕ АРХИПАСТЫРИ И МОНАХИ НА СОЛОВКАХ
ЗАКЛЮЧЕННЫЕ АРХИПАСТЫРИ И МОНАХИ НА СОЛОВКАХ

Находясь на Пермской кафедре, Владыка Глеб проявил себя талантливым проповедником, организовал хор в кафедральном соборе, помогал репрессированным и бедствовавшим священнослужителям. Обладая ярким даром проповедника, Глеб призывал верующих в самых трудных условиях помнить о душе. Власти вели слежку за Глебом через сеть агентов, ограничили его деятельность в епархии только теми районами, где еще оставались приходы.

МАРИИНСК. СИЗО
МАРИИНСК. СИЗО

2 октября 1935 года архиепископ Глеб был вновь арестован. Находился в заключении в Перми, затем в Свердловске. Обвинялся в организации сбора средств в пользу репрессированных священнослужителей, в непринятии мер к запрещению поминовения в церквах епархии расстрелянных членов царской семьи и в «другой контрреволюционно-монархической агитации».

31 марта 1936 года постановлением Специальной коллегии Свердловского областного суда приговорён по ст. 58-10-11 УК к десяти годам лишения свободы в ИТЛ. Срок он отбывал в г. Мариинске, в Ново-Ивановском отделении Сиблага НКВД*, использовался на сельхозработах.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

23 ИЮЛЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА СХИМОНАХИНИ АНТОНИИ (КАВЕШНИКОВОЙ)
СХИМОНАХИНЯ АНТОНИЯ
В этот день отмечается день Ангела схимонахини Антонии (Кавешниковой) – православной подвижницы, исповедницы и старицы века ушедшего. В 2002 году в свет вышла составленная мною книга с ее жизнеописанием – «Я испытал тебя в горниле страдания» (Ис. 48,10). Схимонахиня Антония (Анастасия Яковлевна Кавешникова). В 2003–2006 годы последовали четыре переиздания книги, в том числе – три на Украине.
После издания книги со всех концов нашей Отчизны, а также стран ближнего и дальнего зарубежья все эти годы шли благодарные отклики читателей. Среди них есть люди, которые имели счастье общаться с матушкой Антонией при ее жизни, есть те, кто узнали о ней впервые, но уже получили по молитвам к ней благодатную помощь. Сегодня, в день памяти старицы, мы публикуем несколько таких писем.
СХИМОНАХИНЯ АНТОНИЯ (КАВЕШНИКОВА АНАСТАСИЯ ЯКОВЛЕВНА; 1904–1998). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ЦИТАТА ДНЯ


Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами бысть, еже бысть.

(Прп. Антоний Оптинскитй)

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СПИСОК АКАФИСТОВ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

Рубрики

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК