Дорогие читатели сайта и жители подмосковной Сходни, сегодня мы возвращаем из забытья имя одного из священников сходненского храма Святой Живоначальной Троицы – Александра Алексеевича Поспелова (10.1883 – ?). В течение 17-ти лет (с 1914 по 1931 годы) служил он настоятелем храма. Мы не знаем пока, как завершил отец Александр свой жизненный путь. Но, изучая судьбы священников из числа «непоминающих», можно быть уверенным, что кончина отца Александра была мученической. Его имя упоминает в своей книге «Судьбы иосифлянских пастырей» М. В. Шкаровский, один из лучших знатоков-исследователей истории РПЦ в XX столетии. Обращаемся к жителям Сходни: может быть, кто-то знает родственников отца Александра Поспелова, дом, где он жил со своей семьей, хотелось бы разыскать и его фотографию.
Многие из жителей Сходни, пострадавшие за веру истинную, принадлежали к числу «непоминающих» митрополита Сергия (Страгородского). Это была трагедия Русской Православной Церкви, раздираемой внутренними расколами и несогласиями в условиях жесточайших гонений от безбожной власти. Поэтому в конце публикуемого материала мы знакомим читателей с решением Синодальной Комиссии по канонизации святых, согласно которому прославление новомучеников и исповедников нашей Церкви совершается независимо от того обстоятельства, являлись ли они сторонниками или противниками митрополита Сергия.
Александр А. Трофимов
***
СВЯЩЕННИК АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ ПОСПЕЛОВ (10.1883 – ?)
Поспелов Александр Алексеевич (10.1883 – ?) – священник. Родился 4 октября 1883 года в селе Богородское, Коломенского уезда, Московской губернии в семье священника*. Его отец был настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Богородском. В 1899 году Александр окончил Перервинское духовное училище и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1905 году. В 1905–1909 годы работал учителем. Рукоположен в 1909 году. С 1914 по 1931 годы служил настоятелем Троицкого храма в поселке Сходня.
* В этом же селе родился будущий священномученик священник Александр Иоаннович Соловьев (1893–1937).
После публикации в 1927 году известной «Декларации» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, отец Александр присоединился к движению «непоминающих» – священнослужителей и прихожан, которые не признавали главенство митрополита Сергия в церковной иерархии и не поминали его имя за богослужением. В 1930-е годы в Сходне проживало много прихожан московских «истинно-православных храмов» (непоминающих), в том числе член двадцатки Крестовоздвиженской церкви Н. Н. Маслов*. В январе 1930 года власти закрыли Троицкий храм в Сходне. Тогда Н. Н. Маслов предложил отцу Александру Поспелову перейти в один из московских храмов, принадлежащих «непоминающим». Настоятель церкви «Никола Большой Крест» отец Измаил Сверчков** направил отца Александра «за благословением» к Епископу Сергию (Дружинину)*** в Ленинград. В феврале благословение было получено, но вскоре – в апреле 1930 года – церковь в Сходне вновь открыли, и Поспелов возобновил своё служение в ней, продолжавшееся до ареста в 1931 году.
1 апреля 1931 (по другим сведениям 28 марта) арестован по делу Сходненского филиала ИПЦ. Обвинение «антисоветская агитация и принадлежность к контрреволюционной церковной организации». Статьи 58-10, 58-11 УК РСФСР. 20 мая (по другим сведениям 6 июня) 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Московской обл. осужден на 5 лет ИТЛ с заменой высылкой через ПП ОГПУ в Восточно-Сибирский край на тот же срок. Групповое дело «Дело Инюшина И. И. и др. Москва. 1931 г.»
В июне 1931 года девять обвиняемых по делу «Истинных христиан» были расстреляны, девять приговорены к 10 годам лагерей, 23 – к 5 годам лагерей, а остальные 19 отправлены в ссылку. Если учесть, что по процессу организации «Истинное Православие» (1930) первоначально было арестовано свыше ста человек и примерно две трети из них составляло духовенство, то только по двум делам 1930 и 1931 года проходило 150-160 священнослужителей Московской области.
Дальнейшая судьба отца Александра нам неизвестна.
Реабилитирован 12 декабря 1958 г.
* Маслов Николай Николаевич, родился в 1886 г. в Москве, в семье вояжера частной фирмы. Получил среднее образование. Проживал в поселке Сходня, работал администратором по организации выставок в Торговой палате, в последнее время не работал. Помощник церковного старосты в церкви Воздвижения в Москве. В феврале 1930 ездил в Ленинград к Епископу Сергию (Дружинину). 19 октября 1930 г. – арестован как «организатор и руководитель Сходненского филиала контрреволюционной монархической церковной организации ИПЦ». 6 июня 1931 – приговорен к 10 годам ИТЛ и отправлен в лагерь.
** Священник Сверчков Измаил Александрович (1890–09.01.1938)
Окончил Одесского пехотное училище по специальности – зенитное дело и автоматическое оружие. Служил в Царской армии штабс-капитаном. После 1917 г. – военным специалистом. С 1917 по 1930 гг. сначала преподавал, затем был сотрудником Московского Научно-технического комитета Артуправления РККА при Реввоенсовете СССР и «одновременно, тайно от РККА – служителем культа». Рукоположен в 1929 г. архиепископом Димитрием (Любимовым) к московской церкви Воздвижения на Воздвиженке. Арестован в 1930 г. по обвинению: «участник церковно-политического центра всесоюзной к/р организации «Истинно-Православная Церковь». Статья 58–11 УК РСФСР. Приговор –10 лет концлагерей, считая срок с 23.02.1930 г. Групповое дело «Дело Всесоюзного центра Истинного Православия, 1931 г.» Срок отбывал в Сиблаге, 3-я часть Ахтунского отд., рудник Темир-Тау. 25 декабря тройкой при УНКВД СССР по Новосибирской обл. был обвинен в «участии в к/р повстанческой террористической организации, существовавшей в Сиблаге» и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 9 января 1938 г.
Реабилитирован Президиумом Кемеровского облсуда 17.05.1957 г.
*** Епископ Нарвский Сергий (Иван Прохорович Дружинин; 1863–1937)
Будущий Владыка Сергий родился 20 июня1863 г. в селе Новое Бежецкого уезда тверской губ. в крестьянской семье. В 1881–1887 гг. был насельником Валаамского монастыря. В 1887 г. поступил в Свято-Троицкую Сегиеву пустынь, известную подвигами свт. Игнатия (Брянчанинова). В 1894 г. принял монашеский постриг с именем Сергий в честь прп. Сергия Радонежского. В том же году рукоположен во иеродиакона, а в 1898 г. – во иеромонаха. В 1915–1919 гг. был настоятелем Пустыни в сане архимандрита. По выбору великих князей Дмитрия и Константина Константиновичей отец. Сергий стал духовником великокняжеской семьи в течение 18-то лет, до ареста этой ветви Романовых в 1918 г. Во время событий по изъятию церковных ценностей в 1922 г. о. Сергий был арестован. Обновленческое епархиальное управление о. Сергий категорически отверг и боролся всеми силами с обновленчеством.
В 1924 г. Патриарх Тихон вызвал о. Сергия в Москву и лично рукоположил его во епископа Нарвского, викария Петроградской епархии. 13(26) декабря 1927 г. епископ Сергий вместе с епископом Димитрием (Любимивым) подписали акт о том, что они порывают молитвенное общение с митрополитом Сергием (Страгородским) из-за известной «Декларации» 1927 г. В 1929–1930-х гг. Владыка фактически возглавлял «иосифлянское» движение в стране. После ареста и пятилетнего заключения в Ярославской тюрьме он был сослан в Марийскую АССР, в г. Йошкар-Олу. Здесь он тайно служил, и верующие почитали его как святого старца.
7 сентября 1937 г. Владыку арестовали и в тот же день составили обвинительное заключение. 11 сентября 1937 г. «тройка» Управления НКВД по Марийской ССр приговорила епископа Сергия и четверых арестованных по этому делу к расстрелу, а остальных обвиняемых – к 10 годам лагерей. Владыку Сергия расстреляли 17 сентября 1937 г. в тюрьме г. Йошкар-Ола. Место погребения его неизвестно. Реабилитировали Владыку в 1998 г. В 1981 г. епископ Сергий был прославлен РПЦЗ, сейчас готовится его канонизация Московской Патриархией.
Документы и публикации
1. ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д. П-60406.
2. Архив УФСБ по Кемеровской обл. Д. 3233.
3. ЦА ФСБ РФ. Д. П-7377. Т. 2.
4. Дубинский А. Ю. Московская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901–1917 годов (генеалогический справочник). М.: Прометей, 1998. С. 69.
5. Михаил Шкаровский. Судьбы иосифлянских пастырей. СПб. 2008.
6. Пришвина Валерия. Невидимый град: Библиотека мемуаров. М.: Молодая гвардия, 2003. С. 229, 374–375.
***
О КАНОНИЗАЦИИ «НЕПОМИНАЮЩИХ» В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Исполненная после 1927 года дальнейших компромиссов политика Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, его канонически спорные претензии на право быть единоличным Предстоятелем Русской Православной Церкви вызвали широкую оппозицию митрополиту Сергию среди многих авторитетных представителей церковной иерархии. Подвергая резкой критике политику митрополита Сергия как по отношению к коммунистическому государству, так и по отношению к внутренней церковной жизни, представители этой оппозиции высказывали различные точки зрения относительно деятельности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Так Патриарший Местоблюститель св. митрополит Агафангел (Преображенский) и его единомышленники, признавая относительное первенство митрополита Сергия в церковной иерархии, каноничным главой которой оставался для них, как и для всех оппозиционеров, св. митрополит Петр, находившийся в заключении, считали возможным для себя исполнять лишь те распоряжения Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, которые не будут смущать «народную религиозную совесть» и нарушать церковные каноны. Другой Патриарший Местоблюститель св. митрополит Кирилл (Смирнов) и его весьма многочисленные сторонники, не отрицая благодатности церковной иерархии, которая признавала власть митрополита Сергия, разрывали с ним евхаристическое и каноническое общение как с узурпатором высшей церковной власти, поставившим церковную жизнь под контроль богоборческого государства. Наконец, митрополит Иосиф (Петровых) и его единомышленники, среди которых были свв. епископы Виктор (Островидов) и Серафим (Звездинский), были убеждены в неканоничности и безблагодатности всей церковной иерархии, поддержавшей политику митрополита Сергия. При этом никто из церковных иерархов, входивших в состав движения «непоминающих», в том числе и прославленные во святых Патриаршие Местоблюстители митрополиты Кирилл и Агафангел, не налагали церковных прещений на митрополита Сергия, в то время как сам митрополит Сергий, не имея на то никаких канонических оснований, с декабря 1927 года налагал церковные прещения на всех своих оппонентов из епископской иерархии, включая и самих Патриарших Местоблюстителей.
Трагические исторические обстоятельства, вызвавшие столь глубокие конфликты между представителями русской церковной иерархии в конце 1920–30-х годов, их взаимные подчас богословски и канонически необоснованные слова и действия по отношению друг к другу, по мнению Синодальной комиссии по канонизации святых, не дают оснований ставить возможность канонизации праведно проживших свою жизнь и принявших мученическую кончину священнослужителей и мирян в зависимость от их отношения к политике Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия. Исходя из этого, в период подготовки Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года Синодальная комиссия по канонизации святых изучала для представления на рассмотрение Собора материалы к канонизации новомучеников и исповедников независимо от того обстоятельства, являлись ли они сторонниками или противниками митрополита Сергия. Именно поэтому в сонме святых новомучеников и исповедников Российских присутствуют как сохранявшие каноническое единство с митрополитом Сергием священнослужители и миряне, так и разорвавшие с ним каноническое и даже евхаристическое общение представители церковной иерархии и церковного народа, связанные со всеми упомянутыми выше направлениями движения «непоминающих».
Добавьте комментарий