Украина

ИГУМЕН АНДРЕЙ (МИЩЕНКО) (Последний духовник Киево-Печерской Лавры) († 11.07.1964 г.)

ПАНОРАМА КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ
ПАНОРАМА КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

Вряд ли стоит говорить много о значении и силе Киево-Печерской Лавры – первого монастыря на Святой Руси. Это поистине гнездо святое – нигде на Руси не прославилось столько преподобных отцов, нигде нет стольких нетленных мощей, как в Лавре. Киев – Матерь городов Русских. В Киеве и в Лавре очень чувствуется, что здесь – наша духовная родина, Поэтому они занимают в сердцах наших единственное, только для них предназначенное место. И как важны любые свидетельства об этом святом и таком дорогом для каждого русского сердца месте.

***

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

В 1970-е годы мой духовник – иеромонах Троице-Сергиевой Лавры – благословил меня во время отпуска совершить паломничество по святыням земли Украины. Точный маршрут мы не обсуждали, батюшка сказал, что больших планов строить не следует: Господь укажет путь, где, когда и сколько пробыть при монастырях и храмах. Но нужно обязательно побывать и помолиться в двух местах: Киево-Печерской и Почаевской Лаврах. Он дал мне киевский адрес одной благочестивой женщины, которая живет в центре Киева и принимает паломников во славу Божию, не требуя никакой платы за проживание. На этот подвиг благословил Матрону Михайловну (так звали хозяйку квартиры) ее духовник и старец игумен Андрей (Мищенко).

Я взял билет на поезд до Киева, и утром следующего дня позвонил в дверь по указанному адресу. Матрона Михайловна встретила меня как родного сына. После расспросов и выяснений, надолго ли я прибыл и какие имею пожелания, Матрона Михайловна сначала составила подробнейший план посещений Киевских святынь, указав каким транспортом можно доехать до очередного храма или монастыря, где и когда совершаются службы. Киев и его святыни она знала великолепно, поэтому маршруты выбирались так, чтобы успеть посетить как можно больше храмов и самых красивых мест Киева.

ЗОЛОТОНОШСКИЙ СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ КРАСНОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ЗОЛОТОНОШСКИЙ СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ КРАСНОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Через неделю Матрона Михайловна сказала, что пора собираться в дальние края, и первым местом, куда она предложила мне отправиться, стал Золотоношский Красногорский Покровский монастырь. После моих походов по киевским святым местам мы с хозяйкой дома вели долгие беседы; Матрона Михайловна с полным доверием и подробно рассказывала о своей трудной жизни. И чаще всего в своих рассказах она вспоминала духовного отца и старца игумена Андрея (Мищенко) – последнего духовика Киево-Печерской Лавры перед ее закрытием в 1961 году. После этих бесед я записывал в блокноте то, что запомнилось из ее рассказов. Матушка Матрона попросила меня начать паломничество по монастырям Украины с Золотоношского монастыря потому, что на монастырском кладбище обители был погребен игумен Андрей. Она просила помолиться на могилке старца, попросить его благословения на путь по святым местам Украины, поле чего вернуться в Киев. А там меня будет ожидать новый маршрут – на этот раз в Почаев. Я с радостью согласился отправиться в Золотоношу. И здесь, благодаря Матроне Михайловне и ее совету, ранним утром я стоял первым у кассы, продающей билеты на автобусы до Золотоноши (если бы я прибыл позже, билета не получил бы, т. к после меня смогли купить билеты всего 3 или 4 человека). Перед отъездом она вручила письмо к игуменье монастыря матушке Иларии с просьбой разрешить мне пожить в монастыре. Дело в том, что в обители не было мест для ночлега мужчин, здесь принимали только женщин. Письмо помогло: игуменья благословила меня расположиться в келье для архиерея, так что я прожил в обители 4 дня на полном обеспечении: обед и ужин мне приносили прямо в келью. Кроме того, игуменья благословила меня потрудиться, и после каждой службы я переодевался в рабочую одежду и занимался «мужской» работой: возил на тачке песок и грунт, качал ручным насосом воду и носил ее на кухню и т.д.

МОГИЛА СТАРЦА ИГУМЕНА АНДРЕЯ В СВЯТО-ПОКРОВСКОМ КРАСНОГОРСКОМ МОНАСТЫРЕ
МОГИЛА СТАРЦА ИГУМЕНА АНДРЕЯ В СВЯТО-ПОКРОВСКОМ КРАСНОГОРСКОМ МОНАСТЫРЕ

Конечно, я первым делом отправился к могилке старца игумена Андрея, и потом каждый день подходил к ней. Пытался расспросить о старце у игуменьи и сестер обители, но они ничего не смогли добавить к рассказам Матроны Михайловны, объясняя это тем, что старец в последние годы жил в Золотоноше у духовных чад. Через 4 дня я вернулся в Киев, рассказал Матроне Михайловне о поездке, и на следующий день уехал в Почаев. К великому сожалению, я не запомнил фамилии старца игумена Андрея, нет у меня биографических сведений, послужного списка, нет его фотографии. Попросить фото старца у Матроны Михайловны я не решился,– его фотография находилась в иконном уголке.

В Почаеве я встретился с келейником игумена Андрея, просил поделиться воспоминаниями, но почти ничего нового не услышал. Вернувшись из поездки на Украину, я расшифровал свои записи и представляю читателям текст, написанный более тридцати лет назад.

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА.
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА.

Впоследствии мне трижды удалось побывать в Киево-Печерской Лавре, я привозил в подарок для библиотеки свои книги, обращался к Наместнику Лавры с просьбой разыскать сведения об игумене Андрее, но каждый раз получал отказ. Видимо, мое московское жительство не вызывало у лаврских отцов энтузиазма в поисках послужного списка старца Андрея. Позднее через своих друзей-благотворителей Лавры я снова пытался найти что-то в архивах обители, но и здесь ничего не получилось. Поэтому, выкладывая на сайте воспоминания киевской старожилки, Матроны Михайловны Скрыбченко, о старце игумене Андрее (Мищенко), прошу: православные с Украины, помогите узнать хотя бы имя и отчество старца до пострига, какие-то биографические сведения и, может быть, найти его фотографию.

***

ЛАВРА В 1930-е гг.
ЛАВРА В 1930-е гг.

В этом кратком рассказе о Лавре и ее последнем духовнике и старце игумене Андрее использованы воспоминания жительницы Киева Матроны Михайловны Скрыбченко, а также бывшего келейника старца.

Закрыли Лавру в 1926 году. Монахи разъехались в разные места, а кто-то пострадал за веру. Мощи и мироточивые главы отвозили в Москву, чтобы исследовать их в лабораториях. В 1929 году в Лавре открылся музей атеизма.

1942 г. РАЗРУШЕННЫЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР
1942 г. РАЗРУШЕННЫЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

Во время немецкой оккупации в сентябре 1941 года была возобновлена монашеская жизнь в стенах Лавры. Во главе лаврской братии стал схиархиепископ (бывший Херсонский и Таврический) Антоний (князь Давид Абашидзе), лаврский постриженник. Некоторые из бывших лаврских монахов возвратились в свои кельи – монастырь возродился. На территорию Ближних Пещер Лавры вернулись около 15 иноков. Служили в Крестовоздвиженской церкви, иногда – в церкви Всех Святых. После получения в ноябре 1942 года официального разрещения берлинских властей на открытие монастыря, братия избрала наместником старейшего насельника Лавры, архимандрита Валерия Устименко. 7 декабря 1942 года епископ Пантелеимон (Рудык) утвердил его в этой должности с правом ношения жезла.

Наконец, пришли наши войска. Перед приходом их весь Киев молился – и русские войска вошли в матерь городов Русских на праздник Казанской иконы Божией Матери – покровительницы русского воинства.

РУИНЫ УСПЕНСКОГО СОБОРА ПОСЛЕ ВЗРЫВА
РУИНЫ УСПЕНСКОГО СОБОРА ПОСЛЕ ВЗРЫВА

В 1943 году состоялось открытие и освящение Лавры*. Приехало много представителей от других православных церквей. Раздавали народу иконки, благословляли, целые ящики стояли с подарками. Все плакали – и священство, и пришедшие киевляне – это был плач радости.
* Монастырь был открыт 6 ноября 1943 г.

Архиерей (имя его рассказчице не запомнилось) в конце проповеди прочитал четверостишье,– как радостно было узнать в нем стихи А. А. Ахматовой:

Так молюсь за Твоей Литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

А теперь приведем записи рассказов Матроны Михайловны о старце игумене Андрее.

***

МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ НИКОЛАЙ И АРХИМАНДРИТ ВАЛЕРИЙ В ОДНОЙ ИЗ РАЗГРАБЛЕННЫХ НЕМЦАМИ ЦЕРКВЕЙ В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЕ, НОЯБРЬ 1943 г.

«Шел 1943 год, наши войска вошли в город. Все радуются – после стольких мук пришло избавление. Прошел слух, что Лавру открывают. Сразу пошла туда. После Литургии подошла к наместнику, старенькому архимандриту (архимандрит Валерий (Устименко; † 1950) и говорю:
– Помогите, батюшка, хочу про себя узнать.
– А ты иди к игумену Андрею, я сам у него исповедуюсь,– это великий старец.

Нашла игумена Андрея, подхожу к нему:
– Здравствуйте, батюшка, благословите.
– Здравствуй, здравствуй, матушка.
– Какая я матушка, грешница я великая, с дочкой живу, муж на фронте.
– Ну, будешь матушка. Так чего же ты хочешь, матушка?
– Хочу про себя узнать. Муж, не знаю, жив ли. Сирота я, не знаю даже, кто мои родители, когда родилась.
– Родилась ты в марте на Матрону Солунскую, вот и зовешься Матроной, есть в тебе восточная кровь, грузинская и даже иудейская. А за мужа не волнуйся – вернется. Приходи завтра ко мне после службы.

Пришла на следующий день – все рассказала про свою жизнь, все выплакала. Рассказываю, а он вместе со мной плачет. Руку на голову положил и говорит: «Терпи, голубка моя». Прошу у него наставления, как спасаться: «Молись, ходи в храм, а перед тем, как идти в храм, никогда не ешь; подавай милостыню, принимай странников – тем и спасешься».

С того дня до ныне стараюсь исполнять всё по словам моего дорогого старца. Самой голодно было, а всегда подкармливала голодающих и принимала всех, кто просил ночлега.

ХОДОКИ. 1920-е гг.
ХОДОКИ. 1920-е гг.

Жил батюшка в лаврской келье. Была там маленькая прихожая. Налево – дверь в келью батюшки, направо – к келейнику*.
* О лаврском старце игумене Андрее есть упоминание в жизнеописании блаженной старицы Алипии (Великие русские старцы XX века. – Сост. Светлана Девятова): «По промыслу Божиему блаженную старицу Алипию приняли в Киево-Печерскую Лавру, где она прожила до самого ее закрытия… Однажды схимонах Дамиан (Корнейчук; † 1953) увидел ее сидящей под ступеньками келейного корпуса Лавры и сказал:
– Ну что ты тут сидишь под ступеньками, тебе же холодно, иди спи под дверью отца Андрея.
Оба старца жили в одном коридоре и двери их келий никогда не закрывались от посетителей… Отец Андрей принимал всех: отчитывал бесноватых, исцелял больных, помогал нищим, всех кормил с Лаврской трапезы… Вот к этому-то порогу и послал отец Дамиан осиротевшее чадо отца Кронида…»

После службы к батюшке шло много народа, не давали и покушать, а он пока со всеми не побеседует, не ответит на вопросы, не садится за трапезу. Сколько раз бывало, что на вечернюю службу идет, так и не пообедав.

Бывало, после службы приглашал собравшихся женщин к себе на трапезу, а они отказывались: мы, мол, недостойны, а сами просто спешили по своим делам. Тогда батюшка говорил:
– Вот отнимет Господь у вас старцев и Лавру – тогда локти кусать будете, а пойти некуда – тогда поплачете.
Говорил мне:
– Ты почаще в Лавру ходи, а особенно и обязательно в праздники.
– Я же работаю.
– Ничего, Матерь Божия поможет.

И действительно, по его молитвам за всю жизнь не пропустила ни одного большого праздника – всегда удавалось договориться на работе т. к. работа в смену. Начальница всегда отпускала меня и пересменки устраивала. Другие начинали возмущаться, а начальница им в ответ:
– Она же в Лавру пойдет, да за нас всех помолится, пусть идет.

После службы прихожая его кельи была полна народа. Множество людей к нему шли за советом, молитвой. Бывало, трапезы общие устраивал – столько народа собиралось.

ВЕЛИКАЯ ЦЕРКОВЬ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ. ХУД. В. П. ВЕРЕЩАГИН (1905 г.)
ВЕЛИКАЯ ЦЕРКОВЬ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ. ХУД. В. П. ВЕРЕЩАГИН (1905 г.)

Лечил батюшка многих больных. Братию отчитывал у мощей святого Агапита, врача. Клал больному Евангелие на голову и читал молитвы, тем и вылечивал. А других лекарств братия не использовала.

Особенно много исцелял он бесноватых. Часами их отчитывал. Он видел тех, кого изгонял – они грозили ему. Но не всех соглашался отчитывать и говорил:
– Как же я буду их отчитывать, если они сами позвали. Каких только страшных дел не делали. Одна на кладбище ночью ходила за землей, а потом подсыпала ее, чтобы привораживать. Ворожат, призывают черную силу – вот они и приходят, вселяются в них и начинают бить, тогда, прибегают и плачут: «Помоги, исцели, изгони!» – «Вот сама ты и изгоняй. Сама позвала, сама и изгони».

«Один иеромонах в Лавре без благословения взялся отчитывать двух монахинь. Читал-читал – никакой пользы. Так и ушел спать. Ночью услышал он стук в дверь кельи. Вместо того чтобы перекреститься и промолчать, он спрашивает:
– Кто там? – и при этом страх на него напал жуткий. Только спросил он, а возле него уже стоит бес – страшный, огромный, под потолок.
– Я тебе покажу кто я. Ты что на моих рабов ополчился? Кто тебе позволил? Одна из них давно моя, а другая – совсем недавно.
Монаха будто какая сила, сковала, нет сил даже крестное знамение сотворить,– так и упал без сознания. Очнулся только после усиленной молитвы старцев через два месяца. Вот так-то, матушки, отчитывать».

Однажды батюшка отчитывал бесноватую, а сидящий в ней бес сказал: «Если бы Бог не запрещал, я бы все твои книги порвал».

Батюшка видел тех, кого изгонял. Говорил нам:
– Какие они страшные и вонючие,– невозможно описать. Ангелы своими крыльями заслоняют их от нас, а то никакая душа не выдержала бы, можно с ума сойти и даже умереть от страха, если бы не благодать Божия. Зловоние, чернота, ужас, злоба, ненависть.

Прохожу однажды мимо раки преподобного Феодосия. Батюшка отчитывает трех женщин. Две явно больные, а третья – хорошо одетая интеллигентная женщина,– непонятно, зачем стоит. И вдруг как заревет она грубым и страшным голосом:
– Если бы я не был связан, все кресты твои переломал бы и все побил и книги изорвал!

На туристов никакого внимания не обращал. Старенький был уже за 70 лет, а стоял часами и не мог отойти. От этого у него и болезнь появилась, от которой он ушел – рак мочевого пузыря.

ГРОБНИЦА ПРЕПОДОБНОГО АГАПИТА, ВРАЧА ПЕЧЕРСКОГО В БЛИЖНИХ ПЕЩЕРАХ - ЗДЕСЬ ИГУМЕН АНДРЕЙ ОТЧТИТЫВЛ БОЛЬНЫХ
ГРОБНИЦА ПРЕПОДОБНОГО АГАПИТА, ВРАЧА ПЕЧЕРСКОГО В БЛИЖНИХ ПЕЩЕРАХ — ЗДЕСЬ ИГУМЕН АНДРЕЙ ОТЧТИТЫВЛ БОЛЬНЫХ

Стоит как-то батюшка, молится, отчитывает больную. Час отчитывает, другой, спрашивает:
– Ну как, чувствуешь что-нибудь? – Нет батюшка.
– А сейчас, чувствуешь? – Нет?
– Тогда еще почитаем.
Наконец женщина говорит:
– В ногах тяжело стало, тяжесть давит.
Батюшка говорит:
– Наконец-то показался,– ну мы его оттуда выгоним – и продолжает молиться.
А сам еще не обедал, а уже скоро на вечернюю службу пора. По 4-5-6 часов стоял так и отчитывал!

ВИД НА КИЕВО-ПЕЧЕРСКУЮ ЛАВРУ С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА - НАЧАЛО 1940-Х ГОДОВ
ВИД НА КИЕВО-ПЕЧЕРСКУЮ ЛАВРУ С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА — НАЧАЛО 1940-Х ГОДОВ

Батюшка говорил, что когда нечистый войдет в человека, то держится за область сердца,– как это страшно! Начинаешь отчитывать: он иногда быстро уходит, а иногда прячется, так что и не знаешь, где. Но, в конце концов проявится как-нибудь,– в ногах или еще где-нибудь. Конечно, если на то есть произволение Божие.

Еще батюшка говорил:
– Вы просите молиться об исцелении, исповедуетесь нам, вот мы ваши грехи на себя и берем. Вы ночью спите, а бесы нас за это бьют, и болезни несем и все терпим. Молитесь за нас!

У дочки маленькой глазки болели, почти перестала видеть. Пришла, рассказала батюшке о беде. Он помолился, дал водички и наказал промывать глазки – и зрение восстановилось. Вот уже 30 лет прошло – и все благополучно с глазами, хотя врачи ставили угрожающие диагнозы и требовали немедленной операции.

У мужа, на работе упал ящик с грузом на руку. Рана долго не заживала и начала гнить. Врачи давали разные мази, но ничего не помогало, чернота стала распространяться по руке. Пришел муж в больницу, а ему говорят, что надо ампутировать кисть, иначе всю руку потеряет. Вернулся домой, рассказал все, а я ему ответила:
– Никакой ампутации, поехали скорее к батюшке».
Пришли, поведали о несчастье. Батюшка дал пузырек со спиртом и сказал:
– Протри больное место ваткой, смоченной в спирте, положи подорожник и завяжи.
Так и сделали. Через неделю от раны почти не осталось и следа – все кожицей затянулось. Врачи никак не могли поверить в исцеление.

РАЗВАЛИНЫ УСПЕНСКОГО СОБОРА В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЕ, 1959 г.
РАЗВАЛИНЫ УСПЕНСКОГО СОБОРА В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЕ, 1959 г.

Дочку мою старец не благословил замуж выходить. Она не послушала – и сколько мук и страданий приняла. Через несколько месяцев после свадьбы муж избил ее,– чудом выжила, после этого нервная болезнь началась, и сердце стало никуда не годным.

У одной женщины была киста. Врачи требовали немедленной операции – иначе смерть. Батюшка не благословил и сказал:
– Так проживешь! И она жива по сей день и ездит к старцу на могилку.

Одной женщине дали апельсин. Та съела его не перекрестившись и не прочитав молитвы – и в животе у нее начало что-то бегать и изводить ее. Прибежала к батюшке, ничего сказать не может, только плачет. Он, ни о чем не спрашивая, сказал:
– Сейчас же поезжай в Почаев и молись Божией Матери – Она исцелит». Так и случилось.

1960-е гг. КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА
1960-е гг. КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

Однажды я спросила у него:
– Батюшка, а почему Вы газеты читаете?
– А из них видно, как исполняется то, что предсказано пророками и Писанием,– читающий да разумеет, как сбывается. А телевизор не смотри́те – это их идол.

Пришла к батюшке и спросила:
Пост сейчас, а родня на свадьбу зовет. Что делать? – идти или отказаться?
Батюшка ответил:
«Однажды преподобного Антония Великого пригласил ко двору император Констанций. Тот долго размышлял: для пользы обители – вроде надо пойти, а с другой стороны – пост. Тогда он спросил у Павла Препростого, идти к императору или нет? Павел ответил:
Если пойдешь будешь Антоний, а если останешься здесь, будешь авва Антоний». Антоний послушался простеца Павла и не пошел к императору».

1955 г. ВХОД В КИЕВО-ПЕЧЕРСКУЮ ЛАВРУ
1955 г. ВХОД В КИЕВО-ПЕЧЕРСКУЮ ЛАВРУ

Молодой келейник спросил у батюшки:
– Батюшка, я новоначальный. Дайте мне наставление, как жить и спасаться.
– Нужно совсем немного знать. Запомни три фразы и других никаких не произноси: «Благословите», «Простите», «Спаси Господи». Дали послушание: «Благословите», обидели, оскорбили, сделали что неприятное или замечание какое: «Простите». Сделали что для тебя доброе, или какой другой дар получил: «Спаси Господи».

Батюшка говорил, что очень хотел узнать, какая участь ждет монахов, имевших неисповеданные грехи и живших нерадиво, и однажды увидел сон: лежат эти монахи на спине,– руки за голову, на узкой стене. Справа от них огонь, пламя пожирающее, слева – пропасть адова. И двинуться им никак нельзя, ибо сразу свалишься либо в огонь, либо в пропасть. И хотя муки адовой они сами не испытывают, но всё видят, а сделать ничего не могут – и так будет до Страшного Суда.

Пришел в Лавру мужчина и громким голосом спрашивает (и надо же – прямо на батюшку попал):
–А где тут у вас прозо́рливый Андрей? Батюшка ответил:
– Прозо́рливых у нас в Лавре нет, есть только прожо́рливые,– и ушел.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ В ЛАВРЕ. 2012 г.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ В ЛАВРЕ. 2012 г.

Очень любил батюшка Богородичные праздники. Если он был служащим на седмице, то заранее предупреждал своих духовных чад, чтобы принесли: кто цветочки (если есть участок), кто – материи, и так икону празднично украсит, что все удивлялись и даже завидовали.
Однажды задержался батюшка после службы в алтаре. Я его спросила:
– Батюшка, Вы почему так долго не выходили?
– А я Евангелие водичкой помыл.
– А водичку куда дели?
– Выпил.

1964 г. НИЖНИЕ ЦЕРКВИ ЛАВРЫ
1964 г. НИЖНИЕ ЦЕРКВИ ЛАВРЫ

Какой ласковый был с чадами своими духовными, прямо светился, такая любовь от него идет – всем становилось радостно с ним, все беды куда-то уходят, как будто сам в каком-то свете находишься.
Пришла к нему женщина и начала жаловаться на жизнь, что зять плохой, дочь не слушает, все плохо. Батюшка ответил:
– А ты не жалуйся, себя вини. Вон смотри, другие стоят, думаешь, у них легче, чем у тебя? А они говорят: «За всё слава Богу». Сами воспитали своих чад, а теперь плачете. Кайтесь в грехах!»
Пришла к нему женщина и спросила:
– Батюшка, можно мне пожить у Вас, а то дома совсем невмоготу: родные заели, нечестивцы. Батюшка ответил:
– А где я тебя положу? В келье своей на кровать? А сам под кровать? А как за тобой приедут родные, да скажут, что я тебя держу, так я за тебя в тюрьму пойду? Не за Господа, а за тебя? Нет, иди-ка ты домой, голубушка, да терпи.

1 комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

  • Впоследствии служил клириком храма в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских в Самаре, был духовником Самарской семинарии .

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

21 ИЮЛЯ — КАЗАНСКОЙ ЖАДОВСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ЧУДОТВОРНАЯ ЖАДОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖАДОВСКОЙ ОБИТЕЛИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Слава подобна морской воде,– чем больше пьешь, тем больше жаждешь.
(А. Чехов)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

18 ИЮЛЯ — ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ПРП. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. ИКОНА. РОСТОВСКИЙ МУЗЕЙ
ТРОИЦКИЙ СИНТЕЗ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 ИЮЛЯ — ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТИХВИНСКИЯ
ТИХВИНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ОКЛАДЕ
ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК