Наш путь лежит в Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь. Расположен он в Санкт-Петербургской епархии на востоке области в Волховском районе, среди лесов и болот. 14 марта этого 2003 г. обитель отметила 400-летие со дня кончины своего основателя – прп. Мартирия Зеленецкого чудотворца. И снова, как и в Антониевом монастыре, мы вспоминаем историю разорения некогда цветущей обители и ее возрождения в наши дни.
Будущий основатель монастыря родился в городе Великие Луки Новгородской земли во времена правления царя Иоанна Грозного. Родители его – Косьма и Стефания – назвали сына Миной. Скончались они, когда отроку исполнилось девять лет. Сироту усыновил священник городской Благовещенской церкви отец Борис, принявший вскоре по смерти супруги иночество с именем Боголеп. Вскоре Боголеп стал настоятелем монастыря во имя преп. Сергия Радонежского. Мина не захотел оставаться в миру: раздал свое имущество и пришел в обитель к своему приемному отцу и духовному учителю, где был пострижен с именем Мартирий. Совершая постриг, прозорливый старец предсказал своему ученику: «Унаследуешь ты блаженство древних преподобных отцов и воздвигнешь храм в непроходимом пустынном месте, и там множество душ человеческих спасутся благодаря тебе».
Семь лет Мартирий и его духовный наставник жили в одной келии. Один раз в день, ближе к вечеру, вкушали они хлеб, воду и немного овощей. После дневных трудов и долгого молитвенного правила большую часть ночи проводили они без сна с непрестанной молитвой, перетирая жерновами зерно в муку. Здесь было преподобному первое видение иконы Божией Матери Тихвинской. Было оно как раз в то время, когда по указанию царя Иоанна Грозного строился Тихвинский монастырь. Увидел Мартирий в стороне, где находится Тихвин, огненный столп, на верху которого находился образ Пресвятой Богородицы. Мартирий приблизился к иконе и приложился к ней. Икона была такой горячей, что, обжегшись, Мартирий проснулся. Дотронувшись до лба, он обнаружил, что лоб был горячим, как от ожога.
Через семь лет подвижнической жизни Мартирий решил удалиться в пустынное место с одним богомольцем. Однако спутник не выдержал тягот и ушел. Жил Мартирий в землянке и добывал на пропитание рукоделием: плел лапти из лыка и с одним крестьянином отправлял их местным жителям, которые присылали необходимое для жизни. Очень искушали его и нападали на него бесы, но Мартирий непрестанно творил Иисусову молитву и выдержал это испытание. Подвизаясь в пустынножительстве, Мартирий все же сомневался, верно ли поступил, так как совершал свой подвиг без благословения духовного отца. Тогда он написал Боголепу, испрашивая благословения продолжать пустынное житие. Но тот не благословил и ответил, что ему нужно подвизаться в общежительном монастыре. Повинуясь духовному отцу, Мартирий отправился в Тихвинский монастырь. По пути в Тихвин он зашел поклониться святыням Смоленска. Здесь явились ему святые чудотворцы Авраамий с Ефремом и сказали: «Следует тебе, Мартирий, жить в пустыне, но там, где Господь благословит и Пресвятая Богородица наставит». Здесь один из его старых знакомых – инок Авраамий – рассказал ему об одном дивном месте, на котором имел видение: светлый крест, покрытый звездами. Попросив благословение у настоятеля, Мартирий, взяв с собой иконы Святой Троицы и Тихвинской Божией Матери, отправился в путь.
Один поселянин проводил его через болота и топи до места, указанного Авраамием. Здесь Мартирий уразумел, что это место, называемое Зеленецким островом, послано ему Богом для молитвенных трудов и спасения. Сначала Мартирий устроил здесь маленькую хижину и часовню. Вскоре окрестные жители, узнав о пустыннике, стали приходить к нему за советом, за решением своих недоумений. Некоторые просили его стать духовным отцом и разрешить поселиться рядом. Так было положено начало Зеленецкого монастыря. На новом месте Преподобный снова сподобился видения Божией Матери: он увидел уже образ Одигитрии. Братство новоустроенной обители умножилось, и Мартирий воздвигнул церковь во имя Святой Троицы. Когда в храм принесли келейные иконы Святой Троицы и Тихвинской Богоматери, ученик его Гурий увидел воссиявший на небе крест, видом такой же, как и крест, стоявший на вершине церкви. Слава о святом подвижнике достигла многих городов и мест Новгородской земли. Знатные и богатые люди стали присылать вклады в обитель. На их средства была построена церковь Благовещения. Многие из учеников просили тогда Мартирия принять священныий сан и игуменство в обители. И снова явилась Преподобному Божия Матерь – в том виде, как изображена она на Тихвинской иконе. Через несколько дней после этого преп. Мартирий отправился в Великий Новгород, где принял от архиепископа сан священства и игуменства.
Для получения жалованной грамоты от царя Феодора Иоанновича прп. Мартирию нужно было прибыть в Москву. Путь его лежал через Тверь, где по царскому повелению проживал бывший Касимовский хан Саин-Булат, во святом крещении названный Симеоном Бекбулатовичем*. Его любимый сын в это время находился при смерти от неисцелимой болезни. Узнав о прибытии Преподобного, слава о котором дошла до Твери, Симеон призвал старца к умирающему. Когда печальный отец вышел навстречу Мартирию и ввел его в дом, слуги сообщили, что больной умер. «Не скорби,– сказал Мартирий, обращаясь к отцу,– но возложи упование на Всесильного Бога, во Святой Троице славимого, и на Пресвятую Богородицу. Ибо силен Бог все творить, и Скорая Послушница наша благоволит нас, недостойных, послушать, если с верою молимся». Сказав это, Преподобный положил две бывшие с ним иконы – Святой Троицы и Тихвинской Божией Матери – на грудь умершего и начал служить водосвятный молебен. Когда он окропил умершего освященной водой, тот встал со одра своего, как бы пробудившись от сна. Ужас и радость объяли всех присутствовавших при этом событии, люди благодарили Бога, Его Пречистую Матерь и славили преподобного. С тех пор обитель обрела в лице Симеона щедрого благотворителя. На его средства были построены в ней три каменных церкви: во имя Тихвинской иконы Божией Матери, свт. Иоанна Златоуста (ангела воскресшего) и надвратную Иоанна Богослова. Мартирий продолжил путь на Москву, где удостоился быть принятым царем, который исполнил все просьбы Преподобного.
* Симеон Бекбулатович – касимовский хан, крещеный татарин, по прихоти царя Иоанна Васильевича Грозного названный Великим князем всея Руси. В 1574 г. Иоанн венчал его царским венцом, а все грамоты и челобитья велел писать на имя Симеона. Через два года Симеона сослали из Москвы и дали ему в управление Тверь и Торжок.
По жалованной грамоте 1595 года Зеленецкий монастырь получил большие земельные наделы с лугами, угодьями и рыбными ловлями на Ладожском озере. Обеспечив будущее созданной им обители, преп. Мартирий удалился в полное безмолвие. Своими руками он выкопал могилу, поставил в ней гроб и многие часы проводил там. Провидел старец и день своей кончины, последовавшей 1(14) марта 1603 г. Тело святого погребено близ церкви Тихвинской Божией Матери – любимого образа преподобного, в могиле, выкопанной его собственными руками.
Во времена Смуты шведы сожгли монастырь дотла. Монахи все же успели спрятать церковную утварь до прихода врагов и спрятались в окрестных лесах. Монастырь постепенно отстраивался.
Во второй половине XVII века исполнилось пророчество преп. Мартирия, который сказал перед своей кончиной: «Если окажется милость Господня на мне, недостойном, то тогда все благое и спасительное в этой болотной уединенной обители предивно умножится». Это умножение произошло при но-вом игумене Зеленецкого монастыря Корнилии, который стал Новгородским архиереем. Происходил он из московских бояр. Однажды оказавшись в Зеленце, он возлюбил место сие и остался, приняв постриг. В 1666 г. инок Корнилий стал священником и был поставлен архимандритом Тихвинского монастыря. В 1668 г. он возвращается в Зеленецкий монастырь, принимая на себя управление обителью. В 1673 г. его отправили на Казанскую кафедру, а с 1674 г. перевели в Новгород. С этого времени и до самой своей кончины владыка Корнилий делает огромные вклады в обитель и ведет в ней большое строительство.
При нем был возведен великолепный Троицкий Собор, каменная Благовещенская церковь с трапезной, трехъярусная колокольня, стены вокруг монастыря с надвратной церковью во имя св. апостола Иоанна Богослова, келейные корпуса. По указанию владыки были устроены дороги от монастыря к Тихвинскому тракту (12 км) и 30-километровая до реки Волхов, откуда легко можно было добраться до Новгорода. Владыка Корнилий приписал к Зеленецкой обители еще четыре монастыря с их деревнями и угодьями – староладожские Ивановский, Васильевский, Гостинопольский и Новгородский Спасо-Нередицкий.
Над местом погребения преп. Мартирия, которого владыка благоговейно чтил, была устроена каменная гробница. 3 марта 1695 г. Преосвященный Корнилий был отстранен Петром I от управления епархией по клеветническому навету и сослан в свой любимый Зеленец. Последние три года своей жизни святитель провел в безмолвии и бомыслии на покое в отстроенной и устроенной им обители. Кончина его была поистине праведной. Причастившись Святых Христовых Таин, он отошел ко Господу 5 марта 1698 г.
Существует предание, что после судебного разбирательства царский посланец должен был зачитать указ о снятии с него архиерейского сана. Но когда он прибыл в обитель, владыка лежал на смертном одре, так что указ был прочитан уже над телом усопшего. В это время выяснились обстоятельства невиновности Корнилия, и Петр I посылает новый указ об отмене приговора. Удивительно то, что все это время тело владыки лежало в гробу непогребенным. Согласно документам, митрополит Новгородский Иов отпел и совершил погребение владыки Корнилия только 25 марта, то есть почти через месяц после кончины. Так Господь не допустил поругания старца, и он был отпет по архиерейскому чину, оставшись в памяти потомков незапятнанным.
Более двухсот лет иноки бережно хранили личные вещи святого владыки: посох, мантию, клобук, четки, складень. Сохранилось и духовное завещание святителя, в котором он просит своих приемников по новгородской кафедре сохранить «безо всякого умаления твердо и неподвижно» Зеленецкую обитель. Но сохранить обитель не удалось. У монастыря отняли большую часть земельных владений, увезли лучшие колокола, множество икон, церковной утвари и книг. Хозяйство приходило в упадок от частых пожаров.
3 февраля 1747 г. Зеленецкую обитель посетила императрица Елизавета Петровна. Государыня вышла из дорожной коляски у монастырских ворот и сразу направилась к гробнице преп. Мартирия. Трижды поклонившись у надгробья, она спросила: «Какие службы совершают Преподобному?». Иеромонах Симон ответил: «Служим панихиды, поскольку мощи не освидетельствованы». Императрица сказала на это: «Какое надобно еще свидетельство, если он, когда еще жив был, царевича мертвого воскресил и многие чудеса творил? Служите ему службу и молебны по Общей Минее, а панихиды по нему служить оставьте». При отъезде императрицы произошло знаменательное событие. Едва экипаж отъехал от ворот, как лошади остановились у часовни, где помещалась икона прп. Мартирия. Государыня тотчас послала с нарочным сто рублей, повелев служить молебен за ее здравие. Как только братия начала пение, кони спокойно пошли. Но вот у креста, поставленного на месте первой землянки преподобного, лошади снова остановились, и все усилия конюхов и свиты были бесполезны – кони стояли намертво. Тогда Елизавета Петровна послала нарочного в монастырь с объяснением, что жалует для обители еще тысячу рублей, которые пришлет не замедлив. После этого лошади тронулись, и паломничество завершилось благополучно. Обещанная тысяча рублей была прислана в монастырь через два дня с Новоладожским воеводой Чеблуковым.
Как же ко времени пришлись эти деньги! В том же 1747 году страшный пожар уничтожил практически все, оставив лишь голый кирпич и камни. Пожалованные императрицей средства пошли на восстановление монастыря. После указа Екатерины II от 20 февраля 1764 г. все монастыри лишались права владения крестьянами и земельными угодьями. Вместо этого назначалось жалованье (совершенно недостаточное для существования обители) согласно классу монастыря. Зеленецкий монастырь отнесли к 3-му классу; и он был оставлен безо всякого жалованья «за штатом на собственном содержании». Оставили ему лишь клочки пашни и покосов возле монастырских стен.
5 июля 1765 г. случилась новая беда – группа из 25 раскольников с топорами, ножами и вилами ворвалась в монастырь, выгнала всех, кто был в нем, и заперла ворота. Расположившись в трехэтажном корпусе, они наносили туда соломы, дров, посыпали все порохом и объявили, что не сдадутся живыми. В Зеленец прислали роту гренадеров, которая простояла у стен две недели. С раскольниками пытались вести переговоры, зачитывали указ из Петербурга, даровавший им полное прощение. Из Новой Ладоги монахи привезли старообрядцев, которые отговаривали раскольников от самоубийства. Но ничего не помогло: 8 июля раскольники подожгли себя. Спасти удалось лишь двух женщин и зачинщика этого безумия, все остальные сгорели.
За месяц бесчинств в обители раскольники разбили и соскоблили изображения со многих икон, изломали кресты с мощами, повредили гробницы преп. Мартирия и Корнилия. Сожгли многие келии, иконы, запасы хлеба, монастырские записи о чудесах на гробнице преп. Мартирия.
В 1722 г. монастырь приписали к Санкт-Петербургской епархии, и туда стали направлять душевнобольных, а также тяжко согрешивших клириков епархии. В том же году обитель разорили разбойники.
Много бед пронеслось над монастырем со времени основания. Обитель разорялась, горела, но снова восставала из пепла, нищала и снова становилась богатой. Новгородская летопись свидетельствует, что в неурожайные годы монастырь снабжал голодающих крестьян из окрестных сел хлебом и кормом для скота.
К началу XX века Зеленецкий монастырь стал одним из самых благоуспешных на Севере. Все строения его находились в прекрасном состоянии. Монастырь владел 19 277 десятинами земли, имел 130 тыс. руб. капитала. К 1908 г. в обители было 13 монахов, 3 послушника и 27 работников.
В 1918 г. большинство монастырских земель новая власть передала сельскохозяйственной коммуне «Восход», туда же отправили всех коров и лошадей, принадлежавших монастырю. В 1922 г. были изъяты церковные ценности: 22 апреля из обители вывезли 96 кг серебра, 248 г золота, 111 кг медной монеты, в том числе и раку с мощами прп. Мартирия. В 1924 г. настоятелем монастыря был архимандрит Иосиф (Харин), в обители оставалось шесть иеромонахов и один иеродиакон. До 1932 г. одна из церквей обители служила в качестве приходской. В 1930-е годы здесь разместили трудовую колонию из Волхова; подсобное хозяйство Волховского алюминиевого завода и профтехучилище для инвалидов. В 1941 г. в монастыре разместили военный госпиталь. С 1945 по 1974 год здание монастыря занимал Дом инвалидов (психохроников). В 1975 году Дом инвалидов выехал, и 17 лет здесь царило запустение.
За эти годы (1975–1992) наши советские дачники причинили обители ущерба больше, чем любые враги и ненавистники Церкви и Отчизны нашей. Дачники разломали и утащили все, что только смогли выломать и унести. Когда в 1992 г. монастырь возвратили Церкви, пришедшие сюда иноки ужаснулись. Это было зрелище апокалиптическое. Все было разграблено, сломано, обезображено или уничтожено. Сквозь обломки кирпича пробивалась высокая трава, стены стояли без крыш, без окон, полов, дверей. Хотелось бы узнать, много ли прибыли получили воры и кощунники, разгромившие и растащившие весь монастырь.
И, все же, когда мы приехали сюда, картина была совсем иная. Вспомнились слова неизвестного монастырского летописца конца XVIII столетия, который так завершил описание истории Зеленецкого монастыря: «Но обитель святая, как лишь буря утолится, паки процветает и вся разоренная исправляет помощию Святыя Живоначальныя Троицы…».
Мы своими глазами увидели, как восстанавливается из руин Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь. К счастью, каменные его строения выдержали напор безбожной власти и бедных, несчастных наших соотечественников, потерявших веру в Бога и превратившихся в алчных грабителей, готовых ради пары кирпичей уничтожить храм, в котором сотни лет возносили молитвы наши предки. Уничтоженные надгробья прп. Мартирия и Преосвященного Корнилия братия возрожденной обители восстановили в первую очередь. Правда, вместо серебряной раки появились надгробья из досок, обтянутых тканью. Но вскоре выяснилось, что весной и осенью грунтовые воды затопляют место захоронения. Поэтому осенью 1998 г., получив благословение правящего архиерея, иноки обители в день памяти прп. Мартирия (24 ноября), отслужив молебен, сдвинули надгробную плиту. Игумен Пахомий с братией переложили святые мощи в заранее приготовленный ковчег. Под пение тропарей ковчег с мощами прп. Мартирия и святителя Корнилия перенесли в Благовещенскую церковь, где они находятся и по сей день.
Братия выкопала канавы, осушив болота у стен монастыря. Была восстановлена колокольня, завершены кровельные работы на всех зданиях и храмах обители. И быть может, одним из важнейших дел для восстановления монастыря стала недавно устроенная дорога, связавшая Зеленец с Волховом. Теперь к монастырю можно свободно проехать не только паломникам и благотворителям, но и машинам с грузами для обители.
Подъезжаем к воротам монастыря. Перед нами встает величественный Свято-Троицкий собор – главный храм обители. В его нижнем этаже находится церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Восстановить огромный собор братия пока не в силах, поэтому для богослужений было восстановлено внутреннее убранство Благовещенской церкви. По давней традиции направляемся к мощам создателей монастыря – прп. Мартирия и местночтимого святителя Корнилия. Когда мы приехали в монастырь, вся братия находилась на послушаниях. Поэтому нам просто открыли дверь в храм и позволили молиться столько, сколько пожелаем. По каменной лестнице поднимаемся на второй этаж, зажигаем свечи перед иконами Тихвинской Божией Матери и прп. Мартирия, перед мощами двух угодников Божиих. Затем встали на колени перед ковчегом с мощами преп. Мартирия и прочитали ему акафист, пропели тропарь, кондак и величания, прочитали молитву. В Благовещенской церкви тихо и благостно. Горят свечи и лампады. Как хорошо возле этих святых мощей молиться, отдохнуть от длинной дороги, просто подумать, сидя на скамье, отчего-то так хорошо становится нам в Благовещенской церкви, так тепло звучат молитвы и пение. Быть может, это оттого, что этот с такой любовью восстановленный храм имеет форму древнерусских хором – потому вспоминается что-то забытое, но такое родное и близкое сердцу. Здесь ощущается благодать, и как будто нет никакого разорения. Кажется, что мы молимся в древнем, никем не оскверненном храме, сам Преподобный принимает нас и радуется новой встрече.
Теперь у нас есть еще один молитвенник и чудотворец, к которому можно припасть в трудную минуту, умолить о помощи и заступлении. И это уж точно: все мы, находившиеся у этой святой гробницы, почувствовали, что получили благословение от великого святого и великого почитателя Тихвинской иконы Божией Матери на путь в Тихвинский монастырь. Ведь у нас впереди – торжество, посвященное явлению иконы в 1383 году. Получилось так, что перед тем, как придти на праздничную службу в Успенский собор Тихвинского монастыря, мы помолились у прп. Антония Дымского, предвозвестившего благодать, явленную вскоре по милости Пречистой, и в обители прп. Мартирия, вся жизнь которого прошла под благодатным покровом Тихвинского образа Божией Матери.
ПРЕПОДОБНОМУ МАРТИРИЮ ЗЕЛЕНЕЦКОМУ
Тропарь, глас 2:
От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив, отечество оставил еси, и всех мирских мятежей уклонився, в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси, отонудуже уведев непроходную пустыню, крестовидною зарею показанную, желательне ю обрел еси, и в ней вселився, иночествующих собрал еси, и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо, трудолюбно тщался еси возводити к Богу Емуже молися, богомудре Мартирие, даровати душам нашим велию милость.
Кондак, глас 8:
Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа, уклонитися возжелел еси, и, в пустыню вселився, тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси, и чада послушания и смирения в нем возрастил еси. Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице, еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси, и о всех правоверных, да зовем ти: радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любителю.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Мартирие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
МОЛИТВА
О, пастырю добрый, наставниче наш, преподобне отче Мартирие! Услыши еже к тебе ныне приносимое моление наше. Вемы бо, яко духом с нами пребываеши. Ты убо, преподобне, яко имея дерзновение ко Владыце Иисусу Христу, Богу нашему, и к Пречистей Богоматери, буди ходатай и молитвенник теплый о обители сей, юже возградил еси, и о нас, недостойных рабех, живущих в ней, — ея же ты просветитель сый и начальник, богособранному твоему братству помощник и заступник присно являешися, — яко да твоим предстательством и молитвами невредимы на месте сем пребудем: от бесов же и злых человек ненаветованны от всех бед и напастей свободни сохранимся. Всем же отовсюду приходящим во святую обитель твою, и молящимся тебе с верою, и поклоняющимся раце мощей твоих, о еже избавитися от всякия скорби, болезни и напасти, милостивне поспеши, — даровати же православным мир, тишину, благоденствие и изобилие плодов земных. И о всех нас теплый предстатель ко Господу и помощник душам нашим буди, еже отпуститися нам согрешениям нашим и молитвами твоими, святе, избавитися нам вечнаго мучения и сподобитися Царствия со всеми святыми, да славу, благодарение и поклонение возсылаем Единому Богу, в Троице славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во секи веков. Аминь.
***
Добираться до монастыря лучше не из Тихвина, а из Петербурга. Либо на «северных поездах» (на Вологду, на Череповец) до станции Зеленец, либо по автотрассе до города Волхова и еще полчаса до монастыря. Автомобильную дорогу в обитель проложили только в 2002 году.
Добавьте комментарий