Сходня

ПРОТОИЕРЕЙ БЕЛЯЕВ МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ (1878–27.6.1938) (ГЛАВА ИЗ КНИГИ «СХОДНЯ ПРАВОСЛАВНАЯ»)

СВЯЩЕННИК МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ (1878-1938 гг.)
СВЯЩЕННИК МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ (1878-1938 гг.)

Дорогие читатели сайта, прихожане Троицкого храма в Сходне и жители подмосковной Сходни, мы продолжаем публикацию материалов из книги «Сходня Православная». Эта глава посвящена судьбе исповедника Русской Церкви священника храма Живоначальной Троицы в поселке Сходня протоиерею Михаилу Алексеевичу Беляеву (1878–27.06.1938). Мы расскажем также о жизни его родного брата, также священника Иоанна Алексеевича Беляева (1873–1940), принявшего мученическую кончину в лагере.

Тем, кто имеет возможность, прошу оказать материальную помощь для издания книги о Сходне.

Александр А. Трофимов

***

НАСТОЯТЕЛЬ ЦЕРКВИ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В СХОДНЕ

«Предсказывал войну с Германией
и последующее открытие храмов…»

(Из показаний свидетелей)

Будущий священник Михаил Алексеевич Беляев родился в 1878 году в селе Воскресенки Подольского уезда Московской губернии. Сын священника Троицкой церкви села Троицкого на Теплых Станах Московского уезда* Алексея Алексеевича Беляева. Крестили младенца Михаила в церкви Воскресения Словущего в Воскресенках Подольского уезда, Московской губернии**. У Михаила был старший брат Иоанн (1873 г. рожд.), также ставший впоследствии священником. В 1900 году Михаил окончил Московскую Духовную Семинарию, после чего до 1903 года работал учителем в воскресной школе в родном селе Троицком, проживал, в родительском доме. С 1903 по 1912 годы служил псаломщиком при храме Воскресения Христова в Пленницах в Андреевской богадельне (Москва, Ездаков переулок)***.

* Троицкая церковь села Троицкое Московской губернии (ныне пос. Мосрентген Ленинского района Московской области)

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ В ТЕПЛОМ СТАНЕ (ПОС. МОСРЕНТГЕН) ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ В ТЕПЛОМ СТАНЕ (ПОС. МОСРЕНТГЕН) ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Построена в 1696 году в усадьбе Троицкое. Начало усадьбы прослеживается с первой трети XVII века – от деревни, «что была пустошь Говорова». В XVII веке усадьба переменила множество владельцев. Расцвет ее начался при новом хозяине, сподвижнике императора Петра I – Автономе Иванове, который возглавлял сразу три приказа (министерства) – Иноземский, Рейтарский (кавалерийский) и Пушкарский. На пустоши Беляевской, лежавшей по обеим сторонам Большой Калужской дороги, он поселяет крестьян и ставит дворы для постоя проезжих людей. Так возникает деревня, вскоре получившая название Теплый Стан. В Говорове Автоном Иванов строит каменную церковь, освященную во имя Живоначальной Троицы в 1896 году. По храму Говорово переименовывают в Троицкое.

ТРОИЦКОЕ. СТАРИННАЯ ЛИПОВАЯ АЛЛЕЯ
ТРОИЦКОЕ. СТАРИННАЯ ЛИПОВАЯ АЛЛЕЯ

После смерти Автонома село Троицкое вместе с близлежащими деревнями достается его сыну Николаю, а после него – вдове Николая Ивановича и трем его дочерям. Троицкое с Теплым Станом отходят к Дарье Николаевне, по мужу Салтыковой, – печально знаменитой Салтычихе. В 1778 года Троицкое и Теплый Стан продали Борису Михайловичу Салтыкову. После Б. М. Салтыкова собственником Троицкого стал Н. А. Тютчев, дед великого поэта Ф. И. Тютчева. Формирование его личности и поэтического гения связаны с Москвой и усадьбой Троицкое. В Троицком Тютчев проводил весну и лето в течение девяти лет – вплоть до своего отъезда на дипломатическую службу за границу в 1821 году. В Троицкой церкви Ф. И. Тютчев венчался. Одной из владелиц усадьбы впоследствии была племянница Грибоедова – Анастасия Устинова (в девичестве Римская-Корсакова). В этот период усадьбу посещал известный композитор Алябьев.

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ В ТЕПЛОМ СТАНЕ (ПОС. МОСРЕНТГЕН) ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ИКОНОСТАС
ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ В ТЕПЛОМ СТАНЕ (ПОС. МОСРЕНТГЕН) ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ИКОНОСТАС

В годы советской власти здание храма использовалось, как магазин, затем, как общежитие и до недавнего времени здесь размещалась лаборатория Института физики земли АН СССР. Усадебный дом в Троицком не сохранился. Богослужения в Троицкой церкви возобновились 14 октября 1993 года. Вновь храм был освящен 30 июня 1996 года.

**Церковь Воскресения Словущего в Воскресенках Подольского уезда, Московской губернии.
Каменная церковь была выстроена в 1698-1701 в усадьбе на средства П. М. Бестужева-Рюмина, колокольня построена в 1783. Сломана в 1938. В настоящее время устроен новый временнный храм.

* Храм Воскресения Христова в Пленницах в Андреевской Богадельне.

АНДРЕЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ В ПЛЕННИЦАХ. МОСКВА
АНДРЕЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ В ПЛЕННИЦАХ. МОСКВА

Храм Воскресения Христова в Пленницах, в котором отец Михаил служил 30 лет – с 1903 по 1933 годы – был построен в 1689–1703 годы. Название «Пленницы» – объясняется тем, что излучина Москвы-реки напротив Лужников было удобным местом для связки сплавляемых вниз по реке бревен в плоты-поленницы (пленницы).

АНДРЕЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ В ПЛЕННИЦАХ. МОСКВА
АНДРЕЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ В ПЛЕННИЦАХ. МОСКВА

Храм строился для Андреевского монастыря, упраздненного в 1765 году. В 1803 году Московское купеческое общество обратилось к императору Александру I с просьбой обустроить «богадельный дом» для лиц обоего пола на территории бывшего Андреевского монастыря в Пленницах. Так появилась на Москве Андреевская богадельня. Мимо Нескучного сада и Андреевской богадельни ездили москвичи на Воробьевку наломать березовых веточек к празднику Святой Троицы. «Едем мимо садов, по заборам цветет сирень. Воздух благоуханный, майский. С Нескучного ландышками тянет. Едут воза с травой, везут мужики березки, бабы несут цветочки – на Троицу»,– писал И. Шмелев.

АНДРЕЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. МОСКВА
АНДРЕЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. МОСКВА

По преданию обитель возникла на этом месте в XIII веке. Однако имя Андрея Стратилата она получила только в XVI веке. Храм в честь мученика Андрея Стратилата был построен здесь как память о дне избавления от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году. С этим годом и связывают появление мужского Андреевского монастыря. Расцвет обители приходится на XVII век.

АНДРЕЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. МОСКВА
АНДРЕЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. МОСКВА

В 1648 году боярин Федор Михайлович Ртищев отстроил монастырь и основал здесь ученое братство. Сюда он «перезвал из малорусских монастырей монахов 30 человек, с тем чтоб учили желающих грамматике славянской и греческой, риторике и философии». Сам Ртищев дни проводил во дворце, а ночи напролет просиживал «в Андреевском с учеными монахами». (С. М. Соловьев) Именно «Ртищевское братство» стало позднее основой для Славяно-греко-латинской академии – первого высшего учебного заведения в Москве. Впоследствии ученые монахи перебрались в Китай-город, а сама обитель была в 1682 году приписана к московскому Заиконоспасскому монастырю.

АНДРЕЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. МОСКВА
АНДРЕЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. МОСКВА

Впервые монастырь был упразднен в 1724 году, тогда в его стенах были одновременно учреждены школа для подкидышей – «зазорных» детей и помещение для «колодников», то есть тюрьма. Через шесть лет при императрице Анне Иоанновне монастырь был возобновлен, но ненадолго. Годом окончательного упразднения монастыря считается 1765. После упразднения монастыря все храмы были обращены в приходские. При Екатерине II бывший Андреевский монастырь отдается сначала для содержания «безумных до устроения для них особого дома», а в 1775 году здесь открывается женский работный дом с прядильной.

АНДРЕЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. МОСКВА
АНДРЕЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. МОСКВА

В 1805 году по проекту архитектора Ф. К. Соколова на средства московского купечества на месте ветхих монастырских стен возводятся корпуса богадельни. Сейчас остался только один корпус 1805 года – восточный, северный корпус относится к середине XIX века, а южный, построенный архитектором А. Каминским, к 1878 году. К 1898 году в богадельне призревалось 956 человек. Попечителями этого крупнейшего к тому времени заведения подобного рода состояли представители семей Бахрушиных, Королевых, Боткиных. Купцы и фабриканты жертвовали огромные суммы на содержание богадельни.

АНДРЕЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ В ПЛЕННИЦАХ. МОСКВА
АНДРЕЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ В ПЛЕННИЦАХ. МОСКВА

На территории богадельни сохранялось три храма: Андреевский, Воскресенский и церковь-колокольня Иоанна Богослова. Они также являлись приходскими для жителей ближайших московских слобод – Андреевской и Живодерной. В 1900 году в Воскресенском храме открылась церковно-приходская школа, существовавшая здесь до 1917 года.

АНДРЕЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. МОСКВА
АНДРЕЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. МОСКВА

В 1918 году корпуса богадельни превратилась в Дом-коммуну 1-й Московской фабрики Госзнак. Школу рабочие Госзнака устроили в храме святого мученика Андрея Стратилата. Под клуб был выделен храм Воскресения Христова. Странным образом Богословская церковь закрыта не была и богослужения в ней совершались до конца 30-х годов.

В 1960-е годы здесь находился Всесоюзный НИИ комитета стандартов, мер и измерительных приборов, корпуса богадельни оставались жилыми. Окончательное расселение произошло только к 1980 году, когда здесь разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт метеорологической службы. В 1991 году образовано Патриаршее подворье и принято решение о размещении в обители Синодальной библиотеки Московского Патриархата. С марта 1992 года в храме Воскресения Христова возобновились богослужения.

(Зинаида Одолламская)

В 1912 году Михаил был рукоположен во диакона и до1921 года служил в том же Воскресенском храме. В 1921 году рукоположен во иерея, а в 1929 году возведен в сан протоиерея, продолжая служение в том же храме. Проживал с семьей по адресу: Москва, Калужское шоссе, 59-1 до первого своего ареста 10 апреля 1933 года. Был женат. Жена – Зинаида Сергеевна (1885 г. рожд). Дети на момент ареста в 1933 году:

Николай – 24 года, проживал 1-й Андреевский проезд, д. 5 кв. 3;
Борис – 22 года – проживал там же, работал копировщиком;
Алексей – 19 лет – проживал там же (счетовод 1-й судоверфи);
Нина – 16 лет;
Ольга – 11 лет.

Награды за время служения в сане:
набедренник;
скуфья;
камилавка;
наперсный позолоченный крест.

 БУТЫРСКАЯ ТЮРЬМА
БУТЫРСКАЯ ТЮРЬМА

Первый раз отца Михаила арестовали 10 апреля 1933 года и поместили в Бутырской тюрьме. Здесь протоиерей Михаил находился под следствием по групповому делу «ЦЕРКОВНОЕ ДЕЛО П-76764 (МОСКВА, 1933 г.)»

По делу проходили около 10 человек из прихода московского храма свв. мучеников Адриана и Натальи. В материалах архивного дела 1933 г. имеется справка:

СВЯЩЕННИК МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕЛЯЕВ (1878-1938 гг.)
СВЯЩЕННИК МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕЛЯЕВ (1878-1938 гг.)

«Священник Михаил Алексеевич Беляев является последователем “Истинно Православной Церкви”. Из-за боязни ареста формально состоит в общении с митрополитом Сергием, однако его указаниям не подчиняется и по вопросу моления за властей верующим говорит: “За власть, которая делает все в угоду Антихриста я молиться не намерен”. Сыновья арестованного, являясь участниками церковной группировки, 11 апреля, собрали толпу женщин во дворе общежития бывшей Андреевской богадельни, где призывали к террористическим действиям по отношению к представителям Советской власти. Алексей кричал: “Они обозлили народ. Все лишенные паспортов охотно пойдут против коммунистов”».

Из показаний отца Михаила на допросе:

«Работая священником в церкви Воскресения в Пленницах, я проповедей в настоящее время не читаю. Иногда, очень редко, в особо выдающиеся праздники, говорю о значении того или иного праздника, и говорю по существу, но других политических вопросов не затрагивал… Связи с церковниками храма Адриана и Натальи у меня нет, из членов этой церкви никого не знаю».

На допросе не назвал никого, виновным себя не признал.

Обвинение по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР гласило: «Являясь участником контрреволюционной группировки, вел систематическую агитацию среди верующих, утверждая о гонении и преследовании советской властью верующих и церковь, и считая советскую власть – властью антихриста».

Приговор тройки при УНКВД СССР по Московской области от 20 мая 1933 года: «из-под стражи освободить, 3 года лишения права проживания в Москве, Ленинграде, в центр. округах, Зап. о. Уларьской о., СКК, УССР, БВО, ЗСФСР, Узб. ССР и ряде других районов».

В связи с осуждением был в 1933 году уволен за штат. Местом ссылки осужденного стал город Астрахань. Здесь отец Михаил проживал на иждивении своего сына Николая, который работал электромонтером на заводе «III-й Интернационал».

После окончания ссылки в 1936 году отец Михаил вернулся в Москву и проживал вместе с женой и тремя младшими детьми в селе Пушкино, Кавезинский пер. дом 3 (теперь г. Пушкино) с апреля по ноябрь 1937 года. С апреля по ноябрь 1937 года отец Михаил служил в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы села Братовщина, Пушкинского района*.

* Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Пушкинский район, село Братовщина.

БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕЛА БРАТОВЩИНА ПУШКИНСКОГО РАЙОНА
БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕЛА БРАТОВЩИНА ПУШКИНСКОГО РАЙОНА

История храма теряется в глубине веков. Согласно преданию, основали первое поселение вышедшие из южных славянских земель братья. Они пришли на берег светлой лесной речки Скаубы (ныне Скалба), где и облюбовали место своего нового жительства. Возникшая таким образом община росла и умножалась, и царила между людьми любовь и дружба, брат стоял за брата, а друг – за друга. От этой-то братской общины и возникло село Братошино (позднее Братовщина).

Одно из первых письменных упоминаний о Братовщине сохранилось от времени нашествия литовцев в 1618 году. Память о посещении Братовщины святейшим патриархом Никоном сохранили документы патриаршего приказа. Сохранилось и предание о том, что патриарх Никон лавливал рыбу в Братовщинских прудах.

Старинный тракт от Москвы на Северо-восток Руси – это, прежде всего, дорога к преподобному Сергию. Начало паломничеству (Троицким походам) положил великий князь Димитрий Донской. Эти походы вошли в традицию, и великие князья московские, а позднее цари ежегодно, а то и чаще, ходили к Троице. Царь и его семья шли пешком, иногда садясь в медленно едущую карету, за ними следом громадная свита. Походы обычно продолжались 5 дней. При Иване Грозном вдоль Троицкой дороги были построены путевые царские дворцы для отдыха знатных богомольцев. Третий от Москвы дворец был поставлен в селе Братовщине. Этот дворец многократно перестраивался, к сожалению, ни словесных описаний, ни графических изображений первых построек не сохранилось, до нас дошли лишь более поздние документы, зарисовки и записи очевидцев. С возвышением Петербурга, как столицы Российской империи, подмосковные путевые дворцы постепенно приходили в запустение.

Именно здесь встречали Михаила Федоровича Романова – основоположника царской династии — Митрополит, бояре, дворяне и множество народа, стекавшегося из опустошенной лихолетьем великой смуты Москвы. Отсюда юный царь, испросивший благословение от святых мощей Преподобного Сергия, направился в свою столицу. С тех пор все российские самодержцы, следуя на богомолье в Святую Троицу, останавливались в Братовщине для отдыха. Императрица Елизавета Петровна, которой особенно полюбились живописные окрестности Братовщины и сельская жизнь ее обитателей, заботилась о поддержании дворцовых построек и храмов. Народное предание донесло до нас сведения о том, что императрица неоднократно присутствовала при венчаниях крестьян, прислуга и угощения на таких свадьбах были от самой Елизаветы Петровны.

Сохранились документы, свидетельствующие о том, что в начале XVIII века в Братовщине было три храма: Благовещения Пресвятой Богородицы (до 1717 года – деревянный), приходская деревянная церковь во имя Покрова Богородицы и дворцовая во имя Николая Чудотворца с пределами Флора и Лавра. В 1730 году императрица Анна Иоанновна велела разобрать обветшавшую Никольскую церковь и на ее месте построить каменную, сохранив и починив святые иконы. В 1731 году 10 августа дворцовая канцелярия уведомила Синодальный казначейский приказ, что церковь построена. Большие планы по преобразованию Братовщины были и у Екатерины Великой, повелевшей в 1775 году воздвигнуть новый каменный дворец и церковь. Был заложен фундамент, заготовлены материалы, однако, вскоре строительство забросили.

Тысячи и тысячи богомольцев проходили ежегодно через Братовщину, обычно останавливаясь тут на ночлег. К началу XIX века Братовщина – крупное зажиточное село, в нем проживало около пятисот человек. Деревянный Благовещенский храм совсем обветшал, и было решено строить новый – каменный. Материалом послужил и камень от фундамента дворца, который начала было строить Екатерина II, а также камень фундамента разобранного за ветхостью дворца Елизаветы Петровны. В 1815 году строительство завершилось, и новый храм был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Сто лет тому назад окрестности села Братовщина представляли красивейшее место Подмосковья. Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, величественно возвышающийся на вершине холма посреди села. И, по-прежнему, в долине несет свои быстрые воды речка Скалба…

В послереволюционные годы Братовщина – село Пушкинской волости Московского уезда. В 30-е годы он был закрыт. По воспоминаниям местных жителей в подвале церкви временно содержались репрессированные для последующей отправки по этапу в места заключения. В годы Великой Отечественной войны в помещениях храма было организовано производство веревок. Вся церковная утварь, иконы, в том числе старинный образ св. Флора и Лавра (XVIII век) были уничтожены. В 1947 году храм был возрожден. Стены храма заново расписаны, для восстановления золоченного четырехъярусного иконостаса были свезены иконы из церквей Ярославской области. Стены храма расписаны фресками библейских сюжетов и святых.

В конце 1937 года отец Михаил получил от властей паспорт, после чего был определен служить в Троицкую церковь поселка Сходня, тогда Солнечногорского района Московской области. Адрес дома, в котором проживал на Сходне отец Михаил: поселок Сходня, Парковый проезд, дом 14. Служение в Троицком храме отец Михаил начал с 20 февраля 1938 года, а 22 марта того же года последовал второй арест.

На момент второго ареста сын Николай работал электромонтером (проживал в Москве, Гороховский пер., 17), сын Борис – бухгалтером, сын Алексей – бухгалтером Сокольнической больницы (проживал в Москве, 1-й Андреевский пер., 5), дочь Нина (21 год) – счетоводом в Москульторге, дочь Ольга – ученица 9 класса в г. Пушкино.

Тройка при УНКВД СССР по Московской области 2 июня 1938 года обвинила протоиерея Михаила в том, что он «будучи враждебно настроен к Соввласти и ВКПб, систематически ведет контрреволюционную повстанческую агитацию, высказывает террористические настроения против руководителей ВКПб».

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА И НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ В БУТОВО
ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА И НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ В БУТОВО

Из показаний свидетелей:
«…Призывал ходить в храм».
«…Предсказывал войну с Германией и последующее открытие храмов».
«…Является к гражданам на квартиры и проводит агитацию по вербовке в Православную веру».

Ответ отца Михаила на предъявленное обвинение (приведен полностью):
«Виновным себя в систематической контрреволюционной агитации признаю полностью и поясняю, что я Советской властью недоволен, т. к. Советская власть прижала нашу Православную веру, в результате чего в церковь верующих ходить стало мало. Больше ничего добавить не могу».

На допросе никого не назвал

Приговор Тройки – высшая мера наказания – расстрел.

МЕСТА ПОГРЕБЕНИЯ РАССТРЕЛЯННЫХ НА БУТОВСКОМ ПОЛИГОНЕ. СОВРЕМЕННЫЙ ВИД
МЕСТА ПОГРЕБЕНИЯ РАССТРЕЛЯННЫХ НА БУТОВСКОМ ПОЛИГОНЕ. СОВРЕМЕННЫЙ ВИД

27 июня 1938 года отца Михаила расстреляли на Бутовском полигоне и похоронили в безвестной могиле.

***

Незадолго до своего последнего ареста св. митрополит Серафим (Чичагов) говорил: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний… Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства».

БУТОВСКИЙ ПОЛИГОН
БУТОВСКИЙ ПОЛИГОН

Список духовенства, особенно сельского, пострадавшего в годы революции и гражданской войны, огромен. Жестокость, проявленная по отношению к священникам, не поддается описанию: их распинали на Царских вратах храмов, вешали, топили в прорубях, душили епитрахилями, закапывали живьем в землю, подвергали самым немыслимым и унизительным истязаниям. За один 1918 год было казнено и растерзано около 3 тысяч священнослужителей.

БУТОВО – РУССКАЯ ГОЛГОФА
БУТОВО – РУССКАЯ ГОЛГОФА

В 1937 году началось новое тотальное наступление на Церковь и верующих. В том году было закрыто 8 тысяч храмов, ликвидировано 70 епархий и викариатств, расстреляно 60 архиереев (всего за годы советской власти их пострадало свыше 300: более 250 из них были казнены или скончались в заключении). К 1939 году на свободе осталось всего четыре правящих епископа во главе с митрополитом Сергием.

УБИЕНИЕ ПРАВЕДНИКОВ В БУТОВО КЛЕЙМО ИКОНЫ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ. 2000 г.
УБИЕНИЕ ПРАВЕДНИКОВ В БУТОВО КЛЕЙМО ИКОНЫ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ. 2000 г.

В этот период пострадал за веру отец Михаил Беляев. «Русской Голгофой» называют ныне Бутово – одно из мест, где погребены тела многих новомучеников Русской Церкви. Среди расстрелянных в Бутово в период с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года – более семисот священнослужителей и монахов. Здесь покоится и тело священника нашего Троицкого храма – протоиерея Михаила Беляева.

***

Есть следственные дела, которые не оканчивались со смертью страдальцев. В 1940 году вне какой-либо связи с делом протоиерея Михаила Беляева начинается служебное расследование «о незаконных методах расследования ряда дел работниками Солнечногорского отделения милиции». В документах расследования рядом с именами оперуполномоченных и участковых стоят длинные списки их жертв за период с февраля по апрель 1938 года. Эти списки занимают несколько страниц: в числе многих жертв – священник Сходненской церкви Святой Троицы протоиерей Михаил Беляев, священник Черкизовской церкви Михаил Петрович Голубев (1887–1938), монахиня Екатерина (Константинова) – прихожанка Сходненской церкви и многие другие – все они были расстреляны на Бутовском полигоне.

Незаконные действия следователей были осуждены. Последовало наказание: арест двух сотрудников на 20 суток, 2 выговора, 3 увольнения из органов НКВД. Следственные дела неправедно осужденных идут на пересмотр.

ВОРОТА БЫВШЕГО СПЕЦОБЪЕКТА БУТОВСКИЙ ПОЛИГОН
ВОРОТА БЫВШЕГО СПЕЦОБЪЕКТА БУТОВСКИЙ ПОЛИГОН

Из постановления от 20 марта 1940 г.:
«При доследоваании в порядке пересмотра дел, оперуполномоченный УРКМ МО сержант Бурханов, рассмотрев архивно-следственные дела, нашел предъявленное протоиерею Михаилу Беляеву обвинение не подтвердившимся. Передопрошенные свидетели по делу показали, что по делу Беляева они не допрашивались, предъявленные протоколы подписаны не ими.

На основании изложенного и руководствуясь директивой НКВД СССР Прокурора Союза ССР от 26.12.1938 г. за № 2709 постановил:

Решение от 2.06.1938 г. отменить, дело на основании ст. 4 и 5 УПК РСФСР – прекратить.

За подписью: оперуполномоченного УРКМ МО – Бурханова и нач. ОИ УРКМ УНКВД по МО ст. лейтенанта милиции Шумакова»

Дело было прекращено, а обвиненный уже покоился в одном из расстрельных рвов Бутовского полигона.

Заявители реабилитации:
Котов Федор Сергеевич.

Документы и публикации:
ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-76764.
ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-50146.
Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937-19.10.1938. М.: «Зачатьевский монастырь», 1997. 420 с. С.37.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

18 МАРТА – НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПОСТА
post
ВЕЛИКИЙ ПОСТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА
post3
ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 МАРТА – НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ЗАГОВЕНЬЕ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ
ПРАОТЕЦ АДАМ. ФРЕСКА. КОНСТАНТИНОПОЛЬ. 1416-1321 гг.
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 МАРТА – ДЕНЬ АНГЕЛА АНТОНИНЫ СЕРГЕЕВНЫ ОРЛОВОЙ (ТРОФИМОВОЙ)

АНТОНИНА СЕРГЕЕВНА ОРЛОВА (ТРОФИМОВА). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

13 МАРТА – ПРЕПОДОБНЫЕ МАРИНА И КИРА БЕРИЙСКИЕ

ПРЕПОДОБНЫЕ МАРИНА И КИРА БЕРИЙСКИЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 МАРТА – 70 ЛЕТ СО ДНЯ КОНЧИНЫ СТАРЦА ЗОСИМОВОЙ ПУСТЫНИ ИЕРОСХИМОНАХА ИННОКЕНТИЯ (ОРЕШКИНА; 05.06.1870–10.03.1949)
ИЕРОСХИМОНАХ ИННОКЕНТИЙ (ОРЕШКИН)
ИЕРОСХИМОНАХ ИННОКЕНТИЙ (ОРЕШКИН ИВАН ИГНАТЬЕВИЧ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК