Место погребения святого пророка Даниила в городе Самарканде представляет собой каменный склеп, над которым выстроен мавзолей. Православная Церковь особо чтит святого пророка Даниила – дивного тайновидца, которого святой Архангел Гавриил назвал «мужем желаний» (Дан. 9, 21–23), это значит, что он особо избранный на служение тайнам Божественного Промысла о спасении человечества.
Книга пророка Даниила является частью Библии, и занимает исключительное положение в Священном Писании. Она, несмотря на свой пророческий характер, стоит в еврейской Библии не среди других великих пророков, а в числе так называемых агиографов, в третьем отделе канона. Книга состоит из трех частей.
В первой рассказывается жизнь и судьба самого Даниила при вавилонском дворе.
Во второй излагаются бывшие ему видения и высказанные им пророчества.
В третьей передаются неканонические истории – о Сусанне, о жрецах Вила или Бела и другие.
Пророк Даниил происходил из знатного иудейского рода. При завоевании вавилонским царем Навуходоносором Иерусалима (606 г. до Р. X.) был разрушен храм Соломона, и множество народа израильского отведено в плен, в том числе 15-летний Даниил. В ряду самых способных юношей Даниила направили в школу, готовившую служащих для царского двора.
Дар пророчества Даниил обрел за верность Богу. С Даниилом в школе учились три его друга: Анания, Мисаил и Азария. В течение нескольких лет они изучили местный язык и разные халдейские науки. При поступлении в школу всем юношам дали местные языческие имена. Однако юноши не изменили вере своих отцов. В частности, боясь оскверниться языческой идоложертвенной мясной пищей, они ели только овощи. За преданность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках, и вавилонский царь, присутствовавший на экзамене, нашел, что они сообразительнее его вавилонских мудрецов. Даниил с тремя друзьями был взят на службу в звании придворного сановника, сохранив эту высокую должность во все время царствования Навуходоносора и его пяти преемников – благодаря своим провидческим способностям.
Бог наделил Даниила даром понимать значение видений и снов, и эту способность пророк проявил, объяснив Навуходоносору два его сна, которые сильно смутили царя. В первом сне Навуходоносор видел огромного и страшного истукана, сделанного по частям из четырех металлов: от золота в голове до железа с глиною в ступнях. Камень, скатившийся с горы, разбил истукана в прах и сам вырос в большую гору. Даниил объяснил царю, что истукан символизирует четыре царства, которые должны были сменить друг друга (начиная с вавилонского и кончая римским). Камень, сокрушивший истукана, означал Мессию, а образовавшаяся гора – Его вечное Царство (Дан. 2). Так, уповая на помощь Божию, Даниил мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору.
Святым пророком предсказано сверхъестественное зачатие и рождение от Пречистой Девы Господа нашего Иисуса Христа, Который разрушил все языческие царства и наполнил Собой весь мир (Евангельской проповедью о покаянии и спасении) и будет царство Его стоять вечно (Дан. 2, 34–35). Ему была открыта тайна явления в мир во плоти превечного Бога: «И воссел Ветхий днями… Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним… Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок. Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7, 9–14). Пророку Даниилу исключительно точно было открыто время явления в мир Мессии – Христа «семьдесят седмин определены для народа твоего… и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. (490 лет должно пройти с момента извещения пророчества святым Архангелом Гавриилом.) По истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, а город и святилище будут разрушены…» (Дан. 9, 24–27). В этой строке открыто пророчество о предании Спасителя смерти и предсказано последующее за этим разрушение города Иерусалима и иудейского храма. В главах 7 и 8 книге пророка Даниила описываются судьбы мира, с удивительной точностью совпадающие с Апокалипсисом святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с такими подробностями, что пророка Даниила справедливо называют Ветхозаветным Тайновидцем.
Когда Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение – огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести, три друга Даниила – Анания, Азария и Мисаил – отказались и были ввергнуты в пылающую печь. Но явившийся ангел Господень сделал огонь безвредным для юношей. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан. 3). Царь, увидев это, повелел им выйти и сам обратился к Богу истинному.
Перед падением Вавилона под мощью мидян, Даниил объяснил царю Валтасару знаменитое пророчество, сделанное на стене таинственной рукой: «Мене, мене, текел, упарсин» (ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы) (Дан. 5, 25–28) о скорой гибели Валтасара и его царства. Валтасар погиб в ту же ночь при завоевании Вавилона мидийским царем Дарием (539 г. до Р. X.).
При Дарии Даниил сохранил свой важный правительственный пост. Завидуя Даниилу, вельможи оклеветали его перед Дарием и добились, чтобы Даниила бросили на съедение львам. Но Бог сохранил своего пророка невредимым. Разобрав дело, Дарий повелел клеветников Даниила подвергнуть этой же казни, и львы моментально растерзали их. Дарий повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его безконечно» (Дан. 6).
В правление персидского царя Кира Даниил остался в том же придворном звании. Пророк Даниил показал Киру предсказание о нем в книге пророка Исаии, который жил лет двести до этого (Ис. 44, 28–45; 13). Пораженный этим пророчеством, царь признал над собою власть Иеговы и повелел евреям восстановить храм в Иерусалиме (Езд. 1). В третий год царствования Кира в Вавилоне Даниил удостоился получить еще одно откровение – о дальнейшей судьбе народа Божия и четырех языческих империй (Дан. 10–12). Предсказания Даниила о гонениях на веру относятся к гонениям Антиоха Епифана и одновременно к пришествию антихриста.
Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же писаниям святителя Кирилла Александрийского Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза. Считается, что пророк Даниил был погребен в городе Сузы (город был разрушен; ныне на этом месте небольшое селение на юго-западе Ирана у границы с Ираком).
ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ ПРОРОКА ДАНИИЛА В САМАРКАНД
Существует несколько версий о том, как были принесены мощи пророка в Самарканд. Самая распространенная версия говорит о том, что во время семилетнего похода в Малую Азию (1397–1404 гг.) Тамерлан не смог взять город Сузы штурмом. Расспросив богословов, великий завоеватель узнал, что город защищают мощи святого ветхозаветного пророка Даниила. После этого Тамерлан договорился с осажденными, что не тронет ни одного жителя Суз, если получит позволение увезти часть святых мощей пророка, а именно – правую руку, чтобы она защищала Самарканд. Тем более, что духовный наставник завоевателя шейх Мир-Сеида Береке дал ему совет, что в Самарканд нужно перенести останки пяти великих пророков, и тогда красота и значение столицы сохранятся при любых нашествиях врага и землетрясениях. На следующий день город был взят, после чего гробницу пророка вскрыли, а часть его мощей изъяли и перенесли в Самарканд.
Согласно одному из преданий, когда Тамерлан въехал со своим караваном, везущим мощи святого Даниила, в Самарканд, его знаменитый конь, остановился как вкопанный и отказывался двигаться дальше. И в том месте, где он стоял и бил копытом, забил источник. И потому Тимур устроил гробницу пророка здесь же, на холме, у стен городища Афрасиаб. В другом варианте – остановился не конь правителя, а верблюд, который вез на себе останки святого. Мощи поместили в саркофаг и устроили над ними мавзолей. В этот же день под холмом, где расположился мавзолей, забил святой родник,– и по сей день находится он той стороны, куда смотрит голова саркофага. Вода в источнике считается святой и целебной, и лечит как телесные, так и душевные недуги.
Гробница святого пророка Даниила представляет собой пятикупольный мавзолей, воздвигнутый в начале ХХ века самаркандскими мастерами. Здание имеет 18 метров в длину и шесть метров в ширину и лишено каких-либо внешних или внутренних украшений. Входы в мавзолей, паломники по обычаю снимают обувь в знак благоговения перед святыней.
Этот мавзолей, находясь в отдалении от других достопримечательностей Самарканда, привлекает к себе огромное количество паломников многих наций и религий. Гробницу пророка Даниила посещают все официальные делегации, из стран с различным вероисповеданием. В 2000 г. могилу пророка Даниила навестила супруга президента России Людмила Путина с дочерьми – Марией и Екатериной. А спустя три года это священное место почтил и сам Путин во время своего официального визита в Самарканд.
***
У Тимура была государственная программа: сделать свою столицу недосягаемо прекрасной, равной которой не было бы на всем мусульманском Востоке. В городе сооружались грандиозные здания – мечети, дворцы, медресе, мавзолеи, караван-сараи – одно великолепней другого. Среди них – лучшие ансамбли восточного мира: Шахи-Зинда – два ряда изящных мавзолеев и мечетей, и площадь Регистан. Комплекс Шахи-Зинда – один из самых загадочных и неповторимых архитектурных памятников Самарканда, состоящий из вереницы изящных, сверкающих голубыми красками усыпальниц. Гармонично сплетаясь в живую и подвижную композицию, разновременные мавзолеи тесно сгруппированы вдоль узкой средневековой улочки. Шахи-Зинда состоит из одиннадцати мавзолеев, которые были построены друг за другом в XIV–XV веках. Последнее сооружение – это главный вход в склеп Шахи-Зинда, который завершает весь ансамбль. Надпись на главном входе гласит: «Это величественное сооружение создано Абдулазизханом- сыном Улугбека-Гурагана, сына Шахруха, сына Эмира Тимура-Гурагана в 838 году» (1434/35 по Р. Х.). Поднявшись на тридцать шесть ступенек, вы окажитесь на открытой галерее. Здесь слева и справа расположены склепы – мавзолеи близких родственников Тамерлана. Галерея заканчивается круглым двором со сводчатой аркой. Под ним направо древняя резная дверь, которая ведет к главной святыне ансамбля Шахи Зинда – мавзолею Кусам ибн-Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. В народе бытует легенда о нем, как о Шахи-Зинде – Живом Царе. На всем Ближнем и Среднем Востоке нет памятника равного Шахи-Зинде, где были бы в одном месте сосредоточены такие «жемчужины» керамического и архитектурного искусства.
С именем Тамерлана связано много легенд и сказаний. Известно, что при советской власти в Самарканде начали вестись раскопки гробницы великого завоевателя. К экспедиции, занимающейся раскопками, неоднократно приходили старцы, просящие – ни в коем случае не вскрывать гробницу и не выпускать на свободу мятежный дух Тамерлана. По их словам, если дух будет выпущен наружу – придут к власти силы темные, и мир настигнет хаос и бедствия. Но не послушала экспедиция мудрых старцев, и продолжало свои раскопки. Когда гробница была открыта – в этот же день 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Останки Тамерлана увезли в Москву, на исследование. В первые месяцы войны наша страна была практически повергнута в хаос, на фронтах были огромные людские потери. И только через длительное время, когда до Сталина дошли подробности всей этой истории с открытием гробницы, было указано возвратить тело на прежнее место. После того, как останки Тамерлана были захоронены в его гробнице, советские войска одержали очень важную в той войне победу в битве под Сталинградом, и это событие стало переломным в ходе войны…
Сейчас Самарканд хранит свои секреты, а мавзолей Святого Даниила наполнен звуками молитв христианских, мусульманских и иудейских паломников, приехавших в Самарканд, чтобы наполнить свои сердца и души святостью.
ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ И ДЕРЕВО У ГРОБНИЦЫ ПРОРОКА
Святое место – могила пророка Даниила – чудесным образом связано с Патриархом Алексием II. На холме, рядом с мавзолеем находится огромное фисташковое дерево, которому более 500 лет. Будучи с визитом в Самарканде в 1996 г., Предстоятель Русской Православной Церкви сотворил чудо на могиле библейского пророка Даниила: он окропил все святой водой и после его молитвы мертвое, иссохшее фисташковое дерево весной пустило свежие побеги и зацвело!
Весть о великом чуде разошлась не только по Самарканду, но и по всему миру. Об этом говорили, затаив дыхание, не только христиане, но даже мусульмане и иудеи, благодарные за то, что визит Патриарха всея Руси подарил благодать священному для всех религий месту. Посмотреть на ожившее дерево приходили сотни паломников. «Это событие оживило нашу жизнь»,– говорит протоиерей Димитрий Козулин, настоятель Георгиевской церкви Самарканда.
А в 2008 г. священное дерево засохло накануне смерти Святейшего Патриарха. Вспоминает смотритель мавзолея Одил-ходжа:
– Нынешняя весна заставила многих задуматься. Мы промолчали, когда увидели засохшие веточки на святой фисташке. А потом пришла скорбная весть из Москвы о кончине Патриарха Алексия II. Мы сразу поняли, что хотело сказать нам чудо-дерево. Оно уже тогда скорбело о предстоящем уходе святого человека.
Добавьте комментарий