Сходня

СВЯЩЕННИК СЕРГЕЙ ИЛЬИЧ СОКОЛОВ (1885–1961) – НАСТОЯТЕЛЬ ЦЕРКВИ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В ПОСЕЛКЕ СХОДНЯ С 1938 ПО 1940 ГОДЫ (Глава из книги «Сходня Православная»)

sergiysokolov001
Дорогие прихожане Троицкого храма и жители подмосковной Сходни, мы продолжаем публикацию материалов из книги «Сходня Православная». Эта глава посвящена судьбе священника храма Живоначальной Троицы в поселке Сходня Сергия Ильича Соколова (1885–1961).

Тем, кто имеет возможность, прошу оказать материальную помощь для издания книги о Сходне.

Александр А. Трофимов

* В жизнеописании использованы воспоминания Казаковой Лидии Сергеевны, дочери священника Соколова Сергея Ильича, настоятеля церкви во имя Святой Троицы с 1938 по 1940 годы.

ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В СЕЛЕ СИВКОВО МОЖАЙСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ЗДЕСЬ СЛУЖИЛИ ПСАЛОМЩИКАМИ ОТЕЦ И БРАТ СЕРГЕЯ ИЛЬИЧА
ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В СЕЛЕ СИВКОВО МОЖАЙСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ЗДЕСЬ СЛУЖИЛИ ПСАЛОМЩИКАМИ ОТЕЦ И БРАТ СЕРГЕЯ ИЛЬИЧА

Будущий священник Сергей Ильич Соколов родился в Можайском районе, в селе Си́вково, Можайского уезда, Московской губернии*. Отец Сергея был псаломщиком церкви Преображения Господня в селе Си́вково. У Сергея был брат Николай, который продолжил служение отца и был псаломщиком той же церкви (по данным на 1923 год). Сергей Ильич окончил Вифанскую Духовную Семинарию и до революции работал учителем, а его супруга училась в Епархиальном Мариинском училище**, по окончании которого получила звание домашней учительницы. Ее отец окончил семинарию, был диаконом в Софринской церкви (до наших дней не сохранилась).
* Село находится на левом берегу реки Мжут (бассейн реки Оки), между городами Можайск и Верея.
** Мариинское епархиальное женское училище.
Основано в 1864 году при храме Ризположения на Донской улице. Главной его задачей было воспитание достойных жен священников. С 1885 года училище находилось в специально купленном и перестроенном здании на Большой Ордынке. 17 октября 1886 года была устроена и освящена домовая церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в помещении третьего этажа. Весной 1920 церковь уже не действовала, имущество вывезено в 1921 году. Интерьер уничтожен.

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. СПАС-ЗАУЛОК
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. СПАС-ЗАУЛОК

По воспоминаниям дочери Сергей Ильич «в 1917 году служил чтецом и псаломщиком в Спасо-Преображенском храме села Спас-Заулок, под Клином*. А из Спас-Заулка его перевели в Борщево, дьяконом. Там он несколько месяцев прослужил дьяконом, потом его перевели в сан священника, это было до 1924 года». Однако по архивным данным отец Сергий еще до перевода в Борщево** был священником Спасо-Преображенского храма села Спас-Заулок. Вполне вероятно, что Сергей Ильич, а затем отец Сергий был учителем в знаменитом приходском училище в Спас-Заулково – одним из лучших учебных заведений Клинского уезда, в котором не было сословных ограничений.

* Преображенский храм в селе Спас-Заулок

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. СПАС-ЗАУЛОК
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. СПАС-ЗАУЛОК

Спас-Зау́лок (Спасское, что в заулках) – село в Клинском районе Московской области. Первое упоминание о храме в селе Спас-Заулок относится к 1646 году. В «Подлинной переписной книге дворов… в селах и деревнях Клинского уезда» за 1646 год читаем: «Архиепископа Тверского и Кашинского в вотчине село Спасское, 18 дворов, 32 человека». Малочисленность прихода объясняется разрухой после Смутного времени. К 1737 году церковь пришла в ветхое состояние, ее разобрали и отдали погорельцам. А в Заулке построили новый храм, который был освящен во имя святой пророчицы Анны. В середине XIX века храм был обновлен: сделан новый купол с главкой, кровля покрыта железом, стены снаружи обшиты тесом, что защищало конструкции от гниения, и храм, построенный без единого гвоздя, простоял до 80-х годов XX века.

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. СПАС-ЗАУЛОК
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. СПАС-ЗАУЛОК

Деревянная церковь была небольшой, поэтому к началу XIX века, когда приход увеличился, необходимость постройки большого каменного храма стала ощущаться особенно остро. Новый храм решили ставить рядом с существующим.

С. СПАС-ЗАУЛОК. ЦЕРКОВЬ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ. СЕВЕРНЫЙ ПРИДЕЛ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ
С. СПАС-ЗАУЛОК. ЦЕРКОВЬ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ. СЕВЕРНЫЙ ПРИДЕЛ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

Строительство велось быстро. В 1833 году, при настоятеле священнике Алексии Крюкове, храм был заложен, а в 1837 году в нем уже начались богослужения. Имя архитектора, сделавшего проект, не сохранилось. Но, судя по качеству архитектуры, это вполне мог быть столичный зодчий. Его творение – грандиозный храм в стиле позднего классицизма – поражает воображение: высота церкви под главным куполом составляет 33 м (высота 10-этажного дома). Постройка сложена из кирпича, фундаменты и некоторые декоративные детали – из белого камня. В храме было три престола: в честь Преображения Господня, Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. После 1937 года власти запретили богослужения в спас-заулковском храме, 20 февраля 1941 года решением Мособлисполкома он был закрыт, а затем разграблен. Но еще долгие годы до конца войны настоятель храма протоиерей Евгений Афонский продолжал совершать Таинства крещения и брака в маленькой церкви пророчицы Анны. Умер он после войны и был похоронен на сельском кладбище.

ПЕРВОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ХРАМЕ ВО ИМЯ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО В БЕРЕЗИНО. 18 ЯНВАРЯ 2014 г.
ПЕРВОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ХРАМЕ ВО ИМЯ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО В БЕРЕЗИНО. 18 ЯНВАРЯ 2014 г.

**Вознесенская церковь села Борщево.

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. БОРЩЕВО
ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. БОРЩЕВО

Вознесенская каменная церковь строилась на средства прихожан с 1834 по 1840 г. Здание стиля ампир московской школы, сложено из кирпича, оштукатурено. Храм представляет собой относительно низкий односветный четверик, украшенный колоннами и увенчанный крупным световым барабаном. Трехъярусная колокольня соединена с храмом через трапезную.
В храме два придела: правый освящен в честь Грузинской иконы Божией Матери, левый – во имя свт. Николая. В интерьере церкви, на стенах и сводах, сюжетные масляные росписи 1884 г., неоднократно поновлявшиеся. Интерьер храма украшает высокий золоченый трехъярусный иконостас 1840–х гг. с пятью рядами икон. Придельные иконостасы в два яруса характерны для конца XIX в.

В годы советской власти при храме жил его настоятель – иеромонах Димитрий. В 1937 г. со звонницы скинули колокола и разбили их. Были попытки со стороны властей закрыть храм, но к счастью прихожан, храм в Борщеве никогда не закрывался. Здесь и поныне регулярно совершаются богослужения.

Продолжим воспоминания дочери отца Сергия:

ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО. С. БЕРЕЗИНО ТВЕРСКОЙ ОБЛ.
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО. С. БЕРЕЗИНО ТВЕРСКОЙ ОБЛ.

«В 1924 году мы переехали в село Березино. С 1924 по 1937 год отец Сергий служил настоятелем храма св. великомученика Димитрия Солунского*. И вот когда он служил в Березино, два раза сидел в “Бутырке”. Он очень любил после службы проповеди читать. А в то время были наушники, наушничали. Ну, утром просыпаемся, сидит старушка, тетя Даша, Верисанкина, я спрашиваю: “А, где мама? ” – “Мама пошла папу искать”, а папу ночью забрали. Нашла она его, приехала вечером, рассказывает: «В “Бутырке” он». Месяц, два просидит – выпускают. Потом прошло, может, полгода, опять его посадили, опять за проповеди. В третий раз забрали его на Лубянку последний раз. Ему повезло, попался хороший следователь. Когда он вернулся домой, ему сказали: “Отец Сергий, вы родились в рубашке, с Лубянки никто не приходит”.

* Церковь св. великомученика Димитрия Солунского в Березино.

ХРАМ ВО ИМЯ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО. БЕРЕЗИНО
ХРАМ ВО ИМЯ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО. БЕРЕЗИНО

Церковь св. вмч. Димитрия Солунского с Благовещенским и Ильинским приделами расположена на кладбище села Березино Калининского района Тверской области. Здание было возведено в 1894–98 гг. в русском эклектичном стиле, внутренняя отделка и освящение относятся к началу XX века. Построена вместо прежней деревянной Димитриевской церкви (1740-е гг.). В настоящее время храм Димитрия Солунского в Березино готовится к первой с 1937 года службе.

ЦЕРКОВЬ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО В БЕРЕЗИНО
ЦЕРКОВЬ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО В БЕРЕЗИНО

В 1937 году мы переехали на Сходню. Начиналась смута, а прихожане почти перестали ходить в церковь, а нас шесть человек в семье, жить было трудно. Видимо, папа стал хлопотать, чтобы найти другой храм, и его перевели в Троицкую церковь поселка Сходня. И здесь они, как говорится, ожили. Получше, полегче стало жить, а я уже к тому времени работала, вышла замуж. На Сходне он служил до сорокового года. Как посадили папу, в сороковом году, храм закрыли. Я там не была, только со слов папы знаю.

ОСТАШКОВСКАЯ ТЮРЬМА (НЫНЕ МУЗЕЙ ОСТРОГ)
ОСТАШКОВСКАЯ ТЮРЬМА (НЫНЕ МУЗЕЙ ОСТРОГ)
ОСТАШКОВСКАЯ ТЮРЬМА (НЫНЕ МУЗЕЙ ОСТРОГ). КАМЕРА
ОСТАШКОВСКАЯ ТЮРЬМА (НЫНЕ МУЗЕЙ ОСТРОГ). КАМЕРА

Когда папа на Сходню перебрался, конечно, здесь доход был хороший. Но тогда священнослужителей стали бить налогом, и назначили ему 68000 рублей. Папа отказался и сказал властям: “Даже если я не буду ни есть, ни пить, я вам столько не наслужу”. Ему “дали” год, отправили в Осташковскую тюрьму под Ленинградом*. Там было, наверно, 30 человек. Хотя это была тюрьма, но заключенные ходили на работу под охраной. На день выпускали их, они ходили, валили лес, пилили, другие работы давали. А потом возвращали в тюрьму. Все священники, только четыре диакона было. Их охраняли солдаты. Папа рассказывал: был праздник великий, Пасха или Рождество Христово, и вот они вместе с другими отцами решили, совершить праздничную службу. Потом опомнились и говорят кому-то из заключенных: “Иди, посмотри, что делают охранники, как бы нас завтра не упекли куда подальше”. Двое из них вышли и увидели: стоят пять охранников, держат шапки в руках и слушают их пение. Они там все удивились и расплакались.

* Осташковская городская тюрьма

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ВИТАЛИЙ (ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ КОКОРЕВ; 1890–1937). УЗНИК ОСТАШКОВСКОЙ ТЮРЬМЫ
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ВИТАЛИЙ (ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ КОКОРЕВ; 1890–1937). УЗНИК ОСТАШКОВСКОЙ ТЮРЬМЫ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИХАИЛ ЛЮБЕРЦЕВ (1883–1937). УЗНИК ОСТАШКОВСКОЙ ТЮРЬМЫ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИХАИЛ ЛЮБЕРЦЕВ (1883–1937). УЗНИК ОСТАШКОВСКОЙ ТЮРЬМЫ

Осташковская городская тюрьма первоначально была построена из дерева. Впоследствии здание сложили из камня. Содержались в ней как мужчины, так и женщины, численность арестантов была примерно постоянной – 70-80 человек. После революции в камерах не хватало места для всех заключенных. Во время сталинских репрессий сюда свозили священнослужителей со всей округи. Многих там же и расстреливали в особой камере – расстрельной комнате. Некоторые из них были впоследствии причислены к лику святых новомучеников (священномученик Михаил Люберцев (1883–1937), преподобномученик Виталий (Виталий Иванович Кокорев; 1890–1937). Сейчас в бывшей тюрьме расположен музей «Острог» и стоят там иконы, верующие могут помолиться за ближнего, поставить свечку. В пятидесятых годах прошлого века в здании Острога располагалась женская, а в шестидесятые – мужская колония общего режима. В 1989 году тюрьму закрыли. На втором этаже музея устроена выставка поделок заключенных.

Когда немцы стали подходить к Ленинграду, всех заключенных перегнали кого куда. Папу, например, отправили в Ивановскую область, в Коврово, в деревню Кашино. Там он должен был досидеть полгода, его к одной старушке определили… А в это время война шла. Отправили его в тюрьму в сороковом году, дали ему год, а в конце сорок первого года освободили.

ОСТАШКОВСКАЯ ТЮРЬМА (НЫНЕ МУЗЕЙ). ВХОД В РАССТРЕЛЬНУЮ КОМНАТУ
ОСТАШКОВСКАЯ ТЮРЬМА (НЫНЕ МУЗЕЙ). ВХОД В РАССТРЕЛЬНУЮ КОМНАТУ

Вот там он жил, кому часы починит, крестит тайком, кому подошьет валенки, как он и нам все делал сам. И мама иногда ездила к нему, даже за продуктами. Я жила в Москве, замужем была, а мама – на Сходне. Старшая сестра также замужем была. С мамой жили Маргарита, Людмила и Лима (Пантелеимон) – последний брат. В ноябре муж меня проводил на вокзал, я сижу, жду в зале, народу собралось много, все только и говорят: “Чтобы тревоги (воздушной) не было”. И вдруг, смотрю, среди толпы идет старичок в тряпошной шапке, бородка седая. Я сразу узнала: это папа! Бросила сумки, а после меня отругали, как же ты могла, так бы стащили сумки. Я закричала: “Папа! Папа!” Ну, конечно, вместе мы поплакали. И вдруг объявляют: “Тревога!”. Все бросились к метро, и мы туда же. Посмотрела, там сидят военные, подошла, объяснила. Они выручили нас. Потом дали отбой тревоге, получили разрешение на посадку, а света нет. Кто сильный, молодой, бегут. Я бы тоже побежала, но я не могу папу бросить. И когда мы вошли в вагон, мест уже не было и папе пришлось сесть на пол. Сел, потому что стоять не мог, ноги его “добивали”. Ну, когда мы приехали, мама так удивлена была, так рада.

СПАССКИЙ ХРАМ СЕЛА АНДРЕЕВКА
СПАССКИЙ ХРАМ СЕЛА АНДРЕЕВКА

И после окончания ссылки ему дали приход в Крюково, там есть село Андреевка, вот там папа служил в Спасской церкви*. А уже из Андреевки его перевели в Кучино, в Троицкое-Кайнарджи – это последний приход, в котором он служил. Это имение Екатерина II подарила графу Румянцеву за победу над турками, и в честь этого она ему построила Троицкую церковь**.

* Церковь Всемилостивого Спаса села Андреевка

СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ В ПОСЕЛКЕ АНДРЕЕВКА
СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ В ПОСЕЛКЕ АНДРЕЕВКА

Церковь была построена в 1676 г. в стиле московского барокко, а в 1678 г. после оформления внутреннего интерьера, в день праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа по н.с.) освящена. Вскоре название храма изменилось. Трудно произносимое название храма в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня уступает место другому названию в честь празднуемого в тот же день события, и храм стал называться церковью Всемилостивого Спаса, а в устной речи еще более лаконично – Спасской церковью. Все эти разные названия одного и того же храма, очевидно, связаны с тем, что и события, от которых происходят эти названия, празднуются в один и тот же день 14 августа. В 1902 г. сооружаются боковые притворы с приделами Казанским и Никольским. Храм Всемилостиваго Спаса никогда не закрывался. Он выстоял даже в самое трудное время советского лихолетья.

** Усадьба Троицкое-Кайнарджи, Фенино, Балашихинский р-н, Московская область, в трех километрах от станции Кучино

УСАДЬБА ТРОИЦКОЕ-КАЙНАРДЖИ
УСАДЬБА ТРОИЦКОЕ-КАЙНАРДЖИ

Троицкое, возникшее на рубеже XVII–XVIII вв. – владение Голицыных. В последней четверти XVIII столетия оно переходит к знаменитому русскому полководцу, фельдмаршалу П. А. Румянцеву-Задунайскому. Этот период явился для имения порой расцвета, из скромной усадьбы оно превратилась в роскошную загородную резиденцию видного екатерининского вельможи. 1770 – год триумфа графа Румянцева, разгромившего турецкие войска при Ларге и Кагуле. За это полководцу от Екатерины II были пожалованы высочайшие награды, в том числе фельдмаршальский жезл, шпага, лавровый венок и титул «Задунайский». Петр Александрович вступил во владение своей новой «подмосковной», осыпанный щедротами императрицы Екатерины, по случаю заключения победоносного Кучук-Кайнарджийского мира (подписанногоП. А. Румянцевым в болгарском селе Кайнарджи), фельдмаршал Румянцев-Задунайский принимал императрицу в своем имении Троицком.

УСАДЬБА ТРОИЦКОЕ-КАЙНАРДЖИ
УСАДЬБА ТРОИЦКОЕ-КАЙНАРДЖИ

К приезду Екатерины II был построен дворец-павильон в стиле турецкой крепости, а сама императрица пожелала, чтобы место это называлось Кайнарджи. От подмосковной усадьбы Троицкое-Кайнарджи остались две церкви, мавзолей, старый акведук и парк с прудом. Троицкая церковь, построенная во французском классическом стиле Карлом Бланком в 1778 году. Архитектор построил ее по рисунку самого Румянцева. Вторая церковь — Воскресенская – построена в 1867 году. В 1838 году был построен мавзолей в стиле ампир, где похоронен сын Петра Александровича Сергей Петрович. Извилистая главная аллея парка, по преданию, в точности повторяла изгибы течения Дуная, на берегах которого русские солдаты под водительством Румянцева громили турок. В 1812 году усадьба, была разорена французами. Накануне событий 1917 года имение принадлежало князю Н. С. Голицыну.

CВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСИЙ ИВАНОВИЧ НИКОЛЬСКИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ ТРОИЦКОГО ХРАМА (1877–1938)
CВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСИЙ ИВАНОВИЧ НИКОЛЬСКИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ ТРОИЦКОГО ХРАМА (1877–1938)

Храм в годы безбожия не закрывался, но в его истории есть немало трагических страниц: изъятие церковных ценностей в двадцатые годы, гонения на духовенство. С начала ХХ века настоятелем храма был протоиерей Алексий Никольский – неутомимый труженик в деле духовного просвещения и ревностный пастырь Христов, закончивший жизнь свою мученическим венцом. Священномученик Алексий Никольский причислен к лику святых Русской Православной Церкви на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Ныне храм служит местом молитвы для многочисленных жителей вплотную подступившего к древней усадьбе г. Железнодорожного.

ТРОИЦКОЕ-КАЙНАРДЖИ. СЕВЕРНЫЙ ФАСАД ТРОИЦКОГО ХРАМА
ТРОИЦКОЕ-КАЙНАРДЖИ. СЕВЕРНЫЙ ФАСАД ТРОИЦКОГО ХРАМА

Папа там прослужил до самой своей кончины в 1961 году. Похоронили его около алтаря, сохранились и могилка и крест. Там похоронены все четыре священника, служившие в эти годы. Павлино, деревня село Фенино, большее село на горке. Они все туда переехали, с мамой, только вдвоем. Дети к тому времени выросли, сестра, вторая сестра, они замуж вышли, остался один брат, потом и брат женился. И отец Сергий с мамой переехали в Кучино. Станция Кучино, а там до церкви на автобусе».

Документы и источники:

ЦИАМ, ф. 1371, д. 24, 1916 г., послужной список, лл. 114 об.–115.
ЦАГМ, ф. 1215, оп. 3, д. 120, 1925 г., список, л. 5
Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н. Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. Тверь, 2013, с. 312.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 АВГУСТА — СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XVIIIв.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 АВГУСТА — ПАМЯТЬ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ИИ
fialka1
ФИАЛКА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

В здоровом теле здоровый дух,
На самом деле – одно из двух.
(Гринберг)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 АВГУСТА – ПРОИСХОЖДЕНИЕ (ИЗНЕСЕНИЕ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ – ПРАЗДНЕСТВО ВСЕМИЛОСТИВОМУ СПАСУ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
tutaev03
ПРЕЧИСТОМУ ТВОЕМУ ОБРАЗУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, БЛАГИЙ…ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 АВГУСТА – ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ, МАТЕРИ ИХ МУЧЕНИЦЫ СОЛОМОНИИ И УЧИТЕЛЯ ИХ МУЧЕНИКА ЕЛЕАЗАРА
 СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ МАККАВЕИ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА
СОЛОМОНИЯ, МАТЬ МАККАВЕЕВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 АВГУСТА — ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ. ВИЗАНТИЯ. XIV в.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 АВГУСТА — ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА
СВ. ВМЧ. ПАНТЕЛЕИМОН. ИКОНА. XIII в. СИНАЙ
ЖИТИЕ И СТРАДАНИЯ СВЯТОГО СЛАВНОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 АВГУСТА 1921 Г. – ДЕНЬ КОНЧИНЫ АЛЕКСАНДРА БЛОКА
blok
А Смоленская нынче именинница,
Синий ладан над травою стелется.
И струится пенье панихидное,
Не печальное нынче, а светлое.
И приводят румяные вдовушки
На кладбище мальчиков и девочек
Поглядеть на могилы отцовские,
А кладбище – роща соловьиная,
От сиянья солнечного замерло.
Принесли мы Смоленской заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее, –
Александра, лебедя чистого.
1921 г.
Анна Ахматова

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 АВГУСТА — МЧЧ. БЛГВВ. КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА, ВО СВ. КРЕЩЕНИИ РОМАНА И ДАВИДА
 СВВ. БОРИС И ГЛЕБ. ИКОНА. XIV в. МОСКВА
К ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ ПАМЯТИ СВЯТЫХ КНЯЗЕЙ-СТРАСТОТЕРПЦЕВ БОРИСА И ГЛЕБА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК