Дорогие прихожане Троицкого храма и жители подмосковной Сходни, мы продолжаем публикацию материалов из книги «Сходня Православная». Эта глава посвящена судьбе священника храма Живоначальной Троицы в поселке Сходня Сергия Ильича Соколова (1885–1961).
Тем, кто имеет возможность, прошу оказать материальную помощь для издания книги о Сходне.
Александр А. Трофимов
* В жизнеописании использованы воспоминания Казаковой Лидии Сергеевны, дочери священника Соколова Сергея Ильича, настоятеля церкви во имя Святой Троицы с 1938 по 1940 годы.
Будущий священник Сергей Ильич Соколов родился в Можайском районе, в селе Си́вково, Можайского уезда, Московской губернии*. Отец Сергея был псаломщиком церкви Преображения Господня в селе Си́вково. У Сергея был брат Николай, который продолжил служение отца и был псаломщиком той же церкви (по данным на 1923 год). Сергей Ильич окончил Вифанскую Духовную Семинарию и до революции работал учителем, а его супруга училась в Епархиальном Мариинском училище**, по окончании которого получила звание домашней учительницы. Ее отец окончил семинарию, был диаконом в Софринской церкви (до наших дней не сохранилась).
* Село находится на левом берегу реки Мжут (бассейн реки Оки), между городами Можайск и Верея.
** Мариинское епархиальное женское училище.
Основано в 1864 году при храме Ризположения на Донской улице. Главной его задачей было воспитание достойных жен священников. С 1885 года училище находилось в специально купленном и перестроенном здании на Большой Ордынке. 17 октября 1886 года была устроена и освящена домовая церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в помещении третьего этажа. Весной 1920 церковь уже не действовала, имущество вывезено в 1921 году. Интерьер уничтожен.
По воспоминаниям дочери Сергей Ильич «в 1917 году служил чтецом и псаломщиком в Спасо-Преображенском храме села Спас-Заулок, под Клином*. А из Спас-Заулка его перевели в Борщево, дьяконом. Там он несколько месяцев прослужил дьяконом, потом его перевели в сан священника, это было до 1924 года». Однако по архивным данным отец Сергий еще до перевода в Борщево** был священником Спасо-Преображенского храма села Спас-Заулок. Вполне вероятно, что Сергей Ильич, а затем отец Сергий был учителем в знаменитом приходском училище в Спас-Заулково – одним из лучших учебных заведений Клинского уезда, в котором не было сословных ограничений.
* Преображенский храм в селе Спас-Заулок
Спас-Зау́лок (Спасское, что в заулках) – село в Клинском районе Московской области. Первое упоминание о храме в селе Спас-Заулок относится к 1646 году. В «Подлинной переписной книге дворов… в селах и деревнях Клинского уезда» за 1646 год читаем: «Архиепископа Тверского и Кашинского в вотчине село Спасское, 18 дворов, 32 человека». Малочисленность прихода объясняется разрухой после Смутного времени. К 1737 году церковь пришла в ветхое состояние, ее разобрали и отдали погорельцам. А в Заулке построили новый храм, который был освящен во имя святой пророчицы Анны. В середине XIX века храм был обновлен: сделан новый купол с главкой, кровля покрыта железом, стены снаружи обшиты тесом, что защищало конструкции от гниения, и храм, построенный без единого гвоздя, простоял до 80-х годов XX века.
Деревянная церковь была небольшой, поэтому к началу XIX века, когда приход увеличился, необходимость постройки большого каменного храма стала ощущаться особенно остро. Новый храм решили ставить рядом с существующим.
Строительство велось быстро. В 1833 году, при настоятеле священнике Алексии Крюкове, храм был заложен, а в 1837 году в нем уже начались богослужения. Имя архитектора, сделавшего проект, не сохранилось. Но, судя по качеству архитектуры, это вполне мог быть столичный зодчий. Его творение – грандиозный храм в стиле позднего классицизма – поражает воображение: высота церкви под главным куполом составляет 33 м (высота 10-этажного дома). Постройка сложена из кирпича, фундаменты и некоторые декоративные детали – из белого камня. В храме было три престола: в честь Преображения Господня, Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. После 1937 года власти запретили богослужения в спас-заулковском храме, 20 февраля 1941 года решением Мособлисполкома он был закрыт, а затем разграблен. Но еще долгие годы до конца войны настоятель храма протоиерей Евгений Афонский продолжал совершать Таинства крещения и брака в маленькой церкви пророчицы Анны. Умер он после войны и был похоронен на сельском кладбище.
**Вознесенская церковь села Борщево.
Вознесенская каменная церковь строилась на средства прихожан с 1834 по 1840 г. Здание стиля ампир московской школы, сложено из кирпича, оштукатурено. Храм представляет собой относительно низкий односветный четверик, украшенный колоннами и увенчанный крупным световым барабаном. Трехъярусная колокольня соединена с храмом через трапезную.
В храме два придела: правый освящен в честь Грузинской иконы Божией Матери, левый – во имя свт. Николая. В интерьере церкви, на стенах и сводах, сюжетные масляные росписи 1884 г., неоднократно поновлявшиеся. Интерьер храма украшает высокий золоченый трехъярусный иконостас 1840–х гг. с пятью рядами икон. Придельные иконостасы в два яруса характерны для конца XIX в.
В годы советской власти при храме жил его настоятель – иеромонах Димитрий. В 1937 г. со звонницы скинули колокола и разбили их. Были попытки со стороны властей закрыть храм, но к счастью прихожан, храм в Борщеве никогда не закрывался. Здесь и поныне регулярно совершаются богослужения.
Продолжим воспоминания дочери отца Сергия:
«В 1924 году мы переехали в село Березино. С 1924 по 1937 год отец Сергий служил настоятелем храма св. великомученика Димитрия Солунского*. И вот когда он служил в Березино, два раза сидел в “Бутырке”. Он очень любил после службы проповеди читать. А в то время были наушники, наушничали. Ну, утром просыпаемся, сидит старушка, тетя Даша, Верисанкина, я спрашиваю: “А, где мама? ” – “Мама пошла папу искать”, а папу ночью забрали. Нашла она его, приехала вечером, рассказывает: «В “Бутырке” он». Месяц, два просидит – выпускают. Потом прошло, может, полгода, опять его посадили, опять за проповеди. В третий раз забрали его на Лубянку последний раз. Ему повезло, попался хороший следователь. Когда он вернулся домой, ему сказали: “Отец Сергий, вы родились в рубашке, с Лубянки никто не приходит”.
* Церковь св. великомученика Димитрия Солунского в Березино.
Церковь св. вмч. Димитрия Солунского с Благовещенским и Ильинским приделами расположена на кладбище села Березино Калининского района Тверской области. Здание было возведено в 1894–98 гг. в русском эклектичном стиле, внутренняя отделка и освящение относятся к началу XX века. Построена вместо прежней деревянной Димитриевской церкви (1740-е гг.). В настоящее время храм Димитрия Солунского в Березино готовится к первой с 1937 года службе.
В 1937 году мы переехали на Сходню. Начиналась смута, а прихожане почти перестали ходить в церковь, а нас шесть человек в семье, жить было трудно. Видимо, папа стал хлопотать, чтобы найти другой храм, и его перевели в Троицкую церковь поселка Сходня. И здесь они, как говорится, ожили. Получше, полегче стало жить, а я уже к тому времени работала, вышла замуж. На Сходне он служил до сорокового года. Как посадили папу, в сороковом году, храм закрыли. Я там не была, только со слов папы знаю.
Когда папа на Сходню перебрался, конечно, здесь доход был хороший. Но тогда священнослужителей стали бить налогом, и назначили ему 68000 рублей. Папа отказался и сказал властям: “Даже если я не буду ни есть, ни пить, я вам столько не наслужу”. Ему “дали” год, отправили в Осташковскую тюрьму под Ленинградом*. Там было, наверно, 30 человек. Хотя это была тюрьма, но заключенные ходили на работу под охраной. На день выпускали их, они ходили, валили лес, пилили, другие работы давали. А потом возвращали в тюрьму. Все священники, только четыре диакона было. Их охраняли солдаты. Папа рассказывал: был праздник великий, Пасха или Рождество Христово, и вот они вместе с другими отцами решили, совершить праздничную службу. Потом опомнились и говорят кому-то из заключенных: “Иди, посмотри, что делают охранники, как бы нас завтра не упекли куда подальше”. Двое из них вышли и увидели: стоят пять охранников, держат шапки в руках и слушают их пение. Они там все удивились и расплакались.
* Осташковская городская тюрьма
Осташковская городская тюрьма первоначально была построена из дерева. Впоследствии здание сложили из камня. Содержались в ней как мужчины, так и женщины, численность арестантов была примерно постоянной – 70-80 человек. После революции в камерах не хватало места для всех заключенных. Во время сталинских репрессий сюда свозили священнослужителей со всей округи. Многих там же и расстреливали в особой камере – расстрельной комнате. Некоторые из них были впоследствии причислены к лику святых новомучеников (священномученик Михаил Люберцев (1883–1937), преподобномученик Виталий (Виталий Иванович Кокорев; 1890–1937). Сейчас в бывшей тюрьме расположен музей «Острог» и стоят там иконы, верующие могут помолиться за ближнего, поставить свечку. В пятидесятых годах прошлого века в здании Острога располагалась женская, а в шестидесятые – мужская колония общего режима. В 1989 году тюрьму закрыли. На втором этаже музея устроена выставка поделок заключенных.
Когда немцы стали подходить к Ленинграду, всех заключенных перегнали кого куда. Папу, например, отправили в Ивановскую область, в Коврово, в деревню Кашино. Там он должен был досидеть полгода, его к одной старушке определили… А в это время война шла. Отправили его в тюрьму в сороковом году, дали ему год, а в конце сорок первого года освободили.
Вот там он жил, кому часы починит, крестит тайком, кому подошьет валенки, как он и нам все делал сам. И мама иногда ездила к нему, даже за продуктами. Я жила в Москве, замужем была, а мама – на Сходне. Старшая сестра также замужем была. С мамой жили Маргарита, Людмила и Лима (Пантелеимон) – последний брат. В ноябре муж меня проводил на вокзал, я сижу, жду в зале, народу собралось много, все только и говорят: “Чтобы тревоги (воздушной) не было”. И вдруг, смотрю, среди толпы идет старичок в тряпошной шапке, бородка седая. Я сразу узнала: это папа! Бросила сумки, а после меня отругали, как же ты могла, так бы стащили сумки. Я закричала: “Папа! Папа!” Ну, конечно, вместе мы поплакали. И вдруг объявляют: “Тревога!”. Все бросились к метро, и мы туда же. Посмотрела, там сидят военные, подошла, объяснила. Они выручили нас. Потом дали отбой тревоге, получили разрешение на посадку, а света нет. Кто сильный, молодой, бегут. Я бы тоже побежала, но я не могу папу бросить. И когда мы вошли в вагон, мест уже не было и папе пришлось сесть на пол. Сел, потому что стоять не мог, ноги его “добивали”. Ну, когда мы приехали, мама так удивлена была, так рада.
И после окончания ссылки ему дали приход в Крюково, там есть село Андреевка, вот там папа служил в Спасской церкви*. А уже из Андреевки его перевели в Кучино, в Троицкое-Кайнарджи – это последний приход, в котором он служил. Это имение Екатерина II подарила графу Румянцеву за победу над турками, и в честь этого она ему построила Троицкую церковь**.
* Церковь Всемилостивого Спаса села Андреевка
Церковь была построена в 1676 г. в стиле московского барокко, а в 1678 г. после оформления внутреннего интерьера, в день праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа по н.с.) освящена. Вскоре название храма изменилось. Трудно произносимое название храма в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня уступает место другому названию в честь празднуемого в тот же день события, и храм стал называться церковью Всемилостивого Спаса, а в устной речи еще более лаконично – Спасской церковью. Все эти разные названия одного и того же храма, очевидно, связаны с тем, что и события, от которых происходят эти названия, празднуются в один и тот же день 14 августа. В 1902 г. сооружаются боковые притворы с приделами Казанским и Никольским. Храм Всемилостиваго Спаса никогда не закрывался. Он выстоял даже в самое трудное время советского лихолетья.
** Усадьба Троицкое-Кайнарджи, Фенино, Балашихинский р-н, Московская область, в трех километрах от станции Кучино
Троицкое, возникшее на рубеже XVII–XVIII вв. – владение Голицыных. В последней четверти XVIII столетия оно переходит к знаменитому русскому полководцу, фельдмаршалу П. А. Румянцеву-Задунайскому. Этот период явился для имения порой расцвета, из скромной усадьбы оно превратилась в роскошную загородную резиденцию видного екатерининского вельможи. 1770 – год триумфа графа Румянцева, разгромившего турецкие войска при Ларге и Кагуле. За это полководцу от Екатерины II были пожалованы высочайшие награды, в том числе фельдмаршальский жезл, шпага, лавровый венок и титул «Задунайский». Петр Александрович вступил во владение своей новой «подмосковной», осыпанный щедротами императрицы Екатерины, по случаю заключения победоносного Кучук-Кайнарджийского мира (подписанногоП. А. Румянцевым в болгарском селе Кайнарджи), фельдмаршал Румянцев-Задунайский принимал императрицу в своем имении Троицком.
К приезду Екатерины II был построен дворец-павильон в стиле турецкой крепости, а сама императрица пожелала, чтобы место это называлось Кайнарджи. От подмосковной усадьбы Троицкое-Кайнарджи остались две церкви, мавзолей, старый акведук и парк с прудом. Троицкая церковь, построенная во французском классическом стиле Карлом Бланком в 1778 году. Архитектор построил ее по рисунку самого Румянцева. Вторая церковь — Воскресенская – построена в 1867 году. В 1838 году был построен мавзолей в стиле ампир, где похоронен сын Петра Александровича Сергей Петрович. Извилистая главная аллея парка, по преданию, в точности повторяла изгибы течения Дуная, на берегах которого русские солдаты под водительством Румянцева громили турок. В 1812 году усадьба, была разорена французами. Накануне событий 1917 года имение принадлежало князю Н. С. Голицыну.
Храм в годы безбожия не закрывался, но в его истории есть немало трагических страниц: изъятие церковных ценностей в двадцатые годы, гонения на духовенство. С начала ХХ века настоятелем храма был протоиерей Алексий Никольский – неутомимый труженик в деле духовного просвещения и ревностный пастырь Христов, закончивший жизнь свою мученическим венцом. Священномученик Алексий Никольский причислен к лику святых Русской Православной Церкви на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Ныне храм служит местом молитвы для многочисленных жителей вплотную подступившего к древней усадьбе г. Железнодорожного.
Папа там прослужил до самой своей кончины в 1961 году. Похоронили его около алтаря, сохранились и могилка и крест. Там похоронены все четыре священника, служившие в эти годы. Павлино, деревня село Фенино, большее село на горке. Они все туда переехали, с мамой, только вдвоем. Дети к тому времени выросли, сестра, вторая сестра, они замуж вышли, остался один брат, потом и брат женился. И отец Сергий с мамой переехали в Кучино. Станция Кучино, а там до церкви на автобусе».
Документы и источники:
ЦИАМ, ф. 1371, д. 24, 1916 г., послужной список, лл. 114 об.–115.
ЦАГМ, ф. 1215, оп. 3, д. 120, 1925 г., список, л. 5
Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н. Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. Тверь, 2013, с. 312.
Добавьте комментарий