«ЭТО МОЙ ГОРОД…»
С южной стороны храма на Калитниковском кладбище Москвы, вблизи церковной стены стоит большой крест черного мрамора. Он сразу привлекает к себе внимание, потому что выше многих крестов на кладбище. Около него часто можно видеть посетителей. В основном это пожилые женщины, хотя нередко появляется и молодежь. Пришедшие подолгу стоят у креста, молятся, поют панихиды. В любое время года могила украшена живыми цветами. Землю приходится подсыпать, так как приходящие ее разбирают. Эта земля исцеляет от многих недугов – душевных и телесных. Исцеляет, конечно, молитва великой старицы нашего времени – блаженной схимонахини Ольги, упокоенной в этой могиле. На могиле установлена лампада, всегда заботливо приготовлены масло, свечи, спички… Особенно много посетителей бывает здесь 23 января – настоящее паломничество – поток почитателей матушки течет весь день, служатся литии, панихиды. Память о ней сохранили многочисленные духовные чада матушки Ольги, получившие от самой блаженной старицы прозвание «Ложкиных». Семья «Ложкиных» и в наше время продолжает активно пополняться, хотя прошло более сорока лет с тех пор, как глава этого духовного семейства оставила Москву – свой земной удел.
Матушка Ольга – одна из посланниц Божиих, просиявших в нашей Отчизне. Она освятила град Москву своей молитвой и стала поистине его хранительницей быть может в самые трудные для христиан России времена. Она появилась в Москве после закрытия большевиками Каширского Никитского женского монастыря. Тогда ей было уже за пятьдесят, и она была опытной инокиней, воспитанной известными старицами. Так что, начиная с 1920-х гг. и до самой своей кончины в 1973 г., она никуда не выезжала из Москвы и в течение полувека стояла на молитвенной страже Первопрестольного града. Вспоминают, как матушка во время похода по Московским святыням, показывая монастыри, храмы, источники, дома, сады и парки, говорила: «Это мой город…»
Матушка предсказывала о своем будущем прославлении. В этом году исполняется 43 года со дня ее блаженной кончины. Сколько чудес совершается в наши дни по ее молитвенному предстательству! При храме во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище ведется сбор воспоминаний и свидетельств о благодатной помощи матушки.
В настоящее время готовятся материалы для ее канонизации. В 1996 и в 2005 годах вышли в свет два издания книги о матушке, составленной А. Трофимовым. Автор сайта готовит к печати новое издание книги, исправленное и значительно дополненное, т. к. за прошедшие годы удалось собрать новые сведения о разных периодах жизни старицы. Просим всех, кто встречался с матушкой или получил помощь при молитвенном обращении к старице поделиться своими воспоминаниями и свидетельствами, которые можно направлять на наш сайт.
***
Дорогие читатели, вспоминая блаженную старицу, публикуем главу из книги о матушке Ольге, посвященную опекунше и келейнице матушки Ольги – Акилине Никитичне Рыбалко (26.06.1911 – 7.01.2000). 7 января 2000 года, в праздник Рождества Христова отошла она в вечность, и удостоилась быть погребенной в одной могиле со своей духовной матерью, так что приходящие к могиле матушки поминают и ее верную помощницу.
***
АКИЛИНА НИКИТИЧНА РЫБАЛКО
(26.06.1911 – 7.01.2000)
(Глава из книги А. Трофимова «Блаженная старица схимонахиня Ольга (Мария Ивановна Ложкина; 1871–1973)
Акилина Никитична находилась рядом с матушкой Ольгой практически весь период ее московской жизни. Она помогала матушке, когда соседи пытались выжить старицу из квартиры, она вызволяла ее из психиатрических больниц, из отделений милиции, куда матушку не раз забирали.
Господь сподобил мать Лину, как называли ее все близкие с благословения матушки, быть погребенной в одной могилке с любимой ее старицей и наставницей. Пришедшие попрощаться с Акилиной Никитичной увидели, как гроб с ее телом положили рядом с гробом матушки Ольги.
Эта кончина еще раз собрала множество любящих и чтущих старицу у ее могилы. Всем хотелось взглянуть на гроб матушки, еще раз помолиться ей, попросить о помощи в нуждах и утешения в скорбях и печалях. И никто не ушел в этот светлый день не утешенным. Погребение совершили 11 января, на Рождественских святках, в день памяти убиенных Вифлеемских младенцев. Но в сердцах у собравшихся была Пасха и потому погребальные песнопения звучали удивительно светло и радостно. Пришли на торжество и три кошечки, которые постоянно пасутся у могилки матушки Ольги, зная, что их угостят здесь чем-нибудь вкусным. Они украсили этот день и получили угощение как будто из рук самой матушки…
Родилась Акилина Никитична 26 июня 1911 года в крестьянской семье Гаврилиных в старинном селе Лебедянского уезда Тульской губернии. В семье было шестнадцать детей (Акилина была самой младшей), поэтому жили трудно, голодно. В пятилетнем возрасте девочка осталась круглой сиротой, после чего ее взяли в Москву на воспитание родственники. Акилина нянчила детей, работала в услужении у многих хозяев. Узнала она вкус сиротского хлеба и тяготы бездомной жизни. С самого детства полюбила храм Божий и молитву, находя в церкви утешение и радость.
В 1935 году она познакомилась с Иваном Трофимовичем Рыбалко (1909 года рождения), приехавшим в Москву из Кировоградской области, чтобы устроиться на работу. 29 сентября 1935 года молодые люди повенчались. Поселилась молодая семья в Кожухово: комнату в бараке им выделили от Первого ГПЗ, где Иван Трофимович работал мастером в цеху. В 1936 году родился их первенец – сын Евгений, но радость родителей была недолгой – ребенок умер в трехлетнем возрасте. В 1938 году родилась дочь Тамара. В первые же дни Великой Отечественной войны муж ушел на фронт, а дочь оказалась вдали от матери, так как ее отправили к родителям мужа на Украину. В 1943 году Иван Трофимович погиб в сражении под Сталинградом. По окончании войны Акилина Никитична жила с дочерью в той же комнате. И только в 1970-е годы ей выделили однокомнатную квартиру.
Когда семья обитала в Кожухово, жители барака имели сараи для хранения дров. Акилина Никитична завела там свиней и кур, что очень помогало переживать голодные времена. Она была очень хозяйственной и трудолюбивой. В Москве жили три ее сестры и хотя она была младшей, все единодушно признавали ее первенство, советовались с ней, доверяли воспитание своих детей, которые дружно звали ее няней и искренне любили. Одна из сестер продала дом в деревне и переехала в Москву к детям. Акилина Никитична уговорила ее строить дом в Щербинке и взяла на себя всю организацию работ: добывала стройматериал, договаривалась с рабочими, которые удивлялись, откуда она так хорошо знает строительное дело.
Она принадлежала к числу тех замечательных простых русских женщин, молитвами, терпением и жизненным подвигом которых смогла выстоять наша Церковь в годы гонений на веру и страшного террора безбожной власти. Она несла особый подвиг: принимала, питала монахинь и стариц, которых после большевицкого переворота выгоняли из монастырей, оставляя без крова и средств к существованию. Она помогала тем, кто возвращался из ссылок и лагерей – все это был сопряжено с риском не только для свободы, но и для жизни. Но Господь хранил эту простую и верную Ему душу.
Близкие ее рассказывали о том, как мать Лина кормила трех монахинь, изгнанных из монастырей в голодные годы. Работала она хлебозаводе, и ночью выносила хлеб, чтобы не дать умереть с голода своим подопечным. Сама она этот хлеб не ела. Буханки привязывала к ногам, обвязывалась сама и таким образом выносила хлеб через проходную.
Однажды нагрянула милиция, и сотрудники ее стали пересчитывать буханки, сверяя по накладным после выпечки. А мать Лина уже припрятала несколько буханок. Тогда она взмолилась: «Святителю отче Николае, спаси меня от тюрьмы! Я же не для себя брала, ни кусочка этого хлеба сама не съела. Я тебе молебен отслужу! И ты, матушка Ксения блаженная, помоги, нынче же отдельную панихиду закажу в твою память!»
Тем временем, пока мать Лина так внутренне молилась, милиционер пересчитывал буханки. И сколько раз он ни пересчитывал, всякий раз получалась другая цифра. Продолжался этот счет до тех пор, пока ему не надоело:
– Всё, больше не буду пересчитывать – сколько есть, столько и есть,– сказал он наконец, и ушел.
А мать Лина со слезами благодарила своих спасителей. Если бы недостачу обнаружили, ее ожидали верная тюрьма или лагерь.
Каждый раз на Пасху она красила по сто яичек и раздавала их на поминовение блаженной Ксении – ее мать Лина особенно почитала задолго до прославления.
Жизнь ее была скорбной и трудной, но она не унывала, казалось даже, что новые испытания и заботы лишь прибавляли ей сил. Мать Лина была очень проницательной, хорошо видела людей, ее невозможно было обмануть. И хотя была она мало образованной, могла помочь советом, утешить и наставить человека. Она обладала духовной мудростью, которую Господь дает простым и верным Ему душам, но внешне это трудно было заметить. Мать Лина старалась не показывать этот свой дар. Зато на виду у всех были ее изумительные кулинарные способности. Она знала, где и что купить из продуктов в Москве, находила самые свежие и качественные молочные продукты, овощи, рыбу. Готовила она удивительно вкусно, любила угощать, умела красиво накрыть стол. Ее обеды всегда имели праздничный вид. Духовные чада матушки до сих пор вспоминают ее борщи, жареную рыбу, кисели, соусы. Она постоянно готовила различные квасы и другие напитки.
Еще одно замечательное свойство матери Лины как хозяйки – она старалась использовать продукты так, чтобы было как можно меньше отходов. Рыбные головы и хвосты, оставшиеся от жарки, отваривала и делала супы. Воду, оставшуюся от промывки овсяного киселя, использовала для приготовления вкуснейшего кваса. Угощая этим квасом, матушка Ольга шутила:
– Пей, как конь будешь бегать!
Матушка давала этот квас больным при полиартрите и других болезнях суставов.
Но она была не только Марфой в своем служении ближним. Общаясь много лет с молитвенниками и старцами, она и сама стала достойной их сомолитвенницей и знала силу молитвы. Мать Лина постоянно ходила и к другой знаменитой московской старице – схимонахине Севастиане. Нужно было увидеть, как она молилась: это была беседа с Богом, со святыми, она обращалась к ним так, будто они стояли прямо перед ней и внимали ее воздыханиям и просьбам.
Мать Лина постоянно собирала деньги на бедные храмы, ездила в разные концы нашей земли, чтобы помочь в благоукрашении и устроении церквей. В церковь она несла не десятину, но отдавала последнюю копейку, как та бедная вдовица, прославленная Господом.
Вспоминает дочь ее Тамара Ивановна:
«Все воскресные и праздничные дни мама ходила в церковь. Помню, как будила она меня рано утром со словами:
– Дочка, пойдем молиться на службу,– и шли мы пешком из Кожухово до Таганки в любимый ее храм Покрова Божией Матери на Землянке. Она молилась в нём и до войны, оставалась его прихожанкой и в послевоенные годы. Здесь она и познакомилась с матушкой Ольгой. Этот чудесный старинный храм не закрывался в советское время и был великим утешением для мамы.
В школе меня исключили из комсомола за то, что я ходила вместе с мамой в церковь. К нам постоянно приходили священники. Особенно любила мама отца Ивана Максимовича Скопцова (иеромонах Мина) и протоиерея Аркадия Станько,– у него был замечательный голос. Очень любила мама ездить по монастырям: в Киев, в Почаев, ослбенно часто бывала в Эстонии, в Пюхтицком монастыре.
У нее была поразительная отзывчивость на чужую беду и огромная жажда помочь страждущему и больному человеку. Она постоянно кого-то выручала, ездила к больным и немощным людям, кормила их и ухаживала за ними. Во время войны она спасала от голода близких ей людей: пользуясь тем, что ей доверяли развозить хлеб по магазинам, она заезжала к тем, кто особенно бедствовал, и давала им хлеб. Шофер был очень добрым и достойным человеком и никому не говорил о действиях мамы.
До 76 лет мама работала. В последние годы была сторожем в большом магазине. Директор ее очень уважал и даже почитал. Говорил, что при ее дежурстве никогда ничего не пропадало, хотя при других сторожах чего только ни бывало. Сама мама ответила на это так: потому что на работе всегда молилась святителю Николаю, чтобы он сохранил и оградил доверенное ей богатство. Даже когда мама ушла на пенсию, директор регулярно звонил нам перед праздничными днями и приглашал маму зайти, чтобы вручить ей какую-то сумму денег».
Как же она радовалась и ликовала, когда узнала, что готовится книжка с жизнеописанием матушки Ольги. Мать Лина поделилась своими воспоминаниями о старице, очень огорчалась, что память ослабела, и не помнит она многих подробностей жизни матушки. Она сказала, что у нее сохранились две чудотворные иконы из дома матушки Ольги и одну из них ей хочется подарить для возрождающегося храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поярково. Мать Лина встала перед иконами и молча молилась несколько минут. Потом протянула руки к иконе Божией Матери (ведь храм в Ее честь!), но неожиданно повернулась в другую сторону, сняла со стены другую икону и сказала:
– Нет, Бог благословляет для вашего храма икону святого великомученика Пантелеимона с Афона. Сколько ночей матушка провела перед ней, молясь о боляших!
Прощалась она с иконой так, как будто перед нами стоял сам святой великомученик. Потом завернула икону в чистое полотенце и торжественно передала ее «в благословение храму». К этому дару прибавила она еще и рулон клеенки для нужд бедного храма. Подаренный образ стал первой святыней возрождавшегося из руин древнего храма. На прощанье она сказала, что ее заветная мечта – раздать все, что имелось в доме, «теплыми руками»,– пока еще жива.
Быть может, самое большое испытание ее многотрудной жизни пришло в последние месяцы перед кончиной. Мать Лину пришлось поместить в психиатрическую больницу Кащенко. Здесь ее не навещал практически никто из духовно близких людей, кроме родственников. Эти месяцы она находилась как будто в другой жизни: видела духовным взором приходящих людей, в том числе и ушедших; беседовала с ними. Окружающие воспринимали это как душевную болезнь.
Однажды перед смертью она сказала:
– Вон пришли отец Михаил и отец Иоанн, будут соборовать и причащать меня.
В палате никого из священников, конечно же, не было, и близкие удивились этим словам. Но, думается, мать Лина видела все это.
Многие годы она ездила на исповедь в Солнечногорск к известному старцу архимандриту Афанасию* (духовнику Святейшего Патриарха Пимена) и говорила о нем: «Какой великий старец!»
* Архимандрит Афанасий (Москвитин; 30.12.1906–28.04.1971),– настоятель Спасской церкви г. Солнечногорска.
Умерла мать Лина в больнице 7 января 2000 года в праздник Рождества Христова. За шесть дней до кончины ее пособоровали и причастили. В девятый день праздновалась память святой праведной Иулиании Лазаревской, Муромской – милостивой кормилицы и заступницы голодных и бедных. Сороковой день по ее кончине – это праздник Сретения Господня. И мы верим, что Сам Господь встретил эту чистую душу, верно послужившую Ему быть может в самые трудные для Церкви Христовой времена в нашей Отчизне.
Думается, что не случайно отошла Акилина Никитична ко Господу в этой больнице. Ведь именно сюда привезли в первый раз матушку Ольгу по навету соседей. Отсюда мать Лина вызволяла старицу много лет назад. И вот исторический и жизненный круг замкнулся: сама мать Лина оказалась в этом доме скорби и здесь завершила свой жизненный путь.
Убеждены, что есть в этом событии особый Промысел Божий и не случайно именно из этой больницы совершила она последний на земле путь к Калитниковскому кладбищу, чтобы упокоиться рядом с любимой своей старицей и молитвенницей матушкой Ольгой.
Одна из прихожанок храма на Калитниковском кладбище рассказала в день погребения мать Лины, что она долго не могла побывать на службе и причаститься по причине тяжелой болезни. И вот неожиданно для нее самой в этот день 11 января смогла дойти до храма, исповедалась, причастилась и после службы удостоилась такой радости – присутствовать молиться при этом удивительном погребении.
«ПО ИМЕНИ ТВОЕМУ ТАКО И ЖИТИЕ ТВОЕ»
«По имени твоему тако и житие твое…». Так говорится во многих церковных песнопениях в честь и славу святых Православия». Великий русский ученый-богослов отец Павел Флоренский утверждает: «Имя наше таинственно предопределяет наши дурные и наши хорошие возможности… Имя – мистический центр личности, слово особой духовной уплотненности… Когда я впервые понял, что такое имена, действительность предстала мне с новой, рембрандтовской глубиной». А в народе говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет.
Имя Акилины происходит от латинского слова «аквила», что значит «орел». Акилина – значит «орлиная».
В христианстве орел служит воплощеним Божественной любви, справедливости, храбрости, духа, веры, символом Воскресения. Полет орла ассоциируется с вознесением Христа, с молитвами, посылаемыми к небесам, с нисхождением милости Божией и победой над злом, над грехом (в том случае, когда орел изображен со змеей в клюве). Орел часто служит символом души христианина, которая крепнет, благодаря добродетели. Орел символизирует также посланника небес. Именно поэтому аналои, с которых читались Евангелия, часто делались в форме орла, расправившего крылья. Орел является символом евангелиста Иоанна. В Ветхом Завете в видении Иезекииля говорится: «…и из средины его видно было подобие четырех животных… Подобие лиц их – лице человека и лице льва… лице тельца… и лице орла» (Иезекииль 1, 5, 10), что истолковывается как указание на четырех евангелистов.
Орлецы – небольшие круглые ковры с изображением орла, парящего над городом во время богослужения, постилаются под ноги епископу в местах, где он останавливается.
Добавьте комментарий