Памятные даты

ПАМЯТИ ВЕРЫ НИКОЛАЕВНЫ МАРКОВОЙ (1907–1995)

«Поэзия должна быть высокой, как небо,
и земной, как хлеб насущны
й»

(Вера Николаевна Маркова)

4 марта 2016 г. исполнилось 109 лет со дня рождения Веры Николаевны Марковой, выдающегося русского поэта и переводчика в основном с японского, а также китайского, английского, филолога, исследователя японской классической литературы. Господь даровал мне счастье не просто знакомства с этой великой русской женщиной, но и творческое, и личное общение. Она была для меня духовной сестрой,– конечно, старшей сестрой, и многому меня научила.

***

Ее учителями были великие русские востоковеды Н. А. Невский и Н. И. Конрад. В российской японистике она совершила переворот, создала уникальные подражания японской поэтической миниатюре. В переводах и статьях Марковой соединились замечательный дар ученого-филолога с интуицией и мастерством поэта. Японская литература впервые открылась русской культуре как целостный мир, стройная художественная система. Нет жанра, который не был бы представлен в ее многолетней подвижнической работе. Вера Маркова блистательно перевела на русский язык многие шедевры, созданные гением японского народа.

Вспомним главные вехи ее жизненного пути.

ВЕРА НИКОЛАЕВНА МАРКОВА. 1923 г.
ВЕРА НИКОЛАЕВНА МАРКОВА. 1923 г.
Вера Николаевна родилась в Минске 4 марта 1907 года в семье железнодорожного инженера. Поступив на филологический факультет Петроградского университета, Вера Маркова услышала от студентов, что самые увлекательные лекции по филологии читает востоковед Николай Иосифович Конрад. Это и решило ее судьбу. Как-то Конрад сказал своей ученице, что ее удел – переводить изящные повести старой Японии: «Отикубо-моногатари», «Такэтори-моногатари», «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон, драмы Тикамацу, хокку (трехстишия) и танка (пятистишия) знаменитых японских поэтов Басё, Сайгё, Исикавы Такубоку. В 1931 году закончила японское отделение восточного факультета Ленинградского университета.

ЭМИЛИ ДИКИНСОН. СТИХОТВОРЕНИЯ. ПЕРЕВОДЫ С АНГЛИЙСКОГО ВЕРЫ МАРКОВОЙ. М., ИХЛ. 1981
ЭМИЛИ ДИКИНСОН. СТИХОТВОРЕНИЯ. ПЕРЕВОДЫ С АНГЛИЙСКОГО ВЕРЫ МАРКОВОЙ. М., ИХЛ. 1981

Переводческую деятельность начала в пятидесятые годы. В 1981 году она издала книгу переводов стихов американской поэтессы Эмили Дикинсон (1830–1886) (в 1976 г. эта книга вышла в Библиотеке Всемирной Литературы в составе тома: «Лонгфелло. Уитмен. Дикинсон.»). Это была первая отдельная книга Дикинсон на русском языке. Но бо́льшая часть переводов В. Н. Марковой связана с литературой Японии.

Талантливый поэт-переводчик Вера Маркова блистательно перевела на русский язык многие шедевры, созданные гением японского народа, донеся их самобытность и своеобразие не только до русских людей, но и – через русский язык – до граждан иных стран мира.

ВОЛШЕБНЫЕ ПОВЕСТИ. ПЕР. В. МАРКОВОЙ. М. 1962 г.
ВОЛШЕБНЫЕ ПОВЕСТИ. ПЕР. В. МАРКОВОЙ. М. 1962 г.

В ее переводах вышли «Отикубо-моногатари», «Такэтори-моногатари», поэзия Сайгё, знаменитый литературный памятник тысячелетней давности – «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон, драмы Тикамацу, хайку Мацуо Басё и поэтов его школы, новеллы Сайкаку, пьесы театра «Но», японская поэзия XX века, новеллы Акутагавы Рюноскэ, роман лауреата Нобелевской премии Кавабаты Ясунари «Танцовщица из Идзу» и др.

Знание мирового фольклора помогло ей перевести японские народные сказки. В издательстве «Детская литература» вышла книга сказок для детей «Земляника под снегом», в издательстве «Художественная литература» – сказки «Десять вечеров», в издательстве «Наука» – «Японские народные сказки». Вера Маркова переводила стихи японских поэтов для детей. Они помещены в книге «Птица, птица красная».

В 1987 году появилась книга «Зимняя луна» – японские трехстишия и пятистишия в переводах Веры Марковой с ее предисловием «Долгая дорога короткой песни». В ней представлены поэты IX–XV вв.: Аривара-но Нарихира, Сугавара-но Митидзанэ, Ки-но Цураюки и другие; поэты XVII–XVIII вв.: Мацуо Басё, Кёрай, Рансэцу, Кикаку, Ёса Бусон, Кобаяси Исса; в состав сборника вошли также произведения одного из любимых поэтов японцев и друга России Исикавы Такубоку.

Вера Маркова сама писала предисловия к книгам своих переводов. При этом она старалась, чтобы из-под ее пера выходили не академические трактаты, а эссе, понятные любому неискушенному читателю. Тем не менее, российские японоведы ставят ее имя в один ряд с самыми именитыми отечественными учеными-востоковедами, непосредственно после имени академика Конрада, основателя российской школы японоведения. Предисловия и статьи Веры Марковой отличаются глубиной исследования, широтой взгляда на предмет, историчностью, высокой культурой, доброжелательностью и уважением к национальным традициям других народов, в частности японского народа. Они доставляют истинное наслаждение читателям.

Вера Маркова обладала даром находить общее в явлениях культуры и литературы разных стран. Так, в статье «Классический японский театр» она приводит достаточно убедительные аргументы, чтобы поставить Дзэами и Тикамацу в один ряд с Калидасой, Софоклом, Кальдероном.

Автор книги стихов «Луна восходит дважды» (издательство «Современник» 1992 г.).

Японское правительство высоко оценило труд Веры Марковой по популяризации японской культуры в России, наградив ее орденом «Благородного Сокровища».

***

МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О ВСТРЕЧАХ С ВЕРОЙ НИКОЛАЕВНОЙ МАРКОВОЙ

САЙГЁ-ХОСИ (1118 - 1190) - ЯПОНСКИЙ ПОЭТ
САЙГЁ-ХОСИ (1118 — 1190) — ЯПОНСКИЙ ПОЭТ

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!

Кобаяси Исса (1763–1827)
(перевод В. Марковой)

***

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностию: были.

В. А. Жуковский (1783–1852)

ИВА – СЕСТРА НАША

Мое знакомство с Верой Николаевной Марковой состоялось после того, как меня благословили составить поэтическую антологию, посвященную иве – пасхальному дереву, являющему нам земной образ Древа Жизни из райского сада. Эта книга была задумана, как поэтический дар человека дереву. Она и сама выросла, как дерево. Семя ее было посажено в сердце много лет назад в дивной ивовой аллее Царского Села. Тогда вспомнились ахматовские строки, посвященные царскосельским ивам. В доме нашлась толстая пачка красивых белых листов небольшого формата,– на них и легли первые стихи об иве. Многие сотни поэтических сборников поэтов разных стран пришлось перелистать, чтобы собрать поэтические шедевры, посвященные ивушке-вербе.

С годами стопка исписанных листов росла, пока не стало ясно, что у поэтической книги об иве выросла крона. Но не могла ведь крона жить без ствола – так появилось предисловие, а вместе с ним родилась и сама книга. Особенно волновало, как художественно оформить книгу, чтобы облик ее был достоин красоты ивушки.

АЛЕКСАНДР ТРОФИМОВ С А. Я. ИСТОГИНОЙ
АЛЕКСАНДР ТРОФИМОВ С А. Я. ИСТОГИНОЙ

Я рассказал о своем желании доброй своей знакомой Александре Яковлевне Истогиной – поэту и писателю, инвалиду детства. Особенно восторгался я посвященными иве стихами, переведенными В. Н. Марковой. Александра сказала, что может познакомить меня с Верой Николаевной, и записала ее телефон. Мы созвонились, и Вера Николаевна пригласила меня в свой дом. С волнением шел я на эту встречу, но с первых же минут общения у меня было чувство, что встретился я со своей старшей сестрой, родной и знакомой с давних лет.

Мы пили чай, беседовали, и мне так не хотелось уходить из этого дома. Ее квартира – это что-то необычайное для людей моего поколения. Здесь ощущалась связь времен, особенно передаваемая через вещи: старинная мебель, картины, красота обстановки, множество книг – старинных и новых. Здесь человек попадал в иной, отличный от нашего быта мир – мир гармонии и красоты. Потом я много раз бывал у нее в гостях, и каждый приход был для меня праздником.

Говорила она о «физиках и лириках» – модной тогда теме. Я относился, очевидно, к физикам. С удивлением отмечала Вера Николаевна, что к ней приходят с вопросами о японской культуре и поэзии в основном «физики» – инженеры, математики, студенты технических вузов, молодые люди из НИИ, связанных с техникой, оборонкой и т. п. А вот гуманитарии – филологи, философы, историки –появляются редко.

ВЕРА НИКОЛАЕВНА МАРКОВА. МАРТ, 1981 г.
ВЕРА НИКОЛАЕВНА МАРКОВА. МАРТ, 1981 г.

Она много рассказывала о Японии, о своей работе, и это было так увлекательно и интересно. Я по глупости не понимал, какого уровня человек тратит на меня свое драгоценное время. Но она любила молодежь и не жалела ни сил, ни времени для нашего просвещения. Она дарила мне свои книги, рассказывала о своей жизни просто и с доверием. Пока мне трудно написать что-то цельное о нашем общении, да и многое стерлось в памяти, но раз есть просьба, я буду иметь в виду, что нужно выбрать из остатков памяти крупицы воспоминаний о человеке, которого я по-настоящему любил. Все годы после ухода Веры Николаевны каждый день молюсь о ней – ведь она была глубоко православным человеком.

***

Узнав о моем желании создать поэтическую антологию, посвященную иве, она тут же процитировала стихотворение Ф. И. Тютчева «Что ты клонишь над водою, ива, макушку свою…», а затем несколько японских стихов об иве в ее переводе, добавив, что даже в Японии подобной книги пока нет… Она одобрила и благословила этот труд, и было видно, как она обрадовалась самой идее поэтической книги, посвященной дереву! Она была для меня главной вдохновительницей этого труда, занявшего более двадцати лет.

ВЕРА НИКОЛАЕВНА МАРКОВА С КОТОМ ПО ИМЕНИ ТЮПА. 1984 г.
ВЕРА НИКОЛАЕВНА МАРКОВА С КОТОМ ПО ИМЕНИ ТЮПА. 1984 г.

Особенно важным открытием для меня в той первой беседе стало мнение Веры Николаевны о вершинах мировой поэзии. Она считала, что существуют три абсолютных вершины мировой поэзии: древнегреческая поэзия, японская поэзия и русская поэзия*. Это не означает, что в других народах и литературах нет великих поэтов, но эти вершины недостижимые – для всех времен и народов и являются поэтическим эталоном.
* Точно в таком порядке назвала мне три абсолютных вершины в поэзии и Мария Ефимовна Сергеенко (инокиня Мария; 1891–1987) – доктор исторических наук, профессор, всемирно известный ученый-античник.

Отбирая стихи для антологии, я прочел почти миллион стихотворений. Проблем с количеством стихов для книги не было. Труднее было сокращать число стихов, чтобы книга не превратилась в пухлый, неудобочитаемый том. Вера Николаевна и здесь помогла, напоминая, что нужно отбирать поэтические шедевры и обязательно просматривать разные переводы, чтобы выбрать лучшие. Впоследствии один из стихов в ее переводе она благословила заменить на более поздний вариант, по ее мнению, лучший предыдущего. Мне-то показалось, что они оба хороши. Но здесь Вера Николаевна напомнила, что существует такое понятие, как «переводческий слух». Это не логика и не эрудиция, а именно слух,– он либо есть, либо его нет, и тогда различить качество перевода очень трудно.

О ПЕРЕВОДАХ

Приведу ее слова о работе переводчиков: «Самое трудное для переводчиков поэтических текстов с японского – отбор тех стихов, которые смогут органично войти в иной язык. Приходиться перечитывать тысячи и тысячи стихов, чтобы отобрать те, которые дойдут до русского читателя. Переводчики – это мосты, соединяющие культуры, народы и цивилизации в пространстве и во времени. Велика их роль в сближении народов, в созидании их братства.
Переводчики – это мосты, соединяющие культуры, народы и цивилизации в пространстве и во времени

Есть стихи (особенно много их среди хокку), которые даже в подстрочном переводе сохраняют дух, поэтичность, образность исходного текста. Тут уж ничего не нужно изменять или добавлять – именно из таких текстов получаются лучшие переводы. Здесь без Божией помощи ничего не сделать».

Свои удачи в поэтических переводах Вера Николаевна объясняла именно помощью свыше, а также помощью своих учителей – «двух Николаев» – выдающихся востоковедов Николая Александровича Невского и Николая Иосифовича Конрада и, конечно же, покровительством «третьего Николая» – святителя Николая Японского.
Вера Николаевна отметила, что самое принципиальное для книги об иве, помимо отбора стихов,– это художественное оформление.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ ИВА, ЖУРАВЛЬ, КОНЬ. 1997-2009
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ ИВА, ЖУРАВЛЬ, КОНЬ. 1997-2009

Вот её слова:
«Оформление должно быть строгим, без цветных иллюстраций.
Лучше всего подошли бы тушевые рисунки с изображениями ивы – как это прекрасно умели делать старые японские и китайские мастера.

Идеально было бы проиллюстрировать поэтов каждой страны рисунками национальных художников, но это слишком сложная задача, возможная, пожалуй, только для китайских и японских стихов.

Поэтому вижу только один выход – найти настоящего русского художника, который смог бы дать параллельный ряд рисунков ивушки: не иллюстрации к стихам, а выразил бы свое внутреннее понимание и любовь к дереву. Но чтобы дать ряд рисунков, достойных поэтических шедевров, включенных в книгу, нужен художник, озаренный Божественным вдохновением для этой работы». Слава Богу, такой художник нашелся, думается, не без молитвенной помощи самой Веры Николаевны, а также многих друзей этой книги.

ИВА - СЕСТРА НАША. М. 1997 г. СУПЕРОБЛОЖКА
ИВА — СЕСТРА НАША. М. 1997 г. СУПЕРОБЛОЖКА

Книга «Ива – сестра наша» вышла в свет только в 1997 году, через два года после кончины Веры Николаевны. К великому моему сожалению, не успел я подарить ей эту выстраданную книжицу, в которой она приняла такое горячее участие. Название книги – строка из стихотворения А. Ф. Локтева (1933–2011):

О ИВА!

О ива!
Извивы твоей коры,
Как морщины на лице человека,
Узловатые ветви твои,
Как натруженные руки человека,
Корни твои глубоки,
Как глубока печаль человека,
Тихое струение солнечного света
по листве твоей,
Как озаренное улыбкой лицо человека,
Шелест твоей листвы –
Это тихое звучание подвижных губ человека,
А склоненная над рекой твоя крона –
То склоненная в усталости
Глава человека над рекой его жизни.
О ива, сестра наша!

3 комментария

Нажмите, чтобы оставить комментарий

  • ***
    Я думаю,
    Есть для стихов Элизиум
    Не в нашей, людской,
    Но в божественной памяти.
    Там живут они,
    Пока мы сгораем.
    По ночам
    Мы дышим их светом.
    Я знаю,
    Есть для стихов геенна
    В черной неиссякаемой памяти.
    Там,
    Мерцая, словно гнилушки,
    Лишенные света,
    Кажутся светом,
    Ибо горшей муки
    Не ведает даже Девятый круг.
    Вера Маркова . 1977
    ПОКА СТОИТ ЗЕМЛЯ
    (1964 – 1975)

  • Спасибо автору за чудесные воспоминания о Вере Николаевне Марковой. Это как глоток вкусной свежей воды.
    Спасибо, Александр Аршакович, за то, что Вы так тонко передаёте одухотворённость нашей жизни и пробуждаете в читателе желание выискивать прекрасное в повседневной жизни.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 ДЕКАБРЯ — СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ДЕКАБРЬ 2022 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

6 декабря / 23 ноября – День памяти св. благоверного князя Александра Невского (1220/21-1263)
***
6 декабря 1240 г. – После долгой осады монголо-татарские войска ворвались в Киев.
В 1239 г. армия хана Батыя предприняла новый поход на Русь. До этого монголы разбили основные силы Владимиро-Суздальской земли, взяли и разграбили четырнадцать городов Северо-Восточной Руси. Батый мечтал об империи, протянувшейся от Тихого океана до Атлантики. Теперь его путь лежал в южные и западные земли. Однако легкой победы добиться не удалось. Все города русичей приходилось брать штурмом. Первым захваченным городом стал пограничный Переславль, затем Чернигов. К декабрю 1240 г. Батый подошел к Киеву. Хан не хотел разрушать красивый город и предложил горожанам сдаться без боя. Однако киевляне решили биться насмерть. Осада Киева длилась долго. На защиту города вышли все его жители от мала до велика. По свидетельству летописца «один бился с тысячей, а двое – с тьмою». Монголам пришлось использовать стенобитные орудия. Через провалы в стенах монголы ворвались в город. Последний оплот защищавшихся – Десятинная церковь – пал (согласно историческим документам) 6 декабря 1240 г.
***
6 декабря / 26 ноября 1590 г. – Царским указом запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому.
Отмечавшийся на Руси 26 ноября по старому стилю Юрьев день (когда чтится память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, в период времени за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина.
26 ноября) / 6 декабря 1590 г. царь Феодор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Однако у крестьян еще оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 г. вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян – 5 лет. Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
***
6 декабря / 25 ноября1741 г. – В результате государственного переворота российской императрицей стала Елизавета Петровна (1709-1762), дочь Петра I и Екатерины I.
Елизавета Петровна росла веселой красавицей и была прекрасно образована. После брака родителей, и принятия в 1721 году Петром I императорского титула, дочери Анна и Елизавета получили титул «цесаревны», который отделял детей императора от других членов дома Романовых. Петр, сын казненного царевича Алексея, назывался великим князем, а племянница Анна Иоанновна царевной.
Завещание Екатерины I предусматривало права Елизаветы и ее потомства на российский престол после Петра II (сына царевича Алексея) и Анны (старшей дочери Петра I). Но после неожиданной кончины Петра II в 1730 г., Елизавета оказалась законной наследницей престола, поскольку ее сестра Анна отреклась за себя и своих потомков от прав на российскую корону. Несмотря на завещание, Верховный тайный совет, признав Елизавету незаконнорожденной, отказал ей в правах на престол и «пригласил на царство» Анну Иоанновну, в правление которой Елизавета находилась в опале и была очень далека от политической жизни. Хотя в свете она показывалась достаточно часто и по-прежнему блистала на балах. После смерти Анны Иоанновны в 1740 г. трон наследовал ее двухмесячный внучатый племянник Иван Антонович, но в результате реальная власть перешла к его матери – Анне Леопольдовне.
Русское дворянство и аристократия были недовольны режимом последних правительниц, а широкие слои русского общества считали, что все беды происходят от захвата власти «иноземцами». Но если Анна Иоанновна была русской, то Анна Леопольдовна со своим супругом принцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским являлись в глазах народа «чужими», несправедливо правящими Россией от имени младенца-императора, их презирали. Тем более, большое количество «немцев», занимавших главные посты в государстве, тоже многих не устраивало. Бирона ненавидели все, Миниха и Остермана не любили. В этих обстоятельствах массовые симпатии русского общества оказались на стороне Елизаветы, «русской сердцем и по обычаям», на дочь Петра Великого возлагали большие надежды. Центром движения в ее пользу стали казармы гвардейского Преображенского полка. Но немало потрудилась для завоевания симпатий гвардейцев и сама цесаревна. Она часто проводила время в казармах «без этикета и церемоний», одаривала гвардейцев деньгами и крестила их детей. Разговоры о возможном дворцовом перевороте начались ещё в начале 1741 г. Слухи о том, что Елизавета что-то затевает, неоднократно доходили до Анны Леопольдовны, но она не верила. Круг близких сторонников Елизаветы ограничивался в основном «кавалерами» ее двора. В подготовке переворота участвовали Разумовские, братья Шуваловы и Воронцов. Руководителями заговора являлись Лесток и сама цесаревна.
В ночь на 25 ноября / 6 декабря 1741 г. Елизавета Петровна, при поддержке своих сторонников и гвардейских офицеров совершила государственный переворот. В казармах Преображенского полка она обратилась к своим приверженцам: «Други мои! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Как вы служили отцу моему, так и мне послужите верностью вашей».
Не встретив сопротивления, с помощью трёх сотен верных гвардейцев Елизавета заняла Зимний дворец и провозгласила себя новой императрицей. Вызванные полки принесли ей присягу. Солдаты разбудили и арестовали Анну Леопольдовну и ее мужа, а младенца-императора Ивана VI забрала сама Елизавета. К семи часам утра переворот завершился, причём без пролития крови. Наутро после переворота была готова форма присяги новой императрице, и был обнародован манифест, в котором говорилось об узурпации власти иностранцами. Елизавета распорядилась арестовать всю Брауншвейгскую фамилию и ее приверженцев, но «в остальном с ними обходились без ненужной жестокости».
Еще через 3 дня был издан второй манифест, в котором провозглашалось, что Елизавета Петровна вступила на престол «по законному праву, по близости крови к самодержавным родителям». Право дочери Петра I на российскую корону подкреплялось ссылкой на завещание Екатерины I. Елизавета Петровна Романова короновалась в апреле 1742 года.
Иван Антонович был объявлен незаконным государем, не имевшим «никакой уже ко всероссийскому престолу принадлежащей претензии, линии и права», и заключён в Шлиссельбург, а остальное Брауншвейгское семейство отправлено в Холмогоры. Фавориты прежней императрицы Миних, Левенвольде и Остерман были приговорены к смертной казни, позднее замененной ссылкой в Сибирь – чтобы показать Европе терпимость новой самодержицы. Своих же приверженцев Елизавета щедро наградила. Рота Преображенского полка была наименована лейб-компанией. Все рядовые были пожалованы в дворяне и наделены имениями, другие участники переворота также получили высокие чины и подарки.
Стоит отметить, что подобные государственные перевороты были и до, и после Елизаветы Петровны, но есть ряд особенностей, присущих этому событию: с одной стороны, патриотические лозунги в гвардии, с другой – особая роль самой Елизаветы, которая не только приняла участие в перевороте, но и лично возглавила его, а затем сумела удержаться на престоле в течение 20 лет, являясь продолжательницей петровских традиций и преобразований. В целом, внутренняя и внешняя политика Елизаветы отличались стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти.
Императрица Елизавета была последней правительницей России, являвшейся Романовой «по крови». Официальным наследником престола она назначила своего племянника (сына сестры Анны) – будущего Петра III и женила его на принцессе – будущей Екатерине II. В его официальный титул были включены слова «Внук Петра Великого».
***
6 декабря 1813 г. – Родился Николай Платонович Огарёв (1813-1877). Поэт, публицист, русский революционер.
***
6 декабря 1971 г. – В Париже умерла Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 1872-1971). Русская балерина, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров, педагог.

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
patralex40
РУСЬ ОТЧАЛИВШАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 ДЕКАБРЯ — ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XV в. СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ПРОКЛА
prokl86
БОГОМУДРЫЙ АРХИПАСТЫРЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН САРВ, ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1867–1937)
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АРСЕНИЙ (ДМИТРИЕВ), ИГУМЕН ТИХВИНСКИЙ (1872–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕМИЛИАН (ЕМИЛИАН ИВАНОВИЧ ПАНАСЕВИЧ), ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1875–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ КАНДЕЛЯБРОВ, ПРЕСВИТЕР СЕННОВСКИЙ (1889–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ ПОКРОВСКИЙ, ПРЕСВИТЕР НИКОЛЬСКИЙ (1895–1937)
СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ИГУМЕНИЯ ИОАННИКИЯ (АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА КОЖЕВНИКОВА; 1859–1937)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

1 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЖУКОВА
МАРШАЛ Г. К. ЖУКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 НОЯБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (ТУРКЕСТАНОВА)
mitrifon7
ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (1861–1934). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 НОЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ВАВИЛОВА

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК