27/14 апреля – день памяти святителя Мартина Исповедника, 74-го папы Римского (649–654).
Предлагаем вниманию читателей сайта посвященную святителю главу из книги А. Трофимова «Икона Божией Матери Одигитрия Корсунская (Ефесская) в судьбах России».
«Украсив Петров божественный престол
и на того камени Церковь неколеблему соблюд,
Мартине, с ним прославился еси»
Песнь 7-я канона песнопевца Иосифа († 883)
Св. Мартин родился в городе Тудертума Умбрийской области в Италии в начале VII века. Получив хорошее образование, он стал священнослужителем Римской Церкви. После смерти папы Феодора I (642–649 гг.) священник Мартин был избран на Римскую кафедру. В это время на Востоке все более распространялась монофелитская ересь*, и св. Мартин вместе с другими православными иерархами должен был вести борьбу с ней.
* Эта ересь была как бы продолжением прежде бывшей и более крайней ереси монофизитов, в которой утверждалось, что во Христе человеческая природа была полностью поглощена Божественной. Когда империя уже вела тяжелейшие оборонительные войны против мусульман, император Ираклий I (575– 641) решил объединить всех христиан, придумав компромиссную формулу относительно природы Христа. В 638 году он издал по этому поводу специальный указ, озаглавленный словом «Экфесис» (Изложение), в котором провозгласил, что Иисусу Христу присуща одна, Божественная воля, но у него два естества – Божественное и человеческое. Эта доктрина получила название «монофелитство» (единоволие).
Споры православных с монофелитами волновали очень многих, покой в империи был нарушен. Чтобы прекратить дальнейшие споры, император Констанс (641–668 гг.) написал еретический «Образец веры» (Типос). Это было сделано по совету Константинопольского патриарха-еретика Павла II (641–654 гг.). Православные решили противостоять нечестивому повелению императора, вплоть до смерти. В числе исповедников был и св. Мартин.
Получив Типос и ознакомившись с его содержанием, св. Мартин, папа Римский сказал: «Если бы и весь мир принял это несогласие с православным учением, то я все равно отверг бы его: я готов пострадать даже до смерти за Евангельское и апостольское учение, за предание святых отцов».
Св. Мартин обратился с письмом к патриарху Павлу, с любовью увещевая заблудшего иерарха покаяться и оставить еретические заблуждения: святой также просил патриарха повлиять на императора и убедить его в пагубности лжеучения монофелитов. Однако патриарх не только не послушался увещеваний святителя Мартина, но предал бесчестию и побоям послов его, а затем отправил их в ссылку.
Св. Мартин по совету пребывавшего тогда в Риме Хрисаиолитанского аввы прп. Максима Исповедника, созвал в 649 году Поместный Собор Римской Церкви. Этот Собор, состоявший из 105 епископов, предал ересь монофелитов анафеме, а императорский Типос осудил. Собор разослал также послание ко всем православным христианам, в котором утверждал их в правой вере.
Весть о действиях св. Мартина дошла до императора. Разгневанный Констанс приказал военачальнику Олимпию привезти св. Мартина на суд в Константинополь. Но Олимпий не смог выполнить возложенную на него миссию. В Риме он побоялся открыто схватить чтимого народом и клиром святителя, поэтому решил подослать к папе Мартину убийцу. Но едва убийца приблизился к святителю, как тотчас же ослеп. Олимпий в ужасе оставил Рим и отправился на Сицилию, где вскоре погиб в сражении.
Другой посланный нечестивым императором военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.
17 Сентября 654 г. его перевезли в Константинополь, где толпа его встретила с насмешками и бранью. Он находился в тюрьме 93 дня, больной и умирающий с голода, прежде чем явиться перед судьями. Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Ни в чем неповинный святой Мартин начал оправдываться от возводимой на него клеветы: «Никогда я,– говорил он,– не имел никаких сношений с сарацинами кроме тех случаев, когда посылал жившим среди них бедным и убогим братьям по вере милостыню; кто же не почитает Пречистую Богородицу, не признает Ее за Матерь Божию и не поклоняется ей, тот да будет проклят в сей век и будущий; веру же святую,– заключил он свое оправдание,– не мы, но несправедливо разномыслящие с нами сохраняют неправо». Но пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: «Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти».
После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: «Анафема Папе Мартину!» Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец, посланец императора подошел к военачальнику и огласил приговор: лишить Папу сана и предать смертной казни.
Спекулаторы (палачи) заковали полунагого святителя в цепи и поволокли в темницу через весь город в преторию, неся впереди обнаженный меч, которым его намеревались убить. Из народа некоторые поносили святого и, издеваясь над ним, кричали, качая головою: «Где Бог его? где содержимое им вероучение?» Другие же не могли удержаться от плача и рыданий при виде подобного бесчестия и мучения, причиняемого святителю Божию.
Придя в преторию, спекулаторы потащили связанного святого в темницу вверх по лестнице: спотыкаясь на ступенях святой Мартин падал и ушибался, так что тело его покрылось кровоподтёками и ссадинами; здесь бросили его вместе со злодеями и разбойниками. Все эти издевательства имели единственной целью заставить папу войти в общение с Константинопольской церковью.
Спустя некоторое время его отсюда перевели в другую темницу – Диомидову, где он от болезни и сильного холода (был январь месяц) чуть не умер. Жена одного из темничных стражей сжалилась над святым Мартином: придя тайно к святому узнику, она взяла его к себе в дом и обвязав ему раны положила на своей постели, одев его теплым покрывалом; святой Мартин лежал до вечера, не издавая, подобно мертвецу, ни одного звука. Поздно вечером начальник царских евнухов Григорий послал управляющего своим домом с небольшим количеством снедей, и велел ему передать их святому Мартину со словами: «Не изнемогай в скорби; мы надеемся, что Бог не попустит тебе умереть».
Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: «Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению»,– и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: «Делайте со мной, что хотите, изрубите меня на куски, как вы приказали, но я не буду никогда в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии».
Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический. Здесь святому пришлось до самой кончины переносить голод, нужду и болезни. В Таврику Мартин прибыл 15 мая 655 года, и здесь ему довелось прожить 124 дня.
В последние месяцы жизни, находясь в Крыму, Мартин постоянно болел (его мучила подагра, а возможно, и дизентерия, которой он заразился еще на корабле по пути из Италии в Грецию). Он был истощен и измучен полуторагодичным заключением. Однако до самой своей смерти оставался врагом монофелитства и сохранял полную убежденность в истинности своей веры. Незадолго до кончины, Мартин отправил из ссылки свое последнее письмо, которое закончил следующими словами: «О бренном же сем теле моем позаботится и сам Господь, как угодно будет ему распорядиться, и в непрестанных мучениях, и в незначительном утешении. Ибо Господь близко, и чего же я беспокоюсь? Конечно, я уповаю на Его милосердие в том, что не замедлит завершить мой путь, коий он предначертал… Да предохранит вас Всевышний Бог мощной рукою ото всякого наказания и спасет во Царствии своем!».
Святой Мартин скончался 16 сентября 655 года. Из текста «О страданиях иже во святых отца нашего Мартина Исповедника, папы Римского» узнаем, что «посажен был святой Мартин на корабль и в заточение, послан в Херсон, где гладом, теснотою и всяких потреб недостаточеством моримый, через два года ко Господу отошел. Святое же его тело погребено было вне града Херсона, в церкви Пречистой Богородицы, нарицаемой Влахернская. И гроб его славен есть».
Автор «Жития св. Элигия» Авден писал в VII веке, что описываемый им святой в 659 году видел усыпальницу Мартина. Уже тогда, спустя 4 года после кончины папы, к месту его упокоения совершались массовые паломничества, причем, не только из близлежащих восточных провинций империи, но и из западных. Об огромной популярности мавзолея Мартина среди христиан Таврики и прилегающих областей в начале VIII века императору Льву III Исавру (717–741) сообщал в письме римский папа Григорий II (669–731), отмечая, что к мавзолею блаженного Мартина «стекается Боспор и весь Север и обитатели Севера с тем, чтобы исцелиться от болезней».
Борьба между православием и ересью завершилась в 680 году, когда монофелитство было осуждено на Шестом Вселенском церковном соборе, собравшемся в столице Византийской империи. Тогда было провозглашено, что Христос – Богочеловек и имеет две воли, причем Его человеческая воля подчиняется Божественной. Но до победы православных догматов должна была пройти еще четверть века…
После того как ересь монофелитов осудил VI Вселенский Собор, мощи св. Мартина Исповедника* были торжественно перенесены сначала в Константинополь, во Влахернский храм? а затем – в Рим, где находятся и по сей день в церкви Святителя Мартина на Семи Холмах. День памяти святого Мартина Исповедника отмечается 14/27 апреля.
* Его честные мощи были подняты cвв. Кириллом и Мефодием, славянскими учителями, одновременно с мощами Святителя Климента, папы Римского. Святые тела Святителей Мартина и Климента были отправлены в Рим, а глава каждого и правая рука остались в Херсонесе.
Даже в 1598 году, когда Херсонес уже больше века не существовал как город, известный церковный писатель, кардинал Бароний написал, что «…и до сего дня почитается память св. папы Мартина греками, и большие толпы народа собираются к его могиле, чтобы получить благодать излечения».
Популярность св. Мартина среди приверженцев православной и католической веры огромна. В его честь освящены сотни храмов по всему христианскому миру, а его Житие («Мартирий») – беспрецедентный случай – было написано еще при жизни святого! В Севастополе пещерный храм во имя св. Мартина освящен в Инкерманском православном монастыре.
СВЯТИТЕЛЮ МАРТИНУ ИСПОВЕДНИКУ, ПАПЕ РИМСКОМУ
Тропарь, глас 4:
Истинных повелений устне распространил еси, учении Божественными вся просветил еси, зловерие низложил еси, Богомудре Мартине, святителю всечестне, поминай нас, угодниче Христов, еже к Нему ходатайствы твоими, да в мире устроиши живот наш.
Кондак, глас 2:
Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю Мартине, со ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.
Величание
Величаем тя, святителю отче Мартине, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Огромная благодарность Александру Аршаковичу за очередной интереснейший материал о святом Мартине Исповеднике. В наше время так трудно бывает увидеть подмену понятий, после которой истинное перестаёт быть таковым. Статья о Мартине Исповеднике воодушевляет и даёт внутренний импульс к горению в жизни в православии.
Желаю дорогому Александру Аршаковичу многая лета и творческих успехов.
Спасибо за книгу. Сожалею, что не познакомилась с нею раньше. Но не поздно: пишу о папе Мартине 1 статью в Крымский сборник — ссылаюсь на Ваш материал, благодарю Вас за то, что Вы так душевно изложили обстоятельства жизни и страданий этого великого человека. Ваши переводы двух последних его писем из Крыма — лучшие из переведенных до сих пор.
Желаю Вам творческих и всех других успехов.
В. Матвеенко