Главная Иконы Божией Матери

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

ПРИБЫТИЕ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ В МОСКВУ. 2004 г.
ПРИБЫТИЕ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ В МОСКВУ. 2004 г.

23 июня 2004 года величайшая святыня Русской земли – Тихвинская икона Божией Матери возвратилась из далеких странствий в Россию. Представляем вниманию читателей статьи автора сайта об этом событии, написанные в год возвращения Святыни.

По преданию икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой и была послана им в Антиохию к державному Феофилу вместе с Евангелием и книгой Деяний Апостолов. Впоследствии икону перенесли в Иерусалим, а в V веке — в Константинополь. Икона стала главной святыней Влахернского храма. Во время иконоборчества икона была сокрыта в обители Пантократора, а по прекращении гонений возвращена во Влахернский храм, где находилась до 1383 г.

ТИХВИНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ОКЛАДЕ
ТИХВИНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ОКЛАДЕ

За 70 лет до взятия турками Константинополя икона таинственно исчезла из храма и вскоре после этого явилась в Русской земле. Божия Матерь избрала местом ее пребывания город Тихвин в Новгородской земле, отчего икона и получила название Тихвинской. Икона явилась на Руси в 1383 г. во время княжения великого князя Димитрия Донского, когда горела еще в сердцах русских людей радость победы на поле Куликовом. Икона останавливалась над пятью местами, где впоследствии воздвигли памятные храмы. От иконы, носимой по воздуху Ангелами, исходило сияние ярче солнечных лучей. У города Тихвина, недалеко от берега реки Тихвинки, икона опустилась на землю. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Божией Матери, а в 1560 г. при храме возник мужской монастырь. Икона прославилась многими чудесами, прозрениями слепых и исцелениями бесноватых. Дважды горел Успенский храм, но чудотворная икона оставалась невредимой. Особенно прославилась икона в страшные годы Смутного времени – ограждала Северные пределы Русского государства, терзаемого врагами. Большинство городов севера оказались в руках шведов. Впервые за всю историю Руси враги захватили Великий Новгород, учинив в нем ужасное разорение; после ухода шведов в огромном городе осталось в живых около 700 жителей. Неоднократно пытались шведские войска уничтожить Тихвинский монастырь, но каждый раз заступление Божией Матери спасало обитель. Знаменитая многолетняя оборона Тихвинского монастыря явилась одной из главных причин успешного исхода войны со шведами. Во время осады монастыря одной благочестивой женщине, получившей незадолго перед тем прозрение от иконы, явилась Матерь Божия и повелела объявить всем находящимся в обители, чтобы они совершили крестный ход по стенам монастыря с иконой.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ТИХВИНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА СТЕНЕ ЦЕРКВИ НА КРЫЛЕЧКЕ
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ТИХВИНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА СТЕНЕ ЦЕРКВИ НА КРЫЛЕЧКЕ

После совершения крестного хода шведы неожиданно сняли осаду и бежали от стен монастыря. Через некоторое время, озлобленные неудачей, шведы снова подошли к обители с еще большей силой и начали штурм. Численность гарнизона была невелика, и на монастырские стены встало все население города, в том числе женщины и дети. И снова шведы бежали от стен, гонимые неведомой силой. Через год шведы привели огромное войско, желая отомстить за свой позор. Начался яростный штурм. Враги не давали передышки осажденным, вели подкопы под ворота и стены. Защитники оказались на грани гибели. В ночь перед решающим штурмом врага иноку Тихвинского монастыря Мартиниану было видение Божией Матери, которая повелела ему: «Скажи начальникам, да изгонят свиней из дома Моего, ибо все вокруг изрыли, и уже порог дверей подкопали». Наутро русские воины, выполняя повеление Божией Матери, совершили молебен перед чудотворной иконой, открыли ворота монастыря и устремились на врагов. Несмотря на огромный численный перевес, шведы дрогнули и побежали.

Осажденные преследовали врагов, многих перебили и взяли в плен. Через два года шведы вновь осадили Тихвинский монастырь, имея приказ разорить обитель, раскидать по камню храм Богоматери и порубить на куски чудотворную икону. Шведов было так много, что спасение казалось невозможным. Защитники решили вынести икону из обители и бежать с ней в Москву. Но икону не смогли сдвинуть с места, и тогда осажденные поняли, что Божия Матерь Сама защитит Свою святыню. Новое знамение остановило малодушных, и все ожидали подхода врага. Но шведы так и не дошли до обители: им привиделось, что многочисленное войско, значительно превосходящее их числом, пытается окружить их. Шведы в страхе бежали. Это была их последняя попытка бороться с силой Божией Матери. 10 февраля 1617 г. в деревне Столбово в 50 верстах от Тихвина был заключен мирный договор со шведами, оставившими в покое Великий Новгород и Северные земли русского государства. Список с чудотворной иконы, сделанный по просьбе Московских послов, принесли в Москву и поставили в Успенском соборе Кремля. С тех пор Тихвинская икона стала почитаться на Руси величайшей святыней Русской Церкви, дарующей мир стране и народу. Икона находилась в Успенском соборе Тихвинского монастыря до 1941 года.

ПСКОВ. ПЕРЕДАЧА ТИХВИНСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ ПСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ. 1942 г.
ПСКОВ. ПЕРЕДАЧА ТИХВИНСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ ПСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ. 1942 г.

Зимой 1941 г. немецкие солдаты вынесли из Тихвина главную его святыню — чудотворную икону Божией Матери. В начале 1942 г. Тихвинскую икону отправили во Псков и поначалу поместили в комнате Псковской военно-полевой комендатуры. Каждое воскресенье икону привозили в Троицкий собор Пскова к началу богослужения, а вечером возвращали в комендатуру. Затем немцы передали икону Псковской православной миссии, созданной по инициативе митрополита Литовского и Виленского Сергия (Воскресенского), ставшего в начале 1941 г. экзархом Латвии и Эстонии.

Основу миссии составили православные священники-эмигранты, желавшие помочь народу своей многострадальной Родины. Благословение Самой Божией Матери – так восприняли отцы Псковской миссии передачу им великой святыни. С полной самоотреченностью и любовью к пастве трудились они денно и нощно над просвещением людей. Многие православные люди на оккупированных врагом землях знали, что Тихвинская икона стала их покровительницей и заступницей. В составе миссии находилось более 230 священников. Служить им приходилось постоянно в условиях на грани жизни и смерти. То было постоянное совершаемое в течение двух с половиной лет чудо – выживание в условиях войны и оккупации. Некоторых из них арестовывали и убивали в гестапо, другие умирали от рук партизан: священники для них были врагами, и их убивали в первую очередь. «Встреча с партизанами – конец. Им не втолкуешь, что мы проповедуем Христа Распятого. Мы на этой стороне – значит, враги. Людей, исколотых штыками партизан, мы хоронили неоднократно»,– вспоминает миссионер-священник Алексий Ионов.

КРЕСТНЫЙ ХОД С ТИХВИНСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ В РЕГЕНСБУРГЕ
КРЕСТНЫЙ ХОД С ТИХВИНСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ В РЕГЕНСБУРГЕ

Важнейшим делом миссии стало духовное окормление советских военнопленных. Священники служили литургии, причащали многие тысячи наших солдат, из них даже удалось организовать церковный хор. Служивший за колючей проволокой священник-миссионер сказал, что ничего в его жизни не было страшнее, чем те литургии, которые он отслужил у военнопленных. Попавшие в лагерь солдаты прекрасно понимали, что у них впереди только лютая смерть и потому со слезами каялись, исповедовались и причащались. Священникам нужно было вселить надежду на помощь Божию, помочь выстоять в лагерном кошмаре. И эти труды отцов из миссии – непрестанный духовный подвиг. Итогом деятельности Псковской Православной миссии стали более 470 открытых храмов. Это было истинно апостольское служение. Постоянно находясь под угрозой гибели от рук нацистов или советских партизан, они сумели вернуть к церковной жизни сотни тысяч людей. Совершилось возвращение великого народа к своим национальным и духовным истокам. Вопреки неудовольствию и даже сопротивлению оккупационных властей псковские миссионеры сумели сплотить православный народ; а души скольких людей спасли они своими трудами и молитвами — один Господь ведает. Деятельность миссии сыграла важнейшую роль в изменении сталинской политики по отношению к Русской Церкви не только во время войны, но и в дальнейшем возрождении церковной жизни. В апреле 1944 г. в связи с наступлением Красной армии немцы начали эвакуацию награбленных художественных ценностей в Ригу с тем, чтобы отправить их на территорию Германии. Тихвинская чудотворная икона также была перевезена в Ригу, где ее торжественно встретили верующие во главе с епископом Рижским Иоанном (Гарклавсом). Сначала икону поставили в храме Рождества Христова, а затем перенесли в Троице-Сергиев монастырь. Перед иконой постоянно служили молебны. Владыка Иоанн приветствовал появление иконы в кафедральном соборе Риги словами святой праведной Елизаветы из Евангелия от Луки: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» (Лк. 1, 43).

ТИХВИНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ФРАГМЕНТ
ТИХВИНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ФРАГМЕНТ

В августе 1944 г. епископ Иоанн с матерью и приемным сыном Сергеем выехал в Либаву (латыш. Лиепая). Туда же привезли и Тихвинскую икону, поместив ее в Троицком соборе. Владыка Иоанн не хотел покидать Россию, его заветным желанием было спрятать Тихвинскую икону и дождаться с ней прихода советских войск. Казалось, всё способствовало тому – ведь Рига и Либава, где он находился, были окружены советскими войсками. Но Господь судил иначе. Владыка Иоанн вместе с приемным сыном своим, ставшие Божиим Промыслом хранителями чудотворной иконы, были насильно эвакуированы немцами. В сентябре 1944 г. по приказу немецкого командования, в окружении автоматчиков «Ostland» покинули Либаву они и с ними более двадцати пяти священников. Как вспоминал сам Владыка Иоанн, уходили они с иконой из Либавы морем. Вместе с ним на корабле находились престарелая мать и приемный сын Сергей. В пути корабль атаковали самолеты Красной армии. Видимость была идеальная, самолеты точно выходили на цель, но бомбы ложились мимо. Ни одна из сброшенных бомб не попала в корабль. Владыка говорил, что на этом исходе из России Чудотворной святыни и ее хранителей было благословение Божие. Путь их лежал в немецкий порт Данциг, а затем через Кобленц — в Чехию, в город Яблонец, где они и встретили окончание войны. 27 мая 1945 г. Владыка все еще служил в своей домовой церкви в Гогенсберге близ Яблонца.

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ЛАГЕРЕ ФИШБЕК. ГЕРМАНИЯ. 1947 г.
ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ЛАГЕРЕ ФИШБЕК. ГЕРМАНИЯ. 1947 г.

Тогда епископ Иоанн вместе с группой православных священников, прибывших из России, обратились к Святейшему Патриарху Алексию I с просьбой о содействии в возвращении в Советский Союз. Ответа они не получили, и в том же 1945 г. перебрались в западную оккупационную зону Германии. Так Тихвинская икона Божией Матери и ее хранители оказалась в американской зоне оккупации. Началось долгое четырехлетнее странствие хранителей по лагерям перемещенных лиц. Повсюду, где бывали они с иконой, служились литургии, молебны. Во всех местах, где побывала икона, богослужения совершались с огромным молитвенным подъемом. Русские люди, оказавшиеся на чужбине, со слезами припадали к родной, знаменитой, прославленной святыне, не веря своему счастью. Для них пребывание на Западе, в лагерях беженцев, одной из величайших святынь Русской Православной Церкви и Российского государства становилось знаком любви Божией и участия Самой Пречистой Матери Господа в их судьбе. Не счесть, сколько русских людей получили утешение, душевное успокоение и радость от встречи с иконой. Приемный сын Владыки, Сергей Гарклавс, ставший впоследствии православным священником, вспоминает об этом времени, как об одном из самых удивительных и благодатных в жизни. Хранителям иконы казалось, что не они несут святыню, а она несет их, вернее, как поется в службе чудотворной иконе, она была «ангелы носима». Сергей несколько лет постоянно ходил с немалой ношей (а икона достаточно тяжелая), но никогда не было чувства изнеможения. То были годы служения под благодатью с сознанием необходимости этих трудов. И казалось, Сама Пречистая выбирала маршруты их передвижения, чтобы помочь, утешить, духовно укрепить как можно больше людей, оказавшихся на чужбине. Ее шествие из града в град, с места на место, и в самом деле напоминало времена явления иконы в Северных пределах Русской земли.

ЕПИСКОП РИЖСКИЙ ИОАНН (ГАРКЛАВС)
ЕПИСКОП РИЖСКИЙ ИОАНН (ГАРКЛАВС)

Это четырехлетнее служение Тихвинской иконы русским людям, вынужденно оказавшимся вне пределов Отчизны, сделало ее главной святыней русского зарубежья. И что особенно важно, Божия Матерь не благословила отдать икону в какой-либо из храмов Православной Русской Церкви за границей, а ведь их было немало на пути иконы. Все время от того момента, как икону взял в руки епископ Иоанн, и вплоть до наших дней святыня находилась у тех, кому Пречистая благословила быть ее хранителями. Это ясный знак того, что Тихвинская чудотворная сохранялась так, чтобы ей можно было вернуться в Россию. Попади она в любой из храмов русского зарубежья, никакой возможности для возвращения ее на Родину не было бы. Все годы пребывания в Западной Европе и Америке икона оставалась общерусской святыней, святыней Православной России. В 1948 г. епископ Иоанн переехал в Америку. Здесь Владыка стал стал архиереем Американской митрополии. Сначала он был епископом Детройтским и Кливлендским, а с 1955 г. управлял Чикагской и Миннеапольской епархией. Был возведен в сан архиепископа. С конца 1950-х гг. Владыка проживал в Чикаго, где служил в Свято-Троицком соборе. Тихвинская икона постоянно находилась в храме, где служил Владыка – сначала в кафедральном соборе Нью-Йорка, затем – в Свято-Троицком соборе Чикаго на улице 1121 Норд Левит. С 1 сентября 1976 г. архиепископ Иоанн находился на покое. Здесь же, в Чикаго, Владыка скончался 11 апреля 1982 г. После смерти архиепископа Иоанна хранителем иконы стал его приемный сын священник Сергий Гарклавс. Тихвинская икона постоянно находилась в его чикагском доме, а по праздникам переносилась в Свято-Троицкий собор. Еще при жизни Владыка сказал приемному сыну: «Икона должна быть возвращена Тихвинскому монастырю тогда, когда Россия больше не будет зависеть от коммунистического правительства и когда монастырю будет возвращен прежний его статус». Отец Сергий говорил во время своего приезда в Россию: «Архиепископ Иоанн всегда твердо верил в то, что судьба Тихвинской иконы в воле Божией и Сама Матерь Божия покровительствовала этому чудесному путешествию». Еще в декабре 1944 г. Владыка Иоанн благословил Сергея посвятить жизнь служению чудотворному образу Пречистой. Это благословение определило его судьбу. Женившись и приняв священный сан, отец Сергий Гарклавс посвятил всю свою жизнь сохранению чудотворной иконы. Присутствие в доме великой святыни определило совершенно особый уклад жизни семьи Гарклавсов. Их семейный быт, отношение друг ко другу исполнены благоговейной любовью, уважением, радостью.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ЧИКАГО, В КОТОРОЙ НАХОДИЛАСЬ ТИХВИНСКАЯ ИКОНА
ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ЧИКАГО, В КОТОРОЙ НАХОДИЛАСЬ ТИХВИНСКАЯ ИКОНА

Все пятеро детей супругов Гарклавс воспитаны были в глубокой вере и благочестии. Старший сын отца Сергия – Александр – стал священником и служит теперь в Нью-Йорке. Дочь Ольга стала регентом в одном из православных храмов Чикого. 56 лет находилась чудотворная Тихвинская икона в Америке, являясь главной общеправославной святыней континента. Она постоянно путешествовала, освятила своим присутствием храмы, монастыри, города Америки. В ноябре 1991 г. отец Иоанн впервые посетил Тихвин, встречался с местным духовенством и подтвердил, что чудотворная икона может вернуться в Россию, когда будет получено благословение священноначалия и когда Тихвинский монастырь будет восстановлен. 5 марта 2002 г. отец Сергий вместе со своим сыном протоиереем Александром направил письмо Святейшему Патриарху Алексию I со словами: «Мы думаем, что благодаря воле Божией настало время для возвращения иконы в Тихвинский монастырь… Теперь же мы просим благословления Вашего Святейшества, чтобы начать официально этот исторический момент возвращения иконы». Шестьдесят два года несет отец Сергий свой нелегкий крест служения величайшей святыне. Чтобы донести его до победы, нужна особая чистота жизни, внимание к себе. Это постоянное трезвение, молитвенное предстояние, это служение куда более трудное, чем воинское или священническое.

ХРАНИТЕЛЬ ЧУДОТВОРНОЙ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ ГАРКЛАВС. ТИХВИН, ИЮЛЬ 2004 г.
ХРАНИТЕЛЬ ЧУДОТВОРНОЙ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ ГАРКЛАВС. ТИХВИН, ИЮЛЬ 2004 г.

Все эти годы отец Сергий жил в послушании Божией Матери, и вот наступил момент, когда Она благословила Хранителя Своей святыни передать ее на Родину. И как благодарна должна быть ему Россия, весь наш православный народ за его подвиг самоотреченного служения. Это возвращение должно состояться 26 июня 2004 г., как сообщили о том в своем письме протоиереи Сергий и Александр Гарклавсы, и тогда миссия хранителей иконы будет завершена. Это значит, что заканчивается и служение Тихвинской иконы в Америке, и по велению Божией Матери Российское государство и Русская Православная Церковь обретают во второй раз великую Заступницу своей земли и своего народа. «Се, Пречистая грядет!» – грядет, чтобы спасти наш народ, осатаневший от безбожия и смертных грехов. Только чудо может спасти нас в той ситуации, в которой оказались люди, и это возвращение Тихвинской святыни есть первое величайшее чудо во Вселенской Православной Церкви XXI столетия. Это знак начала, поворота духовной жизни России, последний призыв к ее народу возвратиться к корням, питающим нашу жизнь все предшествующее тысячелетие.

Александр Трофимов
2004 г.

<!—nextpage—>

ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТЫНИ

ТИХВИН. ВИД С КОЛОКОЛЬНИ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА НА ПЕРЕСЕЧЕНИЕ БОГОРОДИЦКОЙ И СИВЕРСОВОЙ УЛИЦ
ТИХВИН. ВИД С КОЛОКОЛЬНИ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА НА ПЕРЕСЕЧЕНИЕ БОГОРОДИЦКОЙ И СИВЕРСОВОЙ УЛИЦ

Любой город на земле, и тем более древний город,– это живое существо, имеющее, как и человек, дух, душу и тело. Тело города – это рядовая городская застройка, его дома, промышленные предприятия, мастерские, планировка, рельеф. Короче, все то, что именуют сейчас иностранным словом «инфраструктура». Душа города – это то, что составляет его индивидуальность, отличает от иных городов, мест и земель. Это, прежде всего, монастыри, храмы, часовни; это и особенно красивые здания (для Тихвина это также шлюзы и мосты через Тихвинку), это духовные традиции, которые пережили века: особо чтимые праздники, крестные ходы, это и ежегодные ярмарки и т.д. И, наконец, дух города –то вечное, что даровано этому месту и его жителям, что они должны хранить, беречь, о чем обязаны помнить всегда. Для Тихвина видимым выражением духа города с самого его основания явилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

ТИХВИНСКИЙ БОГОРОДИЧНЫЙ МОНАСТЫРЬ. ВИД С ГОРКИ
ТИХВИНСКИЙ БОГОРОДИЧНЫЙ МОНАСТЫРЬ. ВИД С ГОРКИ

Веками шли в Тихвин паломники, чтобы прикоснуться к великой святыне. Сколько чудесных исцелений совершилось у прославленной святыни, сколько радости, утешения, любви и благодати получили многие поколения русских православных людей в Тихвине, ставшем, по сути, главным религиозным центром Северо-Западной Руси. Но вот пришли иные времена, и Тихвину пришлось расплачиваться за все добро, за ту радость и благодатную помощь, которые он дарил русским людям. Пришло на Русь лихолетье, началось невиданное в истории гонение на веру, на православных христиан, на храмы, монастыри, иконы – на все, что составляло и определяло дух и душу народа. Диавол жестоко отомстил Тихвину и его святыням за те поражения, которые неизменно терпел он здесь в течение столетий. Велика была его ненависть к святому граду, и он решил стереть ненавистный город с лица земли. Эта попытка почти удалась… Революционное и военное лихолетье ударило по тихвинской земле, разрушая монастыри и храмы, пытаясь уничтожить душу народа, заставить людей забыть и о главной его святыне – Тихвинской иконе Божией Матери. После 1939 г. на Тихвинской земле не осталось ни единого действующего храма.

ТИХВИН. ИКОНЫ ИЗ УСПЕНСКОГО СОБОРА ГОТОВЯТ К ВЫВОЗУ В ЛЕНИНГРАД
ТИХВИН. ИКОНЫ ИЗ УСПЕНСКОГО СОБОРА ГОТОВЯТ К ВЫВОЗУ В ЛЕНИНГРАД

В ноябре-декабре 1941 г. немецкие солдаты увезли Тихвинскую Чудотворную икону из города. Но дух народа и вера в Бога не угасли за время гонений. Поэтому, когда советская власть во время войны разрешила открывать храмы, верующие люди Тихвина добились разрешения на возобновление богослужений в церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери, что «На Крылечке». До развала Советского Союза этот храм оставался единственным в Тихвине и его окрестностях. За время правления богоборческой власти из 34 храмов, находившихся на территории современного Тихвинского района, уничтожено 24, осталось лишь семь церковных зданий, причем три из них перестроены так, что в них невозможно угадать церковь. В самом Тихвине уничтожен был Николо-Беседный монастырь, в руинах оказались храмы и здания Введенского девичьего монастыря.

УСПЕНСКИЙ СОБОР ТИХВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ. МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ
УСПЕНСКИЙ СОБОР ТИХВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ. МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ

Но этого оказалось недостаточно для ненавистников города. И такой Тихвин продолжал привлекать православных паломников, дарил радость прикосновения к древней святыне. В день празднования Тихвинской иконы единственный служащий храм, что «На Крылечке», не мог вместить всех желавших помолиться в нем. Помнится, как много лет назад приехали мы с друзьями в Тихвин в канун праздника Успения Божией Матери. Только сошли с поезда, так почувствовали дивное благоухание, которое становилось все сильнее при подходе к монастырю. Так Божия Матерь явила Свою милость в престольный праздник Тихвинского Успенского монастыря. В 1960-е годы властями было принято безумное решение: под предлогом необходимости обеспечения жильем рабочих строящегося в Тихвине филиала Кировского завода практически весь старый город был снесен. Я видел это безумие своими глазами: такое мог придумать только диавол, разум отказывался понимать происходящее. А исполнителями его воли стали простые советские люди, которые крушили бульдозерами старинные дома, утюжили древние улицы, корчевали старинные аллеи и парки. Рядом со старым городом – сотни, тысячи гектаров пустующей земли: строй себе на здоровье! Но нет, нужно было стереть с лица земли именно старый Тихвин, и это задание духов злобы их земные слуги успешно исполнили. Так было фактически уничтожено «тело» древнего города. Это, пожалуй, единственный случай в истории России, когда старинный город уничтожен не врагами, не злодеями, а обыкновенными рабочими под торжественные возгласы с обещаниями светлого будущего в новых благоустроенных квартирах. Но светлого будущего не получилось…

ДРЕВНИЕ ИКОНЫ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ. 1955 г.
ДРЕВНИЕ ИКОНЫ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ. 1955 г.

После массовой застройки уничтожение древнего города продолжалось, только уже иным способом. Город наполнили десятки тысяч рабочих и специалистов, приезжавших со всех концов страны. Ехали сюда исключительно ради быстрого получения жилья в активно растущих микрорайонах. Коренное население Тихвина растворилось в массе приезжих. Тем самым уничтожалась память о старом Тихвине в сознании его жителей. Для новых обитателей города, составивших абсолютное большинство, Тихвин стал всего лишь средой обитания, а не родиной; старого же Тихвина большинство из них и не видели. В этой наполнившей город многотысячной толпе практически не было верующих людей. За прошедшие годы выросло новое поколение горожан, однако состояние духовной жизни в городе таково, как будто и не было крушения безбожного государства. Население современного Тихвина все так же равнодушно к вопросам веры и к судьбе своего города. Его волнуют лишь практические вопросы: какая мне (или нам) будет польза. Особенно изумляло поведение жителей во время подготовки к возвращению Тихвинской иконы. Местные и областные власти, многочисленные спонсоры и помощники пытались привести в порядок городское хозяйство, улучшить внешний вид города, отреставрировать монастырь и городские храмы. Реакция большинства жителей на эти усилия поразительна: они реагировали на все происходящее, как посторонние наблюдатели. Сколько раз приходилось слышать такие фразы: «Вон они что придумали, красят, чинят», «Вон они зачем-то монастырь восстанавливают, а у нас подъезды немытые», «Вон они…» – не хочется продолжать перечень подобных безобразных восклицаний. Совершенно ясно, что есть «они», а есть «мы». И эти «они» должны все сделать, а «мы» будем критиковать, ругать, недовольствовать, насмехаться и злорадствовать…

ПРОТОИЕРЕИ СЕРГИЙ И АЛЕКСАНДР ГАРКЛАВСЫ ВЫНОСЯТ ТИХВИНСКУЮ ЧУДОТВОРНУЮ ИКОНУ ИЗ СВОЕГО ДОМА В ЧИКАГО. ИЮНЬ, 2004 г.
ПРОТОИЕРЕИ СЕРГИЙ И АЛЕКСАНДР ГАРКЛАВСЫ ВЫНОСЯТ ТИХВИНСКУЮ ЧУДОТВОРНУЮ ИКОНУ ИЗ СВОЕГО ДОМА В ЧИКАГО. ИЮНЬ, 2004 г.

Теперь обратимся к дням возвращения Святыни в Тихвин. «Это праздник со слезами на глазах…»,– слова этой известной песни о Победе в Великой Отечественной войне как нельзя лучше подходят для того, чтобы описать то, что происходило в Тихвине 8 июля 2004 г. в день возвращения Чудотворной Тихвинской иконы. Умиление в душе и благодарность Царице Небесной – вот главные чувства паломников, встречавших Святыню. Но стоило подойти к иконе поближе, сразу можно было заметить, как печален Лик нашей Путеводительницы. И тогда на глазах появлялись слезы, конечно, растворенные радостью встречи со Святыней. Но все же было такое чувство, что Божия Матерь на иконе плачет, и это – знак печали, с которой вернулась Одигитрия в разоренный Свой Дом. Не случайно отец Сергий Гарклавс, Хранитель иконы, сказал: «Прежде чем вернуть икону, мы много молились и очень много плакали». И дело совсем не в том, что разорены и порушены храмы: их можно восстановить, позолотить купола, написать новые иконы. Куда труднее возродить разоренные души людей и духовную жизнь древнего города. На это может уйти жизнь нескольких поколений. Но у нас нет времени ждать смены поколений. Божия Матерь пришла к нам – таким, какие мы есть сейчас. Поэтому и печаль в глазах Божией Матери на Ее Тихвинском Лике. Ведь если мы знаем, сколь печально духовное состояние живущих здесь (да и не только здесь) людей, то каково Божией Матери видеть такое в избранном граде Своем, освященном молитвами многих поколений верующих русских людей. Сегодняшний Тихвин – это безбожный город, в котором тысячи людей не могут найти работу, где крадется все, что можно унести. Здесь воруют или ломают все – от электрических лампочек и оконных рам в подъездах до овощей с огородов и электрических проводов. Совсем недавно обокрали и изуродовали загородный детский дом для детей, оставленных родителями. Этот дом приобрела, обставила и подарила благодетельница из Швейцарии. И нашлись люди (если их можно так называть), у которых поднялась рука обокрасть и разорить этот дом – единственное место, где обездоленные, несчастные дети могли бы пожить на природе.

МОСКВА. КРЕСТНЫЙ ХОД С ТИХВИНСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ. ИЮНЬ, 2004 г.
МОСКВА. КРЕСТНЫЙ ХОД С ТИХВИНСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ. ИЮНЬ, 2004 г.

Для подтверждения сказанного приведу отрывок из беседы с протоиереем Александром Ваховским, настоятелем Спасо-Преображенского собора города Тихвина и благочинным округа: «В духовном отношении Тихвин – довольно тяжелый город. Прошло 16 (сейчас уже более 20) лет, кажется, люди должны услышать голос Православия. Увы… возрождаем храмы, строим часовни, но всё – на одном энтузиазме горстки людей, близких к храму. Основная масса жителей настолько закомплексована атеизмом, что никак не проснется. Не понимают, что только Православие поможет выбраться из пропасти, в которой оказалось общество. Без веры мы погибнем. Больно видеть, как большинство бессмысленно мыкается, существует без цели, без стержня. Дети развращены; подростки опустошены, брошены; взрослые и молодые пьют и убивают друг друга… Идет вырождение общества. Сейчас уходит из жизни поколение, которое воспитано было православными людьми. Некоторые бабушки и дедушки еще держат в голове маленькие обрывки рассказов своих родителей о вере. А что будет потом? Новое поколение – дети атеистов в чистом виде, они уходят все дальше от веры, для них не существует никаких нравственных ограничений. Спасение – только в вере. Ведь известно: чем больше света, тем меньше тьмы. Поражает общая апатия. Все эти годы я говорю, кажется, на китайском языке. Впечатление такое, что Церковь выложила свои сокровища, а нищие проходят мимо и не видят, не понимают, что стоит им прикоснуться, взять, и завтра же они станут богатыми… Святые отцы нашей земли пророчествовали, что Русь воскреснет на удивление всем народам и воссияет своей Православной верой. Помня эти пророчества, я не теряю надежды найти путь к сердцам наших земляков…»

ВОЗВРАЩЕНИЕ ТИХВИНСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ В УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. 8 ИЮЛЯ 2004 г.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ТИХВИНСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ В УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. 8 ИЮЛЯ 2004 г.

В первые дни после возвращения Чудотворной Успенский собор был до отказа заполнен паломниками со всех концов России. Каждый день прибывают все новые и новые автобусы, люди подолгу стоят у иконы, молятся, поют и читают акафисты. Но когда паломников нет, собор бывает пуст, тихвинцы приходят сюда редко. Утрачена традиция, потерян навык, люди не ведают, какие чудеса могут совершаться после молитвы у Святыни. В монастыре поначалу думали, что поток людей к иконе будет продолжаться днем и ночью, поэтому установили постоянное дежурство у святыни, разрешили круглосуточный вход в монастырь. Но это не понадобилось: никто ночью не приходил молиться перед иконой – в 75-тысячном городе не нашлось верующих людей, которые пожелали бы прийти и в ночной тиши помолиться Заступнице Усердной рода христианского. В праздник Казанской иконы Божией Матери в единственном служащем в тот день городском Спасо-Преображенском соборе было едва ли два десятка молящихся. Это меньше чем 0,03% от общего числа тихвинцев. В минувшем году в тот же день в городском храме было 12 молящихся, а в Успенском соборе монастыря – и того меньше. Вот итог того, что случилось с жителями Тихвина за прошедшие годы. Когда увидишь все это собственными глазами, кажется, что ничего невозможно в Тихвине ни возродить, ни обустроить. Но у нас есть тысячелетний опыт, подтвержденный многими свидетельствами и историческими событиями, который гласит: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 26). Вот эту надежду никто не сможет у нас отнять. Именно в этом ключе и воспринималось событие возвращения величайшей православной Святыни в город Тихвин, на ее историческое место. Трудами и заботами многих людей Большой Тихвинский Успенский монастырь обретает былую красоту: отреставрирован главный собор, написан новый иконостас, восстановлены многие здания и значительная часть монастырской стены. В таком виде не стыдно было принимать великую Святыню.

ТИХВИНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОНАСТЫРЯ. ИЮЛЬ, 2004 г.
ТИХВИНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОНАСТЫРЯ. ИЮЛЬ, 2004 г.

Но ведь Успенский монастырь и его Святыня сияли, как бриллиант в оправе из других городских монастырей и храмов. Это, прежде всего, Введенский девичий монастырь и Николо-Беседный монастырь. От Николо-Беседного монастыря на сегодняшний день не осталось практически ни единого здания. Но Введенский монастырь вполне возможно и, безусловно, необходимо восстановить. Сегодня он является кровоточащей раной древнего града. Над мощами святой царицы Дарьи юные жители Тихвина еще совсем недавно занимались восточными единоборствами. Здесь царила «мерзость запустения» (Мк. 13, 14). Подобное состояние древней обители невозможно после возвращения Тихвинской иконы. Два главных монастыря Тихвина – Большой Успенский и Малый Введенский, как родные брат и сестра, столетиями освящали и радовали жителей города и многочисленных паломников. И сегодня, когда старший брат восстановлен, пора вспомнить и о славной женской обители. Быть может, найдутся в нашей стране люди, которые возьмут на себя труды по восстановлению Введенского монастыря. Божия Матерь сторицей воздаст тем, кто пожелает участвовать в этом благом деле*. Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Божия Матерь вернулась в Россию не к «народу-богоносцу», а в одно из самых разоренных мест Русской земли, в духовную пустыню, чтобы оросить ее благодатью, умягчить окаменелые сердца людей, призвать их к вере, к духовной жизни, привести их в лоно Церкви. Так видится из Тихвина событие возвращения великой Святыни. Как в страшные годы фашистской оккупации Тихвинская икона Божией Матери была главной святыней, благодатно озарявшей страждущих русских людей и приводившая их к вере православной, так и сегодня Тихвинская Чудотворная вернулась в Русскую землю, чтобы возвратить к вере отцов заблудших чад Своих, и мы верим, что Ее милость и любовь может сотворить новое чудо в нашей стране, которую издревле назвали Домом Богоматери.
* Слава Богу! Ныне во Введенском монастыре совершаются постоянные богослужения, его храмы возвращены древней обители, но нуждаются в восстановлении из руин.

Александр Трофимов
2004 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 НОЯБРЯ — СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ И ЧУДОТВОРЦЕВ КОСМЫ И ДАМИАНА АССИЙСКИХ
ИКОНА СВВ. КОСМЫ И ДАМИАНА АССИЙСКИХ
АКАФИСТ СОБОРУ СВЯТЫХ ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

8 НОЯБРЯ — ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ МИРОТОЧИВОГО СОЛУНСКОГО
ИКОНА СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
ФЕССАЛОНИКИ – ГРАД СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ МИРОТОЧИВОГО. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 НОЯБРЯ — ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (В ПАМЯТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ МОСКВЫ И РОССИИ ОТ ПОЛЯКОВ В 1612 Г.)
kazikona12
ЗАСТУПНИЦА УСЕРДНАЯ. ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИЗ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
ЧУДОТВОРНАЯ ЖАДОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖАДОВСКОЙ ОБИТЕЛИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 НОЯБРЯ — СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XVIIIв.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА СТАРЦА СХИАРХИДИАКОНА ИЛАРИОНА (ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА ДЗЮБАНИНА)ИЕРОДИАКОН ИГНАТИЙ (В СХИМЕ - ИЛАРИОН)
СТАРЕЦ СХИАРХИДИАКОН ИЛАРИОН (ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ ДЗЮБАНИН; 1924–2007). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСАНДРА ЛЬВОВИЧА БОГОЯВЛЕНСКОГО (1879–1937 гг.)
ОЗЕРО ГРЯДЕЦКОЕ У СЕЛА ГРЯДЦЫ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ БОГОЯВЛЕНСКИЙ (1879–1937 гг. ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

28 ОКТЯБРЯ — ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
br75
БИТВЫ РОССИИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

«Природа является путем к Богу; она ведет к Нему, потому что вышла из Его творческих рук. Каждое дерево у дороги, каждый цветок в поле, каждый человек, встреченный нами на путях жизни, несет на себе отпечаток Создателя своего: удивительная красота и совершенство всего сущего и чудесно организованный порядок, всё соединяющий воедино, подтверждает на каждом шагу бытие Божие».

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК