Главная Иконы Божией Матери

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

ПРИБЫТИЕ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ В МОСКВУ. 2004 г.
ПРИБЫТИЕ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ В МОСКВУ. 2004 г.

23 июня 2004 года величайшая святыня Русской земли – Тихвинская икона Божией Матери возвратилась из далеких странствий в Россию. Представляем вниманию читателей статьи автора сайта об этом событии, написанные в год возвращения Святыни.

По преданию икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой и была послана им в Антиохию к державному Феофилу вместе с Евангелием и книгой Деяний Апостолов. Впоследствии икону перенесли в Иерусалим, а в V веке — в Константинополь. Икона стала главной святыней Влахернского храма. Во время иконоборчества икона была сокрыта в обители Пантократора, а по прекращении гонений возвращена во Влахернский храм, где находилась до 1383 г.

ТИХВИНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ОКЛАДЕ
ТИХВИНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ОКЛАДЕ

За 70 лет до взятия турками Константинополя икона таинственно исчезла из храма и вскоре после этого явилась в Русской земле. Божия Матерь избрала местом ее пребывания город Тихвин в Новгородской земле, отчего икона и получила название Тихвинской. Икона явилась на Руси в 1383 г. во время княжения великого князя Димитрия Донского, когда горела еще в сердцах русских людей радость победы на поле Куликовом. Икона останавливалась над пятью местами, где впоследствии воздвигли памятные храмы. От иконы, носимой по воздуху Ангелами, исходило сияние ярче солнечных лучей. У города Тихвина, недалеко от берега реки Тихвинки, икона опустилась на землю. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Божией Матери, а в 1560 г. при храме возник мужской монастырь. Икона прославилась многими чудесами, прозрениями слепых и исцелениями бесноватых. Дважды горел Успенский храм, но чудотворная икона оставалась невредимой. Особенно прославилась икона в страшные годы Смутного времени – ограждала Северные пределы Русского государства, терзаемого врагами. Большинство городов севера оказались в руках шведов. Впервые за всю историю Руси враги захватили Великий Новгород, учинив в нем ужасное разорение; после ухода шведов в огромном городе осталось в живых около 700 жителей. Неоднократно пытались шведские войска уничтожить Тихвинский монастырь, но каждый раз заступление Божией Матери спасало обитель. Знаменитая многолетняя оборона Тихвинского монастыря явилась одной из главных причин успешного исхода войны со шведами. Во время осады монастыря одной благочестивой женщине, получившей незадолго перед тем прозрение от иконы, явилась Матерь Божия и повелела объявить всем находящимся в обители, чтобы они совершили крестный ход по стенам монастыря с иконой.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ТИХВИНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА СТЕНЕ ЦЕРКВИ НА КРЫЛЕЧКЕ
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ТИХВИНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА СТЕНЕ ЦЕРКВИ НА КРЫЛЕЧКЕ

После совершения крестного хода шведы неожиданно сняли осаду и бежали от стен монастыря. Через некоторое время, озлобленные неудачей, шведы снова подошли к обители с еще большей силой и начали штурм. Численность гарнизона была невелика, и на монастырские стены встало все население города, в том числе женщины и дети. И снова шведы бежали от стен, гонимые неведомой силой. Через год шведы привели огромное войско, желая отомстить за свой позор. Начался яростный штурм. Враги не давали передышки осажденным, вели подкопы под ворота и стены. Защитники оказались на грани гибели. В ночь перед решающим штурмом врага иноку Тихвинского монастыря Мартиниану было видение Божией Матери, которая повелела ему: «Скажи начальникам, да изгонят свиней из дома Моего, ибо все вокруг изрыли, и уже порог дверей подкопали». Наутро русские воины, выполняя повеление Божией Матери, совершили молебен перед чудотворной иконой, открыли ворота монастыря и устремились на врагов. Несмотря на огромный численный перевес, шведы дрогнули и побежали.

Осажденные преследовали врагов, многих перебили и взяли в плен. Через два года шведы вновь осадили Тихвинский монастырь, имея приказ разорить обитель, раскидать по камню храм Богоматери и порубить на куски чудотворную икону. Шведов было так много, что спасение казалось невозможным. Защитники решили вынести икону из обители и бежать с ней в Москву. Но икону не смогли сдвинуть с места, и тогда осажденные поняли, что Божия Матерь Сама защитит Свою святыню. Новое знамение остановило малодушных, и все ожидали подхода врага. Но шведы так и не дошли до обители: им привиделось, что многочисленное войско, значительно превосходящее их числом, пытается окружить их. Шведы в страхе бежали. Это была их последняя попытка бороться с силой Божией Матери. 10 февраля 1617 г. в деревне Столбово в 50 верстах от Тихвина был заключен мирный договор со шведами, оставившими в покое Великий Новгород и Северные земли русского государства. Список с чудотворной иконы, сделанный по просьбе Московских послов, принесли в Москву и поставили в Успенском соборе Кремля. С тех пор Тихвинская икона стала почитаться на Руси величайшей святыней Русской Церкви, дарующей мир стране и народу. Икона находилась в Успенском соборе Тихвинского монастыря до 1941 года.

ПСКОВ. ПЕРЕДАЧА ТИХВИНСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ ПСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ. 1942 г.
ПСКОВ. ПЕРЕДАЧА ТИХВИНСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ ПСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ. 1942 г.

Зимой 1941 г. немецкие солдаты вынесли из Тихвина главную его святыню — чудотворную икону Божией Матери. В начале 1942 г. Тихвинскую икону отправили во Псков и поначалу поместили в комнате Псковской военно-полевой комендатуры. Каждое воскресенье икону привозили в Троицкий собор Пскова к началу богослужения, а вечером возвращали в комендатуру. Затем немцы передали икону Псковской православной миссии, созданной по инициативе митрополита Литовского и Виленского Сергия (Воскресенского), ставшего в начале 1941 г. экзархом Латвии и Эстонии.

Основу миссии составили православные священники-эмигранты, желавшие помочь народу своей многострадальной Родины. Благословение Самой Божией Матери – так восприняли отцы Псковской миссии передачу им великой святыни. С полной самоотреченностью и любовью к пастве трудились они денно и нощно над просвещением людей. Многие православные люди на оккупированных врагом землях знали, что Тихвинская икона стала их покровительницей и заступницей. В составе миссии находилось более 230 священников. Служить им приходилось постоянно в условиях на грани жизни и смерти. То было постоянное совершаемое в течение двух с половиной лет чудо – выживание в условиях войны и оккупации. Некоторых из них арестовывали и убивали в гестапо, другие умирали от рук партизан: священники для них были врагами, и их убивали в первую очередь. «Встреча с партизанами – конец. Им не втолкуешь, что мы проповедуем Христа Распятого. Мы на этой стороне – значит, враги. Людей, исколотых штыками партизан, мы хоронили неоднократно»,– вспоминает миссионер-священник Алексий Ионов.

КРЕСТНЫЙ ХОД С ТИХВИНСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ В РЕГЕНСБУРГЕ
КРЕСТНЫЙ ХОД С ТИХВИНСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ В РЕГЕНСБУРГЕ

Важнейшим делом миссии стало духовное окормление советских военнопленных. Священники служили литургии, причащали многие тысячи наших солдат, из них даже удалось организовать церковный хор. Служивший за колючей проволокой священник-миссионер сказал, что ничего в его жизни не было страшнее, чем те литургии, которые он отслужил у военнопленных. Попавшие в лагерь солдаты прекрасно понимали, что у них впереди только лютая смерть и потому со слезами каялись, исповедовались и причащались. Священникам нужно было вселить надежду на помощь Божию, помочь выстоять в лагерном кошмаре. И эти труды отцов из миссии – непрестанный духовный подвиг. Итогом деятельности Псковской Православной миссии стали более 470 открытых храмов. Это было истинно апостольское служение. Постоянно находясь под угрозой гибели от рук нацистов или советских партизан, они сумели вернуть к церковной жизни сотни тысяч людей. Совершилось возвращение великого народа к своим национальным и духовным истокам. Вопреки неудовольствию и даже сопротивлению оккупационных властей псковские миссионеры сумели сплотить православный народ; а души скольких людей спасли они своими трудами и молитвами — один Господь ведает. Деятельность миссии сыграла важнейшую роль в изменении сталинской политики по отношению к Русской Церкви не только во время войны, но и в дальнейшем возрождении церковной жизни. В апреле 1944 г. в связи с наступлением Красной армии немцы начали эвакуацию награбленных художественных ценностей в Ригу с тем, чтобы отправить их на территорию Германии. Тихвинская чудотворная икона также была перевезена в Ригу, где ее торжественно встретили верующие во главе с епископом Рижским Иоанном (Гарклавсом). Сначала икону поставили в храме Рождества Христова, а затем перенесли в Троице-Сергиев монастырь. Перед иконой постоянно служили молебны. Владыка Иоанн приветствовал появление иконы в кафедральном соборе Риги словами святой праведной Елизаветы из Евангелия от Луки: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» (Лк. 1, 43).

ТИХВИНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ФРАГМЕНТ
ТИХВИНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ФРАГМЕНТ

В августе 1944 г. епископ Иоанн с матерью и приемным сыном Сергеем выехал в Либаву (латыш. Лиепая). Туда же привезли и Тихвинскую икону, поместив ее в Троицком соборе. Владыка Иоанн не хотел покидать Россию, его заветным желанием было спрятать Тихвинскую икону и дождаться с ней прихода советских войск. Казалось, всё способствовало тому – ведь Рига и Либава, где он находился, были окружены советскими войсками. Но Господь судил иначе. Владыка Иоанн вместе с приемным сыном своим, ставшие Божиим Промыслом хранителями чудотворной иконы, были насильно эвакуированы немцами. В сентябре 1944 г. по приказу немецкого командования, в окружении автоматчиков «Ostland» покинули Либаву они и с ними более двадцати пяти священников. Как вспоминал сам Владыка Иоанн, уходили они с иконой из Либавы морем. Вместе с ним на корабле находились престарелая мать и приемный сын Сергей. В пути корабль атаковали самолеты Красной армии. Видимость была идеальная, самолеты точно выходили на цель, но бомбы ложились мимо. Ни одна из сброшенных бомб не попала в корабль. Владыка говорил, что на этом исходе из России Чудотворной святыни и ее хранителей было благословение Божие. Путь их лежал в немецкий порт Данциг, а затем через Кобленц — в Чехию, в город Яблонец, где они и встретили окончание войны. 27 мая 1945 г. Владыка все еще служил в своей домовой церкви в Гогенсберге близ Яблонца.

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ЛАГЕРЕ ФИШБЕК. ГЕРМАНИЯ. 1947 г.
ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ЛАГЕРЕ ФИШБЕК. ГЕРМАНИЯ. 1947 г.

Тогда епископ Иоанн вместе с группой православных священников, прибывших из России, обратились к Святейшему Патриарху Алексию I с просьбой о содействии в возвращении в Советский Союз. Ответа они не получили, и в том же 1945 г. перебрались в западную оккупационную зону Германии. Так Тихвинская икона Божией Матери и ее хранители оказалась в американской зоне оккупации. Началось долгое четырехлетнее странствие хранителей по лагерям перемещенных лиц. Повсюду, где бывали они с иконой, служились литургии, молебны. Во всех местах, где побывала икона, богослужения совершались с огромным молитвенным подъемом. Русские люди, оказавшиеся на чужбине, со слезами припадали к родной, знаменитой, прославленной святыне, не веря своему счастью. Для них пребывание на Западе, в лагерях беженцев, одной из величайших святынь Русской Православной Церкви и Российского государства становилось знаком любви Божией и участия Самой Пречистой Матери Господа в их судьбе. Не счесть, сколько русских людей получили утешение, душевное успокоение и радость от встречи с иконой. Приемный сын Владыки, Сергей Гарклавс, ставший впоследствии православным священником, вспоминает об этом времени, как об одном из самых удивительных и благодатных в жизни. Хранителям иконы казалось, что не они несут святыню, а она несет их, вернее, как поется в службе чудотворной иконе, она была «ангелы носима». Сергей несколько лет постоянно ходил с немалой ношей (а икона достаточно тяжелая), но никогда не было чувства изнеможения. То были годы служения под благодатью с сознанием необходимости этих трудов. И казалось, Сама Пречистая выбирала маршруты их передвижения, чтобы помочь, утешить, духовно укрепить как можно больше людей, оказавшихся на чужбине. Ее шествие из града в град, с места на место, и в самом деле напоминало времена явления иконы в Северных пределах Русской земли.

ЕПИСКОП РИЖСКИЙ ИОАНН (ГАРКЛАВС)
ЕПИСКОП РИЖСКИЙ ИОАНН (ГАРКЛАВС)

Это четырехлетнее служение Тихвинской иконы русским людям, вынужденно оказавшимся вне пределов Отчизны, сделало ее главной святыней русского зарубежья. И что особенно важно, Божия Матерь не благословила отдать икону в какой-либо из храмов Православной Русской Церкви за границей, а ведь их было немало на пути иконы. Все время от того момента, как икону взял в руки епископ Иоанн, и вплоть до наших дней святыня находилась у тех, кому Пречистая благословила быть ее хранителями. Это ясный знак того, что Тихвинская чудотворная сохранялась так, чтобы ей можно было вернуться в Россию. Попади она в любой из храмов русского зарубежья, никакой возможности для возвращения ее на Родину не было бы. Все годы пребывания в Западной Европе и Америке икона оставалась общерусской святыней, святыней Православной России. В 1948 г. епископ Иоанн переехал в Америку. Здесь Владыка стал стал архиереем Американской митрополии. Сначала он был епископом Детройтским и Кливлендским, а с 1955 г. управлял Чикагской и Миннеапольской епархией. Был возведен в сан архиепископа. С конца 1950-х гг. Владыка проживал в Чикаго, где служил в Свято-Троицком соборе. Тихвинская икона постоянно находилась в храме, где служил Владыка – сначала в кафедральном соборе Нью-Йорка, затем – в Свято-Троицком соборе Чикаго на улице 1121 Норд Левит. С 1 сентября 1976 г. архиепископ Иоанн находился на покое. Здесь же, в Чикаго, Владыка скончался 11 апреля 1982 г. После смерти архиепископа Иоанна хранителем иконы стал его приемный сын священник Сергий Гарклавс. Тихвинская икона постоянно находилась в его чикагском доме, а по праздникам переносилась в Свято-Троицкий собор. Еще при жизни Владыка сказал приемному сыну: «Икона должна быть возвращена Тихвинскому монастырю тогда, когда Россия больше не будет зависеть от коммунистического правительства и когда монастырю будет возвращен прежний его статус». Отец Сергий говорил во время своего приезда в Россию: «Архиепископ Иоанн всегда твердо верил в то, что судьба Тихвинской иконы в воле Божией и Сама Матерь Божия покровительствовала этому чудесному путешествию». Еще в декабре 1944 г. Владыка Иоанн благословил Сергея посвятить жизнь служению чудотворному образу Пречистой. Это благословение определило его судьбу. Женившись и приняв священный сан, отец Сергий Гарклавс посвятил всю свою жизнь сохранению чудотворной иконы. Присутствие в доме великой святыни определило совершенно особый уклад жизни семьи Гарклавсов. Их семейный быт, отношение друг ко другу исполнены благоговейной любовью, уважением, радостью.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ЧИКАГО, В КОТОРОЙ НАХОДИЛАСЬ ТИХВИНСКАЯ ИКОНА
ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ЧИКАГО, В КОТОРОЙ НАХОДИЛАСЬ ТИХВИНСКАЯ ИКОНА

Все пятеро детей супругов Гарклавс воспитаны были в глубокой вере и благочестии. Старший сын отца Сергия – Александр – стал священником и служит теперь в Нью-Йорке. Дочь Ольга стала регентом в одном из православных храмов Чикого. 56 лет находилась чудотворная Тихвинская икона в Америке, являясь главной общеправославной святыней континента. Она постоянно путешествовала, освятила своим присутствием храмы, монастыри, города Америки. В ноябре 1991 г. отец Иоанн впервые посетил Тихвин, встречался с местным духовенством и подтвердил, что чудотворная икона может вернуться в Россию, когда будет получено благословение священноначалия и когда Тихвинский монастырь будет восстановлен. 5 марта 2002 г. отец Сергий вместе со своим сыном протоиереем Александром направил письмо Святейшему Патриарху Алексию I со словами: «Мы думаем, что благодаря воле Божией настало время для возвращения иконы в Тихвинский монастырь… Теперь же мы просим благословления Вашего Святейшества, чтобы начать официально этот исторический момент возвращения иконы». Шестьдесят два года несет отец Сергий свой нелегкий крест служения величайшей святыне. Чтобы донести его до победы, нужна особая чистота жизни, внимание к себе. Это постоянное трезвение, молитвенное предстояние, это служение куда более трудное, чем воинское или священническое.

ХРАНИТЕЛЬ ЧУДОТВОРНОЙ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ ГАРКЛАВС. ТИХВИН, ИЮЛЬ 2004 г.
ХРАНИТЕЛЬ ЧУДОТВОРНОЙ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ ГАРКЛАВС. ТИХВИН, ИЮЛЬ 2004 г.

Все эти годы отец Сергий жил в послушании Божией Матери, и вот наступил момент, когда Она благословила Хранителя Своей святыни передать ее на Родину. И как благодарна должна быть ему Россия, весь наш православный народ за его подвиг самоотреченного служения. Это возвращение должно состояться 26 июня 2004 г., как сообщили о том в своем письме протоиереи Сергий и Александр Гарклавсы, и тогда миссия хранителей иконы будет завершена. Это значит, что заканчивается и служение Тихвинской иконы в Америке, и по велению Божией Матери Российское государство и Русская Православная Церковь обретают во второй раз великую Заступницу своей земли и своего народа. «Се, Пречистая грядет!» – грядет, чтобы спасти наш народ, осатаневший от безбожия и смертных грехов. Только чудо может спасти нас в той ситуации, в которой оказались люди, и это возвращение Тихвинской святыни есть первое величайшее чудо во Вселенской Православной Церкви XXI столетия. Это знак начала, поворота духовной жизни России, последний призыв к ее народу возвратиться к корням, питающим нашу жизнь все предшествующее тысячелетие.

Александр Трофимов
2004 г.

<!—nextpage—>

ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТЫНИ

ТИХВИН. ВИД С КОЛОКОЛЬНИ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА НА ПЕРЕСЕЧЕНИЕ БОГОРОДИЦКОЙ И СИВЕРСОВОЙ УЛИЦ
ТИХВИН. ВИД С КОЛОКОЛЬНИ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА НА ПЕРЕСЕЧЕНИЕ БОГОРОДИЦКОЙ И СИВЕРСОВОЙ УЛИЦ

Любой город на земле, и тем более древний город,– это живое существо, имеющее, как и человек, дух, душу и тело. Тело города – это рядовая городская застройка, его дома, промышленные предприятия, мастерские, планировка, рельеф. Короче, все то, что именуют сейчас иностранным словом «инфраструктура». Душа города – это то, что составляет его индивидуальность, отличает от иных городов, мест и земель. Это, прежде всего, монастыри, храмы, часовни; это и особенно красивые здания (для Тихвина это также шлюзы и мосты через Тихвинку), это духовные традиции, которые пережили века: особо чтимые праздники, крестные ходы, это и ежегодные ярмарки и т.д. И, наконец, дух города –то вечное, что даровано этому месту и его жителям, что они должны хранить, беречь, о чем обязаны помнить всегда. Для Тихвина видимым выражением духа города с самого его основания явилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

ТИХВИНСКИЙ БОГОРОДИЧНЫЙ МОНАСТЫРЬ. ВИД С ГОРКИ
ТИХВИНСКИЙ БОГОРОДИЧНЫЙ МОНАСТЫРЬ. ВИД С ГОРКИ

Веками шли в Тихвин паломники, чтобы прикоснуться к великой святыне. Сколько чудесных исцелений совершилось у прославленной святыни, сколько радости, утешения, любви и благодати получили многие поколения русских православных людей в Тихвине, ставшем, по сути, главным религиозным центром Северо-Западной Руси. Но вот пришли иные времена, и Тихвину пришлось расплачиваться за все добро, за ту радость и благодатную помощь, которые он дарил русским людям. Пришло на Русь лихолетье, началось невиданное в истории гонение на веру, на православных христиан, на храмы, монастыри, иконы – на все, что составляло и определяло дух и душу народа. Диавол жестоко отомстил Тихвину и его святыням за те поражения, которые неизменно терпел он здесь в течение столетий. Велика была его ненависть к святому граду, и он решил стереть ненавистный город с лица земли. Эта попытка почти удалась… Революционное и военное лихолетье ударило по тихвинской земле, разрушая монастыри и храмы, пытаясь уничтожить душу народа, заставить людей забыть и о главной его святыне – Тихвинской иконе Божией Матери. После 1939 г. на Тихвинской земле не осталось ни единого действующего храма.

ТИХВИН. ИКОНЫ ИЗ УСПЕНСКОГО СОБОРА ГОТОВЯТ К ВЫВОЗУ В ЛЕНИНГРАД
ТИХВИН. ИКОНЫ ИЗ УСПЕНСКОГО СОБОРА ГОТОВЯТ К ВЫВОЗУ В ЛЕНИНГРАД

В ноябре-декабре 1941 г. немецкие солдаты увезли Тихвинскую Чудотворную икону из города. Но дух народа и вера в Бога не угасли за время гонений. Поэтому, когда советская власть во время войны разрешила открывать храмы, верующие люди Тихвина добились разрешения на возобновление богослужений в церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери, что «На Крылечке». До развала Советского Союза этот храм оставался единственным в Тихвине и его окрестностях. За время правления богоборческой власти из 34 храмов, находившихся на территории современного Тихвинского района, уничтожено 24, осталось лишь семь церковных зданий, причем три из них перестроены так, что в них невозможно угадать церковь. В самом Тихвине уничтожен был Николо-Беседный монастырь, в руинах оказались храмы и здания Введенского девичьего монастыря.

УСПЕНСКИЙ СОБОР ТИХВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ. МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ
УСПЕНСКИЙ СОБОР ТИХВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ. МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ

Но этого оказалось недостаточно для ненавистников города. И такой Тихвин продолжал привлекать православных паломников, дарил радость прикосновения к древней святыне. В день празднования Тихвинской иконы единственный служащий храм, что «На Крылечке», не мог вместить всех желавших помолиться в нем. Помнится, как много лет назад приехали мы с друзьями в Тихвин в канун праздника Успения Божией Матери. Только сошли с поезда, так почувствовали дивное благоухание, которое становилось все сильнее при подходе к монастырю. Так Божия Матерь явила Свою милость в престольный праздник Тихвинского Успенского монастыря. В 1960-е годы властями было принято безумное решение: под предлогом необходимости обеспечения жильем рабочих строящегося в Тихвине филиала Кировского завода практически весь старый город был снесен. Я видел это безумие своими глазами: такое мог придумать только диавол, разум отказывался понимать происходящее. А исполнителями его воли стали простые советские люди, которые крушили бульдозерами старинные дома, утюжили древние улицы, корчевали старинные аллеи и парки. Рядом со старым городом – сотни, тысячи гектаров пустующей земли: строй себе на здоровье! Но нет, нужно было стереть с лица земли именно старый Тихвин, и это задание духов злобы их земные слуги успешно исполнили. Так было фактически уничтожено «тело» древнего города. Это, пожалуй, единственный случай в истории России, когда старинный город уничтожен не врагами, не злодеями, а обыкновенными рабочими под торжественные возгласы с обещаниями светлого будущего в новых благоустроенных квартирах. Но светлого будущего не получилось…

ДРЕВНИЕ ИКОНЫ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ. 1955 г.
ДРЕВНИЕ ИКОНЫ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ. 1955 г.

После массовой застройки уничтожение древнего города продолжалось, только уже иным способом. Город наполнили десятки тысяч рабочих и специалистов, приезжавших со всех концов страны. Ехали сюда исключительно ради быстрого получения жилья в активно растущих микрорайонах. Коренное население Тихвина растворилось в массе приезжих. Тем самым уничтожалась память о старом Тихвине в сознании его жителей. Для новых обитателей города, составивших абсолютное большинство, Тихвин стал всего лишь средой обитания, а не родиной; старого же Тихвина большинство из них и не видели. В этой наполнившей город многотысячной толпе практически не было верующих людей. За прошедшие годы выросло новое поколение горожан, однако состояние духовной жизни в городе таково, как будто и не было крушения безбожного государства. Население современного Тихвина все так же равнодушно к вопросам веры и к судьбе своего города. Его волнуют лишь практические вопросы: какая мне (или нам) будет польза. Особенно изумляло поведение жителей во время подготовки к возвращению Тихвинской иконы. Местные и областные власти, многочисленные спонсоры и помощники пытались привести в порядок городское хозяйство, улучшить внешний вид города, отреставрировать монастырь и городские храмы. Реакция большинства жителей на эти усилия поразительна: они реагировали на все происходящее, как посторонние наблюдатели. Сколько раз приходилось слышать такие фразы: «Вон они что придумали, красят, чинят», «Вон они зачем-то монастырь восстанавливают, а у нас подъезды немытые», «Вон они…» – не хочется продолжать перечень подобных безобразных восклицаний. Совершенно ясно, что есть «они», а есть «мы». И эти «они» должны все сделать, а «мы» будем критиковать, ругать, недовольствовать, насмехаться и злорадствовать…

ПРОТОИЕРЕИ СЕРГИЙ И АЛЕКСАНДР ГАРКЛАВСЫ ВЫНОСЯТ ТИХВИНСКУЮ ЧУДОТВОРНУЮ ИКОНУ ИЗ СВОЕГО ДОМА В ЧИКАГО. ИЮНЬ, 2004 г.
ПРОТОИЕРЕИ СЕРГИЙ И АЛЕКСАНДР ГАРКЛАВСЫ ВЫНОСЯТ ТИХВИНСКУЮ ЧУДОТВОРНУЮ ИКОНУ ИЗ СВОЕГО ДОМА В ЧИКАГО. ИЮНЬ, 2004 г.

Теперь обратимся к дням возвращения Святыни в Тихвин. «Это праздник со слезами на глазах…»,– слова этой известной песни о Победе в Великой Отечественной войне как нельзя лучше подходят для того, чтобы описать то, что происходило в Тихвине 8 июля 2004 г. в день возвращения Чудотворной Тихвинской иконы. Умиление в душе и благодарность Царице Небесной – вот главные чувства паломников, встречавших Святыню. Но стоило подойти к иконе поближе, сразу можно было заметить, как печален Лик нашей Путеводительницы. И тогда на глазах появлялись слезы, конечно, растворенные радостью встречи со Святыней. Но все же было такое чувство, что Божия Матерь на иконе плачет, и это – знак печали, с которой вернулась Одигитрия в разоренный Свой Дом. Не случайно отец Сергий Гарклавс, Хранитель иконы, сказал: «Прежде чем вернуть икону, мы много молились и очень много плакали». И дело совсем не в том, что разорены и порушены храмы: их можно восстановить, позолотить купола, написать новые иконы. Куда труднее возродить разоренные души людей и духовную жизнь древнего города. На это может уйти жизнь нескольких поколений. Но у нас нет времени ждать смены поколений. Божия Матерь пришла к нам – таким, какие мы есть сейчас. Поэтому и печаль в глазах Божией Матери на Ее Тихвинском Лике. Ведь если мы знаем, сколь печально духовное состояние живущих здесь (да и не только здесь) людей, то каково Божией Матери видеть такое в избранном граде Своем, освященном молитвами многих поколений верующих русских людей. Сегодняшний Тихвин – это безбожный город, в котором тысячи людей не могут найти работу, где крадется все, что можно унести. Здесь воруют или ломают все – от электрических лампочек и оконных рам в подъездах до овощей с огородов и электрических проводов. Совсем недавно обокрали и изуродовали загородный детский дом для детей, оставленных родителями. Этот дом приобрела, обставила и подарила благодетельница из Швейцарии. И нашлись люди (если их можно так называть), у которых поднялась рука обокрасть и разорить этот дом – единственное место, где обездоленные, несчастные дети могли бы пожить на природе.

МОСКВА. КРЕСТНЫЙ ХОД С ТИХВИНСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ. ИЮНЬ, 2004 г.
МОСКВА. КРЕСТНЫЙ ХОД С ТИХВИНСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ. ИЮНЬ, 2004 г.

Для подтверждения сказанного приведу отрывок из беседы с протоиереем Александром Ваховским, настоятелем Спасо-Преображенского собора города Тихвина и благочинным округа: «В духовном отношении Тихвин – довольно тяжелый город. Прошло 16 (сейчас уже более 20) лет, кажется, люди должны услышать голос Православия. Увы… возрождаем храмы, строим часовни, но всё – на одном энтузиазме горстки людей, близких к храму. Основная масса жителей настолько закомплексована атеизмом, что никак не проснется. Не понимают, что только Православие поможет выбраться из пропасти, в которой оказалось общество. Без веры мы погибнем. Больно видеть, как большинство бессмысленно мыкается, существует без цели, без стержня. Дети развращены; подростки опустошены, брошены; взрослые и молодые пьют и убивают друг друга… Идет вырождение общества. Сейчас уходит из жизни поколение, которое воспитано было православными людьми. Некоторые бабушки и дедушки еще держат в голове маленькие обрывки рассказов своих родителей о вере. А что будет потом? Новое поколение – дети атеистов в чистом виде, они уходят все дальше от веры, для них не существует никаких нравственных ограничений. Спасение – только в вере. Ведь известно: чем больше света, тем меньше тьмы. Поражает общая апатия. Все эти годы я говорю, кажется, на китайском языке. Впечатление такое, что Церковь выложила свои сокровища, а нищие проходят мимо и не видят, не понимают, что стоит им прикоснуться, взять, и завтра же они станут богатыми… Святые отцы нашей земли пророчествовали, что Русь воскреснет на удивление всем народам и воссияет своей Православной верой. Помня эти пророчества, я не теряю надежды найти путь к сердцам наших земляков…»

ВОЗВРАЩЕНИЕ ТИХВИНСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ В УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. 8 ИЮЛЯ 2004 г.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ТИХВИНСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ В УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. 8 ИЮЛЯ 2004 г.

В первые дни после возвращения Чудотворной Успенский собор был до отказа заполнен паломниками со всех концов России. Каждый день прибывают все новые и новые автобусы, люди подолгу стоят у иконы, молятся, поют и читают акафисты. Но когда паломников нет, собор бывает пуст, тихвинцы приходят сюда редко. Утрачена традиция, потерян навык, люди не ведают, какие чудеса могут совершаться после молитвы у Святыни. В монастыре поначалу думали, что поток людей к иконе будет продолжаться днем и ночью, поэтому установили постоянное дежурство у святыни, разрешили круглосуточный вход в монастырь. Но это не понадобилось: никто ночью не приходил молиться перед иконой – в 75-тысячном городе не нашлось верующих людей, которые пожелали бы прийти и в ночной тиши помолиться Заступнице Усердной рода христианского. В праздник Казанской иконы Божией Матери в единственном служащем в тот день городском Спасо-Преображенском соборе было едва ли два десятка молящихся. Это меньше чем 0,03% от общего числа тихвинцев. В минувшем году в тот же день в городском храме было 12 молящихся, а в Успенском соборе монастыря – и того меньше. Вот итог того, что случилось с жителями Тихвина за прошедшие годы. Когда увидишь все это собственными глазами, кажется, что ничего невозможно в Тихвине ни возродить, ни обустроить. Но у нас есть тысячелетний опыт, подтвержденный многими свидетельствами и историческими событиями, который гласит: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 26). Вот эту надежду никто не сможет у нас отнять. Именно в этом ключе и воспринималось событие возвращения величайшей православной Святыни в город Тихвин, на ее историческое место. Трудами и заботами многих людей Большой Тихвинский Успенский монастырь обретает былую красоту: отреставрирован главный собор, написан новый иконостас, восстановлены многие здания и значительная часть монастырской стены. В таком виде не стыдно было принимать великую Святыню.

ТИХВИНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОНАСТЫРЯ. ИЮЛЬ, 2004 г.
ТИХВИНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОНАСТЫРЯ. ИЮЛЬ, 2004 г.

Но ведь Успенский монастырь и его Святыня сияли, как бриллиант в оправе из других городских монастырей и храмов. Это, прежде всего, Введенский девичий монастырь и Николо-Беседный монастырь. От Николо-Беседного монастыря на сегодняшний день не осталось практически ни единого здания. Но Введенский монастырь вполне возможно и, безусловно, необходимо восстановить. Сегодня он является кровоточащей раной древнего града. Над мощами святой царицы Дарьи юные жители Тихвина еще совсем недавно занимались восточными единоборствами. Здесь царила «мерзость запустения» (Мк. 13, 14). Подобное состояние древней обители невозможно после возвращения Тихвинской иконы. Два главных монастыря Тихвина – Большой Успенский и Малый Введенский, как родные брат и сестра, столетиями освящали и радовали жителей города и многочисленных паломников. И сегодня, когда старший брат восстановлен, пора вспомнить и о славной женской обители. Быть может, найдутся в нашей стране люди, которые возьмут на себя труды по восстановлению Введенского монастыря. Божия Матерь сторицей воздаст тем, кто пожелает участвовать в этом благом деле*. Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Божия Матерь вернулась в Россию не к «народу-богоносцу», а в одно из самых разоренных мест Русской земли, в духовную пустыню, чтобы оросить ее благодатью, умягчить окаменелые сердца людей, призвать их к вере, к духовной жизни, привести их в лоно Церкви. Так видится из Тихвина событие возвращения великой Святыни. Как в страшные годы фашистской оккупации Тихвинская икона Божией Матери была главной святыней, благодатно озарявшей страждущих русских людей и приводившая их к вере православной, так и сегодня Тихвинская Чудотворная вернулась в Русскую землю, чтобы возвратить к вере отцов заблудших чад Своих, и мы верим, что Ее милость и любовь может сотворить новое чудо в нашей стране, которую издревле назвали Домом Богоматери.
* Слава Богу! Ныне во Введенском монастыре совершаются постоянные богослужения, его храмы возвращены древней обители, но нуждаются в восстановлении из руин.

Александр Трофимов
2004 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ РАДОНЕЖСКИХ, РОДИТЕЛЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПРЕПОДОБНЫМИ КИРИЛЛОМ И МАРИЕЙ
ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ РАДОНЕЖСКАЯ († 1337 г.) (Глава из книги Александра Трофимова «Святые жены Руси»). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ДЕНЬ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ МАРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ШАФРОВОЙ-МАРУТАЕВОЙ
МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА - ЕДИНСТВЕННОЕ ФОТО, КОТОРОЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ЯНВАРЬ 2023 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

31/18 января – Память святителей Афанасия (295-373) и Кирилла (370/380-444), архиепископов Александрийских.
***
31/18 января – Память святителя Никиты, архиепископа Новгородского (1030-1108).
***
31/18 января – Память преподобных Кирилла и Марии Радонежских († 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.
***
31/21 января 1605 г. – Состоялась Битва при Добры́ничах – сражение между армией Лжедмитрия I и царскими войсками под предводительством князя Ф. И. Мстиславского близ деревни Добрыничи. Битва завершилась полным разгромом Лжедмитрия I, потерявшего в сражении значительную часть своего войска.
***
31/19 января 1714 г. – Петр I запретил жениться не получившим образования дворянским детям (недорослям).
Из текста Указа: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей, кроме однодворцев и приказного чина, цифири и геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». А священникам строго запрещалось венчать дворянских отпрысков без «соизволения» школьного преподавателя.
***
31/19 января 1801 г. – Грузия добровольно вошла в состав Российской Империи.
***
31/19 января 1852 г. – День рождения Льва Александровича Тихомирова (1852-1923), российский общественный деятель.
Лев Александрович Тихомиров писал в своих воспоминаниях: «Наш род принадлежит к коренным жителям Тульского края, насколько хватает семейных воспоминаний, был всегда духовного звания». Из семьи военного врача. Родился19 января 1852 г. на Кавказе, в военном поселении Геленджик. Окончил керченскую Александровскую гимназию (1870) с золотой медалью и поступил на юридический факультет Московского университета. Перевелся на медицинский факультет (1871).
Принимал активное участие в революционном движении. В 1872-1873 гг. – активный член общества «чайковцев», вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 г. арестован, был под судом по «процессу 193-х». В 1878 г. – член центра «Земли и воли» и редакции ее печатного органа. В 1879 г. – член Исполнительного комитета, распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», организовавшей убийство императора Александра II. От имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. (сразу после убийства Александра II) На Липецком съезде 20 июля 1879 г. (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. В начале марта 1881 г. вместе с оставшимися на свободе членами Исполнительного комитета несколько раз на конспиративной квартире обсуждал воззвание «Ко всему народу русскому» и письмо Александру III, которое сам и написал.
11 ноября 1873 г. Л. А. Тихомирова арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Замечательна история его освобождения из тюрьмы, рассказанная современниками. Однажды император Александр II лично обходил заключенных в Петропавловской крепости; естественно, каждый из осужденных пытался сказать государю о своей невиновности в надежде получить его защиту, но Тихомиров единственный честно признал себя заслуживающим наказания. Тогда император сказал, что не находит возможности содержать в одинаковом заключении столько «невиновных» людей совместно с «преступником» и повелел освободить Тихомирова из заключения. Произошло это в начале 1878 г., после его четырехлетнего заключения в крепости.
В 1880 г. Лев Александрович женился на Екатерине Дмитриевне Сергеевой и в 1882 г. вместе с женой эмигрировал за границу, проживая в Швейцарии, а затем во Франции. Вскоре после переезда в Швейцарию, 26 августа 1882 г., в семье Тихомировых родился сын, названный Александром (будущий православный подвижник и старец епископ Череповецкий Тихон).
К тому времени у него уже возникли сомнения в целесообразности революционной деятельности, но тем не менее в Женеве он стал во главе «Вестника Народной воли». И только в 1888 г. он открыто выступил иротив прежних своих идей, напечатав книгу «Почему я перестал быть революционером» (М ., 1888), которая сделала возможным его возвращение в Россию. В 1888 г. он написал прошение на Высочайшее Имя о помиловании и разрешении жить в России, что и было даровано ему Высочайшим повелением 10 декабря 1888 г.
Л. А. Тихомиров был глубоко православным человеком, в его трудах звучит искренняя и твердая вера в особую роль Церкви в истории народов. Он написал множество книг и статей, посвященных русской национальной идее, и стал самым крупным в России идеологом монархической власти. Итогом его трудов явилась книга «Монархическая государственность» (1905, переиздание СПб., 1992). В своих исследованиях он пытался раскрыть, с точки зрения православного историка, «понимание тех законов, которыми живет человеческое общество и государство».
При правлении П. А. Столыпина Л. А. Тихомиров был Высочайше пожалован чином статского советника и являлся членом кабинета министров. В 1907-1908 гг. он был членом Предсоборного Совещания.
В 1903-1906 гг. работал над книгой «Монархическая государственность». В 1907 г. был приглашен из Москвы лично Петром Столыпиным в Санкт-Петербург, где занял должность члена совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением ввиду обсуждаемого трудового законодательства. В 1909 г. Тихомиров вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 г.
За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 г.). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализировал историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой книге (впервые опубликованной лишь в 1997 г. в издательстве журнала «Москва») показано развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времён, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне Тихомиров доказывает истинность и глубину православного понимания истории. Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919-1920 гг.
Лев Александрович Тихомиров скончался в 1923 г. в Сергиевом Посаде посвятив остаток дней богословским трудам. Место его захоронения неизвестно.
***
31/19 января 1864 г. – В Москве открывается для посетителей первый в России «общедоступный зоологический сад» – московский зоопарк.
***
31/19 января 1865 г. – День рождения Тихона (в миру Василий Иванович Беллавин; 1865-1925), Патриарха Московского и всея Руси (1917-1925).

***
31 января / 12 февраля 1865 г. – День рождения Алексея Александровича Бахрушина (1865-1929). Родился в Москве, Российская империя. – Русский купец, потомственный почетный гражданин Москвы, меценат, благотворитель, собиратель театральной старины, создатель литературно-театрального музея.
Представитель московской династии Бахрушиных. Бахрушины были в старой Москве известными благотворителями. Будущий знаток театральной старины уже с шестилетнего возраста стал завсегдатаем Большого театра, потом – поклонником труппы Малого театра, а впоследствии сам пробовал играть на сцене Перловского театрального кружка. Учился в частной гимназии Ф.Креймана (III-IV классы). В 1888 г. включился в семейное дело – «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья» и до 1890 г. активно занимался торгово-промышленной деятельностью. Увлекшись собирательством, Бахрушин посвящал ему всё больше времени и постепенно отошёл от дел. Однако после смерти старшего брата, он был вынужден возглавлять до 1917 г. семейное дело. За свои промышленные достижения удостоился нескольких золотых медалей и ордена Св. Анны 3-й степени.
Также он был гласным Московской городской думы (1900-1916), в которой возглавлял комиссию по народным развлечениям. Комиссия приняла решение открыть в Москве 12 народных домов, заведовать которыми в 1915 г. был уполномочен А. А. Бахрушин.
Коллекционировать начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина. «Вскоре театральное собирательство, – вспоминал его сын, – превратилось у него в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина». 30 мая 1894 г. владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея. Он целенаправленно вёл поиски, чтобы представить в своей коллекции всю историю отечественного театра, от зарождения до современности. В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.
Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра. Из-за границы он привёз личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.
Идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». На «огонёк» к Бахрушину собирались известные актёры и режиссёры: здесь бывали А. И. Южин, А. Л. Ленский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. По сложившейся традиции сюда приходили не с пустыми руками. Так, прославленная актриса Малого театра Гликерия Николаевна Федотова передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки, полученные за годы сценической жизни.
Свой музей Алексей Александрович Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела – литературный, драматический и музыкальный. В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского. Немалый интерес представляли и сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники. Здесь были письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной культуры: А. С. Грибоедова, И. И. Лажечникова, М. М. Хераскова, Н. В. Гоголя, А. Н. Верстовского, А. Ф. Писемского, П. А. Каратыгина, Н. Г. Помяловского. Коллекция рукописей включала свыше тысячи наименований.
В драматическом разделе были собраны декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения актёров и драматургов, предметы театрального быта. Среди произведений декораторов хранились работы двух крупнейших театральных художников конца XIX — начала XX в. – К. А. Коровина и А. Я. Головина. Были здесь и народные картинки с изображениями «бесовских потех».
Особую ценность представляли личные вещи многих прославленных актёров. В драматическом разделе находилась, кроме того, изумительная по богатству портретная галерея: здесь рисунки, гравюры, литографии, живописные и скульптурные произведения, большая коллекция фотографий, причём не только отдельные портреты актёров, но и большое количество запечатлённых фотографами сцен из спектаклей.
Театральный быт представлен предметами, сопутствующими завзятым театралам, в том числе — уникальной коллекцией зрительских трубочек и театральных биноклей. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времён и народов: славянские гусли, румынская кобза, европейская мандолина, китайская флейта и даже африканские трубы. Верным помощником в собирательской деятельности Алексея Александровича Бахрушина была его жена Вера Васильевна. Она приводила в порядок газетные вырезки, афиши, программы, помогала отбирать вещи на выставки, устраивать экспозиции.
В 1909 г. бахрушинской коллекцией заинтересовалась Академия наук. 25 ноября 1913 г. состоялся торжественный акт передачи собрания Академии наук. Было создано Правление музея во главе с жертвователем, признававшимся пожизненным почётным попечителем музея. В 1915 г. жертвователь был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени. Музей, созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным, существует и поныне (ул. Бахрушина, д. 31/12). Он, как и прежде, располагается в старом здании. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, уцелевшая до наших дней. Алексей Александрович Бахрушин оставался во главе музея и после 1917 г., до самой смерти. Бахрушин умер в подмосковной усадьбе Малые Горки близ станции Апрелевка Киевского направления Московской железной дороги 7 июня 1929 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
***
31/19 января 1875 г. – День рождения Лидии Алексеевны Чарской (Вороновой; 1875-1937), писательницы. Родилась она в Санкт-Петербурге. Ей суждено было более 20 лет владеть умами и чувствами самого широкого круга читателей России.
Первая же повесть «Записки институтки», написанная в 1902 г., принесли ей громкую славу. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями, восторженно встречая новые книги. Повести «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», рассказы «Волька», «Первый день», «Два сочельник», сказки «Золотая свирель», «Волшебная сказка» и другие – вот неполный перечень того, что взахлеб читало подрастающее поколение начала XX века.
Она писала о доброте, любви к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости. Ее герои – люди разных сословий. Это и дворяне, обучающие своих детей в привилегированных учебных заведениях; и служащие, живущие на вознаграждение за свой труд; и нищие, которые мечтают о куске хлеба. Но всех их объединяет человеколюбие, желание отозваться на чужую боль, бескорыстие – те человеческие качества, дефицит которых особенно сильно ощущается в наше время.
В 1917 г., с приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения. С 1925 по 1929 гг. ей с большим трудом удалось опубликовать 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом Н. Иванова. Ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены. Больше не было любимого дела, куда-то исчезли благодарные читатели. Жизнь остановилась на полном ходу, особенно после известия о гибели сына Юрия, который сражался в Красной Армии. Началась буквально нищенская жизнь. И тогда именно К. И. Чуковский выхлопотал ей пенсию.
Она ушла тихо и незаметно. Но оставила после себя до сих пор никем не разгаданную тайну. Официальным местом ее погребения считается Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге.
О Чарской вспомнили в 90-е гг. XX столетия. Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Сейчас издано уже и полное собрание ее сочинений. Безусловно, книги Чарской найдут своего читателя, ее полюбят маленькие и юные российские граждане XXI века, как когда-то ее любили дети начала прошлого столетия. Книги ее повествуют о добросердечии и отзывчивости, о человечности, благодарности и любви, как высшей добродетели.
***
31/19 января 1879 г. –В Харькове, Российская империя, родился Борис Викторович Савинков 1879-1925) российский революционер, террорист, один из лидеров партии эсеров, руководитель Боевой организации партии эсеров, глава Союза защиты Родины и Свободы. Участник Белого движения, писатель (прозаик, поэт, публицист, мемуарист; литературный псевдоним – В. Ропшин).
Известен также под псевдонимами «Б. Н.», Вениамин, Галлей Джемс, Крамер, Ксешинский, Павел Иванович, Роде Леон, Субботин Д. Е., Ток Рене, Томашевич Адольф, Чернецкий Константин.
Принимал участие в подготовке ряда террористических актов на территории России: убийство министра внутренних дел В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, покушения на министра внутренних дел И. Н. Дурново и на московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова.
Савинков стал заместителем руководителя Боевой организации Евно Азефа, а после его разоблачения — руководителем. Вместе с Азефом выступил инициатором убийства священника Георгия Гапона, заподозренного в сотрудничестве с Департаментом полиции. В 1906 г. Савинков в Севастополе подготавливал убийство командующего Черноморским флотом адмирала Чухнина. Был арестован полицией, заключен в Севастопольскую тюрьму и приговорён к смертной казни, но бежал в Румынию.
В эмиграции в 1909 г. написал книгу «Воспоминания террориста», в том же году опубликовал повесть «Конь бледный», в 1914 г. – роман «То, чего не было». После начала Первой мировой войны Савинков перебрался в Париж, где, благодаря своим связям, получает удостоверение военного корреспондента. Его корреспонденция публиковалась в газетах «Биржевые ведомости», «День», «Речь».
После Февральской революции Савинков вернулся в Россию 9 апреля 1917 г. и возобновил политическую деятельность: он был назначен комиссаром Временного правительства в 7-й армии, а 28 июня – комиссаром Юго-Западного фронта. Савинков активно выступал за продолжение войны до победного конца. Стал товарищем (помощником) военного министра (военным министром был сам премьер Керенский). При наступлении Корнилова на Петроград был назначен военным губернатором Петрограда и исполняющим обязанности командующего войсками Петроградского военного округа. Но 30 августа подал в отставку, не согласный с изменениями в политике Временного правительства. После того 9 октября 1917 г. был исключен из партии эсеров по так называемому «корниловскому делу».
Октябрьский переворот 1917 г. встретил враждебно. В феврале-марте 1918 г. создал в Москве на базе организации гвардейских офицеров подпольный контрреволюционный «Союз защиты Родины и Свободы», включавший около 800 человек. Целями этой организации было свержение советской власти, установление военной диктатуры и продолжение войны с Германией. В конце мая заговор в Москве был раскрыт, многие его участники арестованы.
Уехал с военной миссией во Францию, где вёл переговоры о помощи Белому движению. Во время Советско-польской войны 1920 г. Савинков, обосновавшись в Варшаве. В октябре 1921 г. был выслан из Польши. Порвав с белым движением, Савинков искал связей с националистическими течениями. Он встречался с итальянским лидером Бенито Муссолини в 1922-1923 гг. Однако в конце концов Савинков оказался в полной политической изоляции, в том числе и от эсеров. В это время он занялся работой над повестью «Конь вороной», осмысляющей итоги Гражданской войны.
В начале августа 1924 г. Савинков нелегально приехал в СССР, куда был завлечен в результате разработанной ОГПУ операции «Синдикат-2». 16 августа в Минске был арестован вместе со своей любовницей Любовью Ефимовной Дикгоф и ее мужем А. А. Дикгофом. На суде Савинков признал свою вину и поражение в борьбе против советской власти. Военная коллегия Верховного суда СССР 29 августа 1924 г. приговорила его к высшей мере наказания – расстрелу. Верховный суд ходатайствовал перед Президиумом ЦИК СССР о смягчении приговора. Ходатайство было удовлетворено, расстрел заменен лишением свободы на 10 лет.
По официальной версии, 7 мая 1925 года в здании ВЧК на Лубянке Савинков покончил жизнь самоубийством. Воспользовавшись отсутствием оконной решётки в комнате, где он находился по возвращении с прогулки, Борис Савинков выбросился из окна пятого этажа во двор. Место захоронения Б. Савинкова неизвестно.
***
31 января 1881 г. – Экспедиционный корпус под командованием генерала М. Д. Скобелева вступил в Ашхабад. Завершено покорение Туркестана.
***
31/19 января 1887 г. – Умер Семён Яковлевич Надсон (1862-1887), русский поэт.
Появившийся в печати в 1885 г. сборник его стихотворений, тираж которого составил 600 экземпляров, принес Надсону огромный успех. При жизни поэта книга выдержала 5 изданий, а до 1917 г. ее успели переиздать 29 раз, последнее из которых имело огромный по тем временам тираж – 10 000 экз. После смерти Надсона его творчество получило еще большую известность. Многие поэты посвящают его памяти стихотворения (Я. П. Полонский, Л. И. Пальмин, К. М. Фофанов, Г. Ф. Дешкин). А с посмертной публикацией произведений Надсона слава его достигает своего апогея. Молодёжь заучивала его стихотворения наизусть. Произведения Надсона постоянно включались в альбомы и рукописные журналы учащихся, долгие годы их часто декламировали со сцены, почётное место отводилось им в различных хрестоматиях и сборниках. Свыше 100 стихотворений Надсона положено на музыку. И хотя шедевров вокальной лирики на слова Надсона не создано, примечательно, что к его произведениям обращались такие выдающиеся композиторы, как Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, Э. Ф. Направник.

ВЕРЬ В ВЕЛИКУЮ СИЛУ ЛЮБВИ!..

Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!

ВПЕРЁД!

Вперед, забудь свои страданья,
Не отступай перед грозой,-
Борись за дальнее сиянье
Зари, блеснувшей в тьме ночной!
Трудись, покуда сильны руки,
Надежды ясной не теряй,
Во имя света и науки
Свой частный светоч подымай!
Пускай клеймят тебя презреньем,
Пускай бессмысленный укор
В тебя бросает с озлобленьем
Толпы поспешный приговор;
Иди с любящею душою
Своею торною тропой,
Встречая грудью молодою
Все бури жизни трудовой.
Буди уснувших в мгле глубокой,
Уставшим – руку подавай
И слово истины высокой
В толпу, как светлый луч, бросай.

***

Блещут струйки золотые,
Озаренные луной;
Льются песни удалыя
Над поверхностью речной,
Чистый тенор запевает
«Как на Волге на реке»,
И припевы повторяет
Отголосок вдалеке.
А кругом царит молчанье,
И блестящей полосой
Золотой зари сиянье
Догорает за рекой.

***
31 января 1893 г. – В селе Прислониха в семье потомственных иконописцев родился Аркадий Александрович Пластов (1893-1972). Народный художник СССР (1962). Академик АХ СССР. Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).

Родился в семье потомственных иконописцев. В 1903 г. поступил в Симбирское духовное училище. С 1908 г. учился в Симбирской духовной семинарии, а затем переехал в Москву. Занимался рисованием у Дмитрия Архангельского. Некоторое время занимался в мастерской Ильи Машкова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Фёдор Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 гг., поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Его учителями были живописцы Алексей Корин, Аполлинарий Васнецов, Абрам Архипов, Алексей Степанов, Леонид Пастернак и скульптор Сергей Волнухин.
В его картинах отражены испытания советского народа в годы войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945),
В 1947 г. А. Пластов стал академиком АХ СССР. Член СХ СССР (1937), член правления СХ РСФСР и СХ СССР (1957), секретарь правления СХ СССР (1968).
***
31 января 1901 г. –Премьера пьесы А. П. Чехова «Три сестры» в Художественном театре.
***
31 января 1904 г. – В Москве умер Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), русский предприниматель, фабрикант, основавший во второй половине XIX века «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), а также владевший кондитерскими и чайными магазинами в Москве, Поставщик Двора Его Императорского Величества, председатель совета Учетного Банка, действительный статский советник.
Алексей Иванович и его супруга Агриппина Александровна похоронены на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве. В 1926 г. монастырь был закрыт, а кладбище уничтожено.
Во время Крымской войны Абрикосов делал ежегодные 100-рублевые пожертвования госпиталям и ополчению. Позднее стал членом комитета по оказанию помощи семьям убитых и раненных в войне с Турцией, в 1880 г. вошел в состав Совета Дома московского купеческого общества для бесплатных квартир. Служил старостой Успенского храма на Покровке.
Его супруга в конце 1889 г. открыла бесплатный родильный приют и женскую больницу с «постоянными кроватями А. А. Абрикосовой» (на пять коек). Агриппина Александровна завещала городу 100 000 рублей на устройство родильного приюта; здание по проекту И. А. Иванова-Шица на Миусской площади на 51 койку было освящено в мае 1906 г. (с добавлением городских средств, постройка обошлась в 206 000 рублей). По решению Московской городской управы новый родильный приют стал официально носить имя Агриппины Александровны Абрикосовой (1832-1901), после революции — переименован в роддом имени Н. К. Крупской, в 1994 г. ему вернули имя основательницы.
В 1896 г. на средства Алексея Абрикосова и мецената С. А. Корзинкина было завершено строительство кирпичного здания церковно-приходской школы при Ильинском храме в деревне Изварино. Сам же храм Илии Пророка был отстроен заново на деньги тех же Абрикосовых и Корзинкиных в 1904 г. взамен обветшавшей Ильинской церкви.
***
31 января 1910 года родилась В. С. Гризодубова (г. Харьков), летчица, Герой Советского Союза (1938 г), Герой Социалистического Труда (1986 г.), полковник. Дочь одного из первых русских авиаконструкторов и летчиков С. В. Гризодубова. В 1929 г. окончила Пензенский аэроклуб, занималась планерным спортом. В Красной Армии с 1936 г. Командир экипажа самолета «Родина», совершившего в сентябре 1938 г. беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. В Великую Отечественную войну командовала 101-м полком авиации дальнего действия. После войны работала начальником летно-испытательной станции, затем директором НИИ. Умерла 28.04.1993 г.
***
31 января 1924 г. – Второй съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР – первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик, который закрепил, окончательно юридически оформил образование и разделение прав СССР и союзных республик.
***
31 января 1928 г. – В январской «Роман-газете» появляются первые главы романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».
***
31 января 1932 г. – Запущена первая доменная печь Магнитогорского металлургического комбината – одного из крупнейших металлургических комбинатов России. В годы Великой Отечественной войны комбинат, первоначально ориентированный на выпуск «гражданских» сортов металла, освоил выпуск броневой стали, а также прокатку броневого листа. В конце 1942 г. вступила в строй домна № 5, крупнейшая в СССР.
***
31 января 1942 г. – Мученическая смерть Марины Александровны Шафровой-Марутаевой (1908-1942).
***
31 января 1943 г. – В Сталинграде принят ультиматум советского командования о немедленном прекращении огня и о полной капитуляции южной группы немецких войск. В 13 часов советскими воинами вместе со своим штабом пленен командующий немецкой 6-й полевой армии генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс.
30 января Паулюс отправил радиограмму в Берлин: «Адольфу Гитлеру! 6-я армия поздравляет своего фюрера со славной годовщиной! Флаг со свастикой по-прежнему реет над Сталинградом. Паулюс». А 31 января капитулировал.
***
31 января 1952 г. – День рождения художницы Надежды Рушевой. Она слишком рано ушла из жизни в возрасте 17 лет, но успела подарить миру тысячи своих произведений.
Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал ее рисованию, также до школы ее не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. В мае 1964 г. состоялась первая выставка ее рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации ее рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет ее жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
Среди ее работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около пятидесяти авторов. Работа над «Мастером и Маргаритой» стала для нее последней. В то же время, для «Мастера и Маргариты» Надя стала первой художницей. На титульной иллюстрации, изображающей встречу Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах, Елена Сергеевна Булгакова, вдова Михаила Афанасьевича, оставила свой автограф: «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо – Надю Рушеву».
Ее рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело, и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», – говорила Надя
Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Точное их число невозможно подсчитать – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Прошло более 160 выставок ее работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Скончалась Надежда 6 марта 1969 г. в больнице в возрасте 17 лет из-за разрыва сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.
***
31 января 1955 г. – В Ленинграде умер Михаил Леонидович Лозинский (1886-1955), русский советский поэт-акмеист, переводчик, один из создателей советской школы поэтического перевода.
Окончил 1-ю петербургскую классическую гимназию с золотой медалью. Слушал лекции в Берлинском университете. Затем учился в Петербургском университете. В 1909 г. получил диплом юриста, а затем пять лет занимался на историко-филологическом факультете.
Был близок к поэтам «серебряного века», в частности к акмеистам, дружил с О. Э. Мандельштамом, А. А. Ахматовой и был ближайшим другом Н. С. Гумилёва. В 1912 г. Лозинский организовал издательство «Гиперборей», где печатались акмеисты, и входил в созданный Гумилёвым «Цех поэтов».
В 1913-1917 гг. – редактор журнала «Аполлон». В 1914 г. начал работать в Публичной библиотеке библиотекарем и консультантом (работа в библиотеке продолжалась до 1937 г.).
После октябрьского переворота 1917 г. М. Горький привлек Лозинского к работе в издательстве «Всемирная литература», где тот занимался переводом и редактурой.
В 1921 г. задерживался по делу Н. С. Гумилёва, находился две недели под арестом в 1927 г. со служащими Публичной библиотеки. 20 марта 1932 г. арестован и Постановлением Коллегии ОГПУ от 17 июня 1932 г. осужден по ст. 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) на 3 года лишения свободы условно. Реабилитирован в 1989 г.
В 1924 г. Лозинский писал в Париж своей сестре, Елизавете Леонидовне Миллер, о сложности жизни в советской России, о «систематическом удушении мысли», но еще и о том, что «дезертировать нельзя»:
«В отдельности влияние каждого культурного человека на окружающую жизнь может казаться очень скромным <…>. Но как только один из таких немногих покидает Россию, видишь, какой огромный и невосполнимый он этим приносит ей ущерб <…>. Если все разойдутся, в России наступит тьма, и культуру ей придется вновь принимать из рук иноземцев. <…> Надо оставаться на своём посту. Это наша историческая миссия…»
Лозинский много работал над переводами западной классики, тяготея в поэзии к крупной форме, драматургии, переводил также и прозу. В его переводе в СССР вышли произведения таких классиков, как Уильям Шекспир, Ричард Шеридан, Пьер Корнель, Жан Батист Мольер, Лопе де Вега, Мигель Сервантес, Карло Гоцци, Проспер Мериме, Ромен Роллан. Главной его работой стал перевод «Божественной комедии» Данте Алигьери. Переводил Лозинский и восточных поэтов, таких как Фирдоуси, Саят-Нова, грузинского поэта-романтика Николоза Бараташвили.
«В трудном и благородном искусстве перевода Лозинский был для XX века тем же, чем был Жуковский для века XIX», – сказала на его похоронах Анна Ахматова.
Лозинский скончался 31 января 1955 г. в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
***
31 января 1956 г. – В Москве родилась Вера Витальевна Глаголева (1956-2017). Советская и российская актриса театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Народная артистка Российской Федерации (2011).
Вера Глаголева умерла 16 августа 2017 г. Похоронена на Троекуровском кладбище.
***
31 января 1966 г. – В СССР осуществили запуск космической ракеты с автоматической межпланетной станцией «Луна-9», которая совершит мягкую посадку на Луну в районе Океана Бурь и передаст научную информацию на Землю, в том числе первую серию панорамных снимков с ее поверхности.
***
31 января 2003 г. – День памяти Леонида Эрдмана (1940-2003).
***
31 января 2020 г. – Великобритания официально вышла из ЕС

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

30 ЯНВАРЯ — ПРП. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО
antvel8
«РЕВНИТЕЛЯ ИЛИЮ НРАВЫ ПОДРАЖАЯ…». ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ СТАРИЦЫ СХИМОНАХИНИ МАРГАРИТЫ (ЕВФРОСИНИИ ФОМИНИЧНЫ ЛАХТИОНОВОЙ; 1899-1997)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА; 1899–1997) (Последняя старица Дивеевской обители). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК