«Во плоти ангел, пророков основание,
Вторый Предтеча пришествия Христова
Илия славный»
(Тропарь пророку Илии)
2 августа Церковь празднует память святого пророка Илии – одного из самых почитаемых святых Ветхого Завета.
Икона пророка Илии была в каждом русском храме.
ТРИ ВЕРШИНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
1 – Авраам.
2 – Моисей.
3 – Илия.
Если в Аврааме мы видим вершину ветхозаветной человеческой любви к Богу, то в Моисее мы видим при любви к Богу, не меньшей, чем у праведного Авраама, воплощение второй половины Божиего основного закона: вершину любви к ближнему, как к самому себе.
Третьей духовной вершиной ветхозаветного человечества является святой пророк Илия.
Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар. 18, 36) – ревностная борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.
Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию и построить храм, посвященный Ваалу. Этой царской чете противостоял пророк Илия.
В день памяти великого пророка Божия Илии мы представляем вниманию читателей сайта 17-ю главу из книги А. Трофимова:
«МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ».
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.
Эта глава посвящена духовному подвигу ветхозаветной праведницы Сараффии – вдовицы сарептской, чья жизнь неразрывно связана с великим пророком Божиим Илией.
***
Глава 17
САРАФФИЯ – ВДОВИЦА САРЕПТСКАЯ
Время жизни следующей по хронологии праведницы Ветхого Завета – эпоха, когда совершилось разделение еврейского государства на два царства – Иудейское и Израильское. Судьба вдовицы сарептской неразрывно связана с жизнью и деяниями великого пророка Божия Илии. Ее подвиг можно осознать лишь в контексте событий, происходивших тогда в обоих царствах. Поэтому вспомним основные вехи истории разделенных царств Израилевых.
ЦАРИ ИУДЕЙСКИЕ
РОВОАМ
После неудавшейся попытки силой подчинить себе отложившиеся колена, Ровоам стал заботиться об укреплении за собой оставшегося ему владения. Иудейское царство включало в себя не только владения двух главных колен Иудина и Вениаминова, но и прежние земли колена Данова, переселившегося на север, и земли колена Симеонова. В нравственном отношении царство Иудейское было усилено еще тем, что в него переселилось все колено Левиино – все священники и левиты, выселившиеся из царства Израильского вследствие введения там идолопоклоннического культа золотых тельцов.
К несчастью, Ровоам наследовал от своего отца его худшие качества и содержал многочисленный гарем – из 18 жен и 60 наложниц, давших ему двадцать восемь сыновей и шестьдесят дочерей. С этим неразлучны были обычные соперничества и интриги.
К несчастью во дни временного благоденствия были забыты недавние грозные испытания, и Ровоам, а вместе с ним и весь народ иудейский «делали неугодное пред очами Господа… И устроили они у себя высоты, и статуи, и капища на всяком высоком холме, и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых» (3 Цар. 14, 22, 23–24).
Такое религиозно-нравственное падение вызвало новые беды и испытания. Воспользовавшись ослабленем политического и военного могущества этого дома, египетский фараон Сусаким в пятом году царствования Ровоама предпринял поход против Иерусалима. Быстро взяв несколько укрепленных городов Иудейских, он подступил к самому Иерусалиму. При виде страшной опасности царь и народ смирились и возопили о помощи к Богу, который и спас их от плена. Сусакиму все же удалось ограбить храм и царский дворец, захватив с собой все их сокровища. Царство Иудейское на время сделалось данником Сусакима, чтобы неверный народ познал, «каково служить Богу и служить царствам земным».
«И делал он (Ровоам) зло, потому что не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа… И почил Ровоам с отцами своими и погребен в городе Давидовом» (3 Цар. 12, 14, 16). Он царствовал семнадцать лет, умер 58 лет от роду и был погребен в городе Давидовом.
АВИЯ
Ровоаму наследовал сын его Авия, на восемнадцатом году царствования Иеровоама. Он попытался еще раз силою возвратить себе отпавшие колена, и в начатой войне ему удалось поразить Иеровоама и отнять нисколько городов, в числе которых был и Вефиль. Победа эта была результатом сильного религиозного подъема как самого царя, который укорял израильтян за введенное у них идолопоклонство, так и многих иудеев. Но сам Авия не удержался на высоте этого доброго начала и скоро последовал дурному примеру своих предшественников: завел большой гарем из 14 жен, от которых у него родилось 22 сына и 16 дочерей, и «он ходил во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него, и сердце его не было предано Господу, Богу его, как сердце Давида, отца его» (3 Цар. 15, 3), вследствие чего и царствование его было непродолжительными Он царствовал около трех лет и погребен был в городе Давидовом, передав царство своему сыну Асе.
АСА
Аса, третий царь Иудейский, взошел на престол на 20-м году царствования Иеровоама и царствовал в Иерусалиме сорок один год. Воспитавшись среди испытаний прежних царствований, он воцарился с добрым намерением следовать во всем примеру великого своего прапрадеда Давида и с сердечной преданностью истинной религии приступил к очищению своего царства от накопившегося в нем религиозно-нравственного зла. «Он изгнал блудников из земли, и отверг всех идолов, которых сделали отцы его. И даже мать свою Ану́ лишил звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты» (3 Цар. 15, 12–13), который он вместе с тем изрубил и сжег у потока Кедронского, как некогда Моисей поступил с золотым тельцом.
Аса показал столько благочестивой ревности, что его царствование на время опять сосредоточило на себе благословение Божие и отличалось благоденствием. Благоустроив внутренние дела государства, он собрал сильное войско в 580000 человек – с целью низвергнуть данническое иго египтян. Египетский фараон Зарай Эфиплянин выступил против него с огромной армией и дошел до Мареши, в юго-западной части колена Иудина. Здесь и встретил египтян Аса, призвавший на помощь Бога в пламенной молитве, и разбил их наголову, захватив громадную добычу. При победоносном возвращении его в Иерусалим его встретил пророк Азария, который своей боговдохновенной речью о благодеяниях Господа в случае упования на Него и о страшном гневе Его при отпадении от Него возбудил в царе и народе новый порыв ревности к истинной вере. «Мерзости языческие» были удалены из всех иудейских городов, и царь обновил осквернявшийся идолослужением «жертвенник Господень, который пред притвором Господним».
В третий месяц 14-го года своего царствования. Аса созвал в Иерусалиме великое народное собрание, на котором участвовали не только жители его царства, но также представители остальных колен, и на нем был заключен торжественный завет, «чтобы взыскать Господа Бога отцов своих от всего сердца своего и от всей души своей» (3 Цар. 15, 12–13), причем за идолопоклонство назначена была смертная казнь.
Царь израильский Вааса возобновил войну против Иудейского царства. К несчастью на этот раз Аса поколебался в своем упованми на Бога и не только призвал к себе в союзники Венадада, царя сирийскго, но и купил его союз дорогой ценой сокровищ храма Господня и своего дворца. Хотя благодаря этому союзу наступление Ваасы было с успехом отражено, но сам Аса должен был выслушать строгий укор за свой поступок от пророка Анании, который укорил его за измену заключенному им завету, сказав: «Так как ты понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей» (3 Цар. 16, 7). Аса не только не раскаялся в своем грех, но «разгневался на прозорливца, и заключил его в темницу, так как за это был в раздражении на него» (3 Цар. 16, 10).
На 41 году своего царствования он умер и с царской торжественностью погребен был в городе Давидовом, в заранее приготовленной им себе гробнице. Несмотря на прегрешения последних лет своего царствования, он оставил по себе добрую память в народе. Благословение Божие на нем сказалось в самой продолжительности его царствования, во время которого он был современником восьми быстро сменявшихся нечестивых царей царства Израильского.
ИОСАФАТ
Преемником Асы стал сын его Иосафат, который вступил на престол 35 лет от роду и царствовал 25 лет. Вместе с престолом он наследовал от отца своего лучшие начала первой половины его царствования и обладал всеми качествами, которые делали его подобным Давиду, бывшему для него высшим образцом. При нем царство Иудейское достигло высокой степени процветания и могущества.
Он находился в мире со всеми окружавшими его народами. Филистимляне платили ему дань серебром, аравитяне пригоняли множество всякого скота, и могущество его поддерживалось сильным войском, под начальством храбрых полководцев.
ЦАРИ ИЗРАИЛЬСКИЕ
В то время как в царстве Иудейском после нечестия первых царей начались усилия к восстановлению истинной веры и закона Моисеева в народе, в царстве Израильском с каждым царствованием усиливалось идолопоклонство. Но высшей своей степени это зло достигло при восьмом царе израильском Ахаве, который наследовал отцу своему Амврию в 38 году царствования Асы, и царствовал 22 года. Уже отец его Амврий приобрел дурную славу, но Ахав превзошел и его и оставил о себе в истории самую печальную память. «Воцарился Амврий над Израилем и царствовал двенадцать лет… И купил Амврий гору Семерон у Семира за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал построенный им город Самариею, по имени Семира, владельца горы. И делал Амврий неугодное пред очами Господа и поступал хуже всех бывших перед ним. Он во всем ходил путем Иеровоама, сына Наватова, и во грехах его, которыми тот ввел в грех Израильтян, чтобы прогневлять Господа Бога Израилева идолами своими» (3 Цар. 16, 23–26).
Царь Амврий заключил союз с прибрежным Финикийским государством и скрепил эти дружеские узы женитьбой Ахава на Иезавели, дочери сидонского царя Ефваала, бывшего жреца, который получил престол через убийство своего брата. К несчастью Ахав имел слабую волю и всецело подчинился своей властолюбивой жене Иезавели, которая навлекла тягчайшие испытания на израильский народ. Дочь вполне унаследовала от отца худшие его качества – высокомерие, деспотизм, кровожадную жестокость и более всего фанатическую преданность идолопоклонству Астарте, жрецом которой некогда был ее отец.
Когда Иезавель стала царицей израильского народа, ей было позволено так рьяно вводить эти чужеземные обычаи, что Библия осуждает Ахава, как самого нечестивого из всех иудейских царей. Ахав починился влиянию Иезавели и по ее настоянию построил в Самарии храм и жертвенник Ваалу, а вместе с ним устроил особую дубраву для гнусных оргий в честь Астарты. Затем приняты были меры к полному искоренению религии Иеговы и водворению финикийского культа.
Начали открыто строиться капища в честь бога Мелькарта, главного божества (Ваала) финикийцев, и в честь богини плодородия Астарты. Языческий храм был устроен и в царском дворце в новой высокогорной столице Самарии. Иезавель также содержала при дворе четыреста пятьдесят священников (жрецов) или «лжепророков» Ваала и четыреста пророков Астарты.
Целью Иезавели было утверждение Ваала в роли национального бога Израиля вместо Яхве. Израильские священники и пророки, протестовали против этих языческих обычаев и мешали ей сделать это, поэтому все истинные пророки по ее повелению были убиты, кроме ста человек, которые спаслись бегством и укрылись в пещере, где их тайно питал хлебом и водой благочестивый Авдий, начальник дворца Ахава. Наступил, быть может, самый мрачный период в истории израильского народа. Истинная религия погибала в нем, а вместе с ней рушились и все великие обетования Божии.
Показателем народного нечестия в Израильском царстве явилось и восстановление Иерихона, вопреки слову Иисуса Навина (см. Нав. 6, 25), который проклял всякого, кто попытается восстановить этот город. По своему положению Иерихон был ключом Святой Земли, владение которым отдавало всю Палестину в руки евреев и было началом победы религии и истинного Бога над ханаанским язычеством. Теперь, при Ахаве (871–852 гг. до Р. Х.), совершился резкий поворот Израиля в сторону этого самого язычества (культов Ваала и Астарты), и воссоздание Иерихона, этого древнего оплота ханаанского языческого населения, явилось теперь печальным знамением времени: Израиль в лице Ахава отрицал теперь истинного Бога, отрицал и Его спасительное, чудодейственное водительство Израилем, благодаря которому некогда пал Иерихон.
Сразу вслед за этим сообщением Библии начинается повествование об обличителе Ахава – пророке Илии.
ПРОРОК ИЛИЯ
В этот трагический момент истории Израиля явился величайший пророк Ветхозаветной Церкви, грозный мститель за попрание Завета, прообраз того великого проповедника покаяния, который стал Предтечей Христа.
Внезапное появление пророка, до этого скрытого в неизвестности, наиболее отвечало цели грозного вразумления беспримерного нечестия Ахава. Имя Илия (евр. Элияху ха-Нави) означает: «мой Бог есть Иегова» и указывает на призвание пророка: проповедь и защита истинной религии Господа против культа Ваала. Святой пророк Илия является в истории с поражающей внезапностью,– как молния, мгновенно озарившая полуночное небо. Судя по его названию «фесвитянин», можно предположить, что родом он был из Фесвы, городка в северной части Палестины, откуда он переселился за Иордан, где и жил в пустынях Галаада, со всей простотой и суровостью образа жизни пустынника. Оттуда он и явился внезапно на блестящих улицах Самарии. По позднейшему иудейскому преданию, пророк Илия был потомком целого ряда священников, а сам город Фесва будто бы был священническим.
Пророк Илия явился представителем силы Божией, которую он ставил в противовес силе зла, и отсюда целый ряд великих чудес, которые должны были служить назиданием и обличением сожженной совести нечестивого царя с его заблудшим народом. Внезапно явившись в Самарии, пророк Илия в краткой, но сильной речи исповедует перед Ахавом веру свою в единого Господа, а себя самого объявляет служителем Его и исполнителем Его велений. Во имя этой веры и этого призвания, пророк клятвенно возвещает царю и народу, поправшим Завет, тягчайшее для земледельческого народа бедствие – засуху и неизбежный голод. Пророк направился прямо ко дворцу и там пред лицом самого Ахава в кратких словах произнес страшный приговор Божий: «Жив Господ Бог Израилев,– сказал Илия,– в сии годы не будет ни росы, ни дождя; разве только по моему слову» (3 Цар. 17, 1). Это было исполнением Закона за отпадение Израиля от Господа.
Произнеся приговор Божий, Илия удалился, спасаясь от мщения нечестивой царственной четы. Переплыв через Иордан, Илия спрятался в пустынном месте, недалеко от потока Хорафа, впадающего в реку Иордан. Здесь «во́роны приносили ему хлеб и мясо» (3 Цар. 17, 6) каждое утро и вечер, а воду он пил прямо из реки. К тому времени свирепствовала предсказанная им засуха, и призрак голода уже замаячил на горизонте.
Засуха и бесплодие страны были фактическим свидетельством бессилия идола, которому приписывалась животворящая сила. Продолжительность засухи пророк указывает неопределенно: «в сии годы» (по Лк. 4, 25; Иак 5, 17 – 3,5 года),– и тем самым ставит продолжительность наказания в зависимость от нового откровения через него в будущем, т. е., в сущности, от времени и степени раскаяния царя и народа. «Илия был Пророк, первоверховный из пророков, пламенел божественною ревностью, и сие изрек по действию Духа Божия. Почему и исполнилось им изреченное»,– пишет блаж. Феодорит.
Но вот поток высох, потому что приговор Божий вступил в свою силу, и промысл Божий указывает пророку новый путь, повелевая ему идти в Сарепту*, город во владениях царя сидонского. «И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя» (3 Цар. 17, 8–9). Замечательно, что Илия, спасаясь бегством от покровителей финикийского бога, должен был искать убежища в Финикии!
Пророк Илия не хочет смерти от руки Иезавели, не потому, что он боится смерти вообще: он тотчас же после того, как бежал от Иезавели, просил сам себе смерти у Бога. Но он не может примириться с властью зла, ни со студными пророками, растлевающими Божий народ, ни с Иезавелью, повелевающей Израилем.
* Сарепта (совр. Sarafand) – небольшой город на берегу Средиземного моря между Тиром и Сидоном. Его гавань упоминается в египетских текстах XIII в. до Р. Х. Это был процветающий центр ремесленного производства на протяжении 1-го тыс. до Р. Х. и в римскую эпоху. Здесь его упоминание важно по той причине, что оно указывает на способность Яхве устроить засуху на территории, принадлежащей Ваалу. Сегодня на месте бывшего селения Сарепта сохранились лишь остатки древних построек и надгробных памятников.
Добавьте комментарий