Господь не создавал печали. По плану Божественного Домостроительства человек создан был «малым чим умален от Ангел» (Пс. 8, 6) и с самого начала земного бытия приобщен был к райскому блаженству. Печаль явилась следствием нарушения человеком сыновнего послушания своему Небесному Владыке и Творцу. Тоска по утраченном рае вылилась в печаль от лишения непосредственной связи с Богом – Источником радости и любви.
Много печалей в человеческой жизни, не бывает она беспечальной. Но есть печаль светлая, спасительная – это «печаль ради Бога», а бывает горькая, греховная. Святые отцы называют ее «мирской печалью». «Печаль мирская ведет к духовной смерти»,– учат они. Об этом говорит и святой апостол Павел: «Печаль мирская производит смерть» (Кор. 7, 10).По учению святых отцов печаль является одной из восьми главных страстей. В духовной жизни существует лествица добродетелей, по которой человек восходит к Горнему миру. Если человек не трудится духовно, дает вход страстям, не борется с ними, он постепенно предает свою волю во власть духов злобы. Тогда добродетели превращаются в страсти и начинается нисхождение человека по лествице страстей, ведущей к гибели.
1. Воздержание
2. Целомудрие
3. Нестяжание
4. Кротость (терпение)
5. Блаженный плач
6. Радость
7. Смирение
8. Послушание
чревоугодие
блуд
сребролюбие
гнев
печаль
уныние
тщеславие
гордость
Добродетелью, противоположной печали, как страсти, является по учению святых отцов блаженный плач. Он возникает от осознания своего падения, от зрения множества грехов своих. Плач этот вызывает болезненное сокрушение сердца, возгревает в нем надежду на милосердие Божие, приводит к желанию уединения, к покаянию, исповеданию грехов своих, помогает благодарить Бога в скорбях и нести их с терпением. «Блаженны плачущие, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 4) – гласит одна из заповедей блаженства, принесенная на землю Самим Господом.
Корень слова «печаль» – «печ»: печаль печет человека. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Бесовская печаль жжет, она сурова, нетерпелива, жестока, строптива, соединяется с бесплодной грустью и мучительными приступами отчаяния». В лествице страстей перед печалью стоит гнев: огонь этой страсти жжет человека. Печаль часто происходит от гнева. После вспышки гневного огня и жжения печали наступает уныние, чувство оставленности, безнадежности: дух угашен. По учению святых отцов уныние – это смертный грех. Печаль, как и гнев, рождается от неудовлетворенного своевольного желания, от оскорбленного самолюбия, понесенного убытка, и т.п. – это явные поводы печали. За всеми ими – самость человека, не дающая ему покоя, вечно неудовлотворенная. Вспомним в печали слова Господа: «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня ибо Я кроток а смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28–30).
Страсть печали следует за гневной страстью потому, что огорчая ближнего своим гневом, человек согрешает перед Богом. Господь сказал: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…» (Мф. 5, 22). Нераскаянный грех тяготит совесть человека, удаляет его от Бога и от людей, и человек чувствует себя оставленным, одиноким.
Бывает печаль, связанная с чувством своей несостоятельности, невыполненности своего жизненного назначения, творческих неудач. Она может иметь реальные основания, если человек «зарыл свои таланты» вместо того, чтобы приобрести на них новые – в трудах, творчестве, любви. Но печаль эта не помогает исправить жизнь, а расслабляет, вводит в уныние.
Всякий грех приводит к печали, потому что отдаляет человека от Бога – Источника всякой радости. И все наши печали оттого,что мы не с Богом. И чрезмерная печаль о своих грехах не приближает нас к Творцу, потому что является признаком самонадеяния, гордыни («как это я мог…»). Своими силами человек не может победить грех, и вся его надежда – на Бога.
Когда человек постоянно печется и печалится о своих бедах, неприятностях, трудных состояниях,– печаль становится его натурой: он всем постоянно недоволен, неблагодарен Богу и людям, замыкается в себе – и тут не может найти утешения.
Есть печали, причины которых можно снять, и тогда человек снова радуется. Так Господь утоляет печаль Наинской вдовы, воскрешая ее единственного умершего сына. Печаль матери о умершем сыне так понятна и естественна, и милосердие Божие совершает чудо воскресения, снимая печаль матери и обращая ее в ликующую радость жизни и победы над смертью.
Сам Господь прослезился, когда увидел печаль близких умершего праведного Лазаря,– и эту печаль снимает Он силою Своего Божества.
Когда Христос говорит апостолам о грядущих испытаниях, которые ожидают мир, ученики Его опечалились – и Господь не осуждает эту печаль. Он говорит: «Но оттого, что Я сказал это вам, печалью исполнились сердца ваши» (Ин. 16, 6).
Это та печаль, которая не может не возникнуть в любящем сердце, когда оно видит, сколько зла, бед, греха и неправды совершается в мире. То печаль о других, и она помогает в духовном подвиге. Когда апостолы разошлись по лицу земли для проповеди, не везде принимали их благовестие, часто их не только не слушали, но гнали, сажали в тюрьмы, побивали камнями, распинали. Конечно, все это было источником печали для апостолов Христовых, но эта печаль помогала им в исполнении своего долга, во внутренней жизни. Их печаль светла, ни на кого не ложится тяжестью, не перекладывается на других. Она служила источником и побуждающей причиной внутреннего горения, устремленности по пути Божию, желанию, чтобы все люди спаслись и пришли к познанию Истины.
Человек может подняться до печали за других – святой апостол Павел скорбит об ожесточении своих соплеменнников, не жалающих принять Христа, и говорит: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9, 3–4).
Грех отделяет нас от Бога, и потому мы печалимся о том, что не можем быть близкими с Ним. Сознание греховности своей рождает печаль о своем состоянии, «печаль ради Бога» приводит к покаянию. Человек жаждет веры, праведной жизни, стремится исполнять заповеди Божии и эта устремленность помогает восстановить связь с Богом. Об этом пишет святой апостол Павел: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть, ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание» (2 Кор. 7, 10–11).
Иногда печаль приходит без видимых причин под влиянием духов злобы: человек неожиданно чувствует такую скорбь, горечь, оставленность, которые кажутся ему безысходными. Это бывает попущением Божиим, и нужно противиться таким напастям, призывая Господа, твердо веруя в милосердие Того, Кто ради нас претерпел крестную муку и богооставленность на Голгофе. Следуя Ему, будем радоваться не только дарам благодати, но и горестям, трудностям, испытаниям жизни: чем сильнее они, тем ближе Господь. Так научимся нести крест свой, следуя Господу.
Ведь Он дал нам заповеди блаженства, чтобы в нищете духа, в плаче, алкании правды, трудах миротворческих, поношении за слово Божие мы радовались. Блаженство христианина – в страданиях ради Бога, в надежде Жизни Вечной в Царстве Божием. И человек не должен печалиться о себе: милосердие Божие неизмеримо. Ничто не совершается без воли или попущения Божия, все промыслительно и в конце-концов обращается во благо. Когда такое убеждение воцарится в сердце, всякая печаль преобразуется в радость жизни с Богом и в Боге. Ведь Сам Господь сказал Своим ученикам: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).
Христос заповедал Своим ученикам претворять печаль в радость. Перед Своей крестной смертью и Воскресением Господь дарует им обетование такой радости, какую никто не сможет у них отнять: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби, потому что родился человек в мир, так и вы теперь имеете печаль: но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 20–22).
По воскресении Своем Христос обратился к апостолам со словом: «Радуйтесь!». В этот великий момент Воскресший Господь даровал своим ученикам и апостолам, а через них – Церкви Своей и всем верующим благодатный дар Духа Святаго – радость духовную. Этот дар хранится в Церкви Христовой до сего дня.
Во все времена было важным деланием претворение печали в радость. В русской духовности родилось слово «печальник». Так называли подвижников и праведников родной земли, которые скобели о грехах своего народа, воспринимая их как свои собственные, молились об их исправлении. У них была особая забота о своих соотечественниках, они печалились, принимая в сердце свое скорби своих собратьев. Вот имена некоторых из них: преподобный Сергий Радонежский, св. патриарх Ермоген, преподобный Серафим Саровский, св. патриарх Тихон. Они в полноте обладали даром радости Божией, сердца их горели любовью ко всем людям, и принимая на себя их печаль, они преодолевали ее, с благодатной помощью Божией преображая своими трудами, молитвой, терпением. Их делание – претворение печали в радость, заповеданное Самим Господом.
Во все времена было важным это делание, но в наши дни особенно велика нужда в том, чтобы всякую находящую на нас печаль претворять в радость. И первой печальницей нашей является Матерь Божия. Она стояла у Креста Сына Своего, участвуя в Его крестных страданиях. В эти священные предсмертные минуты Христос отдал всех нас, все верующее в Него человечество заботам и попечению Своей Матери. Он завещал Ей стать Источником любви и утешения для людей, назвав Ее самым дорогим и любимым для человеческого сердца именем Матери. Господь со Креста усыновил Своей Матери всех людей в лице Своего любимого ученика апостола Иоанна, сказав: «Жено, се сын Твой»; и ученику: «Се, Матерь твоя» (Ин. 19, 26–27). Матерь Божия и на Небе остается Матерью всего человечества, молитвенницей и ходатаицей за нас. Она покрывает мир Своим омофором, скорбит о грехах людских. И как Мать, благодатию и силой, дарованными Ей, Она берет на Себя скорби и болезни детей Своих, претворяя их в радость.
***
Икона «Утоли моя печали» является образом Божией Матери Одигитрии – Путеводительницы ко спасению и вечной жизни. Правой рукой Божия Матерь поддерживает Младенца Христа; у Него в руках поднятый вверх развернутый свиток со словами: «Суд праведен судите, милость и щедроты творите, кийждо искреннему своему; вдовицу и сира не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Христос обращается с поучением и предостережением к молящимся. В Его лике и жесте рук держащих свиток,– учительная твердость. Лик Христа обращен несколько в сторону, как бы прислушиваясь к молитвам приходящих и призывая каждого быть справедливым и милостивым к ближнему.Удивителен этот образ. Каждое верующее сердце чувствует его особую силу и благодатность, хотя не всегда может человек выразить в слове, чем так трогает он, и почему снова и снова притягивает всякого, кто хоть раз помолился пред ним.
В надписи на свитке почти дословно приводятся слова Господа Вседержителя, обращенные к пророку Захарии: «Сице глаголет Господь Вседержитель: суд преведен судите и милость и щедроты творите кийждо ко брату своему, а вдовицы и сира, пришелца и убога не насильствуйте, и злобы кийждо на брата своего да не поимет в сердцах своих» (Зах. 7, 9–10).
В этих словах раскрывается богословский смысл не только иконы «Утоли моя печали», но и всех других православных икон Богоматери. Господь Вседержитель – это одно из библейских имен Божиих, оно означает беспредельное величие Божие, владычество Его над всем сотворенным миром. Это Бог как Владыка Неба и земли, Его окружают и Ему служат сонмы Ангелов и все воинства небесные. Ему покоряется и прославляет вся природа, все твари служат свидетелями Его силы, могущества и славы.
Верующий и молящийся пред иконой человек стоит перед Самим Господом – Владыкой всего сотворенного Им мира и осознает свое непослушание, нарушение Божественного порядка мироздания. В иконе он слышит слова Самого Бога-Творца и видит Его в Богомладенце Христе, рожденном Девой Марией, во всем послушной воле Божией. Именно Он, как Вседержитель и праведный Судия на Страшном Суде испытает жизнь каждого человека. Для того, чтобы выдержать это испытание, кающемуся и молящемуся христианину дарованы слова Самого Господа из книги пророка Захарии. И каждому, кто стоит перед этой иконой, открывается, что более всего необходима ему мольба к Богоматери, чтобы Она в молитвенном единении с кающимся человеком вступилась пред Сыном Своим и Богом не только за него, но и за все кающееся человечество, чтобы снять с него проклятие, исправить непослушание, помочь людям в их нуждах, бедах и печалях.
В изображении и в самом названии образа раскрывается богословская глубина русской православной иконы. Но этот образ обращен еще и к воинам Руси и неразрывно связан с событиями нашей истории. Название «Утоли моя печали» икона получила позднее, изначально же, при появлении ее, это был образ «Не твори печали». Икона появилась в XVII веке, в переломный момент становления России – «Смутное время» – время всеобщей вражды, войн и насилий. После событий 1612 года Российская держава постепенно укреплялась, хотя чрезвычайное военное напряжение оставалось. Это было время народного покаяния в тех страшных злодеяниях, которые совершались против своих собратьев. Особенно велика была вина казачества перед своей родиной и народом: они оставили за собой великое множество загубленных жизней, разрушенных семей, сожженных домов, сел и городов. Но казаки все же стали силой, решившей исход битвы за Москву. Как и другие русские воины, казаки приносили покаяние в своих злодеяниях. Свидетельством этого покаяния стало принесение ими в Москву в 1640 году в царствование Михаила Феодоровича (1613–1645)знаменитой чтимой святыни – иконы Божией Матери, дарованной казачеству после событий Смуты.
По преданию икона явилась в древнем южнорусском городе Турове*. Надпись на свитке в руках Младенца Христа перекликается со словами Иоанна Крестителя воинам, спрашивавшим, что им делать. «И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3, 14). Эту заповедь воинам всех времен особенно нелегко было исполнять казакам в Смутное время. Но совесть в них не угасла, и принесение святыни в Москву – знак осознания и признания неисполненности того, к чему призывал их Христос.
* Туров – один из древнейших городов Беларуси и столица Туровского княжества в XII–XIII вв. Располагается на Полесье на реке Припять в 25 км к юго-западу от города и железнодорожной станции Житковичи. Впервые город упомянут в 980 г. в «Повести временных лет»: «бе бо Рогволод перешел из заморья имяше волость свою Полотьске, а Тур Турове, от него же Туровици прозвашаяся».
Город был основан на месте слияния рек Язды и Струмени, притоков Припяти, которая, в свою очередь, впадает в Днепр, ведущий к Черному морю. Такое географическое положение способствовало развитию города, так как через него проходил один из вариантов торгового пути «из варяг в греки». В XI в. город стал одним из центров христианства. Тогда же здесь было создано так называемое Туровское евангелие – самая древняя книга, созданная на территории Беларуси. В XII в. в Туровском княжестве действовало 2 монастыря и 85 церквей.
В 1320–1330 гг. Турово-Пинские земли вошли в состав Великого княжества Литовского. В 1648 г. казацкие отряды под общим руководством Богдана Хмельницкого захватили Туров, после его освобождения правительственными войсками город был вновь захвачен в 1649 г. при поддержке местных жителей.
По принесении в Москву икона «Утоли моя печали» была помещена в церкви Святителя Николая, что на Пупышах в Садовниках, в Замоскворечье*. Всеобщее почитание образа началось не сразу: было время, когда икона стояла в великом небрежении на колокольне. Но когда в Москву пришли печаль и беда, об иконе вспомнили. Предание сохранило память о прославлении иконы в 1760 году. Благодатная сила образа исцелила расслабленную женщину. Она находилась при смерти и была привезена из дальних мест по гласу чудесно явившегося ей чудотворного образа Богоматери. После молебна перед иконой 25 января 1760 года больная исцелилась от болезни, и в честь этого события было установлено празднование чудотворной иконе. К этому времени относится составление службы и акафиста иконе «Утоли моя печали», впервые напечатанных в 1862 году.
* Церковь документально известна с 1625 г. Постройка первой каменной церкви, затянувшаяся примерно на десятилетие, началась в 1690 г. Просуществовала она недолго: в 1731–1735 ее сменил новый храм. Следующую крупную перестройку осуществили в 1845–1858 гг., когда трапезная, приделы и колокольня были заменены новыми. В итоге на Москве появился пятиглавый храм с сильно вытянутым вверх четвериком, трапезной и шатровой колокольней. Главный престол освящен был в честь Смоленской иконы Богоматери, при трапезной устроены теплые приделы: правый Никольский и левый иконы «Утоли моя печали». Закрыт храм не ранее 1929 г. Частично разобран в 1930-х гг., окончательно уничтожен в конце 1950-х гг.
Добавьте комментарий