Жития святых Книги

АННА, МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА

2 сентября – день памяти библейского пророка Самуила (ивр. ‏שְׁמוּאֵל‎‏‎‎, Шмуэ́ль, «услышанный Господом» или «испрошенный у Господа») – последнего и знаменитейшего из судей израильских (XI век до Р. Х.) Он происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Родился испрошенный у Господа молитвами своей матери Анны (почему и получил имя Самуил, что значит «испрошенный») и еще до рождения был посвящен Богу. Он завершил Эпоху Судей и «открыл» Эпоху Царей, помазав на царство сначала Саула, а когда тот не оправдал его ожиданий,– юного Давида. Умер Самуил на 88 году от рождения и был погребен в Раме, оплакиваемый всем народом. Жизнь его описана в первых главах первой книги Царств. Предание приписывает ему составление библейской книги Судей.

В день памяти великого мы представляем вниманию посетителей сайта 13-ю главу из книги Александра Трофимова:

«МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ».
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.

Эта глава посвящена духовному подвигу ветхозаветной праведницы и пророчицы Израиля – матери пророка Самуила Анне.

***

Глава 13

АННА, МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА

АННА МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА. ИКОНА
АННА МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА. ИКОНА

В Анне, матери Самуила, мы находим то, чего недоставало матери Самсона. Среди богомольцев, которые ежегодно отправлялись в Силом, где была скиния, для принесения Богу начатков от своих полей и первородных из стад, был один человек из Рамы Вениаминовой, города, расположенного на Ефремовой горе*. Имя его было Елкана. На богомолье ему сопутствовали его две жены, Анна и Феннана, сыновья и дочери. Первая из его супруг была печальна, потому что у нее не было детей; теми, которых имел Елкана, Бог благословил Феннану (евр. «коралл»).
* Рама находилась неподалеку от Вифлеема; только первый город принадлежал колену Вениаминову, второй – Иудину.

Жить в браке и не иметь детей в то время означало не исполнять заповедь Господа, данную людям при сотворении мира: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт 1, 28). Это означало годы напрасных ожиданий и разочарований, а также унижения и позора.

ЕЛКАНА И ДВЕ ЕГО ЖЕНЫ - ФЕННАНА (С ДЕТЬМИ) И НЕПЛОДНАЯ АННА. МИНИАТЮРА ИЗ БИБЛИИ. XIII в.
ЕЛКАНА И ДВЕ ЕГО ЖЕНЫ — ФЕННАНА (С ДЕТЬМИ) И НЕПЛОДНАЯ АННА. МИНИАТЮРА ИЗ БИБЛИИ. XIII в.

Хотя Анна была любимой женой Елкана, эти ежегодные путешествия в Силом были для нее тяжелым испытанием. Она встречала родителей, идущих вместе со своими детьми, и каждый раз печалилась о том, что у нее самой детей нет. Когда ее муж совершал жертвоприношения в святилище, он давал части жертвы Феннане и ее сыновьям и дочерям. И хотя он давал Анне «часть особую», все же эта часть была гораздо меньше, поскольку Анна была бездетна. Елкана видел, что Анна страдает от стыда, покрывавшего всякую еврейскую женщину, которой природа отказала в материнстве; он видел, что за это несчастье ее оскорбляет и высокомерная Феннана. Завидуя Анне за то, что та была любимой женой, Феннана «сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее» (1 Цар. 1, 6). Но, к чести Анны, эти обиды не вызвали в ней возмущения. Хотя она была печальна в душе, но никогда не бранила Феннану и не мстила ей.

ПЛАЧУЩАЯ АННА ПЕРЕД СИДЯЩИМИ ЗА СТОЛОМ ЕЛКАНОЙ И ФЕННАНОЙ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ БИБЛИИ 1554 г. ХУД. Г. ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ (1497–1543)
ПЛАЧУЩАЯ АННА ПЕРЕД СИДЯЩИМИ ЗА СТОЛОМ ЕЛКАНОЙ И ФЕННАНОЙ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ БИБЛИИ 1554 г. ХУД. Г. ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ (1497–1543)

Здесь в «доме Господнем», перед главной святыней Израиля, Анна горячо молила Господа о даровании ей ребенка. Однажды после принесения жертвы в Силоме Елкана раздавал, по своему обыкновению, каждому из своих домашних часть остатков жертвоприношения. Однако великолепный праздник после уборки урожая, совместная трапеза, хмельное застолье и веселье превращаются для бездетной Анны в мучения. В очередной раз Анна не выдержала, расплакалась и отказалась от еды. «Анна! – утешает Елкана свою неплодную супругу,– что́ ты плачешь, и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» (1 Цар. 1, 8).

В СИЛОМСКОМ ХРАМЕ АННА УСЕРДНО МОЛИТ БОГА О ДАРОВАНИИ ЕЙ СЫНА. МИНИАТЮРА ИЗ БИБЛИИ. XIII в.
В СИЛОМСКОМ ХРАМЕ АННА УСЕРДНО МОЛИТ БОГА О ДАРОВАНИИ ЕЙ СЫНА. МИНИАТЮРА ИЗ БИБЛИИ. XIII в.

Но в этой истории есть переломный момент: «И встала Анна…» (1 Цар. 1, 9). Эта библейская праведница поднимается над своими страданиями и переживаниями. Перед скинией завета внезапным сердечным порывом она открывает Господу свою душу, исполненную горестью, и потоки слез текут из ее глаз. Она усердно молила Бога о даровании потомства, обещая посвятить его служению Богу. Произнесенная ею молитва стала одной из самых знаменитых молитв о материнстве: «И была она в скорби души и молилась Господу, и горько плакала. И дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его» (1 Цар. 1, 10–11).

АННА ДАЕТ ОБЕТ ЕСЛИ У НЕЕ РОДИТСЯ СЫН ПОСВЯТИТЬ ЕГО БОГУ. МИНИАТЮРА ИЗ БИБЛИИ. XIII в.
АННА ДАЕТ ОБЕТ ЕСЛИ У НЕЕ РОДИТСЯ СЫН ПОСВЯТИТЬ ЕГО БОГУ. МИНИАТЮРА ИЗ БИБЛИИ. XIII в.

Последняя фраза означает, что Анна дала обет посвящения своего сына Господу, подобно тому, как мать Самсона посвятила своего сына и как посвятит Богу своего сына мать Иоанна Крестителя. Этот сын будет принадлежать Тому, Кто благословит ее высочайшим благом материнства: он будет назореем не на время, но на всю жизнь. Трижды повторенное слово «раба» подчеркивает ее скромность, смирение и чувство зависимости от Бога. Из своего смирения Анна почерпнула новую силу. Ни жестов, ни слов молитвы не было слышно; но скорбное сердце превратило в молитву все ее существо. Анна просила Господа призреть на нее, сжалиться над ее страданиями, исцелить ее рану.

МОЛИТВА АННЫ. ХУД. Ю. Ш. ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД
МОЛИТВА АННЫ. ХУД. Ю. Ш. ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД

Сидевший у порога скинии первосвященник Илий, заметив жену Елканы, приписал ее внутреннее возбуждение пьянству и даже обратился к ней со строгим выговором: «Доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего» (1 Цар. 1, 14). «Нет, господин мой,– отвечала ему Анна,– я жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом. Не считай рабы твоей негодною женщиною; ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе» (1 Цар. 1, 15–16). При этих нежных и искренних словах Илий вынужден был раскаяться в своих подозрениях.

МОЛИТВА АННЫ. РИСУНОК САПОЖНИКОВА. 1861 г.
МОЛИТВА АННЫ. РИСУНОК САПОЖНИКОВА. 1861 г.

Этот ответ Анны почти так же прекрасен, как ее молитва. Он доказывает цельность ее духа, чистоту и устремленность к высшему, даже в час великого испытания и незаслуженной обиды. Когда Илий увидел, как страстно желает она ребенка, он присоединился к ее молитве, прося, чтобы Бог Израиля услышал и исполнил просьбу Анны. «И отвечал Илий, и сказал, иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него» (1 Цар. 1, 17).

С этого времени луч надежды блеснул в глазах отчаявшейся супруги, и спокойствие осенило ее сердце. Анна покинула храм в твердой уверенности, что Господь пошлет ей сына. На следующее утро они с мужем вновь поклонились Господу. Это продолжение молитвы очень значимо. Оно доказывает, что Анна была не из тех, кто успокаивается, раз помолившись, а была готова молиться вновь и вновь.

АННА ПРОРОЧИЦА - МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА. МИНИАТЮРА. ВИЗАНТИЯ
АННА ПРОРОЧИЦА — МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА. МИНИАТЮРА. ВИЗАНТИЯ

Святитель Иоанн Златоуст, посвятивший истории Анны отдельный труд («Пять слов об Анне»), считал, что Илий промыслительно оказался в тот момент в храме, «чтобы показать душевный пыл этой жены».

По поводу возникшего конфликта святитель пишет: «Бывает часто, что вдовица, беспомощная и одинокая, терпящая много обид и оскорблений, в то время, когда царь готов войти в предшествии копьеносцев, щитоносцев, всадников и множества других слуг, не пугается, не ищет защитника, но, раздвинув всех их, является пред царем с большой смелостью и трогательно описывает свое несчастье, будучи побуждаема необходимостью. Так и эта жена не смутилась и не постыдилась, в присутствии сидевшего первосвященника, сама просить и с большой смелостью прийти к Царю (Небесному); напротив, окрыленная любовью и вознесши мысль к небу, видя как бы самого Бога, так начала говорить Ему со всею горячностью». «О, смелость жены!» – восклицает далее Златоуст, оценивая решение Анны дать обет Богу.

АННА РОЖАЕТ СЫНА И НАЗЫВАЕТ ЕГО САМУИЛОМ (ИСПРОШЕННЫЙ ОТ ГОСПОДА). МИНИАТЮРА ИЗ БИБЛИИ. XIII в.
АННА РОЖАЕТ СЫНА И НАЗЫВАЕТ ЕГО САМУИЛОМ (ИСПРОШЕННЫЙ ОТ ГОСПОДА). МИНИАТЮРА ИЗ БИБЛИИ. XIII в.

Господь посетил Анну Своей милостью; она зачала и родила сына, которого назвала Самуилом, то есть «испрошенный у Господа» (1 Цар. 1, 20), потому что Господь исполнил ее просьбу.

В своей любви к Самуилу и заботе о нем Анна стала образцовой матерью, показав пример высочайшей нравственности и духовности, которые могут внести в жизнь новый закон.

После рождения Самуила «пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои. Анна же не пошла, сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом, и останется там навсегда. И сказал ей Елкана, муж ее: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, вышедшее из уст твоих. И осталась жена его, и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила» (1 Цар. 1, 21–23).

ПРОРОЧИЦА АННА С МЛАДЕНЦЕМ САМУИЛОМ. ИНИЦИАЛ ИЗ ЦАРЕГРАДСКОЙ ПСАЛТИРИ. XI в.
ПРОРОЧИЦА АННА С МЛАДЕНЦЕМ САМУИЛОМ. ИНИЦИАЛ ИЗ ЦАРЕГРАДСКОЙ ПСАЛТИРИ. XI в.

Она нянчила своего маленького Самуила, отдавая ему всю любовь, какую только может отдать преданная мать своему первенцу. Пока он был младенцем, она никогда не оставляла его с другими, но всегда заботилась о нем сама. Она даже не поехала со своим мужем в Силом, потому что Самуил был еще грудным младенцем.

Наконец, когда младенец был отнят от груди, Анна одела его для первой поездки в храм, где она должна была оставить его: Обстановка в этом священном месте не всегда была надлежащей. Хотя жрец Илий был сам по себе достойным человеком и служителем Божиим, у него были сыновья, которые спали «с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания» (1 Цар. 2, 22). Но Анна не боялась за своего сына. Она отдавала его в руки Господа и в глубине своего сердца твердо верила, что Бог ответит на ее молитву.

АННА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЛИЮ СЫНА САМУИЛА. 1578 г. ХУД. ЛАМБЕРТ ДУМЕР (1624–1700). ОРЛЕАН
АННА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЛИЮ СЫНА САМУИЛА. 1578 г. ХУД. ЛАМБЕРТ ДУМЕР (1624–1700). ОРЛЕАН

И вот Анна в Силоме; она пришла посвятить своего сына Господу. Ее сопровождает супруг. Принеся Иегове в жертву тельца, Анна и Елкана представили Илию свое дитя. Мать Самуила припомнила первосвященнику день, когда она молилась в его присутствии. Тогда она просила у Господа сына, которого и обещала посвятить Ему. Господь ее услышал; теперь она исполняет свой обет: «И привела отрока к Илию, и сказала: о, господин мой! Да живет душа твоя, господин мой! я – та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу; о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его – служить Господу. И поклонилась там Господу» (1 Цар. 1, 25–28).

АННА ИСПОЛНЯЕТ ДАННЫЙ ОБЕТ И ПРИВОДИТ САМУИЛА К ПЕРВОСВЯЩЕННИКУ ИЛИЮ. МИНИАТЮРА ИЗ БИБЛИИ. XIII в.
АННА ИСПОЛНЯЕТ ДАННЫЙ ОБЕТ И ПРИВОДИТ САМУИЛА К ПЕРВОСВЯЩЕННИКУ ИЛИЮ. МИНИАТЮРА ИЗ БИБЛИИ. XIII в.

Прежде, чем оставить Самуила в храме с Илием, она вознесла благодарственную молитву Господу, которую называют прообразом новозаветной песни Пресвятой Девы Марии «Величит душа моя Господа». В своем хвалебном псалме Анна проявляет ликование, глубину и горение духа женщины, которая поет о своем счастье и вере в Бога. Она любила своего Бога не только за то, что Он подарил ей сына. Она молилась за тех, кто был силен, но сломлен собственной силой; за тех, кто был голоден, а после сыт; и за тех, кто был бесплоден, как была некогда бесплодной она сама. Она молилась Господу, который унижает и возвышает, который поднимает бедных из праха и возвышает нищих из грязи, чтобы посадить их между вельможами.

АННА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПЕРВОСВЯЩЕННИКУ ИЛИЮ СВОЕГО СЫНА САМУИЛА. 1668 г. ХУД. ГЕРБРАНДТ ВАН ЭКХОУТ. ЛУВР. ПАРИЖ
АННА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПЕРВОСВЯЩЕННИКУ ИЛИЮ СВОЕГО СЫНА САМУИЛА. 1668 г. ХУД. ГЕРБРАНДТ ВАН ЭКХОУТ. ЛУВР. ПАРИЖ

Анна говорила также, что Господь будет вести стопы святых по верному пути, а жестокие потеряются во тьме. Она была полна искренней веры, говоря: «ибо не силою крепок человек» (1 Цар. 2, 9). Она была уверена, что Господь будет судить все концы земли и возвысит Своего избранника.

Одним из примечательных моментов в песни Анны является то, что она молилась так после того, как стала матерью чудесного сына: теперь мы понимаем, что эта женщина умела молиться и в горе, и в радости. Она была счастлива, что ее сын, хотя он еще был ребенком, сможет научиться исполнять обязанности в святилище: зажигать свечи, держать блюдо, ходить с поручениями или закрывать двери. И, научившись исполнять эти маленькие задания с радостью, он сможет потом подняться ближе к Господу.

АННА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЛИЮ СВОЕГО СЫНА САМУИЛА. РИСУНОК 1668 г. ХУД. Г. ВАН ДЕН ЭКХОУТ. ПАРИЖ ЛУВР
АННА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЛИЮ СВОЕГО СЫНА САМУИЛА. РИСУНОК 1668 г. ХУД. Г. ВАН ДЕН ЭКХОУТ. ПАРИЖ ЛУВР

В своей песне Анна ясно высказала, что некогда все народы земли соединятся в одной вере. Она ясно выражала веру в бессмертие души и в вознаграждающую правду Божию. Вечный для нее не есть Бог смерти, но Бог жизни. «Господь умерщвляет и оживляет»,– говорила мать Самуила (1 Цар. 2, 6).

Это был громкий торжественный гимн благодарности. Дух матери Самуила всецело проникается Божественной мыслью; она провидит будущее, она делается пророчицей. Она возвещает торжественное пришествие Мессии.

В изложении невозможно передать всей силы и всего величия песни матери Самуила. Нужно слышать сами слова этой поистине пророческой песни:

АННА МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА. ИКОНА
АННА МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА. ИКОНА

«Возрадовалось сердце мое в Господе;
вознесся рог мой в Боге моем;
широко разверзлись уста мои на врагов моих;
ибо я радуюсь о спасении Твоем.
Нет столь святого, как Господь;
ибо нет другого, кроме Тебя;
и нет твердыни, как Бог наш.
Не умножайте речей надменных;
дерзкие слова да не исходят из уст ваших;
ибо Господь есть Бог ведения,
и дела у него взвешены.
Лук сильных преломляется,
а немощные препоясываются силою.

АННА, МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА. ГРАВЮРА. ФРАНЦИЯ. XIX в.
АННА, МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА. ГРАВЮРА. ФРАНЦИЯ. XIX в.

Сытые работают из хлеба,
а голодные отдыхают;
даже бесплодная раждает семь раз
а многочадная изнемогает.
Господь умерщвляет и оживляет,
низводит в преисподнюю и возводит.
Господь делает нищим и обогащает,
унижает и возвышает.
Из праха подъемлет Он бедного,
из брения возвышает нищего,
посаждая с вельможами,
и престол славы дает им в наследие;
ибо у Господа основания земли,
и Он утвердил на них вселенную.

ПРОРОЧИЦА АННА, МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА. ХУД. РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН (1606–1669)
ПРОРОЧИЦА АННА, МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА. ХУД. РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН (1606–1669)

Стопы святых Своих Он блюдет,
а беззаконные во тьме исчезают;
ибо не силою крепок человек.
Господь сотрет препирающихся с Ним;
с небес возгремит на них.
Господь будет судить концы земли,
и даст крепость царю Своему,
и вознесет рог помазанника Своего»
(1 Цар. 2, 1–10).

При великой любви к своему сыну для Анны было настоящей жертвой возвращение в Раму без Самуила, который остался при скинии и служил пред Господом. Через некоторое время отрок Самуил стал выполнять свою работу в храме так хорошо, что Илий позволил ему носить простую льняную одежду, называемую «ефод», которую носили жрецы. Анна сшила ему плащ, или рубаху, из синей ткани, чтобы он носил ее под ефодом. Мы можем быть уверены, что Анна вложила всю свою любовь в каждый стежок этой одежды. Поскольку Самуил каждый год вырастал из своей одежды, Анна шила ему другие рубахи и привозила с собой, когда они всей семьей приезжали в Силом для жертвоприношения.

ВВЕДЕНИЕ САМУИЛА ВО ХРАМ. ХУД АЛЕССАНДРО ТИАРИНИ (1577–1668)
ВВЕДЕНИЕ САМУИЛА ВО ХРАМ. ХУД АЛЕССАНДРО ТИАРИНИ (1577–1668)

Старый первосвященник, тронутый такой любовью, благословил родителей Самуила и сказал Елкане: «Да даст Господь тебе детей от жены сей вместо испрошенного, которого ты отдал Господу!» (1 Цар. 2, 20). Голос первосвященника был услышан: Анна родила еще трех сыновей и двух дочерей.

Несправедливое осуждение Анны Илием сменяется прощением и благословением. Благословенный младенец, рожденный Анной – будущий пророк Самуил, помазавший на царство Давида, становится приемным сыном Илия (1 Цар. 3, 16) и его единственным наследником. Он заменяет двух родных сыновей Илия, погубленных за нечестие Богом (1 Цар. 4, 11).

АННА КАЖДЫЙ ГОД ПРИХОДИЛА В СИЛОМ И ПРИНОСИЛА САМУИЛУ СШИТУЮ СВОИМИ РУКАМИ ОДЕЖДУ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПСАЛТИРИ
АННА КАЖДЫЙ ГОД ПРИХОДИЛА В СИЛОМ И ПРИНОСИЛА САМУИЛУ СШИТУЮ СВОИМИ РУКАМИ ОДЕЖДУ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПСАЛТИРИ

Хотя у Анны затем родилось еще пятеро детей, она не забывала своего первенца. Каждый год она шила ему одежду, которую приносила в Силом, когда ходила туда, – один раз в году (1 Цар. 1, 2).

Последнее упоминание об Анне подтверждает, что ее сын Самуил «возрастал у Господа» (1 Цар. 2, 21).

АННА С ОТРОКОМ САМУИЛОМ НА РУКАХ. МИНИАТЮРА ХЛУДОВСКОЙ ПСАЛТИРИ. IX в. УТВЕРДИСЯ СЕРДЦЕ МОЕ В ГОСПОДЕ
АННА С ОТРОКОМ САМУИЛОМ НА РУКАХ. МИНИАТЮРА ХЛУДОВСКОЙ ПСАЛТИРИ. IX в. УТВЕРДИСЯ СЕРДЦЕ МОЕ В ГОСПОДЕ

Вот все, что рассказывает нам Библия о матери Самуила. Анна совсем ненадолго появляется на сцене Священной истории, но ее появление оставляет глубочайший, светлый и радостный след.

Анна отдала своего ребенка Богу, прославив в веках свое имя, и стала бессмертной благодаря своему сыну. Но она была не просто преданной матерью, но и мудрой, благоразумной, обладавшей силой духа и проницательностью женщиной.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 ОКТЯБРЯ — ПРОРОКА ГЕДЕОНА, СУДИИ ИЗРАИЛЬСКОГО (XII в. до Р. Х.)
ПРАВЕДНЫЙ ГЕДЕОН, СУДИЯ ИЗРАИЛЕВ. ИКОНА
ДОЧЬ ИЕФФАЯ. ГЛАВА ИЗ КНИГИ «МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ». ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ МОНАХИНИ СИЛУАНЫ (НАДЕЖДЫ АНДРЕЕВНЫ СОБОЛЕВОЙ)
МАТЬ СИЛУАНА. ПЮХТИЦА. 1960-е гг.
МОНАХИНЯ СИЛУАНА (НАДЕЖДА АНДРЕЕВНА СОБОЛЕВА). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

(А. Ахматова)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

8 ОКТЯБРЯ — ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ПРП. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. ИКОНА. РОСТОВСКИЙ МУЗЕЙ
ТРОИЦКИЙ СИНТЕЗ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

8 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА (ПАВЛОВА)

ОБ ОДНОЙ ВСТРЕЧЕ С АРХИМАНДРИТОМ КИРИЛЛОМ (ПАВЛОВЫМ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

8 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ РУССКОГО ПОЭТА МАРИИ ЦВЕТАЕВОЙ
МАРИНА ЦВЕТАЕВА
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892–1941). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 ОКТЯБРЯ — СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АНДРЕЯ БЫСТРОВА И МУЧЕНИКОВ ВАСИЛИЯ (ВИНОГРАДОВА), СЕРГИЯ (МИХАЙЛОВА) И СПИРИДОНА (САВЕЛЬЕВА)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АНДРЕЙ БЫСТРОВ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ БЫСТРОВ И МУЧЕНИКИ ВАСИЛИЙ (ВИНОГРАДОВ), СЕРГИЙ (МИХАЙЛОВ) И СПИРИДОН (САВЕЛЬЕВ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК