2 сентября – день памяти библейского пророка Самуила (ивр. שְׁמוּאֵל, Шмуэ́ль, «услышанный Господом» или «испрошенный у Господа») – последнего и знаменитейшего из судей израильских (XI век до Р. Х.) Он происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Родился испрошенный у Господа молитвами своей матери Анны (почему и получил имя Самуил, что значит «испрошенный») и еще до рождения был посвящен Богу. Он завершил Эпоху Судей и «открыл» Эпоху Царей, помазав на царство сначала Саула, а когда тот не оправдал его ожиданий,– юного Давида. Умер Самуил на 88 году от рождения и был погребен в Раме, оплакиваемый всем народом. Жизнь его описана в первых главах первой книги Царств. Предание приписывает ему составление библейской книги Судей.
В день памяти великого мы представляем вниманию посетителей сайта 13-ю главу из книги Александра Трофимова:
«МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ».
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.
Эта глава посвящена духовному подвигу ветхозаветной праведницы и пророчицы Израиля – матери пророка Самуила Анне.
***
Глава 13
АННА, МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА
В Анне, матери Самуила, мы находим то, чего недоставало матери Самсона. Среди богомольцев, которые ежегодно отправлялись в Силом, где была скиния, для принесения Богу начатков от своих полей и первородных из стад, был один человек из Рамы Вениаминовой, города, расположенного на Ефремовой горе*. Имя его было Елкана. На богомолье ему сопутствовали его две жены, Анна и Феннана, сыновья и дочери. Первая из его супруг была печальна, потому что у нее не было детей; теми, которых имел Елкана, Бог благословил Феннану (евр. «коралл»).
* Рама находилась неподалеку от Вифлеема; только первый город принадлежал колену Вениаминову, второй – Иудину.
Жить в браке и не иметь детей в то время означало не исполнять заповедь Господа, данную людям при сотворении мира: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт 1, 28). Это означало годы напрасных ожиданий и разочарований, а также унижения и позора.
Хотя Анна была любимой женой Елкана, эти ежегодные путешествия в Силом были для нее тяжелым испытанием. Она встречала родителей, идущих вместе со своими детьми, и каждый раз печалилась о том, что у нее самой детей нет. Когда ее муж совершал жертвоприношения в святилище, он давал части жертвы Феннане и ее сыновьям и дочерям. И хотя он давал Анне «часть особую», все же эта часть была гораздо меньше, поскольку Анна была бездетна. Елкана видел, что Анна страдает от стыда, покрывавшего всякую еврейскую женщину, которой природа отказала в материнстве; он видел, что за это несчастье ее оскорбляет и высокомерная Феннана. Завидуя Анне за то, что та была любимой женой, Феннана «сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее» (1 Цар. 1, 6). Но, к чести Анны, эти обиды не вызвали в ней возмущения. Хотя она была печальна в душе, но никогда не бранила Феннану и не мстила ей.
Здесь в «доме Господнем», перед главной святыней Израиля, Анна горячо молила Господа о даровании ей ребенка. Однажды после принесения жертвы в Силоме Елкана раздавал, по своему обыкновению, каждому из своих домашних часть остатков жертвоприношения. Однако великолепный праздник после уборки урожая, совместная трапеза, хмельное застолье и веселье превращаются для бездетной Анны в мучения. В очередной раз Анна не выдержала, расплакалась и отказалась от еды. «Анна! – утешает Елкана свою неплодную супругу,– что́ ты плачешь, и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» (1 Цар. 1, 8).
Но в этой истории есть переломный момент: «И встала Анна…» (1 Цар. 1, 9). Эта библейская праведница поднимается над своими страданиями и переживаниями. Перед скинией завета внезапным сердечным порывом она открывает Господу свою душу, исполненную горестью, и потоки слез текут из ее глаз. Она усердно молила Бога о даровании потомства, обещая посвятить его служению Богу. Произнесенная ею молитва стала одной из самых знаменитых молитв о материнстве: «И была она в скорби души и молилась Господу, и горько плакала. И дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его» (1 Цар. 1, 10–11).
Последняя фраза означает, что Анна дала обет посвящения своего сына Господу, подобно тому, как мать Самсона посвятила своего сына и как посвятит Богу своего сына мать Иоанна Крестителя. Этот сын будет принадлежать Тому, Кто благословит ее высочайшим благом материнства: он будет назореем не на время, но на всю жизнь. Трижды повторенное слово «раба» подчеркивает ее скромность, смирение и чувство зависимости от Бога. Из своего смирения Анна почерпнула новую силу. Ни жестов, ни слов молитвы не было слышно; но скорбное сердце превратило в молитву все ее существо. Анна просила Господа призреть на нее, сжалиться над ее страданиями, исцелить ее рану.
Сидевший у порога скинии первосвященник Илий, заметив жену Елканы, приписал ее внутреннее возбуждение пьянству и даже обратился к ней со строгим выговором: «Доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего» (1 Цар. 1, 14). «Нет, господин мой,– отвечала ему Анна,– я жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом. Не считай рабы твоей негодною женщиною; ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе» (1 Цар. 1, 15–16). При этих нежных и искренних словах Илий вынужден был раскаяться в своих подозрениях.
Этот ответ Анны почти так же прекрасен, как ее молитва. Он доказывает цельность ее духа, чистоту и устремленность к высшему, даже в час великого испытания и незаслуженной обиды. Когда Илий увидел, как страстно желает она ребенка, он присоединился к ее молитве, прося, чтобы Бог Израиля услышал и исполнил просьбу Анны. «И отвечал Илий, и сказал, иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него» (1 Цар. 1, 17).
С этого времени луч надежды блеснул в глазах отчаявшейся супруги, и спокойствие осенило ее сердце. Анна покинула храм в твердой уверенности, что Господь пошлет ей сына. На следующее утро они с мужем вновь поклонились Господу. Это продолжение молитвы очень значимо. Оно доказывает, что Анна была не из тех, кто успокаивается, раз помолившись, а была готова молиться вновь и вновь.
Святитель Иоанн Златоуст, посвятивший истории Анны отдельный труд («Пять слов об Анне»), считал, что Илий промыслительно оказался в тот момент в храме, «чтобы показать душевный пыл этой жены».
По поводу возникшего конфликта святитель пишет: «Бывает часто, что вдовица, беспомощная и одинокая, терпящая много обид и оскорблений, в то время, когда царь готов войти в предшествии копьеносцев, щитоносцев, всадников и множества других слуг, не пугается, не ищет защитника, но, раздвинув всех их, является пред царем с большой смелостью и трогательно описывает свое несчастье, будучи побуждаема необходимостью. Так и эта жена не смутилась и не постыдилась, в присутствии сидевшего первосвященника, сама просить и с большой смелостью прийти к Царю (Небесному); напротив, окрыленная любовью и вознесши мысль к небу, видя как бы самого Бога, так начала говорить Ему со всею горячностью». «О, смелость жены!» – восклицает далее Златоуст, оценивая решение Анны дать обет Богу.
Господь посетил Анну Своей милостью; она зачала и родила сына, которого назвала Самуилом, то есть «испрошенный у Господа» (1 Цар. 1, 20), потому что Господь исполнил ее просьбу.
В своей любви к Самуилу и заботе о нем Анна стала образцовой матерью, показав пример высочайшей нравственности и духовности, которые могут внести в жизнь новый закон.
После рождения Самуила «пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои. Анна же не пошла, сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом, и останется там навсегда. И сказал ей Елкана, муж ее: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, вышедшее из уст твоих. И осталась жена его, и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила» (1 Цар. 1, 21–23).
Она нянчила своего маленького Самуила, отдавая ему всю любовь, какую только может отдать преданная мать своему первенцу. Пока он был младенцем, она никогда не оставляла его с другими, но всегда заботилась о нем сама. Она даже не поехала со своим мужем в Силом, потому что Самуил был еще грудным младенцем.
Наконец, когда младенец был отнят от груди, Анна одела его для первой поездки в храм, где она должна была оставить его: Обстановка в этом священном месте не всегда была надлежащей. Хотя жрец Илий был сам по себе достойным человеком и служителем Божиим, у него были сыновья, которые спали «с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания» (1 Цар. 2, 22). Но Анна не боялась за своего сына. Она отдавала его в руки Господа и в глубине своего сердца твердо верила, что Бог ответит на ее молитву.
И вот Анна в Силоме; она пришла посвятить своего сына Господу. Ее сопровождает супруг. Принеся Иегове в жертву тельца, Анна и Елкана представили Илию свое дитя. Мать Самуила припомнила первосвященнику день, когда она молилась в его присутствии. Тогда она просила у Господа сына, которого и обещала посвятить Ему. Господь ее услышал; теперь она исполняет свой обет: «И привела отрока к Илию, и сказала: о, господин мой! Да живет душа твоя, господин мой! я – та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу; о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его – служить Господу. И поклонилась там Господу» (1 Цар. 1, 25–28).
Прежде, чем оставить Самуила в храме с Илием, она вознесла благодарственную молитву Господу, которую называют прообразом новозаветной песни Пресвятой Девы Марии «Величит душа моя Господа». В своем хвалебном псалме Анна проявляет ликование, глубину и горение духа женщины, которая поет о своем счастье и вере в Бога. Она любила своего Бога не только за то, что Он подарил ей сына. Она молилась за тех, кто был силен, но сломлен собственной силой; за тех, кто был голоден, а после сыт; и за тех, кто был бесплоден, как была некогда бесплодной она сама. Она молилась Господу, который унижает и возвышает, который поднимает бедных из праха и возвышает нищих из грязи, чтобы посадить их между вельможами.
Анна говорила также, что Господь будет вести стопы святых по верному пути, а жестокие потеряются во тьме. Она была полна искренней веры, говоря: «ибо не силою крепок человек» (1 Цар. 2, 9). Она была уверена, что Господь будет судить все концы земли и возвысит Своего избранника.
Одним из примечательных моментов в песни Анны является то, что она молилась так после того, как стала матерью чудесного сына: теперь мы понимаем, что эта женщина умела молиться и в горе, и в радости. Она была счастлива, что ее сын, хотя он еще был ребенком, сможет научиться исполнять обязанности в святилище: зажигать свечи, держать блюдо, ходить с поручениями или закрывать двери. И, научившись исполнять эти маленькие задания с радостью, он сможет потом подняться ближе к Господу.
В своей песне Анна ясно высказала, что некогда все народы земли соединятся в одной вере. Она ясно выражала веру в бессмертие души и в вознаграждающую правду Божию. Вечный для нее не есть Бог смерти, но Бог жизни. «Господь умерщвляет и оживляет»,– говорила мать Самуила (1 Цар. 2, 6).
Это был громкий торжественный гимн благодарности. Дух матери Самуила всецело проникается Божественной мыслью; она провидит будущее, она делается пророчицей. Она возвещает торжественное пришествие Мессии.
В изложении невозможно передать всей силы и всего величия песни матери Самуила. Нужно слышать сами слова этой поистине пророческой песни:
«Возрадовалось сердце мое в Господе;
вознесся рог мой в Боге моем;
широко разверзлись уста мои на врагов моих;
ибо я радуюсь о спасении Твоем.
Нет столь святого, как Господь;
ибо нет другого, кроме Тебя;
и нет твердыни, как Бог наш.
Не умножайте речей надменных;
дерзкие слова да не исходят из уст ваших;
ибо Господь есть Бог ведения,
и дела у него взвешены.
Лук сильных преломляется,
а немощные препоясываются силою.
Сытые работают из хлеба,
а голодные отдыхают;
даже бесплодная раждает семь раз
а многочадная изнемогает.
Господь умерщвляет и оживляет,
низводит в преисподнюю и возводит.
Господь делает нищим и обогащает,
унижает и возвышает.
Из праха подъемлет Он бедного,
из брения возвышает нищего,
посаждая с вельможами,
и престол славы дает им в наследие;
ибо у Господа основания земли,
и Он утвердил на них вселенную.
Стопы святых Своих Он блюдет,
а беззаконные во тьме исчезают;
ибо не силою крепок человек.
Господь сотрет препирающихся с Ним;
с небес возгремит на них.
Господь будет судить концы земли,
и даст крепость царю Своему,
и вознесет рог помазанника Своего»
(1 Цар. 2, 1–10).
При великой любви к своему сыну для Анны было настоящей жертвой возвращение в Раму без Самуила, который остался при скинии и служил пред Господом. Через некоторое время отрок Самуил стал выполнять свою работу в храме так хорошо, что Илий позволил ему носить простую льняную одежду, называемую «ефод», которую носили жрецы. Анна сшила ему плащ, или рубаху, из синей ткани, чтобы он носил ее под ефодом. Мы можем быть уверены, что Анна вложила всю свою любовь в каждый стежок этой одежды. Поскольку Самуил каждый год вырастал из своей одежды, Анна шила ему другие рубахи и привозила с собой, когда они всей семьей приезжали в Силом для жертвоприношения.
Старый первосвященник, тронутый такой любовью, благословил родителей Самуила и сказал Елкане: «Да даст Господь тебе детей от жены сей вместо испрошенного, которого ты отдал Господу!» (1 Цар. 2, 20). Голос первосвященника был услышан: Анна родила еще трех сыновей и двух дочерей.
Несправедливое осуждение Анны Илием сменяется прощением и благословением. Благословенный младенец, рожденный Анной – будущий пророк Самуил, помазавший на царство Давида, становится приемным сыном Илия (1 Цар. 3, 16) и его единственным наследником. Он заменяет двух родных сыновей Илия, погубленных за нечестие Богом (1 Цар. 4, 11).
Хотя у Анны затем родилось еще пятеро детей, она не забывала своего первенца. Каждый год она шила ему одежду, которую приносила в Силом, когда ходила туда, – один раз в году (1 Цар. 1, 2).
Последнее упоминание об Анне подтверждает, что ее сын Самуил «возрастал у Господа» (1 Цар. 2, 21).
Вот все, что рассказывает нам Библия о матери Самуила. Анна совсем ненадолго появляется на сцене Священной истории, но ее появление оставляет глубочайший, светлый и радостный след.
Анна отдала своего ребенка Богу, прославив в веках свое имя, и стала бессмертной благодаря своему сыну. Но она была не просто преданной матерью, но и мудрой, благоразумной, обладавшей силой духа и проницательностью женщиной.
Добавьте комментарий