4 сентября (22 августа) – день памяти священномученика Иоанна (Троянского Ивана Ефимовича), епископа Великолукского и Торопецкого (1862–1937 гг.)
Представляем вниманию читателей главу из книги А. Трофимова «Ефесская икона Божией Матери в судьбах России», посвященную подвигу святого.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИОАНН (ТРОЯНСКИЙ ИВАН ЕФИМОВИЧ), ЕПИСКОП ВЕЛИКОЛУКСКИЙ И ТОРОПЕЦКИЙ (1862–1937 гг.)
Дни памяти:
– 22 августа / 4 сентября (день расстрела1937 года);
– ближайшее воскресенье после 25 января/7 февраля в Соборе новомучеников и исповедников Российских;
– 4 сентября / 17 сентября в Соборе Воронежских святых;
– первое воскресенье после 29 июня / 12 июля – праздника святых апостолов Петра и Павла в Соборе Тверских святых.
Священномученик Иоанн (в миру Иван Ефимович Троянский) родился 10 ноября 1862 года в селе Ново-Клинском Воронежской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию, 10 сентября 1884 года был рукоположен в сан священника. После смерти жены отец Иоанн в 1922 году был рукоположен обновленческими архиереями во епископа с титулом «епископа Сасовского».
В ноябре 1924 года он прервал отношения с обновленцами, за что был ими запрещен в священнослужении. В начале 1925 года он принес покаяние и как ставленник епископов старого поставления был принят в сущем сане и 3 марта 1925 года назначен епископом Акмолинским и Петропавловским, викарием Омской епархии. В 1930 году назначен епископом Бугурусланским.
30 ноября 1925 г. Епископ Иоанн (Троянский) участвовал в хиротонии архимандрита Иннокентия (Никифоров Иван Иванович) во епископа Семипалатинского, викария Омской епархии; хиротонию совершали в Омском кафедральном соборе вместе с ним архиепископ Омский и Павлодарский Виктор (Богоявленский), епископ Петропавловский и Акмолинский.
9 марта 1932 года епископ Иоанн был назначен на кафедру в Рыбинск. Но власти не простили ему ухода от обновленцев, и вскоре после назначения он был арестован и приговорен к трем годам ссылки. По возвращении из ссылки 27 мая 1935 года он был назначен временно управляющим Великолукской и Торопецкой епархией, а затем епископом Великолукским и Торопецким, и поселился в городе Торопце Тверской области. Получив с большим трудом от гражданских властей регистрацию и разрешение на богослужение в храмах города, он старался служить как можно чаще, за каждым богослужением обращаясь к молящимся с проповедью. В январе 1936 года владыку назначили епископом Осташковским, викарием Калининской епархии.
Недоброжелатели доносили в НКВД, что он в своих проповедях говорит о несомненном бытии Бога, о том, насколько большое значение имеют в нашей жизни святость и святые, а также чудотворные иконы; чудеса, совершаемые по молитвам святых и по обращении верующего к чудотворному образу. Но мало этого, он заманивал в церковь гостинцами детей. Так, например, в Вознесенской церкви он посреди храма раздавал детям конфеты и пряники. 22 (или 23) июля 1937 года епископ Иоанн был арестован в городе Торопце (тогда город находился в составе Калининской области) и заключен в Торопецкую тюрьму. В справке, составленной по требованию НКВД, председатель Торопецкого горсовета написал, что епископ принимал активное участие в ходатайстве об открытии закрытых церквей города Торопца.
23 июля 1937 года епископ Иоанн был арестован и заключен в Торопецкую тюрьму.
Из протокола допроса владыки:
– Следствие располагает документами, что вы у себя на дому исполняете религиозные обряды. Вы подтверждаете данные следствия?
– Да, подтверждаю, я действительно допустил однажды по усопшему отслужить панихиду в своем доме. Кроме этого, я регулярно у себя на квартире проводил вечерние и утренние службы,– ответил епископ.
– Ваши взгляды на обновленчество?
– По каноническим правилам обновленчество – это ересианство, обновленчество зародилось давно, оно борется за новшества в жизни духовенства; безусловно, православная церковь с обновленчеством борется.
– Ваше личное влияние на обновленчество по Великолукской епархии?
– Личного видимого влияния на обновленчество мною не проявлялось, тем не менее, за последнее время по Великолукской епархии прибавилось четыре церкви тихоновской ориентации за счет обновленчества.
– Следствие располагает данными, что вы как епископ с целью привлечения к церкви людей детского возраста практиковали в своей деятельности раздачу конфет, печенья детям, находясь в церкви и на улице. Вы эти данные подтверждаете?
– Да, признаю, что я… иногда раздавал детям конфеты, печенье, находясь в церкви и на улице. В основе при этом у меня была жалость к детям; как нищему каждый православный подает копеечку, так и детям, я считаю, нужно оказывать внимание и заботу.
– Вы допускали в своей деятельности проповеди вне стен церкви?
– Да, признаю себя виновным, что я произносил проповедь религиозного содержания вне стен церкви.
Вызывались свидетели – из тех, кто готов был лжесвидетельствовать против епископа: «Троянский, посещая церковь, произносит проповеди контрреволюционного содержания; так в начале июля 1937 года Троянский, будучи в Вознесенской церкви, говорил: «Апостол Павел страдал за веру христианскую, и ему были не страшны ни пытки, ни казни, а мы изменяем вере, боясь репрессий… Троянский систематически ведет борьбу с обновленчеством, в результате тринадцать священников перешло в тихоновскую ориентацию. В мае месяце, будучи в гостях у гражданина Федорова Михаила, Троянский критиковал современные моды в СССР и говорил, что эти моды неизбежно приведут к вырождению юношества»… В справке, составленной по требованию НКВД, председатель Торопецкого горсовета написал, что епископ принимал активное участие в ходатайстве об открытии закрытых церквей города Торопца.
31 августа Тройка НКВД приговорила преосвященного Иоанна к расстрелу. Епископ Иоанн был расстрелян 4 сентября 1937 года в час ночи.
Реабилитирован 31.07.1989 г. прокурором Калининской области.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ИОАННУ, ЕПИСКОПУ ВЕЛИКОЛУКСКОМУ И ТОРОПЕЦКОМУ
Тропарь, глас 4:
Свя́то-Тро́ицкия пу́стыни постри́жник, / ревни́тель по́двигов духо́вных и моли́твенник о па́стве
твоея́ усе́рдный, / святи́телю Бо́жий Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, / гра́ду Торо́пцу похвало́
и Це́ркве на́шея украше́ние. / Ны́не же я́ко му́чеников сострада́лец и святи́телей сопресто́льник
/ моли́ Христа́ Бо́га да изба́вит нас от вся́каго зла // и Небе́снаго блаже́нства сподо́бит.
Кондак, глас 5:
Просла́вим Подвигополо́жника и Спаси́теля Христа́ Бо́га на́шего / уго́дника Своего́ святи́теля Иоа́нна Великолу́кскаго и Торо́пецкаго / в стоя́нии за ве́ру да́же до сме́рти укре́пльшаго, / того́ моли́твами // да просвети́т и поми́лует ду́ши на́ша.
Величание
Велича́ем тя, священному́чениче Иоа́нне, и чти́м святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего.
Источники:
1. Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 24198-С.
2. Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно): В 6 т. 1989. Т. 3. С. 337.
3. За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 509.
4. Книга памяти жертв политических репрессий Калининской обл.: Мартиролог, 1937-1938. Тверь, 2000. Т. 1. С. 438.
5. Иеромонах Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3. — Тверь: «Булат», 1999 г., стр. 141–142
6. Дамаскин (Орловский), игум. Иоанн (Троянский Иван Ефимович) // Православная Энциклопедия, Т. 23, С. 308-309
7. Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВЕЛИКОЛУКСКАЯ И ТОРОПЕЦКАЯ ЕПАРХИЯ
Учреждена не позднее 1926 г. До 1 августа 1927 г. Великие Луки являлись центром Великолукского уезда Псковской губернии, затем, до 3 июня 1929 г. – центром Великолукского округа Ленинградской области, позднее входили в состав Западной и Калининской областей, в 1944 г. была образована Великолукская область. С 29 мая 1926 г. епархией управлял епископ Макарий (Звёздов), который 15 сентября следующего года был назначен епископом Муромским. С 29 сент. 1927 г. Великолукскую кафедру занимал епископ Тихон (Рождественский), 19 марта 1931 г. он был арестован, 12 ноября осужден на 3 года заключения. 20 июля 1934 г. Великолукским епископом был назначен Серафим (Протопопов), не вступивший в управление епархией. С 27 мая 1934 по конец 1934 г. епархией временно управлял бывший Рыбинский епископ Иоанн (Троянский), назначенный на Великолукскую кафедру 24 июня 1935 г. и поселившийся в Торопце. В январе 1936 г. епископ Иоанн был переведен на Осташковское викариатство Калининской епархии, но, видимо, остался в Торопце. 23 июля 1937 г. он был арестован, заключен в тюрьму в Торопце, 4 сентября расстрелян. Сведения о Великолукских епископах в 1936-1946 гг. отсутствуют.
В 1947 или в конце 1946 г. на епархию был назначен епископ Георгий (Садковский), управлявший епархией до 10 июля 1947 г. Затем кафедру занимали епископы: Максим (Бачинский; 17 июля – 5 октября 1947), Михаил (Рубинский; 28 февраля 1948 – 31 октября 1950), Иов (Кресович; конец 1950 – 20 июля 1951), в 1951–1956 гг. епархией временно управляли Калининские архиереи: архиепископ Алексий (Сергеев; 20 июля 1951 – 29 июля 1954), епископ Варсонофий (Гриневич; 31 июля 1954 – 8 февр. 1956). 4 марта 1956 г. во епископа Великолукского и Торопецкого был хиротонисан архимандрит Киево-Печерской лавры Мстислав (Волонсевич). Постановлением Священного Синода от 8 авг. 1957 г. епископ Мстислав был перемещен на Свердловскую и Ирбитскую кафедру, а епископ Свердловский и Ирбитский Донат (Щёголев) – на Великолукскую и Торопецкую. В 1957 году Великолуцкая и Торопецкая епархия была упразднена в связи с тем, что Великие Луки перестали быть областным центром, ее территория вошла в Калининскую (Тверскую) и в Псковскую епархии.
Добавьте комментарий