4 сентября (22 августа) – день памяти священномученика Александра Матвеевича Ратьковского (1870–1937).
Представляем вниманию читателей главу из книги А. Трофимова «Ефесская икона Божией Матери в судьбах России», посвященную подвигу святого.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ РАТЬКОВСКИЙ
(1870–04.09.1937)
3. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ РАТЬКОВСКИЙ (1870–04.09.1937)
(Память 22 августа / 4 сентября)
Ратьковские – представители старинной фамилии священнослужителей. В XVIII–XX веках их имена можно обнаружить в церковной летописи почти всех уездов Псковской губернии. Род придерживался преемственности поколений, называя новорожденных детей именами в честь ближайших родственников. Особенно популярными были: Михаил, Николай, Иоанн, Петр, Василий, Алексей, Александр, Симеон, Нил, Павел. Позднее обозначились Анатолий, Владимир, Рафаил, Элпидифор, Феофан, Антонин.
Будущий священномученик Александр родился в 1870 году в многодетной семье диакона-псаломщика церкви Рождества Иоанна Крестителя погоста Опросьево (Апросьево) Новоржевского уезда Псковской губернии. Матфей Ратьковский служил здесь около 40 лет, 5 июня 1896 года он отчислен за штат, скончался 11 октября 1909 года. Вдове Евдокии определено ежегодное пособие 30 рублей в год.
По завершении обучения в Духовном училище Александр поступил и в 1891 году окончил Псковскую Духовную семинарию. Затем он был рукоположен в сан диакона, а 1 октября 1897 года «дьякон церкви Святой Троицы погоста Даньково Холмского уезда Александр Ратьковский рукоположен в сан священника и переведен в погост Задвинье Торопецкого уезда, Спасо-Преображенскую церковь». Погост находился в 56 верстах от Торопца и граничил с Тверской губернией.
Прихожан в храме было около 600 человек. Ко времени настоятельства отца Александра храм сильно обветшал и нуждался в ремонте. Антиминс к освящению новопостроенной церкви был выдан 17 марта 1699 года на приделы Преображения Господня и Михаила Архангела. Прихожане помогли в ремонте: 400 рублей пожертвовал житель села Железова Старицкой волости Родион Дмитриев. Ему было преподнесено архипастырское благословение с выдачей грамоты. Такую же сумму пожертвовал церковный староста, дворянин села Федяево М. В. Буйницкий. Активное участие принял в ремонте церкви псаломщик Иоанн Соколов. 9 ноября 1897 года отец Александр был утвержден в должности члена благочиннического совета III округа Торопецкого уезда.
Однако в ноябре 1901 года отец Александр оставляет погост Задвинье и перебирается поближе к престарелым родителям. Для этого он, по договоренности, поменялся со священником погоста Добровыч Новоржевского уезда Михаилом Галибицким, который прибыл в Задвинье 19 декабря 1901 года. Погост Добровыч известен среди любителей псковской старины. Как каменный, он был построен на пожертвования дворян Матвея Даниловича и Николая Матвеевича Чихачевых и освящен 6 августа 1807 года. Первый из них похоронен в семейном склепе, а второй – в храме под плитою. В полуверсте находилось село Маютино с часовней над захоронениями дворян Рокотовых. С 1878 года при доме священника Михаила Галибецкого существовала школа грамоты. С 1884 года она стала церковно-приходской. Отец Александр был назначен заведующим церковно-приходской школы и законоучителем в ней и в школе грамоты. 15 июня 1903 года награжден скуфьей за заслуги по духовному ведомству.
По неизвестным нам причинам 22 июня в1905 года отец Александр был перемещен священником в Богоявленскую церковь города Торопца, построенной в 1771 году. К этой церкви была приписана также Мироносицкая кладбищенская церковь.
Но и здесь отец Александр служил относительно недолго. 30 октября 1906 года скончался священник Рождества-Богородицкой церкви Александр Черновский. 29 декабря 1906 года отец Александр Ратьковский занял место настоятеля этого храма, к которому была приписана Всехсвятская кладбищенская церковь. Службу вел с псаломщиком Валентином Соловьевым. Церковными старостами состояли купец П. И. Поджаров и потомственный почетный гражданин М. А. Бобров.
В Торопце отец Александр проявил себя как подвижник. Много лет он состоял членом ревизионной комиссии Торопецкого училищного округа по проверке деятельности Торопецкого Духовного училища. Входил в состав педагогического совета Торопецкой женской гимназии. Его подпись была обязательной на выдаваемых гимназисткам удостоверениях об окончании этого учебного заведения.
В семье отца Александра было 8 детей. Доходы у него были ничтожны. «Жалования не получаю ни одной копейки, в прошлом году на долю вместе с процентами на причтовый капитал приходилось получать в месяц около 43 рублей, а теперь не имею посторонних доходов, платы за законоучительство не получаю, а жизнь в городе дорога» – писал отец Александр Преосвященному Арсению, епископу Псковскому и Порховскому.
Неоднократно отец Александр замещал в служении болящего настоятеля Рожества-Богородицкой церкви города Торопца священника Александра Черновского. С большой любовью к отцу Александру Ратьковскому относились прихожане. 30 октября 1906 года отец Александр Черновский скончался. По просьбе прихожан 29 декабря 1906 года на его место был назначен отец Александр Ратьковский. В прошении с 71 подписью к Псковскому владыке прихожане писали, что «именно такой батюшка будет заботится о религиозно-нравственных потребностях вверенной ему паствы».
Отец Александр был близок со священником Богоявленской церкви И. В. Безсребренниковым и 29 апреля 1908 года крестил его сына Владимира. В метрической книге о родившихся крестной матерью Владимира записана супруга отца Александра – Мария Николаевна Ратьковская. А сам Владимир Иванович Безсребренников впоследствии достиг звания генерал-лейтенанта артиллерии, скончался в 1965 году.
В 1907 году отец Александр был награжден фиолетовой бархатною скуфьею. В 1909 году назначен законоучителем Николаевской железной дороги училища города Торопца. В 1913 году награжден набедренником, а 6 мая 1914 года – камилавкой. В мае 1917 года А. М. Ратьковский был делегирован в Псков на Епархиальный съезд духовенства, мирян, духовных учебных заведений и монастырей.
19 марта 1931 года отец Александр был арестован в числе других православных священнослужителей, среди которых были епископ Великолукский Тихон (Рождественский), священники, диаконы, монахи и православные миряне, которых власти объединили в организацию, дав ей название «Усиление христианского движения»*.
2 апреля следователь допросил священника. На его вопросы отец Александр ответил: «Родители мои были из духовных. Отец был диаконом в Ново-Ржевском уезде, где и умер. В Торопец я приехал в 1906 году, где и служу по настоящее время. Семья у меня – восемь человек. Три сына: Анатолий служит священником в погосте Севастьяново Торопецкого уезда, ныне выслан ОГПУ, Николай – в Кременчуге, но где работает, мне неизвестно, Владимир служит в совхозе в Боровичском уезде Новгородской губернии. Четыре дочери служат на советских работах, в т.ч. Анна (Миронова), 1902 года рождения, и Людмила, 1898 года рождения. Священнослужителей, а также монахинь города Торопца я знаю, они сейчас арестованы, но других назвать имена и фамилии затрудняюсь. Знакомства особенного ни с кем никогда не вел, так как живу на окраине города, но по делу ко мне все же приходили. Больше сказать ничего не могу».
* В конце 1930 года – начале 1931 года ОГПУ арестовало епископа Великолукского и Торопецкого Тихона (Рождественского) и вместе с ним духовенство Великих Лук, Торопца, Осташкова, насельников Ниловой пустыни, многих монахинь и послушниц, всего – сто девяносто одного человека: девяносто девять священноиноков и монахов, двадцать пять – белых священников и диаконов и шестьдесят семь мирян – из крестьян, офицеров царской армии и дворян. Арестованных обвиняли в том, что они, вопреки распоряжению советских властей, закрывших все монастыри в области, организовали нелегальный монастырь, который высоким идеалом христианского подвига стал привлекать многих мирян, а также и в том, что они организовали кружки для школьников для изучения Закона Божьего, создали сестричества, которые действовали в Великих Луках, Торопце и Осташкове, причем среди членов сестричеств широко распространялась богословская литература. Желая придать обвинениям политический характер, власти заявили, что их религиозная деятельность привела к развалу колхозов в этих районах. Было сфабриковано групповое дело о вымышленной органами ОГПУ «крупной к/р церковно-монархической организации «Усиление христианского движения» (УХД) епископа Тихона (Рождественского)» (дело № АА-7368 Архива УФСБ РФ по Псковской обл.). Группировка, якобы была организована и возглавлялась епископом Великолукским Тихоном (Рождественским). Остальные арестованные по делу обвинялись в участии в этой организации, которая якобы проводила к/р деятельность.
12 ноября 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ вынесло приговор обвиняемым по стт. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Они были приговорены к разным срокам лишения свободы в концлагерях, высылкам в Северный край и Казахстан. Согласно приговору владыка Тихон получил 3 года лишения свободы в концлагере, на срок с 18 марта 1931 года по апрель 1934 года. Все проходившие по делу были реабилитированы 18 июля 1995 года.
Отец Александр был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан, по окончании которой в 1934 году вернулся в Торопец и продолжил служение в Рождество-Богородицкой церкви.
Прихожане видели в вернувшемся к ним священнике исповедника святой православной веры. Отец Александр наладил в храме уставное богослужение, монахини пели на клиросе, одну из монахинь он назначил старостой. Этого было уже достаточно для ареста.
23 июля 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Александра и заключили его в Торопецкую тюрьму; на следующий день следователь допросил его.
– Каковы ваши взаимоотношения с епископом Иоанном Троянским* и другими священниками?
– Взаимоотношения у меня с епископом нормальные, он был у меня на квартире, был и я у него на квартире по вопросам религиозного характера.
– Вам известно, что епископ Троянский, находясь в церкви, где вы служите священником, раздавал детям конфеты с целью вербовки молящихся?
– Да, признаю, что в церкви, где я являюсь священником, епископ раздавал детям конфеты, но я… не считаю это ненормальным явлением…
– Произносил ли проповеди епископ Троянский, находясь в церкви, в которой вы состоите священником?
– Да, проповеди епископа были обычным явлением, какого они были содержания, я затрудняюсь сказать, так как я в это время потреблял Святые Дары.
* Об этом «деле» см. на нашем сайте.
31 августа Тройка УНКВД по Калининской области приговорила обвиненного в антисоветской агитации отца Александра к расстрелу. Священномученик Александр Ратьковский был расстрелян 4 сентября 1937 года.
Родственники: Анатолий Александрович, священник – сын. В 1931 году служил на погосте Севастьянове Торопецкого района. III, 147 Николай и Владимир – сыновья. III, 147.
Реабилитирован 31 июля 1989 года.
Священномученик Александр Ратьковский причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Память священномученика Александра Ратьковского празднуется 22 августа / 4 сентября.
Источники:
1. Архив УФСБ РФ по Псковской обл. Арх. № АА-7368. Т. 4, л. 44.
2. Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 24200-С. Л. 7.
3. Псковские епархиальные ведомости. 1896. № 11; 1897. № 20; 1903. № 13; 1905. № 9, №14; 1907. №2, №14; 1914. №9.
4. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1999. Кн.3. С.147-149, 590.
5. Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Тверь, 1999. Т. I.
6. ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 24200-С. Л. 1,2,4-6 об, 13–15.
7. Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий. Т. 1. Псков, 1995. С. 330.
8. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000 г.
9. Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937–1938. Т. 1. Тверь: «Альба», 2000. С. 362.
10. Список реабилитированных клириков и мирян Калининской обл.
11. Архив УФСБ по Тверской области. Список репрессированных священников Тверской области
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ АЛЕКСАНДРУ ТОРОПЕЦКОМУ
Тропарь, глас 3:
Любо́вь Христо́ву па́стве свое́й показа́л еси́, / и я́ко па́стырь до́брый ду́шу за Него́ положи́л еси́, / священному́чениче Алекса́ндре, / Его́же моли́ мир земли́ на́шей дарова́ти, / лю́ди правосла́вныя от ви́димых и неви́димых враг невреди́мы сохрани́ти, да зове́м ти: // ра́дуйся, гра́ду на́шему Торо́пцу похвало́ и утвержде́ние.
Кондак, глас 4:
Благоче́стно на земли́ пожи́в, / во дни гоне́ний на Це́рковь Бо́жию лю́ди гра́да Торо́пца в ве́ре и́стинней утвержда́л еси́; / Боже́ственную безкро́вную соверша́я же́ртву, / кровь твою́ от безбо́жных излия́нную, в же́ртву непоро́чную Влады́це Христу́ прине́сл еси́. / Ны́не же с собо́ром святы́х новому́чеников и испове́дников росси́йских Престо́лу Го́рняго Иерусали́ма предстоя́, / моли́ сохрани́тися гра́ду на́шему // и спасти́ся душа́м на́шим.
Величание
Велича́ем тя, священному́чениче Алекса́ндре, и чти́м святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего.
МОЛИТВА НОВОМУЧЕНИКАМ ТОРОПЕЦКИМ
Добавьте комментарий