14 сентября – день памяти праведного Иисуса Навина – преемника пророка Моисея в качестве предводителя израильского народа в период завоевания Ханаана.
В день памяти ветхозаветного праведника мы представляем вниманию посетителей сайта 8-ю главу из книги Александра Трофимова:
«МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ».
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.
Эта глава посвящена духовному подвигу ветхозаветной праведницы Раав (Рахавы), праматери Господа Иисуса, чья судьба неразрывно связана с жизнью Иисуса Навина.
***
Глава 8
РААВ (РАХАВА)
«Верою Раав блудница …
не погибла с неверными»
(Евр. 11, 31).
Моисей умер на горе Нево, не перейдя Иордана, так и не увидев вблизи Земли Обетованной. Умирая, он назначил своим преемником Иисуса Навина. Еще при жизни Моисея колена Рувима и Гада и половина колена Манассии получили во владения тучные пастбища, отнятые у аморреев и находившиеся по эту сторону Иордана. Оставив в своих новых жилищах жен, детей и стада, мужчины этих колен готовились перейти Иордан, чтоб помочь своим братьям в завоевании страны, расположенной на западной стороне реки.
Преемник Моисея Иисус Навин происходил из колена Ефремова и был одним из тех двух мужественных и преданных Моисею людей, которым одним только дано было из всего народа, выведенного из Египта, увидеть Землю Обетованную. При выходе из Египта Иисусу Навину было около сорока пяти, так что ко времени вступления в Землю Обетованную на его плечах лежала уже тяжесть восьмидесятипятилетнего возраста. Но подобно великому своему предшественнику, Иисус Навин и в этом возрасте был еще полон сил и неустрашимого мужества и вполне соответствовал высоте своего положения.
Как ближайший сподвижник Моисея, он имел опыт гражданского управления и народом и опыт военачальника и потому не нуждался в подробных наставлениях. Для него достаточно было одного Божественного слова: «будь тверд и мужествен», чтобы всецело посвятить себя исполнению возложенной на него задачи – завоевание Земли Обетованной: «И призвал Моисей Иисуса, и пред очами всех израильтян сказал ему: будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Господь клялся отцам его дать ему, и ты разделишь ее на уделы ему; Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся» (Втор. 31, 7–8).
В наши дни Палестина кажется пустынной и бесплодной землей. Но не такой была она в древности. Когда Господь отдал ее во владение избранного народа, она представляла собой как бы искусственный сад, заботливо насажденный среди окружающих пустынь, и отличалась изумительным плодородием, дававшим ей полное право на название страны, «где течет молоко и мед» (Исх. 3, 8), «красою всех земель» (Иезек. 20, 6). Это была, по описанию Моисея, «земля добрая, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовый деревья, масличные деревья и мед, земля, в которой народ будет есть хлеб, и ни в чем не будет иметь недостатка» (Второз. 8, 7–9). Еще и теперь долины отличаются плодородием, дают по два урожая в год.
Местность эта отличалась «вожделенными дарами неба, росою, вожделенными плодами солнца и вожделенными произведениями луны, превосходнейшими произведениями гор древних и вожделенными дарами холмов вечных» (Втор. 23, 13–16). По склонам гор повсюду были роскошные сады и виноградники, и самые горы, теперь поражающие своей пустынностью, покрыты были густым лесом. На особенно теплых местах вздымались стройные пальмы, приносившие сладкие плоды и часто от избытка излизавшие свой сок на землю. К югу плодородие уменьшается, по мере того как долины сменяются сплошными известковыми холмами. Но и там были хорошие пастбища для стад. Только уже к югу от Хеврона местность становится совершенно пустынной, и только иногда попадаются орошаемые ключевой водой оазисы, в которых растительность тем роскошнее и богаче. Зато вся береговая полоса представляла изумительное плодородие.
С глубокой древности эта благословенная страна была густо заселена различными племенами,– потомками Ханаана, сына Хамова, вследствие чего и сама земля называлась Ханаанской. У Ханаана было одиннадцать сыновей, ставших родоначальниками одиннадцати отдельных племен, которые поселились в Сирии, Финикии и Палестине. Южную часть приморской равнины занимали филистимляне, в соприкосновение с которыми приходили еще Авраам и Исаак и которые впоследствии достигли такого могущества, что по ним и самая страна стала называться Палестиной (филистимляне – пелиштим, отсюда Палестина).
Все эти народы, при частных различиях, говорили языком весьма близким к еврейскому, так что израильтяне могли свободно понимать их и говорить с ними. При всех сношениях с ними как патриархов, так и позднейших израильтян вполне обходились без переводчиков.
Вместе с языком среди них сохранялась и истинная религия, как это мы видим в лице Мелхиседека, который был священником Бога Вышнего, и даже в лице филистимского царя Авимелеха, который также обнаруживал знание истинного Бога – Элогим, Того Самого, в которого веровал Авраам (Быт. 21, 22, 23).
Но помимо этих следов истинной религии, племена эти были погружены в самое темное идолопоклонство. В наиболее развитом виде оно было у финикийцев, которые как наиболее просвещенные среди них служили образцом и в религиозном отношении. Как финикийцы, так и все остальные ханаанские народы боготворили силы природы, которые олицетворялись божествами Ваала и Астарты. Ваал олицетворял солнце, а Астарта луну.
Кроме того, ханаане почитали еще семь низших богов, олицетворявших собой семь известных тогда планет, и с ними еще о восьмого бога с именем Асмун, который олицетворялся под образом змея и считался богом-целителем. Служение этим богам отличалось крайней степенью грубой чувственности.
При этом главную роль играли женщины. Жертвенники и капища устраивались на вершинах гор, под деревьями, и посвящались Ваалу и Астарте. В каждом капище Ваала находился конусообразный камень, как изображение мужского полового органа, служившего предметом религиозного почитания. В конце осени совершался праздник, заканчивавшийся самым грубым развратом. Жрецы под звуки унылой музыки резали себе руки и тело ножами и кололи копьями. Девицы бесстыдно жертвовали своей честью за деньги, которые предназначались в жертву Астарте.
При храмах существовали храмовые блудницы, которые в течение всего года за деньги предавались разврату, как в храмах, так и на улицах, и назывались «посвященными» (кедешот).
В честь Астарты мужчины и юноши оскопляли себя и одевались в женские одежды, чтобы этим уподобиться богу, который одновременно был и Ваалом и Астартой, мужеским и женским началом. Эти фанатичные скопцы, которые занимались выпрашиванием милостыни для капищ, назывались также «посвященными» (кедешим). Понятно, что такая религия всю жизнь этих народов делала нечистой и омерзительной, уже навлекавшей на себя страшный гнев Божий – в наказании Содома и Гоморры. Вследствие этого Моисей решительно запретил израильтянам вступать в союз с ханаанскими народами. Чтобы освободить и очистить Землю Обетованную от такого осквернения, они должны были окончательно истребить или изгнать их.
В гражданском отношении ханаанские народы находились уже на довольно высокой ступени развития. Не говоря уже о финикиянах, которые в это время уже вели обширную морскую торговлю и знакомы были со всеми сторонами цивилизованной жизни, другие ханаанские племена вслед за ними умели добывать металлы из рудников, ковали золотые и серебряные вещи для украшения, изготовляли оружие и колесницы для войны, строили храмы и дворцы, умели укреплять стенами города, вели торговлю, имели письменность и знакомы были с математикой.
Страна была наполнена городами и селениями, однако в то время Ханаан не представлял собой единое политическое образование. На его территории располагались небольшие «царства» – города-государства, обычно состоявшие из укрепленного города и прилегающих к нему селений. В каждом таком городе-государстве правил царь и имелась собственная армия. Города, большей частью хорошо укрепленные, окруженные мощными стенами, строились по преимуществу на высоких местах, так что взять их было совсем не просто.
Несмотря на это, ханаанские народы не могли оказать непреодолимого сопротивления израильтянам, поскольку между ними не существовало государственного единства. Не только отдельные племена, но и отдельные города считали себя совершенно независимыми от других, управлялись своими собственными царьками, которые постоянно соперничали между собой и в непрерывных войнах взаимно истощали свои силы. Даже общая угроза не смогла объединить их, и каждый город защищался своими собственными силами.
Но даже и при этой раздробленности ханаанских племен завоевать Землю Обетованную было чрезвычайно трудно. Необходимо было сокрушить многочисленные крепости, требовавшие для взятия их высокого военного искусства и осадных машин, какими естественно не мог обладать такой пастушеский народ, как израильтяне, и победить царей, располагавших испытанным в битвах войском и страшными железными колесницами. Для этого требовалось не только необычайное мужество со стороны вождя и его народа, но и особая помощь Божия. И эта помощь обещана была новому предводителю народа израильского – доблестному и испытанному воину Иисусу Навину.
В Галгале устроен был укрепленный лагерь, который сделался не только местом продолжительной стоянки, но и опорным пунктом для завоевания. Там израильтяне в сороковой раз по исходе из Египта совершили Пасху, и так как во время странствования в пустыне, вследствие постоянных тревог и бедствий, по необходимости часто не исполнялся закон об обрезании, то перед совершением первой Пасхи в Земле Обетованной народ должен был исполнить этот закон, и весь мужеской пол был подвергнут обрезанию. Здесь же прекратилась и манна, которой до этого времени питался народ, и теперь он должен был питаться уже плодами самой Земли Обетованной.
Последний стан израильтян находился в Ситтиме, у горы, на которой почил Моисей, местность кругом изумляла своею роскошью, чисто тропической растительностью, поддерживаемой множеством журчащих повсюду ручьев. От земли обетованной их отделял лишь Иордан, за которым начинались горы и холмы земли, текущей молоком и медом. Но она не была совершенно открыта для них.
Прежде всего нужно было перейти Иордан, а затем верстах в двенадцати от него высились грозные стены Иерихона, который как бы держал в своих руках ключи к Земле Обетованной. Поэтому нужно было исследовать место перехода чрез Иордан, а также укрепления и состояние военного гарнизона Иерихона. С этой целью Иисус Навин отправил двух соглядатаев-разведчиков, которые должны были тайно проникнуть в Иерихон.
Разведчики на древнем Ближнем Востоке постоянно собирали информацию о передвижениях врага и численности его войск. Производя разведку в городе, они интересовались его оборонными укреплениями, запасами продовольствия и воды, численностью войск и общей готовностью к нападению или осаде.
В Иерихоне собрано было множество богатств, и взятие его обещало богатейшую добычу. Но город был одним из самых сильных в стране, и граждане его были настороже. Чтобы не навлечь на себя подозрения, соглядатаи, тайно проникнув в город, остановились на самой его окраине и нашли приют у некой Раавы, которая содержала на окраине города, в самой городской стене, нечто вроде гостиницы, но настолько грязной и сомнительной, что и сама содержательница пользовалась в городе худой славой блудницы.
Древний Иерихон был окружен двумя стенами. Дом Раавы находился над промежутком между этими стенами. Здесь жители города строили дома из обожженного на солнце кирпича, которые поддерживались деревянными балками, переброшенными от одной стены до другой, или небольшими поперечными кирпичными стенами. Из-за такого выгодного расположения дом Раавы привлек внимание двоих соглядатаев из Ситтима.
Несмотря на все предосторожности соглядатаев, иерихонцы, очевидно находившиеся в страшной тревоге и бдительно следившие за всеми подозрительными личностями, узнали об их присутствии и донесли царю. Когда царь Иерихонский узнал, что в дом этой женщины вошли два израильтянина, то не медля послал воинов схватить их как шпионов. Раав, предвидя это, вывела гостей на кровлю своего дома и скрыла их под снопами льна. Когда посланные от царя спросили у нее о чужестранцах, она отвечала, что у нее были эти люди, но она не знает, кто они и откуда, и лишь только наступил вечер, в то время как затворяются ворота, они вышли от нее. Впрочем, если они хотят поймать этих странников, то надобно их скорее преследовать.
Раав, видимо, знала, что делает. Она понимала, что дни Иерихона сочтены. Пораженная рассказами о чудесах, сопровождавших шествие израильтян к Земле Обетованной, и признавая превосходство их Бога, она решила спасти разведчиков израильтян, направив их по совершенно другой дороге, чем та, по которой отправились в погоню за ними иерихонцы. Раав поднялась на кровлю дома, где в снопах льна скрывались посланцы Израиля, и сказала им:
«Я знаю, что Господь отдал землю сию вам; ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость. Ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили. Когда мы услышали об, этом, ослабело сердце наше, и ни в ком из нас не стало духа против вас; ибо Господь, Бог ваш, есть Бог на небе вверху и на земле внизу. Итак поклянитесь мне Господом, что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего; и дайте мне верный знак, что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестер моих, и всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти. Эти люди сказали ей: душа наша вместо вас да будет предана смерти, если вы не откроете сего дела нашего; когда же Господь предаст нам землю, мы окажем тебе милость и истину. И спустила она их по веревке чрез окно; ибо дом ее был в городской стене, и она жила в стене; и сказала им: идите на гору, чтобы не встретили вас преследующие, и скрывайтесь там три дня, доколе не возвратятся погнавшиеся за вами; а после пойдете в путь ваш. И сказали ей те люди: мы свободны будем от твоей клятвы, которою ты нас закляла, если не сделаешь так: вот, когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку к окну, чрез которое ты нас спустила, а отца твоего и матерь твою и братьев твоих, все семейство отца твоего собери к себе в дом твой, а если кто-нибудь выйдет из дверей твоего дома вон, того кровь на голове его, а мы свободны будем от сей клятвы твоей; а кто будет с тобою в твоем доме, того кровь на голове нашей, если чья рука коснется его. Если же ты откроешь сие наше дело, то мы также свободны будем от клятвы твоей, которою ты нас закляла. Она сказала: да будет по словам вашим! И отпустила их, и они пошли, а она привязала к окну червленую веревку» (И. Нав. 2, 8–20).
Добавьте комментарий