14/1 сентября – Начало индикта*, церковное Новолетие.
* Индикт – пятнадцатилетний период времени, делившийся на три пятилетия, установленный римским императором для сбора налогов, когда год начинался 1 сентября.
В языческой Руси гражданский Новый год наступал в марте. И после Крещения Руси долгое время новолетие отмечали по дохристианскому календарю, то есть в марте. Церковное же новолетие праздновалось 1 сентября, как было принято в Византии в память победы 1 сентября 312 г. императора Константина Великого над враждебным к христианам Максентием и дарования свободы христианству.
В 1492 г. Московский Собор постановил перенести гражданский Новый год также на 1 сентября. Это изменение утвердил и Великий князь Иоанн III Васильевич. Таким образом, круг гражданского года соединился с церковным. В церковный устав ввели и чин «летопроводства», знаменующий окончание лета и сбор урожая: ровно в полночь 31 августа церковный колокол извещал о наступлении Нового года. А 1 сентября после утрени совершалось «Действо нового лета», на площади перед храмом при огромном стечении народа. В Москве оно проходило на Ивановской площади Кремля, с участием царя и предстоятеля Русской Церкви.
1 сентября Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исаии (Ис. 61, 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк. 4, 16–22). В этом чтении христиане видели указание Господа на празднование дня нового года; предание связывает само это событие с днем 1 сентября. И доныне в Церкви 1 сентября за Литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.
«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?» (Лк. 16–22)
***
Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:
Благодарни суще недостойнии раби, Твои, Господи, / о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, / славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, / и рабски любовию вопием Ти: / Благодетелю Спасе наш, слава Тебе. Слава: глас 3: Твоих благодеяний и даров туне, / яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, / к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, / и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: / слава Тебе, Боже Прещедрый.
Кондак Индикту глас 2:
Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой, / молитвами Богородицы, и спаси ны.
Ин кондак, глас тойже:
В вышних живый Христе Царю, /всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, / Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, /благослови ныне венец лета, / соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.
***
В канун предстоящего праздника предлагаем вниманию читателей сайта главу из книги А. Трофимова «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», в которой объясняется причина установления даты празднования церковного новолетия.
ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ХРИСТИАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
«Праздник» – это слово обозначает особое радостное состояние человеческого сердца. Христианская Церковь установила и освятила праздники в честь основных событий в жизни Христа и Божией Матери, раскрывающих путь спасения человечества. Эти праздники утверждают радость духовного постижения истины, утверждают радость того, что падшему человеку открылся путь спасения, путь возврата в Отчий Дом через Великую Жертву Христа Спасителя.
Святая Церковь премудро устроила жизнь верующих: подготовка к праздникам, сами праздничные богослужения, обряды построены так, что каждый праздник может быть глубоко прежит как душой не готовой к познанию тайн Царства Небесного, так и теми, кому эти тайны доступны в меру раскрытия их духовного сознания.
Праздник в обычном понимании есть воспоминание, память о великом событии. Но если бы дни праздников являлись только памятью о событиях, то они не имели бы такого огромного значения в жизни Церкви. Каждое событие, празднуемое Церковью, это событие нынешнего дня, всегда живое и действенное. В эти дни каждая верующая душа реально приобщается к празднуемому событию, соучаствует в нем; благодать, идущая свыше, касается сердца человека, потому-то он и испытывает такую радость, ликование и любовь. В эти дни ликует не только человек: вся природа, мир небесный участвуют в общей радости. И человек преображается, чувствуя единство со всем миром и прежде всего – любовь Божию к себе, свою близость к Богу, а также любовь братьев своих. В этом единении всего мира, в чувстве реального соучастия в празднуемых событиях – тайна христианского богослужения.
Потому так важно для христианина участвовать в церковном праздновании, в праздничном богослужении – это приобщение к святости празднуемого события. Ведь спасение – это жизнь, это действие, вечно совершающееся и приобщающее нас к великому и вечному. Поэтому в праздники мы не только удивляемся со всем Горним миром великим делам Божиим, творимым на Земле («всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу» – акафист Пресвятой Богородице; «Ангели вхождение Пречистыя зряше, удивишася» – служба празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы), не только радуемся празднуемому событию, но и сопереживаем, соучаствуем в нем, через это участие приближаясь к Самому Спасителю и Пречистой Матери нашей.
Необходимо сказать несколько слов и об этимологии самого слова «праздник». Око состоит из трех частей: ПРА-ЗД-НИК. Корень в слове – «зд», это славянское «зде» (здесь). «здъ» – в переводе со славянского имеет значения: «здесь, в этом месте» и «на земле, в земной жизни, на этом свете».
Как написано в житии святого Авраамия Смоленского XVI века: «Богородица ми есть помощница и поручница животу… зде и в будущий день». В другом тексте XVII века: «Жалея о невинной крестьянской крови разлитии и о душах ваших, еже бы вам здесь телом, а в будущем веце душею, не погибнути, сего нашею царскою грамотою вас в нашу царскую милость призываем».
Этот же корень видим в словах: со-зд-ание, зд-ание, миро-зд-ание. Происходят они от однокоренного слова «зъдати», «зъдатель», т.е. создавать, создатель. Этим словом в древнерусских текстах называют Бога – Творца мира: «Приими, Захарие… колесницу цареву лествицу, по ней же Зъдатель земным явится, одр святый… Приснодеву Отроковицу» (XVII век). «Рукоу Божьеу зъданъи члкъ» (XI век) И в то же время слово это означает «строить», «сооружать» на земле: «Владимир помысли создати црквь Престыя Бца, и послав приводе я мастеры и грекь. И наченшу же здати, и яко сконча зижа украси ю иконами» (Лаврская летопись XI-XII вв.).
«Пра» – это приставка, означающая прошедшее событие, т.е. перед тем, как быть «зд»(есь). Следовательно, праздник – это событие, которое происходит в Горнем мире, которое было в замысле Творца неба и земли еще до того, как явилось на земле – здесь. Таким образом, само слово, его корень и значение показывает, что отмечая праздники, установленные по Божественному промыслу, мы возвращаемся в Царство Небесное, восхищаем дух наш в Горний мир.
На примере этого прекрасного и радостного слова хочется показать, как слуги диавола пытаются исказить смысл слов, придавая им обратный смысл. Из слова «праздник» было сделано слово «праздный», «праздность», «празднословие». Эти слова означают ничегонеделание, что абсолютно несовместимо со значением слова «праздник». Недаром в церковнославянском языке «беременная» звучит как «непраздная». Те же попытки искажения мы видим и во многих других словах, например: благо – блажь и т.п.
В дни праздников мы отмечаем особые, значимые события в жизни. Но в чем важнейшее событие, совершившееся во всей вселенной? Конечно, в приходе Христа Спасителя. Вся история сотворенного мира делится на две части – до пришествия Христа и после него. Как велико и непостижимо это событие: Сам Бог, Сын Божий Единородный, Слово Божие, которым весь мир сотверен, воплотился, облекся человеческой плотью: «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу», – поем мы в акафисте Пресвятой Богородице. Потому Сам Господь Иисус Христос называет Себя не только Сыном Божиим, но и Сыном Человеческим. Эту великую тайну воплощения и ее величайшее значение для судьбы мира подчеркивает святой апостол Иоанн Богослов в своем первом Послании: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (Ин. 4, 1–3).
Праздники христианской Церкви утверждают приход Христа во плоти и значение Его воплощения для спасения мира. Поэтому отрицание воплощения Христа есть один из показателей подчинения темным силам. Святой апостол Иоанн говорит, что антихрист «и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4, 3), так как основным способом воздействия темных и лукавых духов на сознание людей всегда было отрицание воплощения и Воскресения Христа. И одним из первых деяний антихриста было отрицание Воскресения Христова: когда стража, присутствовавшая при Воскресении, отошла от Гроба, то, по словам святого апостола Матфея, «некоторые из стражи, вошедши в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделавши совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали. И если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взявши деньги, поступили, как научены были. И пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня» (Мф. 28, 11–15).
Мы видим, что и до наших дней способ воздействия темных сил остается таким же, как и в описанном Евангельском событии. Отрицание воплощения и Воскресения Христова совершилось и совершается во-первых, через ложь, ибо сатана, по словам Христа, «лжец и отец лжи», и во-вторых – через деньги, которые до сего дня являются причиной величайших злодеяний, преступлений и искажений человеческого пути.
Во всех праздниках Христовой Церкви раскрывается и утверждается значимость Рождения Христа – Ипостаси Пресвятой Троицы – в человеческой плоти. Все праздники, раскрывающие значение Христа в деле спасения мира, разделяются на праздники, подготавливающие событие Рождества Христова через Деву Марию и посвящены Ей, и на праздники, утверждающие Рождение, жизнь Христа во плоти и Его Великую Жертву.
Установление и соблюдение праздников церковных необходимо для спасения человека. Посвященные величайшим событиям из истории Домостроительства нашего спасения, они научают нас истинам веры, возбуждают в сердцах любовь, благоговение и послушание Богу. Праздники напоминают нам о Небе, о жизни вечной – истинной цели нашей жизни на земле, укрепляют в нас решимость идти по пути спасения, подражая примеру жизни святых и праведников. Христианские праздники, благодаря общецерковной молитве, вводят человека в таинственное общение с Богом, низводят на нас Его благодать, просвещая и освящая наши души, укрепляя нас на путях жизни.
Праздники помогают отойти умом от земных помыслов, сердцем от забот, телом от повседневного труда, чтобы как можно меньше препятствий было у христианина для общения с Богом. Потому так важно в праздники бывать в храме, где все напоминает о нашем предстоянии Богу, где звучит Слово Божие, совершаются великие Таинства. По учению Церкви от освящения праздничного дня и посещения храма Божия особое благословение нисходит на человека, помогая ему во всех жизненных делах.
«…Торжества празднеств служат утешением для человеческой жизни: они печальную тяжесть жизни обращают в веселие», – говорит свт. Прокл, архиепископ Константинопольский (V век). В эти дни все говорит нам о великой любви и милосердии Божественном, и сердце невольно раскрывается для братской любви к ближнему. Радость праздника поддерживает в человеке бодрость духа, желание трудиться, уничтожает однообразие будничной жизни.
Но христианская праздничная радость не имеет ничего общего с ничегонеделанием, с суетными развлечениями. Радость духовная наполняет сердце человека, жажда внешних утешений и наслаждений отходит, и человек чувствует жажду к делам любви и милосердия, желание внести мир в обстановку дома, семьи, коллектива, в котором трудится.
Свт. Григорий Богослов говорит: «Праздновать – значит приобретать для души блага постоянные и вечно обладаемые; главное в праздник – памятование о Боге и Небесном Отечестве нашем». – И это первый признак истинного духовного празднования, а не внешнего, формального, в чем часто обличал Господь учителей еврейского народа. «Святая Церковь,– пишет свт. Димитрий Херсонский,– для того и учередила праздники, чтобы душа наша, отторгаясь от всех забот и попечении житейских, могла беспрепятственно возноситься в свое Небесное Отечество, дыша родным небесным воздухом; чтобы мысль наша, оттрясши прах земной, отрешившись от помышлений суетных, могла погрузиться всецело в созерцание тайн Божиих, почить в видении обителей небесных, уготованных любящим Господа; чтобы сердце наше, освободившись от тяготы страстей и похотей плотских, могло насладиться сокровищами любви и благодати Божественной и упиться, по выражению святого пророка, от тука дома Божия; чтобы, проводя торжества церковные во псалмах и пениях духовных, мы приготовляли себя к великому славному торжеству избранных Божиих, поющих Богу вечную и неумолкающую песнь хвалы и благодарения».
Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Праздники установлены для того, чтобы мы проводили их благочестиво, они – обнаружение добрых дел, благочестия души, благоустроения жизни».
Необходимым условием участия в благодатной жизни, открываемой праздничным богослужением, является покаяние, очищение души от греха, внутренняя решимость следовать за Господом на всех путях жизни. Для человека, с решимостью следующего за Христом, каждый праздник становится и новым явлением благодати Божественной, и новым событием в духовной жизни. Тогда начинается его подлинная духовная жизнь, и он становится способным увидеть то, что объективно явлено нам через совершаемое в храме богослужение. Для человека, который научится переживать каждый праздник как событие своей духовной жизни, вся жизнь становится богослужением, а само богослужение церковное – лишь наиболее ярким проявлением и вершиной его внутреннего делания. Когда душа человека действительно живет в богослужении, возвращаясь к одному и тому же духовному содержанию богослужебного круга, мы всякий раз восходим на новую ступень духовного опыта и постижения благодатной жизни, раскрывая новые и новые их стороны.
Как это ни печально, но и в среде духовенства сейчас редко встречается понимание того, почему празднование тех или иных великих событий христианской Церкви совершается в определенные дни. Духовный смысл самих праздников понимается многими и сознательно и интуитивно, тем более, что существует обширная святоотеческая литература, прекрасные проповеди и статьи, раскрывающие глубину Премудрости Божией и смысл праздников христианских. Но как только дело касается календаря, установления дат празднования, чего только ни услышишь: столько противоречащих точек зрения, часто полное неприятие взглядов друг друга; те, кто только что соглашались в главном, становятся непримиримыми врагами. Христианской любви как будто нет и в помине. А ведь это только на руку врагам Церкви Христовой. Антихристианская пропаганда использует эти разногласия, чтобы показать кажущуюся несостоятельность и выдуманность христианских праздников.
Христианство вобрало в себя все лучшее и светлое из древних языческих культов, в которых все же отражалась частица истины. И как раз в вопросах установления дня празднований христианство многое восприняло от раскрытий и духовного понимания бытия, существовавшего в ветхозаветное время. В атеистической литературе часто приводятся факты, что празднования многих знаменательных дней христианской Церкви совпадают с днями празднований, существовавших в языческих религиях. На этом основании утверждается, что христианство лишь воспользовалось старыми обычаями, чтобы привлечь народ в свою веру и тем самым обманывало народ. В действительности же христианство не «воспользовалось» языческими представлениями, а показало, что в этих представлениях было истинным, а что – ложным. Ведь дни празднований событий духовной жизни неразрывно связаны с жизнью природы земли, с космической жизнью. Древние это прекрасно понимали и потому выделяли особые дни, которые символизировали удивительную гармонию и связь явлений жизни – это дни равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния, определенного расположения планет и созвездий, солнца и луны. К этим особо значимым дням приурочивались многие празднества древних религий. Человек понимал, что должен жить в гармонии и едином ритме с природой, потому всегда духовно связывал свои праздники с жизнью природы, со сменой времен года, с красотой каждого из них. Это совершенно естественно, и люди разных стран и народов нередко устанавливали свои празднества в одинаковые дни. Все это – отражение объективных, Богом дарованных законов, ритмов жизни природы и всего мира.
Споры между христианами относительно установления дня празднования главных торжеств Церкви Христовой могут прекратиться только тогда, когда будут поняты принципы, по которым избирались эти дни.
Устанавливая дату празднований, Церковь нередко руководствовалась своими особыми, дидактическими и миссионерскими соображениями. Особо отмечая тот или иной день, Церковь имела в виду и преодоление каких-то местных традиций, пережитков прежних обычаев. Знаменитый историк, авторитет в вопросах истории календаря, праздников и летосчисления профессор Василий Васильевич Болотов говорит: «Язычество, с которым ведет борьбу Церковь, есть не только религия, но и сложившийся известным образом быт. Доказать язычнику несостоятельность его представлений о богах и убедить его веровать в Единого Христианского Бога значит сделать много, но еще не все. Порвать свои житейские отношения с соседями-язычниками новообращенный не имел возможности. Нужно было охранять его от рецидива, и праздники занимали едва не главное место между теми орудиями, которыми отвергнутое язычество могло вести партизанскую войну с побеждающим христианством… Учреждая во дни языческих праздников свои праздники, Церковь выбивала из рук политеизма одно из последних средств обороны. Установить христианский праздник в день праздника языческого значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих становилось потом психологически невозможно».
Добавьте комментарий