ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИЗ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
«Христианские реликвии в Московском Кремле» – так назвали устроители эту удивительную выставку – подлинное событие в духовной жизни России. Здесь собраны были величайшие святыни христианства, которые чудом сохранились в московских музеях. Эта выставка подтверждает печальную истину о том, сколь плохо мы знаем наши духовные сокровища. Будто Сам Господь посетил нас в трудное для России время. Многие православные люди смогли поклониться святыням, представленным в «Звоннице» Московского Кремля. Они увидели предметы, обагренные кровью Спасителя, частицы Животворящего Креста, Ризы и Багряницы Господней; части тернового венца, губки, трости; ароматы, которыми помазали тело Христа; гвоздь, которым был пригвожден ко Кресту Спаситель.
Пречистая Матерь Господа также даровала дивные знаки Своей любви и среди них знаменитые греческие иконы: Влахернская (VII в.), Корсунская (XIII в.), Одигитрия Пименовская ( XIV в.); явленные на Руси чудотворные иконы: Петровская (XIV в.), Одигитрия письма Дионисия (XV в.), Феодоровская (XVII в.) и другие, а также части Ризы Пресвятой Богородицы. Среди всего этого богатства благодати одна из драгоценнейших жемчужин – чудотворная Казанская икона (из разрушенного Вознесенского монастыря Московского Кремля) с ковчегом, в котором находятся Власы Пресвятой Богородицы и часть Ризы Её.
Казанская икона Богоматери – лик Заступницы Усердной рода христианского – хранит локон Влас Пресвятой Богородицы. По церковному преданию апостолы после Успения Богоматери взяли локон Ее Волос и благоговейно хранили его, передавая следующим поколениям служащих Господу. Власы Пресвятой Богородицы стали впоследствии одной из самых чтимых святынь Константинополя. О ней вспоминает русский паломник XV в. иеродиакон Троице-Сергиева монастыря Зосима, который видел Власы Богоматери в монастырях столицы Византийской империи. После взятия Константинополя турками в 1453 году большая часть его святынь хранилась в сокровищнице султана. Однако многое оказалось в руках оставшихся в живых греков, так что в течение многих лет в бывшем Царь-граде можно было приобрести или обменять святыни христианской Церкви.
По свидетельству Павла Алеппского еще в 1655 году Патриарх Антиохийский Макарий покупал в Константинополе святыни для подарков русскому царю. Среди них был и ковчежец с Власами Пресвятой Богородицы, который Патриарх Макарий поднес царю Алексею Михайловичу 4 ноября 1666 года. Дар этот хранился в царской сокровищнице, а впоследствии его получил в награду за службу один из князей Барятинских, скорее всего Юрий Никитич (1610-1618 – 1685), прославившийся как спаситель Отечества, разгромив в решающем сражении у Симбирска (в 1670 году) войска Степана Разина. В конце XVII века (не позднее 1696 года) ковчежец с Власами оказался у схимонахини Вознесенского монастыря в Кремле Иоанны, принадлежавшей к одной из главных ветвей рода князей Барятинских.
В монастырской келье старицы хранилась также Казанская икона Божией Матери, ставшая родовой святыней Барятинских. Князья Барятинские вели свое происхождение от Рюрика, представители рода занимали высокие посты в Русском государстве, были воеводами, участвовали во многих сражениях с врагами России. С памятью Казанской иконы Богоматери связано немало событий в жизни и служении Барятинских. 8 июля 1654 года (день явления Казанской иконы) русские войска под командованием воеводы Юрия Никитича Барятинского начали наступление на гетмана Радзивилла и разгромили польские полки. 22 октября того же года, снова в день празднования Казанской иконы, князья Ю. Н. Барятинский и С. А. Урусов подошли к Бресту и нанесли поражение полякам при Белых Песках. Тогда же русские войска взяли Смоленск и возвратили России еще тридцать два города. Вслед за этим Белая Русь была присоединена к России, и не случайно Патриарх Никон благословил Казанской иконой Богоматери первого Полоцкого епископа Каллиста. В это время почитание Казанской иконы распространилось по всей России.
После чудесного явления иконы 8 июля 1579 года она почиталась в Казани как местночтимая. События Смутного времени прославили икону как спасительницу России. В 1613 году царь Михаил Феодорович установил в Москве празднование иконе Казанской Божией Матери два раза в году: 8 июля – в память явления и 22 октября – в честь освобождения России от польско-литовских захватчиков. После рождения 22 октября 1649 года у царя Алексея Михайловича наследника – царевича Дмитрия – Казанская икона Богоматери становится святыней Дома Романовых и устанавливается общерусское её почитание. Не только в Казани, но и в Москве и во многих городах страны устраиваются в дни памяти иконы крестные ходы, такие же как и в честь главной святыни Русского государства – Владимирской иконы Божией Матери.
В 1670-80-е годы кто-то из членов семьи Барятинских заказал царскому иконописцу Оружейной Палаты икону Казанской Богоматери. Эта икона и оказалась к концу XVII века в Вознесенском монастыре у старицы Иоанны. Схимонахиня Иоанна была слепой. Известно, что первым чудом от явленной Казанской иконы стало исцеление слепцов. Поэтому слепая монахиня особенно усердно молилась пред иконой. В 1701 году в Кремле случился пожар, во время которого икона исчезла из ее кельи. Тогда выгорело почти все внутреннее убранство главного собора, сгорели сестринские кельи.
Старица скорбела об утрате, но неожиданно образ нашелся среди других икон перенесенных во время пожара из Кремля в Троицкий (Покровский) собор на Рву (храм св. Василия Блаженного). Никто не переносил икону в собор, так что это событие стало первым чудом, прославившим икону. Схимонахиня Иоанна отдала икону в Вознесенский собор монастыря и тогда последовало еще одно чудесное событие: загорелся покров на аналое, где лежала икона, но образ снова не пострадал. Вслед за этим от иконы стали совершаться новые и новые чудотворения.
Схимонахиня Иоанна попросила записывать случаи исцелений от этой иконы. В документах сохранилось 32 случая, и среди них – исцеления от лихорадки, от послеродовой горячки и другие. В 1711 году старица Иоанна обратилась к митрополиту Стефану (Яворскому), местоблюстителю Патриаршего престола, с просьбой благословить строительство небольшого каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. В челобитной указано, что храм будет строиться на собственные средства схимницы для того, чтобы поместить в нём чудотворный образ «в поминовение государыни царицы Наталии Кирилловны, родителей своих и в вечное поминовение по себе».
Разрешение было получено с условием, что строительство будет вестись «своим коштом». В 1717 году схимонахиня Иоанна на собственные средства построила малый каменный храм между Вознесенским собором, церковью святой великомученицы Екатерины и церковью преподобного Михаила Малеина. После освящения в церковь поместили чудотворный образ. Каждый день пред ним совершались молебны, приходило множество людей в надежде на благодатную помощь и исцеление от болезней. В храме продолжали вести запись чудес, совершенных от иконы.
По одной из записей икону приносили из монастыря в дом тяжко болящей княгини Аграфены (Агриппины) Борисовны Хованской, которая была в беспамятстве, чуть жива, «тосковала и всю ее ломало». После отслуженного молебна она встала с постели, молилась пред образом и сказала при народе, что здорова. Свидетелями чуда были священник Казанской церкви Стефан Анисимов и сестра княгини – Настасья Борисовна Рамодановская. Впоследствии княгиню Аграфену Хованскую видели молящейся в Казанской церкви в полном здравии. Перед иконой получила исцеление и княгиня Ирина Засекина (позднее она приняла постриг в Вознесенском монастыре).
В 1717 году схимонахиня Иоанна украсила чтимую икону драгоценным окладом, на котором сохранилась резная надпись: «Лета 7225 (1717) генваря в 10 день построися сия риза и венец златый при схимонахине Иоанне Борятинской подаянием боголюбивых человек». Скорее всего, именно по заказу упомянутых в рассказе трех знатных русских женщин и был изготовлен драгоценный оклад с мощевиком. В левой его части в малом ковчежце, закрытом небольшим замочком, под слюдой были помещены частица Ризы и Власы Пресвятой Богородицы. По сторонам и на рамке ковчежца сохранилась сделанная тогда надпись: «ЧАСТЬ ВЛАСОВ И РИЗА ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ». Частица Ризы Богоматери была принесена вероятнее всего из дома князей Голицыных после исцеления Аграфены Хованской (урожденной Голицыной). (Часть Ризы Богоматери привез в Россию князь В. В. Голицын. Ныне эта святыня находится в драгоценном ковчеге в Оружейной Палате Московского Кремля.) Этот оклад сохранился вместе с иконой и ковчежцем до наших дней.
Казанская икона из Вознесенского монастыря становилась всё более известной. На молебны перед ней собиралось множество людей, в том числе, как их называли тогда, «верижницы» и «кликуши» – одержимые падучей болезнью или злым духом, громко кричавшие и молившиеся в скорби о своих недугах. После молебна пред иконой исцелилась попадья вдова Елена Афанасьева, впадшая от «превеликой тоски и страха» в исступление ума.
Несмотря на многие чудеса и милости от иконы, в 1720 году архимандрит московского Златоустовского монастыря Антоний (служивший судьей в московском Приказе Церковных дел), заявил в Святейший Синод, что у Казанской иконы из Вознесенского монастыря собираются кликуши, которые прославляют икону и вводят в заблуждение народ ложными чудесами. Петр I не очень-то верил в чудеса и потому послушный ему Синод повелел провести строгое расследование. Книгу с записями чудес от иконы изъяли у старицы Иоанны, вслед за тем последовало «неправое доношение», – как сказала сама матушка.
В архиве сохранились протоколы допросов людей, со слов которых были записаны чудеса от иконы. Многие из них стояли на своих словах и свидетельствовали об истинности чудес. Тем не менее, по рассмотрении результатов расследования Святейший Синод указом от 23 июля 1721 года повелел разобрать Казанскую церковь, что и было исполнено в следующем году. Почитаемую икону поместили в алтаре Успенского собора Кремля, а церковную утварь и книги передали в монастырскую ризницу.
После смерти императора Петра I старица Иоанна подала прошение в Святейший Синод (в 1729 году) о построении вновь «для ее старости» на том же месте Казанской церкви за свой счет. Просила она лишь вернуть чудотворную икону, прежнюю церковную утварь и книги. Дозволение было получено и в 1730 году на средства матушки Иоанны церковь восстановили на том же месте. Казанскую икону возвратили в новый храм, по просьбе старицы в нем служили те же священники, что и в разрушенном – отцы Стефан Анисимов и Симеон Яковлев. И снова пошел народ к чудотворной иконе.
В 1807 году в Вознесенском монастыре разобрали за ветхостью храм святой великомученицы Екатерины (XVII века), который был вновь построен и освящен в 1817 году. В тот же год разобрали во второй раз и обветшавшую к тому времени Казанскую церковь. В новом Екатерининском храме по благословению святителя Филарета Московского 22 октября 1822 года в день празднования чудотворной иконы освятили Казанский придел. Чтимую икону Заступницы Усердной в драгоценной ризе поставили в освященном приделе слева от царских врат.
Казанская икона Божией Матери из Вознесенского монастыря упоминается во всех изданиях XIX века, посвященных чудотворным иконам Богоматери. В это время записываются новые случаи благодатной помощи от иконы. Однажды в Вознесенский монастырь привезли девицу Марфу Дашкову, разбитую параличом и лишившуюся речи. Начали служить перед чудотворной иконой молебен с акафистом. Когда стали петь последний тринадцатый кондак «О, Всепетая Мати…», больная вдруг заговорила, а потом и исцелилась от тяжкого недуга.
Казанская икона Божией Матери оставалась главной святыней Вознесенского монастыря до дней российской революционной смуты. После расстрела большевиками Московского Кремля в 1918 году красноармейцы приказали всем монахиням Вознесенского монастыря покинуть обитель. Изгнанные сестры вместе с последней игуменией Евстолией некоторое время жили при больнице в Лефортово. Однако еще раньше, предвидя свое изгнание, сестры попытались спасти главные святыни обители: вынесли и спрятали драгоценные запрестольные кресты, старинные богослужебные сосуды. Удалось им вынести и чтимую Казанскую икону с окладом и ковчежцем, благо, что размер образа совсем небольшой и его можно было незаметно унести под мантией. Все эти драгоценности сестры отнесли на подворье Троице-Сергиевой Лавры, где жил в то время Святейший Патриарх Тихон.
Казанская икона из Вознесенского монастыоя стала келейным образом великого святителя и печальника Русской земли. Перед этим образом молился он, чтобы укрепил Господь исповедников веры во время гонений, чтобы Сама Заступница Усердная помиловала народ наш и умолила Сына Своего спасти от гибели страну Российскую.
Во время обыска на подворье 12 ноября 1918 года комиссар Н. Хрусталев изъял святыни, принадлежавшие Вознесенскому монастырю, а затем их передали в Оружейную Палату Московского Кремля, записав их среди вещей и предметов Патриаршей ризницы. Так чудотворная икона вернулась в Московский Кремль и на долгие годы была сокрыта в Оружейной Палате. В течение 78 лет даже сотрудники кремлевских музеев не ведали, что в их собрании хранится знаменитая чудотворная икона. С неё делали репродукции, печатали их в календарях и альбомах, но уже некому было узнать потерянную святыню.
В 1929 году Вознесенский монастырь был взорван, вслед за ним уничтожили еще один древнейший монастырь Кремля – Чудов. Вместе с ними в третий раз разрушили и храм, хранивший Казанскую икону. На их месте новые хозяева Кремля построили школу красных командиров. К счастью, удалось спасти не только чудотворную Казанскую икону, но и весь иконостас Вознесенского собора (114 икон) и перенести из главного храма останки российских цариц и великих княгинь. Сохранились в музеях еще две чудотворные иконы монастыря: Одигитрия письма Дионисия и образ святой великомученицы Екатерины.
Святейший Патриарх Тихон благоговейно чтил Казанскую икону из Вознесенского монастыря, молился о том, чтобы сохранилась она от гибели во времена гонений на Церковь. Желание Святителя исполнилось – по милости Божией Казанская икона Богоматери с Власами и Ризой Ее открылась нашим взорам вместе с другими величайшими святынями христианства для радости, утешения, благодатной помощи православным людям. Почти одновременно совершилось событие, особенно радующее жителей первопрестольной Москвы: обретены мощи небесной покровительницы града преподобной Евфросинии Московской (супруги святого князя Димитрия Донского) – основательницы Вознесенского монастыря. Уже отслужена была первая Божественная литургия в Архангельском соборе Кремля, на которой были вынесены мощи преподобной. Обретенные мощи преподобной Евфросинии, Великой княгини Московской, были торжественно перенесены в придел мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля. Придел открыт с 10.00 до 17.00, выходной – четверг. Вход в придел со стороны Соборной площади.
Священномученик Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси в первых же словах тропаря, им составленного, назвал Казанскую икону Божией Матери «Заступнице Усердная». В самые трудные времена истории России, во дни смут и вражеских нашествий Казанская икона Богоматери становилась неодолимой преградой для врагов и ненавистников нашей Отчизны. И ныне сердца православных христиан исполнены радости, ибо снова Пречистая Матерь Господа дарует возлюбленной Ею Русской земле знамение Своего Покрова и Заступления.
Добавьте комментарий