Иконы Божией Матери Статьи

ЗАСТУПНИЦА УСЕРДНАЯ

kazikona12ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИЗ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

«Христианские реликвии в Московском Кремле» – так назвали устроители эту удивительную выставку – подлинное событие в духовной жизни России. Здесь собраны были величайшие святыни христианства, которые чудом сохранились в московских музеях. Эта выставка подтверждает печальную истину о том, сколь плохо мы знаем наши духовные сокровища. Будто Сам Господь посетил нас в трудное для России время. Многие православные люди смогли поклониться святыням, представленным в «Звоннице» Московского Кремля. Они увидели предметы, обагренные кровью Спасителя, частицы Животворящего Креста, Ризы и Багряницы Господней; части тернового венца, губки, трости; ароматы, которыми помазали тело Христа; гвоздь, которым был пригвожден ко Кресту Спаситель.

Пречистая Матерь Господа также даровала дивные знаки Своей любви и среди них знаменитые греческие иконы: Влахернская (VII в.), Корсунская (XIII в.), Одигитрия Пименовская ( XIV в.); явленные на Руси чудотворные иконы: Петровская (XIV в.), Одигитрия письма Дионисия (XV в.), Феодоровская (XVII в.) и другие, а также части Ризы Пресвятой Богородицы. Среди всего этого богатства благодати одна из драгоценнейших жемчужин – чудотворная Казанская икона (из разрушенного Вознесенского монастыря Московского Кремля) с ковчегом, в котором находятся Власы Пресвятой Богородицы и часть Ризы Её.

Казанская икона Богоматери – лик Заступницы Усердной рода христианского – хранит локон Влас Пресвятой Богородицы. По церковному преданию апостолы после Успения Богоматери взяли локон Ее Волос и благоговейно хранили его, передавая следующим поколениям служащих Господу. Власы Пресвятой Богородицы стали впоследствии одной из самых чтимых святынь Константинополя. О ней вспоминает русский паломник XV в. иеродиакон Троице-Сергиева монастыря Зосима, который видел Власы Богоматери в монастырях столицы Византийской империи. После взятия Константинополя турками в 1453 году большая часть его святынь хранилась в сокровищнице султана. Однако многое оказалось в руках оставшихся в живых греков, так что в течение многих лет в бывшем Царь-граде можно было приобрести или обменять святыни христианской Церкви.

СРАЖЕНИЕ У СТЕН СИМБИРСКА 1670 г.
СРАЖЕНИЕ У СТЕН СИМБИРСКА 1670 г.

По свидетельству Павла Алеппского еще в 1655 году Патриарх Антиохийский Макарий покупал в Константинополе святыни для подарков русскому царю. Среди них был и ковчежец с Власами Пресвятой Богородицы, который Патриарх Макарий поднес царю Алексею Михайловичу 4 ноября 1666 года. Дар этот хранился в царской сокровищнице, а впоследствии его получил в награду за службу один из князей Барятинских, скорее всего Юрий Никитич (1610-1618 – 1685), прославившийся как спаситель Отечества, разгромив в решающем сражении у Симбирска (в 1670 году) войска Степана Разина. В конце XVII века (не позднее 1696 года) ковчежец с Власами оказался у схимонахини Вознесенского монастыря в Кремле Иоанны, принадлежавшей к одной из главных ветвей рода князей Барятинских.

ПОРТРЕТ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА. НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. 2-я ПОЛОВИНА XVII в.
ПОРТРЕТ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА. НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. 2-я ПОЛОВИНА XVII в.

В монастырской келье старицы хранилась также Казанская икона Божией Матери, ставшая родовой святыней Барятинских. Князья Барятинские вели свое происхождение от Рюрика, представители рода занимали высокие посты в Русском государстве, были воеводами, участвовали во многих сражениях с врагами России. С памятью Казанской иконы Богоматери связано немало событий в жизни и служении Барятинских. 8 июля 1654 года (день явления Казанской иконы) русские войска под командованием воеводы Юрия Никитича Барятинского начали наступление на гетмана Радзивилла и разгромили польские полки. 22 октября того же года, снова в день празднования Казанской иконы, князья Ю. Н. Барятинский и С. А. Урусов подошли к Бресту и нанесли поражение полякам при Белых Песках. Тогда же русские войска взяли Смоленск и возвратили России еще тридцать два города. Вслед за этим Белая Русь была присоединена к России, и не случайно Патриарх Никон благословил Казанской иконой Богоматери первого Полоцкого епископа Каллиста. В это время почитание Казанской иконы распространилось по всей России.

ПОРТРЕТ ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА РОМАНОВА. ХРОМОЛИТОГРАФИЯ ИЗ ТИТУЛЯРНИКА. 1672 г.
ПОРТРЕТ ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА РОМАНОВА. ХРОМОЛИТОГРАФИЯ ИЗ ТИТУЛЯРНИКА. 1672 г.

После чудесного явления иконы 8 июля 1579 года она почиталась в Казани как местночтимая. События Смутного времени прославили икону как спасительницу России. В 1613 году царь Михаил Феодорович установил в Москве празднование иконе Казанской Божией Матери два раза в году: 8 июля – в память явления и 22 октября – в честь освобождения России от польско-литовских захватчиков. После рождения 22 октября 1649 года у царя Алексея Михайловича наследника – царевича Дмитрия – Казанская икона Богоматери становится святыней Дома Романовых и устанавливается общерусское её почитание. Не только в Казани, но и в Москве и во многих городах страны устраиваются в дни памяти иконы крестные ходы, такие же как и в честь главной святыни Русского государства – Владимирской иконы Божией Матери.

МОНАХИНИ КРЕМЛЕВСКОГО ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. ФОТО НАЧАЛА XX в.
МОНАХИНИ КРЕМЛЕВСКОГО ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. ФОТО НАЧАЛА XX в.

В 1670-80-е годы кто-то из членов семьи Барятинских заказал царскому иконописцу Оружейной Палаты икону Казанской Богоматери. Эта икона и оказалась к концу XVII века в Вознесенском монастыре у старицы Иоанны. Схимонахиня Иоанна была слепой. Известно, что первым чудом от явленной Казанской иконы стало исцеление слепцов. Поэтому слепая монахиня особенно усердно молилась пред иконой. В 1701 году в Кремле случился пожар, во время которого икона исчезла из ее кельи. Тогда выгорело почти все внутреннее убранство главного собора, сгорели сестринские кельи.

Старица скорбела об утрате, но неожиданно образ нашелся среди других икон перенесенных во время пожара из Кремля в Троицкий (Покровский) собор на Рву (храм св. Василия Блаженного). Никто не переносил икону в собор, так что это событие стало первым чудом, прославившим икону. Схимонахиня Иоанна отдала икону в Вознесенский собор монастыря и тогда последовало еще одно чудесное событие: загорелся покров на аналое, где лежала икона, но образ снова не пострадал. Вслед за этим от иконы стали совершаться новые и новые чудотворения.

Схимонахиня Иоанна попросила записывать случаи исцелений от этой иконы. В документах сохранилось 32 случая, и среди них – исцеления от лихорадки, от послеродовой горячки и другие. В 1711 году старица Иоанна обратилась к митрополиту Стефану (Яворскому), местоблюстителю Патриаршего престола, с просьбой благословить строительство небольшого каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. В челобитной указано, что храм будет строиться на собственные средства схимницы для того, чтобы поместить в нём чудотворный образ «в поминовение государыни царицы Наталии Кирилловны, родителей своих и в вечное поминовение по себе».

Разрешение было получено с условием, что строительство будет вестись «своим коштом». В 1717 году схимонахиня Иоанна на собственные средства построила малый каменный храм между Вознесенским собором, церковью святой великомученицы Екатерины и церковью преподобного Михаила Малеина. После освящения в церковь поместили чудотворный образ. Каждый день пред ним совершались молебны, приходило множество людей в надежде на благодатную помощь и исцеление от болезней. В храме продолжали вести запись чудес, совершенных от иконы.

СХИМНИЦА ИЗ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В КРЕМЛЕ. ХУД. П. КОРИН
СХИМНИЦА ИЗ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В КРЕМЛЕ. ХУД. П. КОРИН

По одной из записей икону приносили из монастыря в дом тяжко болящей княгини Аграфены (Агриппины) Борисовны Хованской, которая была в беспамятстве, чуть жива, «тосковала и всю ее ломало». После отслуженного молебна она встала с постели, молилась пред образом и сказала при народе, что здорова. Свидетелями чуда были священник Казанской церкви Стефан Анисимов и сестра княгини – Настасья Борисовна Рамодановская. Впоследствии княгиню Аграфену Хованскую видели молящейся в Казанской церкви в полном здравии. Перед иконой получила исцеление и княгиня Ирина Засекина (позднее она приняла постриг в Вознесенском монастыре).

В 1717 году схимонахиня Иоанна украсила чтимую икону драгоценным окладом, на котором сохранилась резная надпись: «Лета 7225 (1717) генваря в 10 день построися сия риза и венец златый при схимонахине Иоанне Борятинской подаянием боголюбивых человек». Скорее всего, именно по заказу упомянутых в рассказе трех знатных русских женщин и был изготовлен драгоценный оклад с мощевиком. В левой его части в малом ковчежце, закрытом небольшим замочком, под слюдой были помещены частица Ризы и Власы Пресвятой Богородицы. По сторонам и на рамке ковчежца сохранилась сделанная тогда надпись: «ЧАСТЬ ВЛАСОВ И РИЗА ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ». Частица Ризы Богоматери была принесена вероятнее всего из дома князей Голицыных после исцеления Аграфены Хованской (урожденной Голицыной). (Часть Ризы Богоматери привез в Россию князь В. В. Голицын. Ныне эта святыня находится в драгоценном ковчеге в Оружейной Палате Московского Кремля.) Этот оклад сохранился вместе с иконой и ковчежцем до наших дней.

Казанская икона из Вознесенского монастыря становилась всё более известной. На молебны перед ней собиралось множество людей, в том числе, как их называли тогда, «верижницы» и «кликуши» – одержимые падучей болезнью или злым духом, громко кричавшие и молившиеся в скорби о своих недугах. После молебна пред иконой исцелилась попадья вдова Елена Афанасьева, впадшая от «превеликой тоски и страха» в исступление ума.

Несмотря на многие чудеса и милости от иконы, в 1720 году архимандрит московского Златоустовского монастыря Антоний (служивший судьей в московском Приказе Церковных дел), заявил в Святейший Синод, что у Казанской иконы из Вознесенского монастыря собираются кликуши, которые прославляют икону и вводят в заблуждение народ ложными чудесами. Петр I не очень-то верил в чудеса и потому послушный ему Синод повелел провести строгое расследование. Книгу с записями чудес от иконы изъяли у старицы Иоанны, вслед за тем последовало «неправое доношение», – как сказала сама матушка.

ПОСЛЕДЯЯ ИГУМЕНИЯ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ЕВГЕНИЯ (ВИНОГРАДОВА). ФОТО НАЧАЛА XX в.
ПОСЛЕДЯЯ ИГУМЕНИЯ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ЕВГЕНИЯ (ВИНОГРАДОВА). ФОТО НАЧАЛА XX в.

В архиве сохранились протоколы допросов людей, со слов которых были записаны чудеса от иконы. Многие из них стояли на своих словах и свидетельствовали об истинности чудес. Тем не менее, по рассмотрении результатов расследования Святейший Синод указом от 23 июля 1721 года повелел разобрать Казанскую церковь, что и было исполнено в следующем году. Почитаемую икону поместили в алтаре Успенского собора Кремля, а церковную утварь и книги передали в монастырскую ризницу.

После смерти императора Петра I старица Иоанна подала прошение в Святейший Синод (в 1729 году) о построении вновь «для ее старости» на том же месте Казанской церкви за свой счет. Просила она лишь вернуть чудотворную икону, прежнюю церковную утварь и книги. Дозволение было получено и в 1730 году на средства матушки Иоанны церковь восстановили на том же месте. Казанскую икону возвратили в новый храм, по просьбе старицы в нем служили те же священники, что и в разрушенном – отцы Стефан Анисимов и Симеон Яковлев. И снова пошел народ к чудотворной иконе.

ИКОНОСТАС ЦЕРКВИ СВ. ВМЦ. ЕКАТЕРИНЫ
ИКОНОСТАС ЦЕРКВИ СВ. ВМЦ. ЕКАТЕРИНЫ

В 1807 году в Вознесенском монастыре разобрали за ветхостью храм святой великомученицы Екатерины (XVII века), который был вновь построен и освящен в 1817 году. В тот же год разобрали во второй раз и обветшавшую к тому времени Казанскую церковь. В новом Екатерининском храме по благословению святителя Филарета Московского 22 октября 1822 года в день празднования чудотворной иконы освятили Казанский придел. Чтимую икону Заступницы Усердной в драгоценной ризе поставили в освященном приделе слева от царских врат.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ. ЦЕРКОВЬ СВ. ВМЦ. ЕКАТЕРИНЫ
ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ. ЦЕРКОВЬ СВ. ВМЦ. ЕКАТЕРИНЫ

Казанская икона Божией Матери из Вознесенского монастыря упоминается во всех изданиях XIX века, посвященных чудотворным иконам Богоматери. В это время записываются новые случаи благодатной помощи от иконы. Однажды в Вознесенский монастырь привезли девицу Марфу Дашкову, разбитую параличом и лишившуюся речи. Начали служить перед чудотворной иконой молебен с акафистом. Когда стали петь последний тринадцатый кондак «О, Всепетая Мати…», больная вдруг заговорила, а потом и исцелилась от тяжкого недуга.

ВИД ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В КРЕМЛЕ ГРАВЮРА Р. КУРЯТНИКОВА. XIX в.
ВИД ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В КРЕМЛЕ ГРАВЮРА Р. КУРЯТНИКОВА. XIX в.

Казанская икона Божией Матери оставалась главной святыней Вознесенского монастыря до дней российской революционной смуты. После расстрела большевиками Московского Кремля в 1918 году красноармейцы приказали всем монахиням Вознесенского монастыря покинуть обитель. Изгнанные сестры вместе с последней игуменией Евстолией некоторое время жили при больнице в Лефортово. Однако еще раньше, предвидя свое изгнание, сестры попытались спасти главные святыни обители: вынесли и спрятали драгоценные запрестольные кресты, старинные богослужебные сосуды. Удалось им вынести и чтимую Казанскую икону с окладом и ковчежцем, благо, что размер образа совсем небольшой и его можно было незаметно унести под мантией. Все эти драгоценности сестры отнесли на подворье Троице-Сергиевой Лавры, где жил в то время Святейший Патриарх Тихон.

СВТ. ТИХОН ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ
СВТ. ТИХОН ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ

Казанская икона из Вознесенского монастыоя стала келейным образом великого святителя и печальника Русской земли. Перед этим образом молился он, чтобы укрепил Господь исповедников веры во время гонений, чтобы Сама Заступница Усердная помиловала народ наш и умолила Сына Своего спасти от гибели страну Российскую.

Во время обыска на подворье 12 ноября 1918 года комиссар Н. Хрусталев изъял святыни, принадлежавшие Вознесенскому монастырю, а затем их передали в Оружейную Палату Московского Кремля, записав их среди вещей и предметов Патриаршей ризницы. Так чудотворная икона вернулась в Московский Кремль и на долгие годы была сокрыта в Оружейной Палате. В течение 78 лет даже сотрудники кремлевских музеев не ведали, что в их собрании хранится знаменитая чудотворная икона. С неё делали репродукции, печатали их в календарях и альбомах, но уже некому было узнать потерянную святыню.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ
ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ

В 1929 году Вознесенский монастырь был взорван, вслед за ним уничтожили еще один древнейший монастырь Кремля – Чудов. Вместе с ними в третий раз разрушили и храм, хранивший Казанскую икону. На их месте новые хозяева Кремля построили школу красных командиров. К счастью, удалось спасти не только чудотворную Казанскую икону, но и весь иконостас Вознесенского собора (114 икон) и перенести из главного храма останки российских цариц и великих княгинь. Сохранились в музеях еще две чудотворные иконы монастыря: Одигитрия письма Дионисия и образ святой великомученицы Екатерины.

 РАКА С МОЩАМИ ПРЕП. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСКОЙ В СОБОРЕ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. ФОТО КОНЦА XIX в.
РАКА С МОЩАМИ ПРЕП. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСКОЙ В СОБОРЕ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. ФОТО КОНЦА XIX в.

Святейший Патриарх Тихон благоговейно чтил Казанскую икону из Вознесенского монастыря, молился о том, чтобы сохранилась она от гибели во времена гонений на Церковь. Желание Святителя исполнилось – по милости Божией Казанская икона Богоматери с Власами и Ризой Ее открылась нашим взорам вместе с другими величайшими святынями христианства для радости, утешения, благодатной помощи православным людям. Почти одновременно совершилось событие, особенно радующее жителей первопрестольной Москвы: обретены мощи небесной покровительницы града преподобной Евфросинии Московской (супруги святого князя Димитрия Донского) – основательницы Вознесенского монастыря. Уже отслужена была первая Божественная литургия в Архангельском соборе Кремля, на которой были вынесены мощи преподобной. Обретенные мощи преподобной Евфросинии, Великой княгини Московской, были торжественно перенесены в придел мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля. Придел открыт с 10.00 до 17.00, выходной – четверг. Вход в придел со стороны Соборной площади.

Священномученик Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси в первых же словах тропаря, им составленного, назвал Казанскую икону Божией Матери «Заступнице Усердная». В самые трудные времена истории России, во дни смут и вражеских нашествий Казанская икона Богоматери становилась неодолимой преградой для врагов и ненавистников нашей Отчизны. И ныне сердца православных христиан исполнены радости, ибо снова Пречистая Матерь Господа дарует возлюбленной Ею Русской земле знамение Своего Покрова и Заступления.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 ДЕКАБРЯ — СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ДЕКАБРЬ 2022 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

6 декабря / 23 ноября – День памяти св. благоверного князя Александра Невского (1220/21-1263)
***
6 декабря 1240 г. – После долгой осады монголо-татарские войска ворвались в Киев.
В 1239 г. армия хана Батыя предприняла новый поход на Русь. До этого монголы разбили основные силы Владимиро-Суздальской земли, взяли и разграбили четырнадцать городов Северо-Восточной Руси. Батый мечтал об империи, протянувшейся от Тихого океана до Атлантики. Теперь его путь лежал в южные и западные земли. Однако легкой победы добиться не удалось. Все города русичей приходилось брать штурмом. Первым захваченным городом стал пограничный Переславль, затем Чернигов. К декабрю 1240 г. Батый подошел к Киеву. Хан не хотел разрушать красивый город и предложил горожанам сдаться без боя. Однако киевляне решили биться насмерть. Осада Киева длилась долго. На защиту города вышли все его жители от мала до велика. По свидетельству летописца «один бился с тысячей, а двое – с тьмою». Монголам пришлось использовать стенобитные орудия. Через провалы в стенах монголы ворвались в город. Последний оплот защищавшихся – Десятинная церковь – пал (согласно историческим документам) 6 декабря 1240 г.
***
6 декабря / 26 ноября 1590 г. – Царским указом запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому.
Отмечавшийся на Руси 26 ноября по старому стилю Юрьев день (когда чтится память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, в период времени за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина.
26 ноября) / 6 декабря 1590 г. царь Феодор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Однако у крестьян еще оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 г. вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян – 5 лет. Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
***
6 декабря / 25 ноября1741 г. – В результате государственного переворота российской императрицей стала Елизавета Петровна (1709-1762), дочь Петра I и Екатерины I.
Елизавета Петровна росла веселой красавицей и была прекрасно образована. После брака родителей, и принятия в 1721 году Петром I императорского титула, дочери Анна и Елизавета получили титул «цесаревны», который отделял детей императора от других членов дома Романовых. Петр, сын казненного царевича Алексея, назывался великим князем, а племянница Анна Иоанновна царевной.
Завещание Екатерины I предусматривало права Елизаветы и ее потомства на российский престол после Петра II (сына царевича Алексея) и Анны (старшей дочери Петра I). Но после неожиданной кончины Петра II в 1730 г., Елизавета оказалась законной наследницей престола, поскольку ее сестра Анна отреклась за себя и своих потомков от прав на российскую корону. Несмотря на завещание, Верховный тайный совет, признав Елизавету незаконнорожденной, отказал ей в правах на престол и «пригласил на царство» Анну Иоанновну, в правление которой Елизавета находилась в опале и была очень далека от политической жизни. Хотя в свете она показывалась достаточно часто и по-прежнему блистала на балах. После смерти Анны Иоанновны в 1740 г. трон наследовал ее двухмесячный внучатый племянник Иван Антонович, но в результате реальная власть перешла к его матери – Анне Леопольдовне.
Русское дворянство и аристократия были недовольны режимом последних правительниц, а широкие слои русского общества считали, что все беды происходят от захвата власти «иноземцами». Но если Анна Иоанновна была русской, то Анна Леопольдовна со своим супругом принцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским являлись в глазах народа «чужими», несправедливо правящими Россией от имени младенца-императора, их презирали. Тем более, большое количество «немцев», занимавших главные посты в государстве, тоже многих не устраивало. Бирона ненавидели все, Миниха и Остермана не любили. В этих обстоятельствах массовые симпатии русского общества оказались на стороне Елизаветы, «русской сердцем и по обычаям», на дочь Петра Великого возлагали большие надежды. Центром движения в ее пользу стали казармы гвардейского Преображенского полка. Но немало потрудилась для завоевания симпатий гвардейцев и сама цесаревна. Она часто проводила время в казармах «без этикета и церемоний», одаривала гвардейцев деньгами и крестила их детей. Разговоры о возможном дворцовом перевороте начались ещё в начале 1741 г. Слухи о том, что Елизавета что-то затевает, неоднократно доходили до Анны Леопольдовны, но она не верила. Круг близких сторонников Елизаветы ограничивался в основном «кавалерами» ее двора. В подготовке переворота участвовали Разумовские, братья Шуваловы и Воронцов. Руководителями заговора являлись Лесток и сама цесаревна.
В ночь на 25 ноября / 6 декабря 1741 г. Елизавета Петровна, при поддержке своих сторонников и гвардейских офицеров совершила государственный переворот. В казармах Преображенского полка она обратилась к своим приверженцам: «Други мои! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Как вы служили отцу моему, так и мне послужите верностью вашей».
Не встретив сопротивления, с помощью трёх сотен верных гвардейцев Елизавета заняла Зимний дворец и провозгласила себя новой императрицей. Вызванные полки принесли ей присягу. Солдаты разбудили и арестовали Анну Леопольдовну и ее мужа, а младенца-императора Ивана VI забрала сама Елизавета. К семи часам утра переворот завершился, причём без пролития крови. Наутро после переворота была готова форма присяги новой императрице, и был обнародован манифест, в котором говорилось об узурпации власти иностранцами. Елизавета распорядилась арестовать всю Брауншвейгскую фамилию и ее приверженцев, но «в остальном с ними обходились без ненужной жестокости».
Еще через 3 дня был издан второй манифест, в котором провозглашалось, что Елизавета Петровна вступила на престол «по законному праву, по близости крови к самодержавным родителям». Право дочери Петра I на российскую корону подкреплялось ссылкой на завещание Екатерины I. Елизавета Петровна Романова короновалась в апреле 1742 года.
Иван Антонович был объявлен незаконным государем, не имевшим «никакой уже ко всероссийскому престолу принадлежащей претензии, линии и права», и заключён в Шлиссельбург, а остальное Брауншвейгское семейство отправлено в Холмогоры. Фавориты прежней императрицы Миних, Левенвольде и Остерман были приговорены к смертной казни, позднее замененной ссылкой в Сибирь – чтобы показать Европе терпимость новой самодержицы. Своих же приверженцев Елизавета щедро наградила. Рота Преображенского полка была наименована лейб-компанией. Все рядовые были пожалованы в дворяне и наделены имениями, другие участники переворота также получили высокие чины и подарки.
Стоит отметить, что подобные государственные перевороты были и до, и после Елизаветы Петровны, но есть ряд особенностей, присущих этому событию: с одной стороны, патриотические лозунги в гвардии, с другой – особая роль самой Елизаветы, которая не только приняла участие в перевороте, но и лично возглавила его, а затем сумела удержаться на престоле в течение 20 лет, являясь продолжательницей петровских традиций и преобразований. В целом, внутренняя и внешняя политика Елизаветы отличались стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти.
Императрица Елизавета была последней правительницей России, являвшейся Романовой «по крови». Официальным наследником престола она назначила своего племянника (сына сестры Анны) – будущего Петра III и женила его на принцессе – будущей Екатерине II. В его официальный титул были включены слова «Внук Петра Великого».
***
6 декабря 1813 г. – Родился Николай Платонович Огарёв (1813-1877). Поэт, публицист, русский революционер.
***
6 декабря 1971 г. – В Париже умерла Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 1872-1971). Русская балерина, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров, педагог.

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
patralex40
РУСЬ ОТЧАЛИВШАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 ДЕКАБРЯ — ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XV в. СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ПРОКЛА
prokl86
БОГОМУДРЫЙ АРХИПАСТЫРЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН САРВ, ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1867–1937)
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АРСЕНИЙ (ДМИТРИЕВ), ИГУМЕН ТИХВИНСКИЙ (1872–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕМИЛИАН (ЕМИЛИАН ИВАНОВИЧ ПАНАСЕВИЧ), ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1875–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ КАНДЕЛЯБРОВ, ПРЕСВИТЕР СЕННОВСКИЙ (1889–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ ПОКРОВСКИЙ, ПРЕСВИТЕР НИКОЛЬСКИЙ (1895–1937)
СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ИГУМЕНИЯ ИОАННИКИЯ (АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА КОЖЕВНИКОВА; 1859–1937)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

1 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЖУКОВА
МАРШАЛ Г. К. ЖУКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 НОЯБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (ТУРКЕСТАНОВА)
mitrifon7
ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (1861–1934). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 НОЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ВАВИЛОВА

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК