17 сентября Церковь отмечает день памяти пророка Моисея (ивр. מֹשֶׁה, Моше́, «взятый (спасенный) из воды»; араб. Муса, др.-греч. Mωυσής, лат. Moyses) (XIII век до Р. Х.)
Мы уже вспоминали о трех вершинах Ветхого Завета:
1 – Авраам.
2 – Моисей.
3 – Илия.

Если в Аврааме мы видим вершину ветхозаветной человеческой любви к Богу, то в Моисее мы видим при любви к Богу, не меньшей, чем у праведного Авраама, воплощение второй половины Божиего основного закона: вершину любви к ближнему, как к самому себе. Третьей духовной вершиной ветхозаветного человечества является святой пророк Илия, имя которого переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (3 Цар. 18, 36) – ревностная борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.
В день памяти великого библейского пророка мы представляем вниманию посетителей сайта 6-ю и 7-ю главу из книги Александра Трофимова:
«МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ».
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.
6-я глава посвящена духовному подвигу ветхозаветной праведницы Израиля Иохаведе – матери пророка Моисея.
7-я глава посвящена духовному подвигу ветхозаветной праведницы и первой пророчицы Израиля Мариами – сестре пророка Моисея.
***
Глава 6
ИОХАВЕДА, МАТЬ МОИСЕЯ, ААРОНА И МАРИАМИ
«Народ Мой! Что́ сделал Я тебе и чем отягощал тебя?
отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Египетской
и искупил тебя из дома рабства
и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариамь»
(Мих. 6, 3)

Даже если бы Иохаведа была матерью одного Моисея – величайшего вождя и законодателя еврейского народа, она осталась бы в памяти поколений как одна из самых великих образов среди матерей Израиля. Но она стала также матерью Аарона – основателя ветхозаветного священнического рода, и Мариами – первой пророчицы Израиля.
Вся ее жизнь является свидетельством праведности и стойкости в вере. Она была дочерью Левия (Чис. 26, 59), рожденной в Египте, а затем стала женой Амрама, внука Левия и правнука Иакова: «Имя жены Амрамовой Иохаведа, дочь Левиина, которую родила жена Левиина в Египте, а она Амраму родила Аарона, Моисея и Мариамь, сестру их» (Числ. 26, 59).
Амрам (с евр. «народ (родственник) возвышен»), муж Иохаведы, отец Мариами, Аарона и Моисея – левит, сын Каафа, он прожил 137 лет и был погребен в Египте.
Имя Иохаведы упомянуто в Библии лишь дважды (Исход 6, 20 и Числ. 26, 59), но это не уменьшает ее значимости, как матери Израиля. Хотя факты жизни Иохаведы времени младенчества Моисея немногочисленны, ее подвиг стал на многие века непревзойденным памятником материнству.

Внешность Иохаведы, как и внешность многих других великих библейских матерей, не описана ни в Библии, ни в сохранившемся предании, но она живет в благодарной памяти верующих, ибо она кротко подчинялась велениям Господа и достойно воспитала своих сыновей Аарона, Моисея и дочь Мариамь.
Обратимся к библейскому тексту, чтобы описать время и условия, в которых жила Иохаведа и другие сыны Израилевы: «И умер Иосиф и все братья его и весь род их; а сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа. И сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас. Перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится противу нас, и выйдет из земли нашей. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался, и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостию принуждала сынов Израилевых к работам, и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостию. Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его; а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога, и не делали так, как говорил им царь Египетский; и оставляли детей в живых. Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели прийдет к ним повивальная бабка, они уже рождают. За сие Бог делал добро повивальным бабкам; а народ умножался и весьма усиливался. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их. Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку; а всякую дочь оставляйте в живых» (Исх. 1, 6–22).

Иаков и его семья поселились в земле Гесем, в северо-восточной части дельты Нила* Число потомков Авраама в Египте постоянно возрастало, здесь они жили и благоденствовали четыре столетия. Как сам Авраам некогда удалился от своих родных в Месопотамии, чтобы среди чуждого народа приготовиться к своей высокой миссии, так и его потомкам суждено было образовать целый народ под чужим владычеством, и его племя не только не смешалось со своими властителями, но в чужой стране еще больше обособилось, еще резче выказало свою самобытность. Мы не видим, чтобы они вступали в браки с египтянами. Та осторожность, какую выказал Авраам,– не брать жен из числа жителей Ханаана, но скорее посылать за ними в далекую страну к своим родным, скорее всего, строго сохранялась и здесь.
* Гесем (ивр. גושן (Gōšen); ныне Тумилат – название местности Древнего Египта, отведенной Иосифом (Быт. 45, 10, 46, 34, 47, 27) для поселения его отца Иакова (Израиля) и братьев (Исх. 1, 1–5). В этом округе впоследствии каторжным трудом евреев были построены укреплённые города для запасов – Пифом и Раамсес. Оттуда же еврейский народ совершил свой Исход из Египта.

Еврейские женщины рожали часто и имели по многу детей, а благоприятные условия Нильской долины могли прокормить растущее население. Мы встречаем уже тысячи потомков двенадцати сыновей Иакова – колен Израиля. Об умножении евреев свидетельствует количество вышедших из Египта израильтян. Ко времени исхода среди них было 600 тысяч мужчин, а всего вместе с женщинами и детьми их было не менее двух миллионов.
Виновником тяжких преремен в положении евреев стал «новый царь, который не знал Иосифа» (Исх. 1, 8) – фараон XIX династии Рамсес II (1290–1224 гг. до Р. Х.). Новый правитель не признавал заслуг давно умершего Иосифа, и видел в размножившемся еврейском народе опасность для своего государства.
Боязнь усиления евреев и удаления из Египта огромного племени, представлявшего даровых работников, вызвала ряд мер для ограничения размножения евреев. Первой из них были тяжкие работы, задуманные фараоном в расчете изнурить евреев, так как физически слабый народ не может иметь большого потомства.

И вот их принуждают под надзором воздвигать громадные постройки. Руками евреев были воздвигнуты две сильные крепости: Пифон и Рамсес. Пирамиды, каналы и другие грандиозные постройки того времени произведены, конечно, с участием евреев. Но труд насильственный, лишающий человека права на собственные способности, отнимает у него чувство собственного достоинства, приводит к унынию и неспособности к сопротивлению.
Выполнение второй меры – умерщвление еврейских младенцев мужского пола в момент их появления на свет – поручается повивальным бабкам. В «Иудейских древностях» Иосифа Флавия сказано о египетском происхождении повивальных бабок. Об этом убедительно свидетельствуют их имена: Шифра и Фуа, которые являются египетскими (Шифра – «плодоносная», или по другому толкованию – «красивая»; Фуа – «рождающая дитя», «сияющая»).

Существует еврейское предание о пророчестве египетского жреца, который дает знать царю, что среди евреев родится человек, который вдохновит свой народ, поднимет его дух, и они отмстят своим притеснителям*. После этого Рамсес и приказал убивать всех детей мужеского пола, которые отныне будут рождаться у евреев.
* Предание это не противоречит Библии, но может объяснить ближайший повод распоряжения царя умерщвлять детей еврейских мужеского пола.
Невыполнимая из-за богобоязненности бабок вторая мера заменяется приказанием фараона «всему народу своему» бросать новорожденных еврейских мальчиков в реку и топить их. Выражению «в реку» означающее Нил с его рукавами, ибо восточная часть Египта, в которой жили евреи, изобиловала каналами (рукавами) – притоками Нила, в них-то и должны были бросать еврейских мальчиков. Давая новое приказание «всему народу», фараон надеялся на его содействие в силу всеобщего страха перед размножением евреев.

Иохаведа дала жизнь Моисею около Мемфиса, на северо-востоке Египта, во второй половине второго тысячелетия до Р. Х. как раз во время действия повеления топить еврейских младенцев падает рождение (Исх. 6, 20; Чис. 26, 59). Являясь естественным проявлением материнского чувства, забота Иохаведы о спасении новорожденного объяснялась и его красотой. По словам первомученика Стефана, он был «прекрасен пред Богом» (Деян. 7, 20), отличался необычайной, неземной красотой. Она говорила матери об особом предназначении родившегося, и, веря в это последнее (Евр. 11, 23), мать скрывала его в течение трех месяцев. «Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими; ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления (Евр. 11, 23). Все эти тревожные месяцы Иохаведа жила с верой в Бога и, конечно, молилась о спасении своего сына. И Господь одарил ее мудростью и прозорливостью, которые помогли ей скрывать мальчика.
Возможность сохранения Моисея в продолжение именно этого срока объясняется тем, что его рождение, видимо, совпало с началом разлива Нила, продолжавшегося именно три месяца. «В это время,– говорит немецкий богослов Беер,– сообщение с деревнями, загородными местами и жилищами, расположенными на возвышенностях, осуществимо не иначе как на судне. При таком положении вещей неожиданные посещения невозможны… потому и родители Моисея могли, не подвергая себя особой опасности, скрыть свое дитя от египтян».

По окончании наводнения, когда укрывать новорожденного стало невозможно, Иохаведа придумала, как спасти младенца. Она верила, что ее прекрасное дитя находится под защитой Господа. Своими руками она сплела из тростника* корзину, обмазала ее изнутри глиной, для большей прочности осмолила ее и, положив в нее младенца, поставила не в открытое место реки, где его могло увлечь течение, а у берега, в тростнике, оставив свою юную дочь Мариамь приглядывать за маленьким братом. Поведение сестры Моисея, наблюдающей за корзиной с младенцем, а также явная обдуманность ее дальнейших действий, свидетельствует, что корзина не случайно была поставлена в месте купания дочери фараона. Очевидно, что мать Моисея, зная, где купается дочь фараона, избрала данное место в надежде найти в ней спасительницу своего ребенка.
* По свидетельству Теофраста, Плиния Старшего и др. тростник служил египтянам материалом для сооружения легких судов, корзин.
Хотя поведение Мариами заслуживает большого уважения и даже восхищения, но в то время она была лишь ученицей, наставницей же была Иохаведа. Но и на ней лежала огромная ответственность, решалась судьба ее брата.

Дочь фараона со своими служанками пришла купаться как раз к тому месту, где в зарослях лежал младенец Моисей. «И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзину среди тростника и послала рабыню свою взять ее» (Исх. 2, 5). Затем она услышала детский плач и, повернувшись к служанкам, сказала: «Это из Еврейских детей» (Исх. 2, 6).
Юная Мариамь, находившаяся поблизости, сказала: «Не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?» (Исх. 2, 7). «Дочь фараонова сказала ей: сходи» (Исх. 2, 8). Каким счастьем и восторгом наполнило девочку это слово – «сходи!». «Девица пошла, и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. (Исх. 2, 8–9). Итак, Иохаведа, стоявшая неподалеку, получила радостное известие о том, что она может стать нянькой собственного ребенка. Счастливая этим результатам, Иохаведа тотчас взяла дитя и окружила его, по крайней мере, некоторое время, всеми материнскими заботами.

Решившись спасти из чувства сострадания еврейское дитя, дочь фараона, что очевидно, не боится наказания за неисполнение царского указа. Согласие ее взять в кормилицы к спасенному еврейскому младенцу еврейку, а не египтянку, говорит о намерении не только спасти дитя, но и в дальнейшем заботиться о сохранении его жизни. При отвращении египтян к евреям, доходившем до того, что египтяне не могли есть вместе с евреями, считая это мерзостью (Вт. 43, 32), никто не мог поручиться за целость и невредимость еврейского дитяти, отданного в руки кормилицы-египтянки. И наоборот, вручение его еврейке обеспечивало ему жизнь и здоровье.

Далее Библия повествует: «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх. 2, 10). По окончании кормления материнским молоком, то есть по истечении трех лет, младенца приводят к дочери фараона, и от нее он получает имя Моисей. Несомненно, что по своему происхождению оно должно быть египетским. Так считали Филон и Иосиф Флавий (по словам последнего, оно образовано из соединения двух египетских слов: мо – «вода» и исис – «сохраненный»), так считали и некоторые древние церковные писатели – Климент Александрийский, Евстафий Антиохийский. Еврейский вариант этого имени «Моше» означает «выводящий», «извлекающий»*. Современные исследователи полагают, что данное имя египетского происхождения и означает «сын».
* Согласно иудейскому преданию имя «Моше» было наречено ему матерью, которая была пророчицей и дала сыну имя, указывающее на его будушее призвание – вывести народ Израиля из рабства и дать ему священные заповеди Торы. По-видимому, Иохаведа объяснила дочери фараона значение имени тем, что младенца нашли в воде. Но в древнеегипетском языке есть созвучное слово «мосе», которое означает «сын» (это слово входит составной частью в имена фараонов Рамсеса, Тутмоса, Яхмоса и других), поэтому такое имя должно было бы понравиться дочери фараона.

Когда Иохаведа вынуждена была разлучиться с сыном и возвратить дочери фараона, она имела то утешение, что последняя усыновила его и дала истинно царское воспитание. Мальчик рос при царском дворе, но, воспитанный своей матерью, не забывал о своем еврейском происхождении. Хотя дочь фараона усыновила Моисея, но воспитывала его Иохаведа. Характер его сформировался под ее благочестивым наставничеством. Именно Иохаведа внушила ему веру в Господа, передала ему священные традиции Израиля и рассказала ему о дивном обетовании, данном Аврааму и его потомкам, что евреи станут великим народом. Разве нельзя узнать в кротком нраве Моисея влияние его любящей матери? Библия говорит: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Исх. 12, 3).
Позднее Моисей вспомнит о Боге своей матери и о ее вере в Него. И в течение всей своей жизни он останется иудеем. Можно быть вполне уверенным, что именно раннее влияние матери побудило Моисея оставить двор фараона, прийти к своим братьям и разделить их бремя, ибо от Иохаведы он унаследовал верность своему народу. Об этом говорил святой апостол Павел: «Верою Моисей, пришед в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с наоодом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение… ибо он взирал на воздаяние» (Евр. 11, 24–25; 26)

Царевна сама направляла воспитание Моисея; она ввела его в жреческую коллегию Гелиополя, где он познакомился с учением, хранителями которого были египетские жрецы: «И научен был Моисей всей мудрости египетской и был силен в словах и делах» (Деян. 7, 22). Таким образом, еврейский законодатель вырос под двойным влиянием: религиозного верования, которым он был обязан своей матери, Иохаведе, и знаний, которые получил от египетских жрецов и посвященных. Все это способствовало исполнению им своей Богом определенной великой миссии.

Когда дочь фараона в первый раз решила показать ребенка-Моисея своему отцу, тот потянулся к короне фараона и сбросил ее на пол. Жрец, предсказавший, что среди потомков Иакова родится дитя к славе Израиля и к стыду Египта, был свидетелем дерзкого поступка приемного сына царевны, и, прилагая свое пророчество к Моисею, начал настаивать, чтобы Рамсес тотчас же казнил маленького еврея. Но испуганная царевна заступилась за ребенка. Тогда фараон призвал своих жрецов и вельмож, чтобы выяснить, не тот ли это самый младенец, ради избавления от которого в Египте убивали еврейских мальчиков? Жрецы предложили провести испытание и повелели принести два блюда: одно с золотом и драгоценными камнями, а другое – с горящими угольями. Если младенец потянется к золоту – символу царской власти, значит это тот самый младенец, о котором произнесено пророчество; если же он потянется к углю и возьмет его в рот, значит, он глуп и не опасен для фараона. Моисей уже потянулся было к золоту, но охранявший его Архангел Гавриил, невидимо направил руку ребенка к другому блюду. Моисей положил уголь в рот и обжег язык – поэтому и стал косноязычен, о чем не раз впоследствии сам упоминал (Исх. 4, 10; 6, 12). После такого испытания принцессе позволили усыновить ребенка.
ИМЯ

В библейском тексте нет свидетельств, позволяющих установить, дожила ли Иохаведа до этого времени. Записи о ней обрываются на том времени, когда ее сыну исполнилось семь лет. Возможно, она вернулась в свое жилище и издали следила за восхождением Моисея. Мы не знаем, увидела ли она, как он стал великим вождем, законодателем и пророком, но она была счастлива тем, что смогла обратить его ум и сердце к великим деяниям в первые годы его жизни. И мы знаем, что вера этой матери в предназначение Моисея с годами только окрепла, так же как и вера в других ее детей, Мариамь и Аарона.
Иохаведа обрела силу и отвагу благодаря своей вере в Господа. Ее учили безоговорочно доверять своему Создателю, и она внимала обещаниям Бога, впитывала их и воодушевлялась ими.
Имя Иохаведа означает «слава Господня» («Господь есть слава»). Эта слава открылась в ее детях, а в ней самой проявляется сила Божия, Который через слабые орудия утверждает славу Свою.
В образе Иохаведы просвечивают черты Пресвятой Девы Марии. Подобно Марии, Иохаведа чувствовала великое предназначение своего ребенка. Иохаведа, так же как и Мария, была готова подчинить свою материнскую любовь тому, что потребует Господь от ее сына.
Она продолжает жить в наших сердцах не только потому, что выполнила великую задачу, но и потому, что была мудрой и любящей матерью. Поэтому Иохаведа приводится священными писателями как образец материнской заботливости и предусмотрительности.
Иохаведа была матерью освободителя своего народа, но Мариамь помогла этому освобождению свершиться.
Александр Трофимов
Добавьте комментарий