Продолжаем публикацию глав из книги Александра Трофимова:
«МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ.
СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА»,
посвященную Сарре – ветхозаветной праведнице, супруге библейского патриарха Авраама, праматери Господа Иисуса Христа.
Тех, кому интересна эта тема, просим оказать материальную помощь для издания этой книги, которую давно ожидают наши православные и не только православные женщины…
Глава 2
САРА (САРРА)
История человечества после грехопадения прародителей – это история спасения его от греха и смерти. И спасение человечества приближается или отдаляется в зависимости от того, готов или не готов человек его принять. Божественное Провидение непрестанно учитывало духовное состояние человечества и отдельных людей и в соответствии с этим избирает Себе орудия Промысла ради совершения дела Божия. Человек, по вере пребывающий в послушании Богу и живущий праведно, становится орудием Его воли. Но даже будучи праведным, человек не может освободиться от своей греховности и смертности.
Поэтому история Ветхого Завета – это историй избраний, связанных с последующими падениями. На протяжении этой истории Бог отделяет от человечества некий «остаток», ожидание которого Мессии достигает всё большей чистоты. И чем ограниченней становится избранничество, тем выше цель – вплоть до всё и вся превосходящей чистоты Девы, способной родить Спасителя всего человечества. Это период предуготовления обетования, медленное и многотрудное продвижение ко Христу.
Так избирает Бог Своим орудием среди многих народов, рассеявшихся по лицу земли после Вавилонского смешения языков, один народ – еврейский, получивший свое имя от Евера, одного из потомков Сифа и Сима. Это избрание достигает своей кульминации в союзе с Аврамом – избрание его стало ключевым в истории спасения.
***
Сара – жена Аврама, праматерь богоизбранного народа, почитаемая также и первой его пророчицей,– один из центральных образов Ветхого Завета. Она была дочерью отца Аврама, только от другой матери. В те патриархальные времена подобные близкородственные браки не были редкостью. Как супруга «отца верующих», Сара разделяла с ним все испытания и печали, которыми очищалась и укреплялась вера Аврама. Ее образ занимает особое место в домостроительстве спасения человечества.
В земле своих предков – Уре Халдейском* – еще при жизни своего отца Фарры**, Аврам взял себе в жены Сару. «И Сара была неплодна и бездетна. И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую: но, дошедши до Харрана – они остановились там. И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране» (Быт 11, 30–32).
* Долгое время Ур был известен историкам по Библии, и только в 1920-х годах обнаружен археологами. В свое время Ур был одним из крупнейших городов Месопотамии с населением около 250 тысяч человек и располагался на правом берегу Евфрата, между Вавилоном и Персидским заливом.
** Фарра родился в 2244 г. до Р. Х. в Уре Халдейском, в Месопотамии. Он происходил из благословенного рода Сима и был потомком благочестивого патриарха Евера, от имени которого, возможно, произошло название еврейского народа. Чтобы не разлучаться с сыном, во главе каравана вместе с Аврамом пошел и Фарра, но ему не удалось войти в землю обетованную: он умер в Харране (Деян. 7, 4).
Выход Авраама из Ура Халдейского – родины его предков – открывает начало исполнения обетования Божия ему и его потомству: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару; жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтоб идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море́. В этой земле тогда жили Хананеи» (Быт 12, 1–6).
Аврам немедленно исполнил Божественное повеление: взял жену Сару, племянника Лота, оставшегося сиротой, слуг и отправился в нелегкий путь, пока не зная, куда приведет его Господь. Странники шли по дороге, пересекавшей оазис Тадмор, позже названный римлянами Пальмирой. Затем миновали Дамаск, переправились через реку Иордан и, наконец, вошли в обетованную Авраму землю Ханаанскую. Этой землей (ныне Палестиной) владели в те времена хананеи – потомки Ханаана, сына Хама.
Бог избирает Аврама для сохранения истинной религии на земле и ведет его Своими путями в неизвестную землю. Но и Аврам совершает свое избрание: до конца жизни сохранит он непоколебимую веру в Бога во всех странствиях земных. Господь не избирает Себе особый народ, не выделяет Себе из всего остального рода человеческого один народ, а именно создает условия для возрастания нового народа путем благословения одной благочестивой четы – Аврама и Сары. Об избрании особенного народа Божия нельзя говорить потому, что еврейского народа или даже племени с таким именем в то время не существовало.
Странствия патриарха, по словам апостола Павла, было хождением верою, ожиданием основания града, «которого художник и строитель есть Бог» (Евр. 11, 8), искание отечества Небесного. Эти внешние хождения и видимые тяготы пути, препятствия, скорби выражали духовный, внутренний путь, и супруга Аврама в полноте разделила с ним этот путь, удостоившись стать образом «Высшего Иерусалима» (Гал. 4, 26). Нравственная же цель странствования – хранение себя от мира, уход от суеверий и заблуждений, которые через смешение с языческими народами могли увести от веры в Единого Бога.
Земля обетованная, в которую Господь направил Аврама – прообраз Царствия Небесного для ветхозаветного и новозаветного человечества. Оно приготовлено для людей Господом, но чтобы войти в него, надлежит очистить свои души в покаянии и молитве, смиренно преодолевая все предложенные Богом испытания.
Когда Аврам пришел в Ханаанскую землю к реке Иордан, вновь «явился Господь Авраму, и сказал ему: потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт. 12, 7). В память этого обетования Аврам воздвиг на месте явления Господа жертвенник и принес жертвы со смиренной молитвой о прощении своих грехов.
Последующий путь супругов после вступления в землю обетованную есть продолжение очистительных искушений и новые испытания веры. После жизни в плодоносной стране, где Аврам постоянно умножал свое богатство, едва вступили они в землю обетованную, как изгоняются из нее голодом. Аврам направляется в Египет – житницу Древнего Востока. Он идет навстречу опасности и ясно осознает ее – в Египте мужа красивой женщины часто убивали, а жену брали в наложницы. Поэтому «когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: «это жена его»; и убьют меня, а тебя оставят в живых. Скажи же, что ты мне сестра*, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя. И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; увидели ее и вельможи фараоновы, и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов» (Быт. 12, 11– 15).
* В этом не было полного обмана: Сара действительно приходилась Авраму сестрой по отцовской линии (Быт 20, 12).
Это событие – одно из наиболее «трудных» для понимания мест Библии. Поведение Аврама внешне выглядит как малодушие и слабость. Но свт. Иоанн Златоуст указывает, что это добровольное соглашение супругов и обоюдное самопожертвование (Аврам – правами мужа, Сара – достоинством верной жены) ради общего блага – есть венец их супружеской любви. Ведь Аврам не по своей воле пришел в Египет.
Мы уже говорили, что все странствия супругов совершались по указанию Божию, и потому Аврам верил в то, что силен Господь защитить честь и достоинство его жены. Так и случилось, и мы знаем из Библейской истории, что Сам Бог вступается, когда что-либо грозит чести жен патриархов, ибо они должны были стать праматерями богоизбранного народа и в их роде должен был воплотиться Спаситель мира.
Так и в Египте Господь вступается за честь Сары и поражает фараона, делая его орудием спасения праведной четы. Казни, которые Бог посылает на фараона, так подействовали на него, что тот не только отпускает Аврама с женой, но призывает проводить их для безопасности, одарив подарками. «Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. И призвал фараон Аврама, я сказал: что́ ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? Для чего ты сказал: «она сестра моя»? и я взял-было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что́ у него было» (Быт. 12, 17–20).
Снова вера патриарха побеждает. И все «кто видел, как он прежде, побуждаемый голодом, шел в Египет со страхом и трепетом, а теперь возвращался оттуда с такой славой, обилием и богатством, познавали из этого силу Божия о нем Промышлении»,– пишет свт. Иоанн Златоуст.
Возвратившись в землю обетованную, Аврам в Вефиле, где некогда утвердил алтарь Истинному Богу, снова приносит на нем жертву хвалы и благодарения Богу за благополучный исход своего далекого и опасного путешествия. Аврам, верный своему призванию, продолжал кочевую жизнь и не вступал в близкие отношения с окружающими народами.
Авраам вместе с женой, племянником Лотом и многочисленными спутниками пересек пустынный Синайский полуостров и вернулся в землю Ханаанскую, но пастбища там были скудны, и «непоместительна была земля для них» (Быт. 13, 6). Поэтому Авраам забрал свою семью, пожитки и «стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13, 12–13).
После того, как племянник Аврама – Лот отделился от него, Господь в третий раз наградил патриарха обетованием: «Возведи очи твои, и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки. И сделаю потомство твое, как песок земный; если кто может сосчитать песок земный, то и потомство твое сочтено будет. Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее: ибо Я тебе дам ее» (Быт. 13, 14–17).
Когда Аврам узнал, что Лот взят в плен царем Елама, он немедленно вооружил 318 своих домочадцев и бросился в погоню. Догнав врагов у Дана (в северной части Палестины), он ночью напал на беспечных победителей, разбил их, обратил в бегство и освободил всех пленных, возвратив всем отнятое у них имущество и отказавшись даже от подарков за освобождение.
Возвращение Аврама после победы было ознаменовано таинственным событием. Когда он проходил близ города Салим, навстречу ему вышел Мелхиседек (имя его означает «царь правды») – Салимский царь и священник Бога Всевышнего*. Мелхиседек преподнес Авраму хлеб и вино и благословил победителя словами: «Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои!». В качестве жертвы Богу Аврам передал Мелхиседеку десятую часть завоеванного имущества. Остальное имущество и людей Аврам вернул в Содомскую страну.
* По слову святого апостола Павла, первосвященник и царь Салима Мелхиседек был прообразом Христа Спасителя – Первосвященника и Царя мира, не принадлежавшего к священническому роду, воплотившегося в мир с Небес и вновь вознесшегося на Небеса. Преподнесенные Авраму хлеб и вино прообразовали Тело и Кровь Иисуса Христа в Таинстве святого Причащения Новозаветной Церкви.
Однако победа Аврама могла повлечь за собой мщение разгромленного царя и тогда Господь в четвертый раз явился ему и сказал: «Не бойся, Аврам, Я твой щит; награда твоя весьма велика» (Быт. 15, 1). В ответ на жалобу Аврама о бездетности Господь дает ему обетование о многочисленном потомстве: «И вывел его вон, в сказал: посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15, 5–6).
В награду за послушание и веру, за мужество Господь дает Авраму откровение о судьбах его потомства: «При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама… И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом… В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата…» (Быт. 15, 13–16, 18).
Все эти обетования требовали от Аврама великой веры, потому что внешние обстоятельства противоречили сказанному Богом. Аврам был совершенно уверен в том, что обетованное потомство произойдет от него. Но для Сары это было не очевидно – вот уже десять лет жили они в земле обетованной, и она подумала, не в ней ли препятствие к исполнению обетования Божия, ибо «Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать» (Быт. 16, 2). И если сама она не могла исполнить обетований Божиих, то попыталась не препятствовать или даже содействовать (по своему разумению) их исполнению на своем супруге.
Смиренно считая себя главной виновницей неисполнения Божественных обетований, Сара предлагает Авраму в жены свою служанку Агарь, которая родила бы ему детей. По обычаю древних народов Востока дети мужа, рожденные от служанки, считались законными детьми и принадлежали обоим супругам (Быт. 30, 3). «И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала» (Быт. 16, 3–4).
Хотя в поступке Аврама было допущено нарушение чистоты брачного союза, но извинением служило то, что он сделал это не из похоти, а из послушания жене, и не имел личных низменных интересов, а желал исполнения Божественных обетований. И все же это было нарушением установленного Богом закона, и виновата в нем была более Сара, ибо она проявила нетерпеливость и маловерие. Последствия стали видны очень скоро: «Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что́ тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее» (Быт. 16, 4–6).
Агарь стала презирать госпожу свою, думая, что Аврам приблизит ее к себе, если она родит наследника. Кроме того, в Древнем Востоке и особенно у евреев бесплодие считалось бесчестием и несчастьем, происходившим из-за грехов родителей. Это был еще один повод для подобного отношения Агари к своей госпоже.
Тяжело было душевное состояние Сары, в которой заговорила и ревность супруги, и достоинство оскорбленной госпожи. Она видела, что в доме появилась новая хозяйка. Сара не могла допустить, чтобы ее духовное единство с мужем подверглось опасности. Аврам воздает справедливость оскорбленной супруге, предавая в волю Промысла Божия судьбу будущего своего ребенка. Дальнейшее поведение Агари подтвердило правоту его решения. Само имя Агари (означающее «бегство») пророчески предсказало бегство ее из дома госпожи своей.
Гордая служанка не захотела переносить унижения и убежала из дома. Но ей явился Ангел Божий, который в беседе с ней «не осуждает ни ее, ни Сару,– говорит свт. Филарет,– а лишь восстанавливает их законные отношения» госпожи (Сары) и служанки. Вразумленная Божественным откровением, Агарь возвратилась в дом Аврама и примирилась с Сарой. «Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей… Агарь родила Авраму сына; и нарек Аврам имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил» (Быт. 16, 9, 15).
Сара проявила суровость к служанке и Священное Писание не замалчивает и не ослабляет недостатков и неверных поступков праведников. Однако все случившееся имеет прообразовательное значение. Агарь рождает Авраму сына, но это сын по плоти, а не по обетованию,– сын, но не наследник. Апостол Павел видит здесь иносказательное изображение Ветхого Завета «от горы Синайской, рождающей рабство, который есть Агарь» (Гал. 4, 24). Агарь знаменует гору Синай, или Иерусалим как средоточие Ветхозаветной Церкви, а сын Агари Измаил представляется сыном этой Церкви, бывшим под законом Моисеевым. Ибо Ветхий Завет был только приготовлением к Новому (символом которого была Сара – «вышний Иерусалим» (Гал. 4, 26), который рождает свободу), и потому рождение Измаила не было исполнением обетований.
Добавьте комментарий