День 24 апреля в этом году приходится Вход Господень в Иерусалим – Вербное воскресенье, как чаще именует этот праздник наш народ. И многие, наверное, не ведают, что как раз на этот день приходится самая черная дата в истории братского и одного из самых исторически близких русским людям народов – народа Армении – День памяти жертв Геноцида армянского народа…
Ровно год назад, 23 апреля 2015 г., согласно решению Собора накануне столетней годовщины Геноцида армян в Османской Турции в первопрестольном Эчмиадзине, духовном центре армянского народа, к лику святых Армянской Апостольской Церкви были причислены все невинные жертвы Геноцида. Канонизацией жертв Геноцида армян, Армянская апостольская Церковь не отмечает число 1,5 миллиона жертв и не называет конкретных имен. Она провозглашает собирательное мученичество во имя веры и отечества. Армянская Апостольская Церковь принимает жертвенность мучеников Геноцида как соборность. После канонизации жертв Геноцида Армянская церковь стала церковью мучеников. В качестве ежегодного календарного дня церковного поминовения было утверждено 24 апреля – «Поминовение святых мучеников, принявших мучение (смерть) за веру и отечество во время Геноцида армян». Многие христианские соборы мира в этот день совершат поминальные богослужения.
Для автора сайта это в том числе и семейная история, поскольку двое из ближайших моих родственников: прабабушка и дядя по линии отца погибли во время карабахской резни и причислены к лику святых мучеников Армянской Апостольской Церкви…
1915 г. – знаковая, символическая дата. В ночь с 23 на 24 апреля 1915 г. правительство младотурок арестовывает в Константинополе, а затем уничтожает фактически всю армянскую интеллигенцию. За этим следует массовая депортация армян из всех провинций Османской империи. Результатом политики турецких правителей становится не просто гибель более двух миллионов армян, а полное исчезновение коренного населения из исторических районов Западной Армении, где армяне жили около трех тысяч лет. Уничтожение армян Османской империи положило начало длинной веренице преступлений геноцида и «этнических чисток», которые омрачили XX век, продолжаются и в наши дни. Сегодня мы видим подобные злодеяния на Ближнем Востоке и на Украине…
НАЧАЛО ГЕНОЦИДА. «КРОВАВЫЙ СУЛТАН»
В августе 1876 г. в результате двойного переворота на османский престол восходит деспотичный Абдул-Гамид II, которому суждено войти в историю под именем «красного», или «кровавого султана». В конце года он провозгласил конституцию, которая гарантировала свободу слова. Однако довольно скоро новый султан распустил парламент, ввел строгую цензуру, отменил конституцию и в январе 1878 установил самодержавный режим.
В начале правления Абдул-Гамида II, в 1877–1878 годах, на двух фронтах, на Балканах и в Армении, шла русско-турецкая война. По ее итогам фактическую независимость обрели Болгария, Румыния и Сербия. Уже в первые годы его власти добровольческие и нерегулярные войска, главным образом курдские, при поддержке частей османской армии вырезали большое число армян в различных областях империи. Поистине невообразимы были в те годы зверства турок и их наемников-головорезов, чинимые против армянского населения.
После войны к России отходят лишь земли Карская (с развалинами города Ани) и Ардаганская, которые образуют Карскую область в Российской империи. Российские армяне оказывают сильнейшее давление на власти для того, чтобы в договор о мире были включены положения, предусматривающие проведение в Османской империи реформ, которые бы гарантировали права армян. Армянский Константинопольский патриарх Нерсес Варжапетян обращается к российскому императору Александру II, умоляя его предпринять действия по защите западных армян. Согласно Берлинскому трактату, в областях, населенных армянами, Блистательная Порта «обязуется осуществить, без дальнейшего замедления, улучшения и реформы» и обеспечить безопасность армянского населения от черкесов и курдов; кроме того, османское правительство гарантирует полную свободу вероисповедания и возвращение конфискованного у армян имущества.
В действительности Турция и не собиралась проводить обещанные реформы, а после ухода русских войск европейские державы утратили всякое желание вести переговоры об их проведении.
В последующие годы действия турецких властей по отношению к армянским подданным стали все более явно походить на стремление уничтожить эту этническую общину. Абдул-Гамид решил раз и навсегда положить конец армянскому вопросу, покончив с самими армянами. Для практического выполнения задуманного плана он использовал различные курдские племена, которые издавна безнаказанно взимали дань с армян и совершали на них набеги. В 1890 г. султан приказывает вооружить курдов и вербует их массовым порядком в нерегулярную кавалерию. Готовящуюся расправу представляют как действия, обеспечивающие безопасность государства. Чтобы убедить в этом население империи, многих армян подвергают пыткам, заставляя их подписывать доносы на других и признания на самих себя, будто они являются членами революционных и террористических организаций. По велению султана курдские полки совершают набеги на армянские деревни, убивая, грабя местных жителей и сжигая их дома.
В августе 1894 г. османское правительство проводит кровавую карательную операцию. Регулярные турецкие войска присоединяются к курдским разбойникам и в течение трех недель расправляются с армянским населением, уничтожая 3 500 из 12 000 жителей Сасуна.
Католикос всех армян Мкртич I лично прибыл в Петербург и представил императору Николаю II прошение о вмешательстве России для осуществления реформ в Западной Армении. Вследствие этих событий в марте-апреле 1895 г. Великобритания, Франция и Россия в специальном меморандуме требуют от Блистательной Порты соблюдать законы и незамедлительно ввести в силу 61-ю статью Берлинского трактата. Но султан медлит и еще несколько месяцев отказывается утверждать проект. Тогда партия Гнчак организует в Константинополе политическую демонстрацию в поддержку проекта реформ.
Несмотря на совершенно мирный характер демонстрации, власти разгоняют ее участников и учиняют над ними жестокую расправу: в результате кровавой бани, которую они устраивают по всему городу, было убито около 2000 армян.
Султан обещает иностранным державам провести долгожданные реформы, а на деле отдает приказ об уничтожении армян. С октября 1895 г. по январь 1896 г. начинается резня, которая затрагивает все армянские общины страны. В итоге по всей Османской империи в 1894–1896 годах не менее 400 000 армян истребляются регулярными войсками Абдул-Гамида II, бандами преступников и курдскими отрядами. 100 000 армян под угрозой смерти заставляют принять ислам, 100 000 женщин и девушек отправляют в гаремы, уничтожают 2 500 деревень. У оставшихся в живых жителей курдские бандиты и сами турецкие власти отбирают все имущество. В эти годы около 100 000 турецких армян находят убежище в Восточной Армении.
Восстания армянских подданных в разных городах Турции становятся все более многочисленными. В 1901 г. группа партизан под предводительством Андраника Озаняна, ставшего впоследствии народным героем, в течение 24 дней выдерживала осаду турецких войск численностью 6000 человек в монастыре Аракелоц (Святых Апостолов), а затем сумела прорвать линию врага и уйти в горы без потерь. В 1904 году вновь восстали армяне Сасуна. Опять же под командованием Андраника, сформировав два фронта, они целых два месяца оказывали в горах сопротивление османской армии и войскам курдов. Однако это восстание было потоплено в крови: турецкие войска уничтожили 7000 армян; в селении Талворик в один день (4 мая) было зверски убито 3000 человек. С марта по май 1904 г. на равнине Муш погибло еще 6000 армян.
21 июля 1905 г. молодая армянка по имени Рубина из партии Дашнакцутюн совершила покушение на Абдул-Гамида; покушение окончилось провалом.
Александр Аршакович!!! Спасибо за такое глубокое раскрытие великой трагедии! Это очень важно знать и помнить всем людям!!
Какие кошмарные десятилетия… ПОЧЕМУ об этом геноциде так мало мы знаем? ПОЧЕМУ о нём не говорят широко? Какое страшное предостережение всем о том, до какого состояния может дойти человек, находясь в темноте и злобе. Самое страшное в том, что история может повторяться. Дьявольский арсенал игрищ с народами неистощим. Но нам-то важно хотя бы не умножать зло, проживая свою жизнь. Ведь каждый из нас — представитель какого-либо народа. И каждый разделяет его судьбу и несёт ответственность. Спасибо за этот материал о геноциде армянского народа, написанный настоящим патриотом, человеком высокой гражданской позиции. Спасибо за просвещение!
Османской империи и опубликовал свои воспоминания об этих событиях, передававшие ужасы депортации армян, а также свидетельства о спланированном характере геноцида.