Главная Жития святых

СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

12 СЕНТЯБРЯ И 6 ДЕКАБРЯ – ДНИ ПАМЯТИ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ — КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)

Никогда не был столь важен образ святого князя Александра Невского, как для нашего времени. Как тогда Русь стояла перед выбором: с кем воевать, а перед кем – смиряться, так и сегодня перед нашим народом и его правителями стоит такой же вопрос, и от нашего выбора так же зависит: быть России и русскому народу, или не быть! И не случайно многомиллионный голос народа в 2009 году назвал при голосовании главным героем Русской истории святого Александра Невского.

***

«Имя Святого, ему данное, гораздо выразительнее
Великого: ибо Великими называют обыкновенно
счастливых: Александр же мог добродетелями
своими только облегчать жестокую судьбу России,
и подданные, ревностно славя его память, доказали,
что народ иногда справедливо ценит достоинства
государей и не всегда полагает их в внешнем блеске
государства».

Н. М. Карамзин

СВ. БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ФРЕСКА АРХАНГЕЛЬСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. XVII в.
СВ. БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ФРЕСКА АРХАНГЕЛЬСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. XVII в.

Духовный подвиг святого благоверного князя Александра Невского невозможно понять без знания исторических условий, предшествовавших его княжению. Ему пришлось делать выбор, который не приходилось делать никому из правителей земли Русской – ни до, ни после него…

К началу XIII века Киевская Русь достигла вершины богатства и силы. Киев был великим городом со множеством церквей и палат. В нем расцвела Киево-Печерская обитель с ее многочисленными подвижниками. Уже создана была своя письменность, на Руси были свои художники, зодчие, книжники. За три века Киевской Руси начало слагаться единство Русской земли. Но к несчастью имелись тогда две силы, которые подтачивали единство и мощь Руси.

Первая – княжеские междоусобицы, и вторая – нашествия кочевников. Усобицы происходили из-за особенностей устроения государственной власти в Русской земле. Князья не были связаны с конкретным городом или землей, они вместе с военными дружинами переходили из города в город в порядке старшинства в роду. Заветной целью каждого из них было Киевское княжение. Поэтому в удельных княжествах князья воспринимались пришельцами. Кроме того, переход из одного княжества в другое вызывал распри.

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ. МИНИАТЮРА ИЗ ТИТУЛЯРНИКА. 1672 г. 1
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ. МИНИАТЮРА ИЗ ТИТУЛЯРНИКА. 1672 г. 1

Княжеский род Рюриковичей разрастался, и уже трудно было определить старшинство, и тогда меч стал единственным средством разрешения споров. Сильные князья просто захватывают уделы, не считаясь с правом старшинства. Князья вовлекают в свои распри уделы,– эти разборки сопровождались грабежами, поджогами, пленением и продажей в рабство своих же соотечественников, угонами скота. Киевская Русь сама разрушала себя, делилась на враждующие области – и это при условии, когда уже сложился единый этнос, был общий язык, единая православная вера, единый принцип управления.

Вторая сила – нашествия кочевников. При единстве Русь могла бы не только отбиться от них, но и нанести военное поражение, принести новым народам свет христианской веры. Но постоянные войны князей делали Русь беззащитной. Более того, часто князья призывали кочевников для помощи в борьбе с соседями.

СВ. БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ
СВ. БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ

Во время этой борьбы население уничтожалось и угонялось в рабство, и потому многие люди бежали на север под защиту лесов. Южная Русь пустела. А тем временем на севере началась усиливаться Суздальская земля. Сын Великого князя Юрия Долгорукого – Андрей Боголюбский переносит центр Русского государства во Владимиро-Суздальскую землю. Он основал по указанию Богоматери город Владимир, который станет второй, после Киева, столицей Русского государства.

Кроме того, на дальнем Севере Русской земли существовал третий центр – Великий Новгород, которому суждена была особая роль в истории нашей Отчизны. Это был вольный город, находившиеся в нем князья были всего лишь наемными предводителями войска, и их княжение определялось договорной грамотой, которая сильно ограничивала их права.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ СПАСАЕТ НОВГОРОД ОТ НАПАДЕНИЯ СУЗДАЛЬЦЕВ. ФРАГМЕНТ ИКОНЫ XV в.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ СПАСАЕТ НОВГОРОД ОТ НАПАДЕНИЯ СУЗДАЛЬЦЕВ. ФРАГМЕНТ ИКОНЫ XV в.

Русским князьям дано было вразумление свыше через образ Знамения Пресвятой Богородицы. Северная Русь решила покончить с независимостью Новгорода и огромное войско, собранное князем Андреем Боголюбским, двинулось на север. Войска суздальцев окружили Новгород и потребовали подчиниться Великому князю, однако новгородцы решили стоять до смерти за свою вольность. Не надеясь на свою силу и видя полное превосходство осаждавших, новгородцы вынесли на стены икону Божией Матери. Суздальцы пустили тучи стрел, и одна из них вонзилась в лик иконы. Икона отвернулась от осаждавших, и из глаз Божией Матери на иконе истекли слезы. После этого какое-то помрачение нашло на осаждавших – вместо штурма города они начали поражать друг друга. Тогда новгородцы вышли из стен города и бросились на врагов – поражение суздальцев было полным. Это была катастрофа для страны: десятки тысяч воинов – воинский цвет Руси – погибли в этой битве, а в это время монголы уже шли на Русь.

МОНГОЛЬСКАЯ КОНИЦА В АТАКЕ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ МИНИАТЮРА
МОНГОЛЬСКАЯ КОНИЦА В АТАКЕ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ МИНИАТЮРА

Но и это поражение не вразумило русских князей,– снова и снова схватывались они насмерть в кровавых битвах. Затем последовала еще бо́льшая трагедия – Липицкая битва, в которой разделившаяся на два стана Русь уничтожала друг друга – и снова десятки тысяч жизней – лучших воинов полегли в братоубийственной бойне. Летописец восклицает: «О страшное чудо и дивное, братья! Пошли сыновья на отцов, а отцы на детей, брат на брата, рабы на господ, а господа на рабов… Не десять человек было убито и не сто, но тысячи тысяч. В городе Юрьеве был слышан крик и вопли раненых. И не было кому погребать мертвых».

МОНГОЛЬСКИЕ ВСАДНИКИ. ПЕРСИДСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ МИНИАТЮРА
МОНГОЛЬСКИЕ ВСАДНИКИ. ПЕРСИДСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ МИНИАТЮРА

Поражение русских войск от монголо-татар на реке Калке в 1223 году было страшным кровавым уроком князьям, не пожелавшим объединиться против нового опасного врага*.
* Владимирский епископ Серапион пишет в одном из своих поучений: «Какими только словами не поучает нас Бог, с какими только предупреждениями не обращается к нам!»

Итак, к началу XIII века, ко времени рождения Александра Невского, на Руси существовали три главных центра: Киев – Южная Русь, Владимиро-Суздальская Русь и Великий Новгород. Состояние их было очень различно: Южная Русь разрушалась под ударами Степи и усобиц, Северная Русь укреплялась и стала фактически центром Русского государства, Великий Новгород богател и всеми силами отстаивал свою самостоятельность.

***

ДРЕВНИЙ ГРАД ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. СОВРЕМЕННЫЙ ВИД
ДРЕВНИЙ ГРАД ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. СОВРЕМЕННЫЙ ВИД

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1219 года в уделе своего отца – Переславле-Залесском. Отец его – князь Ярослав (сын князя Всеволода Большое Гнездо и внук князя Юрия Долгорукого). Мать – Феодосия, Рязанская княжна. До трех лет княжич Александр жил в тереме матери. По достижении трехлетнего возраста над ним был совершен так называемый обряд по́стрига. После молебна в Спасо-Преображенском соборе Переславля Залесского епископ Симон, игумен Рождественского монастыря во Владимире*, первый раз постригал ему волосы, а отец, выводя из церкви, впервые сажал на коня. После этого княжича давали боярину – опытному воину, для обучения ребенка ратному делу.
* В этом монастыре князь Александр обретет свой вечный покой в 1263 г.

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЯРОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ - ОТЕЦ СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. МИНИАТЮРА ИЗ ТИТУЛЯРНИКА. 1672 г.
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЯРОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ — ОТЕЦ СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. МИНИАТЮРА ИЗ ТИТУЛЯРНИКА. 1672 г.

Воспитание шло в двух направлениях. Первое – изучение грамоты и письма по Библии, Псалтири житиям святых. Второе – физическое развитие, обучение владению оружием, участие в охоте. Князя ждала опасная жизнь, суровая и даже страшная, и с самого детства княжичи ходили в опасные военные походы. Известны случаи, когда сражались воеводы, а в ставке князя на коне в воинском облачении сидел шестилетний князь – считалось, что именно руководит битвой.

Так и Александр с ранних лет сопровождал отца в опасных походах. В 16 лет он уже лично участвовал в битве с немецкими рыцарями на реке Эмайыги (в 1235 году), где войско Ярослава разгромило врага.

Юный Александр был силен, ловок и красив. Во всех воинских занятиях и на охоте он был первым. Не меньшими были и его успехи в учении – он принадлежал к числу образованнейших людей своего времени.

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЯРОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ. ФРЕСКА АРХАНГЕЛЬСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЯРОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ. ФРЕСКА АРХАНГЕЛЬСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

В 1227 году Ярослав по просьбе новгородцев был послан Великим князем Юрием (братом своим) княжить в Новгород Великий. Взял он с собой и сыновей Феодора и Александра. В 1229 году новгородцы поссорились с Ярославом, и он вернулся в родной Переславль-Залесский. Однако очень скоро, в 1230 году Ярослав возвратился в Новгород. За семь лет княжения Ярослав четыре раза уходил из Новгорода и снова возвращался.

В 1223 году брат Александра Феодор обручился с дочерью князя Михаила Черниговского Феодулией, но брак не состоялся из-за смерти жениха. Феодулия приняла постриг и стала впоследствии прославленной русской святой – прп. Евфросинией Суздальской.

В 1236 году Ярослав становится Великим князем Киевским и оставляет сына Александра в Новгороде княжить самостоятельно.

МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ XIII в.
МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ XIII в.

И вот пришел на Русь страшный 1237 год – началось монгольское нашествие. Один за другим обращались в пепел цветущие и многолюдные русские города. Как писал арабский историк XIII века Ибн ал-Асир: «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества, и не будет ничего подобного до окончания веков и Страшного Суда». Истекающая кровью своих сынов и дочерей Русь защищала Европу от ужасающего разорения и, быть может, уничтожения целых народов. Однако и по сей день справедливыми остаются слова великого поэта России А. С. Пушкина: «Европа в отношении России была столь невежественна, как и неблагодарна».

Завоевывать Русскую землю пришла вся Азия с ее невиданными для Европы того времени людскими ресурсами. Азия вооруженная китайским гением в области военного снаряжения и осадной техники. Сил у Руси, чтобы противостоять этому людскому океану, тогда действительно не было.

ПОХОД БАТЫЯ НА РУСЬ. ДРЕВНЕРУССКАЯ МИНИАТЮРА
ПОХОД БАТЫЯ НА РУСЬ. ДРЕВНЕРУССКАЯ МИНИАТЮРА

Орды Батыя затопили Русскую землю. Пали Владимир, Суздаль, Рязань. В битве на реке Сити войско Великого князя Киевского было изрублено. Пал и Переславль-Залесский, а один из вражеских отрядов вошел в Новгородские земли. Новгород пришел в смятение. Александр начал укреплять город и готовиться к обороне. Впереди ожидала безнадежная борьба, лютая смерть, гибель жителей и полное разграбление края, как и в других русских городах. Но Господь спас Новгород. Об этом свидетельствует Волоколамский патерик. Один из военачальников Батыя, при штурме Киева увидел образ Архангела Михаила на стене и сказал: «Вот этот запретил нам идти на Новгород». В 1238 году уже в руинах вся Суздальская Русь. Татары чудом не дошли ста верст до Новгорода. Земли Новгорода и Пскова, вместе с древним Смоленском, на ближайшие триста лет становятся последним, не завоеванным чужеземцами, оплотом всего русского народа.

В 1240 году монголы взяли Киев и пошли дальше – в Венгрию, Польшу, Моравию. А в 1242 году Батый ушел в Азию через Южную Русь. Страна лежала в развалинах. В городах были оставлены ханские наместники. Землю и весь народ обложили тяжелой данью. Князья должны были получать от хана ярлыки на княжение.

СВАДЬБА КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ПОЛОЦКОЙ КНЯЖНОЙ В ТОРОПЦЕ. МИНИАТЮРА XVI в.
СВАДЬБА КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ПОЛОЦКОЙ КНЯЖНОЙ В ТОРОПЦЕ. МИНИАТЮРА XVI в.

В 1239 году, когда Александру исполнилось двадцать лет, он женился на дочери Полоцкого князя Брячислава – княжне Александре (внучатой племяннице прп. Евфросинии Полоцкой). Великий князь Ярослав благословил молодых при венчании чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери*. Невеста принесла в приданое знаменитую Ефесскую (Корсунскую) икону Божией Матери, писанную, по преданию, Евангелистом Лукою, которая была получена ее родственницей, святой Евфросинией Полоцкой, от греческого императора. Свадьбу отпраздновали в Торопце. Вернувшись с молодой супругой домой в Новгород, Александр устроил второе брачное пиршество, или «кашу», как тогда говорили, так как на свадебных пирах того времени новобрачным всегда подавалась каша, приготовляемая с особыми обрядами. Это случилось за год до грозного крестового похода шведов на Русские земли.
* Ее заказал в 1239 г. отец Александра Великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович. Поскольку в крещении он носил имя Феодора, то и икона стала называться «Богоматерью Феодоровской». Ныне находится в Костроме.

ПРИЕЗД КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА В НОВГОРОД. КЛЕЙМО ИКОНЫ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ С ЖИТИЕМ.. XVII в.
ПРИЕЗД КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА В НОВГОРОД. КЛЕЙМО ИКОНЫ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ С ЖИТИЕМ.. XVII в.

О браке князя Александра Невского в Торопце говорится в Воскресенской и Новгородской летописях: «…в лето 6747 оженися князь Александр, сын Ярославль, в Новгороде, поя в Полоцке у Брячислава дщерь и венчася в Торопце». Свадебный поезд Александра Невского, действительно, не мог миновать Торопца, поскольку это был удельный город князя, данный ему «в кормление» его дедом князем Мстиславом Удатным († 1228 г.), который еще с 1206 года владел Торопецким уделом.

После женитьбы на полоцкой княжне, в сыновьях Александра Невского мы видим потомков двух ветвей Рюриковичей, в которых объединились династические линии Великой и Белой Руси.

***

СВ. БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕСКИЙ. МИНИАТЮРА ИЗ ТИТУЛЯРНИКА. 1672 г.
СВ. БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕСКИЙ. МИНИАТЮРА ИЗ ТИТУЛЯРНИКА. 1672 г.

Когда мы вглядываемся в события жизни св. князя Александра, то видим, сколь отлично оно от жизни и судьбы многих других русских князей. Здесь постоянно слышится шум сражений, набат вечевого колокола, видится зарево пожаров, усобицы, враги – отовсюду враги: с севера, запада, юга, востока… И это – его служение и его подвиг. Князь Александр Невский – защитник и строитель Русской земли и Русского государства. Не было такого правителя в нашей истории и не будет – сейчас это видится особенно ясно. Это любимейший князь и народный герой. Он исполнил Богом данное ему служение, открытое в его имени (Александр – «Защитник людей»), и при постриге перед смертью получил он имя Алексий, то есть «Защитник».

Главное качество князя Александра – самоотреченность, ничего для себя, никакого честолюбия ничего для славы. Изумление и любовь современников дошли из глубины веков до нашего времени. Его образ полон обаяния, красоты и силы. Есть еще одно качество святого князя, которое делает его национальным героем в глазах русских людей – это милосердие. «Был бо милостив паче меры»,– так говорили о нем современники, когда он отпускал плененных врагов.

НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ. МИНИАТЮРА. XVI в.
НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ. МИНИАТЮРА. XVI в.

Что мы видим в положении страны к 1240 году? Помощи ждать неоткуда. И в это время почти полного разгрома истекающая кровью Русь стала жертвой нашествия с Запада. По благословению папы Римского начался «крестовый поход» на Русь. Цель его – добить ослабленную и обескровленную Русь, утвердить над нею власть Рима. Для этого были созданы монашеские рыцарские ордена – Меченосцев, Тевтонский и Ливонский. Руси предстояла трагическая, неравная борьба, в которой от противника не было никакой пощады. Рыцари шли на восток, уничтожая православную веру, уничтожая всё национальное, разрушая культуру. На Западе,– там, где католики завоевали Русские земли, не сохранилось ни одной книги, ни одной иконы от домонгольской Руси, а из храмов – вдвое меньше, чем в восточной части Руси, оказавшейся под властью монголов*.
* Поэтому обращаясь к нашим временам, можно лишь изумляться наивности (если не употребить более жесткое слово), тех людей, которые говорят, что «Запад нам поможет». Вся история нашей страны свидетельствует об обратном. Запад всегда ненавидел и боялся России, и продолжает ненавидеть. Он боится любой России и ничего не сделает, чтобы нам помочь. Запад желает лишь добить, разрушить, развалить.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА ЕПИСКОПОМ СПИРИДОНОМ. ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД. XVI в.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА ЕПИСКОПОМ СПИРИДОНОМ. ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД. XVI в.

Среди этой ужасной разрухи, гибели, слез и крови, те, кто называли себя христианами, начали нашествие на Русь. В 1240 году шведское войско под командованием ярла Биргера по морю высадилось в устье Невы на севере новгородской земли. Гордый швед послал князю Александру гонца со словами: «Если можешь, сопротивляйся – я уже здесь и пленяю твою землю».

19-летний князь долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Новгородский благословил князя на брань. Тогда князь произнес бессмертные слова, которые на все века станут основой духовной жизни на Руси и принципом, на котором созидалось древнерусское государство: «Не в силе Бог, а в правде!» Эти же слова начертаны будут на воинских знаменах всех последующих времен бытия Руси-России. И тогда с небольшой дружиной, уповая на помощь Божию, он отправился на врага. Ждать помощи от отца, не знавшего о нашествии, не было времени.

ВИДЕНИЕ СВЯТЫХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА ИЖОРСКОМУ СТАРОСТЕ ПЕЛГУСИЮ. МИНИАТЮРА. XVI в.
ВИДЕНИЕ СВЯТЫХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА ИЖОРСКОМУ СТАРОСТЕ ПЕЛГУСИЮ. МИНИАТЮРА. XVI в.

И было чудесно предзнаменование. Стоящий в дозоре воин Пелгусий (Филипп) увидел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и в ней двух святых князей-мучеников Бориса и Глеба в багряных одеждах. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Узнав об этом, князь, ободренный знаком, повел свою дружину на шведов и разгромил их. Первое нашествие «латинян», как называли католиков русские люди, было остановлено, а сам князь получил имя Александра Невского.

Князь Александр не проиграл ни одного сражения, о чем с гордостью свидетельствует и автор церковного Жития князя! В битве на Неве князь продемонстрировал воинское мастерство и мудрость военачальника, сумевшего незаметно подойти к шведскому лагерю и, уступая шведам в численности, наголову их разгромить у их же лагеря. Победа на Неве произошла в день преставления князя Владимира, что и дало повод для начала процесса канонизации, несмотря на то, что мощи князя к тому времени чудотворением отмечены не были.

ВОИНСТВО БОЖИЕ, ПРИШЕДШЕЕ НА ПОМОЩЬ АЛЕКСАНДРУ. ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД. XVI в.
ВОИНСТВО БОЖИЕ, ПРИШЕДШЕЕ НА ПОМОЩЬ АЛЕКСАНДРУ. ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД. XVI в.

Небесная Русь помогла земному русскому воинству победить врага. Так было и в последовавшей вслед за этим еще более грозной схватке, ибо вторжение шведов было лишь началом войны. В следующем году двинулись на Русь немецкие рыцари. Но именно в это время новгородцы поссорились с князем и изгнали его из города. Тем временем рыцари взяли мощную крепость Изборск, а затем и Псков, прошли с огнем и мечом Псковскую землю, многих русских людей взяли в плен. Затем немецкие рыцари вошли в Новгородские земли.

Новгородцы срочно отправили послов с архиепископом к Ярославу, с просьбой уговорить князя Александра вернуться. Александр, несмотря на обиду, зимой 1241 года вернулся в Новгород. Первое, что он сделал, собрав ополчение, – напал на крепость Копорье, основанную меченосцами, и разрушил ее до основания. Орден нанес ответный удар – захватил Псков. Во главе новгородского войска Александр взял Псков, после чего вошел в орденские земли. Новая битва была неудачной для русских: передовой полк был изрублен рыцарями, остальные отступили.

ВСТРЕЧА РУССКОГО И НЕМЕЦКОГО ВОЙСКА НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ. ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД. XVI в.
ВСТРЕЧА РУССКОГО И НЕМЕЦКОГО ВОЙСКА НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ. ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД. XVI в.

Тогда магистр ордена собрал цвет своего рыцарства и ополчение из покоренных народов, и пошел на Новгород. Александр отвел свои войска через лед Чудского озера. Немцы похвалялись «подчинить себе весь славянский народ».

В субботу 5 апреля утром рать меченосцев двинулась по льду Чудского озера на новгородцев. Сражение окончилось полным разгромом рыцарей: более 500 меченосцев пали в битве, 50 рыцарей попали в плен, многие утонули в озере и рассеялись в окрестных лесах. На льду Чудского озера Александр отстоял Русь от гибели в самое тяжкое время татаро-монгольского плена. Но и после этой победы длительная кровопролитная борьба Руси с немцами и шведами продолжалась.

Александр безусловно отдавал себе отчет, что судьба Руси, судьба всего русского народа и Православия теперь зависит только от того, сможет ли сохраниться Русь Новгородская.

ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ. ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД. XVI в.
ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ. ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД. XVI в.

Новгородская государственность была спасена, а значит, была спасена и истерзанная татарами, но все еще живая Русь. Более столь глубоких военных рейдов вглубь Новгородчины немцы уже совершать не отваживались.

Русь лежит в развалинах, но ее правитель поднимает ростки ее воинской силы на борьбу не с теми врагами, которые желают пограбить, ослабить и подчинить страну своей власти,– он встает на битву с немцами и шведами, пришедшими для того, чтобы уничтожить душу народа, увести его с пути, предназначенного Богом. И благодаря этому выбору Русь-Россия остались верными своему пути – хранению Православия, исканию Царства Небесного и правды его.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ РАДОНЕЖСКИХ, РОДИТЕЛЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПРЕПОДОБНЫМИ КИРИЛЛОМ И МАРИЕЙ
ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ РАДОНЕЖСКАЯ († 1337 г.) (Глава из книги Александра Трофимова «Святые жены Руси»). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ДЕНЬ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ МАРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ШАФРОВОЙ-МАРУТАЕВОЙ
МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА - ЕДИНСТВЕННОЕ ФОТО, КОТОРОЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ЯНВАРЬ 2023 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

31/18 января – Память святителей Афанасия (295-373) и Кирилла (370/380-444), архиепископов Александрийских.
***
31/18 января – Память святителя Никиты, архиепископа Новгородского (1030-1108).
***
31/18 января – Память преподобных Кирилла и Марии Радонежских († 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.
***
31/21 января 1605 г. – Состоялась Битва при Добры́ничах – сражение между армией Лжедмитрия I и царскими войсками под предводительством князя Ф. И. Мстиславского близ деревни Добрыничи. Битва завершилась полным разгромом Лжедмитрия I, потерявшего в сражении значительную часть своего войска.
***
31/19 января 1714 г. – Петр I запретил жениться не получившим образования дворянским детям (недорослям).
Из текста Указа: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей, кроме однодворцев и приказного чина, цифири и геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». А священникам строго запрещалось венчать дворянских отпрысков без «соизволения» школьного преподавателя.
***
31/19 января 1801 г. – Грузия добровольно вошла в состав Российской Империи.
***
31/19 января 1852 г. – День рождения Льва Александровича Тихомирова (1852-1923), российский общественный деятель.
Лев Александрович Тихомиров писал в своих воспоминаниях: «Наш род принадлежит к коренным жителям Тульского края, насколько хватает семейных воспоминаний, был всегда духовного звания». Из семьи военного врача. Родился19 января 1852 г. на Кавказе, в военном поселении Геленджик. Окончил керченскую Александровскую гимназию (1870) с золотой медалью и поступил на юридический факультет Московского университета. Перевелся на медицинский факультет (1871).
Принимал активное участие в революционном движении. В 1872-1873 гг. – активный член общества «чайковцев», вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 г. арестован, был под судом по «процессу 193-х». В 1878 г. – член центра «Земли и воли» и редакции ее печатного органа. В 1879 г. – член Исполнительного комитета, распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», организовавшей убийство императора Александра II. От имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. (сразу после убийства Александра II) На Липецком съезде 20 июля 1879 г. (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. В начале марта 1881 г. вместе с оставшимися на свободе членами Исполнительного комитета несколько раз на конспиративной квартире обсуждал воззвание «Ко всему народу русскому» и письмо Александру III, которое сам и написал.
11 ноября 1873 г. Л. А. Тихомирова арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Замечательна история его освобождения из тюрьмы, рассказанная современниками. Однажды император Александр II лично обходил заключенных в Петропавловской крепости; естественно, каждый из осужденных пытался сказать государю о своей невиновности в надежде получить его защиту, но Тихомиров единственный честно признал себя заслуживающим наказания. Тогда император сказал, что не находит возможности содержать в одинаковом заключении столько «невиновных» людей совместно с «преступником» и повелел освободить Тихомирова из заключения. Произошло это в начале 1878 г., после его четырехлетнего заключения в крепости.
В 1880 г. Лев Александрович женился на Екатерине Дмитриевне Сергеевой и в 1882 г. вместе с женой эмигрировал за границу, проживая в Швейцарии, а затем во Франции. Вскоре после переезда в Швейцарию, 26 августа 1882 г., в семье Тихомировых родился сын, названный Александром (будущий православный подвижник и старец епископ Череповецкий Тихон).
К тому времени у него уже возникли сомнения в целесообразности революционной деятельности, но тем не менее в Женеве он стал во главе «Вестника Народной воли». И только в 1888 г. он открыто выступил иротив прежних своих идей, напечатав книгу «Почему я перестал быть революционером» (М ., 1888), которая сделала возможным его возвращение в Россию. В 1888 г. он написал прошение на Высочайшее Имя о помиловании и разрешении жить в России, что и было даровано ему Высочайшим повелением 10 декабря 1888 г.
Л. А. Тихомиров был глубоко православным человеком, в его трудах звучит искренняя и твердая вера в особую роль Церкви в истории народов. Он написал множество книг и статей, посвященных русской национальной идее, и стал самым крупным в России идеологом монархической власти. Итогом его трудов явилась книга «Монархическая государственность» (1905, переиздание СПб., 1992). В своих исследованиях он пытался раскрыть, с точки зрения православного историка, «понимание тех законов, которыми живет человеческое общество и государство».
При правлении П. А. Столыпина Л. А. Тихомиров был Высочайше пожалован чином статского советника и являлся членом кабинета министров. В 1907-1908 гг. он был членом Предсоборного Совещания.
В 1903-1906 гг. работал над книгой «Монархическая государственность». В 1907 г. был приглашен из Москвы лично Петром Столыпиным в Санкт-Петербург, где занял должность члена совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением ввиду обсуждаемого трудового законодательства. В 1909 г. Тихомиров вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 г.
За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 г.). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализировал историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой книге (впервые опубликованной лишь в 1997 г. в издательстве журнала «Москва») показано развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времён, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне Тихомиров доказывает истинность и глубину православного понимания истории. Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919-1920 гг.
Лев Александрович Тихомиров скончался в 1923 г. в Сергиевом Посаде посвятив остаток дней богословским трудам. Место его захоронения неизвестно.
***
31/19 января 1864 г. – В Москве открывается для посетителей первый в России «общедоступный зоологический сад» – московский зоопарк.
***
31/19 января 1865 г. – День рождения Тихона (в миру Василий Иванович Беллавин; 1865-1925), Патриарха Московского и всея Руси (1917-1925).

***
31 января / 12 февраля 1865 г. – День рождения Алексея Александровича Бахрушина (1865-1929). Родился в Москве, Российская империя. – Русский купец, потомственный почетный гражданин Москвы, меценат, благотворитель, собиратель театральной старины, создатель литературно-театрального музея.
Представитель московской династии Бахрушиных. Бахрушины были в старой Москве известными благотворителями. Будущий знаток театральной старины уже с шестилетнего возраста стал завсегдатаем Большого театра, потом – поклонником труппы Малого театра, а впоследствии сам пробовал играть на сцене Перловского театрального кружка. Учился в частной гимназии Ф.Креймана (III-IV классы). В 1888 г. включился в семейное дело – «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья» и до 1890 г. активно занимался торгово-промышленной деятельностью. Увлекшись собирательством, Бахрушин посвящал ему всё больше времени и постепенно отошёл от дел. Однако после смерти старшего брата, он был вынужден возглавлять до 1917 г. семейное дело. За свои промышленные достижения удостоился нескольких золотых медалей и ордена Св. Анны 3-й степени.
Также он был гласным Московской городской думы (1900-1916), в которой возглавлял комиссию по народным развлечениям. Комиссия приняла решение открыть в Москве 12 народных домов, заведовать которыми в 1915 г. был уполномочен А. А. Бахрушин.
Коллекционировать начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина. «Вскоре театральное собирательство, – вспоминал его сын, – превратилось у него в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина». 30 мая 1894 г. владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея. Он целенаправленно вёл поиски, чтобы представить в своей коллекции всю историю отечественного театра, от зарождения до современности. В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.
Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра. Из-за границы он привёз личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.
Идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». На «огонёк» к Бахрушину собирались известные актёры и режиссёры: здесь бывали А. И. Южин, А. Л. Ленский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. По сложившейся традиции сюда приходили не с пустыми руками. Так, прославленная актриса Малого театра Гликерия Николаевна Федотова передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки, полученные за годы сценической жизни.
Свой музей Алексей Александрович Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела – литературный, драматический и музыкальный. В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского. Немалый интерес представляли и сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники. Здесь были письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной культуры: А. С. Грибоедова, И. И. Лажечникова, М. М. Хераскова, Н. В. Гоголя, А. Н. Верстовского, А. Ф. Писемского, П. А. Каратыгина, Н. Г. Помяловского. Коллекция рукописей включала свыше тысячи наименований.
В драматическом разделе были собраны декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения актёров и драматургов, предметы театрального быта. Среди произведений декораторов хранились работы двух крупнейших театральных художников конца XIX — начала XX в. – К. А. Коровина и А. Я. Головина. Были здесь и народные картинки с изображениями «бесовских потех».
Особую ценность представляли личные вещи многих прославленных актёров. В драматическом разделе находилась, кроме того, изумительная по богатству портретная галерея: здесь рисунки, гравюры, литографии, живописные и скульптурные произведения, большая коллекция фотографий, причём не только отдельные портреты актёров, но и большое количество запечатлённых фотографами сцен из спектаклей.
Театральный быт представлен предметами, сопутствующими завзятым театралам, в том числе — уникальной коллекцией зрительских трубочек и театральных биноклей. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времён и народов: славянские гусли, румынская кобза, европейская мандолина, китайская флейта и даже африканские трубы. Верным помощником в собирательской деятельности Алексея Александровича Бахрушина была его жена Вера Васильевна. Она приводила в порядок газетные вырезки, афиши, программы, помогала отбирать вещи на выставки, устраивать экспозиции.
В 1909 г. бахрушинской коллекцией заинтересовалась Академия наук. 25 ноября 1913 г. состоялся торжественный акт передачи собрания Академии наук. Было создано Правление музея во главе с жертвователем, признававшимся пожизненным почётным попечителем музея. В 1915 г. жертвователь был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени. Музей, созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным, существует и поныне (ул. Бахрушина, д. 31/12). Он, как и прежде, располагается в старом здании. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, уцелевшая до наших дней. Алексей Александрович Бахрушин оставался во главе музея и после 1917 г., до самой смерти. Бахрушин умер в подмосковной усадьбе Малые Горки близ станции Апрелевка Киевского направления Московской железной дороги 7 июня 1929 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
***
31/19 января 1875 г. – День рождения Лидии Алексеевны Чарской (Вороновой; 1875-1937), писательницы. Родилась она в Санкт-Петербурге. Ей суждено было более 20 лет владеть умами и чувствами самого широкого круга читателей России.
Первая же повесть «Записки институтки», написанная в 1902 г., принесли ей громкую славу. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями, восторженно встречая новые книги. Повести «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», рассказы «Волька», «Первый день», «Два сочельник», сказки «Золотая свирель», «Волшебная сказка» и другие – вот неполный перечень того, что взахлеб читало подрастающее поколение начала XX века.
Она писала о доброте, любви к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости. Ее герои – люди разных сословий. Это и дворяне, обучающие своих детей в привилегированных учебных заведениях; и служащие, живущие на вознаграждение за свой труд; и нищие, которые мечтают о куске хлеба. Но всех их объединяет человеколюбие, желание отозваться на чужую боль, бескорыстие – те человеческие качества, дефицит которых особенно сильно ощущается в наше время.
В 1917 г., с приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения. С 1925 по 1929 гг. ей с большим трудом удалось опубликовать 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом Н. Иванова. Ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены. Больше не было любимого дела, куда-то исчезли благодарные читатели. Жизнь остановилась на полном ходу, особенно после известия о гибели сына Юрия, который сражался в Красной Армии. Началась буквально нищенская жизнь. И тогда именно К. И. Чуковский выхлопотал ей пенсию.
Она ушла тихо и незаметно. Но оставила после себя до сих пор никем не разгаданную тайну. Официальным местом ее погребения считается Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге.
О Чарской вспомнили в 90-е гг. XX столетия. Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Сейчас издано уже и полное собрание ее сочинений. Безусловно, книги Чарской найдут своего читателя, ее полюбят маленькие и юные российские граждане XXI века, как когда-то ее любили дети начала прошлого столетия. Книги ее повествуют о добросердечии и отзывчивости, о человечности, благодарности и любви, как высшей добродетели.
***
31/19 января 1879 г. –В Харькове, Российская империя, родился Борис Викторович Савинков 1879-1925) российский революционер, террорист, один из лидеров партии эсеров, руководитель Боевой организации партии эсеров, глава Союза защиты Родины и Свободы. Участник Белого движения, писатель (прозаик, поэт, публицист, мемуарист; литературный псевдоним – В. Ропшин).
Известен также под псевдонимами «Б. Н.», Вениамин, Галлей Джемс, Крамер, Ксешинский, Павел Иванович, Роде Леон, Субботин Д. Е., Ток Рене, Томашевич Адольф, Чернецкий Константин.
Принимал участие в подготовке ряда террористических актов на территории России: убийство министра внутренних дел В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, покушения на министра внутренних дел И. Н. Дурново и на московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова.
Савинков стал заместителем руководителя Боевой организации Евно Азефа, а после его разоблачения — руководителем. Вместе с Азефом выступил инициатором убийства священника Георгия Гапона, заподозренного в сотрудничестве с Департаментом полиции. В 1906 г. Савинков в Севастополе подготавливал убийство командующего Черноморским флотом адмирала Чухнина. Был арестован полицией, заключен в Севастопольскую тюрьму и приговорён к смертной казни, но бежал в Румынию.
В эмиграции в 1909 г. написал книгу «Воспоминания террориста», в том же году опубликовал повесть «Конь бледный», в 1914 г. – роман «То, чего не было». После начала Первой мировой войны Савинков перебрался в Париж, где, благодаря своим связям, получает удостоверение военного корреспондента. Его корреспонденция публиковалась в газетах «Биржевые ведомости», «День», «Речь».
После Февральской революции Савинков вернулся в Россию 9 апреля 1917 г. и возобновил политическую деятельность: он был назначен комиссаром Временного правительства в 7-й армии, а 28 июня – комиссаром Юго-Западного фронта. Савинков активно выступал за продолжение войны до победного конца. Стал товарищем (помощником) военного министра (военным министром был сам премьер Керенский). При наступлении Корнилова на Петроград был назначен военным губернатором Петрограда и исполняющим обязанности командующего войсками Петроградского военного округа. Но 30 августа подал в отставку, не согласный с изменениями в политике Временного правительства. После того 9 октября 1917 г. был исключен из партии эсеров по так называемому «корниловскому делу».
Октябрьский переворот 1917 г. встретил враждебно. В феврале-марте 1918 г. создал в Москве на базе организации гвардейских офицеров подпольный контрреволюционный «Союз защиты Родины и Свободы», включавший около 800 человек. Целями этой организации было свержение советской власти, установление военной диктатуры и продолжение войны с Германией. В конце мая заговор в Москве был раскрыт, многие его участники арестованы.
Уехал с военной миссией во Францию, где вёл переговоры о помощи Белому движению. Во время Советско-польской войны 1920 г. Савинков, обосновавшись в Варшаве. В октябре 1921 г. был выслан из Польши. Порвав с белым движением, Савинков искал связей с националистическими течениями. Он встречался с итальянским лидером Бенито Муссолини в 1922-1923 гг. Однако в конце концов Савинков оказался в полной политической изоляции, в том числе и от эсеров. В это время он занялся работой над повестью «Конь вороной», осмысляющей итоги Гражданской войны.
В начале августа 1924 г. Савинков нелегально приехал в СССР, куда был завлечен в результате разработанной ОГПУ операции «Синдикат-2». 16 августа в Минске был арестован вместе со своей любовницей Любовью Ефимовной Дикгоф и ее мужем А. А. Дикгофом. На суде Савинков признал свою вину и поражение в борьбе против советской власти. Военная коллегия Верховного суда СССР 29 августа 1924 г. приговорила его к высшей мере наказания – расстрелу. Верховный суд ходатайствовал перед Президиумом ЦИК СССР о смягчении приговора. Ходатайство было удовлетворено, расстрел заменен лишением свободы на 10 лет.
По официальной версии, 7 мая 1925 года в здании ВЧК на Лубянке Савинков покончил жизнь самоубийством. Воспользовавшись отсутствием оконной решётки в комнате, где он находился по возвращении с прогулки, Борис Савинков выбросился из окна пятого этажа во двор. Место захоронения Б. Савинкова неизвестно.
***
31 января 1881 г. – Экспедиционный корпус под командованием генерала М. Д. Скобелева вступил в Ашхабад. Завершено покорение Туркестана.
***
31/19 января 1887 г. – Умер Семён Яковлевич Надсон (1862-1887), русский поэт.
Появившийся в печати в 1885 г. сборник его стихотворений, тираж которого составил 600 экземпляров, принес Надсону огромный успех. При жизни поэта книга выдержала 5 изданий, а до 1917 г. ее успели переиздать 29 раз, последнее из которых имело огромный по тем временам тираж – 10 000 экз. После смерти Надсона его творчество получило еще большую известность. Многие поэты посвящают его памяти стихотворения (Я. П. Полонский, Л. И. Пальмин, К. М. Фофанов, Г. Ф. Дешкин). А с посмертной публикацией произведений Надсона слава его достигает своего апогея. Молодёжь заучивала его стихотворения наизусть. Произведения Надсона постоянно включались в альбомы и рукописные журналы учащихся, долгие годы их часто декламировали со сцены, почётное место отводилось им в различных хрестоматиях и сборниках. Свыше 100 стихотворений Надсона положено на музыку. И хотя шедевров вокальной лирики на слова Надсона не создано, примечательно, что к его произведениям обращались такие выдающиеся композиторы, как Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, Э. Ф. Направник.

ВЕРЬ В ВЕЛИКУЮ СИЛУ ЛЮБВИ!..

Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!

ВПЕРЁД!

Вперед, забудь свои страданья,
Не отступай перед грозой,-
Борись за дальнее сиянье
Зари, блеснувшей в тьме ночной!
Трудись, покуда сильны руки,
Надежды ясной не теряй,
Во имя света и науки
Свой частный светоч подымай!
Пускай клеймят тебя презреньем,
Пускай бессмысленный укор
В тебя бросает с озлобленьем
Толпы поспешный приговор;
Иди с любящею душою
Своею торною тропой,
Встречая грудью молодою
Все бури жизни трудовой.
Буди уснувших в мгле глубокой,
Уставшим – руку подавай
И слово истины высокой
В толпу, как светлый луч, бросай.

***

Блещут струйки золотые,
Озаренные луной;
Льются песни удалыя
Над поверхностью речной,
Чистый тенор запевает
«Как на Волге на реке»,
И припевы повторяет
Отголосок вдалеке.
А кругом царит молчанье,
И блестящей полосой
Золотой зари сиянье
Догорает за рекой.

***
31 января 1893 г. – В селе Прислониха в семье потомственных иконописцев родился Аркадий Александрович Пластов (1893-1972). Народный художник СССР (1962). Академик АХ СССР. Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).

Родился в семье потомственных иконописцев. В 1903 г. поступил в Симбирское духовное училище. С 1908 г. учился в Симбирской духовной семинарии, а затем переехал в Москву. Занимался рисованием у Дмитрия Архангельского. Некоторое время занимался в мастерской Ильи Машкова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Фёдор Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 гг., поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Его учителями были живописцы Алексей Корин, Аполлинарий Васнецов, Абрам Архипов, Алексей Степанов, Леонид Пастернак и скульптор Сергей Волнухин.
В его картинах отражены испытания советского народа в годы войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945),
В 1947 г. А. Пластов стал академиком АХ СССР. Член СХ СССР (1937), член правления СХ РСФСР и СХ СССР (1957), секретарь правления СХ СССР (1968).
***
31 января 1901 г. –Премьера пьесы А. П. Чехова «Три сестры» в Художественном театре.
***
31 января 1904 г. – В Москве умер Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), русский предприниматель, фабрикант, основавший во второй половине XIX века «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), а также владевший кондитерскими и чайными магазинами в Москве, Поставщик Двора Его Императорского Величества, председатель совета Учетного Банка, действительный статский советник.
Алексей Иванович и его супруга Агриппина Александровна похоронены на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве. В 1926 г. монастырь был закрыт, а кладбище уничтожено.
Во время Крымской войны Абрикосов делал ежегодные 100-рублевые пожертвования госпиталям и ополчению. Позднее стал членом комитета по оказанию помощи семьям убитых и раненных в войне с Турцией, в 1880 г. вошел в состав Совета Дома московского купеческого общества для бесплатных квартир. Служил старостой Успенского храма на Покровке.
Его супруга в конце 1889 г. открыла бесплатный родильный приют и женскую больницу с «постоянными кроватями А. А. Абрикосовой» (на пять коек). Агриппина Александровна завещала городу 100 000 рублей на устройство родильного приюта; здание по проекту И. А. Иванова-Шица на Миусской площади на 51 койку было освящено в мае 1906 г. (с добавлением городских средств, постройка обошлась в 206 000 рублей). По решению Московской городской управы новый родильный приют стал официально носить имя Агриппины Александровны Абрикосовой (1832-1901), после революции — переименован в роддом имени Н. К. Крупской, в 1994 г. ему вернули имя основательницы.
В 1896 г. на средства Алексея Абрикосова и мецената С. А. Корзинкина было завершено строительство кирпичного здания церковно-приходской школы при Ильинском храме в деревне Изварино. Сам же храм Илии Пророка был отстроен заново на деньги тех же Абрикосовых и Корзинкиных в 1904 г. взамен обветшавшей Ильинской церкви.
***
31 января 1910 года родилась В. С. Гризодубова (г. Харьков), летчица, Герой Советского Союза (1938 г), Герой Социалистического Труда (1986 г.), полковник. Дочь одного из первых русских авиаконструкторов и летчиков С. В. Гризодубова. В 1929 г. окончила Пензенский аэроклуб, занималась планерным спортом. В Красной Армии с 1936 г. Командир экипажа самолета «Родина», совершившего в сентябре 1938 г. беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. В Великую Отечественную войну командовала 101-м полком авиации дальнего действия. После войны работала начальником летно-испытательной станции, затем директором НИИ. Умерла 28.04.1993 г.
***
31 января 1924 г. – Второй съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР – первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик, который закрепил, окончательно юридически оформил образование и разделение прав СССР и союзных республик.
***
31 января 1928 г. – В январской «Роман-газете» появляются первые главы романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».
***
31 января 1932 г. – Запущена первая доменная печь Магнитогорского металлургического комбината – одного из крупнейших металлургических комбинатов России. В годы Великой Отечественной войны комбинат, первоначально ориентированный на выпуск «гражданских» сортов металла, освоил выпуск броневой стали, а также прокатку броневого листа. В конце 1942 г. вступила в строй домна № 5, крупнейшая в СССР.
***
31 января 1942 г. – Мученическая смерть Марины Александровны Шафровой-Марутаевой (1908-1942).
***
31 января 1943 г. – В Сталинграде принят ультиматум советского командования о немедленном прекращении огня и о полной капитуляции южной группы немецких войск. В 13 часов советскими воинами вместе со своим штабом пленен командующий немецкой 6-й полевой армии генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс.
30 января Паулюс отправил радиограмму в Берлин: «Адольфу Гитлеру! 6-я армия поздравляет своего фюрера со славной годовщиной! Флаг со свастикой по-прежнему реет над Сталинградом. Паулюс». А 31 января капитулировал.
***
31 января 1952 г. – День рождения художницы Надежды Рушевой. Она слишком рано ушла из жизни в возрасте 17 лет, но успела подарить миру тысячи своих произведений.
Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал ее рисованию, также до школы ее не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. В мае 1964 г. состоялась первая выставка ее рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации ее рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет ее жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
Среди ее работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около пятидесяти авторов. Работа над «Мастером и Маргаритой» стала для нее последней. В то же время, для «Мастера и Маргариты» Надя стала первой художницей. На титульной иллюстрации, изображающей встречу Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах, Елена Сергеевна Булгакова, вдова Михаила Афанасьевича, оставила свой автограф: «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо – Надю Рушеву».
Ее рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело, и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», – говорила Надя
Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Точное их число невозможно подсчитать – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Прошло более 160 выставок ее работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Скончалась Надежда 6 марта 1969 г. в больнице в возрасте 17 лет из-за разрыва сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.
***
31 января 1955 г. – В Ленинграде умер Михаил Леонидович Лозинский (1886-1955), русский советский поэт-акмеист, переводчик, один из создателей советской школы поэтического перевода.
Окончил 1-ю петербургскую классическую гимназию с золотой медалью. Слушал лекции в Берлинском университете. Затем учился в Петербургском университете. В 1909 г. получил диплом юриста, а затем пять лет занимался на историко-филологическом факультете.
Был близок к поэтам «серебряного века», в частности к акмеистам, дружил с О. Э. Мандельштамом, А. А. Ахматовой и был ближайшим другом Н. С. Гумилёва. В 1912 г. Лозинский организовал издательство «Гиперборей», где печатались акмеисты, и входил в созданный Гумилёвым «Цех поэтов».
В 1913-1917 гг. – редактор журнала «Аполлон». В 1914 г. начал работать в Публичной библиотеке библиотекарем и консультантом (работа в библиотеке продолжалась до 1937 г.).
После октябрьского переворота 1917 г. М. Горький привлек Лозинского к работе в издательстве «Всемирная литература», где тот занимался переводом и редактурой.
В 1921 г. задерживался по делу Н. С. Гумилёва, находился две недели под арестом в 1927 г. со служащими Публичной библиотеки. 20 марта 1932 г. арестован и Постановлением Коллегии ОГПУ от 17 июня 1932 г. осужден по ст. 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) на 3 года лишения свободы условно. Реабилитирован в 1989 г.
В 1924 г. Лозинский писал в Париж своей сестре, Елизавете Леонидовне Миллер, о сложности жизни в советской России, о «систематическом удушении мысли», но еще и о том, что «дезертировать нельзя»:
«В отдельности влияние каждого культурного человека на окружающую жизнь может казаться очень скромным <…>. Но как только один из таких немногих покидает Россию, видишь, какой огромный и невосполнимый он этим приносит ей ущерб <…>. Если все разойдутся, в России наступит тьма, и культуру ей придется вновь принимать из рук иноземцев. <…> Надо оставаться на своём посту. Это наша историческая миссия…»
Лозинский много работал над переводами западной классики, тяготея в поэзии к крупной форме, драматургии, переводил также и прозу. В его переводе в СССР вышли произведения таких классиков, как Уильям Шекспир, Ричард Шеридан, Пьер Корнель, Жан Батист Мольер, Лопе де Вега, Мигель Сервантес, Карло Гоцци, Проспер Мериме, Ромен Роллан. Главной его работой стал перевод «Божественной комедии» Данте Алигьери. Переводил Лозинский и восточных поэтов, таких как Фирдоуси, Саят-Нова, грузинского поэта-романтика Николоза Бараташвили.
«В трудном и благородном искусстве перевода Лозинский был для XX века тем же, чем был Жуковский для века XIX», – сказала на его похоронах Анна Ахматова.
Лозинский скончался 31 января 1955 г. в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
***
31 января 1956 г. – В Москве родилась Вера Витальевна Глаголева (1956-2017). Советская и российская актриса театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Народная артистка Российской Федерации (2011).
Вера Глаголева умерла 16 августа 2017 г. Похоронена на Троекуровском кладбище.
***
31 января 1966 г. – В СССР осуществили запуск космической ракеты с автоматической межпланетной станцией «Луна-9», которая совершит мягкую посадку на Луну в районе Океана Бурь и передаст научную информацию на Землю, в том числе первую серию панорамных снимков с ее поверхности.
***
31 января 2003 г. – День памяти Леонида Эрдмана (1940-2003).
***
31 января 2020 г. – Великобритания официально вышла из ЕС

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

30 ЯНВАРЯ — ПРП. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО
antvel8
«РЕВНИТЕЛЯ ИЛИЮ НРАВЫ ПОДРАЖАЯ…». ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ СТАРИЦЫ СХИМОНАХИНИ МАРГАРИТЫ (ЕВФРОСИНИИ ФОМИНИЧНЫ ЛАХТИОНОВОЙ; 1899-1997)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА; 1899–1997) (Последняя старица Дивеевской обители). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК