12 СЕНТЯБРЯ И 6 ДЕКАБРЯ – ДНИ ПАМЯТИ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Никогда не был столь важен образ святого князя Александра Невского, как для нашего времени. Как тогда Русь стояла перед выбором: с кем воевать, а перед кем – смиряться, так и сегодня перед нашим народом и его правителями стоит такой же вопрос, и от нашего выбора так же зависит: быть России и русскому народу, или не быть! И не случайно многомиллионный голос народа в 2009 году назвал при голосовании главным героем Русской истории святого Александра Невского.
***
«Имя Святого, ему данное, гораздо выразительнее
Великого: ибо Великими называют обыкновенно
счастливых: Александр же мог добродетелями
своими только облегчать жестокую судьбу России,
и подданные, ревностно славя его память, доказали,
что народ иногда справедливо ценит достоинства
государей и не всегда полагает их в внешнем блеске
государства».
Н. М. Карамзин
Духовный подвиг святого благоверного князя Александра Невского невозможно понять без знания исторических условий, предшествовавших его княжению. Ему пришлось делать выбор, который не приходилось делать никому из правителей земли Русской – ни до, ни после него…
К началу XIII века Киевская Русь достигла вершины богатства и силы. Киев был великим городом со множеством церквей и палат. В нем расцвела Киево-Печерская обитель с ее многочисленными подвижниками. Уже создана была своя письменность, на Руси были свои художники, зодчие, книжники. За три века Киевской Руси начало слагаться единство Русской земли. Но к несчастью имелись тогда две силы, которые подтачивали единство и мощь Руси.
Первая – княжеские междоусобицы, и вторая – нашествия кочевников. Усобицы происходили из-за особенностей устроения государственной власти в Русской земле. Князья не были связаны с конкретным городом или землей, они вместе с военными дружинами переходили из города в город в порядке старшинства в роду. Заветной целью каждого из них было Киевское княжение. Поэтому в удельных княжествах князья воспринимались пришельцами. Кроме того, переход из одного княжества в другое вызывал распри.
Княжеский род Рюриковичей разрастался, и уже трудно было определить старшинство, и тогда меч стал единственным средством разрешения споров. Сильные князья просто захватывают уделы, не считаясь с правом старшинства. Князья вовлекают в свои распри уделы,– эти разборки сопровождались грабежами, поджогами, пленением и продажей в рабство своих же соотечественников, угонами скота. Киевская Русь сама разрушала себя, делилась на враждующие области – и это при условии, когда уже сложился единый этнос, был общий язык, единая православная вера, единый принцип управления.
Вторая сила – нашествия кочевников. При единстве Русь могла бы не только отбиться от них, но и нанести военное поражение, принести новым народам свет христианской веры. Но постоянные войны князей делали Русь беззащитной. Более того, часто князья призывали кочевников для помощи в борьбе с соседями.
Во время этой борьбы население уничтожалось и угонялось в рабство, и потому многие люди бежали на север под защиту лесов. Южная Русь пустела. А тем временем на севере началась усиливаться Суздальская земля. Сын Великого князя Юрия Долгорукого – Андрей Боголюбский переносит центр Русского государства во Владимиро-Суздальскую землю. Он основал по указанию Богоматери город Владимир, который станет второй, после Киева, столицей Русского государства.
Кроме того, на дальнем Севере Русской земли существовал третий центр – Великий Новгород, которому суждена была особая роль в истории нашей Отчизны. Это был вольный город, находившиеся в нем князья были всего лишь наемными предводителями войска, и их княжение определялось договорной грамотой, которая сильно ограничивала их права.
Русским князьям дано было вразумление свыше через образ Знамения Пресвятой Богородицы. Северная Русь решила покончить с независимостью Новгорода и огромное войско, собранное князем Андреем Боголюбским, двинулось на север. Войска суздальцев окружили Новгород и потребовали подчиниться Великому князю, однако новгородцы решили стоять до смерти за свою вольность. Не надеясь на свою силу и видя полное превосходство осаждавших, новгородцы вынесли на стены икону Божией Матери. Суздальцы пустили тучи стрел, и одна из них вонзилась в лик иконы. Икона отвернулась от осаждавших, и из глаз Божией Матери на иконе истекли слезы. После этого какое-то помрачение нашло на осаждавших – вместо штурма города они начали поражать друг друга. Тогда новгородцы вышли из стен города и бросились на врагов – поражение суздальцев было полным. Это была катастрофа для страны: десятки тысяч воинов – воинский цвет Руси – погибли в этой битве, а в это время монголы уже шли на Русь.
Но и это поражение не вразумило русских князей,– снова и снова схватывались они насмерть в кровавых битвах. Затем последовала еще бо́льшая трагедия – Липицкая битва, в которой разделившаяся на два стана Русь уничтожала друг друга – и снова десятки тысяч жизней – лучших воинов полегли в братоубийственной бойне. Летописец восклицает: «О страшное чудо и дивное, братья! Пошли сыновья на отцов, а отцы на детей, брат на брата, рабы на господ, а господа на рабов… Не десять человек было убито и не сто, но тысячи тысяч. В городе Юрьеве был слышан крик и вопли раненых. И не было кому погребать мертвых».
Поражение русских войск от монголо-татар на реке Калке в 1223 году было страшным кровавым уроком князьям, не пожелавшим объединиться против нового опасного врага*.
* Владимирский епископ Серапион пишет в одном из своих поучений: «Какими только словами не поучает нас Бог, с какими только предупреждениями не обращается к нам!»
Итак, к началу XIII века, ко времени рождения Александра Невского, на Руси существовали три главных центра: Киев – Южная Русь, Владимиро-Суздальская Русь и Великий Новгород. Состояние их было очень различно: Южная Русь разрушалась под ударами Степи и усобиц, Северная Русь укреплялась и стала фактически центром Русского государства, Великий Новгород богател и всеми силами отстаивал свою самостоятельность.
***
Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1219 года в уделе своего отца – Переславле-Залесском. Отец его – князь Ярослав (сын князя Всеволода Большое Гнездо и внук князя Юрия Долгорукого). Мать – Феодосия, Рязанская княжна. До трех лет княжич Александр жил в тереме матери. По достижении трехлетнего возраста над ним был совершен так называемый обряд по́стрига. После молебна в Спасо-Преображенском соборе Переславля Залесского епископ Симон, игумен Рождественского монастыря во Владимире*, первый раз постригал ему волосы, а отец, выводя из церкви, впервые сажал на коня. После этого княжича давали боярину – опытному воину, для обучения ребенка ратному делу.
* В этом монастыре князь Александр обретет свой вечный покой в 1263 г.
Воспитание шло в двух направлениях. Первое – изучение грамоты и письма по Библии, Псалтири житиям святых. Второе – физическое развитие, обучение владению оружием, участие в охоте. Князя ждала опасная жизнь, суровая и даже страшная, и с самого детства княжичи ходили в опасные военные походы. Известны случаи, когда сражались воеводы, а в ставке князя на коне в воинском облачении сидел шестилетний князь – считалось, что именно руководит битвой.
Так и Александр с ранних лет сопровождал отца в опасных походах. В 16 лет он уже лично участвовал в битве с немецкими рыцарями на реке Эмайыги (в 1235 году), где войско Ярослава разгромило врага.
Юный Александр был силен, ловок и красив. Во всех воинских занятиях и на охоте он был первым. Не меньшими были и его успехи в учении – он принадлежал к числу образованнейших людей своего времени.
В 1227 году Ярослав по просьбе новгородцев был послан Великим князем Юрием (братом своим) княжить в Новгород Великий. Взял он с собой и сыновей Феодора и Александра. В 1229 году новгородцы поссорились с Ярославом, и он вернулся в родной Переславль-Залесский. Однако очень скоро, в 1230 году Ярослав возвратился в Новгород. За семь лет княжения Ярослав четыре раза уходил из Новгорода и снова возвращался.
В 1223 году брат Александра Феодор обручился с дочерью князя Михаила Черниговского Феодулией, но брак не состоялся из-за смерти жениха. Феодулия приняла постриг и стала впоследствии прославленной русской святой – прп. Евфросинией Суздальской.
В 1236 году Ярослав становится Великим князем Киевским и оставляет сына Александра в Новгороде княжить самостоятельно.
И вот пришел на Русь страшный 1237 год – началось монгольское нашествие. Один за другим обращались в пепел цветущие и многолюдные русские города. Как писал арабский историк XIII века Ибн ал-Асир: «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества, и не будет ничего подобного до окончания веков и Страшного Суда». Истекающая кровью своих сынов и дочерей Русь защищала Европу от ужасающего разорения и, быть может, уничтожения целых народов. Однако и по сей день справедливыми остаются слова великого поэта России А. С. Пушкина: «Европа в отношении России была столь невежественна, как и неблагодарна».
Завоевывать Русскую землю пришла вся Азия с ее невиданными для Европы того времени людскими ресурсами. Азия вооруженная китайским гением в области военного снаряжения и осадной техники. Сил у Руси, чтобы противостоять этому людскому океану, тогда действительно не было.
Орды Батыя затопили Русскую землю. Пали Владимир, Суздаль, Рязань. В битве на реке Сити войско Великого князя Киевского было изрублено. Пал и Переславль-Залесский, а один из вражеских отрядов вошел в Новгородские земли. Новгород пришел в смятение. Александр начал укреплять город и готовиться к обороне. Впереди ожидала безнадежная борьба, лютая смерть, гибель жителей и полное разграбление края, как и в других русских городах. Но Господь спас Новгород. Об этом свидетельствует Волоколамский патерик. Один из военачальников Батыя, при штурме Киева увидел образ Архангела Михаила на стене и сказал: «Вот этот запретил нам идти на Новгород». В 1238 году уже в руинах вся Суздальская Русь. Татары чудом не дошли ста верст до Новгорода. Земли Новгорода и Пскова, вместе с древним Смоленском, на ближайшие триста лет становятся последним, не завоеванным чужеземцами, оплотом всего русского народа.
В 1240 году монголы взяли Киев и пошли дальше – в Венгрию, Польшу, Моравию. А в 1242 году Батый ушел в Азию через Южную Русь. Страна лежала в развалинах. В городах были оставлены ханские наместники. Землю и весь народ обложили тяжелой данью. Князья должны были получать от хана ярлыки на княжение.
В 1239 году, когда Александру исполнилось двадцать лет, он женился на дочери Полоцкого князя Брячислава – княжне Александре (внучатой племяннице прп. Евфросинии Полоцкой). Великий князь Ярослав благословил молодых при венчании чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери*. Невеста принесла в приданое знаменитую Ефесскую (Корсунскую) икону Божией Матери, писанную, по преданию, Евангелистом Лукою, которая была получена ее родственницей, святой Евфросинией Полоцкой, от греческого императора. Свадьбу отпраздновали в Торопце. Вернувшись с молодой супругой домой в Новгород, Александр устроил второе брачное пиршество, или «кашу», как тогда говорили, так как на свадебных пирах того времени новобрачным всегда подавалась каша, приготовляемая с особыми обрядами. Это случилось за год до грозного крестового похода шведов на Русские земли.
* Ее заказал в 1239 г. отец Александра Великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович. Поскольку в крещении он носил имя Феодора, то и икона стала называться «Богоматерью Феодоровской». Ныне находится в Костроме.
О браке князя Александра Невского в Торопце говорится в Воскресенской и Новгородской летописях: «…в лето 6747 оженися князь Александр, сын Ярославль, в Новгороде, поя в Полоцке у Брячислава дщерь и венчася в Торопце». Свадебный поезд Александра Невского, действительно, не мог миновать Торопца, поскольку это был удельный город князя, данный ему «в кормление» его дедом князем Мстиславом Удатным († 1228 г.), который еще с 1206 года владел Торопецким уделом.
После женитьбы на полоцкой княжне, в сыновьях Александра Невского мы видим потомков двух ветвей Рюриковичей, в которых объединились династические линии Великой и Белой Руси.
***
Когда мы вглядываемся в события жизни св. князя Александра, то видим, сколь отлично оно от жизни и судьбы многих других русских князей. Здесь постоянно слышится шум сражений, набат вечевого колокола, видится зарево пожаров, усобицы, враги – отовсюду враги: с севера, запада, юга, востока… И это – его служение и его подвиг. Князь Александр Невский – защитник и строитель Русской земли и Русского государства. Не было такого правителя в нашей истории и не будет – сейчас это видится особенно ясно. Это любимейший князь и народный герой. Он исполнил Богом данное ему служение, открытое в его имени (Александр – «Защитник людей»), и при постриге перед смертью получил он имя Алексий, то есть «Защитник».
Главное качество князя Александра – самоотреченность, ничего для себя, никакого честолюбия ничего для славы. Изумление и любовь современников дошли из глубины веков до нашего времени. Его образ полон обаяния, красоты и силы. Есть еще одно качество святого князя, которое делает его национальным героем в глазах русских людей – это милосердие. «Был бо милостив паче меры»,– так говорили о нем современники, когда он отпускал плененных врагов.
Что мы видим в положении страны к 1240 году? Помощи ждать неоткуда. И в это время почти полного разгрома истекающая кровью Русь стала жертвой нашествия с Запада. По благословению папы Римского начался «крестовый поход» на Русь. Цель его – добить ослабленную и обескровленную Русь, утвердить над нею власть Рима. Для этого были созданы монашеские рыцарские ордена – Меченосцев, Тевтонский и Ливонский. Руси предстояла трагическая, неравная борьба, в которой от противника не было никакой пощады. Рыцари шли на восток, уничтожая православную веру, уничтожая всё национальное, разрушая культуру. На Западе,– там, где католики завоевали Русские земли, не сохранилось ни одной книги, ни одной иконы от домонгольской Руси, а из храмов – вдвое меньше, чем в восточной части Руси, оказавшейся под властью монголов*.
* Поэтому обращаясь к нашим временам, можно лишь изумляться наивности (если не употребить более жесткое слово), тех людей, которые говорят, что «Запад нам поможет». Вся история нашей страны свидетельствует об обратном. Запад всегда ненавидел и боялся России, и продолжает ненавидеть. Он боится любой России и ничего не сделает, чтобы нам помочь. Запад желает лишь добить, разрушить, развалить.
Среди этой ужасной разрухи, гибели, слез и крови, те, кто называли себя христианами, начали нашествие на Русь. В 1240 году шведское войско под командованием ярла Биргера по морю высадилось в устье Невы на севере новгородской земли. Гордый швед послал князю Александру гонца со словами: «Если можешь, сопротивляйся – я уже здесь и пленяю твою землю».
19-летний князь долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Новгородский благословил князя на брань. Тогда князь произнес бессмертные слова, которые на все века станут основой духовной жизни на Руси и принципом, на котором созидалось древнерусское государство: «Не в силе Бог, а в правде!» Эти же слова начертаны будут на воинских знаменах всех последующих времен бытия Руси-России. И тогда с небольшой дружиной, уповая на помощь Божию, он отправился на врага. Ждать помощи от отца, не знавшего о нашествии, не было времени.
И было чудесно предзнаменование. Стоящий в дозоре воин Пелгусий (Филипп) увидел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и в ней двух святых князей-мучеников Бориса и Глеба в багряных одеждах. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Узнав об этом, князь, ободренный знаком, повел свою дружину на шведов и разгромил их. Первое нашествие «латинян», как называли католиков русские люди, было остановлено, а сам князь получил имя Александра Невского.
Князь Александр не проиграл ни одного сражения, о чем с гордостью свидетельствует и автор церковного Жития князя! В битве на Неве князь продемонстрировал воинское мастерство и мудрость военачальника, сумевшего незаметно подойти к шведскому лагерю и, уступая шведам в численности, наголову их разгромить у их же лагеря. Победа на Неве произошла в день преставления князя Владимира, что и дало повод для начала процесса канонизации, несмотря на то, что мощи князя к тому времени чудотворением отмечены не были.
Небесная Русь помогла земному русскому воинству победить врага. Так было и в последовавшей вслед за этим еще более грозной схватке, ибо вторжение шведов было лишь началом войны. В следующем году двинулись на Русь немецкие рыцари. Но именно в это время новгородцы поссорились с князем и изгнали его из города. Тем временем рыцари взяли мощную крепость Изборск, а затем и Псков, прошли с огнем и мечом Псковскую землю, многих русских людей взяли в плен. Затем немецкие рыцари вошли в Новгородские земли.
Новгородцы срочно отправили послов с архиепископом к Ярославу, с просьбой уговорить князя Александра вернуться. Александр, несмотря на обиду, зимой 1241 года вернулся в Новгород. Первое, что он сделал, собрав ополчение, – напал на крепость Копорье, основанную меченосцами, и разрушил ее до основания. Орден нанес ответный удар – захватил Псков. Во главе новгородского войска Александр взял Псков, после чего вошел в орденские земли. Новая битва была неудачной для русских: передовой полк был изрублен рыцарями, остальные отступили.
Тогда магистр ордена собрал цвет своего рыцарства и ополчение из покоренных народов, и пошел на Новгород. Александр отвел свои войска через лед Чудского озера. Немцы похвалялись «подчинить себе весь славянский народ».
В субботу 5 апреля утром рать меченосцев двинулась по льду Чудского озера на новгородцев. Сражение окончилось полным разгромом рыцарей: более 500 меченосцев пали в битве, 50 рыцарей попали в плен, многие утонули в озере и рассеялись в окрестных лесах. На льду Чудского озера Александр отстоял Русь от гибели в самое тяжкое время татаро-монгольского плена. Но и после этой победы длительная кровопролитная борьба Руси с немцами и шведами продолжалась.
Александр безусловно отдавал себе отчет, что судьба Руси, судьба всего русского народа и Православия теперь зависит только от того, сможет ли сохраниться Русь Новгородская.
Новгородская государственность была спасена, а значит, была спасена и истерзанная татарами, но все еще живая Русь. Более столь глубоких военных рейдов вглубь Новгородчины немцы уже совершать не отваживались.
Русь лежит в развалинах, но ее правитель поднимает ростки ее воинской силы на борьбу не с теми врагами, которые желают пограбить, ослабить и подчинить страну своей власти,– он встает на битву с немцами и шведами, пришедшими для того, чтобы уничтожить душу народа, увести его с пути, предназначенного Богом. И благодаря этому выбору Русь-Россия остались верными своему пути – хранению Православия, исканию Царства Небесного и правды его.
Добавьте комментарий