Афон Главная Жития святых

ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ

18 июля – день памяти прп. Афанасия Афонского.
Предлагаем вниманию читателей выдержки из книги А. Трофимова «Восхождение на Афон», в которых рассказано о жизни и подвигах прп. Афанасия.

***

«ВОСХОЖДЕНИЕ НА АФОН»

ИЗ ЗАПИСОК ПАЛОМНИКА СВЯТОЙ ГОРЫ

ПОСЕЩЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРЬЮ АФОНСКОЙ ГОРЫ

Свет Евангельской проповеди принесла на Афон Сама Матерь Господа. Церковное предание повествует о том, что существуют особые места попечения Царицы Небесной, названные Ее Вселенскими жребиями (уделами). Первый из них Божия Матерь получила после дня Пятидесятницы, когда апостолы решали вопрос, в какую страну идти каждому из них для проповеди Евангелия. Пресвятая Богородица пожелала принять участие в благовестии: «И Я хочу бросить с вами жребий, чтобы не оставаться без части, но пусть будет и у Меня страна, которую Мне Бог укажет». Ученики благоговейно бросили жребий по словам Пречистой, и по жребию Ей досталась Иверская земля. Божия Матерь с радостью приняла Свой апостольский жребий, желая немедленно туда отправиться. Однако Ангел Божий явился Ей и сказал: «Не отлучайся теперь из Иерусалима, но оставайся здесь некоторое время; страна же, выпавшая Тебе по жребию, просветится впоследствии и владычество Твое водворится там».

ПАМЯТНЫЙ КРЕСТ, УСТАНОВЛЕННЫЙ НА ТОМ МЕСТЕ ГДЕ БОГОРОДИЦА СОШЛА С КОРАБЛЯ НА БЕРЕГ

Предание Церковное повествует далее, что и Сам Господь Иисус Христос сказал Пречистой: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя Первозванного Андрея в Удел Твой, а с ним – изображение, которое получится от приложения приготовленной на то доски к Твоему лицу. Образ этот… послужит хранителем людей Твоих вовеки».

После этого явления Пресвятая призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Чадо Мое Андрее! Очень сокрушаюсь о том, что страна, доставшаяся Мне в Удел для проповеди, не просвещена еще учением Сына Моего. Но вот что: когда намеревалась Я идти в Иверию, явился Мне Сам Благий Сын Мой и Бог и велел, чтобы Я вместо Себя отправила туда с Моим образом тебя. Я буду Хранительницей жизни людей той страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». На это апостол сказал: «Пресвятая воля Благого Сына Твоего и Твоя да будет во веки».

АФОН. ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Тогда Пресвятая Богородица взяла доску, умыла лик Свой и приложила его к этой доске, после чего появился на ней образ Владычицы с Предвечным Ее Сыном на руках*. С этим образом святой Андрей отправился на проповедь слова Божия. В древней Иверской земле проповедовал Евангелие и другой апостол от двенадцати – Симон Кананит.
* Эта икона была принесена из г. Ацкура Палестинским воителем иверским царем Багратом Великим, и еще в прошлом веке ее можно было увидеть на правой стороне иконостаса Гаенатского кафедрального собора близ г. Кутаиси.

В апостольский век Иверия не стала христианской страной, однако семена веры были посеяны на Иверской земле, поэтому Грузия просветилась Светом Христовым необычайно быстро, но произошло это уже в иное время…

АФОН. ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. СВЯТОЙ ИСТОЧНИК

Когда в 48 году Ирод воздвиг в Иудее гонения на последователей Христа, Матерь Божия с апостолом Иоанном Богословом отправилась на Кипр к святому Лазарю Четверодневному. Во время плавания корабль прибыл к горе Афонской*. Божия Матерь попросила Афон у Сына Своего в дар, и тогда раздался глас: «Пусть это место станет Твоим Уделом, и садом, и раем, а еще и спасительной пристанью для тех, кто желает спастись». Просвещенные Ее проповедью, местные жители приняли святое Крещение. Божия Матерь сказала: «Сие место будет Мне от Сына и Бога Моего. Да пребудет же благодать Божия на месте сем и на живущих здесь с верою и исполняющих заповеди Сына Моего. Все нужное для земной жизни будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до скончания века. Сему месту Я буду Заступница и Ходатаица о нем Богу».

* По Афонскому преданию, Иверский монастырь построен на том самом месте, где пристал к берегу корабль, на борту которого находилась Пресвятая Дева с Евангелистом Иоанном.
С тех пор Афонская гора всегда находилась под покровом Божией Матери. Сколько здесь было чудесных Ее посещений, явлений и обетовании, сколько знамений от чудотворных икон! Афон стал местом, где человек может научиться равноангельной жизни.

СВ. РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ НИНА. ЛИТОГРАФИЯ. КИЕВ. 1914 г.

Спустя три столетия после утверждения Афонского Жребия, Божия Матерь направила проповедовать Евангелие в Иверскую землю – Свой Второй Жребий – святую Нину († 335), явившись ей во сне и вручив крест, сделанный из виноградной лозы: «Прими этот крест, он будет тебе щитом и ограждением против всех видимых и невидимых врагов, силою его ты утвердишь там спасительное знамя веры возлюбленного Сына Моего и Господа, Который хочет, чтобы все люди спаслись и пришли к уразумению истины».

Пробудившись, Нина обнаружила в руках чудесный крест. Перевязав его своими волосами, она обратилась к Иерусалимскому Патриарху, который благословил святую в путь. Нина достигла древнего города Иверской земли – Урбнисы и изучила там язык, обычаи и нравы нового народа.

КРЕСТ СВ. РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ

В праздник Преображения Господня Нина пришла в столицу Картлинского царства – город Мцхету, где в этот день совершалось жертвоприношение языческим богам. По молитве святой поднялся ураган, уничтоживший изображения идолов. С этого момента Нина начала открыто проповедовать Евангелие. После чудесного исцеления, по ее молитвам, грузинской царицы Наны царь Мириан (IV в.) согласился креститься сам и крестить свой народ.

По просьбе Нины византийский император Константин Великий (285–337) послал к ней епископа Иоанна, который прибыл в Мцхету и крестил царя и народ Иверской земли. Здесь же был заложен каменный храм во имя Преображения Господня, в память того, что этот праздник знаменовал утверждение христианства в Грузии. Так в IV веке Иверия стала христианской страной, а впоследствии иверские иноки поселились на горе Афонской, основав свой монастырь, который принял чудотворную икону Иверскую, духовно соединившую Первый и Второй Жребии Божией Матери.

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА – ИГУМЕНЬЯ СВЯТОЙ АФОНСКОЙ ГОРЫ. ИКОНА

Однако до этого на горе Афонской произошло немало дивных и чудесных событий. По преданию первым христианским храмом на Афоне стала церковь в Аполлонии, воздвигнутая еще в начале III века. А в IV столетии император Феодосий Великий с сыновьями Гонорием и Аркадием построили монастырь Ватопед. В 422 году Плакидия, дочь императора Феодосия пожелала увидеть и посетить Ватопед. На монастырской пристани ее встретили и с почетом ввели в обитель. В главный собор Плакидия пожелала войти боковой дверью и только хотела вступить из притвора в главный храм, как услышала голос Богоматери, исходящий от Ее иконы:
– Зачем ты сюда пришла, здесь иноки, а ты женщина; для чего же даешь врагу случай ратовать их преступными помыслами? Ни шагу далее! Удались, если хочешь себе добра!
Пораженная запретом, царевна возвратилась на корабль, и тогда игумен, желая утешить царственную особу, отслужил молебен на судне. В тот же день в монастыре сгорела церковь. Иноки увидели в этом знак Божий и с того времени установили «не пускать на Святую Гору женщин, что и поныне строго соблюдается»*. В память этого события в монастыре был воздвигнут храм во имя св. великомученика Димитрия.
* Письма Святогорца. Т. 2. с. 266.

МОНАШЕСТВО НА АФОНЕ

ГОРА АФОН

Монашество дало миру великих святых и учителей Церкви, которые просвещали мир и поддерживали Церковь, когда ей угрожали опасности. Подобное соединение святости жизни и богомыслия имело величайшие последствия для будущей судьбы монашества и всей духовной жизни мира. Именно в это время – с IV по VII века были созданы аскетические и мистические сочинения отцов монашества, которые легли в основание учения о внутреннем делании православного Востока. Труды отцов монашества, созданные до VIII века, и до наших дней являются драгоценнейшим наследием, помогающим верующим людям проходить подвиг жизни.

КАРТА АФОНА

Святой Никодим Святогорец в «Великом синаксаре» говорит об 11 миллионах мучеников, которых чтит Православная Церковь. Но и по окончании эпохи гонений на христиан любовь к Богу и переживание Его страданий продолжали гореть в сердцах верующих людей. И тогда взамен «мученичества крови» явилось «мученичество совести», олицетворением которого стало монашество. Один монах просил авву Пахомия благословить его на подвиг мученичества. «Брат, – ответил преподобный, – мужественно проходи монашеские подвиги и будешь на небе вместе с мучениками».

ГОРА АФОН

Однако, как это бывало в истории отдельных стран, цивилизаций и великих духовных движений, постепенно упадок пришел и в монашескую пустыню. Монастыри и лавры пустели, на многие века перестали возноситься молитвы в этих местах. Оставались лишь предания и святыни, связанные с подвигами отцов монашества. Причиной тому во многом стало нашествие мусульманских народов. Но все же пустынножительство и киновии в Египте и Палестине выполнили свою задачу и передали духовную эстафету новым духовным центрам Православия. Тогда-то и засияла ярким духовным огнем Святая Гора Афонская.

ГОРА АФОН

Монахи жили на Афоне и раньше. Исторические свидетельства о заселении Афона монахами относятся к VII веку. После разорения арабами в VII веке Афон почти обезлюдел, и на VI Вселенском Соборе 680 года полуостров отдали монахам, бежавшим из разоренных арабами же обителей Палестины и Египта. На Святую Гору пришли отшельники, знаменитые подвижники сирийских, палестинских, египетских монастырей и скитов, которые покинули свои обители, спасаясь от нашествия арабов. Именно на Афоне спасено было наибольшее количество священных книг и древних икон во времена иконоборчества.

Но подлинный расцвет монашества начался здесь в VIII веке. Сама Пречистая привела сюда отшельников. Первым из них стал преподобный Петр Афонский († 734). В VII веке Божия Матерь явилась преподобному вместе со святителем Николаем и на просьбу Святителя указать Петру место для подвигов сказала: «Для свободного служения Богу нет более удобного места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследие Себе, дабы те, которые хотят удалиться мирских забот и смущений, приходили сюда и служили там Богу беспрепятственно и спокойно. Отныне гора эта будет называться Моим Вертоградом. Много люблю Я место сие, и придет время, когда оно от края, на север и на юг, наполнится множеством иноков. И если те от всей души будут работать Богу и верно сохранять заповеди Его, то Я сподоблю их, в великий день Сына Моего, великих дарований: еще здесь, на земле, будут они получать от Меня помощь; Я стану облегчать болезни и труды их и дам им возможность, при малых средствах, иметь довольство в жизни, даже ослаблю вражеские против них брани и плод их сделаю славным во всей подсолнечной».

ПРП. ПЕТР АФОНСКИЙ. РОСПИСЬ ТРАПЕЗНОЙ МОНАСТЫРЯ ХИЛАНДАР. XV – НАЧАЛО XVI вв.

Петр поселился на Афоне в 681 году. Это был поистине Ангел во плоти, и его жизнь более принадлежит небу, чем земле. Он наедине беседовал с Богом и только дивная природа Афона, море и звезды были свидетелями его пламенной молитвы за мир. Пятьдесят три года провел преподобный Петр на Афоне в молитвенном подвиге. Он отрекся от мира, чтобы с духовных высот молиться за мир. И потому именно святой Петр стал первым в многовековой чреде пустынников, подвижников, отшельников, старцев и созерцателей Святой Горы, которые поистине были и остаются «светом миру», освещающим путь к Богу и к жизни вечной. Когда он испытывал соблазны и трудности, желая даже покинуть место своих подвигов, ему явилась Божия Матерь и дала «великие и радостные обещания», о которых в Житии его, составленном святителем Григорием Паламой, говорится так: «Эта огромная гора, прекраснейшая во всей Европе и обращенная к Ливии, окруженная морем, явилась убежищем преследуемых монахов. Святой призван сюда; и подвизавшийся в мире подвизается здесь за жизнь всех,– воин в своем миролюбии, наставник в должном, исправитель недолжного; заступник, подающий исцеление и пищу желающим исцелиться и напитаться пищей телесной и духовной, воин, не уступающий злу. И я молю Иисуса Христа и Бога моего, да даст мне окончить здесь жизнь, с нашими защитниками и ходатаями за отпущение наших грехов».

ПРЕПОДОБНЫЕ ОНУФРИЙ ВЕЛИКИЙ И ПЕТР АФОНСКИЙ. ИКОНА XVI в. АФОН

Вслед за ним потянулись на Афон другие подвижники. Местные предания относят основание первой монашеской обители и храма в Карее еще ко времени Константина Великого*. А после царствования императора Константина Погоната (668–685), отдавшего полуостров во владение инокам, здесь один за другим стали возникать монастыри (пока еще небольшие).
* Есть предание, что император Константин Великий воздвиг на Афоне три храма, которые и до сего дня являются наиболее значимыми и чтимыми в духовной истории Святой Горы: в Карее, а также Ватопедский и Иверский монастыри.

Император Василий Македонянин (867–886 гг.) отдал Афон в собственность монахам. В его «Золотой грамоте» есть такие слова: «Те, кто предпочитают вести отшельническую жизнь на горе Афон, могут самостоятельно строить себе келии и в тишине угождать Богу… Никто не вправе их беспокоить и отвлекать от молитвы о своем спасении и спасении всего мира».

В IX веке на Афоне жили знаменитые подвижники – преподобные Евфимий, Иосиф, Иоанн Колов. Отшельники жили тогда в месте Афона, впоследствии названном Карея (Кариес), где учредили управление по древнему уставу с распорядительной властью прота, то есть первого между ними монаха. Они воздвигли небольшую церковь в честь Пресвятой Богородицы и получили грамоту от императора Льва Мудрого (886–912 гг.), по которой отшельники имели право на владение всем Афоном.

ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ

АФОН. ПРП. АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ. ИКОНА XIV в. ИЗ ВЕЛИКОЙ ЛАВРЫ

К середине X века на Святой Горе было несколько маленьких монастырей, в которых обитало по 4–6 монахов. Никаких владений они не имели и существовали трудом иноков, продававших предметы рукоделия по субботам в Карее. К X веку Афон славился на весь Восток святостью жизни иноков, став центром православного монашества. В это же время появился здесь прп. Афанасий, который стал впоследствии основателем общежительных монастырей на Святой Горе и самым известным из афонских святых.

Значение его в судьбах Афона столь велико, что практически любое описание Святой Горы начинается с изложения его жития и подвигов. Вспомним и мы основные вехи жизни великого подвижника. Родился прп. Афанасий (в миру – Авраамий) в 920 году в малоазиатском городе Трапезунте. С детства осиротел, воспитывался у благочестивой монахини, затем окончил в Константинополе школу, после чего устроился преподавателем в училище.

ПРП. АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ. ГРЕЧЕСКАЯ ФРЕСКА. XIV в.

В 953 году Авраамий ушел в монастырь, где находился под руководством святого старца Михаила Малеина († 962 г.). Здесь и принял Авраамий монашеский постриг с именем Афанасий. Прп. Михаил назначил Афанасия духовником приходивших в обитель мирян, а также поручил исповедовать своих племянников: Никифора Фоку (командующего восточной армии Империи, впоследствии императора) и Льва Патриция.

Никифор Фока полюбил святого Афанасия, между ними возникла дружба, перешедшая в глубокую духовную привязанность. Никифор еще при жизни дяди назначил Афанасия его приемником по игуменству. Однако вскоре Афанасий почувствовал, что теряет спокойствие духа из-за привязанности к другу. Началась внутренняя борьба. Тогда Афанасий тайно покинул монастырь и ушел на Афон, где представился моряком, спасшимся с корабля, потерпевшего кораблекрушение.

ПРП. АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ. ИКОНА XV В. ВЕЛИКАЯ ЛАВРА ПРП. АФАНАСИЯ

Чтобы оградить себя от розысков могущественного друга, он объявил себя неграмотным. Здесь он поселился в местечке Метана и жил в безмолвии, претерпевая множество искушений и находясь в тяжелейшем борении духа. Об этом борении говорится в чине пострижения: «Весть же, не имать бо престати враг, предлагая тебе память жития мирскаго и ненависть к добродетельному жительству».

И в этот момент, когда Афанасию казалось, что исчезла последняя надежда выстоять в это тяжком борении, Господь помог ему. Афанасия опознали, и он получил письмо Никифора, в котором тот умолял его прибыть на Крит, где находилось греческое войско и флот.

Получив благословение от прота, Афанасий направился на Крит. Никифор ни в чем не упрекнул друга, но просил его и убеждал устроить на Афоне общежительный монастырь с тем, чтобы и сам Никифор смог впоследствии поселиться в нем. Так началось строительство будущей Великой Лавры.

ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ПОНУЖДАЮЩЕЙ ПРП. АФАНАСИЯ ВОЗОБНОВИТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО МОНАСТЫРЯ. КЛЕЙМО ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЭКОНОМИССА. XVIII в.

В это время умер император Роман (947–903 гг.) и Никифор, женившись на его вдове, был провозглашен императором. Афанасий отправил Никифору обличительное письмо и хотел покинуть Афон, но получил откровение Божие о том, что должен завершить строительство Лавры, ибо многие спасутся в ее стенах.

Через шесть лет, в 969 году, начальник императорских войск Иоанн Цимисхий (любовник императрицы) прокрался во дворец и убил Никифора. Иоанн Цимисхий обул красные императорские сапоги, и стража тут же присягнула новому императору (кстати, товарищу Никифора по оружию). Наутро столица приветствовала и воздавала почести новому императору.

ИОАНН ЦИМИСХИЙ ПОДНИМАЕТСЯ В ИМПЕРАТОРСКИЕ ПОКОИ ЧТОБЫ УБИТЬ НИКИФОРА ФОКУ. ГРАВЮРА МАТВЕЯ МЕРИАНА. XVII в.

Прп. Афанасий оплакал друга как мученика. Все оставшиеся силы он отдал на постройку Лавры, не давая себе покоя ни днем, ни ночью. Во время работы огромное дерево разбило ему ногу. Три года лежал он в постели тяжко страдая. Афанасий обладал огромной физической силой, это был настоящий богатырь – и физически и духовно. По мере его были и труды и искушения и нападения темных. Кроме тяжких трудов и болезни прибавилась вражда людская – большинство безмолвствующих отшельников Святой Горы возненавидели Афанасия. Они считали, что устройство общежительного монастыря с больницей, водопроводом, баней, садами и виноградниками нарушают молитвенный дух Афона.

ПРП. АФАНАСИЙ ИЗГОНЯЕТ БЕСОВ ИЗ МОНАСТЫРЯ. КЛЕЙМО ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЭКОНОМИССА. XVIII в.

Пока был жив покровитель Афанасия, недоброжелатели молчали. Но после воцарения Иоанна Цимисхия на него направили жалобу императору. Выслушав посланцев Святой Горы, император поручил игумену Студийского монастыря Евфимию расследовать дело на месте. Прибыв на Афон, Евфимий в присутствии всех собравшихся монахов выслушал обе стороны. Ведь до появления Афанасия почти 300 лет монахи Святой Горы жили как безмолвники: в их келиях не было ничего, кроме священных книг, икон, рабочих инструментов, черствого хлеба и овощей. Однако Евфимий опытно знал, как трудно нести этот подвиг. Вспоминаются слова преп. Серафима Саровского, сказанные тем из братий, которые хотели уйти в затвор:
– Радость моя, оставайся жить в монастыре, ибо здесь, среди братии, ты будешь отгонять от себя искушения, как голубей, а там, в затворе тебе пришлось бы бороться с леопардами.
Преподобный игумен Евфимий ведал, что не так много среди людей великанов духа, способных понести подвиг отшельничества. Поэтому, вразумленный свыше, он дал такое заключение: «Обе стороны найдены правыми буквально во всем. А завязавшийся между ними спор произошел от наваждения врага рода человеческого. Это ясно, как Божий день. И странным это решение покажется тому, кто не может глубоко и духовно вникнуть в дело».

ПРЕСТАВЛЕНИЕ ПРП. АФАНАСИЯ . КЛЕЙМО ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЭКОНОМИССА. XVIII в.

Чтобы не повторялось случившегося, по общему согласию были составлены монашеские правила – первый Афонский устав (Типик). Типик признал равноправие пустынножительства и общежительного монашества.

Дело жизни преподобного Афанасия было исполнено. Кончина его таинственна. Он сам предсказал свою смерть и просил братию не смущаться ею. 5 мая 1000 года он взошел на купол строящегося храма – и тот рухнул, накрыв всех находящихся вместе с преподобным.

Значение прп. Афанасия в том, что он принес новое духовное измерение в жизнь Святой Горы. Он не святой безмолвник – он деятельный святой, мудрый устроитель общежительной монашеской жизни, опытный духовный руководитель, соединяющий дарованные ему от Бога ведение с широтой взглядов на жизнь мира, его Лавра дала тип и облик всему афонскому монашеству. Его пример, его святость, дело рук его – Великая Лавра – первый общежительный монастырь Святой Горы – привлекли на Афон монахов из разных стран и земель всего христианского мира.

СВЯТАЯ ГОРА АФОН. ВЕЛИКАЯ ЛАВРА ПРП. АФАНАСИЯ

Примеру Лавры последовали и другие монастыри Святой Горы. Всего монастырей было построено двадцать – и число это до сего дня остается неизменным и не должно ни увеличиваться, ни уменьшаться. Очередность создания монастырей такова: Ксиропотам, Иверон, Зограф, Великая Лавра, Ватопед, Ксенофонт, Костамонит, Дохиар, Есфигмен, Каракалл, Филофей, Кутлумуш, Свято-Пантелеимонов, Хиландар, Григориат, Симонопетра, Пантократор, Святого Павла, Дионисиат, Ставроникиты.

В конце XII века Афон был окончательно освобожден от податей и налогов и подчинялся непосредственно греческому императору.

ТРАПЕЗНАЯ ВЕЛИКОЙ ЛАВРЫ

Под благодатным покровом Божией Матери Святая Гора Афон собрала и подвигом молитвенным объединила в братство многих верных сынов Православной Церкви из разных народов.

Высочайшее значение определил Господь Афону, находящемуся на границе миров греческого и славянского,– стать главным центром внутреннего делания Православия. В IX и X веках на Афоне собрались подвижники и духовные учителя всего Православного Востока. Египетская и палестинская пустыни находились тогда уже под властью магометан, и потому именно с Афона распространялось монашество в страны Востока и особенно – в славянские земли. Знаменательно, что и после завоевания турками Византии Афон не утратил ни чистоты веры, ни духа подвижнической жизни, ни церковного благолепия. В XVI веке здесь подвизалось более восемнадцати тысяч монахов. Иноки Святой Горы веруют в особое попечение о них Божией Матери. В течение столетий неизменно возносят они молитвы к Ней, как к своей Игуменье.

КРЫТАЯ ГАЛЕРЕЯ СОБОРНОГО ХРАМА ВЕЛИКОЙ ЛАВРЫ. X в.

Для новообращенных славянских народов необходимы были примеры истинного монашества – на Афоне они получали эти примеры. Святая Гора стала приютом для множества иноков-славян. В первой трети XI века на Афон пришел первоначальник русского монашества прп. Антоний Печерский († 1073). Здесь он принял постриг, прожил много лет, стяжав великие духовные дары, и по повелению Божией Матери возвратился в свое Отечество. Провожавший его игумен произнес пророчество о том, что преподобный станет духовным отцом русского иночества.

Матерь Божия через прп. Антония благословила Третий Свой Вселенский Жребий – Киевскую Русь, ставшую после Крещения могучей христианской державой. По благословению и с благодатной помощью Пречистой была построена и освящена в Киеве Великая Лаврская Успенская Церковь. Сама Божия Матерь призвала во Влахернский храм Константинополя зодчих-греков, вручила им мощи мучеников, повелела построить в Киеве церковь и даровала икону Успения Своего – святыню будущего храма. С того времени главные соборы сменяющих друг друга русских столиц – Киева, Владимира, Москвы – освящались в честь Успения Божией Матери*.

* В Киеве возвестила Божия Матерь о начале созидания Четвертого Ее Жребия во Вселенной, явившись схимонахине Александре (в миру Агафии Семеновне Мельгуновой, † 1789) со словами: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Хочу Я, чтобы не здесь окончила ты жизнь свою, но, как раба Моего Антония вывела Я из Афонского Жребия Моего, Святой Горы Моей, чтобы он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, так тебе глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я укажу тебе. Я воздвигну там великую Мою обитель, на которую низведу все благословения Божии и Мои со всех трех Жребиев Моих на земле – Афона, Иверии и Киева. Иди же в путь, и благодать Божия и сила Моя, благодать Моя и щедроты Мои, и дарования всех святых Жребиев Моих да будут с тобою».

АФОН. В ПЕЩЕРЕ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ ПЕЧЕРСКОГО

Так Четвертым Жребием Божией Матери во Вселенной стало Дивеево, то есть Новая Россия – Держава Божией Матери, страна, которой управляет Сама Пресвятая Богородица.

Наших российских паломников особенно привлекает греческий монастырь Есфигмен, ибо здесь можно помолиться в пещере преп. Антония Киево-Печерского. Пещера расположена на крутом утесе над морем. Поднявшись к месту подвигов святого, увидишь небольшая дверь, ведущую в храм, устроенный русскими иноками, икону преподобного, от которой ощущается тонкое благоухание…

***

АФОН. ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

1204 год принес Афону великую беду: латиняне, участники четвертого крестового похода захватили Константинополь и разграбили его. Византийская империя была поделена между начальниками крестоносцев. Афон также не избежал печальной участи – грабежей, убийств иноков, пожаров.

Лишь в 1261 году новый император Михаил Палеолог освободил Афон. Однако он опасался новых нападений латинян и завоевания турок и принял унию с Римом. Афон ответил отказом, тогда император направил войска для приведения иноков в повиновение. Латинские «миссионеры» утопили в море православных иноков Иверского монастыря, в Ватопеде всех иноков повесили, а 26 иноков Зографа сожгли. В Карее были изрублены все старцы – члены Совета.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЭКОНОМИССА. АФОН. ВЕЛИКАЯ ЛАВРА

Афон собрал все виды подвижничества христианского: постничество, затвор, молитвенное делание – исихия. Сюда, под покров Пресвятой Девы собирались иноки из многих стран Востока и Запада. Тогда православные назвали Афон «садом Панагии (т. е. Всесвятой)».
На Афоне установились три образа иноческого жития:
– Первое: большие монастыри, где введен общежительный устав.
– Второе: скитское житие, где братий немного. Они живут группами по 5–6 иногда и более – но это уже переходная стадия к большим монастырям.
Обитателей небольших уединенных скитов называют келиотами. Скит и келия (по афонским понятиям) – это небольшой уединенный монастырь, управляемый старцем.
– Третье: уединенное, отшельническое житие, когда иноки живут в пещерах, отдельных помещениях, как их называют на Афоне – «каливах» (что означает в переводе «шатер» или «хижина»).

АФОН. МОНАСТЫРЬ ЕСФИГМЕН

Со времен преп. Афанасия и до настоящего времени Афон является символом духовного единства всего православного мира. Здесь подвизались православные монахи разных национальностей: греки, русские, сербы, болгары, грузины основавшие здесь свои обители.

Это единственное на земле место – страна монахов, которая на внешний взгляд выпадает из общего хода развития мировой цивилизации. Здесь время как будто остановилось, уступая место вечности. Вся жизнь на Афоне подчинена иным законам: бдение, покаяние, молитва, служение Богу – ныне очень немногими исполняемые в миру. Господь по молитвам Божией Матери даровал людям эту святыню, которая не подчиняется напору темных сил.

Когда побываешь на Святой Земле, поражаешься контрасту бытия Афона в сравнении с тем миром, в котором живем мы. Снова и снова притягивает к себе Афон как духовный магнит, тех, кто прикоснулся к этому дивному острову благодати.

Само существование Афона – явное свидетельство любви Божией к людям и Его всемогущества. Только силой благодати Господа можно объяснить то, что Святая Гора сохранила почти неизменной свои духовные традиции, быт, ритм жизни – в течение почти полутора тысяч лет…

ВЕЛИКАЯ ЛАВРА (ИЗ ЗАПИСОК ПАЛОМНИКА)

АФОН. ВЕЛИКАЯ ЛАВРА

Наконец, мы в монашеском сердце Святой Горы – Великой Лавре преподобного Афанасия. Она напоминает средневековую крепость: высокие башни, бойницы, мощеный двор. Два огромных кипариса осеняют величественный главный храм. По преданию их посадили сами преподобные отцы Афанасий и Евфимий Иверский. Во всем здесь чувствуется порядок, благоустроенность.
Соборный храм посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. К притвору примыкают два небольших храма, в одном из которых (в честь 40 мучеников Севастийских) находится гробница основателя Лавры с изображением на верхней плите его лика. Чтобы приложиться к гробнице, нужно встать на колени, так как рака совсем немного возвышается над уровнем пола. В соборе хранятся части орудий Страстей Христовых: губки, трости и копия; части Животворящего Древа Креста Господня. В Лавре святых мощей больше чем в любой из обителей Афона. В соборе один раз в год на малом входе литургии выносят Евангелие – вклад императрицы Елизаветы Петровны. Вес его составляет несколько пудов, и его с трудом держат два иеродиакона.

ВРАТА СОБОРНОГО ХРАМА ВЕЛИКОЙ ЛАВРЫ. X в.

Рядом с соборным находится храм Введения во Храм Богородицы с чудотворной Ее иконой «Кукузелисса», названной так оттого, что пред ней молился св. Иоанн Кукузель, которому явилась Божия Матерь и вручила ему золотую монету.

Главный праздник в Лавре (Панигир) совершается в день памяти прп. Афанасия, а не в день Благовещения, которому посвящен главный собор. Монастырское предание говорит, что Пресвятая Богородица явилась во сне одному из игуменов и сказала:
– Отныне не творите праздника первого и главного Меня ради, ибо Меня ублажают все роды и празднуют все христиане, но торжествуйте праздник великий в память друга Моего Афанасия, который много Мне послужил и потрудился в обители сей.

ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПРП. АФАНАСИЮ. ИКОНА

Из основанной им Лавры прп. Афанасий любил восходить на вершину Афона для уединенной молитвы, с неизменным своим жезлом, который до наших дней благоговейно хранится в обители. В житии святого описан замечательный случай: В один год настал такой голод, что все монахи разошлись из Лавры, так что остался в ней один прп. Афанасий. Хлеб кончился, надеяться было не на что, и Афанасий решил уйти в другое место. Утром он со своим жезлом направился в Карею. Через два часа, утомившись, он сел отдохнуть. В этот момент пред ним предстала дивная Незнакомка, Которая укорила его в том, что он покинул свою обитель:
– Где твоя вера? Вернись – и Я помогу тебе; всё будет с избытком даровано, только не оставляй своего уединения, которое прославится и займет первое место среди возникших здесь обителей.
Святой Афанасий усомнился, не наваждение ли это, ведь на Афон не должна ступать женская нога. Тогда Незнакомка сказала:
– Видишь этот камень: ударь в него твоим жезлом, и тогда узнаешь, Кто с тобой говорит. Только знай, что с этой поры Я навсегда остаюсь Домостроительницей (Экономиссой) твоей Лавры.

ИСТОЧНИК, ОТКРЫВШИЙСЯ НА МЕСТЕ ВСТРЕЧИ ПРП. АФАНАСИЯ С ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕЙ, ПОВЕЛЕВШЕЙ ЕМУ ВОЗВРАТИТЬСЯ В МОНАСТЫРЬ

Афанасий ударил в камень, и в нем образовалась трещина, из которой забил ключ. С той поры и до сего дня струится этот ключ на расстоянии двух часов хода от Лавры. Вернувшись, прп. Афанасий обнаружил сосуды и кладовые наполненные всем необходимым для пропитания братии. С тех пор по воле Царицы Небесной в Лавре не бывает эконома, ибо Сама Пречистая заботится о пропитании ее иноков, а теперь – и многочисленных паломников. Впоследствии в Лавре появилась икона Божией Матери «Экономисса» – одна из главных святынь обители. И до сего дня подает Экономисса все потребное для монастыря. Да и все обители Афона питает Божия Матерь, как сегодня, так и во все времена – это убеждение святогорцев.

Около 969 года в Лавре принял монашеский постриг с именем Иоанна прославленный грузинский Полководец Торнике Эристави († 987). В 979 году греческий император Василий II (957–1025) призвал ставшего монахом полководца, чтобы дать отпор мятежным войскам Варды Склира, пытавшегося захватить власть. Тогда по просьбе императорского дома прп. Афанасий благословил инока Иоанна возглавить греческое войско. В присутствии самых уважаемых старцев он напутствовал воина-инока такими словами:
– Мы все дети одного Отечества, и для того все должны защищать его. Неизменная обязанность пустынножителя буйству врагов противопоставить к сокрушающему брани Богу свои молитвы; но если предержащая власть считает необходимым употребить руку нашу и грудь, беспрекословно да повинуемся и облечемся в оружие. Возлюбленный во Христе брат! Кто думает и поступает иначе, тот раздражает Бога. И ты, при всех подвигах твоего иночества, подвернешься сей же срамной участи, если не послушаешь Царя, его же устами вещает Сам Господь. Ты будешь отвечать за кровь избиенных, как соотечественик, который мог, но не захотел спасти их; ты будешь отвечать за разорение храмов Божиих. Иди с миром, и, защищая Отечество, защити Святую Церковь. Не бойся чрез сие утратить сладостные для нас часы богомыслия. Моисей предводительствовал воинством и беседовал с Богом. В любви к ближнему заключается и любовь к Богу. Дерзну сказать, что любовь к ближнему приятнее Богу, нежели крепкое тщание о спасении только твоей души: «ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя» (Рим. 14, 7).

ПОБЕДА ВИЗАНТИЙСКОГО ВОЙСКА ПОД КОМАНДОВАНИЕМ ИМПЕРАТОРА НИКИФОРА ФОКИ. МИНИАТЮРА ХРОНИКИ ИОАННА СКИЛИЦЫ. XII в.

Иоанн-Торнике повиновался прп. Афанасию и, сложив на время монашеское одеяние, надел воинские доспехи, приняв командование царским войском. Поход его был успешным. 24 мая 979 года неподалеку от Ефеса произошло решающее сражение. Воинская доблесть и опыт Иоанна, ставшего во главе греческого войска, помогли императорским войскам одержать победу. Вернувшись в Константинополь, Иоанн-Торнике сдал командование армией. Вместо наград, предлагаемых ему за участие в сражениях, он лишь попросил средства для устройства на Афоне новой обители – Иверского монастыря. На эти средства и был построен Иверон стараниями двух других иверских святогорцев – преподобных Евфимия и Иоанна. И до сего дня в ризнице Иверского монастыря в память своего основателя хранятся тяжелые, украшенные драгоценностями военные доспехи инока-воина.

ХРАМ ВО ИМЯ ПРП. АФАНАСИЯ АФОНСКОГО В ВЕЛИКОЙ ЛАВРЕ

Неподалеку от стен монастыря находится место, где прп. Афанасий воздвиг первую небольшую церковь рядом с будущей Лаврой. Церковь эту он построил на месте разрушенного языческого храма – остатки его сохранились до наших дней. Мы вошли в маленькую церковь, приложились к иконам и помолились преподобному Афанасию, попросив у него благословения. Ведь недаром есть на Святой Горе такое присловие: «Кто не был в Великой Лавре преподобного Афанасия, тот еще не видел Афона».

Подошли мы к костнице-усыпальнице, хранящей останки многих поколений живших в Лавре монахов. Внутри обители нам показали икону Божией Матери, сохранившей следы от пуль: турецкий солдат решил поиздеваться над образом Богоматери и сделал несколько выстрелов в него из ружья. Одна из пуль срикошетила и сразила святотатца.

Замечательна древняя каменная водосвятная чаша* на монастырском дворе. В ней мы увидели глубокую, ныне заделанную трещину. Когда турки входили в афонские монастыри, особое удовольствие доставляло им осквернять водосвятные чаши, используя их под отхожее место. Чтобы не допустить этого, трое монахов Лавры сделали эту трещину. Турки поймали их и тотчас же повесили на ближайшем кипарисе.
* На Святой Горе водосвятные чаши – оно из замечательных сооружений по красоте и разнообразию форм.

РУМЫНСКИЙ СКИТ ПРОДРОМ. КАВСОКАЛИВИЯ

АФОН. РУМЫНСКИЙ СКИТ ПРОДРОМ

В часе пути от Великой Лавры находится румынский скит, основанный в 1852 г. Красивый соборный храм его освящен в честь Богоявления Господня…

После угощения в архондарике – традиционная ракия, холодная вода и лукум, мы направляемся к пещере прп. Афанасия – тому самому месту, где он начинал свой подвиг на Афоне. По пути зашли в скитскую костницу – усыпальницу иноков, стоящую на огороженном каменной оградой кладбище. На кладбище была лишь одна свежая могила почившего схимника. Остальная усопшая братия покоилась в костнице. Вдоль стен её стояли рядами черепа братий, подвизавшихся здесь. Очень своевременное напоминание о том, что ожидает всех нас.

АФОН. ПУТЬ К ПЕЩЕРЕ ПРП. АФАНАСИЯ

Тропа ведет нас к морю. Подошли к скале, у которой видим указатель – вниз к пещере устроена лесенка из камней. Спускаемся довольно долго, и вот перед нами пещера, где подвизался основатель Великой Лавры и отец афонского общежительного монашества. Преподобный Афанасий и после основания монастыря уединялся здесь после тяжких трудов в обители, отдыхал в тишине и беседе с Богом.

Здесь всё устроено с любовью. Келия, два маленьких храма во имя Богоявления и святителя Николая, много икон. В одной из церквей мы увидели незнакомый по иконографии образ Божией Матери, называемой «Пещерная». Вместе с нами в церкви была группа молодых греков со священником: они зажигали лампады, свечи и готовились служить молебен. Из пещеры преподобного Афанасия возвращаемся в скит, прощаемся с гостеприимными хозяевами, находим стрелку, указывающую нам путь к еще одной святыне – пещере и гробу св. Нила Мироточивого Афонского…

ПРЕПОДОБНОМУ АФАНАСИЮ АФОНСКОМУ

Тропарь, глас 3:

Еже во плоти житию твоему/ удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне,/ и уязвил еси демонские полки./ Отонудуже, Афанасие,/ Христос тебе воздаде богатыми дарованьми,/ сего ради, отче, моли/ спастися душам нашим

Кондак, глас 8:

Яко невещественных существ зрителя изрядна/ и деятельна сказателя всеистинна,/ взывает тя стадо твое, Богоглагольниче:/ не оскудей, моля о рабех твоих,/ избавитися напастей и обхождений, вопиющим ти:/ радуйся, отче Афанасие.

МОЛИТВА

Преподобне отче Афанасие, изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче! Во дни земнаго жития твоего многия на путь правый наставивый и в Царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешивый, падающим подавый руку помощи и всем любезен, милостив и сострадателен отец бывый, ты ныне, в Небесней пребывая светлости, наипаче умножавши любовь твою к нам, немощным, в мори житейстем различие бедствующим, искушаемым духом злобы и страстьми своими, воюющими на дух. Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам творити волю Господню в простоте сердца и смирении, искушения же вражия победити и свирепое страстей море изсушити, да тако немокренно прейдем житейскую пучину и предстательством твоим ко Господу сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Александр Трофимов

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

8 ДЕКАБРЯ — СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КЛИМЕНТ I, ПАПА РИМСКИЙ († 101 г.). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 ДЕКАБРЯ — СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
patralex40
РУСЬ ОТЧАЛИВШАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 ДЕКАБРЯ — ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XV в. СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ПРОКЛА
prokl86
БОГОМУДРЫЙ АРХИПАСТЫРЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

1 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЖУКОВА
МАРШАЛ Г. К. ЖУКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 НОЯБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (ТУРКЕСТАНОВА)
mitrifon7
ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (1861–1934). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 НОЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ВАВИЛОВА

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

«Природа является путем к Богу; она ведет к Нему, потому что вышла из Его творческих рук. Каждое дерево у дороги, каждый цветок в поле, каждый человек, встреченный нами на путях жизни, несет на себе отпечаток Создателя своего: удивительная красота и совершенство всего сущего и чудесно организованный порядок, всё соединяющий воедино, подтверждает на каждом шагу бытие Божие».

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК